а. Предварительное замечание о начале рода человеческого и о первой чете (ст. 1–2) Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека… (Ст. 1). С какой целью Моисей повторяет о создании человека? С той, чтобы в начале родословия людского поставить Бога, как первоначальный источник естества человеческого, и как бы главного родоначальника людей; подобно тому как, и Евангелист Лука родословие человеческое возводит до Бога 178 . … по подобию Божию создал его… Зачем Моисей повторяет о создании Адама по подобию Божию? Затем, чтобы, приступая к повествованию о размножении людей, отличить первосозданного богоподобного человека от грешных и несовершенных потомков его. Посему-то, – сказавши, что первый человек был по подобию и образу Божию, – далее делает нарочитое примечание, что Адам родил сына по подобию своему и образу своему, т.е. такого же грешного и падшего, каков был сам 179 . … Мужчину и женщину сотворил Бог и благословил их … (Ст. 2). С каким намерением Моисей повторяет здесь снова свое сказание о создании двух полов? Приступая к родословию человеческого рода, он хочет показать, что после первого человека, происшедшего непосредственного от Бога, все последовавшие затем люди размножились путем естественного нарождения от одной четы людской, получившей от Бога благословение на размножение своего рода. Этим вступительным замечанием своим Моисей опровергает весьма важные заблуждения: например, будто бы род людской есть только высшее и дальнейшее развитие породы животных (произошел от обезьян; – Дарвин); и будто бы различные племена людские имеют своих отдельных родоначальников. б. Родословие патриархов от Адама до Еноха (ст. 3–20) Как исчисляются допотопные патриархи? … (Ст. 3–32). Адам 180 , Сиф 181 , Енос 182 , Каинан 183 , Малелеиль 184 , Иаред 185 , Енох 186 , Мафусал 187 , Ламех 188 , Ной 189 . По какой линии ведется у Моисея родословие допотопных патриархов? поскольку до рождения каждого из них полагается весьма значительное время в жизни их отцов 190 ; то невероятно, чтобы до сего возраста у патриархов вовсе не было детей. Это открывает нам, что родословие допотопных патриархов ведется не по прямой линии от отца к старшему сыну, а вводится в него только такие лица, которые составляют преемственный ряд прямых предков Ноя, а чрез него Авраама – отца Евреев, а чрез него Мессии – Иисуса Христа 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

ч. (хотя, впрочем, это и не необходимо) Мы охотнее принимаем первое толкование, хотя решительно на нем не настаиваем. Итак, мы видим, что после обличения священников, которые виновны были в допущении и приеме негодных жертвенных животных, Иегова осуждает и мирян, которые таких животных приводили к священникам. Священники говорили в оправдание народа: «это от трудных обстоятельств» (ст. 13); но это оправдание не только не могло удовлетворить Иегову (ср.1:13; 3:9–10), но и было само по себе лживым, потому что, как оказывается из настоящего стиха, негодные жертвы приносились и в тех случаях, когда была полная возможность принести хорошую жертву, и когда, притом, самое жертвоприношение было отнюдь не делом необходимости, а добровольного обета. Выражение («Господу») вместо («Мне») употреблено пророком для контраста с и для показания тяжести преступления. Мысль настоящего стиха, несомненно, повторяет отчасти мотив ст. 6 (ср. там ), что доказывается, помимо повторения имени Божия , повторением и указания на приличествующий ему «страх» (ср. в ст. 6 и в ст. 14б ). § 57. . Буквальный перевод: «ибо Я царь великий, говорит Иегова Саваоф, и имя Мое страшно среди народов». , – прич. ниф. от гл. «бояться» (в ниф. значит «быть напуганным»), – употребляется в смысле прилагательного «страшный». Все выражение повторяет мотив ст. 11. В виду этого, для соответствия с переводом в ст. 11, удобнее перевести будущим временем – «страшно будет». Страх пред Иеговой или пред именем Иеговы был в ветхозаветном словоупотреблении техническим термином для обозначение нашего понятие «религия» 992 . Следовательно, пророк Малахия обращает свой взор к будущему распространению истинной религии среди язычников. Гл. 2, ст. 1 : Κα νν ντολ ατη πρς