Ин. 10:37–38, 14:7 дал. Гал. 4:4 ; Кол. 1:13–18 ; Еф. 3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – βασιλε το Χριστο ( Еф. 5:5 ; 2Пет. 1:11 ; Апок. 11:5 , ср. Лк. 1:33, 22:30, 23:42 ; Ин. 18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа-Спасителя-Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин. 4:14 ; 1Тим. 4:10 ; Иоан. 3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим. 1:32 ; 1Кор. 13:12 ; 2Кор. 1:13 ; Еф. 1:13, 4:13 ; Кол. 1:10, 2:2; 3:10 ; 1Тим. 2:2, 4:3 др. мн.). Во вне- и до-христианском мире (Ветхий Завет) это – весь мир по своей логологической стороне, как произведение и отражение Бога-Логоса, как света мира и жизни всего вообще человечества, – частнее – язычество (в мире был и мир чрез Него стал и мир Его не узнал – Сократ, Платон, Стоики, Филон) и особенно – избранный народ Божий – Израиль (в Свое – владение – пришел и Свои – Иудеи – Его не приняли) и Древний Завет (Ангел-Иегова, Премудрость Божия, мессианская идеология). А в Новом Завете, после того как Слово плотью стало, полное милости и истины, и обитало в нас, и мы видели славу Его как Единородного от Отца – все христианство , «все верующие в Богочеловека, кто принял Его и кому Он дал власть чадами Божиими стать, кои не от крови, – ни от желания плоти ни от желания мужа, – но от Бога родились». Но и в Новом Завете, как и в Древнем, есть также особый избранный народ Божий ( 1Пет. 2:9–10 ; Рим. 9:25–26 ; 2Кор. 6:16 ; Евр. 13:12 ; Апок. 21:3 ), новый Израиль Божий ( Гал. 6, 16 ср. Евр. 8, 8–13 ), – « Церковь – κκλησα» ( Мф. 16:18, 18:17 ), как преимущественное и особенное, благодатно-таинственное средоточие и проявление славы Христа, – как святое и непорочное тело Духовного Главы – Спасителя Богочеловека, оживляемое, соединяемое и управляемое Богом-Духом Святым в один целостный и стройный организм, оживляемый и преображаемый надеждою обновления и возрождения во образ Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Доктор Мартин Лютер, свящ. Библия не на стороне вашего учения. Она прямо и ясно свидетельствует, что и в падшем человеке остался образ Божий (кн. Быт.9:1,2 ) 35 . И вот Единородный Сын Божий, Сияние Славы Бога Отца и Ипостасный Образ Отечь благоволил лично соединить с Собою человеческую природу для того, чтобы в нас восстановить помраченный грехом образ Божий и привести нас помощию благодати Духа Святого, и не без участие нашей свободы, к Богоподобию нравственному. Спаситель решительно требует от Своих последователей сего Богоподобие, как о сем хорошо знают все знакомые близко с святым Его Евангелием. Что же последователи Лютера? Как они думают об этом великом Христовом требовании? Как понимают они Божественную заповедь Богочеловека: будите милосерды, будите совершенны, якоже милосерд и совершен есть Отец ваш небесный. Образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите. Кто Мне служит, Мне да последствует. Ах! У протестантов нет, да и не может быть речи о высочайшем совершенстве христианском, какого требует Евангелие. По их разумению, существо освящение или оправдание христианина пред судом правды Божией, состоит не в том, что благодать Божие, при содействии ей со стороны нас самих, внутренним образом в нас действует, и с одной стороны очищает нас от всех грехов, с другой стороны соделывает нас обновленными, праведными, святыми. Но в том-де все ее действия заключаются, что только внешним образом прощаются и не вменяются верующему во Христа грехи по благоволению Божию; хотя на самом деле эти грехи в человеке, прощенном и помилованном, остаются. Верующему во Христа только внешним образом вменяется праведность Христова. В таком понятии протестантском об освящении открывается явное противоречие с Евангелием и Апостольскими посланиями. Прочтите весь Новый Завет : повсюду