Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бескомпромиссная и жесткая позиция Б. спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. франц. кор. Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть к-рого обратилась за защитой к папе. Б. буллой «Clericis laicos» от 24 февр. 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сент. 1296) Б. открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Б. в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февр., «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, еп. Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к Б. был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако Б., не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 дек. 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех фак-тов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 нояб. 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля.

http://pravenc.ru/text/153089.html

Иная версия происхождения М. Д. приводится в Средней редакции «Повести о Довмонте», составленной, по В. И. Охотниковой, в Пскове, а также в псковском «Сказании о чуде иконы Мирожской Богоматери» (XVI в.) и в записи на псковской чудотворной иконе Пресв. Богородицы («Мирожской Оранте», 2-я пол. XVI в.). В памятнике говорится, что М. Д., жена Довмонта, была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского св. блгв. вел. кн. Александра Невского ( Столярова. 1998. С. 236-237). Поэтому в историографии высказывалось мнение, что сообщения летописей о Довмонте как зяте Димитрия Александровича являются поздней вставкой или переосмыслением ( Энгельман А. [Е.] Хронологич. исследования в области рус. и ливонской истории в XIII и XIV ст. СПб., 1858. С. 49. Примеч. 120; Серебрянский. С. 267; см. также: Столярова. 1998. С. 234-238). Нельзя исключать и др. версию, согласно к-рой в 1266-1267 гг. Димитрий Александрович мог выдать замуж за Довмонта одну из своих младших сестер (А. В. Кузьмин). Это вполне соответствовало бы династическим планам князей Сев.-Вост. Руси, стремившихся в 60-х гг. XIII в. посредством ряда браков укрепить свои политические и родственные узы с правителями Сев.-Зап. Руси и Литвы. Возможно, с именем М. Д. связан заказ пергаменного Евангелия-апракос 1296 г. Его по повелению княгини «Марины» (имя читается неуверенно) написал писец Захарий, прославлявший в выходной записи 25 марта 1296 г. свою «боголюбивую» заказчицу, Св. Троицу и Пресв. Богородицу. Евангелие было пожертвовано на Волоке Ламском местному Покровскому муж. мон-рю, настоятелем к-рого был игум. Антоний (ГИМ. Син. 235. Л. 337а - 338б). Эта рукопись почти не сохранилась. Два ее листа позднее были вшиты в пергаменную Псалтирь 1-й пол. XIV в. ( Столярова. 1998. 24(14). С. 316-321). В пользу версии о том, что М. Д. была заказчицей Евангелия 1296 г., указывает тот факт, что в 1294 г. возвращавшийся в Сев.-Вост. Русь Димитрий Александрович тяжело заболел и умер, перед смертью приняв монашеский постриг «близ Волока» ( Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; СПб., 2002. С. 347; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484; Т. 6. Вып. 1. Стб. 363). Не исключено, что памятный вклад княгини в волоцкий Покровский монастырь был связан именно с этим событием.

http://pravenc.ru/text/2562134.html

К раннему (до принятия пострига) периоду творчества писателя относится ряд сочинений, вошедших в сборник - РНБ. Солов. 287/307. Среди них - Жития святых Петра и Февронии Муромских и Рязанского еп. Василия, создание к-рых связано с Соборами 1547 и 1549 гг., трактат «Правительница» («Благохотящим царям правителница и землемерие»), косвенно упомянутый в «К царю молении», «Зрячая пасхалия» и «Поучение к своей душе». В ранних редакциях 2 последних памятников, читающихся в Солов. 287/307, автор именует себя «прегрешным Ермолаем» (в 1-м случае именование включено в заглавие памятника («Прегрешнаго Ермолая к своей ему души поучение» - л. 117), во 2-м случае упомянуто в приписке: «Бога же ради, сотворшаго вся, помяни прегрешнаго Ермолая, открывшаго мудрость сию на изъявление всем христианом» - л. 165 об.). В сборнике РНБ. Соф. 1296 в тех же сочинениях к мирскому имени писателя добавлено монашеское: «...прегрешнаго Ермолая, во иноцех Еразма» (в тех же позициях, что и в Солов. 287/307; см. л. 204 об., 230), что свидетельствует о составлении Е. 2-го сборника несколькими годами позднее в мон-ре. Первоначальная редакция «Зрячей пасхалии», вошедшая в Солов. 287/307, датируется приблизительно 1546 г.; 2-я редакция, читающаяся в Соф. 1296,- 60-ми гг. XVI в. Памятник представляет собой комплекс календарно-хронологических сочинений, среди к-рых: «Круг пасхалии, по немуже християня празнуем Пасху, донележе и сотворение миру стоит», «Азбучная пасхалия» («Се же азбука рядовая, к нейже приправлены граничьныя слова») и календарная статья о знаках зодиака («О солнце, и о луне, и о 12 поясех, сиречь задеях»). Последняя статья (в Соф. 1296 она перенесена в начало текста) имеет отдельную рукописную традицию, что заставляет исследователей сомневаться в ее принадлежности Е. (А. А. Романова). Одним из источников, использованных Е. при создании «Зрячей пасхалии», стал, возможно, сб. «Миротворный круг», составленный в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVI в. новгородским свящ. Агафоном . По мнению Романовой, Е. мог использовать также анонимные хронологические таблицы на 532 года, известные в рус. книжности с кон. XIV в. Богословские и полемические труды

