– расписку патриарха Константинопольского Дионисия IV в получении материальной помощи, переданной из Москвы с Никитой Алексеевым (см. в приложении к славянскому переводу 210, л. 423 об. – 424); – письмо патриарха Константинопольского Дионисия IV царевне Софье Алексеевне с просьбой пожертвовать церковную утварь по списку 211; сам список см. в приложении к славянскому переводу 210, л. 422 об. – 423 об.); – письмо патриарха Константинопольского Дионисия IV князю В. В. Голицыну с просьбами о материальной помощи Константинопольской патриархии и о возврате кредитов, выданных родственниками патриарха недобросовестным греческим купцам, укрывшимся впоследствии в России 220); – прошение патриарха Константинопольского Дионисия IV царям о принудительном взыскании кредитов, выданных родственниками патриарха недобросовестным греческим купцам, укрывшимся впоследствии в России (2-е приложение к 214, л. 431–431 об.; ср. 220); – прошение патриарха Константинопольского Дионисия IV царям о применении к греческим купцам в Москве равной налоговой ставки с русскими (1-е приложение к 214, л. 430, 431 об.). Даже сам состав этого комплекса 62 свидетельствует о том, насколько скрупулёзно Константинопольская патриархия сочла необходимым ответить на поступившие из Москвы и Киева запросы. Ключевые решения приняты не единолично, а собором архиереев и оформлены в виде синодальных деяний 218 и 219, а также 215). Отдельные ответы 210 и 214) составлены на каждую из двух грамот царей – хотя вторая из них 190), по сути, была лишь отредактированной и дополненной версией первой 94). Согласно пожеланиям патриарха Иоакима и гетмана Ивана Самойловича, им также адресованы патриаршие грамоты 212 и 213). Удовлетворена просьба направить послание духовенству и мирянам Киевской митрополии с требованием хранить верность митрополиту Киевскому 216). Издана разрешительная грамота митрополиту Гедеону, чем исполнены просьбы гетмана и царей 217). Предоставлена даже запрошенная царями расписка в получении материальной помощи 210)! Если не считать дополнительных просьб о пожертвовании церковной утвари и иной помощи 211, 220 и два приложения к 214), единственный из направленных в Россию документов, который не соответствовал присланному запросу, это разрешительная грамота патриарху Иоакиму 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

107. Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108. Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109. Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110. См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111. Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112. Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113. Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114. Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115. Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116. Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117. См. Слова 7 и 8. 118. Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119. Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120. Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121. Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122. Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123. Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124. См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125. Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126. Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127. Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128. Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129. Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130. См. об этом Giet. Sasimes. 131. Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132. Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133. PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134. PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135. PG 37, 1065–1066=2.361. 136. Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137. Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138. Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139. Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140. Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141. Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

810 Почти дословная цитата из Немесия (Nemes. de natur. hom. 32.38– 40). Другой, более буквальный вариант перевода этого места из Немесия: «Хотение относится только к цели, преднамеренный выбор же – к тому, что [ведет] к цели, по той же аналогии, какую имеет то, что подлежит хотению, к тому, что подлежит прикидке: хотению ведь подлежит цель, а прикидке – то, что [ведет] к цели» (Nemes. de natur. hom. 32.38–40, пер. Ф. С. Владимирского с изменениями А. М. Шуфрина и нашими по изданию: Антология. Т. 1, с. 423). 811 У Ф. С. Владимирского в его переводе Немесия для βουλ и βολευσις используется перевод: «обсуждение», «совещание», в русском переводе Аристотеля Н. В. Брагинской βουλ в соответствующем контексте переводится как «решение», а соответствующие глаголы, например βουλεω – «принимаю решение» (Arist. ethic. Nic. 1112a. 19 ff., пер. Аристотель 1975–1983. Т. 4, с. 101–102). 