Мы обязаны Богу этою любовью; она есть важнейший, «царский закон» ( Иак. 2:8 ). Но может ли любовь к Богу быть предметом заповеди или обязанности, когда она, как свободное чувство, по-видимому, независима от нашей воли? Может, потому что мы можем добровольно воспроизводить и оживлять себе те представления, которые могут возбуждать в нас любовь Божию ( Ин. 3:16 ; 1Ин. 4:9  и дал., Рим. 5:8 ). Потому то существует заповедь о любви к Богу. Когда законник иудейский спросил Иисуса Христа: «какая наибольшая заповедь в законе?» Он отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:36–38 ). Заповедь о любви есть высшая и совершеннейшая заповедь – потому, что любовь к Богу есть высочайшая цель всех христианских заповедей. «Цель увещания, – говорит ап. Павел, – есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной любви» ( 1Тим. 1:5 ). Заповедь о любви к Богу есть совершеннейшая заповедь еще и потому, что исполнение ее заключает в себе соблюдение всех других заповедей. Ап. Павел учит: «любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Ибо невозможно любить Бога, не соблюдая Его заповедей. «Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня» – сказал Спаситель ( Ин. 14:21 ); и возлюбленный Его ученик пишет: «кто говорит: «я познал Его» (Христа), но заповедей Его не соблюдает; тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин. 2:4 ). «Хотя это (любовь) одна добродетель», говорит св. Василий Великий , – «однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь» 105 . Дитя, искренно любящее своего отца, тщательно избегает всего того, что ему не нравится. Так и человек, истинно любящий Бога, страшится и всячески избегает всего того, что Его оскорбляет. Он охотнее готов претерпеть все на свете, даже самую смерть, нежели по причине тяжких грехов лишиться любви Божией. При всех искушениях он говорит устами патриарха Иосифа: «как сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» ( Быт. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Все Апостолы, несомненно, учили, что Христос – Сын Божий, от вечности предопределенный Искупитель мира, что Своим воплощением, крестною Смертию и Воскресением Он совершил спасение его и будет судить искупленный мир, все проповедывали о любви к Богу и между собою, как добродетели, созидающей спасение. Но не ап. Петра Христос избрал на крыльях духовного орла взлететь в премирную область Божественной жизни и отношения ее к нам и, при озарении Духа Святого, созерцая тайну этого бытия, раскрыть ее нам, верующим и еще не уверовавшим, для веры, а Своему возлюбленному ученику Иоанну, прозванному за то Богословом, который из духовно заоблачной высоты возгремел: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; следовательно, «в Нем была жизнь» всего, «и жизнь была свет человеков, Который просвещает всякого человека, приходящого в мир», и все же «мир Его не познал», так что Он был «светом во тьме»; однако «тьма его не объяла», «и Слово плотию стало и обитало с нами, полное Блогодати и Истины» затем, чтобы Свет «тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:1–14 ). Иоанну, которого отменно от других любил Христос, и сердце которого, посему, было более широким и глубоким для восприятия излиянной в Него Божественной любви, судил Спаситель возвестить всему миру, что «Бог – любовь» ( 1Ин.4:8 ), в силу чего «так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), что эта жертва не есть дело принудительной воли Отца, но добровольно воспринятое Сыном по любви к Отцу и к сущим в мире, «которых он до конца возлюбил», и что в этом взаимоотношении Отца к Сыну, и Сына к Отцу и миру лежит не только моральное основание нашей любви к Богу и между собою, но и источник последней, потому что любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Он во всей полноте раскрыл, что залогом вечной жизни и началом ее является приобщение Тела и Крови Христовых. Таким образом, ап. Иоанну в особой мере блоговолил Христос Духом Святым возвестить миру принципы земного верования и вечной морали – любви. Не ап. Петру «Слово Божие» открывает волю Свою касательно седьми Церквей ( Апок.2–3 гл.) Малоазиатских, не ему возвещает судьбы Церкви Своей, как это и подобало бы, если бы он был Главою Церкви, но Свой Апокалипсис Он дает «рабу Своему Иоанну». Пусть тогда не было в живых ап. Петра, но это с точки зрения католической не изменяет сущность дела, ибо на лицо был римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Ин. 14:15, 21 . Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывать в Нём – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его Самого к заповедям и любви Отца Небесного. – Как возлюбил Меня Отец (ср. Мф. 3 и парал.), и Я таковою же любовью возлюбил вас, а потому пребудьте, останьтесь постоянно, в этой любви Моей к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к 14:15, 23–24). – Я соблюл заповеди Отца Моего, т. е. творил и творю волю Его во всей Моей деятельности (ср. 8:29; 10:17–18; 14 и парал.) и за то пребываю в любви Его: ср. 10:17. 