Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление  Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие  ( 1Ин.3:4 ) Существует большое количество пособий по исповеди, зачем нужно еще одно? Перечислю некоторые преимущества: Всякий грех является беззаконием ( 1Ин.3:4 ). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании ( 1Ин.5:16 ). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи. Мы совершаем смертный грех, при одновременном наличии трех условий. А именно, если: Совершение смертного греха является трагическим событием в духовной жизни христианина. Его не получится сделать случайно, это сознательное попрание велений совести и Божественного Закона. Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – « в нашу совесть входят стыд и страх » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Имея на душе даже один тяжкий грех, нельзя причащаться. Такие грехи требуют обязательной исповеди перед священником и очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Помните, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен при условии искренней веры в спасительные заслуги Господа Иисуса Христа и покаяния: « Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды » ( 1Ин. 1:9 ). Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, « мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Покаяние в тяжком грехе должно включать в себя обязательное принесение плодов покаяния (исполнение епитимии). Нарушение законных предписаний государственной или церковной власти (прежде всего, относящихся к дисциплине) может стать тяжким грехом постольку, поскольку человек сознательно не желает повиноваться этой власти, чем нарушает заповедь Божью: « Всякая душа да будет покорна высшим властям » ( Рим.13:1 ) и « Если и Церковь не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь » ( Мф.18:17 ). В связи с многочисленностью таких предписаний, они практически не упоминаются в данном пособии.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

1Ин.3:2 . Boзлюблehhiu, нын чада Бoжiя есмы, и не у явися, что будемъ: вмы же, яко, егда явится, подобни ему будем, ибо узрим его, якоже есть. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Богодухновенный Наставник, указуя на безпредельность Божией любви, утешает верующих уверением, что они уже сьнове Божии, так как и сам он друг и наперсник Христа Спасителя. Если же верующие Христу, и веру оправдывавшие делами, суть сыны Божии: то из сего следует, что они и наследники богатства благости Его ( Рим.8:16–17 ), о величии которого судить можно более всего потому, что избранники жизни сей и сопричастники Славы Божей, будут уподоблены во славе своей самому Господу: подобни Ему будете. 1Ин.3:3 . И всяк имяй надежду ciю нань, очищает себе, якоже он чист есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И так все верующие в Господа Иисуса должны одушевляться тою надеждою, что они будут некогда подобны Ему, войдут в Царство света и вкусят блага, их же око не виде и ухо не слыша и на сердце не взыдоша ( 1Кор.2:9 ). Но дабы надежда сия не посрамила нас, мы обязуемся очищать себя от всякого греха, очищать слезами покаяния, молитвою и благодатною силою таинств. 1Ин.3:4 . Всяк творяй грх, и бeззakohie творитъ: и грх есть бeззakohie. Всякий, делающий грех , делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Но кто нерадеет о себе и валяется в бездне греховной, тот конечно уклоняется от главной цели бытия своего; ибо творя грех , он разрушает закон. А поругание и противление закону естественно делает человека преступником и подвергает осуждению. 1Ин.3:5 . И всте, яко он явися, да грхи нашя возмет, и грха в нем нсть. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. При сознании таковой греховности своей, для человека одна надежда на Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо Он един безгрешный явился на земле, чтобы взять на себя грехи наши и праведностию своею оправдать нас пред правосудием небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Он наш Создатель, Бог и Господь, и, как Создателя, Бога и Господа своего всеохотно слушать должны, и святые Его повеления исполнять. Отцу по плоти, который нас родил, господину нашему, который нас стяжал, Государю нашему, власти которого мы временно подчинены, – словом, человеку, который над нами не сам собою, но по Божиему устроению власть имеет, повинуемся. Тем более подобает повиноваться Богу, Который нас создал, промышляет о нас и всеми властями и подчиненными владеет. Итак, бесстыдно и беззаконно не слушать Того, Которым и сами мы созданы, и все, что ни имеем, от Него получаем, и всевысочайшей и вечной Его власти подчинены. 