23 У неправедно принимающего дары за пазуху не будет на путях успеха, нечестивый же извращает пути правды. 24 У мудрого мужа лицо умное, глаза же безумного — на конце земли. 25 Неразумный сын — гнев для отца и болезнь для родившей его. 26 Нехорошо причинять вред мужу праведному, и непозволительно замышлять зло против справедливых начальников. 27 Кто воздерживается произнести жестокое слово, тот благоразумен; долготерпеливый же человек мудр, лучше ищущего науки. 28 Неразумному, спрашивающему о мудрости, зачтётся это за мудрость; также и тот, кто молчит, может показаться разумным. 1 Человек, желающий отделиться от друзей, ищет предлога, но всегда пребудет в позоре. 2 Не нуждается в премудрости скудоумный, потому что более водится неразумием. 3 Когда достигнет нечестивый глубины зла, испытывает презрение к другим, и постигают его бесчестие и позор. 4 Разум в сердце человека — глубокая вода, а источник жизни — быстротекущий поток. 5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, и несправедливо — извращать правду на суде. Шестая седмица (пальмовых ветвей) Великого поста Понедельник седмицы пальмовых ветвей На 6 часе Тропарь пророчества, глас 6: Сей есть, Боже, страшный день, егоже вечера достигнути не надеяхомся: и сей видети нас человеколюбно сподобил еси. Трисвятый, слава Тебе!  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 104), глас 6: Да возвеселится сердце/ищущих Господа.  Стих: Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его Чтение пророчества Исаии  17–22; 49: 1–4] 17 Так говорит Господь, избавивший тебя, Святой Израиля: «Я — Господь Бог твой; Я научил тебя, чтобы нашёл ты путь мой, по которому должен идти. 18 И если бы ты послушал заповеди Мои, тогда мир твой был бы, как река, и правда твоя — как волна морская. 19 И было бы, как песок, семя твоё, и потомство чрева твоего — как пыль земли; и ныне ты не будешь истреблён и не погибнет имя твоё передо Мной. 20 Выходи из Вавилона, беги от халдеев, с криком радости возвещайте, чтобы слышно было это, возвещайте до пределов земли, говорите: “Господь избавил раба Своего Иакова”.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящего»? Словами «Иже от Отца исходящего» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков. 315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца? Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа, который сказал: «Когда же приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанн 15, 26). 316. Что мы исповедуем словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима»? Словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима», мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию. 317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»? Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (II Петра, 1, 21). 318. Когда сошел Дух Святой на апостолов? Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то-есть в святую Пятидесятницу ( Деян.2 , 1–4). 319. На какой день недели приходится святая Пятидесятница? Святая Пятидесятница приходится на воскресенье. Пояснения: I. В Деяниях Святых Апостолов ( Деян.5, 3 и 4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому...? Ты солгал не человекам, а Богу». II. В Псалме 104, 30 говорится: «Пошлешь Дух Твой..., и Ты обновляешь лице земли». – Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим.8, 26 ), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( I Kop.12, 3 ) и что Дух Святый уделяет различные дары, как то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святый нас духовно оживляет ( I Kop.12, 7–11 ). III. Слова Господа Иисуса Христа никто не имеет право дополнять или исправлять. Второй Вселенский Церковный Собор основательно обсуждал учение о Духе Святом и принял во внимание изречения святого устного предания и Библии о Духе Святом; поэтому именно и он остался при том учении, что Дух Святый исходит от Отца (а не от Сына). Третий Вселенский Церковный Собор запретил изменять или дополнять Символ веры . Несмотря, однако, на это, в большей части христианских вероисповеданий было внесено дополнение, что Дух Святой исходит и от Сына. Православная Церковь настаивает на словах Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

