Вообще старообрядчество, выросшее на почве невежества и во многом им питаемое, если не соединится с Церковью, обречено на разложение и даже вымирание. Способно-ли оно не только выдержать натиск современных антихристианских течений, всё более и более проникающих в человеческую культуру, но и сохраниться, как религиозное учение, при более широком распространении даже обыкновенного образования в народе? Старообрядчеству, как показывает опыт жизни, по мере распространения образования, угрожает опасность вырождения в рационализм и даже прямо атеизм. Таковы свидетельства истории и жизни старообрядчества. Между тем Министерство Вн. Дел решается утверждать, что дробление старообрядчества на многочисленные толки вызвано не уклонением в догматах учения, а лишь разномыслием в применении той или иной обрядности, что каждый отдельный толк не образует самостоятельного уче- —538— ния, а составляет частицу целого, именуемого старообрядчеством. Это воображаемое целое Министерство считает менее удалённым от Православной Церкви, чем сектантство. Последнее, по его мнению, уже совершенно удалилось от Церкви, и из области сектантства Министерство исключает старообрядчество, признавая их даже явлениями противоположными. 615 Нужно очень замкнуться от действительной жизни в каменных стенах канцелярий или совершенно поддаться какому-либо одностороннему влиянию, чтобы держаться подобных соображений, да ещё полагать их в основание законодательства! Единственно, в чём, наверное, сходятся многочисленные толки, возникшие на почве старообрядчества, и в чём они представляют известное целое, так это в общем отрицании и вражде к господствующей Церкви в России. В этом легко может убедиться каждый, который пожелает ознакомиться с старообрядческими сочинениями и с жизнью разных толков. Павел Прусский , сам вышедшей из старообрядчества и близко его знавший отмечает, что старообрядцы вообще не задаются целью обращать язычников, а под знаменем «старой веры», ими одними соблюдаемой, стремятся привлекать к себе людей православных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот, по Библии, история спасения Ноя и наказания потопом нечестивых насельников земли. Так, выражаясь языком геологической терминологии, Библия решает сложный вопрос о диллювиальном периоде. И иного решения, в общем, не знает и научная геология, так долго изобретавшая всё новые и новые гипотезы, и, наконец, подошедшая, хотя и неуверенными шагами, к признанию того, что и данные Библии стоят внимания науки. 741 Правда, Библия не вскрыла всех подробностей потопа. Внося религиозный элемент, она естественно касается более вопроса, почему Бог наказал потопом всё живое на земле. Она мало останавливается над выяснением того, какими —656— физическими причинами вызвана была мировая катастрофа. Но, привязывая историю потопа к определенной личности, отмечая продолжительность его и передавая некоторые частности, предварявшие и сопровождавшие потоп, Библия тем самым ограждает сообщаемую в ней историю от всяких перетолкований. Она знает факт. Науке же оставлено как бы право на его истолкование. Она знает моральные причины катастрофы. Наука же считается со следствиями и физическими причинами её. Она знает Бога, действительно руководящего судьбами человека и сердце человеческое, воспринимающее или отвергающее это руководство. Наука же опирается на разум человеческий. И поскольку этот разум предочищен беспристрастием, постольку, как мы видели, и он идет на сретение Богу, на встречу Откровению. Д. Введенский (Окончание следует). Тареев М.М. О воскресении Христа: (Ответ о. диакону Н. М. Басову [по поводу его ст.: Что говорит новая русская апологетика в ответ на возражения отрицательной критики по вопросу о действительности воскресения Христова: Чтения в Об-ве любителей духовного просвещения]//Богословский вестник 1910. Т. 1. 4. С. 657–667 (2-я пагин.) —657— Эти строки я пишу в ответ на статью диакона Н.М. Басова в первых трех книжках возобновленного журнала «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» – Что говорит новая русская апологетика в ответ на возражения отрицательной критики по вопросу о действительности воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И если кто не хочет признать Его рождения от Девы, то как он может допустить Его воскресение из мёртвых. Ибо оно никаким образом не было бы удивительным или чрезвычайным или странным; ибо если бы нерождённый воскрес из мёртвых, то собственно нельзя было бы и говорить о каком-нибудь воскресении нерождённого. Ибо нерождённый и бессмертный и пришедший не посредством рождения не может и подпасть смерти. Ибо если кто не принял человеческого начала, как может он принять на себя его конец? 