в нем возвещается нам, что целию страданий Искупителя мира и плодами крестной Его смерти суть очищение нас от грехов, Истребление в нас греха, а не одно внешнее его прощение и не вменение нам. Далее: люди, усвоившие себе искупление называются там очищенными от грехов, тварию новою, сынами Божиими, не причастными греху, чадами света, людьми объявление, причастниками Самого Божественного Естества, храмами Духа Святого, живыми и одушевленными селениями всей Пресвятой Троицы, наследниками Богу и сонаследниками Христу ( Еф.5:25–27 ; 1Ин.1:7; 2: 2 ; Деян.3:19 ; Евр.9:13, 14 ; Иак.1:18 ; 2Кор.5:17 ; Ин.1:12, 13 ; 1Ин.3:9 ; 2Пет.1:3, 4 ; 1Ин.4:13 ; Ин.14:20 ; 1Кор.3:16 мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

И дух, и душа, и тело наше сохраняется без порока Богом ( 1Фес.5:23 ). 18. Учением о страданиях Иисуса Христа неверующие соблазняются, а верующие во Христа, как в Божию премудрость, спасаются ( 1Кор.1:23, 24 ). 21. Видимый мир сей есть дело Божией премудрости, но когда человек в премудром творении Божием не уразумел премудрого Творца, то Бог благоволил спасти нас учением людей немудрых ( Рим.1:19–22 ). 23–25. Страдание и смерть Иисуса Христа ради нашего спасения мудрые мира сего почитают безумием, но сие, по-видимому, безумное Божие, и немощное, мудрее и сильнее человеков. 23–24. Страдание и распятие И. Христа есть сила Божия во спасение всякому верующему, ( Рим.1:16 ), и Божия премудрость. Иисус Христос, предавший себя за грехи наши вольному страданию, распятию и смерти, есть Бог сильный и Бог премудрый ( Рим.1:4 ). 27. Сильный и Премудрый избирает в орудие действий Своих не мудрых мира сего и сильных, но презренных и не имеющих человеческой мудрости. 30. Пострадавший за нас и умерший Христос есть Божия для нас премудрость, праведность ( Рим.8:3, 4 ), освящение и искупление ( 1Кор.6:11 ). 30–31. Спасение наше не от дел наших; ибо благодатию мы спасены через веру, чтобы никто не хвалился делами ( Еф.2:8, 9 ). Мы Божие творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам, чтобы мы их исполнили ( Еф.2:8–10 ). Гл. 2. Ст. 1–2. Познание Иисуса Христа или познание учения о нашем спасении должно предпочитать всякой человеческой премудрости. 4–5. Убедительные слова человеческой мудрости для веры в Бога не имеют духовной силы; но Слово Божие живо и действенно ( Евр.4:12 ). 6–8. Философия или заповеди и учение человеческое ( Кол. 2:8, 22 ) есть мудрость земная, преходящая; но откровенное учение о Боге есть мудрость небесная, духовная ( 1Кор.2:14 ), вечная ( 1Пет.1:25 ). 9. Чего не видит в настоящей жизни глаз, не слышит ухо, не чувствует сердце: то будут видеть, слышать и чувствовать праведники в будущем веке ( Еф.1:3 ; 1Ин.3:2 ). 10. Тайна спасения нашего чрез И. Христа и будущее в Нем блаженство есть глубина Божией премудрости ( 1Пет.1:12 ); но в ком есть Дух Божий, тот постигает и глубины Божии ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В 9-м икосе Пресвятая Дева называется «Вместилищем Премудрости Божией» и Ей прилагаются величания «радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейския плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». Греческая мифология, после того как рожденным от Пресвятой Девы Богочеловеком было принесено спасение миру, должна была пасть. Рыбари-апостолы, призванные Сыном Пресвятой Марии стать ловцами человеков (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:10 ), просветили светом Христовой веры и Грецию, подорвав и разрушив хитросплетения прежней ее религии – языческой. В величании того же икоса «радуйся, кораблю хотящих спастись» сделано сопоставление Богоматери с ковчегом, на котором Ной спасся от всемирного потопа [см. Быт.6 ]. В 10-м икосе Пресвятая Богородица именуется «Стена девам», «Столп девства», «добрая