Оправдание наше благодатью Божией как нужно понимать в связи с цельной речью Апостола ( Тит. 3:7 )? Какие беседы и поучения к пасомым должны быть, по Апостолу, самыми обычными и учащенными беседами пастыря ( Тит. 3:8 )? Что разумеет Апостол под родословиями и сварами законными, или иначе – распрями о законе ( Тит. 3:9 )? Как понимать слова Апостола, что еретика человека нужно отрицаться даже по первом и втором наказании ( Тит. 3:10, 11 )? Вопросы для повторения содержания прочитанного и объясненного в послании к Евреям I. Вопросы к отделу: «превосходство Иисуса Христа посредника нового завета пред ангелами и Моисеем» ( Евр. 1:1–6:13 ) а) Вступительные слова апостольские о превосходстве лица Иисус-Христова и принесенного Им откровения. Евр. 1:1, 2 . Из чего открывается, по Апостолу, превосходство откровения Иисус-Христова пред пророческими откровениями? Выражение о творении веков какую мысль в себе содержит? Евр. 1:3 . Какие свойства Сына Божия излагает Апостол для доказательства Его несравненного превосходства? б) Превосходство Иисуса Христа пред ангелами Евр. 1:4–14 . Какие превосходнейшие имена усвояются Мессии во псалмах? Что значит введение первородного во вселенную ( Евр. 1:6 )? в) Вводные слова апостольские о сравнительном достоинстве слова законного и евангелия Христова Евр. 2:1–4 . Чрез взаимное сопоставление евангелия и ветхозаветного закона какие черты превосходства первого над последним выставляет на вид св. Ап. Павел? г) Возобновленная речь апостольская о превосходстве Христа пред ангелами Евр. 2:5 . Что разумеет под вселенной грядущей? Евр. 2:6–8 . Слова псалмопевца ( Пс. 8:5 и след.) какое отношение имеют к апостольской речи о превосходстве Иисуса Христа пред ангелами? Евр. 2:9 . Как согласить с превосходством Иисуса Христа пред ангелами то обстоятельство, что Он по Апостолу малым чим умален от них, и что Ему ныне не у видим всяческая покорена? д) Устранение соблазна смерти Христовой. Евр. 2:10 . Как Апостол выводить потребность смерти Христовой от Бога Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Из-за отсутствия и невозможности совершения иных жертвоприношений за грех, кроме принесённого Христом (Евр. 10:18, 26), для «отвращающихся от Глаголющего с Небес» (Евр. 12:25) и намеренно своим произволением творящих грех (Евр. 10:18, 26), и совершающих отступничество (Евр. 6:6), как вновь «распинающих Сына Божиего» и предающих поруганию Его спасительное служение (Евр. 6:6), грозит «ярость огня» (Евр. 10:27), Божие «отмщение» и воздаяние (Евр. 10:30) посредством «неизбежного» (Евр. 12:26) и «страшного суда Божия» (Евр. 10:26). Таким образом, в Послании к Евреям в напоминание ветхозаветного ритуала Дня очищения действие Христова служения как Великого Первосвященника и совершённой Жертвы распространяется лишь на тех людей, которые желают его воспринять, стараясь находиться в послушании требованиям Нового Завета между Богом и людьми. Таким образом, мы видим, что для раскрытия существа Искупительного служения Господа Иисуса Христа апостол Павел использует понятные адресатам Послания к Евреям языковые и образные средства Ветхозаветного жертвенного культа. Более того, культовый язык раскрывает взаимосоотнесённость греха и жертвоприношений и поэтому является наиболее подходящим средством для выражения совершённого Христом «очищения грехов» (Евр. 1:3). В Ветхом Завете наиболее широкую искупительную действенность имел особый ритуал Дня очищения. В этот день в место явления Славы Божией — во Святая Святых — входил сам первосвященник в смиренных льняных одеяниях, чтобы внести кровь жертвенных животных во очищение своих грехов и «всех грехов сынов Израилевых» (Лев. 16:30, 34). В остальные дни Святое Святых оставалось недоступным. Центральным моментом этого Дня были кропление жертвенной кровью Престола милости и перед ним, ибо истинное очищение даруется Милостью Божией, но не без крови (Лев. 17:11). Так как жертвенное животное в силу своей пассивности и отсутствия сознательной жизни перед Богом может совершить лишь несовершенное очищение, то для устранения всех грехов и нечистот народа Израилева от Святилища и всего стана первосвященник возлагал на козла отпущения эти грехи и нечистоты для переноса их в пустынное место.

