Возрожденный, или новый, человек, имея совершенно иное, отличное от ветхого человека начало и продолжение жизни, отличается и свойствами новыми и совершеннейшими. У ветхого человека прирожденное свойство – грех, а у нового – свобода от греха, правда и святость: рожденный от Бога, по словам ап. Иоанна, не согрешает, так как семя Его в нем пребывает, и не может грешить, так как от Бога рожден ( 1Ин.3: 6, 9; 5: 1 ); не может грешить не в том смысле, что у возрожденного нет никаких грехов, а в том, что грех чужд возрожденному по основному направлению его нравственного характера, по определяющему его личность началу ( 1Ин.5: 18 ), ибо тот же апостол предполагает грех и необходимость очищения от него и в возрожденном ( 1Ин.1: 8 и сл.; 2: 1; 3: 3; 5: 16)... В частности, возрожденный человек обладает прежде всего новым умом, исполненным света, разумения и святых помыслов ( Ефес. 5: 8; 1: 17 ; 2Кор. 4: 6 ). Ибо Сам Иисус Христос, жизнь ума нового – есть свет, истина и премудрость, и в Нем все сокровища света и разума даны ( Ин.1: 9; 12: 46 ; 1Ин.5: 20 ); и единосущный Ему Св. Дух, Им посылаемый, есть Дух премудрости и разума, Дух совета и ведения ( Ис. 11: 2–3 ; Лк.4: 18 ). Возрожденный обладает, далее, новой волей, полной энергии и силы к добру. Воодушевляемый христианским долгом, он ведет теперь совершенно новую жизнь. Вместо самолюбия он проникнут самоотвержением ( Мф.16: 24 ; 2Кор. 5: 15 ), вместо тройственной похоти ( 1Ин.2: 16 ) – христианской любовью, венцом всех нравственных совершенств ( Колос. 3: 14 ). Его, затем, новое сердце, свободное от недовольства и принуждения духа, исполнено праведности, мира и радости во Святом Духе ( Рим.14: 17 ); оно беспечально среди самых тяжких внешних лишений и предвкушает неизреченные радости райской жизни ( Деян.8: 39; 13: 52 ; 1Петр. 1: 8 ; Филип. 4; 4 ). Его, наконец, новая свобода находится под наитием Духа Господня; потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3: 17 ). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8: 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Пока я вычитывал эти рассуждения из пр. Иоанна Кассиана, Илья Иваныч заботливо рылся в Евангелии, но кончил он тем, что положил свое Евангельице в карман и воспаленно стал смотреть то на меня, то на «синюю книгу», по которой я читал. Видно было, что в душе Илья Иваныч понял свою ошибку: без греха, правда – только один Иисус Христос; но сознаться в том было выше его сил. И Илья Иваныч, едва дождавшись моей остановки, поспешно заговорил: – Я совсем вам про то не поминал, будто мы святы так же, как свят Христос. Напрасно это вы нам вычитываете. Христос – Бог . Он всегда чист и Своею силою, мы же – не всегда, а только после возрождения от Св. Духа, и не своею силою чисты от греха, но дарованием нам благодати Божией. Разве вы не знаете, что Писание говорит о возрожденных Христианах? «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что имя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». И еще: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ; ср.: 1Ин.3:9 ). – Странный прием у вас, Илья Иваныч, брать тексты Св. Писания без связи с другими мыслями. Этак вы можете упорствовать на своем, но от правды всегда будете далеко стоять. Разве Иоанн Богослов учит, что какой-либо человек, хотя бы и после возрождения, может быть свободен от согрешений?.. Ничего подобного нет в его посланиях. А приведенные вами свидетельства о свойстве рожденных от Бога христиан вы неправильно понимаете. – Примите же к сердцу, что я прочитаю вам из св. отца нашего Иоанна Кассиана в разъяснение этих свидетельств. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха..». «Это должно разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных . Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно как говорит Апостол же Иоанн: если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием не охраняли себя от них. Ибо говорится: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ), и еще: аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его, и слово Его несть в нас ( 1Ин.1:10 ). По истине, невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвенио, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они различны от того греха, который называется грехом к смерти; однако же не могут быть безвинны и неукоризненны 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Никогда не следует забывать, что блудный сын сначала жил в отцовском доме и потом его покинул, а его старший брат, хотя и не покидал отцовского дома, однако, одержимый завистью, самомнением и эгоизмом, по духу был ближе скорее к свиньям, от общества которых освободился впоследствии младший брат, чем к своему любящему и великодушному отцу ( Лк.15 гл.). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), – пишет апостол Иоанн, а апостол Павел, всегда сознававший свою близость к Богу, через Христа ( 2Кор.12:2–4 ; Гал.2:20 ), свидетельствовал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ; ср. 2Кор.12:7–10 ). Однако между греховностью христианина, находящегося в благотворном состоянии любви к Богу и ближним, и греховностью человека, принадлежащего к «миру» в отрицательном аспекте, который придает этому понятию евангелист Иоанн ( 1Ин.2:15–17 , Ин.15:18–19 ), есть существенное различие. В первом случае грех органически чужд просветленной природе новой твари ( 2Кор.5:17 ), рожденной от воды и Духа ( Ин.3:5 ). Поддаваясь искушению и впадая в грех , христианин переживает то же, что инфицируемый здоровый организм. Все его силы поднимаются на борьбу с греховной инфекцией, он мучительно переживает свое заболевание, иначе говоря, осуждает себя, раскаивается в грехе и борется с ним. Грех неизбежно влечет за собой страдание, самоосуждение и покаяние. В результате происходит: в онтологически-нравственном аспекте – очищение, а в правовом – прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды... сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом – Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.1:9, 2:1 ). «Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то... Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ) Нет сомнения, что под хождением во свете Евангелист понимает здесь то самое состояние пребывания в Боге и с Богом, о котором он сам говорит в дальнейшем ( 1Ин.4:16 ) и которое мы назвали состоянием святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Вам преподана, – как-бы так говорит Апостол, – единая, вечная, неизменная истина, и всякую попытку учить вас чему-нибудь не согласному с этою истиною всячески отклоняйте. «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». ( Гал.1:8 ). Таким образом христиане не нуждаются в учительстве ложном антихристианском, а не в учительстве вообще и особенно в учительстве церковном ( Еф. 4:11–13 ; 1Кор.12:28 ). 1Ин.3:6 . Всяк, иже в Нем пребывает, не согрешает. 1Ин.3:9 . Всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть. Раньше Апостол сказал: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ); если говорим, что мы не согрешили, то делаем Его лживым и слова Его нет в нас» (1:10). Как же, спрашивается теперь, понимать слова Апостола, что рожденный от Бога греха не творит… и не может согрешати? Смысл этих слов таков: новая благодатная жизнь, в которую вступил верующий, не соединима со грехом. Аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор.5:17 ). Верующий стоит в решительной противоположности ко греху. Он ненавидит грех, вступает с ним в ожесточенную борьбу, в какой борьбе терпит раны, но не слагает оружия, не вступает в мир со грехом. Грех уже более не обладает им, он не может намеренно согрешать. Из раба греха верующий становится рабом праведности ( Рим.6:18 и дал.). По силе присущей ему благодати Св. Духа, или, как говорит ап. Павел, по внутреннему человеку ( Рим.4:22 ), он желает и может творить одно добро. Но грех все-таки прилепляется к нему и он постоянно имеет нужду в прощающей и примиряющей любви Отца Небесного. Под «семенем», которое пребывает в верующем, разумеется Дух Божий, или благодать Св. Духа, подаваемая в крещении и других таинствах, которая переводит человека от смерти к жизни ( 1Ин.3:14 ), делает его новою тварью ( 2Кор.5:17 ). 1Ин.4:2 . Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но у святого Иоанна, кроме учения о любви, есть еще учение о вере, независимо от закона любви, - и смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: " Веруй как хочешь " . С первых же стихов своего послания о чем идет у него проповедь? О том, говорит он, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали - о Словеси животнем, о том, что живот явися, тот живот, Иже бе у Отца и явися нам; все это поведаем вам, да общение имате с нами; а наше общение, прибавляет он, со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом (1Ин.1:1-3). Значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, главная проповедь - об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же после этого останавливаться на последнем, не имея первого? Далее святой Иоанн задает себе вопрос: кто же есть лживый? Никто, отвечает он, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихристов, отметаяйся Отца и Сына. Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать... Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (1Ин.2:22-23; 4:15) Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, - как же после этого говорить " веруй как хочешь " ? А вот и еще предостережение. Возлюбленнии, говорит святой евангелист, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть; яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов (1Ин.4:1-3). Но кто говорит " веруй как хочешь " , тот не исповедует Иисуса Христа, потому что если б исповедовал, то не говорил бы так; стало быть, и он от Бога несть. От кого же? Отвечайте сами... Наконец, святой евангелист всю сущность христианства изображает так: живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот; а не имеяй Сына Божия живота не имать (1Ин.5:11-12). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, тот не имеет живота вечного. После этого как же все равно, что веруй как хочешь? Нет, - вемы, яко Сын Божий прииде и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В ст. 28 Апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. 