книга не пылилась. Часть вторая Любовь к ближним Любовь к Богу и любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Авва Дорофей говорит, что насколько мы приближаемся к Богу, настолько становимся ближе (дороже) друг другу и, наоборот, чуждаясь, разобщаясь духом с ближними удаляемся от Бога (Дoбpom.II, 617). Сам «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), и все отношения христианина к ближним, т.е. ко всем людям ( Лк.10:30–37 ), должны быть основаны на любви, ею согреты и освещены. Ап. Павел говорит, что все заповеди Божии можно заключить в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ; Гал.5:14 ). Это и понятно: любовь свою к Богу мы и можем доказать, и проявить только посредством любви к ближним, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Но нужно сказать, что любовь бывает двоякая: любовь земная (естественная) и любовь небесная (благодатная) – и смешивать их между собою никак нельзя: насколько небо выше и чище земли, настолько и любовь благодатная выше любви земной; земная любовь присуща и грешникам, и язычникам, и даже животным, а любовь благодатная – только у христиан. Эта любовь «есть союз совершенства» ( Кол.3:14 ) – или венец христианских добродетелей – и направляется она не на одних людей близких, но и на врагов, и на преступников в сознании того, что и в последних есть образ Божий, хотя и потемненный, и что «разбойник благоразумный» вошел первым в рай. Любовь благодатная выше всех подвигов, выше дара пророчеств и чудотворений; она никогда не перестает, ибо она сильнее смерти, она превосходит всякое звание, так как приводит к Самому Источнику Истины и блаженства ( 1Кор.13 ). Любовь эта – высока, как небо, широка и глубока, как море: она всех достигает, всех вмещает. Кто имеет подобную любовь – тот подлинный ученик Христа ( Ин.13:35 ), а кто ее совсем не имеет, тот – ходячий труп, «облако безводное» и пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Проявляется любовь, как указал Господь Иисус Христос, в делах милосердия ( Мф.25:32–46 ), – в том, чтобы алчущего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного посетить и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ), учит апостол. А Спаситель Сам о Себе сказал, что Он есть путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Следовательно, жизнь есть любовь, и наоборот, любовь есть жизнь. Как вечна жизнь, потому что вечен Бог , так, следовательно, вечна и любовь. Поэтому апостол Павел учит, что любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ), а переходит в иной мир вместе с душой, для которой любовь, как жизнь, является необходимостью, потому что душа бессмертна. Следовательно, любовь для живой души естественна, без нее она мертва, как свидетельствует и само Слово Божие: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Итак, любовь вместе с душой переходит за гроб в Царство Небесное, где без любви никто существовать не может. Любовь – это Божественное свойство, естественное, данное душе от рождения. По учению апостола, она остается принадлежностью души и за гробом. Любовь , зарожденная в сердце, освященная и укрепленная верой, горит и за гробом к Источнику любви – Богу и к ближним, оставшимся на земле, с которыми была соединена Господом крепким союзом любви. Если мы, христиане, все связаны священными узами неумирающей любви, то сердца, исполненные этой любви, разумеется, и за гробом горят той же любовью к Богу и к ближним, и особенно к тем, с кем были соединены, при благословении Божием, особым родственным союзом любви. Здесь, кроме общей Заповеди Христа Спасителя: любите друг друга, как Я возлюбил вас ( Ин.15:12 ), Заповеди, данной не телу, а бессмертной душе, присоединяются и другие виды святой родственной любви. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ), учит апостол любви Иоанн. Значит, умершие, пребывающие в Боге, любят нас, живых. Не только пребывающие в Боге – совершенные, но и не удаленные еще совсем от Него, несовершенные, сохраняют любовь к оставшимся на земле. Только одни погибшие души, как совершенно чуждые любви, так как она была им в тягость еще на земле, сердца которых постоянно были полны злобы, ненависти, и за гробом чужды любви к своим ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Не знаешь лжи, – легко говорить правду, Не знаешь дурного, – живешь счастливо. 15. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.» (1Ин. 2:6). Испытание женихов Для того, чтобы проверить женихов и выбрать достойного супруга для своей любимой дочери, царь придумал испытание. Перед дворцом, где жила царевна, устроили палату со всевозможными диковинными и дорогими вещами из золота, серебра и жемчуга. Женихов по очереди приглашали туда и объявляли, что они могут выбрать себе все, что им угодно, но после этого они уже не увидят царской дочери. И, увы! Девушка сидела одна-одинешенька в своих прекрасных покоях. Никто не прошел мимо дорогих подарков, не соблазнившись желанием взять себе что-нибудь. Однажды приехал статный царевич, которого также провели в комнату с подарками и предложили на выбор все, что он захочет. «Мне ничего не нужно, – сказал царевич. – Я только хочу видеть царскую дочь». Придворные показали ему, как пройти к царевне. Но тут царевич заметил редкий и очень острый меч. Он не удержался и взял меч в руки. «Итак, Ваше Высочество, теперь вы можете ехать домой без невесты», – объявили царевичу придворные. «Вовсе нет! – воскликнул юноша. – С этим мечом меня теперь никто не остановит!» Он пошел вперед и вошел в зал к царской дочери. Удивленный такой смелостью, царь не посмел отказать юноше. И дочь царя стала женой храброго царевича. 16. «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.» (1Ин. 4:4). Сила правды и свет солнца Утром и вечером солнце кажется огромным, Но на него можно смотреть совершенно спокойно. Когда солнце в зените, – оно кажется меньше, Но на него нельзя взглянуть даже на миг. И, тем не менее, солнце всегда одно и то же. Когда зло усиливается, – правда кажется слабой, Но сила ее становится очевидной, когда зло ослабевает. И все же правда всегда одна и та же. 17. «..Всякий, делающий правду, рожден от Него.» (1Ин. 2:29). Рождение от Бога Тот, кого из пропасти тянут за руку, сам не должен отпускать руку того, кто его спасает,

http://isihazm.ru/1/?id=107

Проблема внешнего поведения человека разрешается тут сама собой: человек, охваченный любовью к Богу и к людям (а любовь едина, нераздельна и цельна; кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин.4:20 ), неизбежно, можно сказать, естественно, творит добро. Внешнее добротворение так же свойственно любящему, как хорошему дереву свойственно приносить хорошие плоды, а совершение зла столь же для него противоестественно, как хорошему дереву не свойственно приносить худые плоды ( Мф.7:17–18 ). Внешнее принуждение, угрозы и даже обещания наград становятся излишними, ибо любящий делает добро по внутреннему неодолимому побуждению в точном соответствии со словами св. Григория Богослова: «Истинно любомудрые и братолюбивые... любят общение с добром ради самого добра, не ради почестей, уготованных за гробом». Не думал ведь о вечном воздаянии милосердный самарянин, оказывая помощь израненному ( Лк.10:30–37 ). Скорее он действовал в соответствии со словом Божиим: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). Ветхозаветные пророки предчувствовали и предсказывали эту поистине блаженную настроенность христианской души, когда от Имени Божьего обещали: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня« ( Иер. 31:33–34 ) При этом закон не утрачивает своей силы и своего значения; он только из внешнего закона превращается во внутренний, пишется в сердцах, становиться имманентным человеку и непреодолимо, с много большей силой, чем внешнее принуждение, побуждает к добру и отвращает от зла. Любящий Бога и людей пребывает в Боге, а всякий, пребывающий в Нем, не согрешает ( 1Ин.3:6 ; ср. 4:16). С другой стороны, наличие добра свидетельствует о пребывании человека в Боге, т.е. в любви, а совершение зла, порочная, эгоистическая жизнь – об отсутствии любви, об удаленности от Бога, о незнании Его. »Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его, – пишет далее св. апостол Иоанн. – ...Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала диавол согрешил... Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

