В «пророческом слове Господа об Израиле» говорится о будущей роли Иерусалима: против него соберутся войной «все народы земли», однако благодаря помощи Господа Саваофа он победит их и станет «тяжелым камнем для всех племен» (Зах 12. 1-3). Господь истребит «все народы, нападающие на Иерусалим», а на его жителей изольет «дух благодати и умиления»: они «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем» (Зах 12. 9-10; ср.: Ин 19. 37). Все колена и племена Израиля будут рыдать «особо, и жены их особо» (Зах 12. 12-14). Для жителей Иерусалима и для дома Давидова (т. е. правящей династии) будет открыт источник, в котором они смогут омыть свои «грех и нечистоту» (Зах 13. 1). Очищение народа будет сопровождаться обличением лжепророков: они «устыдятся... видения своего», перестанут прорицать и будут называться земледельцами, а не пророками (Зах 13. 2-6). Меч поднимется на пастыря Господня, и исполнится речение (  , в синодальном переводе - говорит) Господа Саваофа: «...порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах 13. 7; ср.: Мф 26. 31; Мк 14. 27). По попущению Божию останется лишь треть людей «на всей земле», все остальные будут истреблены. Эту «третью часть» Господь введет в огонь, расплавит, «как плавят серебро», очистит, «как очищают золото», и назовет Своим народом (Зах 13. 8-9). Все народы выйдут на войну против Иерусалима. Когда наступит день Господень , город будет взят и разграблен, а половина жителей будет уведена в плен. Господь придет на помощь городу вместе со всеми Своими святыми и «ополчится против этих народов» (Зах 14. 1-5). Дневной свет померкнет, и светила удалятся, так что этот день «будет единственный, ведомый только Господу» (Зах 14. 6-7). После этого из Иерусалима потекут «живые воды», и он будет «стоять... безопасно», а Господь станет «Царем над всею землею» (Зах 14. 7-11). Он поразит различными бедами «все народы, которые воевали против Иерусалима», между ними «произойдет... великое смятение», а все их богатство «собрано будет... в великом множестве» (Зах 14. 12-14).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Свою чудотворную силу Иисус передавал ученикам. В самом начале служения, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). В последней беседе с учениками Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). Перед вознесением на небо Иисус сказал ученикам о тех, кто уверует в Него, что они Его именем «будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). В Деяниях в качестве главных продолжателей дела Иисуса выступают Петр и Павел. Оба они совершают чудеса, причем в описании их чудес налицо определенный параллелизм. Петр в Иерусалиме исцеляет человека, который был хромым от рождения ( Деян. 3:1–10 ), а Павел совершает аналогичное чудо в Листре ( Деян. 14:8–10 ). Петр в Лидде исцеляет расслабленного Энея ( Деян. 9:32–35 ), а Павел на Мальте исцеляет лежащего в горячке отца местного начальника ( Деян. 28:7–9 ). Петр воскрешает умершую от болезни Тавифу ( Деян. 9:36–42 ), а Павел возвращает к жизни упавшего замертво юношу Евтиха ( Деян. 20:9–12 ). Через Петра Бог наказывает Ананию и Сапфиру ( Деян. 5:1–11 ), через Павла – Елиму-волхва ( Деян. 13:8–12 ). Петр и другие апостолы чудесным образом освобождаются из темницы ( Деян. 5:17–20 ), похожее чудо происходит с Павлом ( Деян. 16:25–31 ). О Петре говорится, что его тень исцеляла больных ( Деян. 5:15 ), а о Павле – что целительной силой обладали его платки и опоясания ( Деян. 19:12 ). Этот параллелизм, отмеченный учеными 186 , можно объяснить желанием автора книги Деяний уравнять Петра и Павла в сознании читателей. Однако речь не может идти только о литературном приеме. Подобно тому как Евангелисты для своих описаний выбирали только некоторые чудеса, автор Деяний также отмечает лишь некоторые события из значительно большего количества. Об апостолах во главе с Петром он говорит, что их руками совершались «многие знамения и чудеса» ( Деян. 5:12 ), а о Павле – что Бог «творил немало чудес» его руками ( Деян. 19:11 ). Тем самым подчеркивается, что чудес было намного больше, чем те, о которых подробно рассказывается в книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь нередко укорял их в этом чрез пророков ( Ис.1:11 и дал. Пс.49:8 и дал.). Мк.12:34 . Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Вопрошавший Иисуса Христа, книжник оказался таким, который не разделял общепринятых иудейских понятий: он отвечал разумно (смысленно). Потому Господь, Который Сам ясно учил, что дела любви выше дел благочестия (милости хочу, а не жертвы. Мф.12:7, 5:23–24 ), похвалил ответ книжника, сказав ему, что он недалек от Царствия Божия, т.е. способен усвоить учение Христово и войти в Его Церковь . И никтоже смеяше что Его вопросити (после того никто уже не смел спрашивать Его). Фарисеи окончательно были поражены ответами Христа, и потому уже и не осмеливались более приступать к Нему с новыми вопросами. Мк.12 :.35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Мк.12:36 . Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ) Мк.12:37 . Итак сам Давид называет Его Господом: как же Он сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. Како глаголют (как говорят) книжницы, яко (что) Христос есть сын Давидов? Вопрос Господа о Христе, чей Он сын, поставивший книжников в весьма затруднительное положение, передается у еванг. Марка точно так же, как и у еванг. Матфея ( Мф.22:43–46 ), с различием только в форме самой его передачи: у еванг. Матфея предлагается вопрос так: Что вам мнится о Христе, чей есть сын? У Марка же так: Как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов? Вопрос этот дал Иисус Христос книжникам после того, как Сам Он ответил на три их вопроса, предложенные с целью искусить Его: 1) о дани Кесарю, 2) о воскресении мертвых и 3) о главной заповеди (14–34 ст.), и когда уже все совопросники Его, пораженные Его ответами, умолкли, Иисус Христос предложил им вопрос для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Потому что для каждого, живо чувствующего свои страдания и горе, терпение — тяжелая добродетель. Но христианин имеет в своем Спасителе славный образ терпения во всех скорбях. а) Иисус Христос переносил с величайшей покорностью и безропотно всю тяжесть Своего земного служения, все жестокости Своей земной участи. Он подвергался поношению и поруганию, и не воздавал поношением за поношение ( 1 Петр. 2:23 ). Он Сам имел мало радостей жизни, но однако помогал всем несчастным, чтобы сделать их счастливыми. « Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест » ( Евр. 12:2 ). б) Подобно Ему и апостолы оказывали также величайшее терпение во всех скорбях и бедствиях: « нас огорчают, а мы всегда радуемся » (ст.5-10 ). Они находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но не погибали ( 2 Кор. 4:8–9 ). Будучи укоряемы, они благословляли, будучи преследуемы, терпели ( 1Кор. 4:12 ). Если христиане представят себе эти примеры терпения в скорбях, не должны ли они тогда сами ободряться духом терпения? ( Евр. 12:1–2 ). 3. В обетованиях, какие христианская вера дает терпеливым. В этих обетованиях находит христианин ободрение к терпению. « Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его » ( Иаков. 1:12 ). « Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас » ( 2 Тим. 2:12 ). « Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью » ( Псал. 125:5 ). « Блаженны плачущие, ибо они утешатся » ( Матф.5:4 ) — Так обещает Слово Божье тем, кто с терпением переносят скорби и искушения. И Бог исполнит то, что обещал. а) Терпение награждается уже в этой жизни . Оно облегчает страдания, смягчает всякое горе, препобеждает даже величайшие несчастья. Как много выигрывает терпеливый в нравственной силе, в крепости духа через самообладание, через упование на Бога и любовь к людям! б) Но славнейшая награда ожидает его в той жизни . Не напрасно мы претерпеваем труды и скорби жизни, переносим оскорбления и преследования!