4 . Как царь беззаконный, антихрист с бесчисленным войском воздвигнет гонения на всех христиан и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12:1 ). Св. Евангелист Иоанн так описывает это последнее гонение на христиан, брань Гога и Магога и конечную погибель антихриста: когда-кончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морский. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный; и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Α диавол, прельщавши их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Апок.20:7–10 ). Что означают тысяча лет, в продолжении которых был связан сатана? – Св. Андрей говорит: «тысячу лет следует понимать не как таковое число лет, ибо как и те, о которых сказал Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов ( Пс.104:8 ), не можем считать тысячами, но вообще многими по числу, так и здесь думаем, что тысяча лет означают или многие годы, или число совершенное. Ибо могут означать многие годы, чтобы было проповедано Евангелие во всем мир и чтобы принялись в нем семена благочестия; могут означать и совершенное число, ибо в них мы призваны в мужей совершенных. Так это или не так, сие известно одному Богу, знающему до каких пор полезно нам Его долготерпение (Слово 20)». Глава XI. Что такое «Гог и Магог»? Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований. 1) Св Андрей Кесарийский приводит такое толкование: «Некоторые думают,что Гог и Магог суть Скифские народы или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех народов и Цар. Только Божественною рукою они удерживаются, до освобождения диавола, от завладения всей вселенной. По переводу с Еврейского, некоторые говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

59., quod non diversum ab eo est, quo ipsum Deum ibidem significat, quodque adeo, ut non diverso, sed eodem plane sensu intelligatur, suadet interpretandi simplicitas» Pareau inst. interpr. T. V. pag. 194. 98 Gesenius: «собств. время, долгое время, потом уже вечность в смысле неопределенности долгого времени; всегда и вечно. См. Псал. 104 (Евр. Библ.), 5. «Hebräisch Leseb. mit Anmerkungen und erklär. Wortr gist von Dr. Aug. Heiligskdt. Zehnle Aufl. Lpz. 1865. S. 193. 100 Русский текст. СПБ. 1871 г.: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему номазал тебя, Боже, Бог твой елеем радости более соучастников твоих. 101 Русский Текст (того же изд.): «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (11 ст.). И возжелает Царь красоты твоей (12 ст.).» 103 Rosenmuller «über des hohen Liedes sinn und Auslegung; Keil – in den Analekten, Tschirner auf 1, 3. Und über das hohe Lied.» – Evangel. K, Z. 1, s. 177 ff и мн. др. 104 Ин.3:28–29 : «Вы сами мне свидетели, в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.» Не могло быть другого сравнения столь прекрасного и верного. Вообще в Сирийской любви и в браке друг жениха имел важное значение, – оказывал жениху добрые, нелицемерные услуги; но не получал никакой другой награды, кроме сознания, что увеличил счастие любимого человека. Иногда друг жениха должен был выбирать и самую невесту. Во всяком случае, его обязанностию было отбирать у жениха и невесты брачные обеты и приносить «mogar» – свадебный дар. В течение времени около года, разделявшего сговор от момента приведения девицы в дом ее жениха, друг жениха был единственным посредником между юношей и девицей. С различными знаками и залогами любви он должен был ходить от неизвестного мужа к неизвестной жене, наблюдая за охранением их общих прав и питая обоюдными похвалами их взаимную любовь, потому что в течение этого девственного года муж хотя и располагал уже многими супружескими правами и мог даже предать свою жену суду за преступление против брачного ложа, но не имел права видеть ее лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

