Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вечеря Господня Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной ( Мф. 26:18 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ). Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна ( Ин. 13:1–30 ; ср. Ин. 18:28 ), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке ⇒ Пасха , VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом ( 1Кор. 11:23 ), и поэтому называет ее «трапезой Господней» ( 1Кор. 10:21 ) или «Вечерей Господней» ( 1Кор. 11:20 ). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» ( 1Кор. 10:21 ; 1Кор. 11:27 ). I. ПАСХА КАК ФОН Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на ⇒ Пасху Израиля ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:1 ; 1Кор. 5:7 ), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта ( Исх. 12:3–24 ). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.: 1) Пасха Израиля – когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства ( Исх. 12:40 ) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов; 2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», – пишет Павел ( 1Кор. 5:7 ). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос – пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин. 19:30 , можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (⇒ Пасха , VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь ( Лев. 17:11 ; 1Петр. 1:18 ). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха ( 1Ин. 1:7 ) и спасает нас ( Евр. 9:13 ; Евр. 13:12 ). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу ( Мф. 27:51 ; Евр. 10:19 ). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. ⇒ Жертва . II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

LII. Об антихристе Антихрист, по переводу с греческого, значит противник Христу; все противники Христа, значит, антихристы. Поэтому антихристов много; это – все еретики. Но их нужно отличать от антихриста последнего, который придёт перед пришествием Христовым и которому они суть только предтечи. Антихрист, который будет перед пришествием Господним, – один. Он будет человек. Антихрист придёт пред Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю: 2Фес.2:3–5 . Но слово Божие говорит, что во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста: 1Ин.2:18:4:3 . Как же узнавать этих предтеч? Предшественники антихриста, очевидно, будут вести себя и действовать в Церкви Христовой так, как будет действовать сам антихрист, а Слово Божие о лице и действиях антихриста нам говорит: Во-первых, антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога: Дан.11:36–37 . Поэтому всякий человек, гордящийся своей праведностью и говорящий: «Я свят, очищен и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения», – заражён духом антихриста. Во-вторых, антихрист сядет в храме Божием (см. 2Фес.2:4 ), т.е. не только не будет почитать храмов Божиих, но и прямо будет ругаться над ними: Дан.8:11 . Следовательно, и предтечи антихриста не будут почитать храмов Божиих, как особых мест молитвы Богу, и будут глумиться над ними. В-третьих, антихрист воздвигнет гонение на Пресвятую Деву Марию Мать Божию ( Откр.12:1–8 ) и на святых угодников Божиих: Откр.13:7 ; Дан.7:21 , и будет вести борьбу с ангелами: Откр.12:7–9 . Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; отсюда ясно видно, что люди, не почитающие Царицы и Владычицы Небесной и ангелов Божиих, – не последователи Христа, а последователи антихриста. В-четвёртых, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена: Дан.7:25 . Поэтому и предтечи антихриста не будут почитать праздников, установленных в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Кто говорит, что первозданный Адам дал прельстившему его диаволу рукописание, которым подчинил себя ему в вечное рабство, тот недугует совершенным незнанием и непониманием Священного Писания . Если бы он знал значение слов, сказанных Создателем прельстившемуся, и если бы внял словам тайнопроповедника, который строго заповедует: Не всякому духу веруйте, то есть, не всякому учению следуйте, но искушайте духи, аще от Бога суть ( 1Ин. 4:1 ), то есть, согласно ли их учение с боговдохновенными пророческими и апостольскими речениями, то не возвел бы такой обидной лжи на первозданного и не обвинил бы этим в неправосудии Праведного Судию. Говоря так, я разумею то, что Он проклял землю, ничем не провинившуюся, сказав: Проклята земля в делех твоих ( Быт.3:17 ), а того, который отступил от Него и предался богомерзкому демону, не только оставил без наказания, но проявил относительно его и его потомства великое промышление и попечение из рода в род: приставил к нему и его потомству Своих ангелов-хранителей, как написано во второй песни, где говорится: Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе. Егда разделяше языки Вышний, постави пределы языков по числу ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков, и прочее ( Втор. 32:7–9 ). А что Создатель не пощадил бы его, если бы знал, что он добровольно подписался в рабство богоборцу-демону, явствует из того, что говорит Божественное Писание: Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих. По какой причине? Яко неправедно, говорит, помышление их ( Пс. 118:118 ). И опять: Возненавидел еси вся делающия беззаконие, погубиши вся глаголющия лжу ( Пс. 5:6–7 ). Из этих изречений Священного Писания явствует, что первозданный тогда всячески был бы возненавиден Создавшим его, как отступивший от заповеди Творца своего, и был бы посрамлен, как сделавший великое беззаконие, и Творец немедленно совсем погубил бы его, как оказавшего нечестие против столь великой к нему благости Создавшего его. Между тем, Создатель не только его не уничтожил и возненавидел, не только тотчас не погубил его, а напротив, показал к нему долготерпение и человеколюбие, и, как бы сожалея о нем, говорит к нему: Адаме, где еси? ( Быт.