11. Ин. 15:11 . Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 17:13, 16:24, 33 . Сие сказал Я вам: всё, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Им и ими (ст. 1–10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9–10), имеет ближайшей целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – Да радость Моя в вас пребудет: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашей радостью, перейдёт от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они ни были (ср. 1Кор. 7:30 ; 2Кор. 13:11 ; Флп. 2 и далее; Флп. 4:4 ; Рим. 14:17 ; Гал. 5 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, будет совершенна (ср. 3:29) по чистоте, силе, победоносности (ср. 1Ин. 1:4 ; 2Ин. 1:2 ). 12. Ин. 15:12 . Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Ин. 13:34 . 13. Ин. 15:13 . Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 10:11 ; 1Ин. 3:16 ; Рим. 5:6 . Сия есть заповедь Моя и пр.: см. прим. к 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какой Он возлюбил всех их, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Между тем предводитель ждал пленника вооружённый. Но как только узнал в пленнике святого Иоанна, бросился бежать от него. И что же? Святой старец Иоанн, преодолевая свои старческие немощи, изо всех сил побежал за ним, крича: «Зачем ты, сын мой, бежишь от меня, безоружного старца? Смилуйся надо мною, сын мой, не бойся. Ты ещё имеешь надежду жизни вечной. Я должен за тебя отчет дать Христу. Если это необходимо, я охотно потерплю смерть за тебя, подобно тому как Христос за нас умер. За тебя я жизнь сложу. Остановись, Христос послал меня к тебе. Верь». Эти полные глубокой христианской любви слова потрясли разбойника – он остановился, бросил оружие и горько заплакал, а затем обнял приблизившегося старца и стал просить его «со многими вздохами о прошении, слезами вторично крестившись» ( Климент Александрийский , свт. Кто из богатых спасётся. § 42. Ярославль, 1888. С. 43–45). Вот пример апостольской любви и вот плод её действия. В какой любви жил святой апостол Иоанн, убедительно свидетельствуют его богодухновенные писания – Святое Евангелие и все три послания. Бог есть любовь, – учит он, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин.4:7–8 ). Вся жизнь святого Апостола, все его наставления – это единая и постоянная проповедь о христианской любви.Святая Церковь сохранила нам предание о том, что когда святой Иоанн, достигнув глубокой старости, не мог уже ходить и вести пространные беседы, то просил своих близких отнести его в собрание верующих, где продолжал неизменно повторять: «Дети, любите друг друга». Когда же его спрашивали, почему он повторяет одно и то же и повторяет часто, Апостол отвечал: «Потому что в этом заключается всё, если исполните эту заповедь, то исполните весь закон». Дорогие отцы, братья и сестры! Любовь – великое дело, великая добродетель. Она движет и управляет духовной жизнью человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Человек сам выбирает свой путь. Всеблагой Промысл Божий о человеке заключен в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Бог желает спасения каждому человеку без исключения. Если бы Он предопределил кому-то быть грешником, творящим зло, то это лишило бы его надежды на спасение. Но «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин.4:16 ). Бог любит человека и не желает ему погибели. Напротив, дает заповедь – «любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12 ). Человек, не внимающий словам Спасителя и ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). Творящий зло исполняет волю дьявола, который «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Дьявол хочет погибели человеку и изобретает различные уловки. Астрология – одна из них, ложь бесовская о влиянии звезд на жизнь человека от человекоубийцы дьявола. Вера в судьбу весьма соблазнительна для того, кто уклоняется от ответственности за принимаемые решения и поступки, ответственности за собственную жизнь. «Так звезды решили», – утверждает составитель натальной карты, ему вторит тот, для кого её составили. Оба верят, что звезды играют определяющую роль в жизни человека. А раз звезды так решили, то ничего и поделать нельзя. Судьба! Но на самом деле – безответственность, лень и невероятное заблуждение – поставить творение в один ряд с Творцом, поклониться творению как Творцу. Феофан Затворник пишет: «Ученики плывут по морю; поднимается буря и ставит их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: „ Господи, спаси! ” , и Он одним словом укрощает бурю… И каждый человек, и народы, и Церковь – плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, грозящая отклонить события от божественных планов.