2) К послушанию Ему да подвигнет нас Божественная Его любовь, которую Он во Христе Иисусе показал к нам. Эту любовь Его проповедал нам Христос, Сын Его: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Проповедал святой апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). И святой Иоанн: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:9 ). И удивляется этой любви: «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Такое Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Ему и исполнению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, возлюбим и мы Его, как отца чада, и от любви послушание Ему, как Отцу милостивому, оказать постараемся, «как послушные дети» ( 1Пет.1:14 ). Возлюбим и мы «друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин.3:23 ). «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин. 4:11 ). 3) Обеты, данные нами при святом Крещении, да подвигнут нас к послушанию. Тогда отрицались мы сатаны и скверного его служения и обещались Богу служить, «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» ( Лк.1:75 ), чего не может быть без усердного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этот мир вожделений, произволения духа и похоти должен быть изъят из общества подданных Христа-Царя, ибо он от «лукавого», и есть воплощение духа антихриста, действующего и теперь в мире. «Дети! – пишет евангелист Иоанн Богослов христианам. – Вы от Бога, и победили их ; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:3–4 ). Мир зла не должен смущать подданных Царя-Мессии, ибо он – этот мир – побежден и попран Основателем и Вождем Царства Божия на земле: «Да не смущается сердце ваше, – говорил Иисус Христос ученикам, – веруйте в Бога, и в Меня веруйте» ( Ин.14:1 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). «И сия есть победа, победившая мир, – говорит Апостол Иоанн, – вера наша» ( 1Ин.5:4 ) – вера в Сына Божия, пришедшего на землю, «да спасет Собою мир» ( Ин.12:47 ): «Кто побеждает мир, – говорит Апостол Иоанн, – как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий»? ( 1Ин.5:5 ). Итак, Христос призвал под Свое знамя всех людей, и христианская вера не только предназначена быть в мире, но имеет подчинить себе и победить мир, служа в исповедании ее народами и знаменем победы, и силой одержания победы. Мир побежден, и «князь мира сего осужден» ( Ин.16:11 ) и «изгнан вон» ( Ин.12:31 ); род человеческий будет приведен ко Христу: все те, которые «от Бога и от истины», услышат голос своего истинного Пастыря-Христа, узнают Его, пойдут за Ним, «и будет одно стадо, – говорит Сам Спаситель, – и один Пастырь» ( Ин.10:4–16 ). Поэтому Царство Божие призвано полонить мир под «иго Христово», оживить и возродить род человеческий в правде и истине, законе и суде, в безусловном торжестве добра над злом и в обновлении всех областей воплощения жизни человека на основе нравственного порядка по идее нравственности христианской. «Была на мне рука Господа, – говорит пророк Иезекииль, – и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей.., и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Братскую симпатию и, наоборот, необъяснимое притяжение к тому, с кем, находясь рядом, можешь только ругаться. Удушливое наваждение преступного желания и легкость романа без обязательств. Интрижку, мимолетное увлечение и преданность, простирающуюся за границы жизни и смерти. Почти спортивный азарт покорения все новых и новых объектов и полное самоотречение ради любимого. Растворение в другом и эгоистичное чувство собственности к тому, кто рядом. И кроме того: тоску безответной любви, опьяненность обладанием, боль ревности, очарование, нежность, неутолимую жажду быть все время рядом, самоотверженное служение другому … Саманта, боюсь, это очень неполный список тех состояний сердца, которые претендуют на право называться любовью. А ведь есть еще переживания, никак не связанные ни с нашими ощущениями, ни с зовом пола в человеке. Мы любим Родину. Поэзию. Астрономию с биологией. Или собирать марки. В конце концов, своего сенбернара. И когда нас хвалят. Но и это не все. Мы применяем слово «любовь» не только к своим ощущениям, чувствам, состояниям души, сердца, интеллектуальным склонностям. Мы читаем в Евангелии слова Христа: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15. 12). И «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39). Способность так любить — это уже не эмоции, не состояние сердца, а устроение души, к которому надо стремиться и которое приходит только по благодати Божьей. Мы повторяем вслед за евангелистом Иоанном: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8). А потом еще раз: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин. 4.16). И начинаем понимать, что между нашей человеческой любовью и Любовью Бога есть связь. Поэт Вячеслав Иванов определил её так: Любовью сердце в нас живимо, Хоть и не ведает само, Какое злато в нем хранимо И чье на золоте клеймо». Вот что пишет современный богослов Христос Яннарас : «Священное Писание удостоверяет, что «Бог есть любовь» (1Ин.4.16). Речь не идет о том, что Бог «обладает» любовью, что любовь является неким качеством, атрибутом Бога, но о том, что Бог — сама любовь, что образ Божественного бытия есть любовь».