813 Ср. у Немесия: «Однако преднамеренный выбор не есть и прикидывание, то есть прикидка. Прикидывание ведь есть исследование [взвешивание] относительно того, что следует делать тому [кто прикидывает]; а преднамеренный выбор – то, что до этого решено на основании прикидки. Таким образом, очевидно, что прикидывание касается того, что еще исследуется, а преднамеренный выбор – того, что уже предрешено» (Nemes. de natur. hom. 32.53– 58, пер. Ф. С. Владимирского с изменениями А. М. Шуфрина и нашими по изданию: Антология. Т. 1, с. 423). Можно обратить внимание, что, в отличие от Немесия, прп. Максим и прикидку определяет как «стремление» (ρεξις), наряду с природной волей, хотением и преднамеренным выбором, устанавливая таким образом не только различие между ними, но и существенный момент сходства, некоторый «общий знаменатель». 814 Прп. Максим, вслед за Немесием (Nemes. de natur. hom. 32.67), обыгрывает этимологию слова προαιρετν (преднамеренно выбранное) (προ-αιρετν) в смысле предпочтения одного перед другим. Как отмечает Шуфрин в схолиях к Немесию, «прикидка включается только при необходимости выбора из нескольких способов достижения заданной цели, которые кажутся, в первом приближении, равно эффективными» (Антология. Т. 1, с. 442). Ср. opusc. 1: PG 91, 17B.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Основываясь на выводах из этой теории, Флоренский иллюстрировал фундаментальное для своей философско-богословской концепции положение: 0б «актуальной» бесконечности и взаимоподобии Бога, мира и человека. См., главным образом, его работу 1904 года «О символах бесконечности» ( Павел Флоренский , свящ. Сочинения: в 4 т. Т. 1. С. 79–128) и лекцию 1917 года «Макрокосм и микрокосм» ( Павел Флоренский , свящ. Сочинения: в 4 т. Т. 3 (1). М., 1999. С. 440–446). 177 В 1907–1908 г. на страницах журнала «Христианин», издаваемого тогдашним ректором МДА архим. Евдокимом (Мещерским), Флоренский попытался (путём опроса читателей) собрать фактическую информацию о том, «как переживаются таинства верующими» (Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания/Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001. С. 423). Этот и ряд других, замышляемых в «Христианине» проектов, были направлены, по словам их инициатора, на то, чтобы показать христианство как религию «силы и духа, о чём всего менее любят говорить наши богословы. Христианство – не археология, а живая жизнь, вечно развивающаяся в целом организме человечества» (Там же, С. 423). Здесь же Флоренский давал такое определение церковных таинств: «Таинства, по своей идее, – это начатки обожения твари, очаги, из которых распространяется Божественное тепло. Это – те точки, где в нашу действительность преимущественно вторгается сила, преображающая человека, и через него – всю действительность» (Там же. С. 421). 181 Флоренский имеет в виду употребляемый в философии позитивизма термин «протокольное предложение», обозначающий предложения, которые должны составить логическое основание научного познания. 182 Ср. аналогичные суждения Флоренского, записанные им в октябре 1919 г, ( Павел Флоренский , свящ. Обратная перспектива// Павел Флоренский , свящ., Избранные труды по искусству. С. 52), помещённые, на этот раз, в контекст раскрытия мистической глубины изображения с перспективными «изъянами», с сознательным нарушением правил прямой перспективы (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Кто там шагает правой? Еще один шаг сделан в сторону поездки ребят на Бородинское поле, завершающей большой проект " Бородино - 1812/1941 -Моя история! " .  В 5 и 6 классах прошел смотр - конкурс строевой подготовки  и песни,  конкурс флагов.  Расцветали яблони и груши, черемуха нарядилась в свой белый, волшебный наряд, 6 мая, в погожий, солнечный денек наши гимназисты собрались во дворе школы для того, чтобы принять участие в конкурсе " Смотр строя, песни и флагов " . На уроках физкультуры ребята отрабатывали навыки строевой подготовки, на уроках пения разучивали военные песни. И вот настал долгожданный день конкурса, участники команд приготовились продемонстрировать свои умения перед взыскательным жюри.  Звонко зазвучал стройный хор детских голосов. " Три танкиста " , " Маруся " , " Катюша " . Смолкли скворцы на ветках, поглядывая  на марширующих и поющих ребят. К окнам приникли ученики - старшеклассники - " ветераны " игры " Бородино 1812/1941 - Моя история " , вспоминая события минувших лет, поездку на Бородинское поле, свои переживания, победы.  Капитаны (Путилина Юлия, Момот Николай, Розина Ангелина) отдавали команды своим отрядам, участники исполняли, старались действовать слаженно, четко, дружно. Все три команды с честью выдержали испытание.  Лучший флаг сделала участница команды " Отряд Дениса Давыдова " Серкова Анна. Уже во второй раз она принесла победу своему отряду. Ранее  Аня была названа лучшей  на конкурсе чтецов, выразительно исполнив басню Крылова " Волк на псарне " .   Первое место в конкурсе строевой подготовки и песни заслуженно заняла " Батарея Раевского " .  За несколько месяцев, что длится игра, ребята очень сдружились между собой, готовы поддержать друг друга, действуют по принципу: " Один за всех и все за одного " . Именно эти качества позволили команде выйти вперед.  Совсем скоро, 23 мая ребята  поедут на Бородинское поле и у каждой команды есть шанс стать победителем.   Результаты конкурса флагов. 1 место - " Отряд Дениса Давыдова "  - 10 баллов 2 место - " Батарея Раевского " - 8 баллов 3 место - " Багратионовы флеши " - 6 баллов Результаты  конкурса строевой подготовки и песни 1 место - " Батарея Раевского " - 10 баллов 2 место - " Багратионовы флеши " - 8 баллов 3 место - " Отряд Дениса Давыдова "  - 6 баллов. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/784...

