Притч. 16 :1. Человеку принадлежит предположение сердца, но от Господа ответ языка. Притч. 16 :2. Все дела смиренного открыты пред Богом и Господь укрепляет души. Притч. 16 :3. Предай Господу дела твои и утвердятся помышления твои. Притч. 16 :4. Все соделал Господь ради Себя, нечестивые же погибнут в день бедствия. Притч. 16 :5. Нечист пред Богом всякий надменный сердцем, а ручающийся незаконно не останется без наказания. Притч. 16 :6. Начало доброго пути — творить правду; это угоднее пред Богом, чем приносить жертвы. Притч. 16 :7. Ищущий Господа найдет знание с правдою. Притч. 16 :8. Истинно ищущие Его найдут мир. Притч. 16 :9. Все дела Господни — истинны, а нечестивый соблюдается на день бедствия. Притч. 16 :10. Вдохновенное слово — в устах царя, на суде не должны погрешать уста его. Притч. 16 :11. Правильный наклон весов — правда у Господа, дела же Его верные весы 83 . Притч. 16 :12. Мерзость для царя делающий злое, а правдою утверждается престол власти. Притч. 16 :13. Приятны царю уста правдивыя, и слова истинные любит Господь 84 . Притч. 16 :14. Гнев царя — вестник смерти, но мудрый муж умилостивит его. Притч. 16 :15. Свет жизни — сын царя, а близкие ему, как позднее облако. Притч. 16 :16. Усиленное приобретение мудрости гораздо лучше золота, а усиленное приобретение 85 разума превосходнее серебра. Притч. 16 :17. Пути жизни уклоняются от зла, а долгота жизни — пути правды. Принимающий наставление будет в добре, а хранящий обличения сделается мудрым. Кто стережет пути свои, тот сохраняет свою душу, а любящий свою жизнь будет беречь уста свои. Притч. 16 :18. Гибели предшествует гордость, а падению злоумышленность. Притч. 16 :19. Лучше кроткий со смирением, нежели разделяющий добычу с гордыми. Притч. 16 :20. Разумный в делах найдет блого, а надеющийся на Бога самый блаженный 86 (человек). Притч. 16 :21. Мудрых и разумных называют злыми 87 , а приятных на словах с удовольствием будут слушать. Притч. 16 :22. Разум для имеющих (его) — источник жизни, наставление же неразумных — зло.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

С этого времени вражда между Пилатом и Иродом прекратилась. § 93. Второй суд Пилата над Господом Иисусом Христом. (Мф. 27, 15–26; Марк. 15, 6–15; Лук. 28, 13–25; Ин.18, 39–40; 19, 1–6) «Я предал хребет Мой биющим, и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний» ( Ис. 50, 6 ). Когда Иисуса Христа привели от Ирода обратно в Преторию, то Пилат сказал первосвященникам, книжникам и народу: „ни я, ни Ирод не нашли в Нем ничего, достойного смерти; итак, я, наказав Его, отпущу“. Последними словами этот неправедный судья выразил свое малодушие, потому что хотел наказать невинного, единственно по угодливости евреям, чтобы не раздражить их. Евреи тотчас подметили эту слабость в Пилате и неотступно стали требовать, чтобы он наказал Иисуса Христа не иначе, как смертною казнью. Пилат стал прибегать теперь к разным средствам, чтобы выйти из затруднения, в которое сам поставил себя. „Есть у вас обычай, сказал Пилат евреям, чтобы я одного узника освобождал вам ради Пасхи: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?“ Пилат нарочито сопоставил Иисуса Христа с Вараввою, возмутителем и разбойником, не сомневаясь, что народ предпочтет ему Иисуса Христа. Пока шли переговоры в народе, Пилат получил вразумление свыше чрез жену свою: „не делай ничего Праведнику тому, писала ему жена, потому что я ныне во сне много пострадала за Него“ 83 . Между тем, первосвященники и старейшины употребляли все усилия, чтобы склонить народ в пользу Вараввы, и когда Пилат снова спросил: „кого отпускать?“ все закричали: „не Его, но Варавву!“ Пилат воскликнул: „что сделать с Иисусом, называемым Христом?