а) вообще Бог именуется не только добрым, но и единым добрым: «славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс.117:1 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); не только щедрым и милостивым, но и Отцом щедрот: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ); не только любовью, но и Богом любви, Богом всякой благодати: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ); б) в отношении к тварям: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ); в) в особенности к людям. В этом отношении говорится, что Бог есть Отец наш: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); что Он отечески печется о всех наших нуждах: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ); наконец, как самое разительное свидетельство бесконечной доброты Божией к нам представляется совершенное Им дело нашего искупления: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:9–10 ). Свв. отцы и учители Церкви считали это свойство самым существенным в Боге: Бог добр по природе, добр от Себя и чрез Себя; и доброта как бы составляет самую Его сущность: Он весь есть доброта, весь любовь. Они считали это свойство главной причиной творения и промышления: от века Бог существовал один и блаженствовал, не имея ни в ком и ни в чем нужды; но единственно по бесконечной доброте Он восхотел сделать и другие существа участниками Своего блаженства и даровал им бытие, украсил их самыми разнообразными совершенствами, и не престает ущедрять их всеми благами, потребными для бытия и блаженства. Он добр к нам не только тогда, когда милует нас, но и когда наказывает, не только тогда, когда дарует нам что-либо, но и когда отнимает. Наше счастье и спасение для Него дороже, нежели даже собственная слава, так что для спасения нас Он не пощадил Своего единородного Сына, но предал Его на самые тяжкие мучения, на самую позорную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Небесные дарования святых есть продолжение, усиление и расширение их земных дарований. Так, святым людям на земле присущ дар ведения всего сокровенного и тайного. Св. пророк Ахия, хотя был слеп, но узнал пришедшую к нему жену Иеровоама. Пророк Елисей знал, что далеко от него делали слуга Гиезий и сирияне. Св. ап. Петр раскрыл утаенное Ананией и Сапфирой ( 3Цар.14:4–6 ; 4Цар.5:25, 6:8 ; Деян.5:1–11 ). И совершенно понятно, что это свойство святых на небесах безмерно расширяется и делается присущим всем святым с момента отделения их душ от тел. Исключительное значение имеет молитва за других со стороны людей праведных. «Много может усиленная молитва праведного. Или я был человек, подобный нам, и молитвою своею прекратил дождь и испросил дождь». Об Иове праведном Господь сказал: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иак.5:16–18 ; Иов.42:8 ). И это потому, что «если сердце наше не осуждает нас, – говорит св. апостол, – то мы имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Ин.3:21–22 ). Таковы молитвы святых Апостолов за людей: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его», «о сем-то и молимся, о вашем совершенстве» ( 2Фес.1:11 ; Кол.1:9 ; 2Кор.13:9 ). Св. апостол говорит христианам: «не перестанем молиться о вас». Если молитва Апостолов была на земле непрестанна, то, как она может перестать после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа?» Ведь, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( Кол.1:9 ; 1Кор.13:8 ). Если святые люди имели на земле любовь к людям и в этой любви стяжали самый залог жизни вечной, то, очевидно, что, перейдя через любовь «от смерти в жизнь» ( 1Ин.3:14 ), они не лишились этой любви к людям, но продолжают ее иметь, иначе бы они лишились самого Царства Божия и перестали бы его чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый ( Апок.4:8 ). Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, и есть, и грядет. Пророк Давид так изображает вечность Божию: Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ). Прежде нежели родились горы, и Ты образовал (соворил) землю и вселенную и от века, и до века Ты – Бог. б) Бог – благ, то есть Он любит Свои создания и подает им столько благ, сколько они могут вместить. Любовь Божия к людям особенно обнаружилась в спасении их воплощением, страданиями и крестной смертью Сына Божия и в духовном возрождении падшего человечества благодатью Духа – Утешителя. О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ), то есть никто не может быть назван истинно благим, совершенно добрым, кроме одного Бога. Ап. Иоанн пишет: Бог любы есть – Бог есть любовь 43 ( 1Ин.4:16 ). Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Пс. 144:8–9 ). Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем (созданиям Своим), и щедроты Его на всех делах Его. в) Бог – всеведущ, то есть Он знает все, и притом самым совершенным образом; знает все прошедшее, настоящее и будущее, видит не только наши дела, но даже тайные мысли и желания, все изгибы нашего сердца. О всеведении Божием ап. Иоанн говорит: Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся ( 1Ин. 3:20 ). Бог больше сердца нашего и знает все 44 . Апостол Павел восклицает: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ( Рим.11:33 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его (то есть решения праведного и всеблаго суда Божьего и неисследимы пути Его (то есть стремление Бога к целям, избранным премудростью Его). г) Бог – праведен или правосуден, то есть Он воздает каждому по заслугам его: добрых награждает, а злых наказывает. Ап. Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его, несть бо на лица зрения у Бога ( Рим.2:6,11 ), то есть Бог воздаст каждому по его делам, потому что у Него нет пристрастия к кому-либо. Давид поет:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приведенные слова ап. Павла из его послания к Евреям ( Евр. 6:4–6 ) нужно понимать так: людей, которые просвещены были св. Крещением, вкусили дара небесного, то есть Тела и Крови Христовой, сделались причастниками Духа Святаго в таинстве св. Миропомазания, познали истину учения св. Евангелия, – людей, которые уже близки были к Царству Божию, уже предвкушали духовно блаженную вечную жизнь, и которые, не смотря на все это, отпали от Христа и даже ругаются Ему, – невозможно обновлять покаянием: они уже ни за что не раскаются, ибо не захотят; они погибли для Царства Божия; грех так уже их пленил, так овладел ими, что они потеряли способность к покаянию; они, как диавол, сознательно противятся Богу и, даже если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ). Что касается того утверждения сектантов, что каяться в грехе можно только один раз, то им нужно напомнить слова ап. Иакова: «все мы много согрешаем» (гл. 3; 2); а если много раз согрешаем, то много раз должны и каяться Тому, Кто и людям велел прощать друг друга даже не до семи, «но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Милосердие Божие не измеримо; оно больше всех наших и всего мира грехов, которые, как бы ни были часты, вследствие испорченной Адамовым грехом нашей природы, при искреннем нашем покаянии, все простятся: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны,как пурпур, – как волну убелю» ( Ис. 2:18 ). Не простится, по слову Христа и Его св. апостола, один лишь грех человека, это – «грех к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), или «хула на Духа Святаго»; такой грех «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32), ибо это – такое состояние человека, когда он «произвольно грешит» до самой смерти и умирает ожесточенным врагом Божиим, не признавая ни Бога, ни Его законов, попирая полученную им в св. таинствах благодать Святаго Духа; о таком человеке, говорит ап. Иоанн, и молиться бесполезно ( 1Ин. 5:16 ). Сектант: 6) Исповедь у православных, говорят сектанты, не действительна, ибо их пастыри отпускают грехи за деньги, которые им дают исповедующиеся, а Христос сказал: «даром получили, даром и давайте» (Мф. 10:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви ( Еф.4:13–16 ). В Церкви торжествующей будут они прославлены. Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью. Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно ( 2Тим.4:7 ), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). Нужны, значит, дела добродетели! Сектанты говорят: 1Ин.1:7 : Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты. Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» ( Мф.26:28 ), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец ( 1Ин.1:8 ). Сектанты говорят: Тит.3:4 : Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости. Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем ( 1Кор.15:1–2 ), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Но неистинным человек может быть не только в речах, но также и в мыслях, и в делах своих. Есть люди, которые представляются расположенными к ближним своим, но на самом деле далеко не таковы. Ирод, например, говорил добрые речи волхвам, но в действительности был злой и лживый человек, потому что имел при этом недобрый замысел. Равным образом лица, подосланные фарисеями и саддукеями к Господу с вопросом, следует ли давать дань Кесарю или нет, были лживы, поскольку хотели при этом не истину узнать, а уловить Господа в слове. При мысли о них невольно припоминается изречение псалмопевца: «и если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». Фарисеи не были истинными даже в молитвах своих, ибо молились лицемерно. Они были виновны в этом грехе настолько, насколько старались при этом выставить себя благочестивыми, не имея благочестия в сердце. А лицемерие есть ложь и притом – самого позорного вида. Удалим же далеко от своего сердца низкую лживость и лицемерие и никогда не допустим в него этих презренных пороков. К этому да побудит нас учение об истинности и верности Божией. Что мы выражаем, когда называем Бога истинным? Что мы выражаем, когда называем Бога верным? