Подобное по мысли есть место у пророка Захарии ( Зах. 3:1–4 ), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).– Как бессловесные и проч.: см. прим. к 2Пет. 2:12 .– Горе им: бедствию, несчастию подвергнутся они, и в сей жизни, и в будущей, если не раскаются (ср. Мф. 23:13 ). – Идут путем: идти тем или другим путем, или идти по следам кого-либо, в дурном смысле, означает совершать те или другие действия, вести тот или другой образ жизни (ср. прим. к 2Пет. 2:15 ). – Идут путем Каиновым: совершают такое же братоубийственное, безбожное дело, какое совершил Каин, со всеми его тяжкими последствиями ( Быт. 4:8 ; ср. 1Ин. 3:12 ). И лжеучители своим лжеучением и примером распутной жизни убивают духовно ближних своих (ср. Феофилакт), за которых умер Христос, и потому им горе! – Предаются, как Валаам: Валаам из-за гнусной корысти покушался изречь проклятие на народ еврейский, но обличен был ослицею (см. прим. к 2Пет. 2:15–16 ). – В упорстве погибают, как Корей (см. Чис. 16:1 и далее): Корей с Дафаном и Авироном в сообществе 250 мужей возмутились против Моисея и Аарона, несмотря на убеждения их Моисеем, почему по повелению Господню их живых со всем им принадлежащим пожрала земля. Подобным образом суд Божий так или иначе постигнет и развратных лжеучителей, и потому им горе! – На ваших вечерях любви и проч.: в древней, особенно апостольской Церкви, был обычай, что по причащении пречистых тайн Тела и Крови Христовых, отчасти из остатков приносимых в церковь для проскомидии, отчасти из припасов, нарочито приносившихся для сего, устроялись так называвшиеся вечери любви (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Через все свои перемены и метаморфозы вся тварь спешит к своему концу. Проживая все [свои] дни и все [свои] ночи, все люди, а с ними и вслед за ними и все [прочие] создания спешат к последнему дню, в который совершится тайна мира сего и человеческой истории. Все дни, словно белые потоки, и все ночи, словно потоки черные, с великим напором пробиваются через бездны и ухабы бытия, устремляя все создания и всю тварь к последнему дню, в который надлежит этим потокам, слившись воедино, остановить свое течение. Всё жившее и живущее в клетке времени должно вступить в сей последний день, высадиться на его берег. Нет такого существа или твари, которых поток времени, несущийся по руслу пространства, не снесет в этот последний день и не выбросит на его побережье. Этим днем время завершит свое бытие, посему в Божественном Откровении он и именуется – последним днем ( Ин.6:39, 40, 44, 11:24, 12:48 ), великим днем ( Деян.2:20 ; Иуд.6 ). А поскольку это Богом назначенный день, в который Он будет судить вселенную (Деян, 17:31), то он также называется – днем суда (μερα κρσεως) ( Мф.10:15, 11:22, 24, 12:36 ; 2Пет.2:9, 3:7 ; 1Ин.4:17 ), днем гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). Но так как весь суд передан Сыну ( Ин.5:22 ), а Сын в последний день имеет явиться во славе как Судия, то день этот нарицается еще – днем Сына Человеческого ( Лк.17:22, 24, 26 ), днем Господним ( 2Пет.3:10 ; 1Фес.5:2 ; ср. Иез.13,5 ; Ис.2:12 ; Иоиль. 2:31 ; Соф.1:14 ; Мал.4:1 ), днем Христовым ( 2Фес.2:2 ; Флп.1:10, 2:16 ), днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:14 ; 1Кор.1:8, 5:5 ), днем суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7, 2:9 ). В этот многозначительный день Господь изречет Свой последний, заключительный суд обо всей истории мира и человека, обо всех людях вкупе и о каждом человеке в отдельности. И как по окончании сотворения мира Господь произвел смотр всех созданных существ и тварей и обо всем изрек Свое суждение, что всё хорошо весьма ( Быт.1:31 ), – так и в последний день совершит Он смотр всех существ и тварей при завершении их пути через историю и изречет Свой суд обо всем и всех. Тогда Он окончательно отлучит добро от зла и проведет между ними непреодолимую границу; тогда изречет Он Свой непогрешимый приговор всем людским ценностям; тогда на абсолютно точных Богочеловеческих весах Своей правды и любви взвесит Он все человеческие дела, все человеческие мысли, все человеческие намерения, все человеческие слова; тогда совершится тайна Божия – το μυστριον του Θεου ( Откр.10:7 ) о человеке, о [прочей] твари, о мире, о вселенной; тогда все добрые и всё доброе унаследуют вечное блаженство, вечный рай, а все злые и всё злое – вечную муку, вечный ад. Время и признаки Второго Христова Пришествия

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