39. Поэтому, если Он не родился, то Он и не умер; если Он не умер, то и не воскрес из мёртвых, и если не воскрес из мёртвых, то и не победил смерти и владычество ее не было бы упразднено; и если бы Он не победил смерти, как могли бы восстать к жизни, мы, подпавшие смерти от начала. Поэтому те, которые отнимают у людей спасение и не веруют Богу – что Он воскресит их из мёртвых – отвергают также и рождение нашего Господа, которое Он для нас принял на Себя, когда Слово Божие соделалось плотию, чтобы показать воскресение плоти и идти впереди всех на Небо. Как перворождённое Слово совета Отца, Он совершил всё, когда Сам прошёл мир и в нём создал порядок. Ибо Он был первородный от Девы, праведный, святой человек, благоговейный, благой, богоугодный во всём совершенный – Он спас из ада всех, которые последовали Ему, Он Сам был перворожденный из мёртвых – глава и вождь Божественной жизни. 40. Этим способом Слово Божие проникает во всё, чтобы утвердить согласное общение, так как Оно – истинный человек и чудный советник и могущественный Бог. Так Бог вновь призвал человека, чтобы через общение с Ним мы имели участие в нетлении. Тот, Кто предвозвещён был через Моисея Законом и Пророками высочайшего и всемогущего Бога, как Сын Отца всяческого, и от Которого всё происходит, Который говорил с Моисеем – Сей пришёл в Иудею, зачатый от Бога через Святого Духа и рождённый от Девы Марии: от Той, Которая была из потомства Давида и Авраама – Иисус Помазанник Божий, показав Себя, как предвозвещённого пророками. 41. Предтеча же Его, Иоанн Креститель, наперёд приготовлял народ к принятию Слова жизни, возвещая о Нём, что Он есть Христос, на Котором почивает Дух Божий (сравн. Ин 1:33 ), соединяясь с Его телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Все мы, захолустные обитатели, дивимся и разгадываем: чтобы значило, что ныне Члены Св. Синода выбираются очень молодые? Если с тем, чтобы неусыпно работали для блага Церкви, то это хорошо: а если с целью робкого молчания и усердного подписывания протоколов и журналов синодских, то это, кажется, небезопасно для Церкви. Молодость хороша и умом гибка, речь её цветиста и складна, но опытность и дело полезнее красивого слова. Невольно —317— вспомнишь слова приснопамятного митрополита Филарета, взятые им из Сретенского канона и написанные в письме к митрополиту Серафиму: 763 «утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию!…» Мы здесь, на восточной дали, следим, наблюдаем и дожидаемся, что будет с серией иноков, поступивших в различные академии с кораблей, с разных военных позиций, с университетских скамей и с представлением аттестатов гимназической зрелости? – Из речи Ректора Академии, при пострижении моряков, не видно, чтобы они готовились разделять с нами кусок братского-наставнического хлеба, а указывается им путь начальственный, многотрудный, но славный и сытный. Эта серия иноков, лет через десять и даже менее, очевидно, вооружась жезлами правления, воссядет на кафедрах архиерейских, на всем протяжении Востока и Запада. Веруем, впрочем, что Великий и Божественный Кормчий, Вечный Глава Церкви, не допустит крушения». 25-е число. Праздник Рождества Христова. Служил в кафедральном соборе и затем по обычаю принимал поздравления. Из множества поздравительных писем, присланных с разных сторон, помещаю здесь немногие. А именно: Писали из Витебска преосвященный Антонин и кафедральный протоиерей В. И. Волков: Вот что писал от 22-го числа преосвященный Антонин: «С чувствами глубокого уважения и совершенной преданности приношу Вашему Высокопреосвященству поздравление с приближающимся праздником Рождества Христова, усердно моля Христа Спасителя, да сподобит Он Ваше Высокопреосвященство встретить и провести дни сего великого праздника в совершенном здравии и в полной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Арсений такая крупная величина, которой следовало бы заняться и не с одной анекдотической стороны. Теперь ведь можно уже». На письмо это я отвечал 23-го числа: «О епископе Афанасии Волоховском в Тверском соборном архиве никаких документов не имеется. При составлении статьи об Арсении Мацеевиче имели ли Вы в виду статью П. Пекарского в Энциклопедическом Словаре, составленном русскими учеными и литераторами, T. V, стр. 459–462, Спб. 1862 г. Рукописи из Публичной Библиотеки мне обещают выслать, но не иначе, как с Высочайшего разрешения. Биографию Преосвященного Арсения я довел до конца. Выписываю из Москвы книгу: «Столетие Ярославской архиерейской кафедры». Не знаю, имеется ли она в продаже. Хотел бы видеть книгу, либо брошюру Лествицина о Ярославских архиерейских домах, но не знаю где искать её. Благодарю Вас за объяснение слова «нахтыш». 