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Бог открывает уста пророкам и наполняет их Своим красноречием, как Он говорит в следующем стихе: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ). Но Бог также говорит через пророка Давида: «Открой уста твои, и Я наполню их» ( Пс.80:11 ). И Павел говорит: «Дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать благовествования» ( Еф.6:19 ). Таким образом, Бог отверзает уста тем, кто возвещает слово Божье. Боюсь, однако, что, напротив, есть и такие, чьи уста отверзает дьявол . Ибо очевидно, что дьявол открывает уста лжеца, чтобы он лгал. Дьявол открывает уста тому, кто лжесвидетельствует, он открывает уста тем, кто извергает из них всякие мерзости и непристойности. Боюсь, что дьявол открывает также уста злоречивым и клеветникам (ср. Рим.1:30 ) и произносящим «праздное слово», за которое «дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Кто сомневается в том, что дьявол открывает уста тех, кто злобно говорит о Всевышнем и не исповедует «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», ( 2Ин.1:7 ) или «кто скажет хулу на Духа Святого, тому не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 , ср. Лк.12:10 )? Хочешь, я на примере Писания покажу тебе, как дьявол отверзает уста тем, кто произносит хулу на Христа? Обрати внимание на то, что сказано об Иуде, где говорится, что «вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ) и что «диавол уже вложил в сердце Иуде предать Его» ( Ин.13:2 ). Получив деньги, он открыл уста свои «и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» ( Лк.22:4 ). Поэтому распознавать уста, которые открывает дьявол, – не такой уж малый дар, такие уста и слова не различить без благодати Святого Духа. Вот почему при распределении духовных дарований добавлено, что определенным людям дано «различение духов» ( 1Кор.12:10 ). Это – духовный дар, посредством которого различается тот или иной дух, как и Апостол говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). И как Бог отверзает уста святых, так, я думаю, Бог может открыть и уши святых, чтобы слышали они слова Божьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Объяснение. В этих стихах апостол Павел даёт наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные; а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым, – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор.7:7–8 . Сам апостол Павел, как епископ, будучи неженатым, желал, чтобы и все люди были таковы, как он сам, и многие другие из апостолов, как, например, Иоанн Богослов. Спаситель девственников считает людьми, имеющими особый дар от Бога: Мф.19:10–11 . Итак епископы, как посвятившие себя на высокое служение Богу, по слову апостола Павла, представили телеса свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу: Рим.12:1 ; Мф.19:12 . Об избрании диаконов Деян.6:3–6 . «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки». Объясн. Диаконов хотя и избрали вместе все члены первой христианской Церкви, но одним этим избранием дело не ограничилось, ибо «их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (ст.6). Какое же основание имеют предвосхищать себе власть апостольского служения те люди, которые не имеют ни церковного устройства: Мф.18:16–17 , ни посланничества на дело служения: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:29 ? О выборном начале для священнослужителей Деян.1:23–26 . «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам». Объяснение. Матфей был из числа 70 апостолов и поэтому, как уже имеющий степень апостольства, без рукоположения был причислен к лику 12 апостолов, при этом избрание его сопровождалось жребием, предложенным не одними мирянами, а главным образом апостолами. Отсюда ясно, что никто сам собой этой чести принимать не должен: Евр.5:4 . Право руковозложения принадлежит только епископу: 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, ибо, подобно Мелхиседеку, Христос как первосвященник не имеет преемника (7:11–25) и, в отличие от Аарона, безгрешный Христос не имеет нужды приносить жертву за самого себя (7:26–28). Третий тезис: преимущество Христовой жертвы над левитскими жертвоприношениями, совершаемыми по Закону Моисееву (8:1–10:18). Здесь аргументация выстроена следующим образом. 1) Евр.8:1–6 . Христос – служитель в новой скинии на небесах. 2) Евр.8:7–13 . Посредничество Христа основано на условиях нового Завета, который приходит на смену ветхому Завету. 3) Евр.9:1–10 . Краткое описание Моисеева святилища с его регулярными жертвоприношениями. 4) Евр.9:11–10:18 . Автор говорит о вечной силе жертвы Христовой, очищающей совесть и приводящей грешника к Богу. Он, в частности, подчеркивает, что Иисус принес жертву не в земном святилище (как совершаются левитские жертвоприношения), но на небе (9:5–24), причем эту жертву нет нужды повторять (9:27–28), тогда как левитские жертвоприношения по большому счету неэффективны (10:1–4). Особенно же явствует превосходство Христовой жертвы над жертвоприношением безмолвных животных из того, что Христос совершил свободный нравственный акт; он пошел на смерть добровольно (10:9–10). В заключительной части послания автор зовет читателей открыться дарам, которые приносит им Христово первосвященство (10:19 – 12:29). Он просит их держаться христианской веры и предупреждает, что сознательных отступников ждет суд Божий (10:26–31). Чтобы укрепить читателей, автор говорит о вере как доверии Богу и приводит многочисленные ветхозаветные примеры того, как вера торжествовала над самыми трудными обстоятельствами ( Евр.11:1–40 ). Перечислив героев веры, он пишет: Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, сверг нем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (12:1–2). В заключительном увещании автор противопоставляет мрак и ужас жизни под Законом Моисеевым той радости, которая сопутствует вознесению в общение со святыми ветхого и нового Израиля, чьи имена записаны на небесах (12:12–29). Соотнося веру с повседневной жизнью, он далее призывает к взаимной любви, чистоте жизни, свободе от жадности, уважению к доФ рым руководителям и особенно – верности Иисусу Христу (13:1–19). В последних строках послания мы находим личные приветствия, а также молитву о том, чтобы читатели вняли написанному (13:20–25). 2. Послание Иакова

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010