Младопитательница девам», «Невесто-Красительница душ святых». Воспитавшаяся с детства в целомудрии и чистоте при Храме и пребывшая навсегда Пречистой Девой, Богоматерь дает образ святейшей чистоты и целомудрия. Она является поэтому не только доброй воспитательницей дев, но и воспитательницей «невест – душ святых» всех христиан. Величания «радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родшая» имеют следующий смысл. Человекоубийца диавол (см. Ин.8:44 ) своей ложью и клеветой на Бога растлил простой и доверчивый ум и сердце первых людей. После грехопадения ум прародителей помутился, воля стала наклонна ко злу. Растление человеческой природы передалось от прародителей и всему их потомству (см. Рим.5:12 ; Рим.7:17 , Рим.23 ; Пс.50:7 ; Пс.13:3 ). Пресвятая Богоматерь рождением Чистейшего (см. Ис.53:4 ; Ин.8:46 ; 1Ин.3:5 ) и Святейшего (см. Лк.1:35 ; Мф.1:20 ) Сына Своего послужила делу обновления человеческого естества (см. 2Кор.5:17 ; Еф.4:22 , Еф.4:24 ; Тит.3:5–6 ; Рим.6:4 ). В 11-м икосе даются [такие] величания Божией Матери: «радуйся, купели живописующая Образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, Бане, омывающая совесть». От указания на ветхозаветную умывальницу, которая находилась в скинии перед первою завесой святилища и из которой первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как входили в святилище (см. Исх.30:18–21 ), мысль в икосе переносится к новозаветной купели Крещения и бане пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ), где крещаемые омываются и освобождаются от скверны греховной, унаследованной от прародителей, очищаются, освящаются и оправдываются именем Господа Иисуса Христа (см. 1Кор.6:11 ; Деян.2:38 ; Гал.3:27 ; Мк.16:16 ; Евр.9:14 ). Величание «радуйся, обоняние Христова благоухания» имеет такой смысл: подобно сосуду, сохраняющему запах содержащегося в нем благовонного вещества, Богоматерь причастна святости Своего святейшего Сына, Который возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Ввиду такого значения термина «кодеш кодашим» новейшие экзегеты относят рассматриваемое выражение к основанной Иисусом Христом Церкви, ссылаясь в доказательство этого, между прочим, на то, что образ храма всегда употребляется для выражения понятия о Церкви и никогда не обозначает лица Мессии ( Пс.14:1 ; Пс.22:6 ; Пс.62:3 и т. п.). Но так как Церковь , тело Христово ( Рим.12:5 ; 1Кор.6:15 ; 1Кор.12:12, 13, 27 ; Еф.4:4 ; Еф.5:30 ), не отделима от Своей Главы – Иисуса Христа, то естественнее относить слова «кодеш кодашим» как ко Христу, так и Его Церкви ( А. Рождественский ). Помазание Святого Святых есть сообщение Духа Божия, приобщение Божеству ( 1Цар.10:1–6 ; 1Цар.16:13, 14 ; Деян.10:38 ; 1Ин.2:20 ; 2Кор.1:21–22 ). Глава Церкви Христос носил такое помазание Божества в Своем воплощении и принял сугубое помазание в крещении; через Него же, как главу, приобщается Божеству Церковь , а отдельные ее члены получают помазание в таинствах. Дан.9:25 . Итак знай и ра­зу­мей: с того време­ни, как выйдет по­веле­ние о восстановле­нии Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и воз­вратит­ся народ и обстроят­ся улицы и стены, но в трудные времена. После указания общего содержания периода 70-и седьмин отмечается начальный пункт всего периода и его части. Семьдесят седьмин начнутся с выхода указа (евр. «дабар» в значении «повеление», «приказ») о восстановления и построении Иерусалима. С этого времени до Христа Владыки (евр. «машиах нагид» – Помазанник-князь; ср. Ис.9:6 ; Иез.24:24 ; Мих.5:2 ) пройдет семь седьмин и шестьдесят две седьмины, всего 69 седьмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70-и седьмин. И так как подобный указ дан только Артаксерксом Долгоруким в 20-м году его царствования ( Неем.2:8–9 ; более ранние