8) Пусть подлость и мерзость греха отвратит христианина от греха, ибо он есть семя и плод дьявольский, «потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). 9) Рассуждать о христианском благородстве, которое велико, высоко, превознесено и непостижимо. Быть «сыном Божиим " , иметь «общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3, 3:1 ), быть «храмом... Духа Святого и удом Христовым» ( 1Кор. 6:15, 19 ) – сколь велико! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но лишается того христианин через грех. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). 10) Смерть Христова и ужасное Его за грехи наши страдание сильно отвратить христианина от греха. Из-за гордости нашей так глубоко смирился Он; из-за наших сквернословий, злословий, хулений, клевет святейшие Его уши претерпели хулу и поношение; за хищения наши руки Его ко Кресту пригвождены были; за пьянство и сладострастие наше уксусом, желчью смешанным, напоен был; за скверны и нечистоты наши так ужасно мучен был, и все наши грехи и беззакония на древе крестном страданием Своим очищал. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис.53:5 ). Тебе ли, христианин, делать то, за что Сын Божий, Избавитель твой, такое бесчестие и мучение претерпел? Что Христу горесть и мучение сделало, тем ли тебе услаждаться? Да не будет этого! 11) Примеры Божиих святых, сражавшихся против греха, прочитывать и в том им подражать. 12) Злые помыслы восстающие и ко греху влекущие, тотчас отсекать – не иначе, как искру огненную от руки отрясаем, – чтобы, усилившись, как разбойники, войдя в дом, не опустошили дом наш душевный и не погубили нас. Ибо в том подвиг христианский и состоит. Если помыслы отсекать будем, отсечем и грех. Ибо от помыслов и грех бывает, как от корня дерево или как от семени плод. Отсеки корень – и древа не будет; подави семя – и плод не возрастет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ( 1Ин.1:9–10 ). Если ты скажешь: «Я не согрешил», то представишь Его лживым, желая представить себя правдивым. Но разве возможно, чтобы Бог оказался лживым, а человек правдивым, если такое противоречит Писанию: только Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим.3:4 )? Значит, Бог верен Сам по Себе, ты же верен через Бога, ведь сам по себе ты – лжец. 7 . И чтобы не показалось, будто [апостол] оставил грехи безнаказанными, потому что сказал, что верен и праведен Тот, Кто очищает нас от всякой неправды, и чтобы люди не говорили себе: «Мы согрешили, давайте спокойно будем делать то, что пожелаем, нас очистит Христос, верный и праведный, Он очистит нас от всякой неправды», – он устраняет [чувство] ложной безопасности и внушает полезный страх. Ты хочешь притвориться, что ты в безопасности, будь внимателен. Ибо Он верен и праведен, чтобы прощать грехи наши, если только ты постоянно будешь недоволен собой и будешь исправлять себя, пока не достигнешь совершенства. Поэтому что следует далее? Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Но, быть может, грех рождается из человеческой жизни? Что же тогда делать? Что? Наступит полное отчаяние? Послушай: а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; [P. 130] Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:1–2 ). Итак, Он – ходатай; старайся не грешить. Если от немощи сей жизни родится грех , будь бдителен, пусть он тотчас же вызовет неприязнь у тебя, тотчас же осуди его; и когда ты осудишь его, то спокойным придешь к Судии. Там будет у тебя ходатай; не бойся, что проиграешь свое дело в результате исповедания своего. Ибо если порой в этой жизни человек доверяется красноречивому языку и не погибает, то неужели ты погибнешь, доверившись Слову? Воскликни: мы имеем ходатая пред Отцем! 8 . Посмотрите на смирение самого Иоанна. Несомненно, он был праведным и великим мужем, который пил из Господней груди сокровенные тайны 115 (ср. Ин.13:23 ). Он – тот, кто, испивши из Господней груди Божественное [питие], изрек 116 : В начале было Слово, и Слово было у Бога ( Ин.1:1 ). И этот муж не сказал: «Вы имеете ходатая пред Отцем». Но сказал: а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Он не сказал: «Вы имеете». И не сказал: «Вы меня имеете». И не сказал: «Вы имеете Христа». Но он, с одной стороны, указал на Христа, а не на себя, а с другой – сказал «мы имеем», а не «вы имеете». Он предпочел себя включить в число грешников, чтобы иметь в качестве ходатая Христа, нежели вместо Христа назвать себя ходатаем и таким образом оказаться в числе достойных осуждения гордецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Он явился как Богочеловек, «чтобы взять грехи наши» ( 1Ин.3:5 ), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде. Соблазненной духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, – «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте: «в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер».) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям» (в синод. тексте: «Израилю. – Примеч. пер».) «покаяние и прощение грехов» (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый Апостол это четко выражает следующими словами: «От семени Давидова» (в синод. тексте: «из его-то потомства. – Примеч. пер».) «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть «Спаситель» людей и «надежда» человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Любовь к ближним (11–12). Любовь к Богу и к ближним (13–21). 