“ Все опять закричали: „распни Его?“ „Какое же зло сделал Он?“ – спросил Пилат. В толпе еще сильнее раздались крики: „распни, распни Его!“ Пилат настаивает, однако, на своем первом решении, т. е. наказать Иисуса Христа, в надежде, что этим удовлетворится злоба Его врагов. По приказанию его, воины отвели Господа внутрь двора и там, привязав к столбу, избили его бичами, потом сплели венец из терновника и надели Ему на голову, одели Его в багряницу 84 и начали с насмешками приветствовать Его: „радуйся, царь иудейский“, и били Его по ланитам. Наконец, в этом позорном виде, по приказанию Пилата, вывели Иисуса Христа к народу. Пилат указал на Него евреям, говоря: „се человек“ 85 . Народ молчал, пораженный видом Божественного Страдальца, только первосвященники и служители их продолжали кричать: „распни, распни Его!“ Пилат сказал им: „возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины“... § 94. Осуждение Иисуса Христа на смерть. (Ин.19, 7–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Св. Иоанн Златоуст находит вероятным, что в образе звезды явилась волхвам некоторая умная сила 84 , и говорит: «достойно исследования и то, откуда волхвам пришла мысль идти, и кто их к тому побудил? Мне кажется, что это было делом не одной звезды; но сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как поступал Он и с Киром, расположив его отпустить Иудеев» 85 . Вопрос волхвов о месте рождения царя иудейского привел весь Иерусалим в смущение; особенно встревожился царь Ирод, будучи иноплеменник. Когда первосвященники и книжники иудейские сказали Ироду, что царь иудейский должен родиться в Вифлееме: то Ирод послал туда волхвов, прося их на обратном пути известить его. Он говорил им, что и он желает поклониться родившемуся царю иудейскому, а на самом деле замышлял погубить Младенца Иисуса. Волхвы нашли в Вифлееме Иисуса по указанию остановившейся звезды, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну. По откровению же Божию, данному им во сне, они не возвратились к царю Ироду, но иным путем отправились в страну свою ( Мф.2:1–12 ). В Кельне, городе Германии, на левом берегу Рейна, в неоконченном соборе, показывают гробницы сих трех царей восточных. Гробницы их царица Елена перевезла в Царьград, потом перевезли в Милан и наконец в Кельн 86 . По отшествии волхвов ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Праведный Иосиф встал, взял Младенца Иисуса и Матерь Его ночью, и отправился в Египет; где и оставался до смерти Ирода ( Мф.2:13–15 ) 87 . «Близ древняго Гермополиса, где по преданию обитала несколько времени пресвятая Дева с обручником своим Иосифом и с Божественным Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом, и где теперь селение Маторие, был монастыръ, в котором считалось до пяти сот братий, под начальством преподобнаго Аполлония » 88 . Царь Ирод, видя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме, и во всех пределах его, всех детей мужского пола, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Потоки крови полились: четырнадцать тысяч невинных младенцев было избито 89 . «Тогда, – говорит св. Иоанн Златоуст , – совокупные вопли отцев и матерей были пронзительнее самых острых стрел; потоки горьких слез, изливавшихся из сердца, были обильнне источников; разрывалась утроба родительская и глубокие вздохи, исторгаясь из груди, вылетали из уст. Какой зверь не плакал тогда, видя неправедно избиваемых невинных младенцев, которые имели незлобивое сердце, коих души столько же были чисты и непорочны, сколько были нежны члены детскаго их тела?» 90

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

