Нет! Не хочет Бог погибели человека, да и быть это не может: Он человека сотворил, и мир этот огромный и великолепный для него создал, и Он же его величайшими страданиями Сына Своего возлюбленного искупил от вечной погибели! – И так не отчаивайся, человек в вечном твоём спасении, не унывай, не теряй надежды, не говори: «Бог мне не простит, Бог меня не помилует». Неправда, ибо хотя Бог и правосуден, однако и многомилостив, – верую, что больше милостив, нежели правосуден. Ты сам не больше ли любви оказываешь больному своему дитяти, нежели здоровому? А мы все больны, крепко больны. Чем? Грехами; а эта болезнь лютее всякой болезни, ибо она повергает человека не во гроб, но во ад, подвергает человека не временной, но вечной смерти. Значит, человек – грешник такой, который достоин сострадания и Бога, и ангелов. Потому-то и Бог, и ангелы радуются и об одном грешнике покаявшемся. Сколько же радостно для Бога и ангелов, когда много грешников покается, когда все грешники обратятся на путь спасения? Потому то и сказал Бог: «не хощу смерти грешника» ( Иез.33:11 ), «не хочу погибели его; но хочу, чтобы он обратился на путь спасения, и покаялся и был бы вечно жив». Нет! Не хочет Бог погибели грешника, да и не может хотеть, не может желать зла своему возлюбленному творению – человеку. Можешь ли ты желать зла возлюбленному своему дитяти? А Бог далеко добрее тебя; Он весь добро, весь любовь, или как в Евангелии сказано: «Бог любы есть» ( 1Ин.4:8 ). Да и лёгкое средство указал Господь человеку, чтоб ему спастись. В чем это средство? В покаянии: перестань грешить, покайся, поплачь о грехах, расскажи грех свой духовнику – и Господь Иисус Христос простит грех твой, не ради твоего покаяния, а ради своих страданий. Правда, что великий грех требует и великого покаяния – как Мария Египетская каялась 48 лет; но такое, покаяние делает человека не человеком уже, но ангелом, ибо она, после такого покаяния, ходила уже по воздуху; а Ниневитяне в три дня покаялись. Кайся и так, как Мария Египетская; если хочешь на земле быть ангелом; кайся и так, как Ниневитяне, чтоб только отвратить гнев Божий, чтобы тебе не погибнуть. Разбойник Патермуфий, чрез седьмь лет строжайших и суровейших покаянных подвигов, остановил солнце; блудница, потом преподобномученица Евдокия, чрез седьмь дней покаяния – стала творить чудеса Христовы. Оставайся и ты человеком, – только перестань быть грешником, и того довольно для тебя; перестань грешить, чтобы смерть не накрыла тебя во грехе нечаянно, неожиданно. Нет! Покаяние есть – не отчаивайся в своем вечном спасении; покаяние есть – не боюсь того, что я согрешил; но впредь буду осторожнее, буду беречься греха, не дамся в руки диаволу, не доведу себя до погибели, ибо я знаю, что есть впереди меня смерть, есть страшный суд, есть ад и вечные мучения для упорных, отчаянных и нераскаянных грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» Ожесточение  — 1) чувство злобы, ненависти, вражды; 2) нежелание человека слушать Бога и исполнять Его волю (ожесточение сердца). Книги Ветхого и Нового Заветов предоставляют нам множество примеров ожесточения людей или народов. Достаточно часто в текстах Писания слово «ожесточение» сближается по смыслу с понятием «ожесточенность», «озлобленность», «жестокость». В этих случаях оно указывает на устойчивое греховное качество человеческой личности, греховную страсть или порок . Жестокие, озлобленные люди противопоставляются в Библии тем, кто исполнен любви и милосердия ( Притч.11:17 ). Поскольку в основе правильных отношений между человеком и Богом, человеком и ближним должна лежать любовь, и это требование напрямую связывается со спасением ( Лк.10:27 ), постольку понятно, что жестокость служит серьёзным препятствием на пути к  Богу , Который есть Любовь ( 1Ин.4:8 ) и Его Царству, которое есть Царство Любви. Другое звучание слово «ожесточение» приобретает тогда, когда речь идёт об ожесточении человека (группы людей) в отношении конкретного лица, общества, народа, воспринимаемого им (ею) в качестве соперника, противника или врага. В зависимости от контекста, в котором используется это слово, обозначаемое им состояние может интерпретироваться по-разному. Например, Писание сообщает об ожесточении язычников по отношению к еврейскому народу ( Нав.11:20 ). Как известно, язычники не желали уступать место   Израилю в земле Обетованной , которую они считали своей, и даже не желали иметь евреев своими соседями. С одной стороны, их реакция может показаться естественной, справедливой. Именно так она нередко характеризуется противниками Библии и Бога. С другой стороны, сопротивление язычников Израилю противоречило замыслу Божьему, и, следовательно, должно оцениваться не иначе как богопротивная попытка воспрепятствовать реализации воли Божьей. Опять же, понятие «ожесточение» иногда прилагалось и к самому Израилю, как к отступившему от условий Завета, от Бога ( 4Цар.17:14 ).