1Ин.2:15 .  Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 1Ин.2:16 .  Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 1Ин.2:17 .  И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Указав в нарочитом двукратном воззвании к христианам разных возрастов на высокое благодатное состояние христиан, Апостол теперь решительнее высказывает предостережение против мира, лежащего во зле, и обманчивых благ мира. Что же такое мир, κσμος, от привязанности к которому предостерегает Апостол с особенною настойчивостью? «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, Апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя через чувства, возбуждает похоть… вообще все, враждебное Богу…» (блаж. Феофил.). Таким образом, это – мир, от которого, по увещанию Апостола Иакова, истинный христианин должен беречь себя неоскверненным ( Иак 1:27 ); дружба с ним есть вражда против Бога ( Иак 4:4 ). Два основания указаны Апостолом в доказательство необходимости решительного и полного отделения от мира: во-первых, то, что любовь к Богу несовместима с любовью к миру (ст. 15) – несовместима по той причине, что сущность мира, внутреннюю, одушевляющую его жизнь, образует греховная, боговраждебная похоть извращенной грехом природы человеческой (ср. Рим.7:7 и сл.), разветвляющаяся на три главные страсти – похоть плоти или чувственность (ср. Рим 8:7–8 ), похоть очей и гордость житейская, – на которых, как на рычаге, вертится лежащий во зле мир и со стороны которых искушал Самого Господа диавол в пустыне ( Мф 4:1–11 и др.); во-вторых, не нужно любить мира и потому, что он не может доставить нам того постоянного и неизменного блага, к которому мы стремимся, так как мир и его желания есть нечто текучее, преходящее, тогда как исполняющий волю Божию находит благо, навсегда пребывающее (ст. 17). «Мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно». (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Близкое взаимное общение двух существ всегда основывается на единстве духа и характера. Различные по духу существа не могут иметь внутреннего общения между собой; лица противоположных направлений и идеалов не могут близко сходиться друг с другом. Если случайно, или не узнав один другого, или в силу внешних обстоятельств, они вступили в близкое взаимное отношение, то последнее не продолжается долго и никогда не переходит в дружбу, не прекращается при первом столкновении противоположностей. Этот психологический закон, по которому основой общения служит взаимное сродство, на языке Св. Писания конкретно выражается так: «какое общение праведности с беззаконием, что общего у света со тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Так богообщение может состояться только при внутреннем сродстве человека с Богом. «Бог есть любовь» ( 1Ин.6:8 ). Поэтому в Боге может пребывать и действительно пребывает только тот, кто в любви пребывает. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). А тот, кто выше всего на свете ценит благополучие своего собственного «я» и это благополучие готов созидать на несчастье ближнего, как может иметь общение с Тем, Кто есть одна любовь, и в этом общении находить для себя блаженство? Значит, чтобы иметь блаженное общение с Богом, прежде всего надо иметь чистую любовь, такую любовь к Богу и к людям, чтобы не оставалось никакого места излишнему себялюбию или эгоизму. По мере того, как человек во имя Христово освобождается от себялюбия и вживается в любовь, происходит и его приближение к Богу. «Бог есть свет и нет в Нем никакой, тьмы. Поэтому, если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–7 ). Но тогда как для людей возможно близкое общение и при некоторой разности характеров, которая может стушевываться взаимной любовью, общение с Богом не может состояться при малейшей нечистоте человека. Природа людей при всем ее разнообразии одинакова и нравственная разница между людьми более количественного, чем качественного характера. У каждого человека, как доброго, так и худого, есть свои достоинства и свои недостатки. Всем присуще сознание добра и желание счастья. На этой почве и возможно некоторое общение людей с различными характерами, хотя не с различными идеалами. Бог же свят все совершенно и потому не терпит малейшей нравственной нечистоты. Общение грешного человека с этим все святейшим Существом совершенно немыслимо. Божественная святость, как огонь, поедает и уничтожает грешника, приближающегося к Богу. «Бог наш есть огнь поедающий» ( Евр.12:26 ). Поэтому «человек не может увидеть Бога и остаться