Скачать epub pdf ДЕЯТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСКОГО ЛЮБВЕОБИЛИЯ Библейские замечания о деятельном характере христианской любви к Богу и ближним. – Упражнения христианина в посте, молитве и благотворительности. – Мысли по этому вопросу святых отцов Церкви. – Христианская молитва как мать и воспитательница любви к Богу. – Три ступени молитвенного совершенства. – Изречения святых отцов и учителей Церкви об истекании силы христианской любви из благодати молитвы. – Отрождение молитвою трех свойств любви: чистоты, смирения и милосердия. – Милосердие как деятельный подвиг спасающихся в Церкви, по учению Библии. – Дела милости телесной и духовной. – Очищающее, смиряющее и размягчающее влияние благодати добрых дел на душу благотворителя чрез Христа Спасителя в Духе Отчем. – Содействия поста развитию у постящегося настроения самоотречной любви. – Общий взгляд на значение для христианина упражнений в посте, молитве и благотворении. ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры Христианская любовь во всей красе своих проявлений деятельна и развивается при условии соответствующей практики. О необходимости для любящих Бога соблюдать заповеди Господь Спаситель и святые апостолы оставили такие заветы: «Если любите Меня (Христа), говорил Господь, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:15, 21 ). " Мы, читаем в посланиях апостолов, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ср. Еф.2:10 ). «Кто соблюдает слово Иисуса Христа, в том истинно любовь Божия совершилась» (ср. 1Ин.2:5 ). «Каждый получит от Господа воздаяние по мере добра, которое он сделал» ( Еф.6:8 ). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Христианские деятельные упражнения в любви совмещаются преимущественно в посте, молитве и благотворительности . Ближайшим образом пост очищает от страстей, молитва выражает личное смирение наше пред Богом, благотворение же укрепляет милосердие души человеческой. Христианская любовь умножается в зависимости от широты и разнообразия богоугодных дел, обнимаемых понятиями «пост», «молитва» и «милостыня». Каждое отдельное доброе дело влияет на всю любвеобильную настроенность спасающихся и обращает их волю к свету благодати. А благодать Божия, идя последам добрых дел, умерщвляет в душе добротворящих страсти. Для благодатных напечатлений телесный пост открывает прежде всего тело, молитва – ум и сердце, благотворительность-волю. Таким образом, постники, молитвенно настроенные и благотворящие другим, всегда повержены пред Духом благодати и разверсты пред действием благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Глава 5 1–15. Нравственные мучения нечестивых по смерти. 16–24. Окончательное торжество праведных. Прем.5:1 . Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; Прем.5:2 . они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 1–2 . Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление. «Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых ( Прем. 4:20, 5:2 ). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил в Прем. 2:10, 17–20 ); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда ( 1Ин. 2:28, 4:17 ). Прем.5:3 . и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. 3–13 . В этом отделе писатель художественно передает собственную речь нечестивцев (хотя 9–12 стихи являются несколько растянутыми и нагроможденными), в которой изображается их пробудившаяся в том мире совесть, их внутреннее смущение и раскаяние, равно как их удивление неожиданному счастью праведных. Эта речь является прямой противоположностью той высокомерной речи, какую в уста тех же людей писатель вложил во II гл. 3 . «Воздыхая от стеснения духа», дух захватило, они не могут поэтому свободно говорить, а только могут стонать и вздыхать. Этим изображением писатель пользуется, чтобы выразить противоположность прежнему надменному смеху нечестивых ( Иак. 4:9 ). «Был у нас… притчею поругания», предметом насмешки, издевательства, злорадства. (См. Пс. 43:15 ; Иер. 24:9 ; 2Пар. 7:20 ). Прем.5:4 . Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О брани христианина Брань христианина сравнивается а) с войной: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь ( 2Кор.10:4 ); б) с бегом: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтоб получить. Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух ( 1Кор.9:24,26 ), Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:13–14 ). Подвигом добрым я подвизался, течение совершил ( 2Тим.4:7 ). Брань христианина есть брань добрая, брань веры: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, такое завещание, чтобы ты воинствовал, как добрый воин, имея веру и добрую совесть ( 1Тим.1:18–19 ). Подвизайся добрым подвигом веры ( 1Тим.6:12 ). Брань христианина против а) плоти и ее похотей: Усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор.9:27 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Петр.2:11 ); б) греха: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха ( Евр.12:4 ); в) мира: В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь; Я победил мир ( Ин.16:33 ). Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир ( 1Ин.5:4 ); г) диавола: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее ( Быт.3:15 ). Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:11–12 ). Противостаньте диаволу ( Иак.4:7 ). Брань христианина должна быть ведена а) под руководством Господа, Главы нашего: Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ), вождя спасения, приводящего многих в славу ( Евр.2:10 ). б) посредством твердой веры: Противостойте диаволу твердою верою ( 1Петр.5:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Послушание О послушании Богу Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лев.18:4 ). Господу Богу вашему последуйте и Его бойтеся; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтеся ( Втор.13:4 ). Чего требует Бог от нашего Ему послушания: Чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, дабы тебе было хорошо ( Втор.10:12–13 ). Слушайте, что говорит Господь. О человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:1,8 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин.3:23 ). Послушание Богу состоит а) в послушании Его голосу или закону: Слушайтесь гласа Моего и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Иер.7:23 ). Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:20 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ); б) в послушании евангелию: Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Рим.6:17 ; Рим.10:16 ); в) в подчинении установленным властям: Всякая душа да буде покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению ( Рим.13:12 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. Ибо такова есть воля Божия ( 1Петр.2:13,15 ). Бог дал Свой закон для тщательного соблюдения его: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо ( Пс.118:4 ). Послушание Богу есть все для человека: Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор.7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Р Вопр. О чем должно радоваться христианам? Отв. 1) Что любит человек, о том и радуется: и как любовь есть двоякая – мирская, или плотская, и – духовная, или Божия; так и  радость есть двоякая: мирская, или плотская, и духовная, или христианская... 2) Сыны века сего радуются о чести, славе, злате, сребре, роскошах и богатствах мира сего: сие их сокровище, утеха и увеселение; а потому радуются о сем сокровище своем, потому что любят его. Христиане сию радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От сея радости отводит их Дух Св: не любите мира, ни – я же в мире ( 1Ин. 2:15 ). Что любит человек, о том и радуется. И потому, как любит мир, так и радоваться о нем не должно христианам... 3) Истинная христиан радость состоит в Боге: сие их сокровище, утешение, радость и увеселение! Они о том радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, – бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс. 113:12–15 ), но – работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому, создателю и промыслителю своему; и о сем радоваться велит им Дух Св.: радуйтеся праведнии о Господе ( Пс. 32:1 ). Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся ( Флп. 4:4 ). 4) Радость им сия и отсюда проистекать должна, что великого Бога Отцом своим нарицают и имеют и взывают Ему так: Отче наш, Иже еси на небесех! Великое есть земного царя нарицать и иметь за отца; несравненно большее есть достоинство царя небесного, Бога – вседержителя, за отца иметь и признавать. 5) Радость духовную и утеху почерпают христиане из того, что они, благодатиею Божиею, призваны из тьмы в чудный свет Божий ( 1Пет. 2:9 ), и от области сатанины в царство Христово ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:12 ); – что над ними не князь мира сего, как над язычниками, незнающими Бога и прочими беззаконными; но Царь мира, царь небесный, царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Слово Отчее, со Отцом и Духом Святым, царствует, управляет, защищает и сохраняет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О последовании Господу нашему Иисусу Христу «Аще кто Мне служит, Мне да последствует» ( Ин.12:26 ), сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин. Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат, ...и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» ( Ин.10:3–4 ). Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу. Кто, родившись по плоти, внидет в «пакибытие» ( Тит.3:5 ) при посредстве святого крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот «спасется». Он «внидет» в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, «и изыдет» из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную «пажить обрящет» ( Ин.10:9 ). «Кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. «Слово бе у Бога» ( Ин.1:1 ) и в Боге. Это Слово возвестило о Себе: «во Мне Отец, и Аз в Нем» ( Ин.10:38 ). Туда достигает и последователь Христов: «иже исповесть» устами, сердцем и делами, «яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Бозе» ( 1Ин.4:15 ). «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему» мир и грех , последующему Мне в земной жизни, «дам» в вечной жизни «сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» ( Апок.3:21 ). Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. «Иже хощет, – сказал Господь, – по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» ( Мк.8:34–35 ). «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик» ( Лк.14:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Утешение Библейские утешения в скорби Бог есть Бог всякой утехи: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ). Утешение в скорби подается Богом: Я, Я Сам Утешитель ваш; кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава? ( Ис.51:12 ). По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Утешение в скорби обещано: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои ( Пс.125:5–6 ). Блаженны плачущие; ибо они утешатся ( Мф.5:4 ). Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеетесь ( Лк.6:21 ). Основания к утешению в скорби для верующих: а) кратковременность их теперешних искушений: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений ( 1Петр.1:6 ). Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам по кратковременном страдании вашем да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ); б) надежда на славное воскресение: И я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол.3:1 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [т. е. Христу], потому что увидим Его; как Он есть ( 1Ин.3:2 ); в) обетований вечной жизни: Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных ( 1Тим.4:10 ); г) надежда на вечную славу и блаженство: [ибо] думаю [говорит апостол Павел], что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над главою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис.35:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Лжепророки – ложные пророки , пророки, выдающие человеческие измышления и наветы падших духов за Божественное Откровение . На начало 3го тысячелетия по Рождеству Христову, самым известным лжепророком является Мухаммед , основатель ислама . Об их делах описано ещё в Ветхом Завете: « Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего » ( Иер.14:14 ). Христос призывал беречься лжепророков: « Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные » ( Мф.7:15 ) и предупредил, что « многие лжепророки восстанут и прельстят многих » ( Мф.24:11 ). Спаситель говорил: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их»  ( Мф.7:17 ). « Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире » ( 1Ин.4:1 ). «… В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским»  ( 1Тим.4:1 ); «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ). « Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема » ( Гал.1:8 ). Как относиться к лжепророкам? «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1-3 ). Примеры лжепророков согласно Священному Писанию:

http://azbyka.ru/lzheproroki

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Оригинал 1300 лет назад Ислам, подобно взрыву, распространился из стран Ближнего Востока в Азию, Африку и Европу и утвердился к настоящему времени как вторая по величине религия в мире. Мусульманская вера противится всем попыткам христианского миссионирования, но в то же время мы, христиане, видим, что мысли о всемирном распространении ислама возрождаются в самом исламе. Поэтому возникла необходимость поразмыслить о том, какие противоречия существуют между исламом и христианством, и о том, какие трудности возникают перед мусульманином, когда он пытается стать христианином. 1. Три догматических препятствия Мусульманин не может себе представить, что у Господа Бога есть Сын, Который равен Ему по власти и величию. Уже с ранних лет мусульманскому ребенку прививается мысль, что христиане поклоняются трем Богам. Кто всё же пытается втолковать мусульманину, что в данном случае 3=1, наталкивается на непонимание, которое может перерасти в ненависть. Наша западная диалектика едва ли может быть осилена мусульманским умом. Мусульмане думают: или Бог – един, или Он – Троица, но Он не может быть одновременно и тем и другим! Три личности не могут быть одной личностью! В то же время Коран содержит ясное указание на божественность Иисуса Христа: Его рождение Девой Марией. Но различие в том, что, по Мухаммеду, Христос был сотворен в Деве Марии посредством созидающего Слова Божьего из ничего, в то время как мы, христиане, исповедуем, что Иисус Христос еще в вечности, испокон веков, от Отца рожден (но не сотворен) прежде сотворения мира, истинный Бог от истинного Бога, Отец с Сыном в одном Естестве, и что Он, Иисус Христос, стал человеком ради нашего спасения. Такие признаки христологических споров и разногласий в церквях Ближнего Востока доисламского периода можно найти и в других местах Корана. Так Коран называет Христа «Словом Божьим» и «Духом от Бога». Немало споров было в истории мусульманского богословия и по вопросу о том, является ли Слово Божие вечным или оно имеет начало во времени. А суть этого спора заключается в том, что ислам не признает, что Иисус Христос, «явившееся во плоти Слово Божие», уже по рождении Своему выше самого Мухаммеда. Итак, ислам – религия, т.е. дух, отрицающий Божество Христа, что по 1Ин. 4:3 и 15 является признаком антихриста.

http://azbyka.ru/pochemu-musulmaninu-tru...

В понятии правды объединяются наши обязанности к ближним. Но под правдой здесь нужно разуметь не внешнее право, выражаемое в государственных законах. Требования правды – шире требований права и полностью включают в себя то, что мы называем любовью к ближним. Любя ближних, как себя, мы только исполняем правду, совершаем должное, не больше. «Не думай, что справедливость по отношению к добродетели есть нечто постороннее. Без неё всякое дело не чисто» 111 . Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф.7:12 ). В числе наших желаний есть и то, чтобы нам оказывали уважение, делали добро, чтобы нас любили. Но мы принимали добро и любовь еще прежде, чем заслужили и просили – в младенчестве, да и теперь испытываем особенно сильное желание участия, любви и помощи, если находимся в бедности, в горе и болезни. Поэтому и мы должны любить друг друга ( 1Ин.4:7 ). Это наша непременная обязанность, требование равенства, справедливости. Обязательность этого требования нисколько не уничтожается и даже не ослабляется через то, что не все и не всегда исполняют обязанность любви по отношению к нам. Даже обязательность гражданского закона не нарушается через то, что иные преступают законы. Требования закона направлены к тебе, ты их и исполняй, не ставя себе в образец нарушителей закона. Должны сильные помогать немощным; должны мы быть приветливыми друг к другу до готовности умывать ноги ближним; должны полагать души за людей, – и кто не исполняет всех этих требований, тот – должник, нарушитель правды, а кто исполняет, не делает ничего сверхдолжного, заслуживающего похвалы и награды ( Рим.15:1 ; Ин.13:14,3:16 ; Рим.13:7,8 ). В молитве Господней и прощение обид поставлено как требование правды; то же и в притче о немилосердном должнике ( Мф. 18:25–35 ). Когда в основу должных отношений к ближним полагается сострадание, жалость, то и это чувство входит в область правды. Жалеть, значит уподоблять себе страдающее существо. Нежаление – нарушение правды, различная мера для себя и для других. Эгоизм безжалостен и несправедлив вместе, ибо он себя ставит центром жизни, что не соответствует действительности. Эгоист предполагает бездну между я и не я, каковой бездны на деле не существует 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010