Первая заповедь: да веруем в Сына Божия. Кто исповедует, что «Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин.4,15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе — только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. «А всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать». Так что отвергающий, яко Иисус есть Христос, отметается Отца и Сына. «И сей есть антихрист» (1Ин.2,2–23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит лжа, потому что не верит свидетельству, которым «свидетельствовал Бог о Сыне Своем» (1Ин.5.10). Так — все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! «Если в вас пребудет, что вы слышали исперва, и вы в Сыне и Отце пребудете» (1Ин.2,24). Ибо «всяк преступали и не пребывали во учении Христове Бога не имать: пребывали же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать» (2Ин.1,9). Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и ходить так, как Тот ходил (1Ин.2,6). А «Он душу Свою положил за нас» (1Ин.3,16). Итак, «возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, и мы должны друг друга любити” (1Ин.4.11). „Бог любы есть, и пребывала в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4.16). Обманывает себя тот, кто говорит: «Люблю Бога — и довольно». Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо, «кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить» (1Ин.4.20). Обманывает себя и тот, кто говорит: «Буду любить братий — и довольно». Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (1Ин.5,2). «Кто не любит брата, тот пребывает в смерти. Потому и знаем, что мы прешли от смерти в Живот, если любим братию. Кто же ненавидит брата, тот человекоубийца есть и не имеет Живота Вечного, пребывающего в себе» (1Ин.3,14–15). Так, братие, только тогда, как «любим мы друг друга, Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4,12). «Возлюбленный, не уподобляйтеся злому, но благому», ведая, что только «благотворняй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога» (3Ин.1.11). «Если кто имеет богатство мира и, видя брата нуждающегося, затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? Чадца моя, не любым словом, но делом и истиною» (1Ин.3,17–18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Третья часть. 1Ин.2:29–3:24 : Дети Божии и дети диавола. Общение с Богом основывается на самом внутреннем, существенно-родственном отношении к Богу, обозначаемом понятием рождения от Бога. Любовь Отца к нам проявилась в том, что мы называемся детьми Божиими; и мы действительно дети Божии. Но что ожидает нас в будущем, мы этого точно не знаем. Все величие этого будущего откроется только впоследствии: мы будем подобны Ему и увидим Его, как Он есть ( 1Ин.2:29–3:2 ). Всякий имеющий надежду на это будущее прославление должен очищать себя, как Он чист, избегать всякого греха, потому что грех есть беззаконие; а Он явился для того, чтобы взять грехи наши. В Нем Самом нет греха; отсюда следует, что, кто в Нем пребывает, тот не согрешает, а кто согрешает, тот не имеет истинного познания о Нем ( 1Ин.3:3–6 ). Праведность, подобная Его праведности, есть первый признак детей Божиих ( 1Ин.3:7 ). На противоположной стороне стоят согрешающие, – они от диавола, первовиновника греха. Сын Божий и явится для того, чтобы разрушить дела диавола. Вследствие этой победы Его всякий рожденный от Бога не творит греха, потому что семя Его в нем пребывает; он не может даже грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин.3:8–9 ). Кроме праведности, признаком детей Божиих, в отличие от детей диавола, служит любовь к брату. Заповедь о любви составляет содержание благовестия, которое христиане слышали от начала ( 1Ин.3:10–11 ). Типичным представителем детей диавола, лишенных любви, является Каин, убивший брата своего «за то, что дела его были злы, а дела его брата праведны» ( 1Ин.3:12 ). По соображению с этим поучительным примером не должно удивляться, что мир ненавидит нас. Необходимо только помнить, что любящий брата перешел из смерти в жизнь, а ненавидящий есть человекоубийца. Читатели же знают, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, так как в нем самом нет источника ее ( 1Ин.3:13–15 ). Какова должна быть любовь христианина, пример этого дал Он, положивший за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев своих. Поэтому должно любить не на словах только, но и на деле. В этом успокоение совести нашей и основание нашего дерзновения пред Богом: чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.3:16–22 ). Наконец, к указанным признакам детей Божиих присоединяется еще один: заповедь Его та, чтобы мы веровали в Сына Его Иисуса Христа. Только при соблюдении этих заповедей возможно богообщение ( 1Ин.3:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1Ин.4:7 .  Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 1Ин.4:8 .  Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 1Ин.4:9 .  Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 1Ин.4:10 .  В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Раскрыв учение об истинном исповедании веры в воплотившегося Сына Божия и указав источник этого исповедания в Боге ( 1Ин.4:2 ) в противоположность лжеучению лжепророков и антихристов, Апостол теперь показывает, что и вторая половина Божественной " заповеди» ( 1Ин.2:23 ) – любовь к ближним, способность любить их происходит также от Бога. Уясняя понятие любви, Апостол ставит ее в связь со знанием: подобно тому, как познание чего-либо предполагает некоторое родство познающего с познаваемым, и чем выше в нас расположение и интерес к предмету познания, почему еще древние говорили, что подобное познается подобным, – так подобное явление имеет место и в религиозной жизни, и в религиозном познании. Здесь, где только имеет место истинная любовь, там она образует нечто пришедшее к людям от Бога; кто любит, тому Бог открылся, следовательно, он знает Бога; рожденный от Бога ( 1Ин.2:29, 3:9 ) и будучи чадом Бога ( 1Ин.3:1 ); любящий знает Бога не только верою, но и непосредственным внутренним чувством. Напротив, не любящий ближнего, тем более враждующий с ним ( 1Ин.3:15 ), как человек душевный и не понимающий того, что происходит от Духа Божия ( 1Кор 2:14 ), неизбежно чужд правильного познания о Боге – потому что «Бог есть любовь» θες αγπη εστν (ст. 8). Это – без сомнения, самое полное и самое глубокое определение нравственной природы Бога, и богословие никогда не могло создать более высокого и более отвечающего христианскому понятию о нравственном существе Бога определения, как это определение апостола любви. Св. Григорий Богослов говорит: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа, Бог наш любовь есть, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (сл. XXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Если Христос не Бог, то разве мог Он возвестить нам и даровать вечную жизнь (1Ин.1:1; ср.: 1Ин.5:11—13)? Его Кровь «очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7, 2:2). Разве было бы это возможным, если Он не Истинный Бог и Господь? Если бы Христос не был Сыном Божиим и Богом, то разве отвержение Его было бы в то же время и отвержением Бога Отца (1Ин.2:22—23)? Кто не признаёт, что Христос есть Бог во плоти, тот антихристов; а кто признаёт, что Он — Бог во плоти, тот от Бога (1Ин.4:2—3; ср.: 1Ин.4:15, 5:1; 2Ин.7)? Если бы Христос не был Богом, то как бы мог Он дать нам Духа Божия, по которому и узнаём, что Он — Бог (1Ин.3:24, 4:13)? Святой Воанергес возвещает гласом своих громов: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20). Как Христос — не истинный Бог и Господь, если «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога, а пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.9)? Не признавать Христа Богом — значит быть безбожником, ибо безбожны все «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.4).    Как Христос — не Бог, если Он властвует над тайной времени и жизни; если Он имеет ключи от смерти и ада (Откр.1:16—20, 5:6)? Как Он — не Бог, если Он обладает Божественным всеведением и Божественным всемогуществом (Откр.2:2—7, 2:19, 23, 3:1, 8, 15)? Если Он не Истинный Бог и Господь, почему тогда Ему поклоняются все святые Божии творения (Откр.5:13—14, 7:9—12, 15)? Если Христос — не вечный Бог и не Всемогущий Господь, то не сказал бы Он о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13).    Священное Писание и Ветхого и Нового Завета светит Божественной силой вездесущего Сына Божия, являющего Себя в Ветхом Завете Единородным Сыном Божиим, только еще не воплощенным, а в Новом Завете открывающего Себя тем же Самым [Сыном Божиим], только воплощенным. Святой Ириней прав, утверждая, что Сын Божий посеян повсюду в Священном Писании (inseminatus est ubique in Scripturas Filius Dei).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 . Пишу вам, юноши... ( 1Ин.2:13 ). Они названы детьми, названы отцами, названы юношами. Детьми, потому что рождены; отцами, потому что познали начало. Почему юношами? Потому что вы победили лукавого ( 1Ин.2:13 ). [P. 166] В детях – рождение; в отцах – древность; в юношах – сила. Если лукавый побежден юношами, он сражается с нами. Сражается, но не одолевает. Почему? Потому ли, что мы сильны, или потому, что силен в нас Тот, Кто оказался бессилен в руках гонителей? Тот сделал нас сильными, Кто не устоял перед гонителями. Ибо Он распят в немощи, но жив силою Божиею ( 2Кор.13:4 ). 