указы Кира – 1Ездр.1:1–4 ; 1Ездр.6:3–5 и Дария Гистаспа – 1Ездр.6:1–12 разрешают построение храма, но не восстановление города, а потому и не могут быть принимаемы во внимание), то некоторые экзегеты счисление седьмин и начинают с данного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От исполнении Его мы вси, верующие во имя Его, прияхом благодать возблагодать. Действительно, от полноты Христовой мы получили обильнейшее излияние даров и благодеяний, каковы: умилостивление Бога за грехи наши ( 1Ин.2:2 ), примирение с Богом смертию Его ( Рим.5:10 ), оправдание кровью Его ( Еф.1:7 ), ниспослание Духа Святого, обновляющего и освящающего всё естество наше ( Ин.7:37–38, 14:16 ), усыновление нас Богу ( Ин.1:12 .), право усыновлённых быть наследниками Бога и сонаследниками Христа ( Рим.8:17 ), – кратко: избавление от вечной смерти и дарование вечной жизни ( Ин.3:15–16 ). Иже Своего Сына не пощаде, говорит Апостол, но за нас всех предал есть Его: како убо не с Ним вся нам дарствует ( Рим.8:32 ). В следующих двух стихах Богослов продолжает изображать величие благодеяний, оказанных Иисусом Христом роду человеческому, сравнивая Моисея и Христа, как ходатаев двух Заветов. Ст. 17. Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть. Закон. дан чрез Моисея, как чрез служителя, который должен был передать другим только то, что сам принял, и который был исполнителем высшей воли. Благодать же и истина Иисус Христом бысть также, как вся Тем быша. Иисус Христос есть сам Царь, действующий полновластно; Он есть основатели. благодатного царства, также как Он Творец всего мира. Подзаконное состояние людей, как состояние рабства, устрояется рабом; благодатное царство сынов Божиих основано Единородным Сыном. Чтобы показать всё величие благодеяний, оказанных И Христом человечеству, Евангелист противопоставляет благодать и истину Христову закону Моисееву. Закон, данный Моисеем, предписывал заповеди во всей полноте неудобоисполнимые для падшего человека, и поражал преступника проклятием, не давая ему сил для законной праведности. Благодать Христова снимает с нас проклятие закона ( Гал.3:13 ), оправдывает нас пред Богом, и примеряет с Ним ( Рим.5:9–10 ), прощает и очищает грехи наши ( 1Ин.1:9 ), дарует нам все потребное к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ), врачует наши немощи, восполняет нашу скудость, исполнение заповедей делает для нас игом благим и бременем лёгким ( Мф.11:30 ). Под стражею закона, который строго осуждал всякое преступление, но не мог дать праведности, естественно господствовал дух страха и боязни, вместо которого под сенью благодати и веры во Христа, господствует дух сыновнего дерзновения ( Евр.4:16 ) и любви ( Ин.14:14–15 ). Закон, по апостолу, был тению грядущих благ. To, что обряды закона Моисеева изображали подобно тени, ясно открыто, действительно совершено и подано человечеству Исусом Христом: благодать же и истина Иисус Христом бысть. Только Христос мог явить людям все домостроительство спасения нашего, ибо Он видит и знает Отца ( Мф.16:27 ), как Сын Единородный, Сый в лоне Отчи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) По мнению протестантов, оправдание не освобождает нас от грехов: последние остаются и в человеке оправданном, но не вменяются ему в вину ради крестных заслуг Христовых: отпускается наказание только за грехи (1039 б ). Этому мнению противников «Камень веры» противопоставляет православное учение об оправдании, по которому, наоборот, все грехи в человеке оправданном уничтожаются благодатию Божиею: таинство крещения, как учит православная церковь , очищает в человеке все грехи, как первородный, так и произвольные (1039 а –1040 б ). В доказательство православного учения «Камень веры» указывает на свидетельства св. Писания о том, что