431  ες τοτο τ κρμα указанные в предыдущем примечании толкователи переводят: для сего суждения о них (см. 4 ст. и далее 8 и след.). 432  ρνομενοι... не признающие воли и заповедей Иисуса Христа правилом для своей жизни и живущие по своим похотям. 433  „Бога» читается только в поздних кодексах KLP . Если здесь называются два лица, то мысль стиха будет та же, что у ап. Иоанна в 1Ин. 2:22 ; антихрист отрицается Отца и Сына. Но в кодексах наиболее древних и авторитетных слова ϑεον не читается. Поэтому здесь можно видеть название одного лица – Бога и Господа Иисуса Христа. Ср. 2Пет. 2:1; 1:1 . 434  По кодексам Sin. АВС 2 Vulg. и др. εδτας μς πντα – все; по KL , Феофилакта: τοτο – сие. 436  Гофман: „во второй раз Господь спас свой народ во Христе, погубив неверующих в Него евреев при разрушении Иерусалима в 70 г.». Но апостол здесь говорит о суде Божием, древле постигавшем нечестивых. 437  τε (по Sin. ABCKL ) в отличие от κα присоединяет последующее предложение к предыдущему, как объяснение и развитие его. 438  Вина ангелов заключалась именно в том, что они самовольно оставили начальство. Фаррар (Первые дни христианства) думает, что ап. Иуда здесь, как и ап. Пётр ( 2Пет. 2:4 ). указывает на толкование Быт. 6:2 в кн. Еноха и др. апокрифических книгах, по которым некоторые ангелы пред потопом оставили своё небесное жилище и вступали в плотское общение с дочерями человеческими, за что и были наказаны. Но для такого предположения в тексте нет оснований. 439  Таким образом, возгордившиеся и согрешившие ангелы в противоположность своему прежнему господствованию теперь лишены навсегда всякой свободы движения (образное выражение); в противоположность своему обитанию у Бога в свете теперь находятся во мраке и, лишённые возможности жить в свете добра и правды и действовать с силой Божьей, они соблюдаются на суд последнего дня. 440  ς союз что в зависимости от πομνσαι, как τι (3 ст.). Если ς принимать за сравнительный союз как, то естественна будет связь этого стиха и мысль её такая: как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им, т. е. ангелам приблудившие и ходившие в след плоти иной... (ср. кн. Еноха). Русский перевод для избежания этого с 7-го стиха начинает новый отдел речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мф. 23:37 ). Лжепророки нередко появлялись в народе еврейском; еще Моисей упоминает о них (ср. Втор. 13:1–5, 18:20 и далее). Особенно они умножились около времени плена Вавилонского. Сам Господь предсказал, что в Его Церкви появятся лжепророки ( Мф. 24:11 и прим.), как потом и действительно появились таковые ( Деян. 20:30 ; 1Ин. 4:1 ). Апостол, впрочем, называет таковых лжепророков не этим именно названием, а лжеучителями, что, впрочем, имеет то же значение, ибо и лжепророки – лжеучители и лжеучители – лжепророки; первое характеризует более ветхозаветное воззрение, последнее – новозаветное. «Именем пророчества, обще придаваемого и пророкам и лжеучителям, предостерегали верующих, чтобы не внимали лжепророкам» (Феофилакт). Апостол Павел называет их еще характерно лжесловесниками ( 1Тим. 4:2 ). Это люди, которые учат не тому, чему учит истинное слово Божие, или Священное Писание , но повреждают, или искажают, перетолковывая оное и влагая в него другой смысл и значение ( 2Кор. 2:17 ). Отвергнув и исказив истинное апостольское учение, они введут среди вас пагубные ереси, или разделения, в тех или других пунктах учения (ср. Деян. 5:17 ). Таковые разделения называются пагубными потому, что если они касаются основных пунктов учения христианского, то ведут в погибель, или пагубу для вечной жизни, как отвергающие или извращающие те или другие истины учения, и потому, что они производят пагубные нестроения, распри и раздоры в среде общества; они пагубны и отдельно для каждого, и обще для всех (ср. ст. 2Пет. 2:3 ). – Отвергаясь: или отрицаясь и отрицая (ср. Мф. 10:33 ). Такое отрицание, или отвержение, происходит в сердце и уме чрез неверие, в устах – чрез злословие или неискреннее, или неправильное исповедание и на деле – чрез нехристианский образ жизни и поведение. Противоположное сему действию отрицания есть действие исповедания и сердцем, и устами, и делом, или жизнию (ср. Рим. 10:10 ; 1Кор. 12: 3 ; 2Тим. 1:12 ; 1Тим. 6:12 ). Здесь разумеется не такое полное и всецелое отрицание, или отвержение, Христа, чтобы отрицалось Его мессианское достоинство и не признавался Он истинным Богом, в каком случае таковые лжеучители не были бы христианами, находились бы вне Церкви, тогда как по связи речи они считались и считали себя в