Пока я вычитывал эти рассуждения из пр. Иоанна Кассиана, Илья Иваныч заботливо рылся в Евангелии, но кончил он тем, что положил свое Евангельице в карман и воспаленно стал смотреть то на меня, то на «синюю книгу», по которой я читал. Видно было, что в душе Илья Иваныч понял свою ошибку: без греха, правда – только один Иисус Христос; но сознаться в том было выше его сил. И Илья Иваныч, едва дождавшись моей остановки, поспешно заговорил: – Я совсем вам про то не поминал, будто мы святы так же, как свят Христос. Напрасно это вы нам вычитываете. Христос – Бог . Он всегда чист и Своею силою, мы же – не всегда, а только после возрождения от Св. Духа, и не своею силою чисты от греха, но дарованием нам благодати Божией. Разве вы не знаете, что Писание говорит о возрожденных Христианах? «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что имя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». И еще: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ; ср.: 1Ин.3:9 ). – Странный прием у вас, Илья Иваныч, брать тексты Св. Писания без связи с другими мыслями. Этак вы можете упорствовать на своем, но от правды всегда будете далеко стоять. Разве Иоанн Богослов учит, что какой-либо человек, хотя бы и после возрождения, может быть свободен от согрешений?.. Ничего подобного нет в его посланиях. А приведенные вами свидетельства о свойстве рожденных от Бога христиан вы неправильно понимаете. – Примите же к сердцу, что я прочитаю вам из св. отца нашего Иоанна Кассиана в разъяснение этих свидетельств. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха..». «Это должно разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных . Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно как говорит Апостол же Иоанн: если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием не охраняли себя от них. Ибо говорится: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ), и еще: аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его, и слово Его несть в нас ( 1Ин.1:10 ). По истине, невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвенио, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они различны от того греха, который называется грехом к смерти; однако же не могут быть безвинны и неукоризненны 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Продолжение мысли о любви к ближнему: она имеет внутреннюю связь с возрождением от Отца Небесного ( 1Ин. 5:1–5 ). «Всякий любящий родившего (а это по Апостолу есть «всякий верующий, что Иисус есть Христос») любить и рожденного от Него ( 1Ин. 5:1 ), т. е. всякого брата своего по возрождению. Кроме этого, естественного чувства любви к нашим собратьям по возрождению, о том же есть и положительная заповедь Отца Небесного. Свою любовь к Нему, – говорит Апостол, – мы и доказываем только тогда, когда исполняем Его заповеди, и значит, заповедь о любви к нашим собратьям. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». «И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:3 ), – прибавляет к сему Апостол, имея, конечно, в виду широкую и прекрасную заповедь о любви, столь естественную для возрожденного сердца верующих сынов Божиих. Хотя и по возрождении для нашей человеческой немощи невозможно исполнять заповеди Божии без труда и терпения; но Апостол внушает, что истинно верующим или что тоже истинным чадам Божиим подается крепкая сила побеждать и устранять все препятствия, какими старается мир затруднить исполнение заповедей Божьих для естественной немощи нашей. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, есть вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Что заповеди Божии, без отношения к нашей немощи и лености, действительно не тяжки сами по себе, Блаж. Феофилакт изъясняет следующим примером: «ибо что тяжелого в деле любви брата? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И голодному не повелевается предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставит крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий». Указав победительную силу против козней мира в вере, Апостол далее прямо указывает и предмет веры: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин. 5:5 ), т. е. кто, как не истинный христианин? Самым возвышенным примером этой победы над миром могут служить Апостолы Христовы, приведшие своей проповедью к подножью креста Христова сей неверующий мир, несмотря на все его упорство и противодействие. «Вера, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие – и не иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет Апостол: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Ин.4:19 .  Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:20 .  Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 1Ин.4:21 .  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Устранив несовершенство любви в виде страха ( 1Ин.4:18 ), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему ( 1Ин.4:9–10 ), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом – в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, – так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу составляет прямую, положительную заповедь Божию ( τν εντολν αυτο), ст. 21. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому что святые Божий человеки сами подражают святым и Богу (см. 1 Фес. 1:6; 2,14); они — «образцы для верных» (1Фес.1:7); носят в себе самих Христа. Они в Нем живут и Христос — в них. Они заботятся не только о себе, но и о других, «молятся за них» (Кол.1 9); учат их, утешают, помогают им, побуждая к любви и прочим добродетелям. Итак, общение со святыми столь же нужно, сколь гибельно общение со злыми и беззаконными. Потому-то всякому возрожденному человеку предписывается преизобильная любовь к святым, оказание им помощи, если можно, молитва за них и покорность им, как наставникам. Святых же Божиих от рабов мира и диавола удобно можно отличать по известным признакам, каковы: «общение друг с другом» (1Ин.1:7), «любовь к ближним» (1Ин.3:10), «соблюдение заповедей» (1Ин.2:3), исповедание «Христа, пришедшего во плоти» (1Ин.4:2—3), сознание грехов, удаление от разногласия, «безумных состязаний и споров» (Тит.3:9); забота о взаимном назидании, о «мире со всеми и святости» (Евр.12:14), а не о «различных учениях» (Евр. 13:9), пище и прочем «угождении плоти» (Рим.14:17—19). Кто же, по слову апостольскому, приходит и учит иначе, таковых святые не приемлют, и не приветствуют их (2Ин.1:10—11), и не едят с ними (1Кор.5:11). Аминь.     