живым» ( Исх.33:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Если бы вы были от [вот], то любил бы вас [своё], а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас [Вот что можно разуметь под Так она – прекрасна! во зле лежит (см. 1Ин. 5:19 )? Правильно. Но то, что лежит во зле – само-то не является злом. Вот мы тоже валяемся во зле, и тем не менее, мы не перестаём быть творением Божиим – мы не стали диаволами. Вот об одном человеке было сказано: вот, один из вас диавол (см. Ин. 6:70 ) – об Иуде. Так. А так человек по-прежнему образ Божий. Следовательно, когда Апостол говорит: «Не любите ни того что в 1Ин. 2:15 ), – речь идёт не о творении, а речь идёт о тех стандартах, по каким живёт вот мы не должны жить по стихии этого Посмотрите его увлечения, его интересы – никак они не состыкуются с Церковью: похоть плоти, похоть очей, гордыня (см. 1Ин. 2:16 )– вот то, что мы находим в этом Так вот Он и говорит: Если бы вы были от то бы любил свое; а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас Да, вот как инородное тело: на каждом верующем человеке лежит печать, и эту печать невозможно сокрыть: она выдаёт его, что он живёт каким-то особенным, духовным, внутренним Да-а, очень это всё . А вот если посмотреть, когда попадаешь в среду вот такую – в армию, или когда , сразу отлично можно увидеть то. Дальше]. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то делают вам за Имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем [Ну после того, что Господь сказал, совершил на глазах у всех – ну каких ещё доказательств надо? И все требовали без конца знамений, знамений, знамений! Вы думаете, что что-то изменилось? Иешуа, сойди со креста и уверуем в Тебя (см. Мк. 15:29–32 ). Ну, сошёл. Вы думаете, уверовали бы? Всё бы осталось на своих местах. Придумали бы ещё что-нибудь – ещё какое-нибудь условие поставили бы. Потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем]. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал – то не имели бы греха. А теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца моего. Но, да сбудется слово, написанное в Законе их: Возненавидели Меня напрасно» ( Ин. 15:4–25 ). Ну, а какое это : возненавидели Меня напрасно? Давайте рассмотрим. Так: сколько у нас времени? Всё. Так. Ну, вот так мы медленно, но всё- таки хоть как-то двигаемся. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать молитву Варваре: «Святая великомученице Варваро, буди со мною в час смерти моея!». Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Людей же печально ползающих по земле, преданных плотским удовольствиям, рабски служащих чреву и подчревию и всех тех, кои будучи преданы мирским пожеланиям, отсекают друг у друга головы 524 , Господь назвал порождениями ехидниными ( Мф. 3:7 ). Дети, не любим словом, ниже языком, говорит Иоанн, уча нас быть совершенными, но делом и истиною; чрез это познаны будем, что состоим чадами истины ( 1Ин. 3:18,19 ). Но если Бог есть любовь, а любовь если есть вместе с тем и благочестие, то страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин. 4:16,18 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Его заповеди ( 1Ин. 5:3 ). В другом месте для тех, кои страшатся быть истинными мудрецами (гностиками), написано: Будь образцом для верных в слове, в своем обращении с ближними, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:12 ). По моему мнению совершенство веры (милосердие) отличается от всеобщей веры. Божественный Апостол в таких словах передает правила истинного мудреца: Я научился быть довольным положением, в котором нахожусь. Я умею жить и в бедности и в богатстве. Испытав все, я способен ко всему, быть в сытости и голодать, изобиловать и недостатки терпеть; могу все ο Укрепляющем меня ( Флп. 4:11,12,13 ). С другими же рассуждая, чтобы побудить их к скромности, Апостол не колеблется стыдить их ( 1Кор. 6:5; 15:34 ) в таких выражениях: Вспомните первые дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди обезчещения и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в скорбях тех, которые находились в подобном же состоянии. Ибо вы и моим цепям сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостию, зная что есть у вас имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы исполнив волю Божию, получить