http://azbyka.ru/ozhestochenie

Разделы портала «Азбука веры» Самопожертвование – жертвование собой (своими интересами, временем, силами, репутацией, здоровьем, жизнью и пр.) ради кого-либо, чего-либо. Иногда можно услышать: «Пусть лучше Бог заберет мою жизнь вместо жизни такого-то». Правильно ли так говорить? Мыслить, что Богу «без разницы», чью забрать жизнь, лишь бы забрать, значит мыслить подобно язычнику. «Христианский» Бог есть Любовь ( 1Ин.4:8 ), а не грозный, кровожданый божок, время от времени требующий от людей человеческих жертв (детей, девственниц, пленников). По Своей любви к людям Бог отдал Своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Иисус Христос  — наш истинный Спаситель. К Нему в полной мере относятся слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Кем себя считает говорящий «Пусть лучше Бог заберет мою жизнь вместо жизни такого-то»? Спасителем? Иисусом Христом? Кем он считает Бога? В какого Бога или бога он верит? Нужна ли истинному Богу такая жертва? За близких мы можем молиться, и, в частности, тогда, когда им угрожает смертельная опасность. Не является ли поступок человека, жертвующего своей жизнью ради спасения других, своего рода самоубийством? Человек , совершающий самопожертвование, и человек, совершающий самоубийство, имеют разную мотивацию. Жертвуя своей жизнью ради осуществления чего-то богоугодного, доброго, например, ради спасения жизни другого человека или группы людей, человек совершает это не из ненависти к собственной жизни, не из пренебрежения своей жизнью как даром Божьим, а будучи движим светлыми мыслями, добрым побуждением. В определенных случаях самопожертвование ради спасения других, с точки зрения Церкви это не только не самоубийство, но, наоборот, подвиг любви. Частные мотивы самоубийцы, побуждающие их к суициду, разнятся между собой, однако в основании стремления свести счеты с жизнью лежит общий мотив: нежелание жить (не имеем в виду особые случаи, когда человек страдает тяжелым психическим заболеванием, или, к примеру, убивает себя в критической ситуации, на войне, дабы не попасть в руки врага и не выдать под пыткой военные секреты, и пр.). Является ли эвтаназия самоубийством, если человек хочет уйти из жизни, чтобы не обременять близких?

http://azbyka.ru/samopozhertvovanie

Разделы портала «Азбука веры» Страх: 1) душевное волнение, состояние острой тревожности, связанное с ощущением опасности за себя или за своих ближних; душевное беспокойство, вызванное неуверенностью в благополучном исходе важного дела. 2) Страх Божий . 3) Страхование от падших духов . Можно ли априори считать страх богопротивным? Некоторые современные мыслители, исходя из библейских цитат, связывающих возникающий в душе страх с недостатком подлинной веры ( Рим.8:15 ) и любви ( 1Ин.4:18 ), артикулируют любые его формы, как нечто ущербное, богопротивное (исключение, по их разумению, составляет только страх Божий). Так ли это, или не так? — Содержание ряда библейских фрагментов и действительно сообщает о страхе как о следствии недостаточности духовно-нравственного развития личности, удаленности человека от Бога . Однако, важно учитывать, что эти фрагменты касаются не страха вообще, но встроены в определенный богословский контекст. При вдумчивом прочтении Священного Писания трудно не заметить, что и Сам Бог неоднократно направлял и воспитывал человека посредством устрашающих предупреждений, субъективно воспринимавшихся людьми как угрозы. Так, предостережение Богом Адама от нарушения заповеди о невкушении плодов с древа познания добра и зла было связано с указанием на имеющую последовать за преступлением смерть: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Угрожающе выглядели и предостережения, адресованные утопавшему во грехах еврейскому народу: «если… отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» ( Ис.1:20 ). Во времена Нового Завета Вочеловечившийся Сын Божий, ограждая людей от стремления ко греху и иллюстрируя, что ждет нераскаянного грешника в будущем, тоже прибегал к устрашающим символам, таким как тьма внешняя, кромешная, плач и скрежет зубов, геенна огненная, неумирающий червь и др. Это значит, что в условиях земной жизни, в некоторых случаях страх может играть вполне положительную роль. Значит, он не должен априори считаться богопротивным.

