Первая заповедь: да веруем в Сына Божия. Кто исповедует, что «Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин.4,15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе — только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. «А всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать». Так что отвергающий, яко Иисус есть Христос, отметается Отца и Сына. «И сей есть антихрист» (1Ин.2,2–23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит лжа, потому что не верит свидетельству, которым «свидетельствовал Бог о Сыне Своем» (1Ин.5.10). Так — все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! «Если в вас пребудет, что вы слышали исперва, и вы в Сыне и Отце пребудете» (1Ин.2,24). Ибо «всяк преступали и не пребывали во учении Христове Бога не имать: пребывали же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать» (2Ин.1,9). Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и ходить так, как Тот ходил (1Ин.2,6). А «Он душу Свою положил за нас» (1Ин.3,16). Итак, «возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, и мы должны друг друга любити” (1Ин.4.11). „Бог любы есть, и пребывала в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4.16). Обманывает себя тот, кто говорит: «Люблю Бога — и довольно». Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо, «кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить» (1Ин.4.20). Обманывает себя и тот, кто говорит: «Буду любить братий — и довольно». Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (1Ин.5,2). «Кто не любит брата, тот пребывает в смерти. Потому и знаем, что мы прешли от смерти в Живот, если любим братию. Кто же ненавидит брата, тот человекоубийца есть и не имеет Живота Вечного, пребывающего в себе» (1Ин.3,14–15). Так, братие, только тогда, как «любим мы друг друга, Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4,12). «Возлюбленный, не уподобляйтеся злому, но благому», ведая, что только «благотворняй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога» (3Ин.1.11). «Если кто имеет богатство мира и, видя брата нуждающегося, затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? Чадца моя, не любым словом, но делом и истиною» (1Ин.3,17–18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Цель апостольской проповеди – привести верующих в общение с Отцем и Его Сыном Иисусом Христом, а цель настоящего послания та, чтобы радость христиан, проистекающую из богообщения, сделать совершенною. Первая часть. 1Ин.1:5–2:11 : Общие условия общения с Богом. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1ИН.1:5). Поэтому тот, кто хочет иметь общение с Богом, должен ходить во свете. Если же мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине ( 1Ин.1:6 ). Хождение во свете запечатлевается общением христиан друг с другом и очищением от всякого греха кровию Иисуса Христа Сына Божия ( 1Ин.1:7 ). Однако хождение во свете находящихся в общении с Богом христиан не есть совершенная святость, и они всегда нуждаются в очищающем действии крови Иисуса Христа. У каждого христианина есть греховность и грехи, которые он должен признавать и исповедовать и Бог отпустит их по Своему неложному обетованию. А говорить, что мы безгрешны, значит и себя обманывать и Бога представлять лживым ( 1Ин.1:8–10 ). Апостол пишет о всеобщей греховности с тою целью, чтобы внушить читателям не потворство греху, а решительную обязанность не грешить; впрочем, если кто и согрешит, то он не должен отчаиваться, так как Христос – Праведник – ходатайствует пред Отцем не за наши только грехи, но и за весь мир ( 1Ин.2:1–2 ). Определяя частнее, в чем состоит хождение во свете, Апостол говорит, что недостаточно одного теоретического знания Бога: «что мы познали Его, узнаем из того, что мы соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин.2:3 ); без этого нет любви к Богу, нет и общения с Ним ( 1Ин.2:4–6 ). И это не новая заповедь, так как читатели слышали ее от начала; но она должна быть названа и новою в том смысле, как она осуществлена во Христе и осуществляется в христианах, у которых тьма проходит и истинный свет уже светит ( 1Ин.2:7–8 ). Яснейшим выражением знания Бога и хождения во свете служит любовь к братьям. Во свете ходит только тот, кто любить брата; напротив, кто ненавидит брата, тот ходит во тьме и, как слепец, но знает, куда идет ( 1Ин.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Глава четвертая Как узнавать и отличать истинных пророков Божиих от умножившихся лжепророков ( 1Ин. 4:1–3 ). Для сего пробным камнем объявляет Св. Ап. Иоанн основной догмат христианства о воплощении Бога-Слова. «Всякий дух (учитель), который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). Усиливая свою речь, Апостол это повторяет еще в отрицательной форме: «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух (учитель-предшественник) антихриста» ( 1Ин. 4:3 ). По свидетельству Св. Иринея Лионского (прот. ерес. III, 16, 18), оба эти стиха направлены Апостолом против Докетов. Несмотря на ласкающие речи лжеучителей, победа будет на стороне провозвестников истинного слова Божия, ибо к нему склоняют слух все знающие Бога ( 1Ин. 4:4–6 ). «Дети! вы от Бога, и победили их (прошедшее время вместо настоящего для указания несомненной истинности совершающегося. Еп. Мих.); ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4:4 ). Таким образом дело Божие, т. е. Христово учение, должно несомненно восторжествовать над ересями – что в действительности и случилось. Отчего же хотя временно торжествуют разные лжеучителя? От того, что «они от мира, потому и говорят по-мирски (приноравливаясь ко вкусам и страстям времени) и мир слушает их. Мы от Бога», – прибавляет Апостол (т. е. не идем навстречу вкусам и страстям людским), – и, однако же, «знающий Бога слушает нас; кто не от Бога (нечестивец), тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ( 1Ин. 4:5, 6 ). Знающие Бога с этим знанием всегда соединяют и любовь ( 1Ин. 4:7–12 ). Ибо «кто не любит, тот не познает Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7, 8 ), – что и открылось из того, что Он послал Сына своего Единородного и отдал Его «в умилостивление за грехи наши», и притом так, что не мы прежде возлюбили Его, «но Он возлюбил нас» ( 1Ин. 4:9–10 ). «Если так возлюбил нас Бог», то, по рассуждению Св. Апостола Иоанна, и с нашей стороны должна быть также являема любовь; а поскольку Бог невидим сам по себе, то и любовь наша должна устремляться на существа, носящие Его образ, дабы единение наше с Ним могло быть живое, а любовь была не звуком пустым, а совершенной любовью: «Бога никто никогда н видал. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенная есть в нас» ( 1Ин. 4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Есть еще одна частность, относящаяся к рассматриваемому нами сейчас свойству Иоанновской литературы, общая и Апокалипсису и другим писаниям Апостола. Она касается противоположности идеального и эмпирического в способе рассмотрения Иоанном явлении жизни 1183 , которая выражается в ряде, по-видимому, противоречащих друг другу изречений об одном и том же предмете. Так, относительно греховности человека Иоанн пишет в Первом послании: „всякий пребывающий в Нем (во Христе) не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его“( 1Ин.3:6 ); „всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога“ ( 1Ин.3:9 ); „мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему“ ( 1Ин.5:18 ). Можно подумать, что Иоанн здесь совершенно отрицает возможность грешить для известной категории лиц. На самом деле, это толкование несправедливо, так как оно опровергается рядом других изречений в том же Первом послании. „Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды“ ( 1Ин.1:8:9 ). Возможность греха и для верующих предполагается в 1Ин.2:1,2 , – точно так же и в 1Ин.5:16,17 , где различаются грех к смерти и грех не к смерти. Вот здесь-то и сказались две точки зрения Апостола: идеальная и реальная. Как идеалист, он уже в настоящем видит будущую окончательную победу над грехом. Как человек, который по необходимости должен считаться с реальными условиями настоящей жизни, он признает факт эмпирической греховности. Это будет еще понятнее, если вспомнить то, что в 4 Евангелии и Первом послании Иоанна говорится о победе над миром. Христос говорит о Себе: „Я победил мир“ ( Ин.16:33 ). Апостол пишет: „сия есть победа, победившая мир, вера наша“ ( 1Ин.5:4 ). Победа над миром, как следует из этих слов, уже совершена, и это несомненно, конечно, – но только с известной точки зрения. Идеально мир с его злом окончательно побежден, но реально всякий верующий, чтобы воспользоваться плодами победы Христовой, должен сам еще победить мир, что возможно в союзе веры со Христом. И вот Апостол провозглашает: „всякий рожденный от Бога побеждает мир“ ( 1Ин.5:4 ); „Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?“ ( 1Ин.5:5 ). Но в каких условиях совершается эта победа? Оказывается, что победа у Иоанна состоит не во внешнем триумфе. „В мире будете иметь скорбь“ ( Ин.16:33 ), говорит в 4 Евангелии Христос Своим ученикам: „Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется“ ( Ин.16:20 ). „Наступит время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу“ ( Ин.16:2 ). Вот те условия, в которых должна протекать победная деятельность учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1Ин.5:4 .  Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 1Ин.5:5 .  Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал – мира, плоти и диавола (см. 1Ин.2:15–16 ). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол «объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом ( Ин 16:33 ), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром. 1Ин.5:6 .  Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 1Ин.5:7 .  Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1Ин.5:8 .  И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 1Ин.5:9 .  Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера. Возвращаясь к началу своего послания 1Ин.1:1–3 , Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего «вода» крещения, «кровь» крестной смерти на Голгофе и «дух», т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством – Бога Отца о Своем Сыне ( Мф.3:17, 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом ( Ин.1:18, 3:11, 8:14, 10:36 ; Мф.26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Если Христос не Бог, то разве мог Он возвестить нам и даровать вечную жизнь (1Ин.1:1; ср.: 1Ин.5:11—13)? Его Кровь «очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7, 2:2). Разве было бы это возможным, если Он не Истинный Бог и Господь? Если бы Христос не был Сыном Божиим и Богом, то разве отвержение Его было бы в то же время и отвержением Бога Отца (1Ин.2:22—23)? Кто не признаёт, что Христос есть Бог во плоти, тот антихристов; а кто признаёт, что Он — Бог во плоти, тот от Бога (1Ин.4:2—3; ср.: 1Ин.4:15, 5:1; 2Ин.7)? Если бы Христос не был Богом, то как бы мог Он дать нам Духа Божия, по которому и узнаём, что Он — Бог (1Ин.3:24, 4:13)? Святой Воанергес возвещает гласом своих громов: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20). Как Христос — не истинный Бог и Господь, если «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога, а пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.9)? Не признавать Христа Богом — значит быть безбожником, ибо безбожны все «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.4).    Как Христос — не Бог, если Он властвует над тайной времени и жизни; если Он имеет ключи от смерти и ада (Откр.1:16—20, 5:6)? Как Он — не Бог, если Он обладает Божественным всеведением и Божественным всемогуществом (Откр.2:2—7, 2:19, 23, 3:1, 8, 15)? Если Он не Истинный Бог и Господь, почему тогда Ему поклоняются все святые Божии творения (Откр.5:13—14, 7:9—12, 15)? Если Христос — не вечный Бог и не Всемогущий Господь, то не сказал бы Он о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13).    Священное Писание и Ветхого и Нового Завета светит Божественной силой вездесущего Сына Божия, являющего Себя в Ветхом Завете Единородным Сыном Божиим, только еще не воплощенным, а в Новом Завете открывающего Себя тем же Самым [Сыном Божиим], только воплощенным. Святой Ириней прав, утверждая, что Сын Божий посеян повсюду в Священном Писании (inseminatus est ubique in Scripturas Filius Dei).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Ин.5:18 .  Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 1Ин.5:19 .  Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 1Ин.5:20 .  Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 1Ин.5:21 .  Дети! храните себя от идолов. Аминь. Теперь следует заключение послания. Троекратным «мы знаем» (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом ( 1Ин.3:9 ), гласит: «всякий, рожденный от Бога, не грешит» (ст. 18) «Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: «хранить себя», т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от Него дар, можем и не грешить» (Феофил.). Второе положение состоит из двух противоположных суждений: «мы от Бога», а «мир весь во зле лежит» (ст. 19) – мир боговраждебный обнимает прежде всего «князя мира сего» ( Ин 12, 31 ) и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол ( 1Ин.2:18–19, 22–23, 4:2–8 ), а также тех, которые следуют похотям мира ( 1Ин.2:15–16 ). Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос , явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе 1Ин.4:9–5:12 . Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . И всякий, имеющий сию надежду на Него ( 1Ин.3:3 ). Вы видите, что Он дал нам надежду. Вы видите, как апостол Павел соглашается со своим собратом-апостолом: Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, которая видна, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим.8:24–25 ). Терпение укрепляет наше желание. Жди, потому что ждет Он, будь тверд в [P. 234] достижении цели, чтобы достичь ее, ибо Тот, к Кому ты стремишься, не удалится. Смотрите: и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( 1Ин.3:3 ). Смотрите, как Он не лишает нас свободного произволения и говорит: очищает себя. Кто нас очищает, кроме Бога? Но Бог не очищает тебя без твоего желания. Стало быть, тем, что ты соединяешь волю свою с Богом, ты очищаешь себя. Ты очищаешь себя, но не сам по себе, но посредством Того, Кто пришел, чтобы пребывать в тебе. Однако поскольку что-то ты делаешь при этом по собственной воле, то что-то принадлежит и тебе. Настолько же сие принадлежит тебе, что ты можешь сказать, как в псалме: «Будь помощником мне, не отвергай меня» (ср. Пс.26:9 ). Если же ты говоришь: «Будь помощником мне», то ты сам что-то делаешь. Ведь если ты ничего не делаешь, как Он тебе поможет? 8 . Всякий, делающий грех, делает и беззаконие ( 1Ин.3:4 ). Пусть никто не говорит, что одно дело – грех, а другое – беззаконие: я, дескать, грешник, но я не беззаконник. Ибо всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ). Что же нам делить с грехами нашими и беззакониями? Послушай, что говорит [апостол]: И вы знаете, что Он явился для того, чтобы снять грех, и в Нем нет греха ( 1Ин.3:5 ). Тот, в Ком нет греха, Сам пришел снять грех . Ведь если бы и в Нем был грех, то следовало бы снимать [грех] с Него, а не Он снимал бы. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает ( 1Ин.3:6 ). Насколько он в Нем пребывает, настолько не грешил. Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его ( 1Ин.3:6 ). Важный момент: Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. И неудивительно. Ведь мы не видим Его, но надеемся увидеть; мы не познали Его, но намереваемся познать. Мы верим в Того, Кого еще не познали. Значит ли это, [P. 236] что мы познали Его через веру, а не познали еще через видение? Но тогда в вере мы Его и видели, и познали. Ибо если вера еще не видит, почему мы называемся просветленными? Есть просветление через веру, и есть просветление через видение. Сейчас, пока мы еще скитальцы, мы ходим верою, а не видением ( 2Кор.5:7 ). Поэтому и праведность наша – через веру, а не через видение. Совершенной наша праведность станет, когда мы увидим через видение. Мы не должны отказываться от этой праведности, которая от веры, потому что праведный верою жив ( Рим.1:17 ), как сказано у апостола. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает. Ибо всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. И не верует тот, кто грешит; если же человек верит, то, насколько это зависит от его веры, он не грешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Ин.2:29 . Аще всте, яко праведник есть, разумйте, яко всяк творяй правду от него родися. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Зная же это, зная, что Бог нраведен, что каждому воздаст по делам его, должно знать и то, что всяк человек, живущий по закону правды, рожден от Него: он есть чадо Божие и наследник обетований. В день же славного явления Господа нашего Иисуса Христа, он предстанет пред Ними с твердою надеждою облещися в виссон чист и светел, виссон оправдания Святых ( Откр.19:8 ). Часть вторая. О надежде с любовью а) Основание надежды – любовь Бога Отца к падшему человеку, открывшаяся в пришествии на землю Сына Его ( 1Ин.1:1–5 ); б) предмет надежды – Богоподобие и зрение Бога ( 1Ин.3:2 ); в) средства преобрести сию надежду: очищение от греха заслугами Ходатая; подражание Его праведности, доказываемое любовью к ближним, уклонением от путей Каиновых, милосердием или состраданием; молитва – или неосужденное дерзновение к Богу ( 1Ин.3:3, 9, 11–12, 17, 21 ); г) плоды молитвы – единение с Богом, свидетельствуемое Духом Божьим ( 1Ин.3:24 ); д) предосторожность от влияния духов антихриста; их разпознание и отвержение ( 1Ин.4:1–6 ). Сию часть составляет третья глава послания, и шесть стихов четвертой. Глава 3 1Ин.3:1 . Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Бoжiя наречемся, и будем. Сего ради мíр не знает нас, зане не позна его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Св. Апостол, изложив учение о Вере и об оправдании заслугами Господа и Спасителя нашего, хочет подкрепить веру нашу надеждою. И с сею целью ободряет верующих тем, что Отец небесный любит их и печется о спасении всех и всегда, печется невзирая на нашу греховность; ибо не хочет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти ( Иез.33:11 ). Когда на таковое хотение и призывание человек отзывается безусловною готовностию обратиться к Отцу небесному, тогда Он изводит грешника из состояния греховного рабства и поставляет его в состояние благодатного возрождения, превышающего собою все понятия мира, все суждения людей, ходящих в суете ума своего, работающих плоти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

1Ин.3:3 .  И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 1Ин.3:4 .  Всякий, делающий грех , делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Из понятия рождения верующих от Бога ( 1Ин.2:29 ), их высокого благодатного богосыновства в настоящем ( 1Ин.3:1 ) и неизреченного блаженства в будущем (ст.2) для всякого имеющего христианскую надежду на блаженную вечность необходимый долг – постоянно очищать себя от всяких греховных прирождений по образцу чистого и безгрешного Христа, так как только чистые сердцем могут видеть Бога ( Мф 5:8 ). Этот нравственно-практический вывод из учения о духовном возрождении христиан и их высоком достоинстве детей Божиих Апостол далее (ст. 4) подкрепляет отрицанием противоположного тезиса, вероятно, высказывавшегося еретиками-антиномистами, о допущении греха в христианах: Апостол со всею решительностью доказывает полную несовместимость греха с достоинством возрожденных христиан. Апостол говорит как бы так: «вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех , но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить… Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием – нарушение положительного закона» (блаж. Феофил.). Нарушитель же закона Божия есть преступник против него, и уже не дитя Божие, а общник и сын диавола. 1Ин.3:5 .  И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:6 .  Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Апостол теперь, ссылаясь на собственный внутренний опыт и христианское познание читателей, еще далее раскрывает несовместимость греха с состоянием возрожденного во Христе, указывая на то, что целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин.2:2 ; см. 1Пет 2:21, 24 ), причем самое общение христиан с Безгрешным Христом Спасителем обязывает их не грешить; допустимы лишь грехи немощи и слабости природы человеческой. «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» – «под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010