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог истинный и верный? К чему побуждает нас сия истина? 14. Бог есть совершеннейшая любовь и потому – Дух всеблагий, премилосердый, многомилостивый и долготерпеливый Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс.144:9 . Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.135:1 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Пс.102:8 . Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Иез.33:11 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:19 . Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Рим.2:4 . В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:4-5 ). При обсуждении вопросов связанных с уверенностью в спасении возникает явный парадокс: протестантам бывает легче рассуждать о праведности всей своей жизни нежели о праведности одного её дня. Баптист верит, что благодаря его уверенности в спасении Бог соблюдёт его от греха и приведёт ко спасению. Но может ли он выразить такую же уверенность в чистоте конкретного грядущего дня? Может ли кто с такой же стопроцентной уверенностью заявить, что Бог не допустит ни единого греха хотя бы в сегодняшний вечер? Учитывая апостольский взгляд на губительность, а, следовательно – сотериологическую важность, “повседневных” грехов, (неприязнь, гнев, угасание жертвенной любви к братьям 1Ин.3:16 , нечестивые помыслы и т.п.) их наличие или отсутствие в повседневной реальности должно быть существенно важным для христианина. Ибо помышления плотские суть смерть ( Рим.8:6-7 ). Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит… мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей ( 1Ин.3:14-15; 2:10-11 ). Всякий гневающийся на брата… подлежит суду… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5: 22, 28 ). Посему, смой злое с сердца твоего… чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? ( Иер. 4:14 ). Неправильно думать, что ап. Иоанн, говоря о ненависти или нелюбви к брату, разумеет какую-то сатанинскую озлобленность на него. Увы, речь идёт о часто случавшихся (тогда и сейчас) и в христианских общинах нотках превозношения, осуждения, “недолюбливания” и т.п. Посему, чтобы быть уверенным в завтрашней святости необходимо с тою же уверенностью гарантировать чистоту своих помыслов. На это вряд ли кто из внимательных к себе христиан даст гарантию. Итак, если уверенность в богоугодности грядущего дня есть проявление духовной незрелости, то это же можно сказать и об уверенности за всю жизнь.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он Чист» ( 1Ин 3:2–3 ). «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин 3:6 ). И еще: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» ( 1Ин 3:8 ). И еще: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Так узнаются дети Божии и дети дьявола», и прочее ( 1Ин.3:9–10 и след. См. еще: 1Ин.4:7–8, 5:18 ; Иак. 2:18 и пр.; Ин 8:34, 44, 15:2 ; Гал.5 и пр.). Внимай этому и рассуждай, христианин! Свойство веры есть Бога своим Богом, Господом и Царем признавать, исповедовать и называть, как читаем в книгах пророческих, апостольских и Святых Отцов и учителей церковных, то же видим и в церковных песнях. Поэтому, если ты веруешь, что Бог – твой Бог, Господь, Царь и Избавитель, то должно тебе веру свою от дел своих показать, должно тебе Богу, Господу, Царю и Избавителю послушание и повиновение оказывать. Ибо какой раб господина своего и подданный царя своего не слушает? Рабу какого-либо господина признавать его за своего господина и не слушать, и называться рабом этого господина и ему не служить, – уму непостижимо, и это дело невозможное. Так и Бога признавать от сердца за своего Бога, Господа и Царя, но Ему не оказывать должного послушания, – невозможно. Из этого следует, что если кто повиновения и послушания Богу не оказывает, это есть признак того, что Он для него не Господь и Бог, и потому веры в Него истинной не имеет, хотя устами и исповедует Его. Ибо не едиными устами исповедовать, но и сердцем веровать в Бога – истинная и спасительная вера, как пишется: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим 10:10 ). Глава 2: О прославлении имени Божия «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010