её разобрали и вскоре построили каменную нынешнюю церковь известную под названием Воскресенской, также двухэтажную, в коей освящены в нижнем этаже церковь Варварская в 1770 год, а в верхнем Воскресенская в 1787 годах. В 1795 году в верхнем этаже иконостас весь вызолочен и стены расписаны стенным письмом. В 1772 году при сей церкви устроено кладбище для всей Нерехты, которое при ней и было до 1784 года, когда оно было переведено за город, где и построена кладбищенская церковь. В 1816 году на алтаре и церкви кровли покрыты железом. В том же году в селе Парском слит колокол в 200 пуд,но по причине повреждения, в 1819 году в Ярославле поменян на новый,весом 229 пудов. В 1826 году священник Иаков Нерехтский за старостию уволен от должности,при церкви служил он с ноября 1778 года. Он был первым из учёных священников " . (Диев М.Я., В.Актов., Гос. архив Костромской области). В этой церкви служил дед М.Я. Диева - Пётр Фёдорович, затем унаследовал место настоятеля его отец - Яков Нерехтский, а в 1826 г. служил в Воскресенской церкви брат исследователя - Владимир Актов(1804-1839 гг.), которого сам Михаил Диев с благодарностью вспоминал как учёного священника и " знатока местных древностей " , хронологические записки которого очень любопытны для истории Нерехты. Сам Диев жил в каменном родовом доме, которым он гордился и считал любимым приобретением. Дом этот стоит рядом с церковью Варвары Великомученицы(нынешний адрес: ул.Володарского, 36). В 1989 г., в год 195-летия со дня рождения М.Я. Диева, на доме установлена мемориальная доска. Судьба же самой Воскресенской-Варваринской церкви в советское время сложилась печально. В 1929 году умер последний священник Павел Рождественский. Храм к этому времени уже был закрыт. Его использовали в разные годы и под инкубатор и как мастерскую, перед войной - как общежитие и классы ФЗУ, во время войны - как цех для изготовления маскировочной сетки, с 1946 г. - оба этажа использовали под жильё. Реставрация церкви началась с приспособления её под хранилище музея в 1980-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Голдино. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Автор: Галина Климочкина Снято: 6 октября 2012 Добавлено: 7 октября 2012 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующая, каменная церковь построена в 1884 году также во имя Преображения Господня. Впоследствии в ней устроены два придела - в 1844 году во имя Казанской иконы Божьей матери на средства Алексея Черкесова и в 1860 году во имя св. Митрофания Воронежского на средства П.В. Секерина. В 70-х годах с трех сторон храма устроена каменная ограда с решетником. Церковь имеет форму удлиненного четырехугольника с четырехугольным алтарем и совместною колокольнею. Внутреннее расположение частей церкви обычное: алтарь, средняя часть и трапеза, где устроены приделы. Иконостасы сделаны в 1881 и 1889 годах. Стены храма в 1889 году расписаны церковной живописью. Достопримечательных и ценных предметов и икон в церкви нет. Из документов хранятся: метрические книги - с 1780 года, да и то не все, исповедные ведомости - с 1826 года и др. Церковная библиотека начала составляться с 1882 года и не представляет собой ничего значительного и заслуживающего внимания. Причт села Голдина в XVIII веке до 1787 года состоял из двух священников, дьакона и четырех причетников. С 1787 года остались один священник, дьякон и два причетника. По штату 1873 года в храме числился один священник и один псаломщик, но штатами 1885 года восстановлена в причте еще дьяконская должность. Средствами содержания причта служат доходы от треб, сборы (денежные и хлебные) с прихожан, проценты с поминовенных вкладов (с 250 рублей) и доход от церковной земли, которой значится 33 десятины: усадебной - 3, пахотной - 26 и луговой - 4 десятины. В состав прихода входят: село Голдино, деревни Дмитриевка, Сашино, Сергиевка Елизаветино и сельцо Кинцяково, исстари принадлежавшее этому приходу. К 1890 году число прихожан простиралось до 901 душ мужского и 944 душ женского пола в 271 дворах. Все они православные.