О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных слов. Прп. Симеон Новый Богослов     «Бог же мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр.13:20 и 21).     «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из мест, относящихся к каждому лицу Святой Троицы в отдельности, более всего многочисленны те, в которых говорится о втором лице Святой Троицы, Спасителе мира, Сыне Божием. И это понятно. На Нем главным образом сосредоточены были взоры апостолов. Совершенное Им дело спасения было главным предметом их проповеди. Его явление в мире, Его вочеловечение более всего требовало выяснения для себя. Говоря, впрочем, чаще всего о Сыне Божием, апостолы достаточно открывают нам и о всем том, что касается отношений Бога Отца к Сыну и к делу спасения человека. Они называют Его Отцом Единородного Сына Божия ( 1Ин.4:9 ). Всякий, говорит апостол Иоанн, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ). Наиболее подробное раскрытие этой истины находится в 1-й главе послания апостола Павла к Евреям. В ней говорится, что Сын Божий есть сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Явление в мире Сына Божия есть, по учению святых апостолов, дело любви Бога Отца. Любовь Божия к нам, говорит апостол Иоанн, открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:9 ). Оно совершилось, говорил апостол Павел, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:4 ). Учение Святых апостолов о втором лице Святой Троицы, Сыне Божием, есть, как мы сказали, наиболее раскрытое. Все, что говорил о Себе Сам Христос Спаситель, говорят и они, с тем отличием, что присоединяют ко всему этому и свои собственные взгляды на Него, как взгляды самовидцев служения и дел Его. Для них Он не был уже Сын Человеческий, как смиренно называл Себя Христос Спаситель, для них Он не был и только Сын Божий, как тоже называл Себя Христос Спаситель. Нет, будучи Сыном Божиим, сиянием славы и образом Божественной ипостаси Отца ( Евр.1:3 . Кол.1:15 ), Он есть, по их учению, истинный Бог ( 1Ин.5:20 ), Бог благословенный во веки ( Рим.9:5 ), Владыка Бог ( Иуд.1:4 ), равный Богу ( Флп.2:6–7 ). Все видимое и невидимое произошло чрез Него и без Него, как говорит Евангелист Иоанн, ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

3) Общественные бедствия и войны. Также услышите о войнах и о военных слухах... Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство... ( Мф.24:6–7 ). Будут иметь место также смятения (мятежи) ( Мк.13:8 ). 4) Природные бедствия. Помимо общественных бедствий в последние времена проявятся и различные природные катаклизмы: ...будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ), знамения в солнце и луне и звездах... море восшумит и возмутится ( Лк.21:25 ). Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие зла – антихриста, при котором отступление и различные бедствия достигнут полной силы. 2.3. Антихрист и время его пришествия 2.3.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания Приставка ντ в греческом языке имеет два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» это всякий, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин.2:22 ). Ап. Иоанн говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван этим именем. В этом смысле появилось много антихристов... ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле слова это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором говорит тот же апостол: ...вы слышали, что придет антихрист... ( 1Ин.2:18 ). Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нужно знать, что надлежит прийти антихристу. Посему всякий, кто не исповедует, что Сын Божий пришел во плоти... тот есть антихрист. Однако особым образом и по преимуществу антихристом называется имеющий прийти при скончании века» 1348 . Надо сказать, что в истории христианства имели место мнения о том, что антихрист не есть конкретная личность, а некоторая враждебная Богу сила 1349 . Однако Священное Писание ясно учит об антихристе как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: ...иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Ап. Павел называет антихриста – человек греха, сын погибели ( 2Сол.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Во-вторых, навык в добре, постоянное упражнение в нем, как духовное, внутреннее, так и внешнее, действенно-активное, сопровождается образованием привычки, 31 которая становится «второй натурой» и создает своего рода иммунитет, препятствующий искушениям воздействовать на душу, не дающий греховной инфекции проникать в душу. Если инфекция все же в душу внедряется, она не находит там подходящих для ее развития условий и погибает точно также, как погибает болезнетворный микроб, проникнувший в здоровый, обладающий иммунитетом организм. Именно к такому состоянию, доведенному до идеала, относятся слова св. Иоанна Богослова: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ), а рождение от Бога есть, согласно последующим словам того же святого писателя, осенение и проникновенность любовью, создающей неспособность к греху ( 1Ин.3:10–11 ). «Мы знаем, – пишет он далее, – что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти»( 1Ин.3:14 ). Значит, именно любовь, высшая степень совершенства, облекает человека ( Кол.3:14 ) как бы в броню, делая его постепенно все более и более непроницаемым для греха. Необходимо подчеркнуть, что такая способность не может образоваться сразу, в результате мгновенного «призвания», «возрождения», «пробуждения», как об этом часто мы слышим в протестантской среде (от пиетистов, пятидесятников, от некоторых баптистов). «Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Это и другие свидетельства Св. Писания, наряду с указаниями, что ничто нечистое не войдет в Царство Божие ( Откр.21:12 ) и с призывами к уже возрожденным и к принадлежащим к «царственному священству» и к «святому народу» – «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:9–11 ), убеждают всякого беспристрастного читателя Слова Божия в необходимости для каждого христианина повседневного постепенного возрастания в добре и одновременной борьбы с грехом. «Духовное действие Божией Благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании окажется благоугодным Духу и с течением времени покажет опытность и терпение». 