Г. Мережковский утверждает, что «тайна Воскресения Плоти» не открывается в «нынешнем» христианстве, что в нем еще сохраняется «застареля дурная привычка лжехристианства, или, лучше сказать, павлианства» (?!), состоящая в том, что «старое», «византийское», «скопческое», «аскетическое» и «прелюбодейное» (?!) христианство, якобы обесплотило Христа, отвергло в человеке плоть, признало, что не какая-либо часть или свойство плоти, земли, любви к себе, а ввся плоть в существе своем, как мистическое начало, противоположно другому началу, как зло добру, вечное да – вечному нет; как проклятое, бесовское – святому, божескому, что тело в человеке есть неискупимо – грешное, зверское, скотское, а вся животная, стихийная природа – порождение дьявола, что «жить в Боге – значит жить вне тела», что святость значит бестелесность, бесплотность что дух противоположен плоти, как вечное добро вечному злу, что мир есть отрицание Бога и Бог есть отрицание мира, не какой-либо части мира, а мира, как целого, как опять таки абсолютной сущности, что именно отсюда вытекает: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего… Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 2:15–16; 5:19 )!.. 39 Разумея под «историческим христианством» христианство со времен Апостолов и до наших дней включительно, г. Мережковский и свое обвинение предъявляет ко всему «историческому» христианству, не исключая и Апостольского. Не новы, конечно, обвинения на Апостолов в непонимании ими учения Христа: в чужих подвалах они уже давно заплесневели и только у нас почему-то еще претендуют на свежесть и даже новизну!.. Между тем и поверхностного знакомства с творениями Апостолов достаточно, чтобы признать обвинительный акт Мережковского, по меньшей мере, голословным. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей… Дружба с миром есть вражда против Бога… Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 2:15, 15:5, 19 ; Иак. 4:4 )… – говорят нам Апостолы и в то же время заявляют, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… чтобы мир спасен был чрез Него», потому что «мир и начал быть чрез Него» ( Ин. 1:10; 3:16–17 )… Какое, по-видимому, глубокое противоречие! С одной стороны, мир действительно есть отрицание Бога и дружба с миром – не только отрицание любви Отчей, но и вражда против Бога, с другой – мир есть объект высочайшей любви Божией и наилучшее свидетельство о бытии Творца!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Добродетельная, самоотверженная, подвижническая жизнь приносит в душу не только упование на спасение, но и совершенное успокоение сердца в Боге и мир с Богом, который находится в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. «Оправдавшись верою, – говорит апостол, – мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Бог людей примирил Себе во Христе, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой состоят теперь все истинные христиане и хвалимся надеждой славы Божией ( 2Кор. 5:19 ; Рим. 5:2 ). Этот мир свидетельствуется ощущением благоволения Божия, созерцанием в духе светлого лица Божия, сознанием отнятия и изменения гнева Его на милость, радостным воззрением на небо. Прежде, до обращения от греховной жизни, был будто меч над главою, было страшно обратиться и подумать о Нем, а теперь со святым дерзновением христианин обращает взор к Богу и возносит глас молитвы. Но это пребывание в чувстве упования спасения и мира с Богом может быть, когда ничего нет на совести. Но так как по апостолу мы никогда не бываем без греха, то необходимо постоянно очищать совесть покаянием, чтобы быть в мире с Богом ( 1Ин. 1:9 ). Малые грехи – очищать ежечасным, ежеминутным раскаянием и молитвенным воздыханием к Богу до умирения духа, а великие грехи – не откладывая, исповедать духовному отцу и принять разрешение (си. выше гл. 11, §7 – о непрерывном говении, п. «а»). В неразрывной связи с усиленной подвижнической деятельностью ради живого союза с Господом христианин должен в себе иметь и напрягаться возбудить и всегда хранить чувство любви Отчей от Бога, чувство Его любви к нам как Отца к детям, и чувства своего сыновства, близости к Нему по благодати. «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духе усыновления, Которым взываем: «Авве Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:14–16 ; ср. Гал. 3:26–27 ), получившие усыновление ( Гал. 4:5–6 ). «Смотрите, – говорит апостол любви, – какую любовь дал нам Отец, – чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И нам не дано узнать - чем закончится терапия (θεραπεαν) листьями. Но точно -- только не мук ами вечн ыми . Александр 01 февраля 2017г. 15:51 Послание к Галатам святого апостола Павла Глава 5. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 1Кор. 3 :17 . Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Симфония по творениям святителя Василия Великого: /Если один бит будет много, а другой мало ( Лк. 12 :47-48 ), то почему же иные говорят, что нет конца мучению?......./ 1Ин. 4 :8 . Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 1Ин. 4 :9 . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Все в любви и заключается Виталий, но лишь во взаимной !!! И в заключении уважаемый Виталий напомню Вам, что толкование ποκλυψις Иоанна Богослова всего лишь одно всем известное, это Святителя Андря, архиепископа Кесарии Каппадокийской, все последующие лишь повторение.Так как данное созерцание апостолом Любви, да еще чего вдумайтесь, ЕГО ПРЕСТОЛА, о чень сложное во всем его многообразии. А также Святитель Марк писал:/ « Ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали через дела, ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после последнего того Дня Суда и воскресения всех»/ Виталий Мигузов, Воронеж 01 февраля 2017г. 19:51 ///Если один бит будет много, а другой мало (Лк. 12:47-48), то почему же иные говорят, что нет конца мучению? .......///- конечно же будет конец. Хоть мало, хоть много - ведь не сказано, что бесконечно биты будут.

