Приходы Антиохийского Патриархата в В. являются частью Епархии Зап. и Центр. Европы и объединяют в основном арабов-христиан. Также в В. действуют общины неканонических деноминаций: Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат, 36 приходов). Римско-католическая Церковь в В. разделена на 7 митрополий (Бирмингем, Кардифф, Глазго, Ливерпуль, Сент-Андрус и Эдинбург, Саутуарк, Вестминстер) и состоит из 23 епархий, 1 военного ординариата, 1 апостолического Экзархата для украинцев визант. обряда (всего 3191 приход, 5 млн 653 тыс. чел.). В стране существуют также 30 приходов Армянской Апостольской Церкви, 7 - Коптской Православной Церкви, 10 - Эфиопской Православной Церкви, 6 - Сиро-Малабарской Церкви, 7 - Древней Ассирийской Церкви Востока. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англикан. Церкви в В. представлены Церковью Англии - 16 110 приходов, к-рая является гос. Церковью, Епископальной Церковью Шотландии - 312 приходов, Церковью Уэльса - 1500 приходов, Церковью Ирландии - 457 приходов (всего ок. 26 млн чел.). Среди пресвитерианских церквей В. ведущее место занимает также имеющая гос. статус Церковь Шотландии - 1593 прихода. Пресвитерианская церковь Ирландии включает 600 приходов, Объединенная реформированная церковь - 1700 приходов и Пресвитерианская церковь Уэльса - 1013 приходов (ок. 1,5 млн чел.). Методистские церкви представлены конгрегациями различных направлений, наиболее крупной является Методистская церковь Великобритании - 8222 прихода. Баптистские общины объединены в Союз баптистов Великобритании (550 тыс. чел.), Союз баптистов Шотландии (38 тыс. чел.) Союз баптистов Уэльса (60 тыс. чел.), Союз баптистов Ирландии (22 тыс. чел.); кроме того, существуют и независимые баптистские церкви. В стране также есть общины братьев (Христианские братья (Открытые) - крупнейшая орг-ция, 124 тыс. чел.), конгрегационалистов, пятидесятников (крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога, 135 тыс. чел.), квакеров (17 тыс. чел.), Армии Спасения (272 тыс. чел.) а также адвентистов седьмого дня (23 тыс. чел.), мормонов (174 тыс. чел.), свидетелей Иеговы (250 тыс. чел.), унитариев (28 тыс. чел.), сведенборгиан (т. н. Церковь Нового Иерусалима - 140 чел.), сайентистов (т. н. Христианская наука - 21 800 чел.), кристодельфиан (17 900 чел.). В последние годы в В. появилось большое количество харизматических общин, созданных выходцами из Африки и стран Карибского бассейна, поли- и моноэтнических. Законодательство В. о религии

http://pravenc.ru/text/150119.html

представлено 2 приходами в составе еп-ства Нов. Зеландия, к-рые относятся к юрисдикции К-польской Православной Церкви. Нехалкидонские восточные Церкви представлены монофизитскими Сирийской Маланкарской Церковью , являющейся автокефальной с 1912 г. (1,5 тыс. общин, 2,2 млн чел.), и Сирийской Яковитской Церковью Индии, входящей в состав Сирийской яковитской Церкви с 1665 г., после разрыва унии с Римом (300 общин, 1 млн чел.). Последователи Ассирийской Церкви Востока в И. составляют Сирийскую Халдейскую Церковь, преодолевшую в 1995 г. раскол (начавшийся в 1964) между сторонниками подчинения Ассирийской Церкви Востока и приверженцами полной автокефалии. Имеет 28 церквей и 1 миссию, ок. 30 тыс. верующих. В Новое время появились адепты Армянской Апостольской Церкви , насчитывающей 12 тыс. верующих в 10 общинах. Римско-католическая Церковь является самой представительной христ. орг-цией И.; католики преобладают на юге страны, а также в нек-рых зап. районах - в Гоа, Дамане и Диу. Римско-католическая Церковь в И. насчитывает 23 митрополии (архиеп-ства) лат. обряда (Агра, Бангалор, Бхопал, Бомбей, Калькутта, Каттак-Бхубанешвар, Дели, Гандинагар, Гоа и Даман, Гувахати, Хайдарабад, Импхал, Мадрас и Мелиапор, Мадурай, Нагпур, Патна, Пондичерри и Куддалур, Райпур, Ранчи, Шиллонг, Тривандрам, Вераполи, Вишакхапатнам), 115 еп-ств-суффраганов. Общее количество католиков лат. обряда - 15 млн чел. Епископы лат. обряда И. объединены в созданную в 2000 г. Конференцию католических епископов Индии. Восточные католические Церкви в И. представлены Сиро-Малабарской католической Церковью и Сиро-Маланкарской католической Церковью . Сиро-Малабарская католическая Церковь состоит из 1 верховного архиеп-ства (Эрнакулам-Ангамали), 4 митрополий (Чанганачери, Коттаям, Телличерри, Тричур) и 11 еп-ств-суффраганов. Общее количество верующих - 2,178 млн чел. Высшим органом управления является Синод Сиро-Малабарской католической Церкви, возглавляемый верховным архиепископом. Сиро-Маланкарская католическая Церковь насчитывает 1 верховное архиеп-ство (Тривандрам, учреждено в 2005), 1 митрополию (Тирувалла) и 4 еп-ства-суффрагана. Общее количество последователей - 213 тыс. чел. Высшим органом управления является Синод Сиро-Маланкарской католической Церкви во главе с верховным архиепископом.

