Писании. По-видимому в самом широком объеме употребляется σχατος в сочетании с существительными καιρς и χρνος. К последним временам здесь относится с одной стороны факт явления Христа во плоти, так что сами σγατοι χρνοι мыслятся как уже наступившие; ( 1Пет.1:20 ); с другой стороны они представляются еще как имеющие наступить, так как говорится о спасении, еще „готовом открыться в последнее время“ ( 1Пет.1:5 ). Можно, поэтому, предположить, что под σχατοι χρνοι в самом широком смысле разумеется вообще время спасения, принесенного Христом, постепенно открывающегося и имеющего окончательно обнаружиться в будущем. Ближе и точнее определяются эти σχατοι χρνοι там, где встречается выражение σχαται μραι. ( Иак.5:3 ср. 7; 2Пет.3:3 ). Из таких мест видно, что под последними днями в Св. Писании разумеется собственно время, предшествующее второму славному пришествию Христа, время непосредственно пред паки пришествием Христа. Если на основании Св. Писания можно характеризовать эти σχατοι χρνοι и σχαται μραι как время спасения, время особенного действия благодати Божией (ср. Деян.2:17 ), то несомненно также, что на эти „последние дни“ подает и особенное усиление зла, появление „наглых ругателей“ (ср. 2Тим.3:1 ; Иуд.1:18 ; 1Ин.2:18 ; 2Пет.3:3 ). Еще отчетливее определяется понятие последнего времени в тех местах св. Писания, где употребляется выражение σχτη μρα ( Ин.6:39 ; Ин.6:40 ; Ин.6:44 ;, Ин.6:54 ; Ин.11:24 ; Ин.12:48 ). Этот „последний день“ есть день второго пришестия Сына Человеческого, день воскрешения Им умерших, день Его окончательного, последнего суда над человечеством. На основании сказанного можно так определить понятие эсхатологии. В широком смысле это есть учение (λγος) вообще о последнем времени, последнем периоде жизни мира и человека в её настоящих, наблюдаемых нами формах и состояниях; учение о времени, непосредственно предшествующем второму пришествию Христа и обнимающем это пришествие. В более тесном смысле эсхатологией называется учение о завершительном, в собственном смысл последнем дне настоящего существования мира и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Исх.27:8 ; Мф.23:19 )! Очевидно, сектанты, по своему неразумию и злонамеренности, сопоставляют голые слова и одну внешность и совсем оставляют без внимания внутренний смысл этих слов. В «Кратком изъявлении» описывается начертание креста на человеческом теле, и в этом начертании рогами названы существующие в действительности «концы» креста, которые выдаются подобно рогам Агнца (см. Откр.14:1 ср. 13:11); название «рог» нисколько не умаляет достоинства предмета (см. Лк.1:69 ; Пс.43:6 ). В речи об исхождении огня от крестного знамения указано божественное доказательство святости этого знамения, так как низведение огня вообще является показанием Божия снисхождения и благоволения (см. Суд.6:21 ; 3Цар.18:38 ; Деян.2:3 ). В сопоставляемых же местах книги Откровения указана особенность внешнего вида зверя – антихриста, которая состояла в двух рогах, подобных рогам Агнца – Христа ( Откр.13:11 ); и указана способность этого зверя производить великие знамения ( Откр.13:13 ). Разумеется, в лице зверя представлен образец того, как зло с целью обмана старается надеть личину добра (ср. 2Кор.11:12–15 ). В Ис.44:20 под «обманом» в правой руке разумеется кусок дерева, из которого язычник правою рукою делает себе идола или ложного бога (ср. ст. 14–19). Слова этого места к совершению крестного знамения правою рукою можно относить с таким правом, с каким можно отнести их к совершению милостыни тою же рукою (ср. Мф.6:3 ). Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не всегда обеспечен ( 2Пет.2:1 ; 1Кор.11:19 ). По «ясному» указанию слова Божия, в «последние времена» или «последние дни» ( 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18 ; 1Ин.2:18 ; 2Тим.3:1 ) некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас» христиан и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся «антихристы» или противники Христу ( 1Тим.4:1 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 ; 1Ин.2:19 ). Отступят от веры не все, а только «некоторые» из «простодушных» и в иных местах «целые домы» ( 1Тим.4:1 ; Рим.16:18 ; Тит.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