http://bogoslov.ru/article/4900148

Ибо Бог напитает нас «хлебом слезным» и напоит «слезами», но «в мере» (ср. Пс.79:6 ). И эту меру каждый определяет для себя своей жизнью, согрешая больше или меньше. Ибо, как сказано, «чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» ( Пс.74:9 ). Без сомнения, каждый смешивает его, и оно становится его осуждением, которое определяется не только сотворенным им злом, но и добром. И когда они смешиваются, «осадок ее 18 », который, как мне думается, относится к совершённому злу, до конца не будет «выжат» (ср. Пс.74:9 ). 1.9. Но, как мы сказали, все это «в руке Господа», и должно нам поспешить к исправлению, без притворства обратиться к покаянию, скорбеть о прошлом, быть бдительным в будущем, призывать помощь Бога; ибо как только обратишься и восскорбишь, тотчас будешь спасен, ибо обрящешь «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (ср. 1Ин.2:1 ; Рим.8:34 ), а Он намного выше Моисея, который, однако, молился за этот народ (ср. Чис.21:7 ) и был услышан. И, возможно, потому и написано, что Моисей просит за грехи прежнего народа и вымаливает прощение, чтобы у нас было намного больше доверия, так как ходатай наш Иисус, вне всякого сомнения, вымолит нам прощение у Отца; если только мы обратимся к Нему, если «не отступит назад сердце наше» (ср. Пс.43:19 ), как и Иоанн говорит в своем послании: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия IX. О кадильницах Корея, о том, как народ восстал на Моисея, и о жезлах, среди которых расцвел жезл Аарона. 1.1. У Бога, как это дано понять, нет ничего бесполезного, ничего излишнего, но даже то, что, как кажется, людям нужно удалить и отвергнуть, оказывается необходимым. Это позволяет нам понять сегодняшнее чтение, которое рассказывает о кадильницах Корея и об остальных, согрешивших вместе с ним. И даже эти кадильницы Бог повелевает не выбрасывать, но разбить «их в листы для покрытия жертвенника» ( Чис.16:38 (17:3)).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, воскресение из мертвых составляет самое основное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добровольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он фактически победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Откр. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что чрез Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Ин. 1:2 ), чрез Него открылась нам божественная любовь ( 1Ин. 3:16; 4:9, 10, 16 ), которою Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только чрез смерть Он мог духовно соединиться со всеми верующими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин. 10:1718 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеугольный камень христианства.. Если бы Христос умер и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только учение, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14:19 ). § 66. Участие в смерти Христа как путь к воскресению Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:14–15 ). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Ненавистны «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста» ( Притч.16:18, 8:13 ). «Бог создал человека для нетления и со делал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). «Жало же смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). «Грех отчуждает человека от Господа и сближает с диаволом», – говорит святитель Василий Великий 147 . «Всякий грех, – по определению святителя Григория Богослова , – есть смерть души» 148 . «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:8, 10, 14–15 ). Многие считают, что вранье, ложь – самый пустяшный грех . А так ли? «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал нам Спаситель ( Ин.14:6 ). «Всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ). Всякая ложь удаляет солгавшего от Христа Бога и присвояет его к отцу лжи, человекоубийце от начала – диаволу. И потому, «кто говорит ложь, не спасется»; «кто говорит ложь, погибнет» ( Притч.19:5, 9 ). Зная это, будем внимательны к сказанному в Писании: «Не говорите лжи друг другу» ( Кол.3:9 ). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). Нам всем следует помнить слова Христовы из евангельского повествования о Страшном суде: то, что вы «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Вот сколь ответственно для нас должно быть наше поведение с ближними, среди которых мы живем. Соврал я кому-то, обманул я кого-то, я в лице обманутого мною ближнего, обманул Самого Христа Бога. И если я кого-то обругал, оклеветал, оскорбил, или у кого-то украл, кого-то ударил, – все такие и подобные поступки мыслимы только у обезумевшего человека. Нам, верующим, просто невозможно доходить до того, чтобы оскорблять, клеветать, ударять нашего ближнего, зная, что сими и подобными мерзкими поступками мы оскорбляем, клевещем и ударяем Самого Всесвятого, любящего нас искупителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Не переставая быть Богом, чем был всегда, Он сделался Человеком, приняв все человеческое, кроме греха, и Своим добровольным страданием и крестной смертью сокрушил диавола, позавидовавшего нашему роду человеческому. Спасши нас от тяжкого пленения, Он возвратил нам, по Своему милосердию, прежнюю свободу. Лишившись ее чрез свое непослушание, мы получили ее опять, благодаря Его любви к людям, и даже были удостоены Им еще большей