а) вообще Бог именуется не только добрым, но и единым добрым: «славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс.117:1 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); не только щедрым и милостивым, но и Отцом щедрот: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ); не только любовью, но и Богом любви, Богом всякой благодати: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ); б) в отношении к тварям: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ); в) в особенности к людям. В этом отношении говорится, что Бог есть Отец наш: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); что Он отечески печется о всех наших нуждах: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ); наконец, как самое разительное свидетельство бесконечной доброты Божией к нам представляется совершенное Им дело нашего искупления: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:9–10 ). Свв. отцы и учители Церкви считали это свойство самым существенным в Боге: Бог добр по природе, добр от Себя и чрез Себя; и доброта как бы составляет самую Его сущность: Он весь есть доброта, весь любовь. Они считали это свойство главной причиной творения и промышления: от века Бог существовал один и блаженствовал, не имея ни в ком и ни в чем нужды; но единственно по бесконечной доброте Он восхотел сделать и другие существа участниками Своего блаженства и даровал им бытие, украсил их самыми разнообразными совершенствами, и не престает ущедрять их всеми благами, потребными для бытия и блаженства. Он добр к нам не только тогда, когда милует нас, но и когда наказывает, не только тогда, когда дарует нам что-либо, но и когда отнимает. Наше счастье и спасение для Него дороже, нежели даже собственная слава, так что для спасения нас Он не пощадил Своего единородного Сына, но предал Его на самые тяжкие мучения, на самую позорную смерть. |
Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок. |
Небесные дарования святых есть продолжение, усиление и расширение их земных дарований. Так, святым людям на земле присущ дар ведения всего сокровенного и тайного. Св. пророк Ахия, хотя был слеп, но узнал пришедшую к нему жену Иеровоама. Пророк Елисей знал, что далеко от него делали слуга Гиезий и сирияне. Св. ап. Петр раскрыл утаенное Ананией и Сапфирой ( 3Цар.14:4–6 ; 4Цар.5:25, 6:8 ; Деян.5:1–11 ). И совершенно понятно, что это свойство святых на небесах безмерно расширяется и делается присущим всем святым с момента отделения их душ от тел. Исключительное значение имеет молитва за других со стороны людей праведных. «Много может усиленная молитва праведного. Или я был человек, подобный нам, и молитвою своею прекратил дождь и испросил дождь». Об Иове праведном Господь сказал: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иак.5:16–18 ; Иов.42:8 ). И это потому, что «если сердце наше не осуждает нас, – говорит св. апостол, – то мы имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Ин.3:21–22 ). Таковы молитвы святых Апостолов за людей: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его», «о сем-то и молимся, о вашем совершенстве» ( 2Фес.1:11 ; Кол.1:9 ; 2Кор.13:9 ). Св. апостол говорит христианам: «не перестанем молиться о вас». Если молитва Апостолов была на земле непрестанна, то, как она может перестать после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа?» Ведь, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( Кол.1:9 ; 1Кор.13:8 ). Если святые люди имели на земле любовь к людям и в этой любви стяжали самый залог жизни вечной, то, очевидно, что, перейдя через любовь «от смерти в жизнь» ( 1Ин.3:14 ), они не лишились этой любви к людям, но продолжают ее иметь, иначе бы они лишились самого Царства Божия и перестали бы его чувствовать. |
Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём». |
Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый ( Апок.4:8 ). Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, и есть, и грядет. Пророк Давид так изображает вечность Божию: Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ). Прежде нежели родились горы, и Ты образовал (соворил) землю и вселенную и от века, и до века Ты – Бог. б) Бог – благ, то есть Он любит Свои создания и подает им столько благ, сколько они могут вместить. Любовь Божия к людям особенно обнаружилась в спасении их воплощением, страданиями и крестной смертью Сына Божия и в духовном возрождении падшего человечества благодатью Духа – Утешителя. О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ), то есть никто не может быть назван истинно благим, совершенно добрым, кроме одного Бога. Ап. Иоанн пишет: Бог любы есть – Бог есть любовь 43 ( 1Ин.4:16 ). Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Пс. 144:8–9 ). Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем (созданиям Своим), и щедроты Его на всех делах Его. в) Бог – всеведущ, то есть Он знает все, и притом самым совершенным образом; знает все прошедшее, настоящее и будущее, видит не только наши дела, но даже тайные мысли и желания, все изгибы нашего сердца. О всеведении Божием ап. Иоанн говорит: Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся ( 1Ин. 3:20 ). Бог больше сердца нашего и знает все 44 . Апостол Павел восклицает: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ( Рим.11:33 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его (то есть решения праведного и всеблаго суда Божьего и неисследимы пути Его (то есть стремление Бога к целям, избранным премудростью Его). г) Бог – праведен или правосуден, то есть Он воздает каждому по заслугам его: добрых награждает, а злых наказывает. Ап. Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его, несть бо на лица зрения у Бога ( Рим.2:6,11 ), то есть Бог воздаст каждому по его делам, потому что у Него нет пристрастия к кому-либо. Давид поет: |
Приведенные слова ап. Павла из его послания к Евреям ( Евр. 6:4–6 ) нужно понимать так: людей, которые просвещены были св. Крещением, вкусили дара небесного, то есть Тела и Крови Христовой, сделались причастниками Духа Святаго в таинстве св. Миропомазания, познали истину учения св. Евангелия, – людей, которые уже близки были к Царству Божию, уже предвкушали духовно блаженную вечную жизнь, и которые, не смотря на все это, отпали от Христа и даже ругаются Ему, – невозможно обновлять покаянием: они уже ни за что не раскаются, ибо не захотят; они погибли для Царства Божия; грех так уже их пленил, так овладел ими, что они потеряли способность к покаянию; они, как диавол, сознательно противятся Богу и, даже если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ). Что касается того утверждения сектантов, что каяться в грехе можно только один раз, то им нужно напомнить слова ап. Иакова: «все мы много согрешаем» (гл. 3; 2); а если много раз согрешаем, то много раз должны и каяться Тому, Кто и людям велел прощать друг друга даже не до семи, «но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Милосердие Божие не измеримо; оно больше всех наших и всего мира грехов, которые, как бы ни были часты, вследствие испорченной Адамовым грехом нашей природы, при искреннем нашем покаянии, все простятся: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны,как пурпур, – как волну убелю» ( Ис. 2:18 ). Не простится, по слову Христа и Его св. апостола, один лишь грех человека, это – «грех к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), или «хула на Духа Святаго»; такой грех «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32), ибо это – такое состояние человека, когда он «произвольно грешит» до самой смерти и умирает ожесточенным врагом Божиим, не признавая ни Бога, ни Его законов, попирая полученную им в св. таинствах благодать Святаго Духа; о таком человеке, говорит ап. Иоанн, и молиться бесполезно ( 1Ин. 5:16 ). Сектант: 6) Исповедь у православных, говорят сектанты, не действительна, ибо их пастыри отпускают грехи за деньги, которые им дают исповедующиеся, а Христос сказал: «даром получили, даром и давайте» (Мф. 10:8). |
В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви ( Еф.4:13–16 ). В Церкви торжествующей будут они прославлены. Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью. Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно ( 2Тим.4:7 ), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). Нужны, значит, дела добродетели! Сектанты говорят: 1Ин.1:7 : Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты. Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» ( Мф.26:28 ), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец ( 1Ин.1:8 ). Сектанты говорят: Тит.3:4 : Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости. Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем ( 1Кор.15:1–2 ), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви. |
Но неистинным человек может быть не только в речах, но также и в мыслях, и в делах своих. Есть люди, которые представляются расположенными к ближним своим, но на самом деле далеко не таковы. Ирод, например, говорил добрые речи волхвам, но в действительности был злой и лживый человек, потому что имел при этом недобрый замысел. Равным образом лица, подосланные фарисеями и саддукеями к Господу с вопросом, следует ли давать дань Кесарю или нет, были лживы, поскольку хотели при этом не истину узнать, а уловить Господа в слове. При мысли о них невольно припоминается изречение псалмопевца: «и если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». Фарисеи не были истинными даже в молитвах своих, ибо молились лицемерно. Они были виновны в этом грехе настолько, насколько старались при этом выставить себя благочестивыми, не имея благочестия в сердце. А лицемерие есть ложь и притом – самого позорного вида. Удалим же далеко от своего сердца низкую лживость и лицемерие и никогда не допустим в него этих презренных пороков. К этому да побудит нас учение об истинности и верности Божией. Что мы выражаем, когда называем Бога истинным? Что мы выражаем, когда называем Бога верным? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог истинный и верный? К чему побуждает нас сия истина? 14. Бог есть совершеннейшая любовь и потому – Дух всеблагий, премилосердый, многомилостивый и долготерпеливый Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс.144:9 . Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.135:1 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Пс.102:8 . Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Иез.33:11 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:19 . Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Рим.2:4 . В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. |
Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:4-5 ). При обсуждении вопросов связанных с уверенностью в спасении возникает явный парадокс: протестантам бывает легче рассуждать о праведности всей своей жизни нежели о праведности одного её дня. Баптист верит, что благодаря его уверенности в спасении Бог соблюдёт его от греха и приведёт ко спасению. Но может ли он выразить такую же уверенность в чистоте конкретного грядущего дня? Может ли кто с такой же стопроцентной уверенностью заявить, что Бог не допустит ни единого греха хотя бы в сегодняшний вечер? Учитывая апостольский взгляд на губительность, а, следовательно – сотериологическую важность, “повседневных” грехов, (неприязнь, гнев, угасание жертвенной любви к братьям 1Ин.3:16 , нечестивые помыслы и т.п.) их наличие или отсутствие в повседневной реальности должно быть существенно важным для христианина. Ибо помышления плотские суть смерть ( Рим.8:6-7 ). Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит… мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей ( 1Ин.3:14-15; 2:10-11 ). Всякий гневающийся на брата… подлежит суду… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5: 22, 28 ). Посему, смой злое с сердца твоего… чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? ( Иер. 4:14 ). Неправильно думать, что ап. Иоанн, говоря о ненависти или нелюбви к брату, разумеет какую-то сатанинскую озлобленность на него. Увы, речь идёт о часто случавшихся (тогда и сейчас) и в христианских общинах нотках превозношения, осуждения, “недолюбливания” и т.п. Посему, чтобы быть уверенным в завтрашней святости необходимо с тою же уверенностью гарантировать чистоту своих помыслов. На это вряд ли кто из внимательных к себе христиан даст гарантию. Итак, если уверенность в богоугодности грядущего дня есть проявление духовной незрелости, то это же можно сказать и об уверенности за всю жизнь. |
И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он Чист» ( 1Ин 3:2–3 ). «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин 3:6 ). И еще: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» ( 1Ин 3:8 ). И еще: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Так узнаются дети Божии и дети дьявола», и прочее ( 1Ин.3:9–10 и след. См. еще: 1Ин.4:7–8, 5:18 ; Иак. 2:18 и пр.; Ин 8:34, 44, 15:2 ; Гал.5 и пр.). Внимай этому и рассуждай, христианин! Свойство веры есть Бога своим Богом, Господом и Царем признавать, исповедовать и называть, как читаем в книгах пророческих, апостольских и Святых Отцов и учителей церковных, то же видим и в церковных песнях. Поэтому, если ты веруешь, что Бог – твой Бог, Господь, Царь и Избавитель, то должно тебе веру свою от дел своих показать, должно тебе Богу, Господу, Царю и Избавителю послушание и повиновение оказывать. Ибо какой раб господина своего и подданный царя своего не слушает? Рабу какого-либо господина признавать его за своего господина и не слушать, и называться рабом этого господина и ему не служить, – уму непостижимо, и это дело невозможное. Так и Бога признавать от сердца за своего Бога, Господа и Царя, но Ему не оказывать должного послушания, – невозможно. Из этого следует, что если кто повиновения и послушания Богу не оказывает, это есть признак того, что Он для него не Господь и Бог, и потому веры в Него истинной не имеет, хотя устами и исповедует Его. Ибо не едиными устами исповедовать, но и сердцем веровать в Бога – истинная и спасительная вера, как пишется: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим 10:10 ). Глава 2: О прославлении имени Божия «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). |
| |