7) Блаженство праведников, наконец, будет продолжаться вечно. Все те многочисленные и многообразные награды, которые будут уготованы праведникам по мере их заслуг, по учению Откровения, в то же время будут одинаково нескончаемы или вечны. «Сам Иисус Христос, для обозначения обещанных Им верующим будущих благ, употребляя общее наименование жизни, эгу жизнь прямо называет вечною ( Ин. 3, 16; 10, 28 ), и изображая последствия для праведников Своего всеобщего суда, так выражался об этом: праведницы же (идут) в живот вечный ( Мф. 25, 46 ). Эту же мысль образно выразил Христос, назвав те влагалища, которые должны приготовлять себе на небесах Его ученики для сбережения своих духовных сокровищ, неветшающими, а самые сокровища их неоскудевающими и неподвергающимися опасности ни расхищения от воров, ни снедения от моли ( Лк. 12, 33 , ср.: Мф. 4, 20 ). Тому же учили и апостолы, когда Царство Христово, в котором будут находиться праведники, всегда пребывая с Господом ( 1Фес. 4, 17 ), называли вечным ( 2Пет. 1, 11 ), а то, что они получат по заслугам своим и чем будут наслаждаться, называлиживотом вечным ( 1Ин. 2, 25 ; ср.: 1 и  2Пет. 1, 2 ),– вечною славою ( 1Пет. 5, 10 ; 2Кор. 4, 17–18 ), – наследием нетленным, и неувядаемым ( 1Пет. 1, 4 ),– имением на небесах пребывающим (непреходящим) ( Евр. 10, 34 ), а также неувядаемым венцем славы ( 1Пет. 5, 4 ) 382 . Согласно с Откровением, все Отцы и учители Церкви 383 учили, что блаженство граведных, как ни будут разнообразны его виды и степени, будет ш своему существу нескончаемым иˆи вечным. Свою же несомненную веру в вечность будущего блаженства праведных они ясно засвидетельствовали тем, что все то, чего имеют праведники, чего имеют сподобится в будущей жизни по заслугам своим праведники, обыкновенно обозначали наименованием то вечной, никогда нескончаемой жизни, то вечного, не имеющего никакого конца небесного воздаяния. В частности же они и то блаженное место жительства, которое имеют наследовать праведники, признавали также вечным, обыкновенно называя его вечным, всегдашним и нескончаемым» царством, равно как и все те блага, какими имеют наслаждаться здесь праведники, признавали благами неизменными и вечными, не имеющими ничего общего с бренными земными благами. И, что всего важнее, по ясному их учению, и то величайшее благо, которое служит виною и источником всяких благ, т. е. непосредственное общение с Богом, будет неотъемлемым и всегдашним достоянием праведников, вследствие чего последние непрерывно будут почерпать из вечного источника никогда не ветшающей, блаженной жизни такую же неветшающую жизнь и для себя самих 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Человек вне христианства, или пребывающий в грехе, естественным путем рождения происходя от первого Адама, падшего, и по внутренним, нравственным свойствам своим почитается совершенно с ним схожим, то есть пребывающим в отпадении от Бога. Будучи, таким образом, истым его выражением, он называется и ветхим, как бы столько же существующим, сколько род человеческий, или ничего в себе нового не заключающим, таким же, каковы все исстари. Апостол пишет, что мы облекаемся в образ перстного (см.: 1Кор. 15, 49 ) в рождении, и если не отложим сего ветхого человека (см.: Еф. 4, 22 ), то навсегда останемся такими же, каков перстный (см.: 1Кор. 15, 47–48 ). Действия сего подобника Адамова, как ветхого человека, преимущественно греховны. Ему принадлежит прилежное помышление на зло от юности (см.: Быт. 8, 21 ), потому что он зачат в беззакониях и рожден во грехах (см.: Пс. 50, 7 ), даже продан под грех (см.: Рим. 7, 14 ). Сия вошедшая в