http://pravenc.ru/text/389577.html

богослужения, структуру лютеран. церкви, устройство и управление ими и т. д. Лютеран. общины России различались по численности прихожан и материальному положению. В 1859 г. было организовано 9 окружных комитетов кассы взаимопомощи, в т. ч. и Московский комитет. Средства кассы предназначались для строительства и ремонта церквей, школ и жилой площади для священников, для поддержания новых общин, для помощи больным, старым и ушедшим на пенсию священнослужителям. Процесс формирования единой Евангелическо-лютеранской церкви завершился во 2-й пол. XIX в. В 1856 г. С.-Петербургский округ насчитывал 224 095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, Московский - 145 937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей. По данным на 1868 г., общее число лютеран в Российской империи превысило 2 млн, из к-рых до 1,5 млн чел. проживали в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях и ок. 500 тыс. чел.- в др. губерниях Российской империи. Самый крупный лютеран. приход в с. Франк (ныне с. Медведицкое Жирновского р-на Волгоградской обл.) насчитывал 28 тыс. прихожан, самая большая церковь, на 3 тыс. прихожан, была открыта в 1838 г. в С.-Петербурге. По окончании франко-прусской войны (1870-1871) и образовании Германской империи (1871) колонисты в России, потеряв привилегии, получили статус поселян-собственников и были приравнены к свободным крестьянам. В 1874 г. на них (за исключением меннонитов) распространилась всеобщая воинская повинность. Первая мировая война (1914-1918) осложнила положение немцев-лютеран в России. Был принят ряд постановлений, ограничивших гражданские права и свободы лиц нем. национальности в целях борьбы с «немецким засильем». 2 февр. 1915 г. был издан закон о принудительном отчуждении земель (в случае отказа от добровольной сдачи) у выходцев из Германии и Австро-Венгрии в приграничных районах с этими гос-вами, воевавшими с Россией. Действие закона не распространялось на лиц, доказавших свою принадлежность к правосл. вероисповеданию от рождения или принявших Православие до 1 янв.