μς, ο ερες· И теперь к вам, священники, заповедь эта. § 58. Греческий перевод LXX с буквальною точностью воспроизводит в настоящем случае еврейский подлинник и отличается от него только расстановкой слов. Понимание в смысле именительного падежа (а не звательного) несколько странно, но стоит в полном согласии со аналогичным случаем в Мал.1:6; 3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15–16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим ( Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: « лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» ( 1Кор 7.9 ). Но это же сравнение (ст. 16–17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах ( Чис 24.7 ; Ис 48.1, 51.1–2 ) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μ – μ περεκχεσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и в славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-mu, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12 ). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9, 17, 8.14 ). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1–5, то как я могу не быть послушным Его воле? Псалом 103. Гимн Творцу и Промыслителю Восхваление Господа, Всемогущего Бога и Творца, и прославление всем сотворенным миром Бога и Царя неизбежно наводит на мысль о тесной связи этого псалма с Быт. 1 . В этом псалме истина о сотворении превращается в гимн, а картины физического мира – в чудеса сотворения и песнь хвалы. В псалме последовательно разворачивается панорама творения, описанная в Быт. 1 , и мы с восхищением следуем за полетом мысли и воображения поэта, размышляющего о чудесах созидательной работы Творца. Очевидны обширные структурные параллели между двумя текстами Библии. Псалом начинается с пролога – призыва лично прославить величие Господа (1) – и завершается эпилогом – хвалой величию Господа и личным прославлением Его (31–35). Основное содержание псалма повторяет темы, развитые в Быт. 1 : ст. 2 находит свою параллель в Быт. 1:3–5 ; ст. 3–4 – Быт. 1:6–8 ; ст. 5–13 – Быт. 1:9–10 ; ст. 14–18 – Быт. 1:11–13 ; ст. 19–24 – Быт. 1:14–19 ; ст. 25–26 – Быт. 1:20–28 ; ст. 27–30– Быт. 1:29–31 . В псалме используется интересный литературный прием: тема раскрывается через чередование отрывков с местоимениями: «Ты» и «Он» (или «Господь»). «Ты» встречается в ст. 1–10, 13–14, 20, 24, 26–30; «Он» – в ст. 16, 19, 31–35. По большей части эти изменения происходят на стыках разных разделов псалма, хотя есть и исключения. По–видимому, нет оснований усматривать в этом признаки антифонного исполнения. Скорее этот прием призван представить Господа в свершении Его деяний и в личностном аспекте. Другой интересной особенностью псалма (хотя и не всегда выявленной из–за трудностей перевода) является использование глаголов в разном времени: в перфекте (совершенное время, обозначающее установленный факт, завершившееся действие) или в имперфекте (несовершенное время, обозначающее регулярно повторяющееся действие), или в форме причастия (указывающего на неизменное состояние). Совершенное время призвано выражать неизменное величие Бога и Его превосходство над всем сущим; оно указывает на историческую завершенность актов творения и их фиксированную форму и границы, а также мудрость их Создателя. Причастие подчеркивает фактор неизменности: творение свидетельствует о Творце, Его творческой силе как Создателя и Вседержителя. Несовершенное время указывает на регулярно повторяющиеся события: непрерывную деятельность Бога по обеспечению земных нужд, Его постоянные разного рода преобразования, Божественный Промысл, регулирование процессов жизни и смерти, обновление и контроль над физическими силами на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