него путем рождения сила греховная властвует в нем с непреодолимостию, живет, как господин (см.: Рим. 7, 20–23 ); так что все существо человека со всеми членами его есть не что иное, как тело греха, и силы его суть орудия неправды (см.: Рим. 6, 12–13 ). Посему очи его исполнены блудодеяния и непрестанного греха (см.: 2Пет. 2, 14 ); гроб отверст гортань его (см.: Рим. 3, 13 ); он необрезан сердцы и ушесы (ср.: Деян. 7, 51 ); нозе его на зло текут и скоры пролияти кровь (ср.: Ис. 59, 7 ). Такое основание внутренней жизни показывает на иное некое происхождение по духу, именно от диавола. Ибо исперва диавол согрешил, а потом уже и все люди, кои и бывают грешниками не иначе как от диавола, почему и называются детьми его (см.: 1Ин. 3, 8, 10 ), семенем змия ( Быт. 3, 15 ) или, прямо, змиями, порождениями ехидниными (см.: Мф. 3, 7 ; Лк. 3, 7 ; Мф. 23, 33 ), а диавол – отцом их (см.: Ин. 8, 44 ). По такому родству с диаволом, они суть истые преемники духа его, духа богоборства, вражды на Бога и противления Ему явного и тайного. Все святое и Божественное всем им вообще неприятно, а некоторым даже противно. Богу говорят: отойди от нас; или: что Вышний, не вем Бога (фараон) (см.: Исх. 5, 2 ); Духа Божия не принимают (см.: Ин. 14, 17 ), людей Божиих ненавидят и преследуют (см.: 1Ин. 3, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

113) по темному известию армянской эчмиадзинской рукописи 986 г., извлеченному оттуда F. С. Сопувеаге’ом, но у него иногда прямо констатируется, что в некоторых спорных пунктах textus receptus лучше (S. 123), хотя для comma Johanneun ( 1Ин.5 :7b-8a) следовало бы нарочито подчеркнуть, что доселе разысканы не все рукописи Стуники (S. 72), главного участника издания Комплютенской Полиглотты (ср. выше на стрн. 148). Профессор Нестле стоит всецело на стороне критической школы и принимает даже весьма проблематичные ее начала, допуская наличность изобретенной Весткотт-Хортом антиохийской ревизии, произвольно исправившей новозаветный текст (S. 146), и категорически называя (в не совсем вразумительной связи) антиохийскую фамилию (S. 258 к 2Пет.1:21 ); критические принципы связывают его настолько, что в своем издании Н. 3. (стрн. 400), исключительно во имя их, он дает для Рим.5:1 χωμεν, предпочитаемое Тишендорфом, Весткотт-Хорчом и Веймутом ради унциального респекта, хотя сам считает χομεν Скривенера и Вейса единственно правильным (S. 245). При всем том нам откровенно свидетельствуется, что «доселешние издания» часто поступали «почти беспринципно», а о конъектуральной критике саркастически замечается, что она получила такое возобладание, что позволительно спрашивать, почему ее поборники не сочинят своего собственного текста вместо того, чтобы бесплодно упражняться над имеющимся (S. 138). И если научно-школьная дисциплина сдерживает авторскую свободу, то, по крайней мере, чувство подсказывает г. Нестле, что история текстуального новозаветного предания должна быть исследуема иначе, чем до сих пор (S. 138). Те же ограничения наблюдаются и в споре между унциалами и курсивами. Мы читаем, что немецкие комментаторы оказывают минускулам немного более «нуля внимания» (S. 258 к 2Пет.1:2 ). Вопреки этому, автор энергично восстает против подобных преувеличений, отмечая, что новейшие или позднейшие рукописи, чрез известные посредства, могут восходить к древнейшему первоисточнику или в своей совокупности, и чрез сравнения обрисовывать свою исконную первооснову (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– Больше того, кто в мире: сказав – Тот, Кто в вас, верующих, больше, апостол, по-видимому, должен был выразиться – того, кто в них, в лжеучителях и обольстителях, но он говорит – больше того, кто в мире. Этим выражением апостол указал, что самых лжеучителей и обольстителей он называет миром, как бы их отождествляет с миром (частное вместо общего) по их крайней порче, так как бы они составляли крайнее выражение всего злого в мире, служили как бы злою закваскою злого мира (2, 15–16). – Вы (и мы) от Бога, они от мира ( 1Ин. 2:16 ; Ин. 15:19 ; 1Кор. 2:5, 6, 8,12,14 ) и от князя мира ( Еф. 2:2 , 2Кор. 4:3–4 ), потому между нами полная противоположность; они и говорят, и мыслят, и чувствуют, и делают по-мирскому, по духу мира, по началам мирской мудрости, противоположной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 и далее).