http://pravenc.ru/text/186839.html

представлены такими орг-циями, как представители Армянской Апостольской Церкви, насчитывающей 12 тыс. верующих в 10 общинах. Римско-католическая Церковь Кафедральный собор Успения Богородицы в Джакарте. XVII в. Архит. Хулсвиф Кафедральный собор Успения Богородицы в Джакарте. XVII в. Архит. Хулсвиф в И. насчитывает 10 митрополий (архиеп-ств), в подчинении к-рых находятся 26 еп-ств: Энде (еп-ства-суффраганы: Денпасар, Ларантука, Маумере, Рутенг), Джакарта (еп-ства-суффраганы: Бандунг, Богор), Купанг (еп-ства-суффраганы: Атамбуа, Ветебула), Макасар (еп-ства-суффраганы: Амбоина, Манадо), Медан (еп-ства-суффраганы: Паданг, Сиболга), Мерауке (еп-ства-суффраганы: Агатс, Джаяпура, Маноквари-Соронг, Тимика), Палембанг (еп-ства-суффраганы: Пангкал-Пинанг, Танджунгкаранг), Понтианак (еп-ства-суффраганы: Кетапанг, Сангау, Синтанг), Самаринда (еп-ства-суффраганы: Банджармасин, Паланкарайа, Танджунгселор) и Семаранг (еп-ства-суффраганы: Маланг, Пурвакарто, Сурабайа). По данным на 2009 г., в стране существует 1130 католич. приходов, в к-рых служат 3038 священников (из них 1721 монашествующие), 13 постоянных диаконов, также подвизаются 4146 монахов и 7372 монахини. Общее количество католиков - 7-7,2 млн чел. Верховным органом Церкви является Епископская конференция Индонезии. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканство в И. исповедуют ок. 3 тыс. чел., окормляемых в 10 общинах, к-рые находятся в юрисдикции англикан. еп-ства Сингапура в составе Англиканской Церкви провинции Юго-Вост. Азии, члена Англиканского содружества . Здание Батакской христианской протестанской церкви на о-ве Самосир. XX в. Здание Батакской христианской протестанской церкви на о-ве Самосир. XX в. Лютеранство в И. представлено такими членами Всемирной лютеранской федерации , как Батакская христианская протестантская церковь (2,5 тыс. общин, 4 млн верующих), Христианская протестантская церковь в Индонезии (800 общин, 360 тыс. чел.), Индонезийская христианская церковь (600 общин, 355 тыс. чел.), Сималунгунская протестантская христианская церковь (450 общин, 212 тыс. чел.), Протестантская христианская церковь в Ментавае (112 общин, 39 тыс. чел.), Христианская протестантская церковь Пак-Пак-Дайри (36 тыс. чел.), Ангкольская христианская протестантская церковь (28 тыс. чел.), Батакская христианская общинная церковь (40 общин, 20 тыс. чел.), Индонезийская христианская лютеранская церковь (30 общин, 23 тыс. чел.), Христианское сообщество церкви Индонезии в Ниасе (60 общин, 19 тыс. чел.), Объединенная протестантская церковь (12 тыс. чел.). Также есть лютеран. церкви, не входящие в состав Всемирной лютеранской федерации, напр. Ниасская христианская протестантская церковь (902 общины, 368 тыс. чел.), Сообщество протестантской христианской церкви Ниаса (70 общин, 60 тыс. чел.), Христианское сообщество Индонезии в Ниасе (60 общин, 20 тыс. чел.) и др.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Не менее 14 центров «Трансцендентальная медитация» 52 Неск-ко тыс. чел., инициированых 1,5 тыс. чел. Более 10 центров «Сахаджа -йога» 53 1 тыс. активн. последов. Неск-ко десятков тыс. чел. Не менее 14 центров Движение последователей Ошо Раджниша 54 Ок. 2 тыс.чел.; прошедших через курсы ок. 10 тыс. чел. Изда тель- ство Бахаи 55 3,5 тыс. чел. Славянское язычество 56 Ок. 100 общин, центров, клубов Примечания Цифры, помеченные получены путем умножения количества общин на среднестатистическое число членов общин, оно колеблется от 50 до 200 чел.; при расчетах было взято 100 чел. Цифра, помеченная дана по статистике, приведенной РОСХВЕП, хотя Союз пятидесятников, в который она входит, приводит цифру в два раза меньше – 100 тыс. чел. Итак, согласно данной статистике, около 45 сект, представляющих ок. 5800 общин, за исключением «Анастасии» и «Фалуньгунь», охватывают до 700 тыс. чел. Они имеют 47 учебных заведений, издают 45 газет и журналов, не считая бюллетеней, имеют не менее 2 радиоцентров и 6 телестудий. Если учесть последователей «Анастасии» – от десятков до нескольких сот тысяч, и «Фалуньгунь» – несколько тысяч, то количество сект составит 49, а количество сектантов превзойдет 1 млн чел. Для сравнения: РПЦ, по состоянию на 2006 г., имела 12 513 общин, 50 учебных заведений и 540 периодических изданий (по состоянию на 2004 г. 1074 По данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 г., назвали себя православными 62%, мусульманами около 8%, атеистами 15%; верили в Бога, но не относили себя к какому-либо исповеданию – 14%, и только 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое». К ним относятся все остальные христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее, 1075 в количественном выражении они составляют около 1,7 млн чел. Если вычесть из них католиков ок. 300 тыс. чел., то на остальных придется около 1,2 млн чел. Наиболее полной информацией, по которой можно судить о динамике роста религиозных организаций владеет, пожалуй, Минюст РФ. Ниже приводится выборка из статистики Минюста о зарегистрированных религиозных организациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФГАНИСТАН [Исламское Государство Афганистан], гос-во в юго-зап. части Центр. Азии. Территория: 655 тыс. кв. км. Столица: Кабул (913 тыс. чел.- 2001). Крупнейшие города: Кандагар (178 тыс. чел.), Герат (140 тыс. чел.), Мазари-Шариф (103 тыс. чел.). Согласно действовавшей до 1992 г. конституции, офиц. языками А. были пушту и дари. География. Граничит на западе с Ираном, на юге и востоке с Пакистаном, Индией (шт. Джамму и Кашмир), Китаем (Синьцзян-Уйгурский автономный р-н), на севере с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией. Расположен в сев.-вост. части Иранского нагорья. Кратчайшее расстояние, отделяющее страну от моря, составляет ок. 450 км. На северо-востоке и в центральной части страны находятся обширные высокогорья и средневысотные горы, окаймленные с севера, запада и юга пустынными равнинами и плоскогорьями. Климат сухой, континентальный, субтропический. Население. До наст. времени не проводилось сплошной переписи населения. Перепись 1979 г. охватила ок. 2/3 территории (приводимые далее данные базируются на этой переписи). Население - 15,55 млн. чел. при ежегодном приросте в 2,6% (26,67 млн. чел. на 2000 г. по данным Bethany World Prayer Center): 48,5% - пуштуны, 17,9% - таджики, 8,1% - хазарейцы, 8% - узбеки, 3,3% - персы, туркмены (500 тыс. чел.), казахи (50-60 тыс. чел.) и др. Ок. 5 млн. афганцев, покинувших страну в ходе афган. конфликта, до сих пор находятся на территории Пакистана, Ирана, а также ряда зап. стран, США и Канады. Гос. устройство. В адм. отношении делится на 30 провинций (вилаятов). В наст. время управление страной осуществляется временной коалиционной администрацией. В соответствии с Боннским межафганским соглашением 22 дек. 2001 г. власть передана главе временной администрации Х. Карзаю. Религия 99% населения - мусульмане, из них 84% - сунниты, ок. 15% - шииты; индуизм исповедуют 0,6%; 10 общин сикхов. Христианство В 1985 г. в стране на 500 тыс. чел. приходился 1 христианин. В наст. время, по-видимому, христианство среди населения А. не исповедуется. Ислам