7 . Пишу вам, отроки... ( 1Ин.2:13 ). Почему отроки? Потому что вы познали Отца ( 1Ин.2:13 ). Пишу вам, отцы (ср. 1Ин.2:14 ) 130 . Чтобы донести свою мысль, [апостол] еще раз повторяет [уже сказанное]. Потому что вы познали Сущего от начала (ср. 1Ин.2:14 ). Помните, что вы – отцы. Если вы забудете Сущего от начала, вы утратите отцовство. Пишу вам, юноши... Вновь и вновь размышляйте об этом. Поскольку вы – юноши, сражайтесь, чтобы победить; побеждайте, чтобы обрести венец; будьте смиренны, чтобы не пасть в сражении. «Пишу вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» ( 1Ин.2:14 ). 8 . Все это, братья, потому, что мы познали сущее от начала; потому, что мы сильны; потому, что познали Отца. Все это как бы утверждает знание, но разве не утверждает любовь? Если мы познаем, то и полюбим; ведь знание без любви не спасает. Знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ). Если вы хотите исповедать [Христа] и при этом не иметь любви, то становитесь подобны демонам. Демоны исповедовали Сына Божия и говорили: что Тебе до нас? ( Мф.8:29 ) – и были отвергнуты. Исповедуйте – и будьте приняты. Ибо те боялись из-за беззаконий своих, вы же любите Прощающего беззакония ваши. Но каким образом мы можем любить Бога, если мы любим мир? Так вот, Он готовит нас к тому, чтобы в нас пребывала любовь. Есть две любви – к миру и к Богу. Если в нас живет любовь к миру, то нет места для любви [P. 168] к Богу. Пусть уйдет любовь к миру и пребывает любовь к Богу, пусть ей достанется лучшее место. Ты полюбил мир – перестань любить мир. Когда ты освободишь сердце твое от земной любви, ты впустишь в себя Божественную любовь, и там уже начнет жить любовь, от которой не может исходить ничего дурного. Послушайте слова [апостола], несущего очищение. Он находит сердца людей, словно бы поле. Но каким он его находит? Если он находит там лес, выкорчевывает его; если находит уже очищенное поле, засаживает его. Посадить он там хочет дерево – любовь. А какой лес он стремится выкорчевать? Любовь к миру. Послушай корчевателя леса, который говорит: Не любите мира, – и добавляет: ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей ( 1Ин.2:15 ) 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

9 . Не дивитесь, братия, если мир ненавидит вас ( 1Ин.3:13 ). Надо ли всякий раз говорить вам, что такое мир? Это не небо, не земля, не то, что сотворил Бог, но люди, любящие мир. Некоторых из вас я уже отяготил тем, что раз за разом говорю об этом; но говорю я все еще напрасно, ибо, если спросить некоторых, о чем я говорил, они не смогут ответить. Поэтому пусть хоть что-то через постоянное вразумление проникнет в сердца слушателей. Что такое мир? Мир, когда [это слово] употребляется в дурном смысле, означает людей, любящих мир. Мир, когда [это слово] используется в хорошем смысле, означает небо и землю, а также все, сотворенное в них Богом, откуда и сказано: «И мир был создан через Него» (ср.: Ин.1:10 ). Мир также является полнотой земли, как сказал Иоанн: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира ( 1Ин.2:2 ). Под миром он понимает всех верующих, рассеянных по всему кругу земель. Мир же в дурном смысле – это люди, любящие мир. Те, кто любит мир, не могут любить брата. 10 . Если мир ненавидит нас, мы знаем ( 1Ин.3:13–14 ). Что мы знаем? Что мы перешли из смерти в жизнь ( 1Ин.3:14 ). Почему мы знаем? Потому что любим братьев ( 1Ин.3:14 ). Пусть никто не спрашивает [другого] человека, пусть каждый обратится [P. 266] к своему сердцу. Если он найдет там братскую любовь, пусть будет спокоен, ибо он перешел из смерти в жизнь. Он уже по правую сторону (ср.: Мф.25:34 ). Пусть не обращает внимания на то, что слава его сокрыта. Когда придет Господь, тогда откроется он в славе. Ибо он уже полон сил, но живет пока еще зимой; корень полон сил, но ветви как будто бы сухи. Внутри их сердцевина, которая полна сил, внутри [прячется] листва, внутри плоды, но они еще ждут лета. Так что мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Чтобы вы не думали, братья, что это мелочь – ненавидеть или не любить, послушайте, что следует далее: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). Что же, если кто-то оказался охвачен ненавистью к брату, неужели в сердце своем он задумал убийство? Он не совершил никаких действий руками к тому, чтобы убить человека, но Господь уже принимает его за убийцу; тот еще жив, а этот уже осужден как убийца его. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Ин.5:18 .  Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 1Ин.5:19 .  Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 1Ин.5:20 .  Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 1Ин.5:21 .  