единении с Церковию; разумеется здесь отрицание как перетолкование, или извращение, догмата искупления, как его исповедует Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Таким образом, и разрушение храма не составляет самостоятельного, не имеющего к парусии никакого отношения, события, и парусия остается главным, наиболее важным пунктом апостольского вопроса. Положение главного, центрального события сохраняет парусия и в ответной беседе Иисуса Христа. Все содержание этой беседы имеет прямое или косвенное отношение к паки-пришествию Христа, все, так сказать, проникнуто светом этого события. Если Иисус Христос говорит о явлении лжемессий и предостерегает учеников Своих от веры в них, то потому, очевидно, что за этими лжеявлениями последует истинное Его Самого явление. Если Он указывает на различные нестроения в жизни мира, то вместе с тем определяет и их отношение к приносимому парусией концу; говорит о суде над Иерусалимом и прозирает до суда над миром, имеющего наступить с Его парусией. Приточные увещания к бодрствованию имеют прямую цель – приготовить верующих к паки-пришествию Христа. Так, главной особенностью содержания эсхатологической беседы является парусия. Что же такое παρουσα? Παρουσα значит собственно нахождение, присутствие – ( 2Кор.10:10 ; Флп.2:12 ); также прибытие, пришествие, как начало присутствия – ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7 ). В последнем значении, т. е. в значении вообще пришествия употребляется это слово в св. Писании Нового Завета и по отношению к Иисусу Христу – ( Мф.24:27 , Мф.24:37 , Мф.24:39 ; ср. 1Кор.15:23 ; 1Сол.2:19 ; 1Сол.3:13 ; 1Сол.4:15 ; 1Сол.5:23 ; 2Сол.2:1 ; Иак.5:7 и др.). На основании тех мест св. Писания, в которых встречается данный термин, можно точнее охарактеризовать это пришествие. Прежде всего, оно есть еще событие будущего, предмет надежд и желаний ( 2Пет.3:12 ). Пришествие Господне еще только γγικε – приблизилось ( Иак.5:8 .), а не наступило. Особенно отчетливо выступает эта черта парусии в 1 посл. ап. Иоанна, где слова „в пришествие Его – ν τ παρουσ ατο“ составляют параллель словам „когда Он явится“ – δταν φανερωϑ ( 1Ин.2:28 ). Итак, в настоящее время еще нет парусии, а есть только „обетование – παγγελα“ её ( 2Пет.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Лк.4:6 , – Ин.14:30 , – 16:11, – Еф.2:2 , – 6:12 ср. 1Ин.5:19 , – но сосредоточие свое имеет в аду, как столице его царства зла, куда победою Христа изгнаны злые духи во главе с своим князем Ин.12:31 ср. 2Пет.2:4 , – Церкви, как столице всемирного царства добра, или Христова, Божия во главе с Христом – противостоит ад, как столица всемирного царства зла, с миродержцем тьмы века сего во главе: таким образом взаимоборющиеся царства добра и зла берутся не в целом их объеме, но только представители их, средоточия, столицы – Церковь и Ад, – и (чит. не все) дам (опять будущее время, т. е. когда будет создана Церковь Христова на земле ср. Ин.20:21–23 ) тебе (по сравн. с дальн. «что свяжешь – разрешишь и Ин.20:23 отпустите – держите – приимите – речь о Петре как скале Церкви, т. е. безлично, в смысле представительства всех апостолов, а не единоличие – Петру) ключи Царства Небесного (в соответствие Церкви и Царство Небесное представлено под образом здания или города – ср. Небесный Иерусалим, – куда вход возможен только чрез Церковь , – т. е. Церковь, коей представителем служит ап. Петр, отпирает врата небесного Царства, след. вне Церкви спасения нет, миновать Церковь пре входе в Царство Небесное невозможно), – «что если свяжешь на земле и в Церкви земной), будет связано на небесах (в Церкви небесной и Царстве Небесном – на небе Церковь сливается с Царством Небесным), – и что если разрешишь на земле, будет разрешено на небесах (полное соответствие между идеально-превечным планом Божием и реальноисторическим его осуществлением в Церкви Христовой на земле, – в Царстве Небесном. Церковь Христова имеет свое начало и свой конец, – оттуда исходит и туда же восходит, оканчиваясь там тем, что «Сын предаст царство Отцу и Бог будет все во всем»). Затем в обычной для св. Матфея идейно-логической связи, вслед за этим повествованием о будущем создании Церкви Христом, дается сообщение о том, что Иисус Христос с того времени начал открывать (показывать, разъяснять) ученикам своим, что надлежит Ему в Иерусалим отойти и много пострадать от старейшин и архиереев и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть», – по выступлении ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010