– Поэтому и мир их слушает: ему нравятся такие учители и такие учения, он их любит и слушает их, потому что они льстят ему ( 2Пет. 2:1–3 ), подлаживаются под его взгляды и вкусы согласно с направлением времени, поблажают его страстям и привычкам, обольщают всяческими извинениями и надеждами и т. п. – Мы от Бога: мы – апостолы и прочие учители (а равно и все верующие, руководимые Духом Божиим) от Бога посланы и проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, открытую нам Богом. – Знающий Бога слушает и проч.: знающий, то есть верою постигающий и приемлющий Его ( 1Ин. 2:3, 4 ), слушает нас ( Ин. 6:45, 8:47, 10:27 и прим.), принимает наше слово, как слово Божие ( 1Сол. 2:13 ), или внимает нашему учению, как божественному, конечно – и последует оному, и исполняет, и хранит его в сердце своем, и делает по написанному (ср. Ин. 10:12–14, 27 и прим.), и только тот, кто не от Бога, не слушает нас. «Апостол дает другой признак для узнания лжепророков в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это призвание совершается по изволению Божию и по предуведению дел свободы, предопределяемых к тому и оправдываемых пред Богом искупительным действием жертвы Христовой, при вере и делах их ( Рим. 8:28–30 ). – Освящены Богом, сохранены Христом: освятить – значит, в общем смысле, очистить от скверны греха, частнее – принесть в особенную жертву Богу, отделить на особенное служение Богу (ср. Ин. 17:17 и прим.). Здесь освящение употребляется в общем смысле, как оправдание пред Богом человека в очищении его от грехов дарованием ему всех сил и сокровищ спасения (ср. 1Кор. 1:2, 24 ), по милости Бога Отца и заслугами Спасителя.– Сохранены Христом: верующие во Христа, пребывая с Ним, или находясь в общении и единении с Ним, сохраняются, или охраняются, Им от опасности со стороны всяких врагов и враждебных действий и достигают спасения, несмотря на всяческие неприязненные действия ( 1Пет. 5, 8 ) врагов. Как Пастырь и Пастыре- начальник, Он охраняет Своих овец от волков, им вредящих ( Ин. 10:12 ), и не охраняются Им только сыны погибельные, сами отвергающиеся Его (ст. 4). – Приветствие и благожелание апостольское: см. 2Ин. 1:3 ; 2Пет. 1:2 и парал. «Он желает, чтобы им умножились милость, мир и любовь; милость – потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; мир – потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец, примирив с Собою нас, оскорбивших Его, чрез Сына Своего Иисуса Христа; любовь – потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. Итак, апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (Феофилакт). 3 . Возлюбленные: с этим любвеобильным воззванием обращается к читателям апостол (ср. 1Ин. 3:21, 4:1 и парал.), чтобы сердце их отверзлось для апостольского слова, увещания, назидания, предостережения. – Имея все усердие писать... я почел за нужное написать: по особенному побуждению от Святого Духа, я имел и имею усердие не только благовествовать вам изустно Евангелие Христово, как и благовествовал, но и писать вам об общем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