http://pravenc.ru/text/190205.html

1661 Георгий, второй сын в. к. Василия Иоанновича, родившийся 30 октября 1533 года. – П. С. Р. Л. т. VIII, 280. 1662 Слово издается по рукописи Новгород. Софийской биб., ныне библиотеки С-ПБ. Духовной Акад. 1296, л. 195–204. 1663 Памятник издается по рукописи Новгород. Соф. биб. 1296, л. 211–220. Немногие мелкие отрывки из издаваемого памятника были напечатаны Забелиным по рукописному сборнику под названием Златоуст конца XVI или начала XVII в., находящемуся в Московской Оружейной Палате (Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории, част. I, М. 1872, 185–188. Калачев, Архив историко-юридических сведений о России. 2 кн., полов. 2, отд. VI, 43–50). Только у Забелина эти отрывки взяты не из одного памятника, а они у него представляют из себя заимствования из разных источников. Так начальная часть издаваемого мною памятника у Забелина носит название «слова о правде». Название «слова» и внес в свое издание от Забелина; в рукописи Софийской библиотеки памятник не имеет пред собою никакого названия. Другая половина издаваемого памятника, по Забелину, представляет отрывок из слова о «кормчах и пиянстве». 1664 Слово находится в рукоп. Новгор. Соф. биб. 1296, 176–195. Слово о любви, выдержки из которого здесь приводятся, представляет из себя замечательный литературный памятник древнерусского проповедничества. Оно все посвящено учению о христианской любви, которая описывается здесь в своих высоких чертах, какие указаны для нее И. Христом и Апостолами, и которая кроме того рассматривается здесь, что важнее всего, в связи с явлениями нравственной жизни древнерусского общества, заключавшей в себе не мало черт, противных этой основной заповеди христианской морали. 1665 Памятник издаетса по рукописи Москов. Синод. бывшей Патриарш. биб. из отдела неописанных рукописей, 927, л. 184–186. Рукопись собрана и написана современником стоглавого собора, иноком волоколамского монастыря, Вассианом бывшим архимандритом Возмицким. Настоящий памятник помимо своего исторического значения, как источника для характеристики нравственного состояния русского духовенства XVI века, имеет и ту важность, что служит новым доказательством подлинности определений Стоглавого собора, на которые его автор прямо и ссылается. На основании разных наказных списков, к разряду которых может быть до некоторой степени отнесен и издаваемый памятник, вопрос о подлинности определений Стоглавого собора разрешается в положительном смысле, к чему уже и пришли многие ученые историки. Илья Беляев. Наказные списки соборного уложения 1551 года. М. 1863 года. Макарий. История Русск. Церкви, том. VI. 220–227. А. Павлов . Еще наказный список по Стоглаву. Одесса. 1873 г., 1–4. Сравн. Прав. Соб. 1862 г., ч. III, Декабрь, Прав. Соб. 1863 г., ч. I, 87. 202. Наказная грамота м. Макария. Прав. Соб. 1863 ч. I, 317–421. Добротворский, статья: Каноническая книга стоглав или не каноническая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Об иконографии Успения Божией Матери можно прочесть в статье Светланы Липатовой «Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси» . vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский) vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. XVI-XVII век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XI век. Слоновая кость