1908. С. 205-207). Пахомиевская редакция Службы св. князьям Борису и Глебу Служба св. князьям Борису и Гребу в редакции Пахомия Лагофета. Автограф Пахомия Лагофета. 1443–1445 гг. (РГБ. 304/I. 116. Л. 423) Служба св. князьям Борису и Гребу в редакции Пахомия Лагофета. Автограф Пахомия Лагофета. 1443–1445 гг. (РГБ. 304/I. 116. Л. 423) Служба известна в неск. редакциях, последняя из которых, бденная, созданная в XV в. в соответствии с Иерусалимским уставом, содержит 3 канона: один - Пресв. Богородице и 2 - святым, при этом в ряде списков 1-й канон надписан именем П. Л. (имя автора («Пахомиа» или «Пахомиев») помещается напротив канона или в его надписании, см.: Яблонский. 1908. С. 213). Ключевский ( Ключевский. 1871. С. 128) и митр. Макарий ( Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 41) считали П. Л. автором этого канона. Яблонский высказал сомнение в авторстве П. Л., отметив, что в каноне содержится отсылка к «князьям удельного периода», стилистически тропари отличаются от пахомиевских и при имени автора нет указания на его сан или происхождение ( Яблонский. 1908. С. 213-215). Рассматривая историю Паремийных чтений святым князьям Борису и Глебу в составе Службы, Л. С. Соболева предположила, что их замена на ветхозаветные паремии была выполнена П. Л. ( Соболева. 1979. С. 11-12). Е. В. Антонова при изучении рукописной традиции Службы пришла к выводу, что П. Л. составил ее новый вариант, для чего отредактировал ряд песнопений уже имевшихся редакций Службы и добавил к ним ряд созданных им песнопений (малую вечерню, стихиры на «Господи, воззвах» и 2 канона святым) ( Антонова. 1997. С. 52-54, 114-123). Исследовательница привела следующие аргументы в пользу авторства П. Л.: наличие общих мест со Службой святым Петру и Февронии, первоначальный вариант которой также приписывают П. Л.; противопоставление христ. праздника иудейскому в последней стихире Службы Борису и Глебу, что находит аналогию в написанном П. Л. Похвальном слове Варлааму Хутынскому; характерное для писателя завершение одного из седальнов, взятое из седальна Октоиха 1-го гласа; наличие образов и тем, общих для гимнографических сочинений П.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

XX в. К XVIII в. количество книг в б-ке И. В. м. значительно уменьшилось. Причинами этого могли стать продажа книг настоятелями и плохие условия хранения. В описи, составленной ок. 1760 г., указывается неск. десятков книг, преимущественно печатных (Описи ризницы. 2008. С. 464-465). Согласно описи 1778 г., составленной крестовым иером. Павлом, в б-ке числилось 707 рукописей (Материалы для летописи Волоколамского Иосифова мон-ря (1746-1852 гг.), из дел Архива Московской духовной консистории с 1746 по 1852 г.//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. Смесь. С. 67-74). Монастырский архив, содержавший в основном документы за 1588-1701 гг., хранился в Петровской башне, а после пожара в 1798 г. был перенесен в Германову башню. После секуляризации 1764 г. большое количество подлинных грамот, удостоверяющих право И. В. м. на владение землями, поступило в Коллегию экономии. В монастыре были сняты копии с передаваемых документов и составлены поуездные описи монастырских актов. «Указец» книг Иосифова Волоколамского мон-ря. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 113. 423. Л. 1) «Указец» книг Иосифова Волоколамского мон-ря. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 113. 423. Л. 1) Материалами монастырского архива пользовались Н. М. Карамзин , Н. Н. Бантыш-Каменский . Первое научное описание рукописей И. В. м. по заданию начальника Московского архива Иностранной коллегии А. Ф. Малиновского составлено П. М. Строевым в июне-авг. 1817 г. ( Строев. 