1Ин.2:18 ), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов – так, «чтобы … иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, Апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (Феофил.). 1Ин.2:29 .  Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что « Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» ( 1Ин.1:5 ), то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось как хождение в свете, то теперь оно рассматривается как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков ( 1Ин.2:9 – 3:24 ), а затем – со стороны его источника ( 1Ин.3:24 – 4:21 ). Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (Феофил.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Продолжение мысли о любви к ближнему: она имеет внутреннюю связь с возрождением от Отца Небесного ( 1Ин. 5:1–5 ). «Всякий любящий родившего (а это по Апостолу есть «всякий верующий, что Иисус есть Христос») любить и рожденного от Него ( 1Ин. 5:1 ), т. е. всякого брата своего по возрождению. Кроме этого, естественного чувства любви к нашим собратьям по возрождению, о том же есть и положительная заповедь Отца Небесного. Свою любовь к Нему, – говорит Апостол, – мы и доказываем только тогда, когда исполняем Его заповеди, и значит, заповедь о любви к нашим собратьям. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». «И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:3 ), – прибавляет к сему Апостол, имея, конечно, в виду широкую и прекрасную заповедь о любви, столь естественную для возрожденного сердца верующих сынов Божиих. Хотя и по возрождении для нашей человеческой немощи невозможно исполнять заповеди Божии без труда и терпения; но Апостол внушает, что истинно верующим или что тоже истинным чадам Божиим подается крепкая сила побеждать и устранять все препятствия, какими старается мир затруднить исполнение заповедей Божьих для естественной немощи нашей. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, есть вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Что заповеди Божии, без отношения к нашей немощи и лености, действительно не тяжки сами по себе, Блаж. Феофилакт изъясняет следующим примером: «ибо что тяжелого в деле любви брата? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И голодному не повелевается предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставит крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий». Указав победительную силу против козней мира в вере, Апостол далее прямо указывает и предмет веры: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин. 5:5 ), т. е. кто, как не истинный христианин? Самым возвышенным примером этой победы над миром могут служить Апостолы Христовы, приведшие своей проповедью к подножью креста Христова сей неверующий мир, несмотря на все его упорство и противодействие. «Вера, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие – и не иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет Апостол: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В христианстве достигло полноты откровения и нераздельного соединения все божеское и все истинно-человеческое; в нем – вершина религиозно-нравственного развития человечества. В лице Христа мир обрел истину, путь и жизнь, и под живыми и непрерывными воздействиями Его мы только и можем, постепенно восходя от силы в силу, возвыситься до обителей Отца небесного: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Ин.13:15 ). Христианское учение о Боге есть то самое, которого искали, но которого не могли открыть все дохристианские религии; это – учение о высшем Существе, как об Отце всех людей и бесконечной любви: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах... ( Лк.11:2 ); Бог есть любовь и любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:8 ). Но Бог есть первообраз нашего духа, следовательно, и существо нашего духа должна составлять также любовь: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Ясное дело, что в человеке прежде и больше всего должна быть любовь к Богу, как ответное чувство на любовь Божию к нам: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:37 ). Б чем же должна выразиться эта любовь к Богу? В исполнении Его воли, Его заповедей: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ); это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Но в ряду этих заповедей, в исполнении которых должна проявляться наша любовь к Богу, самое первое и главное место занимает любовь к ближним: вторая же (заповедь) подобная ей (любви к Богу) – возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Эта заповедь о любви к ближнему так важна, что чрез нее собственно выражается и наша любовь к Богу; поэтому, кто не любит ближнего, тот не любит и Бога: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот – лжец... мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин.4:20–21 ). В силу такого значения своего, как наисущественнейшего и непосредственного проявления любви к Богу, любовь к ближнему в Слове Божием изображается в таких чертах, по которым нет и ничего не может быть выше её в нравственной жизни человека; она есть совмещение всех добродетелей: все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Рим.13:9 . Ср. Гал.5:14 ); она есть закон царский ( 1Ин.2:8 ); она есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ); она ценнее всех необычайных даров – дара языков человеческих и ангельских, дара пророчества и познания тайн, выше веры способной даже горы переставлять, выше отречения от всякой собственности и даже мученичества ( 1Кор.