5–6). Почетное посольство из старейшин Моавитских и Мадиамских с подарками (слав. «и волхования в руках их») отправилось к Валааму. На предложение их Валаам сказал, чтобы они переночевали у него, а он ночью будет ожидать соизвония на то Господа. Господь действительно приходил ночью к Валааму и запретил ему идти с послами проклинать Израильтян, потому что они благословенны Богом (ст. 7–13). Посольство возвратилось ни с чем (ст. 14). Послано было второе посольство «множайшее и честнейшее», и Валаам из корыстолюбия, вопреки явному запрещению Божию, решился идти с посланными (ст. 15–21 ср. 2Пет.2:15 ). На пути «Ангел Божий» 104 с мечем в руке три раза преграждать дорогу, и три раза ослица, на которой ехал Валаам, сворачивала с дороги, но ослепленный господин ее не видел грозного Ангела и бил чудесно-зрящую ослицу (ст. 22–27). Наконец ослица заговорила; отверзлись тогда и очи Валаама и он увидал пред собою угрожающего Ангела, который, обличивши его корыстолюбивое ослепление, сказал: «пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе» (ст. 28–35). Царь Валак с почестью встретил Валаама еще на границах своей земли и упрекал его за то, что тот гак долго не шел по его приглашениям; но Валаам ответил: «вот, я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить» (ст. 36–38). После обильного угощения прибывших в столице Кириаф-Хуцов (слав. «грады сельные»), на другой день утром Валак повел Валаама на высоты Вааловы, откуда видна была часть Езраильского стана (ст. 39–41). б) Здесь по распоряжению Валаама воздвигнуто было семь жертвенников и на каждом из них Валак принес по тельцу во всесожжение (23:1–2). Затем, когда закурились жертвы, Валаам приказал Валаку стать у всесожжения своего, а сам пошел в гору для волхования 105 , сказавши впрочем, что быть можеть ему встретится Господь (от. 3 сн.24:1). Господь действительно встретился Валааму и вложил слово Свое в уста его, и вот он, возвратившись, произнес пред Валаком и князьями Моавитскими, вопреки собственному желанию, по действию Святого Духа, свое первое благословляющее проречение (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

5 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Слова Луки неявным образом учат нас тому, что целью одного научения является само научение, а цель другого – его применение. Например, наука геометрия имеет своей целью только науку и само научение. А целью другой науки, такой как медицина, является и ее применение. Мне необходимо быть сведущим в теории и законах медицины для того, чтобы не только знать, что мне следует делать, но и применять эти знания на деле, то есть иссекать раны, рекомендовать умеренность в пище, определять лихорадочный жар по пульсу в венах, регулярно устранять избыток соков организма . Если человек знает, как все это делается, но не использует свои знания на деле, то такое знание бесплодно. Познание Слова и служение Ему связаны примерно так же, как медицина и ее применение. Поэтому в Писании сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Должно уяснить, что слова «бывшие очевидцами» означают познание и науку, а слова «бывшие служителями» относятся к применению. 6 . «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…» ( Лк.1:3 ). Лука говорит и повторяет: то, о чем он собирается писать, он узнал не по слухам, а сам уразумел с самого начала. Поэтому апостол Павел справедливо сказал о нем как о брате, «во всех церквах похваляемо[м] за благовествование» ( 2Кор.8:18 ). Евангелие больше ни о ком так не говорит, это выражение используется только по отношению к Луке. «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». Кто-то подумает, что Лука предназначает свое Евангелие только некоему Феофилу. Однако все вы, слышащие что мы говорим, если соделаетесь таковыми, что возлюбит вас Бог , суть Феофилы, и Евангелие обращено к вам. Каждый, кто является «Феофилом», – и «прекрасен», и «очень силен»: именно это и значит греческое слово κρτιστος. Среди «Феофилов» нет малодушных. В Писании сказано об исходе израильтян из Египта: «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Я смело говорю, что каждый «Феофил» крепок и силен, и эту силу дает ему Бог и Его слово. Он может познать «истину» тех «слов, которыми он наставлен», и узреть слово Евангелия во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 2. Евангелие от Луки 1:6. На стих «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