16-го числа Преосвященный Викарий, епископ Гавриил, показывал мне полученное им из Петербурга от 15-го числа письмо следующего содержания: «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший о. Гавриил! По поручению г. Обер-Прокурора, вызываетесь Вы не позже 20 сего декабря прибыть в Петербург по имеющему быть определению Вас на самостоятельную кафедру одной из С.-Восточных губерний. Поручая себя молитвам вашим, пользуюсь случаем засвидетельствовать Вам мое глубочайшее уважение и преданность. Вашего Преосвященства, покорный слуга В. Саблер». Когда я, прочитавши это письмо, заподозрил его подлинность, Преосвященный обратился к В. К. Саблеру с запросом, и получил в ответ 16-го числа следующую телеграмму: —314— «Весть о вызове вашем лишена основания. Саблер». Вслед затем Преосвященный 17-го числа пишет мне: «Довожу до вашего сведения, что, видно, проделан со мною курьез. Прочитавши письмо, присланное на мое имя от г. Саблера, Вы проницательным взглядом выразили свое сомнение о подлинности содержания его и навели на меня недоумение относительно скорости отправки моей в С.-Петербург. – Поэтому, для более ясной убедительности своей в истинности присланного, я, по приезде от Вас в монастырь, тотчас отправил, в половине 11-го часа дня, телеграмму с обратным ответом на имя г. Саблера такого содержания: «действительно ли я вызываюсь в Питер к 20-му декабря?» – и в половине первого часа ночи получаю телеграмму от г. Саблера, которую при сем и прилагаю. – Слова сей телеграммы наводят на меня сомнение и в подлинности прочего содержания, прописанного в письме на мое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. В отчетном году из разных книгохранилищ и учреждений для профессоров и студентов в академическую библиотеку было выписано Советом Академии несколько рукописей и книг, именно: из Императорской Академии Наук 2 рукописи; из Императорской Публичной Библиотеки 2 рукописи и 12 книг и журналов в 15 томах; из библиотеки Императорского С.-Петербургского Университета 2 книги в 2 тетрадях; из Московского Публичного и Румянцовского Музеев 3 рукописи и 1 книга; из Московской Синодальной Библиотеки 1 рукопись и 1 книга; из библиотеки Киевской Духовной Академии 1 рукопись; из библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии 2 рукописи; из библиотеки Народного Дома во Львове, в Австрии, 2 рукописи; из Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря 2 рукописи в 3 томах; из библиотеки Св. Троицкой Сергиевой Лавры 12 рукописей и 1 книга в 2 томах; из Зосимовой пустыни Верейского уезда Московской губернии 2 рукописи; из библиотеки Вифанской Духовной Семинарии 1 книга. Из академической библиотеки в отчетном году было выслано 3 рукописи и 1 книга – в Императорский Новороссийский Университет 2 рукописи; в Императорский Юрьевский Университет 1 рукопись, и в Совет 2-го Киевского Женского Училища духовного ведомства 1 книга. 23 Октября 1908 года Его Высокопреосвященство Высокопреосвященный Димитрий, Архиепископ Херсонский и Одесский, произвел ревизию академической библиотеки, посвятив на это целый день: по его распоряжению Библиотекарем Академии была представлена на имя Его Высокопреосвященства докладная записка с изображением принятых в академической библиотеке порядков. В том же Ок- —399— тябре здание библиотеки было осмотрено Его Превосходительством Г. Управляющим Контролем при Святейшем Синоде П.С. Даманским. С разрешения Преосвященного Ректора Академии, в разное время, частью занимались, частью осматривали академическую библиотеку: Член Государственной Думы А.П. Сапунов, Профессор Казанской Духовной Академии Протоиерей А. Дружинин со студентами Казанской Духовной Академии, Инспектор классов Смоленского Епархиального Женского Училища Священник А. Никольский , Священник Харьковского Кафедрального Собора В.Н. Яновский, Преподаватель Лебединской классической гимназии Н.М. Гальковский, Преподаватель Воронежской Духовной Семинарии А.К. Мишин, Преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии Н.Ф. Чернявский, Литератор С.П. Мельгунов и студент С.