146 . Кирилла, архиеп. Александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов. С. 23–53 [Т. 1. С 415–144]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII capitulorum contra Orientales (CPGS 5221t; cp. CPG 6373, 8661, 8663)//PG 76, 316–385. АСО I, 1.7, 33–65 24). Mansi V, 20–81. 5000/1. 147 . Послание Кирилла, архиеп. Александрийского, к Евоптию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом. С. 53–54 [Т. 1. С. 445–446]. Cyrilli Alexandrini Epistula LXXXIV: Ad Euoptium episc. Ptolemaidis (CPG 53840//PG 76, 385–388. АСО I, 1, 6, 110–111 167–169). Mansi V, 81–84. 5000/1. 148 . Послание Феодорита, еп. Кирского, к Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 54–55 [Т. 1. С. 446–447]. Theodoreti ер. Cyri Epistula ad Iohannem Antiochenum (CPG 6264l)//PG 76, 389–392 (=PG 83, 1413–1416). AGO 1,1. 6, 107–108 167–169). Mansi V. 84–85. 5000/1. БУ TCO 1260. 213 149 . Возражения Феодорита на каждую из двенадцати глав Кирилла... и опровержения Кирилла на каждое возражение Феодорита. С. 55–81. [Т. 1. С. 447–473]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum (CPG 5222t; cp. CPG 6214, 8660, 8662)//PG 76, 392–452. ACO I, 1, 6, 108–110, 111–146 167–169). Mansi V, 85–140. 5000/1. 150 . Кирилла, архиеп. Александрийского, о воплощении Бога Слова. С. 81–82. [Т. 1. С. 473–474]. Cyrilli Alexandrini Exposilio et interrogatio de incarnatione Verbi Dei Filii Patris [Sp.] (CPG 5430)//PG 75, 1413–1416. ACO I, 1, 5, 3–4 140). Mansi V, 169–172. 5000/1 214 . 151 . Прение о том же. С. 82–83. [Т. 1. С. 474–475]. Disputatio de eodem (CPG 5430)//PG 75, 1416–1420. ACO I, 1, 5, 4–6 141) 215 . Mansi V, 173–176. 5000/1. 152 . Определения епископов, бывших на соборе в Никее, о воплощении Бога Слова, Сына Отца, и... против Павла Самосатского. С. 83– 84. [Т. 1. С. 475–476]. Confessio Antiochena (CPG 3736)//ACO I,1, 5, 6–7 142). Mansi V, 176. 5000/1 216 . 153 . Беседа Кирилла, архиеп. Александрийского, сказанная в Ефесе. С. 84–85. [Т. 1. С. 476–477]. Cyrilli Alexandrini Homilia 1: Ephesi habita, valde pulchra (CPG 5245t)//PG 77, 981–985. ACO I,1,2, 96–98 77). Mansi V, 177–180. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

142 Союз vel в эпоху Боэция (VI-VII вв.) не обязательно имел разделительное значение, но мог использоваться вместо союза et («и»). См., например: Gregorius Turonensis. Historia Francorum I 20. 143 Boeth. De fide cath. 7–28; cp. De Trinit. 1.7–9: Cuius haec de Trinitatis unitate sententia est: Pater, inquiunt, Deus Filius Deus, Spiritus sanctus Deus. Igitur Pater Filius Spiritus sanctus unus non tres dii. 153 Dial. II 38. Именно эту фразу свт. Фотий читал в искаженном греческом переводе (см. ниже: Myst. 84). 155 Sent. 115.1–2. Ср. Hist. Goth. 53: Spiritum sanctum inseparabiliter a Patre Filioque procedere, et esse amborum unum Spiritum, unde et unum sunt. 157 См.: Etymol. VII 3.1–8; VII 4.4; Differ. II 3.7–10; Sent. 115.2; De ecd. offic. II 24.1 и др. 158 См.: Condi. Tolet. Ill, PL 84,343=DS. 470 (Symbolum Recaredi regis); Condi. Tolet. IV. Can. 1, PL 84,365=DS. 485; cp.: Isidor. Hist. Goth. 53.3. 159 Quicunque Spiritum sanctum non credit aut non crediderit a Patre et Filio procedere, eumque non dixerit coaetemum esse Patri et Filio et coessentialem, anathema sit (PL 84, 346D-347A). Долгое время также считалось, что в цитированный на этом соборе Никео-Константинопольский Символ веры впервые было добавлено слово Filioque («и от Сына», см.: Mansi J. D. Sacrorum Concilioru Nova Amplissima Collectio. T. IX. Col. 981D). Однако, скорее всего, это следует признать позднейшей интерполяцией (SiecienskiA. Е. The Filioque... Р. 69). 