http://pravenc.ru/text/77072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Священники признавали, что в миссионерской пропаганде по-прежнему малозаметную роль играют церковно-приходские школы, монастыри и миряне. Лишь 19 октября 1911 г. были утверждены «Правила общин сестер просвещения при церковноприходских школах», призванные соединить усилия церкви и «мира». Образованным монахиням вменялось открывать специальные курсы для учителей церковных школ, воздействовать на «учащих» в религиозно-нравственном отношении. В этом же году в 11 епархиях были внедрены особые должности епархиальных и уездных миссионеров 683 . Но каковы же были успехи? Традиционный «замер» результатов с помощью статистики слабо проясняет существо дела. В Тверской губернии к 1861 г. насчитывалось от 8,7 до 9,4 тыс. раскольников 684 . В 1887 г. число уклоняющихся от официальной веры резко возросло (12 286 чел.) 685 . К началу 1890-х гг. их количество сокращается почти вдвое (1892 г. – 7 986 чел., 1893 г. – 7 204) 686 . После издания Указа о веротерпимости (апрель 1906 г.) сторонников древнего православия в губернии стало 24 580 чел.), но к 1911 г. сократилось до 11 917 чел. 687 . Однако в целом опасность раскола здесь была не столь велика, как, к примеру, в Среднем Поволжье. В Нижегородской епархии к середине XIX в. было зарегистрировано 20 330 раскольников 688 , в дальнейшем, несмотря на «неустанную проповедь» в приходах, «зараженных духом раскола» становилось все больше. П.Н. Милюков отмечал, что в России к началу 1860-х гг.в насчитывалось более 3 млн «скрытых» раскольников – посещающих храмы, но уклоняющихся от исповеди 689 . На этом фоне миссионерская деятельность выглядела скромнее. По данным того же Милюкова за 50 предреволюционных лет к православию присоединилось немногим более 1 млн чел., из них чуть более 300 тыс. раскольников. Подавляющее большинство православных неофитов руководствовалось при этом не религиозными убеждениями, а прагматическими соображениями 690 . Между тем, официальная статистика уверяла, что ежегодно к православию присоединялись 2,5 – 3 тыс. раскольников и всевозможных сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. было негритянское население, в результате большинство амер. Б. составляют т. н. «черные церкви», объединяющие негритянское баптист. население. Во время «Великого пробуждения» мн. рабы приняли крещение. Быстрый рост негритянских баптист. общин в США начался после Гражданской войны и отмены рабства. Возникло множество региональных конвенций, в 1880 г.- Национальная баптистская конвенция (National Baptist Convention). К 1900-м гг. среди негритянского населения было гораздо больше Б., чем представителей др. деноминаций. Баптист. общины часто играли роль социальных и духовных центров для черного населения Америки, общины под рук. М. Л. Кинга занимали заметное место в движении за гражданские права в 60-х гг. ХХ в. Черные баптист. общины не ослабляли своей активности и в 80-х гг., что позволило им выдвинуть своего кандидата пастора Джесси Джексона на президентских выборах в 1984 и 1988 гг. В наст. время в США существуют 4 основные деноминации Б.: Южная баптистская конвенция (15,4 млн), Американские баптистские церкви в США (1,5 млн). Национальная баптистская конвенция США (8,2 млн), Национальная баптистская конвенция Америки (3,5 млн) (2 последние - негритянские). Канада Первую баптист. общину в г. Хортон (пров. Нов. Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Нов. Англии; в общину входили как Б., так и конгрегационалисты. В 1800 г. была создана Ассоциация баптистских церквей Нов. Шотландии и Нью-Брансуика, а в 1889 г. ее сменила Баптистская конвенция Онтарио и Квебека, к-рая объединила все ранее существовавшие ассоциации; с 1881 г. отдельно существует Баптистская конвенция Манитобы и Северо-Западных территорий. В наст. время общая численность Б.- 131500 чел. (1150 общин). Лат. Америка Баптист. миссионеры появились здесь во 2-й пол. XIX в., к 1904 г. количество Б. составляло уже 5500 чел., в наст. время - 1 млн 775 тыс. чел. Однако сами баптист. лидеры признают, что в этом регионе более успешно развиваются пятидесятнические и харизматические орг-ции. В Мексике, где работали миссионеры как юж., так и сев.