обещанное. Ибо еще немного и Грядущий приидет и не замедлит. Праведный Мой верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Авв. 2:3,4 ). Мы же не из колеблющихся на погибель, но остаемся тверды в вере ко обретению души ( Евр. 10:32–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Пост может одухотворить и послужить к смирению, а может привести в самомнение и превозношение. Уединение полезно молящемуся и трезвящемуся, а при праздномыслии оно бесполезно и вредно при самомнении. Чтение может образовать ум, а может лишь изострить язык. Так же и брак может обучить любви, а может расслабить чувственностью, ожесточить суровой действительностью или привести к унынию от постоянных семейных проблем. Чтобы получить пользу от брака, надо сразу понять и принять изречение Господне о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Родительство опытно показывает, «в вере ли мы» ( 2Кор.13:5 ) и живет ли в нас Христос, Который есть »Любовь " ( 1Ин.4:8 ). Ведь отдавая себя воспитанию, помогая и сопереживая детской душе, родитель не условно, а вполне конкретно начинает «нести бремя другого», исполняя этим закон Христовой любви ( Гал.6:2 ). Он не на словах, а на деле начинает познавать любовь в том, что как Христос «положил за нас душу Свою, так и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Приходит и понимание очевиднейшей истины, что не может быть любви Божией у того, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). Все эти слова никого не касаются так близко, как собственных детей, ближе и родственней которых не бывает никого на свете. И если преп. Силуан суть любовного отношения к ближнему определил так, что «брат наш есть наша жизнь» 273 , то родители по праву могут говорить, что их жизнь – это их дети. И именно с ними и через них, а не через каких-то еще воображаемых ими ближних можно научиться христоподражательной любви. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для живущих в миру. Здравие души определяется семейным миром и беззаветной любовью ко всем членам семьи. Для того-то Господь и установил брак и устроил семейный быт, чтобы люди взаимно друг друга любили и привязывались друг к другу. И не случайно Господь запретил браки между родственниками, потому что они и так любят друг друга, будучи соединенными естественными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Почему? Потому что соблюдаем заповеди Его. Ибо кого просят, того весьма много преклоняет к выслушиванию благопокорность просителей, только бы просили не сомневаясь. А как мы соблюдаем заповеди Его и делаем угодное пред Ним, то и будем надеяться, что молитвы наши не будут напрасны». 1Ин.3:23 .  А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 1Ин.3:24 .  И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Апостол доселе особенно настаивал на исполнении заповеди о братской любви. Но рядом с любовью к ближним и даже прежде нее требуется вера в Бога и в Господа Иисуса Христа как основание христианской жизни. Это – сокращение всего закона и Евангелия, и Апостол объединяет оба основные требования христианства в одну «заповедь», εντολ (ст. 23): первая половина этой заповеди – о вере в Христа, вторая – о любви друг к другу; вера – основание любви, любовь есть плод или действие веры; с истинною живою верою любовь дана, как свет и тепло с солнцем. Такова «вера, действующая любовью», о которой учил и Ап. Павел ( Гал 5:6 ). Этим совершенно исключаются – как отрицание безусловной необходимости веры при нравственной деятельности (антидогматизм), так и принижение или подавление нравственной деятельности при вере (аморализм). Верующий в Христа и любящий ближних обитает в Боге и сам становится обителью всей Пресвятой Троицы (ст. 24), по обетованию Самого Спасителя ( Ин 14:16, 17:21, 23, 15:7 ). Залогом же, признаком или свидетельством пребывания в нас Бога является ниспосланный всей Церкви и ниспосылаемый отдельным членам ее Дух Святый с Его благодатными дарованиями (ср. 1Ин.2:20, 27, 4:10, 13 ; 2Кор 1:22 ; Еф 1:13 ; 1Кор 12.4 и др.). «Целая мысль: вы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно, как он заповедал. Ибо соблюдающий заповедь в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по духу или по дарованию, которое Он дал нам» (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010