160 См., например: Concil. Tolet. VI, PL 84, 490; Concil. Tolet. IX, PL 84, 453– 454=DS. 527 и др. Приблизительно в то же время он вошел и в литургическую практику испанской Церкви (см. PL 85,612; 86, 691; SiecienskiA. Е. The Filioque... Р. 69). 165 См.: Repsonsio Episcoporum Germaniae Wnormatiae coadunatorum de Fide Sanctae Trinitatae contra Graecorum Haeresim. PL 119,1201–1212. 167 См.: Carolus Magnus. Epistola ad Elipandum et caeteros episcopos Hispaniae, PL 98,905; De imaginibus III 3, PL 98,1117–1121. 169 См.: Alcuinus. De fide sanctae et individuae Trinitatis 15; 114, PL 101,17; 101,22; De processione Spiritus Sancti 1, PL 101,66–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Довольно точные копии с этих синодальных миниатюр, но не так изящные, можно видеть в рукописи Козмы Индикоплова XVII в., в лист, в Публичной Библиотеке, из Библ. Гр. Толстова, Отд. I. 51. В образец того же строгого стиля Новгородского прилагаю здесь снимок (рис. 84) из моего рукописного Апокалипсиса XVI в., с миниатюры, изображающей Еноха и Илию, которые обличают Антихриста. Костюм Антихриста и его свиты тот же, какой иконописцы дают русским князьям и боярам. Енох и Илия носят на себе подобие Новгородских переводов. 84. Енох и Илия. Из Апокалипсиса XVI в. 85. Из Палеи 1477 г. Чтоб нагляднее видеть успехи русской живописи XVI в., для сличения прилагаю образцы нашей живописи XV и XIV веков. Во-первых, ряд снимков с миниатюр Палеи, писанной в XV в., именно в 1477, дьяком Нестором, тоже в Новгороде, а ныне находящейся в Синодальной Библиотеке, в лист, 210. В первых четырех очевидна большая грубость рисунка. 1-й (рис. 85) изображает Бога Отца и Адама с Еввою. Л. 38 об. – 2-й (рис. 85): изгнание Адама и Еввы из рая. Л. 43 об. – 3-й (рис. 86): Адам в немощи, лежа на одре, посылает Сифа ко вратам рая, за ветвию райского древа. Л. 55 об. – 4-й (рис. 87): Давид поражает Голиафа. Л. 335. В следующих затем трех рисунках чувствуется еще изящество Византийских оригиналов, а именно 5-й (рис. 88): Авраам и Сарра угощают трех ангелов. Л. 82 об. – 6-й (рис. 89): Три ангела 86–88. Из Палеи 1477 г. 89–90. Из Палеи 1477 г. 91–93. из Псалтыри в. удаляются от Авраама. Л. 84 об. – 7 (рис. 90): Столпотворение. Л. 65. В архитектуре столпа, кажется, можно видеть влияние запада. – Во-вторых, прилагаю три листа (91–93) из пергаментной Псалтыри в Румянц. муз. под 327. Рисунки эти значительно изящнее миниатюр Палеи, очевидно, потому что они ближе к Византийским образцам. Фигура Давида отличается величием и торжественностью иконописного стиля. 1-й, перед 3 Кафизм. Пс. 17 . Изображает Давида, стремительно обращающегося к Христу, помещенному в медальоне. Стремительность Давида соответствует тексту: «Възлюблю тя, Господи». Л. 10 об. – 2-й (рис. 92), перед 13 Кафизм. Пс. 91 . Давид поднимает руки к Иисусу Христу, при тексте: «Блого есть исповедатися Господеви». Л. 65. В обеих этих миниатюрах любопытно изображение престола. – 3-й (рис 93), перед 19 Кафизм. Пс. 134 . Изображает молящихся монахов, при тексте: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа». Л. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

6 Можно добавить сюда, что благодаря спросу на эту книгу с одинаковым успехом разошелся и тот (XII) том Записок Новороссийского Университета, в котором она впервые была напечатана. 7 Бердников, И. С. По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике, М. 1897 (Критико-библиографические заметки). Казань, 1899, стр. 70. Ср. рецензии – а) Н. А. Заозерского , Богословский Вестник, 1898, 3, стр. 444–456; 5) И. Соколова, Византийский Временник, 1898, 3. 12 Именно: 1, 3, 5–7, 246–28а, 36, 44–48, 70, 88, 110, 131, 137, 146, 149–150, 152, 154, 162, 170–171, 174, 176, 178, 182, 188–190,194а-б, 196–197, 223–228. 