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1 . Возлюбленные ( 1Ин. 3:2, 21 ), не всякому духу верьте: хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас ( 1Ин. 3:24 ), тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (ст. 3). Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога ( 1Ин. 3:24, 4:2–3 ), духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет. 1:21 ); источник откровений, какие они изрекали (или прорекали,– пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же – слова и Духа, и его (ср. 2Пет. 1:21 и прим.). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам. И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(10) К тому же и богословы-апостолы, утверждая пришествие Господа Иисуса Христа, в то же время каждый в отдельности представили свидетельства об этих беззаконных и тлетворных людях и ясно описали их нечестивые деяния. Прежде всего Петр, эта твердыня веры, которого Христос Бог назвал блаженным, этот учитель Церкви, первый ученик, обладающий ключами царствия 697 , первый внушил нам [это], говоря: прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по своим собственным похотям (2 Пет 3:3), и что у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси ( 2Пет. 2:1 ). С ним соглашается и Иоанн Богослов, любимец Христа, он взывает: узнаются дети диавола ( 1Ин. 3:10 ); и теперь появилось много антихристов, но не ходите вслед них ( 1Ин. 2:18 ); не всякому духу верьте, потому что много лжепророков появилось в этом мире ( 1Ин. 4:1 ). Затем и Иуда, [брат] Иакова, говорит подобное этому: в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям ( Иуд. 1:18–19 ). Они есть пасущие себя без страха. [Итак,] ты узнал единомыслие богословов и апостолов и согласие их учения. (11) Выслушай, наконец, и Павла, который смело говорит и ясно изобличает их: берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания ( Флп. 3:2 ); смотрите, как бы кто не увлек вас философией и пустым обольщением ( Кол. 2:8 ); смотрите, поступайте осторожно, потому что дни лукавы ( Еф. 5:15,16 ). Итак, кто же будет иметь оправдание, если он, слушая обо всем этом в Церкви, на основании [слов] пророков, апостолов и Самого Господа, в то же время не проникнется заботой о душе своей, о времени кончины и о том часе, когда мы должны предстать пред судилищем Христовым. (12) Завершив речь о кончине [мира], мы по порядку направим далее рассуждение о том, о чём мы и намеревались говорить вслед за этим 698 . В данном случае выведем на средину свидетеля, достойного доверия, а именно пророка Даниила, который изъяснил сон Навуходоносора и при этом [на все время] – от начала царств и до кончины [мира] – и всем желающим следовать непреклонным путём представил разъяснение истины. Что же именно говорит пророк? Он ясно возвестил Навуходоносору [следующее]: ты, царь, видел сие: и вот, большой истукан стоял пред лицом твоим. Голова его из чистого золота, руки и плечи его серебряные, чрево и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. [Ты] видел его, доколе камень не оторвался от горы без [содействия] рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их вконец. Тогда сотряслось все вместе: глина, железо, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах; унес их сильный ветер, и места не нашлось им. Камень же, поразивший истукана, стал как гора великая и наполнил всю землю (2:31–35).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Под «миром» в данном случае в Св. Писании разумеется не реальное видимое бытие вещей, не формы видимого бытия, природой определяемые и естественные, а то соединение лжи, та похоть, которые внес собой грех человека во все обнаружения личной и общественной жизни человека, в его мысли и волю: «...Все, что в мире, – говорит Апостол Иоанн, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ); человек тлеет в «похотях прелестных» ( Еф.4:22 ); «кийждо же искушается, от своей похоти влеком и прельщаем; таже похоть заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть» ( Иак.1:14–15 ). Грех же от дьавола: «Творяй грех, – говорит Апостол Иоанн, – от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Вот почему Спаситель говорит иудеям, к которым Он пришел и которые, возлюбив более тьму, нежели свет, не приняли Его ( Ин.1:11 ): «Вы... не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). В этом именно отражении в себе дьавольского зла и «всяк человек», по Св. Писанию, «ложь есть» ( Рим.3:4 ) и «весь мир», созданный злом этого мира, похотью и грехом человека, «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отказаться поэтому от лжи в самом себе, умереть для похоти и любодейства мысли в себе, «отвергнуться себе» и составляет сущность подвига человека во Христе: «Кто хочет идти за Мною, – говорит Иисус Христос, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ; Лк.9:23 ), причем нравственный образ Христа неотделим от человека-христианина: «Я дал вам пример, – говорит Спаситель, – чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ); «Будите во Мне, и Аз в вас... Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

– Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть. 18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дол нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. 18–21. Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием – мы знаем апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием – дети есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. Мы знаем (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных ( 1Ин. 2:27 ), из откровения и внутреннего свидетельства Духа, что всякий рожденный от Бога или возрожденный от Духа Святого ( 1Ин. 2:29, 3:1 ) не грешит (3, 6, 9); не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; но рожденный от Бога хранит себя благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований ( Иак. 1:27 ; 1Тим. 5:22 ), со всяким рачением от греха к смерти, и лукавый, сатана или диавол ( 1Ин. 2:14, 3:12 ; Еф. 6:16 ; 2Кор. 11:3 ), от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, не прикасается к нему, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния ( 1Пет. 5:8 ; Еф. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Смертью безгрешного Праведника, которую Он добровольно претерпел вместо неправедных, человеческий род освобожден от ответственности за грех, разрешен и от самого греха – этого единственного препятствия между ним и Богом, этой его единственной вражды к Богу – и приведен к Богу. Возлюбленный Христом ученик, ощущавший удивительную тайну Личности Богочеловека тоньше и проникновеннее, чем кто-либо из людей, и своей облагодатствованной душой проникавший в самые сокровенные тайники Богочеловеческого домостроительства спасения, возвещает как Воанергес 11 – святой Иоанн Богослов. – Примеч. ред. ясно и сильно, что смысл и цель жизни и смерти Спасителя на земле заключается в том, чтобы Он, единый Безгрешный, взял на Себя наши грехи. «Знаете,» – пишет он христианам, – «что Он явился для того, чтобы взять грехи наши и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). А взять наши грехи – это значит: освободить нас от грехов, приняв на Себя ответственность и наказание за них. Это мог сделать и сделал единый Безгрешный (см. Ин.8:32–36 ), так как в Нем нет греха. Сделал же Он это, положив Свою душу за нас и вместо нас: «Он положил за нас душу Свою» ( 1Ин.3:16 ). И Его безмерно драгоценная душа, со всеми присущими ей бесконечными Божественными истинами, а также зиждительными и искупительными силами, очищает нас и спасает от всякого без исключения греха (см. 1Ин.1:7 ) и искупает от смерти. Пресвятая Кровь Богочеловека Христа имеет таинственную искупительную силу, посему в Апокалипсисе двадцать четыре старца обращаются ко Господу Иисусу, стоящему посреди престолов как закланному Агнцу, со словами: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу» ( Откр.5:6, 9 ). Если досточудный Спаситель и сподобил какое-либо человеческое существо [такой милости], чтобы до конечных возможностей открыть ему искупительное значение Своей крестной смерти, то это существо – апостол Павел. Все тайны Евангелия, включая и тайну смерти Спасителя, апостол Павел узнал непосредственно от вознесшегося Господа Иисуса, И причем – в многочисленных откровениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Не говорим уже о том, что всем великим и невеликим людям для спасения прежде всего необходимо духовное возрождение от Св. Духа, которое бы очистило их от всех вольных и невольных грехов и ввело их в новый завет с Господом Богом. Это возможно и бывает только в Церкви. Не о таких сильных людях надо говорить нам, которые сами себя считают совершенными. «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:18 ). В христианском смысле сильные духом те, которые отказались не только от плотских страстей и мирских привязанностей, но и от своего себялюбия и от гордости. Все доброе и истинно великое, что есть у них, они приписывают не себе, а Богу. Ему они предали и себя, и свою волю, и разум. Таковы подвижники веры и благочестия, для которых ничто весь мир с его соблазнами, но которые не преклоняются и пред собственным разумом. Для Господа они готовы отказаться и от разума; и бывает, что отказываются, являясь миру, как объюродевшие. Но эти подвижники в Церкви. Не сами собой они стали такими: их создала благодать Божья чрез церковное руководство. Церковь , таким образом, сделала свое дело и, по-видимому, более не нужна. Но люди опытные в христианской жизни утверждают, что церковное руководство не прекращается и в этом случае, т. е. для этих истинно великих людей. По учению христианскому никто, до какой бы степени совершенства ни дошел, не может считать себя вполне совершенным и безгрешным. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... ( 1Ин.1:8–9 ). И это не по смирению только, но и по истине, как выражаются отцы карфагенского собора 142 . Правда, тот же Иоанн Богослов, по-видимому, говорит другое: «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает, в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Но эти слова никак нельзя понимать в смысле безусловной невозможности греха для истинного христианина. Во-первых, это противоречило бы прежде указанным словам того же апостола, во-вторых, история показывает, что падали и великие люди. То состояние святости, которое исключает возможность согрешения, православная Церковь по справедливости приписывает только святым небожителям, избегает соблазнов этого мира. Слова апостола означают лишь то, что человек «рожденный от Бога» и «пребывающий в Боге» ( 1Ин.3:6 ), не может грешить сам добровольно по своему внутреннему влечению 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010