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИСТЬ [евр.  ; греч. φθνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей. Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - гордость , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, гнев , зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое ( Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» ( Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174). Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» ( Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24). З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

О третьем члене Символа Веры 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился , то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. – Стал Богочеловеком . Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти нас – людей – от власти диавола, греха и вечной смерти. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ) то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить. Грехопадение первых людей – Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего. Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти. Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы». Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою , потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда пребыла девою – прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения. Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, – как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим», – так как она Матерь Самого Господа. Так, по внушению Святого Духа, назвала Ее праведная Елизавета: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), но при этом Бог призывает обмануть человека и искусить его ( 3Цар.22:20–22 ): «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Господь посмеивается над народами: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.» ( Пс.58:9 ). Господь гневается: «Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это». ( Иер.23:20 ). Как, если Бог есть любовь, Он может призывать обмануть кого-либо, посмеиваться над народами и гневаться? 3 Ответа Для того, чтобы понять обороты речи, поэтические, притчевые обороты, и образы, которыми Библия дает нам Божие откровение, необходима обращаться к экзегезе (истолкованию) Писания святыми отцами. Пояснение 3 Цар. гл. 22: 20- 22. Рассмотрим похожее параллельное место в книге Иова, где Господь позволяет сатане искусить праведника, чтобы проверить его веру. Книга Иова показывает то, как действуют нечистые духи искушая человека. Не по прямому приказанию Бога, но по попущению: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». ( Иов. 1: 10–12 ). Подобным образом описано место про действие злого духа на царя Ахава, но для разбора этого «противоречия» нужно еще и разобраться в библейском контексте значения подобных оборотов речи, чтобы понять, что библейский язык хочет до нас донести, т. к. в тексте написано, что Сам Бог велит нечистому духу искусить царя Ахава.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmestit-bo...

Разделы портала «Азбука веры» О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих. Были такие, которые вначале устремились в самое горнило гонения. Стоя вокруг судилища и видя святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания ( Флп.3:14 ), в благой ревности готовые на всё, они предавали себя на эту борьбу со многим дерзновением, в особенности когда видели, что иные увлекаемы к падению и падают. Воспламеняясь за них внутренне и слыша в себе призыв к тому, чтобы одолеть возносящегося противника, они спешили на эту борьбу, чтобы противник не казался самому себе мудрым (см. Притч.3:7 ) из-за тех, кого счел побежденным его коварством, тогда как он, сам того не замечая, низлагается теми, кто стойко выдерживает строгание и бичевание, острие меча, жжение огня, потопление в воде. И когда некоторые просят совершать молитвы и прошения или за тех, кто был безжалостно наказан в темнице, а потом побежден голодом и жаждой, или за тех, кто вне темницы на судилище был мучим строганием и бичеванием, а после не устоял перед немощью плоти, то справедливо на это согласиться. Ведь сострадать и соболезновать скорбящим и рыдающим о тех, кого в борьбе одолела многая сила злохитрого диавола, иначе говоря, о родителях, братьях или детях, никому никак не вредит. Ведь мы знаем, что и ради веры других некоторые сподобились благости Божией в отпущении грехов, телесном здравии и воскресении мертвых. Итак, помня о многих тяжких страданиях и скорбях, которые они прежде перенесли за имя Христово, и не только об этом, но и о том, что они раскаялись и содеянное ими предательство оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, к тому же имеют свидетельство, что их жизнь стала чужда гражданских занятий, наряду с прочим подобающим, мы в совместной молитве призываем на них милость Божию через Того, Кто стал ради нас Ходатаем ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ведь, говорит Писание, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/pravo/petra-aleksandrij...