под. На конце хвоста они имеют жало с ядовитой жидкостью. Жалом они производят рану и тотчас же впускают в неё яд, от чего происходит ужасная боль, которая, если не будет оказано своевременной врачебной помощи, влечет за собою смерть (см. Библ. Словарь – Солярского). В данном случае, под скорпионами в переносном смысле разумеются злонравные иудеи. Подобным образом премудрый Сирах называет скорпионом злую жену ( Сир. 26:9 ). 7 ст. Словами этого стиха: «ты будешь проповедовать (возглаголеши) им слова Мои, не послушают ли они и не убоятся ли (м. б. они послушают и убоятся), потому что (зане) теперь они народ огорчающий Меня» – повторяется мысль высказанная выше словами: речеши к ним (4 ст.), аще убо услышат или убоятся, зане дом огорчеваяй есть (5 ст.). 8–10 ст. Выслушав от Бога наставление не подражать в нечестии народу еврейскому, к которому посылается с проповедью, пророк вместе с этим получает повеление съесть предлагаемый ему свиток, на котором с той и другой стороны написаны жалостные и скорбные слова. Вот как говорит об этом пророк: «ты, сын человеческий, послушай говорящего с тобой (ср. 2 ст.), не будь огорчающим Меня, подобно (якоже) этому народу, огорчающему Меня. Открой уста твои и съешь то, что Я тебе даю (8 ст.). При этом я (говорит о себе пророк) увидел следующее: вот ко мне протянута рука, а в ней книжный свиток (9 ст.). Она развернула (разви) его предо мною, и я увидел, что в нем написано было внутри и снаружи (предняя и задняя, с той и другой стороны), написаны же в нем были слова: рыдание, жалость и горе» (10 ст.). Рассмотренный отдел настоящей главы (2–10 ст.) с присоединением из 3:1–3 употребляется в церковном богослужении в качестве паремий на шестом часе в среду страстной седмицы. Словами: рыдание, жалость и горе, написанными в свитке, который, по повелению Божию, предлежало пророку съесть, определяется главный предмет его проповеди, подобно тому как словами: да искорениши, и разориши, и расточиши, и разрушиши и паки созиждеши и насадиши ( Иер. 1:10 ) определяется предмет проповеди пророка Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Кроме совращения, являющагося активным посягательством на свободу веры, Проэкт знает еще несколько других видов нарушения законов, касающихся веротерпимости. Так, родитель или опекун, по закону обязанный воспитывать своего, или находящагося под его опекою малолетняго (до 14 летъ), воспитывающий в правилах не той веры, по какой этот последний должен воспитываться (ст. 340–341); лицо, виновное вь публичном произнесении или чтении речи или же сочинения, возбуждающих к отпадению (ст. 342); духовное лицо иноверного христианского исповедания, за совершение над православным обрядов или таинств инославного исповедания, а равно и за преподавание катихизиса своего вероисповедания православному (ст. 343); духовное лицо инославного исповедания, совершившее бракосочетание между заведомо православными (ст. 344); виновный в воспрепятствовании, посредством наказуемой угрозы или насилия, желающему присоединиться к православной вере принять таковую (ст. 345) – все эти лица, по Проэкту, подлежат уголовному наказанию. В заключение Проэкт повторяет постановления Уложения о наказаниях 1) о принадлежности к расколоучению, соединенному с фанатическим посягательством на жизнь свою или других, или с оскоплепием себя или других, или с явно безнравственными действиями (ст. 346), и 2) о вторичном отпадении в раскол (ст. 347). Впрочем, два члена Редакционной Коммиссии, H. С. Таганцев и Н. Неклюдов, высказались против включения в новое уложение последней статьи. Во-первых, говорят они, отпадение от православия не только в другое христианское вероучение, но и в раскол и даже нехристианство по нашему закону не почиталось, ни по Своду, ни по Уложению, уголовно-наказуемым в тесном смысле, а влекло только меры, имеющия характер церковно-дисциплинарный; поэтому постановление об отпадении и не включено в Проэктъ; при этом такое положение одинаково относится как к рожденным православными, так и к обратившимся в православие иноверным христианам, или нехристианам, почему делать такое исключение для раскольников и наказывать столь тяжко их за отпадение представляется едва-ли справедливым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Поэтому ст. 24 Устава о пред. и пресечении преступлений, в которой повторяется содержание ст. 17 Устава дух. консисторий, должна быть причислена к тем статьям без санкции (leges imperfectae), которых есть насколько в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений. Правда, и в Уложении о наказаниях есть ст. 208, которая говорит об уклонении