http://sueverie.net/natalnye-karty-obnov...

233 О неавторитетности близких по времени отцов см.: Theod. Stud. Antirrh. 2//PG. T. 99. Col. 380D (ПСТСО. Т.6. 283). 234 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. Nativitatem//PG. T. 99. Col. 752B–756B (ПСТСО. Т.6. C. 405407). 235 Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col.761D–68D (ПСТСО. Т.6. С. 411414). 236 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 753C, 756A (ПСТСО. Т.6. С. 406407). 238 heod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 749D-752AB (ПСТСО. Т6. С. 404405) и Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col. 761BC (ПСТСО. Т.6. С. 410411) соответственно. 245 TSE. 2. S. 421 (ТФС. 2. С. 768 в этом издании письмо ошибочно надписано «Монаху Антонию», вместо «Монаху Арсению», см.: Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 2. С. 347, примечание 253 Так даже в своем завещании, прп. Феодор наставляет будущего игумена: «Ты не должен преступать законов и канонов святых отцов, прежде всего (πρ γε πντων)) – божественного и великого Василия» (Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1820C; ПСТСО. T.6. С. 510). Хотя и палестинская киновиальная традиция, описанная в сочинениях Дорофея Газского, для прп. Феодора, по-видимому, имела высокий авторитет. На это указывают палестинские традиции в студийском уставе, см.: Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5.С. 71–73. 259 «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»( 1Ин.4:16 ).О наличии идеи «христианского гносиса» у прп. Антония (в приписываемых ему посланиях) см. Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Указ. соч. С. 84. 264 Отмечая, влияние личности прп. Антония на распространение идеалов монашества проф. Сидоров А.И. пишет: «Слава о нем [т. е. о прп. Антонии – К. В.] как о великом святом распространилась по близлежайщим местностям и привлекла многих…Даже когда центры иноческой жизни возникали независимо, великий старец служил как бы «точкой притяжения» для них, и между ними и прп. Антонием устанавливалась тесная связь», см. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. С. 129, 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

2 . Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» ( Ин.16:8–9 ). Дела этого мира злы ( Ин. 7:7 и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 . Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 . Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 . Диавол назван князем мира ( Ин. 14:30 , мироправителем тьмы века сего( Ефес. 6:12 потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает ( Фил. 2:11 , со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5). Слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – молитвенное прошение. Мы молим Небесного Отца, чтобы сподобил нас исполнить Его святую волю на земле. Тертуллиан изъясняет: «Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божие, но молим, да исполняется воля Его во всех нас Чтоб могли мы сие исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении и помощи)». Где находились святые и праведники до Воскресения Христова – в раю или в аду?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2 . Хлысты ссылаются на слова Иисуса Христа в прощальной беседе с учениками: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Достаточно вникнуть в эти слова, и легко можно увидеть, что в них нет никакого основания для веровании хлыстов в возможность перевоплощения Христа. Христос говорит: «придем к нему (а не в него) обитель у него (а не в нем) сотворим». Кроме того, хлысты вырывают это изречение из связи речи Христа, и через это думают перетолковать его в пользу своего лжеучения. Но восстановим эту связь. Раньше приведенных слов Спаситель сказал: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их... Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (ст. 18–21). В этом, именно, смысле, т. е., что Господь не оставит Своих последователей сиротами, но и после Своей крестной смерти явится к ним и будет духовно пребывать с ними, Он говорит и в следующем стихе, разбираемом здесь, прибавив только, что и Бог Отец не оставит их одинокими; но никакого намека не делает Он здесь на Свое перевоплощение, в смысле хлыстовского лжеучения. 3 . Хлысты ссылаются на слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Что здесь идет речь о духовном, а не плотском видении Бога, это понятно само собою, так как видеть Бога чувственными очами, по учению слова Божия ( Ин. 1:18 ; 1Ин. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ; Исх. 33:22 ), невозможно. 