http://azbyka.ru/strah

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания? а) Таинство миропомазания сообщает нам благодать Духа просвещающую и вразумляюшую нас в истинах веры. «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся», писал христианам св. апостол Иоанн. «И вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учить вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» ( 1Ин. 2:20, 27 ). «Сие помазание, – наставлял также св. Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад церкви, – сохраните непорочно, ибо оно «само учит вы о всем» ( 1Ин. 2:27 ), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего» (Поуч. тайновод. III, и 7, стр. 453). б) Сообщает нам благодать Духа, утверждающую и возращающую нас в благочестии. На это указывает св. апостол Павел, говоря: «Извествуяй ( утверждающий)... нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21, 22 ). Указывал своим слушателям и св. Кирилл Иерусалимский : «Вы помазаны... на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским ( Еф. 6:14, 17 ). Ибо, как Христос по крещении и по наитии Св. Духа, исшед, победил супостата ( Мф. 4:1 и далее): так и вы по Святом Крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: «Вся могу о укрепляющем мя Христе» 243 ( Флп. 4:13 )». – (Поуч. Тайновод. III, стр. 452). в) «Дух Св. освящает все существо наше, – говорят восточные патриархи: через помазание чела – освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» ( Флп. 4:8 ): через помазание груди – освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не «мир, ни яже в мире» ( 1Ин. 2:15 ) а Бога и Божие; через помазание органов чувств – освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног – освящает все дела, все поведение человека, – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Св. Духа: «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия... и Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ), из коих три преимущественно относятся к просвещению разума, а последние к наставлению и утверждению воли в добре» («Прав. исп.», ч. I, ответы на вопр. 73 – 80).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос: Кто все-таки управляет этим миром? Если Бог, то почему в молитве " Отче наш " есть строка: " да будет воля Твоя и на земле, как на небе " . Почему дьявола называют князем мира сего? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   В священных новозаветных книгах слово мир употребляется в двух значениях: 1. космологическом и 2. духовно-нравственном.   1. Мир Божий, космос, сотворенный премудрым Творцом, вся вселенная. Этот мир имеет свои законы и непреходящую красоту. Его имел ввиду Господь, когда сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:9).  Мир этот любит Бог настолько, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог – Владыка неба, земли и преисподней, т.е. всего тварного мира. Об этом говорит псалмопевец: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -  и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).   2. Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин.16:8-9). Дела этого мира злы (Ин.7:7) и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).   Диавол назван князем мира  (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы  и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает (Фил. 2, 11), со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5).

http://pravoslavie.ru/6598.html

Разделы портала «Азбука веры» Смысл вопроса в том, что определение жертвы предлагается как то, что отдается навсегда (возможно это не правильно), в случае со Христом, то Он как понимаю не отдал Свою жизнь навсегда. Также хочу отметить, что меня интересует именно жертва жизнью, а не жертва достоинством и благополучием (следствие которой — страдания), поскольку если правильно понимаю именно жертва жизнью является самой главной и она искупила человечество. Похожие вопросы 5 Ответов Смысл жертвы Христа в том, что Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ). Сам факт того, что Он понес наказание и умер вместо грешников, будучи Сам абсолютным Праведником, был принят Богом в качестве достаточной жертвы. И поскольку Он не был должен смерти себя, то и воскрес после добровольной смерти. • Искупление не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, некоего однократного действия. Вся земная жизнь Христа Спасителя от момента Боговоплощения и до Вознесения имеет искупительное значение: Христос спас нас Своим учением, жизнью (личным примером), смертью (сошеств. во ад) , воскресением. • Высшим показателем исправления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало преодоление Им смерти через Воскресение. Жертва в том, что безгрешный и всемогущий Сын Божий ради Вас и меня претерпел невыносимые оскорбления, унижения и побои, а потом мучительную смерть, хотя по справедливости это мы должны умереть за свои грехи. Разве Вам этого недостаточно? Что Он воскрес — это дело силы Божией. Но разве воскресение отменяет принесенную жертву? Все это дело любви Божией: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. ( 1Ин.3:16 ) Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. ( 1Ин.4:8–10 )

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-zhertva-h...