http://pravenc.ru/text/77510.html

общин было зарегистрировано в Зап. Б. Наиболее многочисленной протестант. деноминацией являются Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - 149 общин в 1966 г., 171 - в 1989 г. В 60-х гг. от них отделились Христиане веры евангельской (ХВЕ), к-рые к 1989 г. были объединены в 39 общин. В 90-х гг. XX в. количество протестант. деноминаций в Б. увеличилось в 5 раз (с 3 до 15), а количество общин - почти в 3 раза (с 288 до 862). Наиболее динамично развиваются ХВЕ, ЕХБ и адвентисты. Неопротестант. объединения, возникшие в Б. за последние 10 лет, представлены общинами христиан полного Евангелия, новоапостольской церкви, церкви Христовой, Церкви Иисуса Христа святых последних дней и др. Многие из них малочисленны и насчитывают от 10 до 50 чел. Все протестант. течения объединяют в Б. ок. 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в 2 высших и 2 средних учебных заведениях ЕХБ и ХВЕ. Издается неск. журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 благотворительных миссий. Иудаизм Первые крупные этноконфессиональные группы иудеев мигрировали в Б. из Германии, Польши и Украины в XIV-XVI вв. и селились преимущественно в городах и местечках, где составляли в то время от 10 до 20% населения. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. в результате новых миграций число евреев в Б. значительно возросло (от 40 до 80% в нек-рых городах и местечках), к кон. XVIII в. на землях Б. и Литвы проживало более 300 тыс. евр. семей. Согласно общероссийской переписи 1897 г., в 4 белорус. и в вост. части Виленской губ. проживало более 1,2 млн чел. иудейского вероисповедания. Неортодоксальный иудаизм исповедовали сравнительно немногочисленные группы тюркоязычных караимов, переселившихся в XIV-XVII вв. на земли Б. и Литвы из Крыма и Сев. Причерноморья. Большинство евр. населения Б. придерживалось ортодоксального талмудического иудаизма. Этноконфессиональные общины евреев (кагалы) возглавлялись раввинами и старостами (габаями). Среди евреев (особенно их беднейшей части) был распространен также хасидизм.

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010