8:20; Ин.1:51 ). – После того духовный взор молящегося усматриваем еще более важное несоответствие земного бытия человека его небесному идеалу по отношению к его долгам или обязанностям пред Небесным Отцом, т.е. в его частных преступлениях божественной правды (ст. 14) пли грехах ( Лк.11:4 ). Но обращаться за оставлением —19— наших частных падений и отступлений от идеала правды: к любви и милости Небесного Отца мы можем только тогда, когда общую и постоянную основу нашей нравственной жизни составляет Правда Божия и искреннее стремление к богоуподоблению. Частное: мы не можем искренно сознавать себя достойными милости и любви Небесного нашего Отца, благодеющего добрым и злым, праведным и неправедным, если сами не являем милость и любовь к своим собратьям, детям Небесного Отца; ибо не любящий брата своего, коего видит, как может любить Бога, Коего не видит ( 1Ин.4:20 ). Обращение к божественной любви и ненависть к брату своему есть служение Богу и Мамоне, безнравственный фарисеизм и лицемерие. Милуя других, мы уподобляемся Небесному нашему Отцу, любящему и милующему в нас Свой образ. Таким образом не око за око и долг за долг, но милость за милость и прощение за прощение 1068 и получаем мы от любви Божией, излившейся на нас чрез Воплотившегося Сына Божия Единородного (ср. 18:23–35; Иан.1:16; Рим.3:24 др.). Под тяжестью сознания своих отступлений от идеала Правды Божией молящийся как бы еще ниже приникает к земле и с трепетом созерцает здесь облегающее весь мip зло и страшную опасность для грешного человека подпасть искушению зла, на место истины и любви поставить ложь и самолюбие и обоготворить Мамону неправды и чувственности вместо служения и поклонения одному только Богу в духе и истине (ср. 4:10; 6:24; Лк.16:9–13 ; Ин.4:24 др.). В виду такой опасности христианам естественно обращаться к своему Небесному Отцу с молитвою о том, чтобы Он не допустил злу ввести нас, по немощи нашей плоти, в искушение (ср. 26:41; Мк.14:38 ; Лк.22:40:46 ), но, чтобы в этих, на человеческую немощь рассчитанных диаволом, искушениях Бог не дозволил быть нам искушенными свыше того, что можем (преодолеть), и вместе с искушением дал и такой исход, чтобы мы могла перенести иску- —20— шение ( 1Кор.10:13 ; 2Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра, начинает постепенно выходить из глубины зла. Тьма проходит и истинный свет уже светит ( 1Ин. 2:8 ); люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось Царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими. Человеку дарованы вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет. 1:3 ), и исключительно от его воли зависело и зависит теперь быть или членом Небесного Царствия, или добычею ада. Таковы поистине самые спасительные и утешительные следствия этого пренебесного Света, осиявшего седящих во тме и сени смертней (Ср.: Мф. 4:16 )» «Восклони свою поникшую главу, грешный человек, или опусти свое гордое чело, надменный земною мудростью, властью, богатством, славою, силою, красотою, и чем бы ни было дольним, исчезающим, подобно дыму. Ты был отринут от Бога источника жизни, за грехи твои, за бесчисленные страсти, коим ты поработил себя; ты носил на себе печать проклятия Божия, был в тени и сени смертной (Ср.: Мф. 4:16 ), и был бы и бесконечные века в узах смерти и муках ада. И Бог, по единому милосердию, ради безмерной благости Своей, – Бог Сам пришел для тебя на землю, чтобы взыскать тебя, заблудшего, погибшего, Сам сделался Человеком, уподобился тебе во всем, кроме греха, чтобы ближе, осязательнее, очевиднее подойти к тебе, просветить тебя, темного, поднять падшего, очистить оскверненного, утвердить колеблющегося, подобно трости, ветром колеблемой (Ср.: Мф. 11:7 ; Лк. 7:24 ), разорить неодолимую преграду, которую поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие и Самому на Себя взять это проклятие чрез страшные Голгофские страдания и мучительнейшую смерть на Кресте – чтобы источить благословение Отца Небесного всем верующим, чтобы разрушить ад и извести из него всех, кого нашла правда Божия и безмерное милосердие достойными освобождения из этой темницы, уготованной диаволу и слугам его; чтобы победить смерть и воскресить всех умерших славным Своим Воскресением и возвести достойных на небеса для жизни вечной и соцарствия с Богом во свете и блаженстве» 361].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010