Дети! храните себя от идолов. Аминь. Теперь следует заключение послания. Троекратным «мы знаем» (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом ( 1Ин.3:9 ), гласит: «всякий, рожденный от Бога, не грешит» (ст. 18) «Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: «хранить себя», т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от Него дар, можем и не грешить» (Феофил.). Второе положение состоит из двух противоположных суждений: «мы от Бога», а «мир весь во зле лежит» (ст. 19) – мир боговраждебный обнимает прежде всего «князя мира сего» ( Ин 12, 31 ) и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол ( 1Ин.2:18–19, 22–23, 4:2–8 ), а также тех, которые следуют похотям мира ( 1Ин.2:15–16 ). Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос , явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе 1Ин.4:9–5:12 . Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.5:4 .  Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 1Ин.5:5 .  Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал – мира, плоти и диавола (см. 1Ин.2:15–16 ). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол «объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом ( Ин 16:33 ), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром. 1Ин.5:6 .  Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 1Ин.5:7 .  Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1Ин.5:8 .  И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 1Ин.5:9 .  Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера. Возвращаясь к началу своего послания 1Ин.1:1–3 , Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего «вода» крещения, «кровь» крестной смерти на Голгофе и «дух», т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством – Бога Отца о Своем Сыне ( Мф.3:17, 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом ( Ин.1:18, 3:11, 8:14, 10:36 ; Мф.26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первой половине второй главы из предыдущего выводятся основоположения всего христианства ( 1Ин. 2:1–14 ). а) Для христиан возможна безгрешность при ходатае Иисусе Христе. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ), т. е. не только за грехи нас людей, живущих в настоящее время, но и живших до пришествия Его в мир, а равно и тех, которые будут жить до второго Его пришествия на землю и второй будут усвоять себе беспредельные заслуги Его; б) Истинное познание Бога есть соблюдение слова Его из любви к Нему. «Кто говорит: я познал Его (Бога), но заповедей Его не соблюдает, тот лжен (познание такового холодно и мертво и только надмевает, а не спасает); а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершалась» (т. е. видится в нем совершенная и спасительная любовь, как плод живого познания о Боге). ( 1Ин. 2:4–8 ). в) Истинное хождение в своем есть любление брата. «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете (есть истинный христианин), а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме ( 1Ин. 2:9–11 )», т. е. во тьме неведения об исинном христианстве, ибо основное начало жизни христианской еще не коснулось его собственной жизни. Конечно, в жизни бывает бесконечно много степеней любви, но Апостол говорит о противоположностях и безусловно: или любовь, или ненависть. (Толк. Ап. Еп. Мих. 1890 г.). Дети и отцы, юноши и отроки – все владеют соответственными совершенствами. «Пишу вам (о чем пишет, следует далее в стихах 15–17, т. е. чтобы не любит мира, ни того, что в мире; для сего каждому возрасту представляются особые побуждения, к этому именно возрасту приноровленные), пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» ( 1Ин. 2:12 ), или что тоже – ради личности Иисуса Христа, ради достоинства и заслуг Его, как избавителя и искупителя. Таким образом, детскую чистоту и невинность, получаемую детьми в крещении, омывающем их от первородного греха, или даже от произвольных грехов, если новокрещенные бывают взрослые люди, – эту детскую чистоту и прощенность Апостол и выставляет как самое естественное побуждение детям беречь свою святыню от осквернения чрез прикосновение с грешным и прелюбодейным миром. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» ( 1Ин. 2:13 ). Отцов побуждает Апостол совершенством христианского знания, которое естественно предполагается у них именно, как у отцов, т. е. возросших и усовершившихся в христианском знании настолько, чтобы учить и детей. «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:13 ). Справедливо намекает Св. Апостол на борьбу и возбуждает к победе именно юношей, ибо этот возраст особенно подвержен борьбе со страстями и соблазнами мира. «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» ( 1Ин. 2:13 ). Сим внушительно начертывает Апостол самое естественное и простое правило для отроков: брать примеры с отца и походит на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010