II. Попечение Православной Церкви о вступивших в нее О вступивших в благодатный завет с Богом для вечной, блаженной жизни, Православная Церковь имеет непрестанное попечение, дабы спасительный союз их пребыл ненарушим, жизнь духовная, вечная и блаженная постепенно возрастала и утверждалась. Ибо обновление естества человеческого, начатое купелью, хотя достаточно для спасения нашего; но своей полноты и совершенного освобождения от греха и тления обновленный Христианин достигнет вместе со всей природой, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ). До сего же всеобщего преображения, на тленной земле и в тленном теле человеческом будет еще обнаруживаться грех или, как он называется в молитве св. Церкви, семя тли 359 , и расти вкупе со пшеницей до будущей, окончательной жатвы. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). И так до совершенной победы над грехом и до вступления в Церковь небесную, торжествующую, Православная Церковь подает верующим, – как добрым воинам Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ), постоянную помощь – побеждать грех , возникающий в членах наших, противоборствующий закону ума ( Рим.7:23 ), и обновлять единение с Богом. Ибо благодати Божией довольно верующему для победы над грехом: ибо сила Божия совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Как вступление в завет с Богом начинается покаянием и Крещением, и совершается Причащением, так обновление сего Завета в продолжение жизни совершается покаянием и Причащением; к чему приготовлением служат молитва и пост. Посему Церковь Православная вступивших в общение ее блюдет от зла и охраняет союз их с Богом молитвой, постом, покаянием и причащением. Эти четыре предмета составляют круг общественного Богослужения, которым Православная Церковь в продолжение года духовно руководствует вступивших в нее. Молитвы Православной Церкви, коими она руководствует вступивших в нее Искореняя терние греха, которое заглушает семя святой и духовной жизни и разрушает завет веры с Богом, Православная Церковь своими молитвами, как святым обращением с Богом, отвлекает верующих от опасного дружества с миром и невидимо содействует ослаблению соблазнительных уз с ним. Ибо молитвами своими Церковь не только возносит мысли и сердца верующих на небо, но и низводить на них благодать Божию ( Мф.7:11 ; Лк.11:13 ), располагающую человека и содействующую ему к святой и блаженной жизни. Таким образом, Православная Церковь своими молитвами руководствует верующих и облегчает им путь к покаянию и обновлению единения с триипостасным Богом. Молитвы свои, при шествии верующих по пути покаяния и духовного обновления, она возносит ко Господу, Пресвятой Богородице и Святым. Молитвы Господу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Диспут (собеседование) с баптистами 5. «Личные взаимоотношения со Христом православного христианина и баптиста» Источник Скачать epub pdf Доклад баптиста (пастор Сергей Антонович Дидовец) Баптист (докладчик): Наша тема сегодня «Личные взаимоотношения со Христом», то есть, как православные люди общаются с Иисусом и как – баптисты. Я хочу прочитать два кратких текста из Евангелия. Первый записан в 1Ин.1:3 : О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И второй текст, 1Кор.1:9 : Верен Бог , Которым вы призваны в общение Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, Павел и Иоанн пишут о факте общения со Христом. Иоанн даже призывает и других верующих, чтобы они присоединились к этому общению. Он говорит: приходите в общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Общение со Христом ведет нас к общению с Богом. Без Иисуса Христа общение со Святым Богом невозможно. Почему? Потому что Бог Святой, а мы грешны, и святость с грехом несовместима. Но когда пришел Иисус Христос на землю, Он как раз и пришел решить проблему греха. Он взял наш грех на Себя и зашел на крест. В теле Иисуса Христа совершилось наказание Божие, потому что написано: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Бог наказал грех в одном Человеке. Чтобы не наказывать всё человечество за грехи людей, умер Божий Сын Иисус Христос . Можно так сказать, что это был удар Божиего правосудия по телу Иисуса Христа, и Христос там, на Голгофе, принося Себя в жертву, сгорел под ударом Божиего гнева, испустил дух и на третий день воскрес. Иисус Своей жертвой также не только решил проблему греха, но и разрушил стоявшую посреди преграду. Об этом мы читаем в Еф.2:14–18 . Там говорится о том, что мы были врагами Богу, и язычники с евреями враждовали. Вот эта вражда между людьми и между Богом была устранена телом Иисуса Христа. Там прямо говорится, что в одном теле Христос примирил обоих, то есть и язычников, и евреев, с Богом. Поэтому с того момента, когда Христос умер на кресте, появилась возможность иметь тесные взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010