http://pravoslavie.ru/55704.html

Корни этого столкновения уходили, однако, в предшествующую эпоху, когда во второй половине XIII в. папство оказалось под контролем светской власти честолюбивого Карла Анжуйского и постепенно попало в зависимость от французской королевской династии. 5 февраля 1296 г. папа Бонифаций VIII (1294–1303) публикует буллу Clericis laicos, которая воспрещала духовенству платить подати мирянам, а мирянам – взимать налоги с духовенства без согласия папы, резко порицала короля Франции Филиппа IV Красивого (1285–1314) и стала камнем преткновения в отношениях Святого престола с французской короной. Началась открытая борьба церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В ответ на буллу Clericis laicos Филипп, хронически нуждавшийся в деньгах и увидевший в ней угрозу своим финансовым интересам, не только не прекратил собирать налоги с церкви, но издал 17 августа 1296 г. ордонанс о запрете вывоза из страны ценных металлов, чем перекрыл вывоз церковных сборов в Рим. Папа пытается сохранить хорошие отношения с Филиппом, поэтому 20 сентября 1296 г. он издает буллу Ineffabilis Amor, в которой разрешает священникам добровольно сдавать деньги для защиты своих королевств и в то же время открыто заявляет о превосходстве духовной власти над светской. Поскольку обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а папа буллами Romana Mater Ecclesia от 7 февраля, Ab olim от 27 июля, Et si de statu от 31 июля 1297 г. признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Однако напряженность осталась, и вскоре конфликт разгорелся с новой силой: буллой Ausculta fill («Преклони ухо, сын мой») от 5 декабря 1301 г., обвинявшей короля в произволе по отношению к клиру и в разграблении церковного имущества и отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302 г.) собор Церкви Франции для зашиты свобод духовенства, реформ и вразумления короля. В булле подчеркивалась полнота папской власти и преимущество её над всякой (без исключений) светской властью. Король, по преданию, сжег эту буллу и созвал в апреле 1302 г. первые во французской истории Генеральные штаты, которые солидаризировались с королевской политикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается Переяславля, то поскольку Иван Дмитриевич княжил там до своей смерти в 1302 г., очевидно, Тохта признал в конце концов его права на отчинное княжество. Поэтому кажется вероятным, что именно в конце 1296 или начале 1297 г. во Владимире старшие князья «проногаевской» группировки «отступились» от своего сюзерена, не оказавшего им на сей раз своевременной помощи (возможно, Ногай не смог этого сделать, поскольку уже готовился к непосредственному военному столкновению с Тохтой и не хотел отправлять часть сил в далекий рейд), признали себя вассалами Тохты и обязались не оспаривать великокняжеских прерогатив Андрея (что выразилось в возвращении ему новгородского стола); благодаря этому волжский хан по приезде их младшего союзника от Ногая не стал отнимать у него княжение 166 . Не исключено, что одним из пунктов соглашения, заключенного во Владимире зимой 1296–1297 гг., было сохранение за московским, тверским и переяславским князьями права на самостоятельный сбор дани, которое, по убедительному выводу А.Н. Насонова 167 , они приобрели, будучи вассалами Ногая. А.Н. Насонов полагал, что такое соглашение с Тохтой заключил Михаил Тверской при получении им ярлыка на великое княжение в 1305 г., после смерти Андрея Александровича 168 . Но в этом случае остается непонятным, как собиралась дань с Московского, Тверского и Переяславского княжеств в период 1297–1305 гг.? Если сбор (как в «доногаевскую» эпоху) осуществляли ордынские чиновники, то что заставило Тохту в 1305 г. пойти на уступку (ведь Ногая давно не было в живых, Орда вновь стала единым государством, Михаил последние годы был союзником Андрея Александровича; на уступки мог тогда идти скорее тверской князь, так как у него был серьезный соперник в борьбе за великое княжение – Юрий Данилович Московский)? Вероятнее, что Тохта пошел на сохранение принятого в этих княжествах порядка сбора дани зимой 1296–1297 гг. в качестве одной из уступок за признание его сюзереном. С княжением во Владимире Михаила можно лишь связывать распространение этого порядка на всю территорию Северо-Восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение папы Римского Гонория III в 1217 г. передать базилику в пожизненное распоряжение архиеп. Андреа да Челано (Regesta Honorii Papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. N 818) привело к обострению разногласий. В 1238 г. папа Григорий IX подтвердил юрисдикцию архиепископа над всеми храмами диоцеза, кроме «приората церкви св. Николая» (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 6. P. 107). Однако в 1243 г. имп. Фридрих II отменил привилегии базилики Н. и подчинил каноников архиепископу ( Nitti di Vito. 1937. P. 317-327). Впосл. каноники добились возвращения привилегий и их подтверждения буллами Римских пап Климента IV (в 1268) и Бонифация VIII (в 1295-1296). Привилегированное положение базилики Н. было связано с тем, что монархи Анжуйской династии рассматривали храм как придворную капеллу. Известны многочисленные дарения неаполитанского кор. Карла II Анжуйского (1285-1309), к-рый с разрешения папы Бонифация VIII провел реформу капитула: в 1304 г. число каноников было ограничено 42, клириков - 28 и младших клириков - 30. Король оставил за собой право назначать приора и др. должностных лиц, а также половину каноников, и осуществлять контроль над распределением доходов между членами капитула (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 13. P. 196-201). В 1296 г. Карл II ввел в базилике богослужение по «парижскому обряду» и снабдил каноников литургическими книгами, привезенными из Парижа (в 1602 «парижский обряд» в Бари был отменен). Среди святынь, подаренных Карлом II, были шип из тернового венца Христова (Sacra Spina), драгоценный крест-реликварий с частицей Св. Креста, а также частицы мощей Марии Магдалины, свт. Григория Великого, Власия Севастийского и др. святых (в наст. время большинство святынь хранится в серебряных реликвариях XVII в.). В 1296 г. для хранения церковных ценностей король основал при базилике ризницу под рук. тезаурария. Самая ранняя сохранившаяся опись ценностей относится к 1313 г. (Ibid. Vol. 16. P. 42-50), самая подробная - к 1361 г. ( Rogadeo E.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