http://sobory.ru/article/?object=17060

С западной стороны храма находилась входная дверь и имела форму четырехугольную, верх ее заканчивался небольшим полукружием. Тождественной по форме и размеру была и дверь с северной стороны. При западной входной двери ни колонн, ни портика не было, по сторонам же ее находились два камня с надписью об основании храма. Окна в церкви были продолговатые, узкие, расширяющиеся внутрь храма, на подобие тех, которые сохранились под карнизами храма, а также в фонарях глав. Количество окон было меньшее, так как два нижних окна, соответствующих двум клиросам в храме, были вновь прорублены только в 1787 г., остальные были расширены. К числу внешних украшений храма должны быть отнесены карнизы и пилястры, по четыре с каждой стороны, сделанные не из алебастра, а выложенные из кирпича. Стены храма построены также из кирпича, причем стены только обложены им, внутри же самих стен находится щебень и неправильной формы камни. Внутренность храма сама по себе не отличается вместительностью, еще более стесняется массивными столбами. Всех столбов четыре, два из них – восточные соединены между собою массивными арками, вместе с боковою с южной стороны массивною стеною средостение, отделяющее алтарь от средней части храма. Два остальных столба находятся по середине храма. Внутренние стены храма были оштукатурены, но расписаны не были. В 1787 г. к западной стене храма с южной стороны ее был пристроен на средства прихожан придел во имя пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца. В этом же году были пробиты два новых окна, а старые были расширены. Вновь построенный придел в этом же году был покрыт тесом, ровно как и Троицкий храм имел тесовую крышу, хотя главы храма были крыты еще черепицею. В 1811 г. эта черепица на главах, вследствие крайней ветхости, была заменена белым железом, тогда как сам храм был покрыт железом и то черным только в 1826 г. В 1867 г. был пристроен новый придел во имя св. Арсения, Тверского чудотворца, и Татианы муч. к западной стене храма, но только к северной ее половине. Придел во имя св. Арсения и Татианы муч. был построен на средства прихожан Троицкой церкви - дворян подполковника Арсения Васильевича Обухова и его сестры Татьяны Васильевны. Выстроенный прежде во имя преп. Ефрема чуд. в этом году был вновь перестроен, т. е. распространен и надстроен, а также накрыт одним общим сводом со вновь пристроенным приделом. Таким образом, эти два придела и образовали настоящий теплый храм.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Урусовская (Нижнее Кулое). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы строился в период с 1801 по 1826 год. Состоял он из двух храмов: тёплого в нижней и холодного в верхней части. Имел четыре престола: в верхней – Покрова Пресвятой Богородицы, а в нижней части – Святителя Николая Чудотворца, Пророка Божия Илии и святителя Афанасия Александрийского. В первозданном виде храм простоял более 100 лет. Разрушать храм начали в начале 30-х годов прошлого века. После закрытия прихода храм сначала использовался в качестве склада для льносемян, а затем в качестве машинно-тракторной станции. В настоящее время храм представляет собой печальное зрелище: обшарпанные стены, зияющие дыры в оконных проёмах. Усилиями прихожан проводится сбор средств для восстановления местной святыни, отделена часть нижнего храма для богослужений. В этой части храма проведен косметический ремонт, установлены иконостас, престол и жертвенник. 13 апреля 2008 года в храме произошло знаменательное событие: после более чем 70-летнего перерыва собором духовенства Харовского благочиния впервые была совершена Божественная Литургия, которую возглавил благочинный протоиерей Георгий Осипов. Источник: сайт Вологодской епархии  Кулойская Покровская церковь. Современное местоположение: д. Урусовская, Нижнекулойское с/п, Верховажский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. Приходская Покровская церковь располагалась в с. Кулойско-Покровском, или Покровском погосте. Строилась в 1801-1826 годах вместо двух деревянных, неизвестно когда построенных. Каменная, двухэтажная; верхний этаж холодный, нижний теплый. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, свт. Николая Мирликийского, прор. Илии, свт. Афанасия Великого. Церковным старостой при Кулойской Покровской церкви в 1905 г. утверждён крестьянин Евграф Дружинин. Приписная к Кулойской Покровской: Столбинская Христорождественская церковь, 1767 (1787?) года (д. Юркинская). Деревянная, одноэтажная. Церковной утвари не было. Престол в честь Рождества Христова.Часовни имелись в 27 деревнях. 31 мая 1865 года было получено разрешение епархиального начальства на строительство в Кулойском Покровском приходе церкви близ д. Осташевской. Деревянная Богородице-Одигитриевская церковь построена в 1866 г. Указом Св. Синода от 15 июля 1883 г. за Одигитриевская церковь выделена из Кулойского прихода с образованием самостоятельного прихода с причтом из настоятеля и псаломщика, а при Покровской Кулойской церкви причт оставлен в прежнем составе, т.е. из настоятеля, его помощника и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=21239