13 а) Статьи – 24, 134 и 143; б) Стт. 2, 8,143, 177 и 185; в) Стт. 167–168, 192, 195, 201–202 и г) Стт. 38, 184, 203 и 221. 15 Эти статьи; 9, 11–16, 20–21, 23, 34–35, 40, 58, 76–82, 84, 112, 120, 147, 153, 158, 165, 191, 199, 204, 209, 211–213, 218. Из всех них по преимуществу пространно комментированы статьи: 20–21, 81, 120, 153, 158, 191, 204, 209, 211–212, 218. 17 Отрывок составляет обычное достояние нормального состава этого Номоканона. См. Memoires de l’Academie Imperiale des sciences de St.-Petersbourg, Ser. VII, t. XXIII, pag. 11. 32 Сюда относятся статьи: 4, 10, 17–19, 22, 286–33, 37, 39, 49–56, 64–69, 71, 74–75, 77, 83, 85–87, 89–109, 111, 113–116, 119, 121–122, 125–130, 132–133, 135–136,138–142, 144–145, 148, 151, 155–157, 159–161, 163–164, 166, 169, 172–173, 175, 179–181, 183, 193, 198, 200, 205–208, 210, 214–217, 219–220, 222. 33 Это – статьи: 8, 18–19, 22, 24, 28б, 39, 43, 46–47, 49–50, 56, 62–65, 67, 69, 71, 75, 83, 85–89, 91, 93–96, 98–101, 103–106, 109–116, 121–123, 125–128, 130–133, 135–141, 144–145, 148, 154–155, 160, 162, 173, 175, 179–180, 185, 188–190, 192, 197, 202, 206, 210, 215–217, 219, 222–223, 225–226. 35 Статьи: 9, 13–16, 20–21, 23, 40, 58, 76, 78, 82, 84, 112, 120, 147, 153, 158, 165, 191, 199, 204, 209, 211–213, 218. 36 Статьи: 9–10, 13–15, 20–21, 23а-б, 40,1 51–55, 58, 66, 68, 74, 76–78, 82, 84, 90, 92, 97, 102, 119–120, 129, 147, 153, 156–159, 164, 163–165, 169, 172, 178, 181, 183, 191, 193, 199–200, 204–205, 207–209, 211–214, 218–220, 224, 227–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Константин Левин — герой, который осознал, что такое семейное счастье, озаренное божественным светом. Недаром Толстой делает описание венчания Левина и его невесты Кити  своеобразным центром своего романа. Сомнения Левина на протяжении всего романа  приводят к тому, что к финалу герой очевидно больше склоняется к вере, чем к неверию. Он очень похож на самого Толстого в годы написания романа, о чем свидетельствует  запись из дневника Софьи Андреевны Толстой; Каренина: грех и покаяние. Образ Анны Карениной — это образ грешницы, которая предпочла избрать путь греха и гибели, но при этом, как показывает Толстой, в ней до самого конца сохраняется живое и жаждущее Бога чувство. Да, ее поступок - своевольное и греховное действо, однако Толстой не выносит ей ни оправдательный, ни обвинительный приговор: что суд человеческий может сказать в момент, когда человек отправляется на суд Божий?; « Мне отмщение и Аз воздам »: Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф к роману, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием  все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе Анна Каренина». Все судьбы героев романа, как, по мысли Толстого, и все судьбы людей, определяются их отношением к пониманию нравственного закона; Подготовила Ася Занегина //Фома. - — сентябрь 2020. - С.84-85. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “ Фомы ”. Книга. Классики рекомендуют »). На цветных врезках к материалу разбросаны «интересные факты»: « Лев Толстой не любил железные дороги». Фото (С.84); « 1 роман — 30 фильмов ». О киноадаптациях романа. Ил.: Актриса Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Анна Каренина», реж. А. Зархи, 1967 г. (C.85);  « Левин и Толстой: признание в любви » (романтическая сцена признания в любви Левина к Кити  автобиографична: именно так сам Лев Толстой объяснился в чувствах 17-летней Софье Берс — своей будущей жене. Ил.: Лев Толстой и Софья Андреевна. Фото. С.85.); Ф. М . Достоевский  [Цитата]: «“Анна Каренина” есть совершенство как художественное произведение, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться ».