4 . В пользу своего лжеучения о многократных перевоплощениях Христа, защитники хлыстовства ссылаются па слова св. Апостола Иоанна Богослова: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, во это дух антихриста ( 1Ин. 4:3 ). Какое же здесь основание для верования в перевоплощение Христа? Смысл слов Апостола совершенно понятен: кто не хочет стать в противоречие с учением Божественного Откровения, тот не должен веровать вместе с докетами, что Христос имел плоть только кажущуюся, а должен веровать, что Спаситель, действительно, воспринял плоть человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   Вечную жизнь Господь Иисус Христос сделал зависимой от вкушения Плоти Сына Человеческого и от пития Его Крови: «Истинно, истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6:53—54).    Сколь незаменимо важна истина о том, Господь Иисус Христос есть истинный человек очевидно и из того, что, как замечено в Евангелии, Спаситель 84 раза называл Себя Сыном Человеческим, то есть намного чаще, чем каким бы то ни было другим именем, которое Господь Себе усваивал. Однажды в беседе с иудеями Спаситель ясно называет Себя человеком: «Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога», (Ин.8:40; ср. Ин.1:20; Деян.17:31). О том, что человечество Господа Иисуса вечно, и вознесено на небо, и восседает по правую сторону Бога Отца, свидетельствует нам первый святой мученик за Христа, архидиакон Стефан, который, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55—56).    Вся проповедь святых Апостолов есть не что иное, как непрерывное свидетельство очевидцев об исторической достоверности и подлинности Иисуса Христа как Истинного Бога и истинного человека. Именно эта историческая реальность Христовой Личности привлекла их к Иисусу и сделала Его неустрашимыми учениками и исповедниками. Поразительная историческая истинность Бога и человека Иисуса есть то, что они как сопроводители и свидетели Иисуса слышали своими ушами, видели своими глазами, рассмотрели и осязали своими руками (1Ин.1:1). Поэтому они, когда христоборцы запрещают им упоминать о имени Христовом, бесстрашно заявляют: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:20; ср.: 1Ин.1:3). Вся их вера в Господа Иисуса и всё учение о Господе Иисусе основаны на собственном опыте и на личном свидетельстве, поэтому святой Апостол Петр и подчеркивает, что всё у них основано на исторической действительности, а не на вымыслах и баснях: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Пет.1:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Без ропота принимай замечания: будь благодарен, когда тебя пристыдят или отнесутся к тебе с пренебрежением и обойдут тебя. Но не ищи унизительных положений: в течение дня они будут даны тебе именно в той мере, сколько тебе необходимо. На того, кто кланяется и услужливо суетится, обращают внимание и, может быть, говорят: какой он смиренный. Но на действительно смиренного не обращают внимания: мир его не знает ( 1Ин.3:1 ), для мира он, по большей части, бывает незаметным. Когда Петр, Андрей, Иоанн и Иаков, оставив сети, последовали за Господом ( Мф.4:20 ), то для своих братьев по ремеслу они исчезли, пропали. Не будь нерешительным: подобно им, не бойся уйти из рода сего прелюбодейного и грешного. Что ты хочешь приобрести: мир или свою душу? ( Мк.8:34-38 ). Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). IX. О победе над миром Василий Великий говорит: С возмущенным сердцем невозможно приступить к познанию истины. Поэтому мы должны стараться избегать всего, что дает повод к забвению нашей брани, что волнует наше сердце, что отвлекает внимание или возбуждает, или что беспокоит. Мы должны по возможности удаляться суеты и хлопот о бесполезных вещах. И даже тогда, когда мы служим Господу, мы не должны заботиться и суетиться о многом, но всегда помнить, что одно только нужно ( Лк.10:41-42 ). Для омовения тела необходимо снять одежду. Подобное же и с сердцем; с сердца следует совлечь наружные покровы – обнажить его, чтобы оно стало доступно для очищающей и живительной силы Святого Духа. Следовательно, обнажись. Отказывай себе во всем, но так, чтобы это было не слишком заметно вовне, от всего, что служит наслаждению, удовольствию и удобству, или развлекает, веселит или ласкает твой взор, слух, гортань или другие чувства. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). Уменьшай свои ежедневные потребности и привычки; делай это спокойно, обдуманно, без резких переходов, но неуклонно. Постепенно порви нити, связывающие тебя с внешним миром. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира, и это восстает на душу ( 1Ин.2:16 ; 1Пет.2:11 ).

http://azbyka.ru/uzkij-put

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010