от исповеди по нерадению, и ст. 209, которая говорит о не приведении родителями детей своих, достигших 7-летнего возраста, к исповеди; но обе статьи назначают виновным отсылку к духовному начальству для наложения епитимьи, так что в результате получается безвыходный круг: духовное начальство отсылает упорствующих к гражданскому начальству, а последнее опять препровождает к духовному, которое опять с нежелающими приступить к исповеди не может ничего другого сделать, как сообщить о них гражданскому начальству и т. д. 613 См., например, § 82 Прусского Ландрехта: Das preuss. Kirchenr. im Gebiete d. allgem. Landr. Berl. 1884. S. 98 616 Устав уголовного судопроизводства. Ст. 704 п. 2.; Ср. Устав гражданского судопроизводства. Ст. 371 п. 5. 617 А в местностях, где не введены судебные уставы, на основании ст. ст. 597–599 ч.2, т. XV Свода законов уголовных, духовник должен немедленно доносить о сделанном ему на исповеди признании в политическом злоумышлении против государя или государства, с кратким изложением сущности признания и с указанием имени и звания лица, a по взятии его и до начала судебного следствия обязать объявить все слышанное без всякой утайки и во всей подробности. 618 Civilprocessordnung.. 30. Ianuar, 1877, § 348, п. 4; Strafprocessordnung v. 1, Februar 1877, §52, п. 1. 619 Civilprocessordnung. § 350. В уголовном процессе дать или не дать свидетельское показание зависит от священника: если он желает дать таковое, то судья не вправе его отклонить. См. Hinschius. IV, 134. Но, конечно, католический священник мог бы подвергнуться низложению на основании канонического права. 620 Так комментируется обыкновенно § 139 Reihsstrafgesetzbuchs.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

16:31 – 18:1 Динамика взаимоотношений. В данном разделе особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри семьи и в обществе. В двух притчах (16:31 и 17:6) подчеркивается почетное положение стариков, которыми гордится вся семья, состоящая из трех поколений: самих стариков, их взрослых детей и внуков. Старшее поколение пользуется заслуженным уважением и в обществе. Вопрос о статусе и взаимоотношениях этих трех поколений актуален и для современного мира. Проблема отношений между братьями и сестрами и между друзьями в повседневной жизни и особенно в дни испытаний (друг познается в беде) отражена в ст. 17. Кроме того, здесь подчеркивается и необходимость проявления благоразумия: не давать необдуманного поручительства за ближнего (18). Но эгоистичный человек исполняет лишь свои прихоти (18:1). В ряде притчей гл. 17 затронута тема гармонии и раздоров в семье и в обществе. В ст. 1 утверждается, что мир в семье превыше всего. Именно поэтому в ст. 2 звучит предостережение от распрей, особенно споров о наследстве, а в ст. 21 и 25 говорится о горе для родителей – неразумном поведении их детей. В ст. 4 сказано о вреде лживых и злых высказываний (ср.: 16:28; 17:27–28). В ст. 9 нас призывают укреплять любовь и дружбу, прощать обиды, не проявлять злопамятности, хотя это вовсе не означает, что мы не должны говорить людям суровой правды (10). Развивая эту мысль, в ст. 14 и 19 нам советуют не начинать ссор и избегать раздоров (ср.: 16:32; 17:11–13), вместе с тем ст. 15 и 20 предостерегают от лжесвидетельства и компромиссов. Проблема распрей и раздоров – тема, которая часто повторяется в притчах. В церкви и в обществе всегда есть люди, которые любят раздувать ссоры, доставлять неприятности. Причиной могут служить насмешки (22:10), гнев (15:18; 29:22), неумеренное употребление алкоголя (23:29–35), сплетни (26:20), высокомерие (28:25) или коварство (16:28). В результате возникает незатухающий конфликт (26:21), длительный разрыв или общая сумятица отношений (17:14). Самое лучшее решение – либо предотвратить ссору (17:14), либо положить конец конфликту путем использования жребия (18:19). Другими словами, упорное нежелание примириться приносит больше вреда, чем согласие на компромисс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2Солун. 