32 «Рожденный от Бога не делает греха» ( 1Ин.3:9 ) – это состояние, к которому нам нужно стремиться, а для этого следовать словам другого Апостола, который призывает: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Он наш Создатель, Бог и Господь, и, как Создателя, Бога и Господа своего всеохотно слушать должны, и святые Его повеления исполнять. Отцу по плоти, который нас родил, господину нашему, который нас стяжал, Государю нашему, власти которого мы временно подчинены, – словом, человеку, который над нами не сам собою, но по Божиему устроению власть имеет, повинуемся. Тем более подобает повиноваться Богу, Который нас создал, промышляет о нас и всеми властями и подчиненными владеет. Итак, бесстыдно и беззаконно не слушать Того, Которым и сами мы созданы, и все, что ни имеем, от Него получаем, и всевысочайшей и вечной Его власти подчинены. 2) К послушанию Ему да подвигнет нас Божественная Его любовь, которую Он во Христе Иисусе показал к нам. Эту любовь Его проповедал нам Христос, Сын Его: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Проповедал святой апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). И святой Иоанн: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:9 ). И удивляется этой любви: «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Такое Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Ему и исполнению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, возлюбим и мы Его, как отца чада, и от любви послушание Ему, как Отцу милостивому, оказать постараемся, «как послушные дети» ( 1Пет.1:14 ). Возлюбим и мы «друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин.3:23 ). «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин. 4:11 ). 3) Обеты, данные нами при святом Крещении, да подвигнут нас к послушанию. Тогда отрицались мы сатаны и скверного его служения и обещались Богу служить, «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» ( Лк.1:75 ), чего не может быть без усердного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Укажем также стихи первого послания апостола Иоанна: «Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и которая явилась нам» ( 1Ин.1:2 ). Буквально, по-гречески, написано: «была к Отцу». Это то же выражение, что в прологе у Иоанна ( Ин.1:1 ). Здесь надо избегать всякого литературного толкования. Управление «быть к» является варваризмом и в греческом, и русском языках. Тут идет речь о вечной природе Логоса, Который одновременно вечно в Своем движении «к», и вечно в Своем почивании «у». Эти два состояния совпадают в Боге, в то время как в нас движение и покой противополагаются. Далее мы читаем: «наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). У апостола Иоанна слово «общение» употребляется как Имя Духа, а определение «Параклит» относится к Сыну: «Мы имеем Ходатая (по-гречески Параклит) перед Отцем, Иисуса Христа, праведника» ( 1Ин.2:1 ). Это именование более раннее, чем выражение «другой Утешитель», о Котором говорится в четвертом Евангелии, где терминология, намеченная в первом послании, достигает совершенства. «Он дал нам отДуха Своего» ( 1Ин.4:13 ). Здесь дается учение о Духе Христовом через понятие приобщения Духу в зависимости от нашей способности Его вместить. Наконец, хочется закончить этот перечень заключительным троичным благословением второго послания к Коринфянам (13:13): «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Усвоение дара «любви» Отцу и «общения» Духу повторяется почти дословно в Флп.2:1 : «Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение Духа». Формула «благодать Господа нашего Иисуса Христа» встречается у апостола Павла постоянно. Выше было показано, что порядок этого призывания (Христос – Отец – Дух) закономерен и традиционен. Он соответствует постепенному характеру изложения учения о Троице в Евангелиях (у синоптиков и Евангелии от Иоанна). Христос открывает Отца, и Отец посылает Духа. Мы имеем доступ к Отцу и получаем полноту Святого Духа внутри тайны Христовой, Его Тела, Церкви ( Еф.2:18 ). Именно на этом пути ангел даст патмосскому тайнозрителю видение воды живой, «воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» ( Откр.22:1 ). ПРИЛОЖЕНИЕ. ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

1Ин.2:18 .  Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 1Ин.2:19 .  Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Упомянув о том, что мир проходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» ( εσχτη ρα) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак.5:3, 8 ; 1Пет.1:5, 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о αντχριστος, даже многих антихристов, αντχριστοι, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, 1Ин.2:22–23, 4:3 ; 2Ин.1:7 . Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали – разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя ( Ин 5:43 ; Мф 24:24 ), а еще более из учения Ап. Павла о " противнике», αντικεμενος, 2Сол.2:2–10 . Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» ( 2Сол.2 ), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста ( 1Ин.4:3 ), который имеет прийти в «последнее время» и действия которого (как «зверя», θηρον) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди . Посему, говорит, « от нас изыдоша», т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. « Не беша от нас», т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010