Литература . Конспект по догматическому богословию. С. 75; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 171–176; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 442–447; Пономарев П. Кеносис//Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. СПб., 1908. Т. 9. С. 499–501, 504. Вопрос 43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис.53:5–7; Мф.20:28; Мк.10:45; Ин.1:29, 3:14–15, 10:17–18; 1Пет.1:18–20; 1Ин.1:7, 5:8–10; 1Кор 6:20; 2Кор.5:21; Еф.1:7; 5:2; Кол.1:14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк.24:25–26; 1Пет.1:11, 3:22; Еф.1:20–22; Ин.3:16, 17:24; 1Ин.2:2; Рим.3:23–25; Еф.5:25–27; 2Кор.5:14–15; Кол.1:20; Евр.2:14) Ответ. Слово «искупление» – это перевод греческого πολτρωσις, обозначающего освобождение от рабства путем выкупа или денежную сумму, уплата которой дарует приговоренному к смерти жизнь. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Т. о., «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Ап. Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:8–20 ). Рабство, из которого «выкупает» Бог человека состоит в грехе: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ), «продан греху» ( Рим.7:14 ). Сам Господь применяет к Себе этот образ: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому ап. Павел говорит, что мы «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Эта цена действительно безмерно высока, потому что за всех людей страдает безгрешный Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Секрет может заключатся в еврейском слове эхад (един), которое часто используется в Ветхом Завете для обозначения единства во множестве (как «одна» неделя, «один» отряд воинов и т.п.). И напротив, еврейское слово яхид, всегда исключающее единство во множестве, действительно обозначает единицу – не как начало счета: 1, 2, 3, 4… и т.д., а именно одно. Потому и Маймонид в «13-ти догматах иудаизма» не использует слово эхад, но слово яхид, менее опасное для иудейской концепции одинокого Бога (мы касались этого вопроса в Беседе 4). Единство Лиц Святой Троицы предполагает наличие любви в их взаимоотношениях, что и научает нас любить Бога и ближнего. Сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ); и еще: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1Ин.4:12 ). Рассмотрев значение слова « возлюби », мы попытаемся понять значение слов « всем сердцем ». Прежде всего определимся, что нравственный фон сердца не однозначен. Сравним два высказывания Христа: 1) «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ); 2) «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). Смысл данного внешнего несовпадения заключается в том, что в нашем сердце как средоточии души реально рядом присутствуют и добро, и зло. Апостол Павел писал: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим.7:25 ). Следовательно, « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем » – означает контролировать внутреннее средоточие души (сердце); « всем сердцем » – значит, что ни одно чувство, доброе или злое, не должно оказаться незамеченным. Сказано: «Вникай в себя (то есть контролируй движение каждой мысли и каждого чувства. – О.С.) и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Каким образом проявляется любовь к Богу, как не в желании, чтобы Он раскрыл Свое присутствие внутри нас, то есть всецело наполнил наше сердце. Но чтобы не принять за Бога то, что не есть Бог, отцы научают нас погрузить разум (ум) в сердце, то есть контролировать чувственные процессы. Об этом писал и апостол Павел: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). И в начале «Молитв утренних» наставление дается: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину…» 328 И при многих песнопениях в церковных книгах советуется: «не борзясь», ибо, как мы выше определились, сердце – сложный в нравственном смысле орган.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эдгар Кейс часто в состоянии транса говорил во множественном числе: «нас» и «мы». Кто же были те самые люди или духи, говорившие через него? Эдгар Кейс и сам порой задавался вопросом: не сатана ли говорит через него? Похоже, что те самые «мы», говорившие через него, были бесами 15 . Почему мы так считаем? Апостол Иоанн в Первом Послании (4:1) говорит: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Затем он предлагает два способа, при помощи которых мы можем распознать учение антихриста. Во-первых, признаком учения антихриста является отрицание того, что Иисус Христос существовал ещё до Своего рождения на земле, или что Он воплотился в настоящем человеческом теле: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшею во плоти, есть от Бога; а – всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4:2-3 ). Во-вторых, проявлением духа антихриста является отрицание того, что Иисус есть Христос — Спаситель мира: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» ( 1Ин.2:22-23 ). Эдгар Кейс не выдерживает проверки обоими способами. Он говорил, точнее, «они» говорили через него: «Иисус был всего лишь человеком» 16 . Эдгар Кейс также не признавал факта вос­кресения Христа во плоти. Согласно его утверждениям Иисус уже пережил тридцать перевоплощений и по всей видимости погрузился обратно в Абсолют. Эдгар Кейс утверждал, что Бог – это безличное существо; он отрицал искупительную жертву Христа на кресте; согласно ему, Библия недостоверна. Он также отрицал христианские понятия о сотворении мира, о небесах, об аде, о спасении и о Святой Троице 17 . Писание говорит нам, что пророки Господа никогда не оши­баются в своих предсказаниях ( Втор.18:20-22 ). Что же касается Эдгара Кейса, то он предсказывал, что Гитлер будет силой добра, что Атлантида снова выйдет на поверхность моря примерно в 1975 году и что Китай будет демократической христианской страной к 1968 году 18 . Только ложные пророки делают лживые пророчества. С точки зрения Библии, Эдгар Кейс являлся пророком оккультных сил и ни в коей мере не был христианином. Его видения были вдохновляемы демоническими силами.