7 . еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV-XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей – Феодосия Печерского , Кирилла Туровского и некоторых безымянных 2796 . Жития святых. Прологи, Патерики: 1. жития святых числом до 25, писанные в 1431 г. на Афоне иноком русским Афанасием и потом переписанные по повелению игумена Троицко-Сергиева монастыря Зиновия (1432–1443); 2 . жития: Нифонта и Феодора Студита , писанные около 1250 г., Симеона Столпника, писанное в 1296 г., Епифания Кипрского в списке XIV в., Панкратия Тавроменийского в списке XIV в. Варлаама и Иоасафа Индийских в двух списках XIV и XV вв., Иоанна Златоустог о, Андрея Юродивого в отдельных списках XV в. 2797 ; 3 . Прологи, более двадцати книг, в списках XIII, XIV и XV вв. 2798 ; 4 . Патерик азбучный в списке конца XIV и трех списках XV в.; 5 . Патерик Скитский в списках 1296 г. и XV в.; 6 . Патерик Римский, или повести о жительстве святых отцов, святого Григория Двоеслова , папы Римского, в двух списках XIV и XV вв.; 7 . Патерик Египетский в списке начала XV в. 2799 Сочинения и сборники смешанного содержания. В числе этих сборников одни несомненно составлены в Греции, по крайней мере, не содержат в себе русских статей, а другие составлены в России, потому что наряду со статьями древних учителей Церкви заключают в себе и статьи русские, хотя немногие. К сборникам первого рода относятся: 1 . обширное сочинение Никона Черногорца (XI в.) самого разнообразного содержания: и догматического, и нравственного, и аскетического, и обрядового, и канонического. В сочинении этом две отдельные части, которые большею частию и переписывались отдельно как два особые сочинения. Одна называется Пандекты, состоит из 63 Слов и известна в списке 1296 г., в четырех списках XIV и трех XV в. Вторая – Тактикон, или Типикон, содержит 40 Слов и известна в списке 1397 г. и трех списках XV в. В сочинении Никона Черногорца приводится бесчисленное множество мест и отрывков из весьма многих древних писателей Церкви, так что предки наши, читая одно это сочинение, могли знакомиться со многими отцами и учителями, творения которых еще не были переведены на славянский язык 2800 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010