дил нужным и справедливым, предлагал государю отменять разные состоявшиеся по разным делам находимые им несправедливыми решения и заменять их другими более справедливыми. Очевидно, он встречал, при такой деятельности, массу всяких неправд, как со стороны отдельных властных лиц, так и со стороны целых учреждений и, по возможности, старался исправить и уничтожить производимый ими вред, и таким образом невольно сделался контролером действий и распоряжений разных правительственных лиц и учреждений, невольно стал входить во вкус вмешиваться в государственно-общественные дела, в вицах обличения и исправления встречающихся в них неправд и беззаконий. Царю эта роль Никона, как заступника пред ним всех бедных и несчастных, как обличителя неправд и беззаконий разных правительственных учреждений и лиц, очень нравилась и он поощрял Никона к такой деятельности, относясь к нему с полным доверием. Сделавшись новгородским митрополитом Никон получает от царя формальное право наблюдать за правильностью и законностью действий местных воевод и других органов суда и управления и о всем доносить государю, благодаря чему он становится правомочным властным контролером государственных учреждений и лиц в Новгороде. В Новгороде же Никон с успехом выступает и как выдающийся политический деятель. В это время в Новгороде вспыхнул мятеж, ранее начавшийся в Пскове. Новгородский воевода князь Хилков совсем растерялся и бунтовщики составили из себя свое правительство. Когда толпа бунтовавших пришла к Никону, он вышел к ней и стал уговаривать прекратить бунт. «Но они, рассказывает сам Никон в письме к царю, меня ухватили со всяким безчинием, ослопом в грудь ударили и грудь разшибли, по бокам били кулаками и камнями, держа их в руках, и повели было меня в земскую избу». Но дорогой Никону удалось уговорить их отпустить его, так как ему нужна было служить литургию, на что мятежники, наконец, и согласились. Когда мятеж в Новгороде стих, Никон всячески старался успокоить взволнованную общину, ходатайствовал за нее пред царем и советовал ему простить

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: Согласно § 50 академического устава, г. Мишин, для определения на кафедру, должен прочесть публично, —386— в присутствии Совета, две пробных лекции: одну на тему по собственному избранию, а другую по назначению Совета. Определили: Тему для второй пробной лекции г. Мишина по новой гражданской истории поручить дать бывшему преподавателю этого предмета, ныне ординарному профессору Академии по кафедре общей церковной истории А.А. Спасскому. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1909 г. Нояб. 30. Читано и утверждается». 10 декабря 1909 года 19. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьин ; заслуженные ординарные профессора А.Д. Беляев , Н. А. Заозерский (сверхштатный) и М.Д. Муретов ; ординарные профессора А.П. Голубцов , С.С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора И.В. Попов , Н.Г. Городенский и С.И. Смирнов . Отсутствовали: ординарный профессор А.И. Введенский , находящийся в командировке, и экстраординарный профессор П.П. Соколов – по болезни. В собрании сем имели суждение: I. – О замещении пяти вакансий экстраординарного профессора Академии, при чем избранными в это звание оказались: а) доцент по кафедре греческого языка и его словесности и ординарный профессор Императорского Московского Университета по кафедре классической филологии, доктор греческой словесности, С.