1891. С. V). В. Г. Анастасевич напечатал извлечения из этой описи, содержавшие сведения о 284 рукописях. В 1853 г. разбором и описью монастырского архива и б-ки занимался проф. К. И. Невоструев. В 1854 г. И. В. м. провел ревизию книг, на каждой книге была сделана надпись: «Принадлежит Иосифову монастырю. 1854». Согласно указу Синода от 31 мая 1853 г., было выполнено подробное описание рукописей (частично опубл.: Иосиф. Опись рукописей. 1882). В сер. XIX в. по ходатайству ректора МДА прот. А. В. Горского было принято решение о передаче части рукописных книг в б-ку МДА. В 1859 г. по инициативе митр. Филарета (Дроздова) 236 монастырских рукописей, отобранных Горским, поступили в б-ку МДА в Троице-Сергиевой лавре (Там же. С. I-II). В 1863 г. 435 рукописей поступило в Московскую епархиальную б-ку ( Перетц В. Н. Рукописи Московской епархиальной б-ки//Библиографическая летопись. СПб., 1917. Вып. 3. Отд. 2. С. 70-95). В обители осталось 33 рукописи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мон-рь, а после его закрытия в Волоколамский музей поступило еще неск. рукописей. Оставшийся в И. В. м. архив насчитывал 56 связок, в каждой из к-рых было от 32 до 150 свитков ( Иосиф. Опись рукописей. 1882. С. I-II; Нектарий. 1887. С. 65).

http://pravenc.ru/text/673721.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Завершился конкурс чтецов " Певцы воинской славы " (образ солдата войны 1812 года). В среду 10 апреля завершился конкурс чтецов " Певцы воинской славы " (образ солдата войны 1812 года).  Он проходил в рамках проекта " БОРОДИНО - МОЯ ИСТОРИЯ! " среди учеников 5 и 6 классов. Итак, состоялось ещё одно событие, которое проходит в рамках проекта " Бородино " .  " Не так то это и просто передать чувства и образы скрытые в стихотворениях зрителям! " - сказали потом ребята, которые старательно готовились к этому испытанию. " Представительное жюри, товарищи, родители, гости - волнение трудно было сдерживать! " И вот выступление позади, жюри подвело итоги... В пятницу 12 апреля отряды-участники игры " БОРОДИНО - МОЯ ИСТОРИЯ! " собрались в гимназическом храме, где и прошло награждение. Были оглашены общие результаты (кто из конкурсантов вывел свой отряд в число лучших), были отмечены и отдельные выступления ребят. В личном зачёте места распределились так: 1 место занял ученик 6 класса Сергей Буров 2 место разделили ученицы 5 класса - Калуцкая Кристина и Захарченко Ксения. А места среди отрядов распределились следующим образом: 1 место (8 баллов) - отряд " Багратионовы флеши "   2 место (4 балла) - отряд " Батарея Раевского " 3 место (3 балла) - отряд " Отряд Дениса Давыдова " Результаты конкурсов и информация о следующем испытании уже вывешена на школьном стенде, который посвящен игре. Что же ждёт нас дальше? Следующий конкурс (конкурс флагов, смотр строя и песни) состоится в пятницу 19 апреля!  Новый этап потребует новых усилий! Игра продолжается! У каждого участника есть новые возможности продемонстрировать свои качества и у отрядов - дружную командную работу! Бог в помощь! Приглашаем всех на конкурс " смотр строя и песни! "   Следите за объявлениями!              © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/115...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Внимание! Внимание! Скоро! Конкурс чтецов! В рамках игры " Бородино " в 5-6 классах в среду 01 апреля на 7 уроке в 13.40 состоится финал конкурса чтецов " Война Отечественная - память народная! " Приглашаем всех " поболеть за наших " !  Очень ждём Вас, дорогие родители, бабушки и дедушки!  Ребятам так нужна Ваша поддержка! Ещё немного, и определится окончательный список финалистов.  Идут отборочные туры.   