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

From recent history, it seems that only two heroes have been left: the aged academics Dmitry Likhachov (1906-1999) and Andrei Sakharov (1921-1989) with their opposition to the disintegrating Soviet government. True, there was also Aleksandr Solzhenitsyn (1918-2008), but in his final years, in the opinion of the “creative class,” his writing was somehow off and he was expelled from their society. However, the “creative class” does still offer us some modern heroes: namely the “heroes” of glamour. They bear and successfully transmit “values” to the young that are diametrically opposed to higher values: instead of modesty, brazen conceit; instead of nobility, pettiness; instead of nobility, demonstrative opportunism and commercialism. And so on down the list. Then where in our country can we find real heroes? That’s the eternal question! Aleksander Griboyedov’s character Chatsky [in Woe from Wit. —Trans.] was already tormented by this: Where, show us, are the fathers of the Fatherland, Whom we must take as examples? Only, let us recall when it was that Chatsky cast this rebuke upon Russia. It was in 1827, it seems, when Griboyedov read the completed manuscript in Petersburg. Could it really be that no one could be found who could serve as a noble model and lofty “example”? But it was in just those years that Pushkin’s genius was blossoming. Yevgeny Baratynsky (1800-1844) and Vasily Zhukovsky (1783-1852) were creating their poetry. Nikolay Karamazin (1766-1826) performed the learned and literary feat of publishing his History of the Russian State, which was written in contemporary literary Russian. Fabian Gottlieb von Bellingshausen (1778-1852) and Mikhail Lazarev (1788-1851) discovered Antarctica in 1820. In painting, there were Alexey Venetsianov (1780-1847), Karl Bryullov (1799-1852), and Orest Kiprensky (1782-1836). In music, there were Mikhail Glinka (1804-1857) and Alexander Alyabyev (1787-1851). This is not even to mention our great soldiers: the generals, officers, and soldiers who expelled Napoleon and reached Paris! What, can’t they be “taken as examples”? And Mikhail Speransky (1772-1839) and Fedor Uvarov (1773-1824)? And indeed the Decembrists, if someone wanted to take them as an example, were also at hand, so to speak.

http://pravoslavie.ru/60128.html

Что случилось на Синае в наше время? Всего не ведаю, а что знаю, то сообщаю. В марте месяце 1806 года пустынные отцы изъявили своему игумену архиепископу Константию письменное согласие (συμφωναν) на то, чтобы он жил в Константинополе и управлял имениями, принадлежащими Синайской обители в Валахии и Молдавии. В 1811 году пожар истребил Киевский Петропавловский монастырь, приписанный к этой обители по Высочайшему указу 1787 года. Синаиты не смогли возобновить его; посему место под ним оценено было в 5610 рублей ассигнациями и передано в ведение нашего училищного начальства, для устройства зданий Киевской семинарии (1826г.), а эта сумма из духовно-учебных капиталов внесена была в Государственный заемный банк для хранения на имя Екатерининского греческого монастыря в Киеве. В 1814 году было землетрясение на Синае, от которого обвалились некоторые утесы в долине Леджа. Во время восстания греков (1821 по 1830г.), тамошняя обитель не получала никаких доходов с имений своих в Европе и потому принуждена была продать часть церковной утвари. В 1826 году синайский дикей о.Каллистрат крестил несколько местных бедуинов. Но когда об этом узнал Мегмет Али паша египетский, воспретил дальнейшее обращение их в христианство, сказав, что «не время крестить их и что от таких животных, каковы бедуины, не будет прибыли Христу, и потому лучше не смущать жителей Синайского полуострова и не затруднять правительство». В 1831 году главный шех синайский по имени Салех, из племени Каррашиев, вздумал подчинить своей власти рабов монастырских и свои требования начал подкреплять угрозами. Рабы испугались и все убежали в гору Эт-Тих. Тогда дикей с одним старцем пришел к ним и стал уговаривать их, чтобы они возвратились в свои кочевья; но они согласились с тем условием, чтобы египетское начальство поручилось за их безопасность, не подчиняло никакой другой власти, кроме монастырской. После сего дикей отправился в Суэс и начальнику сего города предъявил фирманы, в которых ясно упомянуто о рабах монастырских. Шех Салех был позван к суду; и как ему нечем было оправдаться, то по кратком заключении в тюрьме он принужден был заплатить денежную пеню за свою неправду. До 1838 года защитники Синайского монастыря, так называемые кафиры, по прежнему договору получали от него за доставку каждого ардеба 51 25 пиастров (5 рублей ассигнациями) и хлеб с похлебкой после привоза вещей. А в этом году монастырь, при посредстве египетского начальства, сделал новое условие с ними, по которому он платит за каждый ардеб 40 пиастров, а пищи уже не дает им. В 1844 году смежный с монастырем сад пострадал от наводнения после проливного дождя так, что ограда его, складенная из живых камней, по местам обрушилась, но скоро была восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Основная часть замысла Кваренги была осуществлена в течение четырех лет, с 1784 по 1787 год, но от строительства семинарского корпуса из-за финансовых затруднений отказались. Семинария заняла дом, предназначавшийся для певчих, и пребывала в нем до переезда в 1822 году на Большую Дворянскую. Трехъярусная колокольня, увенчанная статуями евангелистов, была сооружена в 1793-1803 годах. После надстройки в 1828 году четвертого яруса она превратилась в высотную доминанту Воронежа... Поскольку при Благовещенском соборе с 1682 года сложилось архиерейское подворье, где жил глава епархии, на протяжении веков там существовало несколько сменявших друг друга домовых церквей. Первое упоминание о них относится к 1706 году, когда архиепископ Арсений в своих покоях устроил крестовую церковь. При митрополите Пахомии она была освящена во имя его небесного покровителя, святого Пахомия Великого, при епископе Льве (Юрлове) - в честь Казанской иконы Божией Матери. Владыка Иннокентий (Полянский), устраивая свою молельню на втором этаже перестроенного особняка в 1789 году, посвятил ее святой Софии, Премудрости Божией. Преосвященный Епифаний (Канивецкий) в 1817 году предпочел других покровителей - верховных апостолов Петра и Павла. Наконец, в 1826 году Антоний II (Смирницкий) освятил домовую церковь во имя Рождества Иисуса Христа. Она была устроена во втором этаже с восточной стороны от архиерейских покоев. Больше наименование церкви не менялось, появился только придел святителя Тихона Задонского. Последний ремонт домовой церкви датируется 1892 годом. Воронежскому архиерею принадлежали две дачи - Никольская на правом берегу Дона в 12 верстах от Воронежа, и Троицкая в слободе рядом с городом. Свое название они получили по одноименным домовым храмам, обустроенным в летних покоях. Никольская деревянная церковь была сооружена архитектором И.А. Блицыным на северной стороне жилого дома в 1841 году. Перейдем теперь к истории возникновения в Воронеже мужского первоклассного монастыря. Монастырь в историческом ядре города сразу же стал одной из главных достопримечательностей губернии. О нем упоминали все путешествующие особы, оставившие свои записки о посещении города. По приезде они первым делом стремились поклониться святым мощам. Много паломников побывало в монастыре, несть им числа, назову лишь Н.Г. Чернышевского, стремившегося заручиться покровительством святого Митрофана перед поступлением в университет (1846).