И. Соболевский, состоящий на университетской службе с 1 апреля 1887 года, а на академической (в должности доцента) – с 25 октября 1909 года, и получивший 6 избирательных голосов (в том числе голос Преосвященного Председателя) и 6 неизбирательных; б) доцент по кафедре истории и обличения русского раскола, магистр богословия, И. М. Громогласов, состоящий на духовно-учебной службе с 16 августа 1893 года, а в долж- —387— ности доцента Академии – с 2 апреля 1909 года, и избранный единогласно; в) доцент по кафедре русской гражданской истории и приват-доцент Императорского Московского Университета по кафедре русской истории, доктор русской истории, М. М. Богословский , состоящий приват-доцентом Университета с 11 мая 1898 года, а в должности доцента Академии с 28 сентября 1908 года, и получивший 11 избирательных голосов и 1 неизбирательный;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь Агаммемнон, и Ахилл с Гектором, и Елена, закрывающаяся «покровом сребристо-блестящим», и «смелый юноша, ради любви пренебрегший властью и мудростью», и все милые, источенные книжными червями тени прошлого, – и «много-слезная война», десять лет бушевавшая под стенами «священного Илиона», и гибель здесь и там лучших героев, и властительная, надо всеми торжествующая красота, – всепобедная Елена, которой всё дозволено, которая всё искупает своим очарованием, – всё, всё воскресло, всё стало осязательным. Прошла тоска о минувшем, когда человечество жаловалось, что «возлюбленный образ исчезает на легких крыльях по туманным путям сна». Тоска прошла; и, вместе с Поэтом-мистиком, простирая руки, приветствует оно возвращение ускользнувших: «Вновь приближаетесь ко мне вы, воздушные образы, некогда, в годы моей молодости, являвшиеся печальному взору. Попытаюсь ли я на этот раз удержать вас? Почувствую ли я, что сердцу моему всё еще милы эти грезы? Вы теснитесь ко мне? Что ж, оставайтесь, носитесь вокруг меня, подымаясь из туманных паров. Грудь моя юношески трепещет под волшебным дуновением, двигающим вас ко мне. Картины радостных дней приносите вы с собою, и много милых теней встает пред моими глазами. – И охвачен я снова давно покинувшим меня стремлением в то тихое, величавое царство духов. Неясными звуками, подобно Эоловой арфе, несется моя лепечущая песнь. Трепет пробегает по мне, слеза катится за слезой, суровое сердце чувствует себя кротким и мягким. Всё, чем я владею в настоящем, уходит от меня в далекий мир видений, и исчезнувшее прошедшее становится для меня действительностью». 694 Раскопки последовали за раскопками. Троада, Микены, Орхомен, Тиринф [произносится: Тиринс], 695 Ида, Дикти, Кносс, Фест, Агиа Триада, Делос – вот те наиважнейшие выходы из земли, откуда вырвались заключенные в преисподней тени прошлого, – вот источники Мнемосины-Памяти, омывшие от пыли веков стародавнюю старину. И когда это произошло, то тогда что-то незримое, но твердое и непоколебимое родилось в нашей душе: мы оказались сви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Comte A. Cours de philosophie positive, ed.Littré, t.I. Paris, 1864. Cornelius C. Grundzüge einer Molecularphysik, 1866. Cornelius H. Einleitung in die Philosophie. Leipzig, 1903. Croll J. The Philosophical Basis of Evolution. London, 1890. Рус. пер. под ред. проф. П.П.Соколова, Харьков. Crousaz J.