-Петербургской Духовной Академии Д. Ювалов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и берете от него подарки хлебом, Вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них. (5,10–11) Богатые остаются равнодушными к повелениям Торы, которая защищает права неимущего, сироты и вдовы: Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают... На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, И вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. (2,7–8) Здесь впервые появляются два библейских понятия: «бедные» (евр. и «кроткие» (евр. «Эбионим» – не просто бедняки, но люди истинного благочестия. Эти древние «нестяжатели» предпочитали довольствоваться малым во имя правды Божией. Впоследствии в псалмах очень часто слово «бедный» будет синонимом «праведного». Примечательно, что первые христиане Иерусалима называли себя «эбионим», памятуя о том, что Господь Иисус в Нагорной проповеди обращался к «нищим» и «кротким». Обличение общественной несправедливости в духе Амоса мы находим у ап. Иакова (5,1–6). А Отцы Церкви заклеймят погоню за богатством как тяжкий грех . «Все богатства, – скажет бл. Иероним, – происходят от несправедливости... Богатый или сам несправедлив, или наследник несправедливости» (Посл. 120). Примечание. Слова об одежде, взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего ( Исх. 22:26 ). 7. Универсализм и избранничество. Пророк Амос первым из священных писателей Ветхого Завета четко сформулировал идею универсализма , противопоставив его национальной исключительности. Если в Кн. Бытия эта идея выражена косвенно (через показ кровного родства всех народов), то у Амоса она возвещается непосредственно – как важный элемент Откровения. Более того, сам иудейский пророк сознает себя посланным не только к Израилю и Иуде. Книга его начинается речами, обращенными к сирийцам, филистимлянам, финикийцам, едомитянам, аммонитянам и моавитянам. Гнев Божий грядет на них не за то, что они язычники. Ведь они не имели Откровения, и поэтому их религиозные заблуждения не есть их главный грех . Он заключается в жестокости и бесчеловечности. Захватнические войны, расправы с мирным населением, изгнание людей из родных земель – вот в чем состоят преступления этих народов (1,3 – 2,3; «три» и «четыре» означают полноту времени, в которое испытывалось долготерпение Божие). Язычники, не имея верного понятия о Боге, способны отличать добро от зла, ибо закон совести написан в их сердцах ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

—541— ления и скажут: признайте наших архиереев и поставляемых ими священников. За ними придут старообрядцы новорусские и скажут: мы отказались от белокриницких архиереев, признайте нашего архиепископа Владимирского, около десяти других существующих и многих имеющих быть архиереев и поставляемых ими священников. Далее придут старые поповцы и скажут: мы понимаем, что австрийские и ими поставленные архиереи и священники незаконны, и потому желаем иметь по-старому русских беглых священников законными, признайте беглых священников законными. Потом явятся беспоповцы разных толков и скажут: признайте наших большаков, нынешних и завтрашних, так как мы, можем быть, завтра сменим нынешних и поставим других. За сим могут прийти и бегуны и сказать, признайте и наших начальников, беглых крестьян и беглых солдат. При таком отношении государства к сектам, не решатся-ли прийти и скопцы, и хлысты и сказать: признайте и нашего начальника, которого мы называем Христом и его помощницу, которую называем Богородицей? «Трудно, писал Филарет, найти конец этому ряду сект, требующих себе прав. А что будет в селениях? Придут в селение лжесвященник австрийский, лжесвященник русский, большак беспоповщинский и безнаказанно будут расхищать и разделять одно селение на несколько приходов разных вер. Одному законному пастырю трудно будет превозмочь многих волков. А их будет очень много. Без меры размножатся, как уже и размножаются, лжеархиереи австрийские и русские и без меры будут превращать крестьян и мещан в лжесвященники. Где тогда будет церковное единение россиян? А такая большая утрата единения церковного может ли быть безвредна и для единодушия народного в государстве. 618 В одном городе, предупреждает в другом месте Митрополит Филарет, будет две кафедры православная и экс-православная, два архиерея православный и экс-православный, два епархиальных управления; в одном селе- —542— нии – два прихода: православный и экс-православный. Сколько случаев к столкновению и запутанностям? 