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

– Разумен только имеющий смирение (89:513). – (См.: Познание). Вера. От веры рождается страх Божий (1, 25; 84:484). – Вера может делать произволение твердым и при отсечении членов (1:27). – Значение веры и крещения во всяком добром деле, совершаемом в нас сознательно или бессознательно (1:34). – Что бывает с тем, кто шел путем веры и обратился к способам ведения? (25, 160:165) – В коих воссиял свет веры, те ежечасно видят приосеняющий их отеческий промысл Божий (25:160–161). – Почему ведение (недуховное) противно вере? (25:161) – Ведение сопровождается страхом, вера – надеждой (25:162). – Действие веры выше действий ведения (25:162–165). – Сокровищ веры не вмещают ни небо, ни земля (25:163). – Ведение усовершается верой (25:166). – Ведение есть ступень к вере, и доколе оно нужно нам (25:166). – Верой, а не силой ведения, разумеваем непостижимое (25, 166–167; 55:327). – Какими делами правды восходим на высоту веры? (25:167) – Вера дела свои приписывает благодати (26:170). – Что бывает тогда, когда ведение последует вере? (28:172–173) – В чем состоит делание веры? (28:175) – Вера утонченнее ведения (28:175). – О вере, воссиявающей в душе от света благодати (28:175). – О действии сей веры (28:175–176). – Связь между верой и двумя образами ведения – духовным и сверхъестественным (29:177–178). – Вера, доводящая до несомненности в уповании, не достигается людьми некрещенными и растленными умом (30:178). – Твердая вера приобретается через искушения (37:206). – Если хочешь обрести жизнь, сохрани в себе веру и смирение (49:270). – Почему должно молиться о достижении меры веры? (49:271) – Откровения даются иногда за горячность веры, а иногда – за делание заповедей (55:333–334). – Приобрети правую веру, чтобы попрать тебе врагов твоих (57:362). – Душа приближается к Богу или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним (58:377). – Веру должно сопровождать подобающее делание (67:426). – Верой укрепляются приближающиеся к скорбям (78:467–468). – Вера есть дверь таинств (83:480–481). – Духовные очи веры (82:480). – Ведение, предшествующее вере, и ведение, порождаемое верой (84:484). – Вера и духовное ведение: как первая приводит ко второму? (84:484–485) – Вера от слуха и вера созерцательная (84:485). – Нужно охранять веру свою, как змея бережет свою голову (85:491). – Вера порождает утешение надежды (89:513). – Вера, происходящая от (одного) учения, не освобождает человека от гордости и сомнения (89:513). Г

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Лит.: Buck R., de. De s. Epimacho Pelusiota Martyre Alexandriae in Aegypto commentarius paraevus//ActaSS. Oct. T. 13. Col. 704-711; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 174-175, 450-451; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 34, 84-85, 114 sq.; Mina T. Inscriptions coptes et grecques de Nubie. Le Caire, 1942; Doresse J. Épimaque de Péluse//DHGE. T. 15. Col. 605; Sauget J.-M. Epimaco di Pelusio//BiblSS. Vol. 4. Col. 1269-1271; Esbroeck M., van. Saint Épimaque de Péluse//AnBoll. 1966. Vol. 84. P. 399-442; 1967. Vol. 85. P. 441-457; 1982. Vol. 100. P. 125-145; Orlandi T. Epimachus of Pelusium, St.//CoptE. Vol. 3. P. 965-967; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 133-134. Т. А. Артюхова, Н. Г. Головнина, Л. В. Луховицкий Гимнография Память Е. Н. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 84) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. Н. не отмечается. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 303), 31 окт. соединяются последования сщмч. Маркиана, Е. и Октоиха; последование Е. Н. состоит из канона авторства мон. Арсения, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, цикла стихир-подобнов и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 46) 31 окт. отмечается память апостолов Стахия, Амплия и проч. и Е. Н.; указан отпустительный тропарь Е. Н. Ο μρτυς σου Κριε (      ); служба подробно не описана. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - ркп. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32) - 31 окт. Е. Н. упоминается вместе со сщмч. Маркианом. Со времени публикации первопечатных греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконов и вплоть до изданий XX в. в богослужебных книгах память Е. Н. отмечается 31 окт. вместе с памятью апостолов Стахия, Амплия и проч.; последование Е. Н., как правило, состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ), кондака 4-го гласа    (печатался в московских Типиконах до исправленного издания 1682 г.), канона (в первопечатном греч. Типиконе не указан), цикла стихир-подобнов и седальна.

http://pravenc.ru/text/190029.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010