http://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xristia...

2 . Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» ( Ин.16:8–9 ). Дела этого мира злы ( Ин. 7:7 и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 . Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 . Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 . Диавол назван князем мира ( Ин. 14:30 , мироправителем тьмы века сего( Ефес. 6:12 потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает ( Фил. 2:11 , со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5). Слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – молитвенное прошение. Мы молим Небесного Отца, чтобы сподобил нас исполнить Его святую волю на земле. Тертуллиан изъясняет: «Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божие, но молим, да исполняется воля Его во всех нас Чтоб могли мы сие исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении и помощи)». Где находились святые и праведники до Воскресения Христова – в раю или в аду?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Бог — уже не далекий, небесный Властитель и Законодатель, а наш земной сожитель; Бог воплощенный, среди нас, людей, — и Сам человек, то есть Богочеловек: и дорогой, и близкий, и жалостливый Отец. Христовой верой мы становимся Божиими сынами, а до нее и без нее мы, люди, — лишь Божии творения. Ведь Христова вера рождает нас духовно как сынов Божиих. Исключительная Божия милость и сострадание к человеческому роду проявляются именно в том, что во Христе Бог подает нам силу и крепость сделаться Божиими сынами, рождаясь от Бога (см. Ин.1:12—13). Верующий в то, что Иисус — воистину Мессия, воистину Спаситель, — рожден от Бога (см. 1Ин.5:1). Венец Божия человеколюбия — в том, что Христом дал Он нам стать детьми Божиими и наречься таковыми (см. 1Ин.3:1—2). А родиться от Бога, стать Божиим сыном — что это значит? Значит — в мире сем жить Божией жизнью, жить Господом Иисусом Христом, жить Духом Святым, жить Святой Троицей: от Отца через Сына в Духе Святом; жить вечной Божественной Истиной, и Правдой, и Любовью, и Жизнью — всем тем, что Божие, и Божественное, и совершенное, и вечное, и Богочеловечное; быть наставляемым Духом Святым, ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8:14); ведь Дух Божий и есть Тот, Кто усыновляет нас Богу (Рим.8:15); Он свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим.8:16). А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим.8:17).    Всё это дарует нам вера в Господа Иисуса Христа (Гал.3:26). Поэтому нет более грандиозной, и щедрой, и могущественной, и бессмертной силы в нашем человеческом мире. Ибо что может быть больше, и крепче, и сильнее, и достойнее для человека, нежели стать братом Богочеловека Христа и Его сонаследником и, таким образом, всё Ему присущее — навсегда, на всю вечность сделать своим? По этой вере и подается Дух Святой, так что Им управляется вся жизнь в Богочеловеческом, Христовом Теле — в Церкви и совершается наше единение со Христом, наше обогочеловечение, ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27), то есть облеклись во единого Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Более того, вся ваша скорбь и негодование – не больше, чем набор электрохимических процессов в коре вашего головного мозга, которые отражают какие-то внутренние механизмы, выработанные за миллионы лет эволюции. Чтобы утверждать, что с миром что-то «не так» и в этом кого-то следует обвинить, нужно уже выйти за рамки атеизма. Признать реальность замысла, которому должен соответствовать мир – и от которого он трагически удалился. А значит признать существование Автора. Как в мир вошло (и продолжает входить) зло Богоборцы, которые спешат открыть верующим глаза на то, что мир полон явно несправедливого страдания, просто ломятся в открытую дверь. Пророки и апостолы были в курсе, что живут не в раю. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет», – говорит Пророк ( Иер.31:15 ), а Евангелист Матфей повторяет его слова ( Мф.2:18 ). Библия говорит одновременно, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ) – и что весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ). Для священнописателей было очевидным, что в мире, который сотворил и поддерживает в бытии совершенно благой и справедливый Бог , могут происходить явно несправедливые вещи. Мученики претерпевают страдания, их гонители торжествуют. Дети неизлечимо болеют, сердца их родителей разбиты. Как так получилось? Как мы оказались там, где мы находимся сейчас? Весь мир находится в состоянии катастрофы, которую мы называем грехопадением. Проблема не столько в том, что отдельные плохие люди совершают плохие поступки – а в том, что человеческий род находится в состоянии саморазрушительного мятежа против своего Создателя. Наше «сердце», самый центр нашей личности, где мы принимаем определяющие нас решения, глубоко повреждено грехом. Как говорит Пророк, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ). Мы не наблюдаем зло этого мира в телескоп с другой планеты – мы сами являемся частью этого мира и сами грешим. Выбор каждого из нас отражается на всём мироздании. Наши личные грехи вносят свой вклад в бедственное состояние мира в целом – это состояние, в свою очередь, отражается на каждом из нас. Английский поэт XVII века Джон Донн писал: «Никто из нас не остров, но каждый – часть континента. Поэтому не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит по тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви ( Еф.4:13–16 ). В Церкви торжествующей будут они прославлены. Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью. Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно ( 2Тим.4:7 ), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). Нужны, значит, дела добродетели! Сектанты говорят: 1Ин.1:7 : Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты. Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» ( Мф.26:28 ), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец ( 1Ин.1:8 ). Сектанты говорят: Тит.3:4 : Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости. Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем ( 1Кор.15:1–2 ), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Возможно ли прощение грехов в жизни будущей? Возможно, но только не для всех грехов. Для «грехов к смерти» ( 1Ин. 5:16 ) или смертным, общее название которым «хула на Духа Святого», не может быть прощения ни в сем веке, ни в будущем. Спаситель так говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» ( Мф 12:32 ). Ясно отсюда, что иные грехи могут быть прощены в «будущем веке», а другие никогда не простятся. Что такое хула на Сына Человеческого, которая может быть прощена? Это многократное нарушение заповедей Божиих, сопровождаемое исправлением человека, т.е. такое состояние, когда человек, согрешив, не пребывает в неисправлении. «Всякая неправда есть грех , но есть грех не к смерти» ( 1Ин. 5:17 ). Такими обыкновенными падениями, говорит Ап. Иаков, «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). И если бы эти грехи не простились ни в этом веке, ни в будущем, тогда и райской жизни никто не достиг бы. Что такое хула на Духа Святого, которая не может проститься никогда? Это явное, сознательное противление Божией Истине, упорное отвержение Православной веры Христовой, которую охраняет «Дух Святый» ( Иоан 14:26, 15:26, 16:7–15 ). Подобное противление истине можно видеть в сектантах, которые безумно противятся Правде Божией и этим оскорбляют Духа Божия, научающего этой Правде. Сектанты отвергают, например, молитвы за умерших, хотя Дух Святый научает молиться за отошедших в загробный мир, и вот этим они явно противятся Духу Божию, и это «не простится им ни в этом веке, ни в будущем.» Почему сектанты не могут оправдываться словами Писания, что «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» ( Пс. 48:8 ) Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» ( Пс. 48:9, 10 ). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Возможно, понимая, что каких-то особых нравственных успехов и совершенства человеку в исламе достичь нереально, мусульманские богословы предлагают верующим проявлять активность в делах внешних – общественных и религиозных. В частности, в деле проповеди своей веры, в так называемом исламском призыве: «Мусульманской умме надлежит настроиться на путь борьбы во имя Аллаха, сделать свою историю непрерывной борьбой для возвышения Истины и защиты ее Призыва (дауа) " 88 . Понимание аскетизма в Православии Из приведенных выше представлений об аскезе в исламе и православной традиции очевидно, что они существенно отличаются друг от друга. Уже сама установка в вероучении ислама на всецелое принятие этого земного мира таким, какой он есть, стремление получить в нем лучшую долю и разрешение себе земных удовольствий свидетельствует об этом. В Священном Писании Господь Иисус Христос говорит о вражде между миром, который можно отождествить с исламским термином дунья, и Его учениками: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин.15:19 ). Для достижения же Царства Небесного Он требует от Своих последователей усилий, чем полагается основание для православного подвижничества: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется 89 , и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). В Апостольских посланиях неоднократно подчеркивается радикальное неприятие мира, лежащего во зле (см.: 1Ин.5:19 ), так как всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин.2:16 ). Поэтому дружба с миром есть вражда против Бога ( Иак.4:4 ), так как в мире господствуют страсти и все, что способствует возбуждению этих порочных страстей, а задача христианина – стать причастным Богу, соединиться с Ним по благодати (см.: 2Пет.1:4 ). Но для этого необходимо вступить в борьбу со своими страстями и с теми, кто способствует возбуждению страстей, с подлинными врагами рода человеческого – падшими духами: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе (Деян.26:16). И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2:32). И апостол Иоанн пишет: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам (1Ин.1:1-3). Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце - очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3). Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь (1Ин.3:14)? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов - пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010