619 По вопросам, связанным с законодательством о старообрядцах, едва-ли можно пренебрегать этими указаниям выдающегося русского иерарха. Без сомнения, наделение публичными правами старообрядчества с его наставниками, претендующего заменить собой господствующую Церковь и её иерархию, может причинить немалые затруднения Церкви и поддерживать постоянные раздоры, которые не могут не отразиться вредно на народе и самом общественном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знаменский Д.В. Учение св.ап.Иоанна Богослова в 4-м Евангелии о Лице Иисуса Христа. Киев, 1907. Михаил, еп. (Лузин) Толковое Евангелие. Киев, 1889. Его же. О Евангелиях и Евангельской истории. Москва, 1870. Песчанский С. Свидетельство Иисуса Христа о Своем Божестве по первым трем Евангелиям. Казань, 1912. Савинский С.В. Эсхатологическая беседа Христа Спасителя. Киев, 1906. Сильченков К.Н. Прощальная беседа Спасителя с учениками. Харьков, 1895. Страхов В.Н., свящ. Второе послание св.ап.Павла к фессалоникийцам. Сергиев Посад, 1911. Филарет, архим. (митр. Московский 1686 ). Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Москва, 1867. Якимов И.С., проф. Толкование на книгу св.пророка Исаии. СПб., 1883. Якимов И.С., проф.; Елеонский Ф.Г., проф.; Троицкий И.Г., проф. Толкование на книгу св.пророка Исаии. СПб., 1893. Феофан, еп. (Затворник). Толкование второго Послания св.ап.Павла к коринфянам. Москва, 1882. Его же. Толкование первых восьми глав Послания св.ап.Павла к римлянам, Москва, 1890. Его же. Толкование Посланий св.ап.Павла к филиппийцам и солунянам. Москва, 1895. Его же. Толкование Послания св.ап.Павла к галатам. Москва, 1893. Allen W. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to St.Matthew (The International Critical Commentary). Edinburg, 1907. Belser J. Des Heiligen Johannes, übersetzt und erklärt. 1905. Bisping A. Erklärung des Evangeliums nach Matthäus. Münster, 1867. Bleek F. Synoptische Erklärung der drei ersten Evangelien. Herausgegeben von H.Holtzman. Leipzig, 1862. Baethgen F. (D.W.Nowack. Handkommentar zum Alten Testament). Die Psalmen. Göttingen, 1897. Bordreuil P. La personne de Jesus Christ dans les Évangiles. Montauban, 1900. Calmet A. Commentaire litteral sur tous les livres de l " Ancien et du Nouveau Testament. Paris, MDCCXVII. Cornelius a Lapide R. Scripturae Sacrae cursus completus, vol.V. Parisiis, 1841. Delitzsch F. Commentar über die Genesis. Leipzig, 1860. 1872. Его же. Biblischer Commentar über die Psalmen. Leipzig, 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Пр. Исайя видел этот Остаток в лице благочестивых людей, именовавших себя «бедными» и «кроткими». Они презирали богатство, не соблазнялись блеском иноземной цивилизации и хранили нравственную чистоту старых времен. Из этой среды вышли ученики и духовные дети Исайи (8,18). Они жили верой, которая не колебалась, и надеждой, которую им внушил учитель. Подобно тому как Господь Иисус основал Свою Церковь на «камне» веры Петровой ( Мф. 16:18 ), так и в Ветхом Завете Его предтеча-пророк усматривал в святом Остатке прочный фундамент, на котором будет стоять народ Божий. Ради него Иерусалим должен быть пощажен и спасен от вражеских полчищ. Если бы он пал, Остаток, еще не окрепший и слишком малый, мог бы рассеяться и исчезнуть. Доколе он не утвердился, град Давида огражден небесным покровом: Посему так говорит Господь Бог: Вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, Краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (28,16) Надежда на Остаток была тесно связана с мессианскими чаяниями пр. Исайи. «Краеугольный камень» – это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия – Основатель Царства Божия. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток» ( Рим. 11:5 ; ср. 11,25–27). 5. Мессианство у пр. Исайи. Пророку было открыто, что наступит время, когда падут земные царства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Царству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно на все народы. В связи с этим Исайя приводит пророчество, которое в более полном виде содержится в Кн. пр. Михея. Экзегеты не пришли к единому мнению, какой из пророков был автором этого текста: Исайя или Михей, или же оба они взяли его у неизвестного третьего пророка (см. Толковая Библия , т. 7, с.253). Но в целом текст вполне соответствует тому Откровению, которое запечатлелось в писаниях Исайи: И будет в последние дни:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010