http://pravmir.ru/tolko-pro-lyubov/

Поэтому ядром православных добродетелей является не справедливость, а любовь. В понятиях Святой Руси это главная добродетель православного человека. Бог есть любовь. Одна любовь соединяет создания с Богом и друг с другом. Сущность христианской жизни полагается в любви, которая есть исполнение закона. Главное в Божьем законе – любовь. «Любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ); «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя » ( Гал.5:14 ); «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.2:29 ). Трудно рассчитывать, что все люди (даже русские, которым национальной судьбой суждено быть православными) примут данный опыт во всей его святой полноте. Но искание этого пути и приближение к нему, как источнику счастья и подлинной радости, доступно многим, особенно тем, кто не изменил еще своим духовным корням, не сменил свою духовно-культурную идентичность. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Колос.3:14 ). От этого, по учению Писания, в человеке не только пробуждается «чистый смысл» ( 2Петра 3:1 ) и не только в него изливается «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филипп.4:7), но начинается реальное единение души с Богом. Ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Бог создал не просто человека, а существо, призванное для любви к ближнему. Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не стремлением к соразмерности, а любовью. Для того, чтобы быть подлинно справедливым, надо быть самоотверженным, нередко несправедливым к себе. Поэтому Русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Потому-то «загадочная » русская душа, издревле и органически предрасположена к сочувствию и доброте, приняла христианство ; она сердцем отозвалась на Божие благовестие и на главную заповедь: «Бог есть любовь». «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Случилось же так, что нам пришлось прервать чтение сего Послания из-за необходимости читать другие тексты, положенные в эти праздники, которые мы не могли не прочесть и не истолковать 155 . И вот теперь давайте вернемся к порядку, который был прерван, и то, что осталось, воспримите, возлюбленные, с вящим вниманием. Не знаю, может ли любовь быть предложена вам как-то еще настойчивей, чем посредством слов: Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Краткая хвала! Великая хвала! Краткая в словах и великая по смыслу! Сколь быстро произносится: Бог есть любовь. И сколь кратко! Если ты посчитаешь [слова], то это – всего лишь одна фраза; если взвесишь, то сколь она весома! Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ), – говорит [апостол]. Пусть Бог будет для тебя домом, и ты будь домом для Бога; пребывай в Боге, и Бог пусть пребывает в тебе. Бог пребывает в тебе, чтобы Он удержал тебя, ты пребываешь в Боге, чтобы не упасть, ибо так готовит о любви апостол: Любовь никогда не падает ( 1Кор.13:8 ). Как может упасть тот, кого удерживает Бог?! 2 . «В том любовь достигает в нас совершенства, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что мы в мире сем, как Он ( 1Ин.4:17 )». [Апостол] говорит, каким образом каждый может увидеть, насколько в нем преуспела любовь или даже насколько он сам стал совершенен в любви. В самом деле, если Бог есть любовь, а Бог не может ни улучшаться, ни ухудшаться, то сказано, что любовь достигает совершенства, в том смысле, что любовь достигает совершенства в тебе, потому что ты достигаешь совершенства в ней. Так вот, спроси, насколько ты достиг совершенства в любви, и пусть сердце твое ответит тебе, чтобы ты узнал меру своего преуспеяния. [P. 378] Так вот, [апостол] обещал открыть нам, каким образом мы сможем познать Бога, и сказал: «В том любовь достигает в нас совершенства». Спроси: «В чем?» – Что мы имеем дерзновение в день суда. Во всяком, кто будет иметь дерзновение в день Суда, любовь достигла совершенства. Что значит иметь дерзновение в день Суда? Значит не бояться того, что придет день Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Человек желает блага только для себя. Само желание блага не является грехом, ибо истинным Благом является Сам Бог, а «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но в состоянии самолюбия человек желает мирского, посюстороннего, преходящего блага. В этом состоянии имеет место любовь к творению за счет любви к Творцу, когда чувство любви и стремление к Творцу заглушаются любовью к творению. О такой превратной любви к миру ап. Иаков пишет: «Дружба с миром есть вражда против Бога» ( Иак.4:4 ). И Сам Господь говорит: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). И апостол Иоанн увещевает христиан: «…не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). «Любовь к миру бывает правильной и законной лишь в том случае, когда мы любим мир не как самостоятельное бытие, имеющее цель в самом себе, а как творение Божие, имеющее конечную цель свою в Творце, и когда, следовательно, любовь к миру находится в подчинении любви к Богу» . Искажение православия состоит в том, что цели современного христианина часто не имеют сотериологической ценности, а связаны с мирским, временным. Современный богослов справедливо отмечает: «…«Здесь» – вот тот код, который определяет жизнь человечества в течение всей истории его существования: его замыслы, творчество и надежды. Эта целеустремленность только к «здесь» и приводит человечество, с православной точки зрения, не к предполагаемому всеобщему райскому процветанию, а к окончательной, планетарной трагедии. Таково одно из самых фундаментальных заблуждений человеческого сердца и человеческого разума» . Обмирщение приобретает сейчас необычайную актуальность, характеризуя главнейшую тенденцию развития современного христианства. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). Обмирщение захватило все конфессии без исключения в западном христианстве, опередив в этом отношении православных. Протестантский теолог Харви Кокс пишет: «Секуляризация добилась того, чего не удавалось достичь огнем и железом: она убедила верующих в том, что они могут заблуждаться, и доказала самым благочестивым, что есть вещи поважнее, чем смерть за веру» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010