крестная смерть Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( Ин.1:29 ; Евр.9:13 ; ср. Деян.3:19 ; Мих. 7:19 ). В частности – греху человека Слово Божие усвояет такие наименования и оправданию приписывает такие действия, которые ясно свидетельствуют об освобождении оправданного человека от греха. Так, грехи наши в св. Писании называются: скверною и пороком ( Мф.15:11 ; Апок.22:11 ; Иер.2:22 ; Сир.31:8, 33:23, 47:23 ), узами ( Пс.118:61 ; Ис.5:18 ; Пс.106:14 ), болезнями или ранами, по подобию болезней и ран телесных ( Пс.6:3, 37:6 , Ис.30:26 ; Пс.17:6 ), а также смертию, по подобию смерти телесной ( Лк.15:24 ; Мф.8:22 ; 1Тим. 5:6 ; 1Ин.3:14 ). С другой стороны, оправдание человека представляется в Слове Божием под образом очищения, купели или бани духовной ( Пс.50:9 ; Иез.36:25 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.7:1 ), омывающей наши грехи пречистою Кровию Христовою ( Ин.1:7 ; Апок.1:5 ; Евр.9:13–14 ). Христиане в писаниях апостольских именуются искупленными и исцеленными от греха чрез крестную смерть Сына Божия ( Рим.6:22 ; Кол.1:13 ; 1Тим.2:6 ; Тит.2:14 ; Еф.1:7 ; 1Кор.7:23 ; 1Пет.1:18–19 ; Апок.5:9 ) и возрожденными к новой духовной жизни в таинстве св. крещения ( Рим.6:4, 6, 11 ; Тит.3:5 ; Ин.3:5 ) (1040 б –1045 а ). Возражая против изложенного православного учения об оправдании, протестанты указывают на некоторые изречения в псалмах св. царя Давида ( Пс.31:1–2 ), которые будто бы оправдывают их мысль о внешнем юридическом прощении человеку грехов в оправдании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В послании своем св. Ап. Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха» ( 1Ин.1:7 ). В Апокалипсисе св. Ап. Иоанн пишет: «Двадесять и четыре старца, падши пред Агнцем, поют Ему песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверзти печати ея; яко заклался, и искупил еси Богови нас Кровию Своею от всякаго колена и языка и людей и племен» ( Откр.5:9 ). «От Иисуса Христа, иже есть свидетель верный, первенец из мертвых и князь царей земных: любящу ны и омывшу нас от грех наших Кровию Своею…» ( Откр.1:5 ). Св. Ап. Петр заповедует христианам: «Со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною Кровию, яко Агнца непорочна и пречиста Христа» ( 1Пет.1:17–19 ); «Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его… Иже грехи наша Сам вознесе на Теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем, Егоже язвою исцелесте» ( 1Пет.2:21–24 ). «Зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови» ( 1Пет.3:18 ). Св. Ап. Павел говорит: «Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием» ( 1Кор.15:3 ). «Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» ( Еф.5:2 ). «Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» ( Евр.9:28 ). «Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше» ( Рим.4:25 ). «Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов» ( Рим.3:25 ). «Христос же пришел… ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею Кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый» ( Евр.9:12–14 ). Все эти тексты из Слова Божия ясно свидетельствуют, что искупление наше Христос Спаситель совершил Кровию Своею, пролитой за наши грехи, и смертью на Кресте. Как учили Мужи Апостольские? Св. Варнава говорит: «Будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, как только за нас… за наши грехи восхотел Он принесть в жертву сосуд духа» (Посл. VII), «как Авраамом принесен был Исаак» (Nocл V).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия? 8) Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека ( Ин. 3:1–6 ), ( Деян. 2:38–39 ), ( Деян. 22:16 и др.); в исповеди, или покаянии. где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов (Мф. 16:19, 18:18), ( Ин. 20:22–23 ), ( Деян. 3:19, 19: 18 ); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом ( Ин. 6:51–58 ) и потому получают оставление грехов для вечной жизни (Мф. 26:28), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов ( Иак. 5:14–15 ). 