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Я же говорил все это затем, дабы никто не счел, что нам не подобает называть Святого Духа любовью потому, что и Бог Отец, и Бог Сын также могут быть названы любовью. 31. Итак, каким образом мы называем исключительно Слово Божие именем Премудрости собственно, хотя вообще и Святой Дух, и Отец являются Премудростью, таким же образом Дух обозначается именем собственным Любви, хотя вообще и Отец, и Сын являются любовью. Но Слово Божие, т.е. единородный Сын Божий, назван Премудростью Божией непосредственно устами апостола, когда он сказал о Христе как о Божией силе и Божией премудрости (1Кор.1:24). То же, что Святой Дух назван любовью, мы обнаружим, если тщательно рассмотрим выражение апостола Иоанна, который сказав: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога», сразу же добавил: «И всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит Бога, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:7—8). Здесь очевидно, что он назвал Богом ту любовь, которая, как он сказал, «от Бога». Следовательно, Бог от Бога есть любовь. Но поскольку и Сын рожден от Бога Отца, и Святой Дух исходит от Бога Отца, постольку здесь будет уместным спросить, кого из них мы скорее должны считать любовью, которая есть Бог. Ибо лишь один Отец является Богом так, что Он не есть от Бога, а потому любовь, которая есть Бог таким образом, что она от Бога, является или Сыном, или Святым Духом. Но после того, как апостол упомянул любовь Божию, не ту, которой мы любим Бога, но ту, которой «Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:10) и которой Он побудил нас к тому, чтобы мы возлюбили друг друга затем, чтобы Бог пребывал в нас, потому что, как он сказал, Бог есть любовь; он сразу же продолжает, желая выразиться по тому же поводу более ясным образом: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1Ин.4:13). Следовательно, Дух Святой, от Которого Он дал нам, делает так, чтобы мы пребывали в Боге, а Он — в нас; и это есть то, что делает любовь. Значит, Он есть Бог-Любовь (dues dilectio). Наконец, после того, как он повторил и сказал то же самое: «Бог есть любовь», он вслед прибавил: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Поэтому-то он и сказал выше: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего». Следовательно, там, где мы читаем, что «Бог есть любовь», обозначается» (именно) Он. Значит, когда Бог Святой Дух, исходящий от Отца, дается человеку, Он воспламеняет в нем любовь к Богу и ближнему, и Сам есть любовь. Ибо человеку неоткуда любить Бога, как только от Самого Бога. Поэтому далее и говорится: « «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:19). О том же говорит и апостол Павел: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

«Ибо где сокровище их, там будет и сердце их» ( Мф.6:21 ). Христиане это все за малое или даже за ничто почитать должны, ибо они к великим воистину вещам позваны, как сказано и ниже скажется, ибо все (века сего) великое проходит: «и мир проходит, и похоть его» ( 1Ин.2:17 ), как их от того отводит апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). При нашедшей же кончине все это отступает от человека, и так не остается ему ничего, и бывает он, как один из малых, простых, нищих и убогих. И тогда сам он познает, что великое (века сего) есть весьма малое, или как ничто, и подобное тогда страждет, как и тот, который во сне нашел сокровище, но пробудившись ничего не имеет; или как тот, который во сне всеми почитается как вельможа, но, пробудившись, видит себя в прежнем простом состоянии и презрении; или как тот, который во сне сладкое питье пьет, но, восстав, вместо сладости, чувствует жажду. Так все великое (века сего) воистину есть ничто! 2) Христиане должны почитать за великое – иметь общение с Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом ( 1Ин.1:3 ). Это воистину велико и умом человеческим непостижимо. За великое люди почитают общение иметь с князем, царем, монархом и императором земным, но несравненно большее и высочайшее – с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих (иметь общение). Почему внимать должно христианам и тому, что далее апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Если за великое почитают христиане с Богом, Который есть свет, общение иметь, как и подлинно это велико, и желают того, – то должно им убегать тьмы, которая не иное что есть, как грех и дьявол. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). 3) Бога Отцом нарицать и иметь и быть Его чадами – это воистину великое преимущество христианское и для ума непонятное. Кто бы всю мира сего славу и все сокровища ни во что вменить не захотел, чтобы это преимущество получить, если здраво то рассудит? Это преимущество представляет апостол верным и со удивлением говорит им: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010