1:9–10 ), которым всякий грех и нечестие совершенно истребится с блаженной «земли живых» (Василий В., Кирилл Алекс. у Зигабена). Частицы но, – слав. же, – в евр. т. и в пер. халд. и сирск. нет, и она прибавлена в соответствие переводу 70-ти (=лат.) для пояснения того, что выражение лице Господне употреблено здесь в отношении к грешникам совсем в другом, противоположном смысле, чем выражение очи Господни в ст. 16 в отношении к праведникам. Воззваша и гдь услыша ихъ и всхъ скорбей ихъ избави ихъ. 18. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. 18 . Взывают праведные... То, что выше в ст. 5 и 7 сказал псалмопевец в отношении к себе, теперь, в разъяснение 2-й половины ст. 61-го (уши Его к воплю их), повторяет в отношении ко всем вообще праведниками, обращая мысль верующих, подобно как в Пс.21:5–6 (выше стр. 301), к прошедшей истории избранного народа, множеством примеров ясно доказывающей, что Господь действительно внимает молитвам праведников и во всякого рода постигающих их бедах и скорбях ниспосылает им Свою помощь, утешение и избавление. С евр. этот ст. с одинаковым правом можно переводить и в прошедшем времени, как в грек.-лат.-слав. (ср. русск. в ст. 5 к 7 и Пс.21:5–6 ), – так как все глаголы употреблены в 1 аор., и имеют отношение к примерам прошедшего времени, – и в настоящем, как в русских переводах и в ново-слав. у Амфилохия, – так как речь ведется описательно и примеры прошедшего представляются в смысле непреходящей действительности (ср. прим. на Пс.1:1 , стр. 78). Слова праведные в евр. т. нет, но оно прибавляется во всех древних переводах и совершенно необходимо во избежание сбивчивости, потому что продолжаемая здесь речь 16-го ст. о праведных прервана вставкой 17-го ст., где говорилось уже о делающих зло, или нечестивых. Близ Гдь сокршенныхъ сердцемъ, и дхомъ спсетъ. 19. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 19 . Господь, как вездесущий, всюду находится (ср. Пс.138:7–10 ) и, как преблагий Промыслитель, «ко всем приближается Своею благостью» ( Мф.6:45 ; Апок.3:20 ); только люди «сами себя удаляют от Него ( Пс.72:27 ) своими грехами» (Василий В.), самоуверенностью и самонадеянностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1192 (Ст. 15–16). Эти стихи, по-видимому, заключают в себе торжественное повторение стиха 2, которым начинаются эти законы, т. е. напоминание уважения к святыне. 1193 (Ст. 17–20). У Флав. Иосифа (против Аппиона, § 4) есть указание, что в первом портике храма последних времен Иудеи, допускались все без исключения иностранцы. В XI кн. Ист. Иуд., в гл. IV, после возобновления храма во времена Дария Истаспа и при первосвященнике Зоровавеле, он приводит слова его к пле менам Самарии, желавших участвовать в восстановлении храма: «что храм будут строить одни Иудеи, но что никому не воспрещается поклоняться Боту Израилеву». Здесь, и в ст. 25, мы видим прямое указание, что иноземцам и всякому пришельцу, даже необрезанному, не возбранялось приносить жертву всесожжения (от. 18), от которой никто не вкушал ничего (срав. 3 Ц. 41–43, молитву Соломона). По сравнении с стихом 25, по-видимому, иноземец мог только передать через Израильтянина жертву мирную, но не вкушать ее, ибо, по ст. 21 гл. 40;II, никто, в нечистоте находящийся, не мог есть от мирной жертвы. Стих 19-й, говорящий исключительно о всесожжении (о жертве мирной говорится ниже, с стиха 21), на основании главы I Левита, допускает лишь самцов для принесения жертвы всесожжения (1, 3–10). Точно также стих 20 повторяет узаконения гл. 1 Левита о беспорочности жертвы. 1194 (Ст. 21–24). Срав. гл. III Левита. Здесь более подробно исчисляются недостатки, делающие животное негодным к жертвоприношению. О жертвах по усердию и по обету см. гл. 40;II, ст. 16. Трудно определить, почему в жертву усердия можно было привести тельца или агнца несовершенно нормально сформированного. Вероятно, жертва усердия считалась не столь важною, как все остальные жертвы, хотя по характеру своему она приравнивалась к жертвам благодарности по обету и мирной. 1195 (Ст. 25). Мы выше говорили, что иноземец, по-видимому, мог приносить только жертвы всесожжения, но мог участвовать в жертвах, соединенных с трапезою, лишь посредственно, передавая дар свой Израильтянину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010