7. Поучение в неделю по просвещении После крещения от Иоанна в реке Иордане, Господу нашему Иисусу Христу предстояли тотчас два великих подвига, – один в искушении от диавола, другой – в борьбе с злобою людей. Но диавол был побеждён словом Божиим, а люди – Его смирением и послушанием Отцу Небесному – даже до крестной смерти. В пустыни мира сего и к нам диавол приступает с теми же своими раскалёнными стрелами, соблазняя нас – или похотию плоти, или похотию очес, или гордостью житейскою. Как Господа диавол соблазнял похотию плоти: «скажи, чтоб эти камни сделались хлебом» ( Лк.4:3 ), сказал диавол Господу. – Что ж Господь на это? Он ответил на это словами пророка Божия: «не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом Божиим» ( Лк.4:4 ). Почему бы и нам не отвечать словом Божиим на всякое искушение диавольское во плоти? Но многие ли читают и знают слово Божие? А главное: не для пищи ли, не для чрева ли работает весь мир? Не сами ли мы искушаемся и прельщаемся похотию плоти более, нежели сколько сам диавол нас искушает? После 40-дневного поста, диавол приступил к Господу для искушения уже тогда, когда Он взалкал; а из нас многие ли соблюдают строгий пост? Поэтому, какая необходимость диаволу приступать к искушению нас пищею, если мы сами себя ею искушаемся и прельщаемся? Не сами ли мы искушаем себя и любостяжанием? «Все царствия мира Тебе дам, если Ты мне поклонишься» ( Мф.4:8–9 ), сказал диавол, указывая с горы на города, и как бы на картине представляя их. Господь опять словом Божиим отразил искушение демона: «Господу Богу да поклонишься, и тому единому да послужишь» ( Мф.4:10 ), – сказал Христос. А нас, нужно ли диаволу любостяжанием искушать, если мы все служим богу – мамоне? Если не роскошь и пьянство, то сребролюбие и любостяжание составляют правило нашей жизни, тогда, когда в Евангелии ясно сказано: «не любите мира, ни всего, что в мире» ( 1Ин.2:15 ) – пользуйтесь всем; но не любите ничего. Диавол решился ещё раз искусить Господа тщеславием и гордостью, сказавши: «бросься с высоты и не бойся ничего; ибо ангелам своим заповедал Бог сохранять Тебя на всех путях Твоих» ( Лк.4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

76. Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф. 25:34 ; Деян. 13:48 ; Евр. 9:15 ), к благодати ( 2Тим. 1:9 ; Еф. 2:10 ), к святости ( Еф. 1:4, 5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф. 25:34 ), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа ( 1Ин. 11:29, 4:7 ; Ин. 3:8, 17:2 ), написанными в книги жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Апок. 17:8, 20:15 ). Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам ( Рим. 4 ), Исаак и Иаков ( Рим. 9:8–13 ), народ израильский ( Исх. 48:13 ). Примером предопределения – пророки, например Иеремия ( Иер. 1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария. Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною ( Мф. 20:23, 25:34 ), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его ( Еф. 1:5, 2:10, 6:11 ; Рим. 4:28 ; 2Тим. 1:9 ). Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека. Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них. Он всем говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» ( Мф. 11:28 ), дарует всем благодать и средства, необходимые для спасения, и тех, которые делают из них доброе употребление, предопределяет к вечной славе, а осуждает тех, которые останутся до конца жизни своей в противлении и нераскаянности. Следовательно, только тот лишается благодати помилования, кто сам лишает себя оной. Так объясняют св. отцы те места Св. Писания ( Еф. 1:4 и Рим. 9:11–13, 15, 17 ), в которых иные хотят видеть безусловное предопределение Божие. Объясняя последнее место, Златоуст говорит: «Почему один (Иаков) любим, а другой (Исав) ненавидим? Потому, что один был порочен, другой добр, но когда они еще не родились, один был почтен, а другой осужден. Еще до рождения их Бог сказал: «яко болий поработает меньшему». Почему же Бог сказал это? Потому, что Он не ждет, как человек, окончания дела, дабы видели, кто добр, кто нет, а напротив прежде сего знает, кто порочен, кто нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010