Особенностью конкурса является номинация - " отрядное конкурсное выступление " . Все три отряда будут читать, участвуя в этой номинации, стихотворение Лермонтова " Бородино " . А это значит, каждый ученик 5-6 класса будет участником этой акции!  Советуем всем ребятам хорошо подготовиться, чтобы не подвести свой отряд.  Всем желаем удачи! Желаем успешного выступления!  Претенденты на участие в конкурсе от 5 класса:  1. Алексеев Паша (Багратионовы флеши) 2. Алексеев Сережа (Батарея Раевского) 3. Дарашевич Лена (Багратионовы флеши) 4. Ляпцева Настя (Багратионовы флеши) 5. Розина Ангелина (Багратионовы флеши)  6. Фадеева Лиза (Батарея Раевского) 7.Кириенко Таня (Батарея Раевского) 8.Воложина Стеша (отряд Дениса Давыдова)   Претенденты на участие в конкурсе от 6 класса: 1 Путилина Юлия ( " Батарея Раевского " ) 2 Агафонов Федор ( " Батарея Раевского " ) 3 Горькова Таня ( " Батарея Раевского " )  4 Цветкова Диана ( " Багратионовы Флеши " ) 5 Менькова Аня ( " Багратионовы Флеши " ) 6 Никитин Андрей ( " Багратионовы Флеши " ) 7 Серкова Аня ( " Отряд Дениса Давыдова " ) 8 Бондаренко Саша ( " Отряд Дениса Давыдова " ) 9 Момот Коля ( " Отряд Дениса Давыдова " )  Запасные (на тот случай, если кто-то из участников не сможет участвовать в конкурсе) - Алексеев Вася ( " Батарея Раевского " ), Флоренская Варя ( " Багратионовы Флеши " ), Попов Илья ( " Отряд Дениса Давыдова " )    Состав жюри: Тишкова М.Б. Тихонова Т.С. Орлова Ю.Б. Бывшева Ю.А. Рыжова О.Б. Летникова Е.А. Воронкова И.Е.  © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

с. 2, р. 423: ...aliud (genus) quod etiam incipientes carnalesque complectitur), тогда как духовной гордости подвергаются мужи духовные (ibid.: ...spiritales viros summosque pulsari); первый вид гордости проявляется подвижником специально в отношении к Богу (ibid: specialiter refertur ad Deum), а второй касается собственно людей (ibid. p. 423–424: secundum ad homines proprie pertinet). Отсюда видно, что в основание различения двух видов гордости положены степени совершенства гордого и содержание самой страсти. Последняя точка зрения выдерживается многими подвижниками, говорившими о гордости. Они раскрывают ту мысль, что гордый подвижник, приписывая свои успехи в деятельности и созерцании собственным силам, отрицает содействующую ему помощь Божию и превозносится над братьями, не обладающими, по его мнению, такими совершенствами, какими обладает он (Евагрий, Περ τν κτ λογισμν, с. 9, p. 1276; Нил Синайский , Περ τν κτ τς κακας λογισμν, р. 1464 Α. Περ τν κτ πνευμτν τς πονηρας, с. 17, р. 1161 D.; Ефрем Сирин , 1. с. p. 422). Пример духовной гордости в отношении к Богу предлагает Палладий Еленопольский в рассказе о некоем египетском подвижнике Птолемее, который после многих и великих подвигов заболел гордостью ума и стал учить об автоматизме в мире (ατοματισμς), состоящем в том, что всё в мире совершается само собой, без промысла Божия и что поэтому подвиги не имеют значения, так как нет воздаяния за них (Hist Lausiaca, с. 33, р. 1092). Он же говорил, что имеет знание выше всех св. отцов; здесь гордость проявилась в отношении к братиям. Плотская гордость, по И. Кассиану, проявляется в том, что монах не оказывает надлежащего послушания авве, превозносится благородством рода, считает себя выше других братий и пр. (De coenobior. instit. с. гл. 25, 26 и 27). Рассуждение бл. Диадоха о послушании, как средстве против дьявольской гордости (гл. 41, сноска πρς τν οησιν το διαβλου), которая есть отвержение послушания, имеет в виду гордость, названную И. Кассианом плотской, а его (Диадоха) замечания о подвижнике, душа которого вследствие попущения по отвращению Божию наполняется безнадёжием, неверием, гневом и гордостью, относятся к учению о духовной гордости (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010