67:18). Одним же называется звук стана и множества по причине единогласия в восхвалении Бога. И усугубляется звук поющих Отцу, и Сыну и Святому Духу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь земля славы Его (Исаии 6, 3). Далее следует: и земля озарялась от славы Его. Это исполнилось собственно при пришествии Христовом, когда во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенные глаголы их (Римл. 10:18), и ежедневно исполняется среди верующих, а вполне сбудется тогда, когда тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54). Прибавление же: и видел я видение, подобное тому, которое я видел, когда приходил погубить город, вместо чего LXX перевели когда приходил помазать город, будучи ясно по еврейскому тексту, представляет очень много темного по Семидесяти: почему Иезекииль пришел помазать город? по чьему пророчеству и [по чьей] угрозе он пал? Мы разве то можем сказать, что обличение пророческое есть помазание города и [именно] помазание елеем радования священническим и царским, и что те, кои с любовию принимают и желают слушать его, делаются помазанниками Господними, о которых написано: не прикасаитеся помазанным Моим и во пророцех Моих нелукавнуйте (Псал. 104:15). Помазать же в таинственном смысле город, о котором написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86:3), может тот, кто видел видение колесницы и таин Божиих, какое видел Иезекииль при реке Ховаре, означающем бремя и тяжесть. Ибо что более тяжко в сравнении с реками Вавилонскими, при которых Давид сидел и плакал, когда вспоминал о Сионе (Псал. 136)? О них написано: преходит до образ мира сего (1 Кор. 7:81). Ибо я ничего не считаю в смешении мира сего постоянным, а все преходящим и протекающим. Кто обсудит это, тот падет на лицо свое, понимая, как он далек от славы Божией, и преклонит колена пред Отцем во имя Иисуса Христа. И когда, говорит, я пал, слава Господа вошла во храм путем ворот, обращенных лицом к востоку, и тотчас поднял меня дух (ибо я лежа не мог идти) и ввел меня во внутренний двор, ибо я пал вне его, и вот, увидев прежде славу Бога Израилева, проходящую восточным путем, я увидел полный славы Господа дом Его и услышал голос, говорящий мне извнутри дома.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9:12). Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благочестия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: « Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь » (Иер. 2:3). Притом, пожирающие согрешивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше намерения Господнего народ, как сказал о нем Бог: « прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия » (Ис. 47:6). И в другом месте: « когда Я мало прогневался, они усилили зло » (Зах. 1:15). И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, говорит Иеремия: « Израиль — рассеянное стадо; львы разогнали его » (Иер. 50:17). Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. « Поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали », если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что–нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): « Господа они не призывали », вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они вооружились против Христа. И не послушали сказавшего: « исповедайтесь Господу и призывайте имя Его » (Пс. 104:1). Однако, хотя напали, как звери, « они трепетали от страха, где не было страха ». Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: « не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить » (Мф. 10:28) и: « не бойтесь поношения от людей » (Ис. 51:7), — « они трепетали от страха, где не было страха ». Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: « ибо Господь — в роде праведных ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

9, 24). И через Давида: « Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11). Опять–таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению  и восклицает, что « забыл Израиль Создателя своего» (Ос. 8, 14), а другой говорит, что « переходят от одного зла к другому и Бога не знают» (Иер. 9, 3). И снова: « Не захотели знать Бога» (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: « Просветите себе свет ведения» (Ос. 10, 12); и [слова] Давида: « Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» (Пс. 104, 4), « приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» (Пс. 33, 6), и продолжает он: « Я познал, что велик Господь» (Пс. 134, 5), и: « Дивно ведение Твое для меня, — выше сил моих [ постигнуть] его!» (Пс. 138, 6), и исповедуется Богу в том, что « буду насыщаться в узрении славы Твоей» (Пс. 16, 15) и что « возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» (Пс. 9, 3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35, 9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением (bakce…aj) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что « наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса» (Флп. 3, 20), не мысля притом о земном  , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем  , « где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1), и возвышает мысль слушающих, говоря: « Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога , держит все словом уст своих» (Евр. 1, 3), и еще: « Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» (Кол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

9,24). И через Давида: " Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я - Бог " (Пс. 45,11). Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению и восклицает, что " забыл Израиль Создателя своего " (Ос. 8,14), а другой говорит, что " переходят от одного зла к другому и Бога не знают " (Иер. 9,3). И снова: " Не захотели знать Бога " (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: " Просветите себе свет ведения " (Ос. 10,12); и [слова] Давида: " Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда " (Пс. 104,4), " приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся " (Пс. 33,6), и продолжает он: " Я познал, что велик Господь " (Пс. 134,5), и: " Дивно ведение Твое для меня, - выше сил моих его! " (Пс. 138,6), и исповедуется Богу в том, что " буду насыщаться в узрении славы Твоей " (Пс. 16,15) и что " возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе " (Пс. 9,3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35,9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что " наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса " (Флп. 3,20), не мысля притом о земном, но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем, " где Христос сидит одесную Бога " (Кол. 3,1), и возвышает мысль слушающих, говоря: " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст своих " (Евр. 1,3), и еще: " Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/668/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010