–P. La Logique, I. Amsterdam, 1725. De Backer Félix, le docteur. Lourdes et les médecins. Paris, 1905. Descartes R. Opera philosophica. Meditationes de prima philosophia. Frankofurt am Main, 1692. Deissmann A. Licht vom Osten. Tübingen, 1909. Delitzsch F. System der Biblische Psychologie. Leipzig, 1861. De Loosten (Dr. Georg Lomer). Jesus Christus vom Standpunkte des Psychiaters. Bamberg, 1905. Dennert E. Die Weltanschauung des modernen Naturforschers. Stuttgart, 1907. Его же. Naturgesetz, Zufall, Vorsehung. Hamburg, 1907. Diderot et d " Alembert. Encyclopédie méthodique, t.2. Paris, MDCCLXV. Du Bois-Reymond E. Ueber die Grenzen des Naturerkennens. Leipzig, 1882. Duhem P. La théorie physique, son objet et sa structure. Paris, 1906. Duruy V. Histoire des Romains. Paris, 1855. Ebstein W. Die Medizin im Alten Testament. Stuttgart, 1901. Eisler R. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Berlin, 1910. Eschenmayer C.A. Psychologie. Stuttgart und Tübingen, 1822. Ferri L. La psychologie de l " association depuis Hobbes. Paris, 1883. Fichte J.G. Kritik aller Offenbarung. Königsberg, 1793. Его же. Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. Jena und Leipzig, 1798. Его же. Sämmtliche Werke. Herausgegeben von J.G.Fichte, bd.2, abth.I. Berlin, 1845. Fichte I.H. Psychologie. Die Lehre vom bewussten Geiste des Menschen. Leipzig, th.I, 1864; th.II, 1873. Franck A. Dictionnaire des sciences philosophiques. Paris, 1885. Fries J. System der Logik. Heidelberg, 1819. Galileo Galilei. Le Opere, t.II. Firenze, 1843. Girard R. Le Déluge devant la critique historique, p.I. Freiburg. 1893. Glogau G. Abriss der philosophischen Grundwissenschaften, bd.I. Breslau, 1880. Hagemann G. Logik und Noëtik. Freiburg im Breisgau, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Его же. Commentarius in Canticum Canticorum. Migne, t.44; рус. пер., ч.3, Москва, 1862. Его же. Contra Eunomium. Migne. t.45; рус. пер. Творения, ч.5. Москва,1863; ч.6, Москва, 1864. Его же. De anima et resurrectione. Migne, t.46; рус. пер. Творения, ч.4. Москва, 1862. Hieronymus. Epistola CXXI. Ad Algasiam. Migne. P.s.lat., t.22. Его же. Liber contra Ioannem Hierosolymitanum. Migne. P.s.lat., t.23. Его же. Commentaria in Ezechielem prophetam. Migne. P.s.lat., t.25. Ioannes Chrysostomus. Ad Stagyrium. Migne. P.s.gr., t.47. Его же. Homilia I de S.Pentecoste. Migne, t.50. Его же. De precatione I, II. Migne, t.50; рус. пер. Творения, T.II. СПб., 1899. Его же. Homiliae XXII, XXIV, XXX in Genesim. Migne, t.53; рус. пер. т.4. СПб., 1898. Его же. Homiliae in Psalmos. Migne, t.55. Его же. Interpretatio in Isaiam prophetam. Migne, t.56. Его же. Homiliae in Matthaeum. Migne, t.57–58; рус. пер. т.7. СПб., 1901. Его же. Homiliae in Ioannem. Migne, t.59; рус. пер. т.8. СПб., 1902. Его же. Homiliae in 1 Epistolam ad Corinthios. Migne, t.61. Его же. Homiliae in 2 Epistolam ad Thessalonicenses. Migne, t.62. Его же. Homiliae in Epistolam ad Hebraeos. Migne, t.63. Ioannes Climacus. Scala Paradisi. Migne. P.s.gr., t.88; рус. пер. Сергиев Посад, 1894. Ioannes Damascenus. De fide orthodoxa. Migne. P.s.gr., t.94; рус. пер. профессора А.А.Бронзова . СПб., 1894. Ioannes Cassianus. Collationes Sanctorum Patrum XXIV. Migne. P.s.lat., t.49. Irenaeus. Contra haereses. Migne. P.s.gr., t.7. Iustinus Philosophus. «Разговор с Трифоном-иудеем» Iudaeo. Migne. P.s.gr., t.6. Lactantius. Divinarum institutionum. Migne. P.s.lat., t.6. Macarius Aegyptius. Homiliae spirituales. Migne. P.s.gr., t.34; рус. пер. Духовные беседы. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1904. Nemesius. De natura hominis. Migne. P.s.gr., t.60. Nilus abbas. Ad Agathium monasticam vitam agentem (peristeria); De oratione. Migne. P.s.gr., t.79; рус. пер. Творения Нила, подвижника Синайского, ч.I. Москва, 1858. Его же. De voluntaria paupertate; Capita paraenetica. Migne. P.s.gr., t.79; рус. пер. Творения, ч.II. Москва, 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Grimm C. Lexicon Graeco–Latinum in Libros Novi Testamenti. Leipzig, 1888. Guericke H. Neutestamentliche Isagogik. Leipzig, 1866. Hastings J. A Dictionary of the Bible, vol.III. New-York. 1900. Hatch E. and Redpath H. A Concordance to the Septuagint and the Other Greek Versions of the Old Testament. Oxford, MDCCCXCVII. Heine G. Synonymik des Neutestamentlichen Griechischen. Leipzig, 1898. Kaltschmidt J. Sprachvergleichendes und etymologisches Wörterbuch die griechischen Sprache. Leipzig, bd.I, 1839; bd.II, 1840. Kautzsch E. Die Aramaismen im Alten Testament, 1902. Kluge F. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. Strassburg, 1883, 1910. Kluge F., Lutz F. English Etymology: a Select Glossary. Strassburg, 1898. Kühner R. Grammatik der griechischen Sprache, 1869–1872. Lidzbarski M. Handbuch der Nordsemitischen Epigraphik nebst ausgewählten Inschriften. Text I. Weimar, 1898. Littré E. Dictionnaire de la langue française. 1869. Miklošich F. Lexicon Palaeoslovenico–graeco–latinum. Vindobonae, 1862. Его же. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprachen. Wien, 1886. Moulton W. A Threatise on the grammar of New Testament Greek. Edinburg, 1882. Osthoff H. Morphologische Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen. Leipzig, 1881. Pape W. Griechisch–Deutsches Handwörterbuch, bd.I. Braunschweig, 1849; bd.II, 1888. Passow F. Handwörterbuch der Griechischen Sprache. Leipzig, 1841. Prellwitz W. Etymologisches Wörterbuch der Griechischen Sprache. Göttingen, 1892. Robertson A. Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch. Deutsche Ausg. von H.Stocks. Leipzig, 1911. Robertson W. The Expositor " s Greek Testament, vol.I. London, 1897. Scheler A. Dictionnaire d " étymologie française. Bruxelles–Paris, 1888. Schenkel D. Bibel-Lexikon Realwörterbuch Zum Handgebrauch für geistliche und Gemeindeglieder. Leipzig, 1869. Schmidt H. Synonymik der Griechischen Sprache, bd.I, Leipzig, 1876; bd.IV, Leipzig, 1886. Schultz F. Lateinische Synonymik. Paderborn, 1872. Siegfried C. und Stade B. Hebräisches Wörterbuch zum Alten Testamente. Leipzig, 1892–1893.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Нижеперечисленные труды во многих случаях представляют собой сочинения, давно уже изданные, наравне с научными работами последних лет. Принято, по традиции, ссылаться в научных работах на сочинения по преимуществу новейшие или на издания последних лет старых сочинений. Но мы не сочли возможным подчиниться во всех случаях вышеуказанной традиции по следующим соображениям. 1. Возражения, принадлежавшие известным в научном мире лицам, были высказаны ими уже давно в принадлежащих им сочинениях. Эти сочинения впоследствии не всегда переиздавались, а в других случаях если и переиздавались, то найти более поздние издания мы не имели возможности. Между тем нам необходимо было рассмотреть возражения против чудес, принадлежащие старым авторам. Вот почему мы и цитируем их «старые» издания. 2. Есть такие сочинения, в которых авторы высказывали какое-нибудь возражение, способствующее разъяснению той или иной стороны в вопросе о чуде, но в последующих изданиях они это возражение видоизменяли. Поставив себе целью возможно подробнее выяснить вопрос о чуде, мы считали необходимым рассмотреть как первые, так и последующие – видоизмененные возражения ученых, ибо никто не гарантирует нас от возможности появления в научно-богословской литературе первоначально высказанных известными лицами возражений, но потом ими же самими оставленных в других изданиях. Раз такое возражение было опубликовано, мы считаем своим долгом данное возражение разобрать, и в таком случае нами указывается снова старое издание, при существовании позднейшего; возражения же, помещенные в позднейших изданиях, мы иногда не разбираем потому, что они высказаны были ранее другим автором и нами уже рассмотрены. 