http://sobory.ru/article/?object=49675

– Екатериненский мон., носящий имя Великомученицы Екатерины, погребенной Ангелами на горе Синае, основан в 1738 году греками, проживавшими в Киеве; потом, в 1787 году, по повелению императрицы Екатерины II, был переведен в здания уничтоженного тогда Петропавловского, на Подоле же, монастыря, а Екатериненский оставался греческим подворьем; наконец, в 1826 году, когда Петропавловской монастырь назначен для помещения Духовной Семинарии, то штат Екатерининской обители, переведен опять на прежнее место, – Здесь три церкви: 1) Соб. Петра и Павла с двумя приделами; 2) Соб. Великомученицы Екатерины, построенная в 1742 году; в ней находится древний список с явленной Тихвинской Иконы Божией Матери, пожертвованный сюда в царствование императрицы Елисаветы Сербского Гусарского полка полковником Витковичем и находившийся до 1740 года в Финляндии, в Абовской Кавигановской кирхе, быв похищен шведами еще в царствование Феодора Иоанновича, при нападении их на пределы Новгородские; 3) Захария и Елисаветы. ВЫДУБЕЦКИЙ, или ВЫДЫБАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, близ Киева, ниже Печерской крепости, на крутом берегу Днепра; находится под управлением архимандрита; а прежде начальствовали здесь игумены. Обитель эта заслуживает внимания по Глубокой своей древности: ибо она есть из первых, по введении в России Христианской веры. Во времена язычества, не далеко отсюда, на горе, (где теперь церковь трех Святителей или св. Василия) был храм Перуна; св. Владимир, тотчас по принятии св. крещения всеми киевлянами, повелел идол Перунов бросить в Дпепр – он поплыл и стремлением воды прибило его к берегу; а народ, приверженный еще к суеверию, бежал за кумиром и кричал выдыбай (выплывай), наш Боже! От этого слова место, где пристал идол, а потом и монастырь, получили нынешнее название. Некоторые идолопоклонники хотели-было поставить тут капище; но В. К. Владимир и митрополит Михаил приказали вместо того построить Христианский храм во имя Архистратига небесных воинств, у которого вскоре и обитель иноческая основана, и была в самом начале еще незначительная; но после, в XI веке, В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010