9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах? 9) В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая наши телесные и душевные силы ( Деян. 2:38, 8:15–18 ), ( 2Кор. 1:21 ), ( Еф. 4:30 ), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры. 10) Кто имеет право совершать святые таинства? 10) Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви ( 1Кор. 4:1, 12:28–30 ), ( Еф. 4:11–13 ). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану в Авирону ( Числ. 16 гл.) «и в упорстве погибает, как Корей» ( Иуд. 11 ст. см. Евр. 5:4–5 ). 11) Спасены ли мы? 11) Да, спасены раз и навсегда, но только от тех грехов, которые, в силу крестных страданий Христа, прощены нам в таинстве св. крещения. Но кроме грехов, прощенных человеку во святом крещении, у него есть много других грехов, совершаемых после крещения в течение всей жизни. Если в этих грехах покаемся, то благодатию Божиею спасемся, а если нет, то погибнем по своей злой воле ( Лк. 13:3 ). Оттого и ап. Иоанн учит, что хотя «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ). Окончательно же будут спасены лишь те, кто после всеобщего суда Христова услышат слова Господа: «придите, благословенные Отца Моего! наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О крестном знамении Евр.6:6 . К христианскому крестному знамению, которое мы производим не в себе, а «на себе», это место не может относиться потому, что при совершении крестного знамения мы не браним Сына Божия, но почтительно воспоминаем Его и кланяемся Ему, каковое почтительное воспоминание для нас спасительно: Гал.2:19, 20; 3:1 . Кроме того, в крестном знамении мы наглядно выражаем готовность распять не Господа, а себя, свои страсти: Гал.5:24 . И этого окрестного знамения мы но должны гнушаться, как то делают некоторые, а должны вместе с ап. Павлом хвалиться: Гал.6:14 . Под отпадшими разумеются (см. от. 4 и 5) отступники от веры, для которых покаяние стало невозможностью, вследствие их упорства и злобы на Христа («ругаются ему») Грешники-христиане, не отпадшие от веры Христовой, потому что они спешат прибегнуть ко Христу чрез таинство покаяния: Деян.19:18 . О покаянии Евр.6:7 . Земля, произращающая полезный злак, изображает тех христиан, которые приносят Божественному Вертоградарю веру, покаяние и добрые дела. Напротив, земля, после многократного орошения дождем производящая терния, изображает людей, которые, приняв от Бога все, что служит им к жизни и благочестию: 2Петр.1:3 , впадают в упорное нечестие и ереси: 2Петр.2:1–3, 21–22 . Отсюда тот вывод, что под отпадшими, которых невозможно обновлять в покаяние, должно разуметь только нераскаянных и закосневших во вражде ко Христу грешников, и невозможность их обновления нужно разуметь в смысле их собственной неспособности к добру, а не в том, будто Церковь , раздаятельница даров Божиих, должна или может отвергать чье либо покаяние вопреки слову Спасителя: Ин.6:37 ; сравн. 1Ин.1:9 ; Ин.20:20–23 . Об ожесточении О клятве Евр.6:13–18 . Здесь Апостол дает нам истинное понятие о клятве и законности её употребления. Клятва состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно с тою мыслью, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслью о Высшем о всеведующем Боге, Который есть высочайшая Истина, погубляющая говорящих ложь: Пс.5:7 . Отсюда понятно частое призывание Апостолом во свидетели Бога, и тем самым свидетельствующего о необходимости в важных случаях клятвы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; Рим.1:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010