3. Нередко бывает, что кто-нибудь из современных нам ученых, возражая против чудес, вместе с тем утверждает (или это является объективно несомненным), что он убежденный последователь такого-то мыслителя, который жил уже давно и тоже делал возражения против возможности чуда. Очевидно, для обстоятельной критики необходимо рассмотреть и доводы того мыслителя, на которого ссылается ученый-современник.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Atterbury F., bishop. Sermons and Discourses on Several Subjects, vol.III. London, MDCCXXXII. Avenarius R. Philosophie als Denken der Welt gemäss dem Princip des kleinsten Kraftmasses. Leipzig, 1876. Bacon F. A Confession of Faith. The works, vol.I. London, MDCCCLXXIX. Baer K. Reden gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsätze vermischten Inhalts, th.II. Braunschweig, 1886. Baldwin J.M. Dictionary of Philosophy and Psychology. London, 1900–1905. Bauer G.L. Hebräische Mythologie des Alten und Neuen Testaments mit Parallelen aus der Mythologie anderer Völker, vornehmlich der Griechen und Römer, bd.I. Leipzig, 1802. Beck J.S. Erläuternder Auszug aus den critischen Schriften des Kant. III. Riga, 1796. Benedikt M. Die Seelenkunden des Menschen. Leipzig, 1895. Benzinger I. Hebräische Archäologie. Tübingen, 1907. Bergmann J. Vorlesungen über Metaphysik. Berlin, 1886. Bergson H. L " Évolution créatrice. Paris, 1911. Berkeley G. A Treatise concerning the Principles of Human Knowledge, vol.I. Oxford, MDCCCLXXI. Bernheim H. De la suggestion et de ses applications à la thérapeutique. Paris, 1886. Его же. Hypnotisme, suggestion, psychothérapie. Paris, 1891. Biunde F. Versuch einer systematischen Behandlung der empirischen Psychologie I. Berlin, 1831. Bonnet C. et Féré C. Le magnétisme animal. Paris, 1890. Boutroux E. De la contingence des lois de la nature. Paris, 1895. Brander V. Der Naturalistische Monismus. Paderborn, 1907. Brasch M. Die Welt und Lebensanschauung Friedrich Üeberwegs. Leipzig, 1889. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt, bd.I. Leipzig, 1879. Calker F. Denklehre oder Logik und Dialektik. Bonn, 1822. Carrière M. Die Kunst im Zusammenhang der Kulturentwicklung. Leipzig, 1863. Cesca G. Die Lehre vom Selbstbewusstsein. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie. XI. Herausgegeben von Avenarius, Heinze und Wundt. Leipzig, 1887. Charcot J.M. et Richer P. Contribution à l " étude de l " hypnotisme chez les hystériques. Du phénomène de l " hyperexcitabilité neuro-musculaire. Archive du Neurologie. II. Paris, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Butler J. The Analogy of Religion, Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature. London, MDCCCLII. Carr E. On the study of the Evidences of Christianity, of Miracles. London, 1861. Delitzsch F. System der christlichen Apologetik. Leipzig, 1869. Dieringer X. System der göttlichen Thaten des Christenthums. Mainz, 1857. Dillmann A. Handbuch der Alttestamentlichen Theologie. Leipzig, 1895. Dörtenbach. Sünde. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für Protestantische Theologie und Kirche, bd.15. Gotha, 1862. Dorner I. Ueber die richtige Fassung des dogmatischen Begriffs der Unveränderlichkeit Gottes. Berlin, 1883. Его же. Geschichte der Wissenschaften in Deutschland. Neuere Zeit, bd.5. Geschichte der Protestantischen Theologie. Munchen, 1867. Его же. System der christlichen Glaubenslehre, bd.I. Berlin, 1879. Drey J. Die Apologetik als wissenschaftliche Nachweisung der Göttlichkeit des Christenthums in seiner Erscheinung, bd.I. Mainz, 1844. Drobisch M. Grundlehren der Religionsphilosophie. Leipzig, 1840. Ebrard J. Apologetik. Wissenschaftliche Rechtfertigung des Christenthums. Th.I. Gütersloh, 1874. Th.II. 1875. Рус. пер. Спб., 1877. Ehrlich J. Leitfaden für Vorlesungen über die allgemeine Einleitung in die theologische Wissenschaft und die Theorie der Religion und Offenbarung als I. Theil der Fundamental-Theologie. Prag, 1859. Ernst W. Aufgabe und Arbeitsmethode der Apologetik für die Gegenwart. Berlin. Eucken R. Geistige Strömungen der Gegenwart, aufl.III. Leipzig, 1904. Franck F. System der christlichen Gewissenheit. Erlangen, 1873. Goltz H. Die christlichen Grundwahrheiten oder die allgemeinen Principien der christlichen Dogmatik. Gotha, 1873. Grotius H. De veritate religionis christianae. Parisiis, MDCXL. Gunkel H. und Scheel O. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Tübingen, 1913. Hagenbach K. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Leipzig, 1867. Harnack A. Das Wesen des Christenthums. Leipzig, 1903. Harris H. Scepticism and Revelation. Oxford–London, 1861. Heinze W. Religion. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische theologie und kirche, bd.16. Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Дьяченко Г.М. Полный церковно–славянский словарь. Москва, 1899. Кронеберг И.Я. Латинско–русский лексикон. Москва, 1870. Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия, bыn.III. Москва, 1892. Павловский И.Я. Немецко–русский словарь. Рига, 1902. Шимкевич Ф.С. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 24 иностранными языками. СПб., 1842. Штейнберг О.Н. Еврейский в халдейский этимологический словарь. Вильна, 1878. Bailly A. Dictionnaire grec–francais. Paris, 1895. Barth J. Die etymologische Studien zum semitischen, insbesondere zum hebräischen Lexicon. Leipzig, 1893. Его же. Die Nominalbildung in den semitischen Sprachen. Leipzig, 1889–91. Benseler G. Deutsch–Griechisches Schul-Wörterbuch. Leipzig, 1872. Benfey T. Griechisches Wurzellexicon. Berlin, 1842. Blass F. Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch. Göttingen, 1902. Boisacq E. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Paris, liv.3 et 4, 1909; liv.5, 1910. Brockelmann C. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. Berlin, 1907. Bruder C. Concordantiae omnium vocum Novi Testamenti Graeci. Lipsiae, MDCCCLXVII. Brugmann K. Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen. Strassburg, 1897. Buttmann A. Grammatik des Neutestamentlichen Sprachgebrauchs. Berlin, 1859. Cremer H. Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gracitat. Gotha, 1902. Curtius G. Das Verbum der griechischen Sprache, aufl.2. Leipzig, 1877–1880. Fick A. Vergleichendes Wörterbuch der indogermanichen Sprachen, aufl.4, bearbeitet von Bezzenberger A., Fick A., Stockes W., th.I. Wortschatz der Grundsprache, der Arischen und der Westeuropäischer Sprachenheit. Göttingen, 1890. Forcellini A. Totius latinitatis lexicon. Leipzig, 1839. Froehde F. Beiträge zur Kunde der indogermanischen Sprachen, изд. A.Bezzenberger. Göttingen, IX. Gesenius W. Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. In Verbindung mit Prof. H.Zimmern, F.M.Müller und O.Weber bearbeitet von F.Buhl. Leipzig, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010