1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

    «Или, Или! лама савахфани?» (Мф.27:46; Мк.15:34).    Этот вопль отчаяния — не романтически-есенинское «отпусти в закат». Это — страшный вопрос человечества: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46; Мк.15:34).    Для чего? Чему Ты учишь меня?    Последней надежде? Надежде на то, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»? (Рим.5:20). Надежде на то, что «любовь покрывает множество грехов»? (1Пет.4:8).     «Бог есть любовь» (1Ин.4:8)... Сколь безграничной должна быть эта Божественная любовь, чтобы покрыть множество грехов моих?!     «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин.4:9—10). Ради меня Сын Божий воплотился — «вместо столпа огненного праведное возсия Солнце, вместо Моисеа Христос, спасение душ наших» — и, «крест претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте»...    Принес ли я что-нибудь в ответ на эту безмерную любовь, открывшуюся мне?     «Внимай, небо, я буду говорить», — так сказал Моисей.    Что скажу я?    Что скажу, кроме слова покаяния?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным Твоим оком и приими мое теплое исповедание.    Моисейскою песнью устрашаем и научаем, к Тебе, Спасе, взываю. Кто милостив, кроме Тебя? Кто милует меня, невзирая на всю немощь души и тела моего? Кто поможет независтно и безмездно, если не Ты?    Миром окружен, чего иного могу я ждать от него, кроме злобы и ненависти, зависти и лжи? Ведь мир сей — «во зле лежит» (1Ин.5:19), являя собой область, подчиненную власти «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), и одно лишь в нем «тихое пристанище» — милость и любовь Твоя, Спасе, Человеколюбче.    Что принесу я Тебе в ответ, кроме теплой молитвы и искреннего исповедания грехов? Потому и молю Тебя — прими мое исповедание, которое я несу к Твоим стопам в эти великие постные дни. Потому и прошу, чтобы Ты, как некогда апостолов, и меня научил молиться (Лк.11:1), чтобы благодатью Твоею истреблена была во мне теплохладность, так мешающая мне, потому что она не дает моему молитвенному исповеданию быть истинно теплым и сердечным, таким, которое открывает пред всяким верным неизмеримое море Твоей великой милости, очищающей от всякого греха, и спасающей от всякого обстояния, и вводящей во Царствие Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Или, Или! лама савахфани?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Этот вопль отчаяния – не романтически-есенинское «отпусти в закат» 239 . Это – страшный вопрос человечества: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Для чего? Чему Ты учишь меня? Последней надежде? Надежде на то, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»? ( Рим.5:20 ). Надежде на то, что «любовь покрывает множество грехов»? ( 1Пет.4:8 ). «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 )... Сколь безграничной должна быть эта Божественная любовь, чтобы покрыть множество грехов моих?! «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:9–10 ). Ради меня Сын Божий воплотился – «вместо столпа огненного праведное возсия Солнце, вместо Моисеа Христос, спасение душ наших» 240 – и, «крест претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте» 241 ... Принес ли я что-нибудь в ответ на эту безмерную любовь, открывшуюся мне? «Внимай, небо, я буду говорить», – так сказал Моисей. Что скажу я? Что скажу, кроме слова покаяния? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным Твоим оком и приими мое теплое исповедание. Моисейскою песнью устрашаем и научаем, к Тебе, Спасе, взываю. Кто милостив, кроме Тебя? Кто милует меня, невзирая на всю немощь души и тела моего? Кто поможет независтно и безмездно, если не Ты? Миром окружен, чего иного могу я ждать от него, кроме злобы и ненависти, зависти и лжи? Ведь мир сей – «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ), являя собой область, подчиненную власти «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ), и одно лишь в нем «тихое пристанище» 242 – милость и любовь Твоя, Спасе, Человеколюбче. Что принесу я Тебе в ответ, кроме теплой молитвы и искреннего исповедания грехов? Потому и молю Тебя – прими мое исповедание, которое я несу к Твоим стопам в эти великие постные дни. Потому и прошу, чтобы Ты, как некогда апостолов, и меня научил молиться 243 ( Лк.11:1 ), чтобы благодатью Твоею истреблена была во мне теплохладность, так мешающая мне, потому что она не дает моему молитвенному исповеданию быть истинно теплым и сердечным, таким, которое открывает пред всяким верным неизмеримое море Твоей великой милости, очищающей от всякого греха, и спасающей от всякого обстояния, и вводящей во Царствие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Пребывающий в нем Бог умягчает всякое мучение, могущее возродиться от воспоминания грехов, истребленных крестною смертию Единородного Сына Его, и устраняет претыкания, на коих могла бы колебаться любовь. 1Ин.4:19 . Мы любим его, яко той перве возлюбил есть нас. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Итак станем крепко любить Бога, который столь преизобильно возлюбил нас от вечности. Любовь приведет нас, как сказано, к святому дерзновению и сыновнему безстрашию, здесь на земле, и в вечности. Станем крепко любить Бога, и тако всегда с Господем будем ( 1Фес.4:17 )! 1Ин.4:20–21 . Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже вид, Бога, егоже не вид, како может любити? И ciю заповдь имамы от него, да любяй Бога любит и брата своего. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Кто говорит о себе, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, того Лествичник уподобляет человеку мечтающему во сне, будто он бежит (или летает), между тем, как недвижимо на одре своем лежит (стр. 133). Итак, лествица Иакова да научает тебя, христианина, составлять ту духовную лествицу добродетелей, наверху которой утверждается любовь. Глава 5 1Ин.5:1 . Всяк вруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть: и всяк любяй рождшаго любит и рожденнаго от него. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. В предыдущих главах, Святой Апостол изобразив Иисуса Христа источником света и жизни, и изъяснив свойства истинной веры, указует здесь на связь, или отношение любви к вере, и веры к любви. Он говорит, что любить Иисуса Христа, Сына Божия, никто не может, кроме возрожденного Богом. Равно и Бога Отца никто возлюбить не может, кроме того, кто несомненно верует, что Сын Его, Иисус Христос , есть точно обетованный Мессия, истинный Бог, воссоздатель падшего человечества, начальник будущаго века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

1Ин.1:6 . Аще речем, яко oбщehie имамы с ним, и во тм ходим, лжем и не творим истины: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Выше сказано, что цель настоящего благовествования Апостольского, есть общение с Богом Отцем, и Сыном Его Иисусом Христом. А поскольку Бог есть свет: то для соединения с Ним нужно устраняться всякой, даже малейшей тьмы. Мы должны отклонять все нечистые помыслы, должны удаляться всех дел, которые мертвят собою и душу и тело, каковы например: гордость, неверие, своевольство, зависть, ненависть ( Рим.1:29 ) и подобные им. А доколе грех в нас царствует, да не дерзаем мыслить и говорить, что имеем общение с Богом. В таком случае мы далеки от Него; путей истины нет в нас и мы ходим во тьме лжи и самопроизволении. 1Ин.1:7 . аще же во свт ходим, якоже сам той есть во свт, oбщehie имамы друг ко другу, и кровь Иисуса Христа Сына его очищает нас от всякаго грха. если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Свидетельство же неложного общения с духом Апостольским, следственно и самим Богом, есть хожденье в путях света, чего признаками служит: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). И если мы вступили в область этого света, в область истины и святости: то кровь Иисуса Христа очистит нас от всякого греха. 1Ин.1:8 . Аще речем, яко грха не имамы, себе прельщаем, и истины нсть в нас. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Она и действительно очищает нас от всякаго греха. Но утешаясь сею мыслью, возгревая в себе чувство живого на щедроты Божии упования, должно иметь величайшую осторожность, чтобы не впасть в сети самопрелыщения. Ибо на какой бы высоте нравственнаго совершенства не стоял человек, но если не сознает он греховного растления своей природы; если добрые дела свои приписывает себе и собственным силам: то суетно благочестие его; он далек от Царствия Божия и подобно Фарисею не будет на суде Его оправдан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Братия! Апостольское учение приложим к самим себе, для нашего назидания. Апостол учит: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Мы созданы по образу Божию; потому по своей духовной природе стремимся к общению с Богом, и потому ничто земное не может удовлетворить высшим желаниям нашей бессмертной души. А чтобы достигать этого всегда желаемого душою общения и единения с Богом, как вечным Первообразом нашей души, мы должны ходить во свете, – очами веры взирая на свет премудрости, святости, благости и других беспредельных совершенств Божиих, должны стараться подражать сим совершенствам, познавать истину, и поступать по истине, чтобы всегда жить благочестиво и свято. Это наше назначение, наше истинное достоинство, истинное возвышение или приготовление к тому, к чему должны мы всегда стремиться, как созданные для вечной жизни, – должны всегда стремиться к теснейшему общению с Триипостасным Богом. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:6 ). Если говорим или думаем, что мы близки к Богу, и между тем не имеем в своей душе живой веры и любви к Богу, и не исполняем заповедей Божиих, а следуем своим порочным желаниям и страстям: то мы обманываем себя ; не поступаем по истине, не приближаемся к Богу, а удаляемся от Него. Братия! да ходим во свете, всегда благоговея пред Богом, и всегда стараясь делать угодное Ему, по заповедям Его, и будем иметь общение любви друг с другом, как члены одного тела, коего глава Христос, помня, что все мы искуплены одною кровью Иисуса Христа, Сына Божия, и сия кровь очищает нас от всякого греха, если только мы с истинным раскаянием и живою верою просим у Бога сей милости. Никто да не помышляет, что он невинен пред Богом, не имеет греха. Если бы кто подумал так, тот стал бы обманывать сам себя. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Такой помысл есть плод гордого самообольщения, прогневляющий Бога, который всем хочет спастись, и всем дарует благодатные средства ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И все это для того, чтобы убедить, что в Нем свойства божественной и человеческой природы пребывают нераздельно, и чтобы мы знали, что Слово не то же, что плоть, и исповедовали единого Сына Божия и Словом, и плотью. Этого таинства веры дожно считать вовсе чуждым Евтихия, который в Единородном Сыне Божием не признает нашей природы ни в уничижении смерти, ни в славе воскресения. И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это – антихрист ( 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческую природу и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Будучи слеп по отношению к природе тела Христова, он, по необходимости, с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо, если он не считает креста Господня призраком и не сомневается, что страдание, принятое за спасение мира, было истинное, то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был тот человек, которого сам признает страдавшим: ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он принимает христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди Евангелия, то пусть рассудит, какая природа, пронзенная гвоздями, висела на кресте; пусть размыслит: когда воин копием пронзил бок Распятого, откуда тогда истекли кровь и вода для наполнения купели и чаши Церкви Божией? Пусть послушает и святого Петра, который проповедует, что освящение Духом совершается через окропление кровию Христовою ( 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слово того же апостола: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: «И кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ); и в другом месте: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ), и: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, и кровию, и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует в Нем, потому что Дух есть истина...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, как любовно, согласно и мирно, как одно тело и члены друг для друга, жить должны! Какое неистовство – устремляться на члены того же тела и им причинять зло! Они должны и тому внимать, что позваны к вечной жизни, славе и богатству. Наследство их не на земле, но на небе, где и Отец их Бог, и Отечество их. Как неразумно им прилепляться к земному, временному и тленному! Как безумно искать долгого жития на земле тем, которым уготована вечная жизнь на небе! Как безрассудно гоняться за честью и славой земною и тленною тем, которым обещана нетленная слава на небе! Как не суетно желать и собирать сокровища на земле тем, которые надеются получить сокровище вечное на небе! Это христианам помнить должно, об этом рассуждать и этому внимать, и свое небесное благородство больше жизни своей беречь. Призваны они из тьмы в чудный Божий свет ( 1Пет.2:9 ), и обращаются опять от света во тьму, когда обращаются от Бога ко греху. Ибо грех есть тьма и пребывающий во грехе во тьме пребывает. " Общение их с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Великая честь и уму непостижимая – иметь общение с Богом Святым и Вечным, но теряют общение это прелюбезное, когда во тьме пребывают. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Им апостол приписывает великолепный титул Божиих сынов: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). И святой апостол Иоанн со удивлением на тот же титул им указывает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ). «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим 8:17 ). Но лишаются (о, жалости и неутешного плача достойное дело!), лишаются того небесного имени и драгоценнейшего наследия, когда впадают в грехи и погубляют истинную свою веру. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5 . Пишу вам, отцы... ( 1Ин.2:13 ). Почему сначала дети? – Потому что прощены вам грехи через имя Его ( 1Ин.2:12 ) и вы возродились к новой жизни, потому и дети. А почему отцы? – Потому что вы познали Сущего от начала ( 1Ин.2:13 ). Ибо начало относится к отцовству 129 . Христос – новый во плоти, но древний в Божестве. Насколько древним мы Его считаем? Сколько Ему лет? Считаем ли мы, что Он старше Своей Матери? Разумеется, Он старше Матери: «Ибо через Него все было сотворено» (ср. Ин.1:3 ). Если всё, то Саму Матерь сотворил древний [Христос], чтобы от Нее родился новый. [P.164] Разве мы считаем, что Он старше только Матери? Древний [Христос] был прежде предков Матери. Пращуром Матери был Авраам, но Господь говорит: прежде Авраама Я есмь ( Ин.8:58 ). «Прежде Авраама?» – спросим мы. Прежде чем был создан человек, прежде чем сотворены были небо и земля. Прежде них был Господь, вернее, есть. Ибо не случайно Он сказал не так: «Прежде Авраама Я был», но сказал: прежде Авраама Я есмь. Ибо то, о чем говорят, что оно «было», уже не существует; а то, в отношении чего говорят, что «будет», еще не существует. Он же знает только «есть». Сообразно тому, что Он – Бог, к Нему применимо «есть» и неприменимо «был» и «будет». Там есть только один день, но [день] вечный. Этот день не находится между «вчера» и «завтра». Ибо, когда заканчивается «вчера», начинается «сегодня», которое закончится с наступлением «завтра». Сей же – единый день – без тьмы, без ночи, без протяженности, без меры, без часов. Называй это как хочешь. Если хочешь, «день»; если хочешь, «год»; если хочешь, «годы». В самом деле, сказано о нем: и лета Твои не кончатся ( Пс.101:28 ). А когда он назван днем? Когда было сказано Господу: Я сегодня родил Тебя ( Пс.2:7 ). Рожденный от вечного Отца, рожденный от вечности, рожденный навечно, Он не имеет никакого начала, никакого предела, никакого пространственного ограничения, потому что Он есть то, что существует, ибо Он сам есть Сущий. Сие имя Свое Он сказал Моисею: Скажи им: Сущий послал меня к вам ( Исх.3:14 ). Так что же? Значит, Он прежде Авраама? Прежде Ноя? Прежде Адама? Послушай Писания: «Прежде денницы Я родил Тебя» (ср. Пс.109:3 ). Более того, Он прежде неба и земли. Почему? Потому что все было сотворено через Него и ничего не было сотворено без Него (ср. Ин.1:3 ). Поэтому уразумейте, почему [апостол говорит] «отцы»: потому что отцами становятся, уразумев сущее от начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010