чести. Ты же, отвергнув пострадавшего так ради нас Господа, удостоившего нас таких благ, издеваясь над Его Крестом, предавшись всецело гибельным страстям и позорно провозглашая богами постыдных идолов, не только удалил себя от небесных благ, но, удаляя от них всех, повинующихся твоим приказаниям, ты и их души подвергнул опасности. Так знай, что я не послушаюсь тебя и не возьму с тебя пример в такой неблагодарности к Богу, если ты даже отдашь меня на съедение диким зверям или велишь убить или сжечь, что в твоей власти. Я не боюсь смерти и не дорожу земными благами, призирая их суетность и немощь. Что полезного, прочного и постоянного во всем земном? Да и не только одно это: сколько оно доставляет несчастья, горя, сколько бесконечных забот! Со всякой земной радостью и наслаждениями соединена печаль и сокрушение; земное богатство - нищета; земная высота - крайнее унижение. Но кто пересчитает все его зло? На это наш богослов указал не многими словами: весь мир лежит во зле (1Ин.5:19). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию, пребывает во век (1Ин.2:15,17). Отыскивая это добро, я оставил все и присоединился к имеющим то же желание и почитающим Того же Бога, между которыми нет ни спора, ни зависти, ни горя, ни забот, но все идут одним путем. Цель их - занять места, уготованные Отцом для любящих Его. В них я приобрел родителей, братьев, родственников, друзей; своих же прежних друзей и братьев я избегал; поселился в пустыне, ожидая Бога, Который бы спас меня от малодушия и бурных страстей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечет Отец, пославший Меня. Я сошел с неба не творить волю Свою, но волю Отца, пославшего Меня. Я пришел во имя Отца Моего. Отче праведный... пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Ибо Ты имел любовь ко Мне до сотворения мира. После своего славного воскресения явился Господь ученикам своим и сказал им: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас». Произнеся это, дунул и сказал им: «Приимите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ). «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). После воскресения сказал Иисус ученикам Своим: «Примете силу, когда снизойдет Дух Святой на вас; и будете Мне свидетелями... вплоть до края земли» ( Деян.1:8 ). И когда прошло пятьдесят дней..., исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал, так и говорили. Евангелист Иоанн пишет: " Всякий, кто отвергает Сына, не имеет и Отца» ( 1Ин.2:23 ). «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; сии три об одном» ( 1Ин.5:7–8 ). И еще много подобного есть в Евангелии и в писаниях святых апостолов Христовых. И все, что написано и передано святой Церкви Божией во спасение людей, свидетельствует единодушно, что Святая Троица есть Единый и Единственный Бог . Без противоречия в Себе. Ибо что думает Отец, думает и Сын, думает и Дух Святой. И чего хочет Отец, хочет и Сын, хочет и Дух Святой. И что творит Отец, творит и Сын, творит и Дух Святой. И Отец любит Сына, любит и Духа Святого, Сын любит Отца, любит и Духа Святого. Дух любит Отца, любит и Сына. Один Бог, одна любовь, одна мысль, одна воля, одно действие. Из вечности в вечность. Как же это несопоставимо отличается от триады языческой – с именами троих богов, с именами, но без истинного родства и истинного сотрудничества! В истории мира только Бог христианский – Бог безымянный. Единственное имя Его – Отец. Никакого другого имени Его Новый Завет не упоминает. Как же это чудесно! И зачем нам другое имя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает через «окропление кровию Христовою» ( 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: «И кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: «...сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только, но водою и кровию. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь и сии три об одном» ( 1Ин.5:4–6, 8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Сии три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именнно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедывать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества. Евтихий, отвечая на пункты вашего допроса, говорил: «Исповедую, что Господь наш прежде соединения был из двух естеств, по соединении же исповедую одно естество». Удивляюсь, что столь безрассудное и столь нечестивое исповедание его не было порицаемо никакою укоризною со стороны судивших (его) и что эти слишком безумные и слишком хульные слова оставлены без внимания, как бы не было выслушано ничего оскорбительного! Тогда как столько же нечестиво говорить, что единородный Сын Божий был двух естеств до воплощения, сколько нелепо утверждать, что в Нем одно естество после того, как «Слово плоть бысть». Чтобы Евтихий не стал считать мнения своего или верным, или сносным на том основании, что оно не было опровергнуто ни одним вашим голосом, то убеждаем тщание любви твоей, возлюбленный брат, очистить невежественного человека и от этого пятна на его сознании, если по действию милосердия Божия, дело его примет добрый оборот, ибо он хорошо начал было отступать от своего убеждения (как видно из хода соборных деяний), когда по вашему требованию обещался признавать то, чего прежде не признавал, и успокоиться на той вере, которой прежде был чужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010