http://bogoslov.ru/article/6174480

Иерусалимские Типиконы разных редакций неизменно указывают память П. 6 нояб.; его последование, как правило, соединяется только с последованием Октоиха, хотя изредка можно встретить указание на соединение со службой др. святому (свт. Димитриана в Hieros. Sab. 312. Fol. 28, 1201 г.). Устав службы предполагает пение на утрене «Бог Господь» с тропарем святому (тем же, что и в Типиконе Великой ц.), стихиры и канон П. исполняются на 6, в более поздних слав. Типиконах это отражено в праздничном знаке 3 точек черного цвета в полукруге: (см. Знаки праздников месяцеслова ). В последовании добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славах» и ексапостиларий (светилен) на утрене. В славянских Типиконах последование П. может соединяться с последованием прп. Варлааму Хутынскому (служба с полиелеем; см.: РГБ. Троиц. 243, 244). Чтения на литургии Состав службы на литургии (прокимен и Апостол) неоднороден в разных источниках, связанных с Иерусалимским уставом: в архаичных редакциях Типикона (до XIV в.) указывается прокимен из Пс 115, в более поздних (с XV в.) - прокимен из Пс 149 (иногда со стихом из Пс 63); назначается Апостол Евр 7. 26 - 8. 2 (в более ранних списках, как правило, не позднее XIV в.) или Евр 4. 14 - 5. 6. При этом в рукописных и потом в печатных Апостолах (вплоть до совр. греч. изданий) устойчиво приводятся прокимен из Пс 115 и чтение Евр 8. 1-6 (то же, что в Типиконе Великой ц. и студийских Типиконах). Др. чтения совпадают с указанными в студийских. В слав. книгах прокимен из Пс 115 приводится, как правило, в южно-слав. списках Апостола; в рус. списках Апостола и Типикона назначается прокимен из Пс 149, к-рый входит в совр. издания богослужебных книг. В слав. книгах (особенно в южнославянских) встречаются все 4 варианта чтения на литургии (Евр 4. 14 - 5. 6, 7. 26 - 8. 2, 8. 1-6 и 8. 3-6). В рукописных Типиконах обычно указывается чтение Евр 4. 14 - 5. 6, однако в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1641 г.) представлены на выбор чтения Евр 4. 14 - 5. 6 и 7. 26 - 8. 2. Московский Типикон 1633 г. неожиданно назначает Евр 8. 3-6. В рус. списках богослужебного Апостола приводится или Евр 8. 1-6 (как в Типиконе Великой ц.; он же - во всех московских печатных изданиях Апостола до 2-й пол. XVII в.), или Евр 8. 3-6, к-рый появляется в книгах после реформы патриарха Никона: в Типиконе 1682 г., Апостоле 1684 г. и последующих изданиях. Последование в современных богослужебных книгах

http://pravenc.ru/text/2578509.html

О законе ветхозаветном О заповедях Евр.7:18 . Этими словами поясняется, в чем состоит побудительная причина к перемене закона или заповеди: заповедь является немощною и бесполезною и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с тою заповедью, которая заменяет; напр., замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн. Мф.26:28 ; Евр.10:9 . О священстве Евр.7:23–28 . Эти слова приложимы только к ветхозаветному первосвященнику, который в каждое отдельное время был один и сменялся другим только за смертью; напротив, священников было постоянно во множестве и разделялись на двадцать четыре чреды... И Апостол далее в ст.27 и 28 называет «тех священников» – первосвященниками. Сам Иисус Христос называется и первосвященником: Евр.6:20; 7:26; 8:19:11, и священником: Евр.7:3, 11, 15 . Значит, здесь речь у Апостола о ветхозаветном священстве. О священстве О ходатайстве святых угодн. Божиих О причащении Евр.7:27 . Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению Апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17; 11:25–27 . О священстве Евр.8:1, 2, 5, 6, 10 . В послании к евреям Апостол Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим и Божественное величие первосвященнического служения Иисуса Христа пред служением ветхозаветных первосвященников, которые приносили в жертву Богу животных, птиц и неодушевленные предметы и, умирая, передавали свое достоинство детям. Христос же, первосвященник, принес в жертву за людей Самого Себя: 1Пет.3:18 ; Еф.5:2 . Христос совместил в Своем лице первосвященническое, царское и пророческое служение, но первосвященство Его вечно и царство Его не от мира сего: Ин.18:36 . Но эта раскрытая истина не отрицает необходимости и важности служения рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви: 1Кор.12:14–18, 21, 28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Христианину следует во всем уповать на Господа ( Евр.13:6 ), а не на свое богатство, иметь «нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:5 ). Так жил сам ап. Павел, о чем писал Филиппийцам: «умею жить в скудости, умею жить и в изобилии» ( Флп.4:12 ). Особо заповедует Апостол вспоминать своих наставников, чтобы, имея перед глазами их славный подвиг жизни, подражать их вере: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). В памяти всех была мученическая кончина апостолов Иакова Заведеева (42 гл.), Иакова брата Господня (62 г.) и многих других. Апостол призывает подражать вере их, т. е. хранить веру в любых обстоятельствах, даже до смерти. е) Наставления взыскующим будущего града (Евр.13:8–16) Ап. Павел заповедует хранить неповрежденным учение Иисуса Христа, не увлекаться «учениями различными и чуждыми» ( Евр.13:9 ), ибо вечен и неизменен Основатель нашей веры и учения: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Апостол увещает также не увлекаться яствами, которыми неверующие совращали христиан, особенно в дни постов и христианских праздников, так как это ведет к расслаблению и даже разложению духа ( Евр.13:9 ). Христиане имеют превосходнейший жертвенник, на котором принес Себя в жертву Христос, от которого они и должны питаться в жизнь вечную ( Евр.13:10 ). Но подобно тому, как ветхозаветная жертва выносилась «вне стана» ( Лев.16:27 , т. е. города, и там сжигалась, а в скинию вносилась только кровь кропления, так и Христос пострадал «вне врат», на Голгофе. «Стан» – это также образ земного Иерусалима и его храма со всеми его обрядами и поставлениями. И то, что Христос «пострадал вне врат» города, говорит о том, что христианство есть свободная от иудейства религия, а жертва Христова никоим образом не зависит от ветхозаветных жертв. «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ), т. е. евреи должны освободиться от ветхозаветных и вообще несовершенных понятий и прообразов и не стыдиться быть свидетелями Христовыми, подвизаясь вместе с Ним. И как Христос пребывает в вечном Иерусалиме небесном одесную Отца, так и мы должны искать этого града: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Исав выразил равнодушие к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь, – так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиих ( Быт.25:29–34 ; Евр.12:16–17 ). г) Предостережения от отступничества (Евр.12:18–29) Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им: 1) какой важный и превосходнейший Завет с Богом они получили. Если дарование Закона на Синае сопровождалось устрашающими символами, соответствующими грубости необрезанных сердец, то теперь они приступают «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму», где обитает множество Апостолов и праведников, достигших совершенства; более того, приступают «к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:18–24 ). Такое тесное общение с Богом достигается через «Кровь кропления», т. е. через Крещение и Евхаристию. 2) Апостол указывает на неотвратимость наказания за отвращение от «Глаголющего с небес», как не избегли наказания не послушавшие Бога «глаголавшего на земле», т. е. на Синае ( Евр.12:25 ; Исх.19:10–25 ). 3) Апостол предостерегает, напоминает о предстоящем последнем Суде. Как при даровании закона Господь «поколебал землю», так теперь он дал обетование поколебать «не только землю, но и небо» ( Евр.12:26–27 ; Агг.2:6 ), т. е. ничто не устоит при этом испытании огнем, кроме непоколебимого Царства Христова, царства благодати ( Евр.12:28 ). д) Призыв к добродетельной жизни (Евр.13:1–7) Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам ( Евр.13:1–2 ; Быт.18:3; 19, 2 ). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру, исходя из христианского сострадания ко всем страждущим ( Евр.13:3 ). Христианин обязан также свято хранить чистоту брачной жизни. По Апостолу, благословенный брак есть исполнение заповеди Божией, данной прародителям в раю ( Быт.1:13, 28 ), поэтому он должен быть «честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). Даже помысл невоздержания, похоти, тем более прелюбодеяния, делает брак нецеломудренным, нечистым и ложе оскверненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Увещевая к терпению и к вере, апостол объясняет, почему вера так необходима христианину. Она делает действительным то, что ожидается, делает видимым невидимое, она произвела великих праведников древности ( Евр.11:1–2 ). Посредством веры мы узнаём, что мир получил своё бытие от Бога. Вера сделала угодным Богу Авеля, Еноха, Ноя ( Евр.11:3–7 ). Верой получил обетование и потомство Авраам ( Евр.11:8–16 ). Верой он чуть было не принёс Исаака в жертву ( Евр.11:17–19 ). Верой Исаак и Иаков благословили своих детей; верой Иосиф завещал сынам Израилевым перенести его кости из Египта в Ханаан ( Евр.11:20–22 ). Верой спасался от смерти Моисей и спасались евреи ( Евр.11:23–29 ); верой взят Иерихон и спаслась Раав ( Евр.11:30–31 ). Вера же действовала и в судьях и во многих праведниках, делая их непобедимыми в опасностях и побуждая их к страданиям ( Евр.11:32–40 ). Глава 11:1. Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, «то есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом как бы в настоящем» (Катехизис, вопрос 6). Так, например, – объясняет Златоустый, – воскресения ещё не было и нет в действительности; но надежда делает его действительным в нашей душе. Стих 3. Верою разумеваем совершитися веком. Вера делает для нас понятным то, что говорится о сотворении мира словом Божиим. Апостол прежде читателей возводил к вере, потом изображает подвиги веры в других. И так как истории патриархов предшествует история творения мира, то с неё апостол и начинает. Стих 4. И той умерый ещё глаголет. Авель, несмотря на то, что убит, и доныне говорит о своей вере и праведности, служит примером. Стих 5. Верой Енох преложен бысть не видети смерти. Первоначальный текст книги Бытия говорит просто: не стало его, потому что Бог взял его ( Быт.5:24 ); но в чём состояло это взятие, не определяется ( Сир.44:15 ). Семьдесят в своём переводе и апостол Павел (здесь) называют это преложением, последний с замечательной прибавкой, что Енох не видел смерти. Касательно сего преложения наш отечественный толкователь [митрополит Филарет Московский (Дроздов) ] говорит: «Должно думать, что и в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределённую меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесной» («Записки на Книгу Бытия», на Быт.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Олам (евр.)  — вечность. Термин означает целокупный мир, устремленный в своем движении к Царству Божию. Руах (евр.) — дыхание, ветер, дух. Септуагинта (греч.)  — древнейший перевод Библии на греческий язык, сделанный в Египте в III b. до н, э. По преданию осуществлен семьюдесятью толковниками. Отсюда обозначение LXX. Сэдэк, или Цэдэк (евр.) — праведность. Теодицея (греч.)  — Богооправдание. Часть богословия, трактующая об отношении Бога ко злу. Этот термин (от греч. ……-Бог и …..-справедливость) впервые употребил Лейбниц в своем трактате «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de 1 " homme et 1 " origine du mal» (Amsterdam, 1710). Современное значение: религиозно-философская система, в основе которой лежит познание Бога, управляющего миром, поскольку это доступно разуму, еще не просвещенному лучами Бож. Откровения. Теофания (греч.)  — Богоявления. Тора (евр.)  — буквально «учение», «наставление». Общее название для заповедей Божиих. В узком смысле слова — Книги Закона Господня. С V b. до н. э. — наименование Пятикнижия Моисеева. Шеар (евр.)  — «Остаток». Термин, которым пророки обозначали ту часть избранного народа, которая осталась верной Богу. Шекина (евр. от шакан «обитать»)  — видимое присутствие Бога среди народа. Шеол (евр.)  — Преисподняя. Место, где согласно Ветхому Завету обитают души умерших. Хэсэд (евр.)  — милосердие, сострадание, любовь. Эбионим (евр.) — бедняки, нищие (множ. от эбион—«бедняк»). Слово, близкое по смыслу к термину Анавим. Экзегеза (греч.)  — толкование текста (Библии). Эмет (евр.)  — правда, справедливость. Эсхатология (греч.)  — учение о конце мира, а также и о посмертной участи человека. Хронологическая таблица гг. до н. э. Израиль гг. до н. э. Внебиблейский мир   858-824 в Ассирии Салманасар III Смерть Ахава, воцарение Иотама Пророк ЕЛИСЕЙ Смерть Иосафата, воцарение Иегорама «Гомеровская» Греция Переворот Иегу Разрушение храма Мелькарта в Самарии Смерть Иегорама, воцарение Ахазии, Ахазия убит Иегу, Воцарение Аталии Иегу — данник Ассура

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Евр.10:18 . Но где такое прощение обещал нам, т.е. отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, " за грехи» наши. Евр.10:19 . Итак мы имеем, брать я, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, – которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас Евр.10:20 . чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поскольку Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас Евр.10:21 . перво священник, не над скиниею временною, но над домом Божиим. Евр.10:22 . Да приступаем к Нему с истинным сердцем, чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, – и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься от совести лукавой, проявляющейся в помышлении зла, и омоем тело наше крещением освящения, Евр.10:23 . будем держать в скорбях наших «надежду», которая должна исполниться в свое время, – и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, ибо верен Обещавший нам. Из-за внешних гонений или внутренних скорбей да не оставляем друг друга без помощи, как есть обыкновение такое у некоторых, но будем утешать друг друга, – особенно когда увидите приближение дня скорби или гонения ( Евр.10:24–25 ). Если же колеблемся и Евр.10:26 . своевольно грешим после того, как получили это познание истины, данное нам чрез Христа: то уже не имеем жертвы лучшей, чем та, которую Христос принес за грехи. Евр.10:27 . Но... страшное наказание суда и ярость огня.... пожрет врагов, кои были противниками себе самим и ближним. Евр.10:28 . Ибо [если] те, кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова), без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 13:7 – 14 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для (очищения) греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Вопросы к зачету 1. Вопрос о времени и месте написания Евр., адресаты Послания. 2. Проблема авторства Послания к евреям. 3. Превосходство Христа над пророками, ангелами и Моисеем ( Евр. 1 – 3 ). 4. Превосходство Христа над Аароном. Христос – истинный Первосвященник ( Евр. 4:14 – 5:11 ), по клятве Божией (6:13 – 20), по чину Мелхиседека (7). 5. Превосходство первосвященства Христова: лучший завет ( Евр. 8 ), лучшая скиния (9:1 – 10). 6. Превосходство первосвященства Христова: лучшая жертва, очищающая совесть ( Евр. 9:11 – 28 ), Единственная и совершенная жертва Иисуса Христа ( Евр. 10:1 – 18 ). 7. Понятие веры по Евр., примеры подвижников веры ( Евр. 11 – 12:17 ). Темы для докладов 1. Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв ( Евр. 9 – 10 ). 2. Послание к евреям и его ветхозаветные корни. 3. Вопрос авторства Послания к евреям. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 116117 ....Свое Послание, всеми признанное, он (Климент, еп. Римский) написал Коринфской Церкви от лица Римской. В нем он приводит много мыслей из Послания к Евреям, выписывая некоторые дословно, и ясно доказывает, что Писание это (т. е. Послание к Евреям) не новое. (2) Поэтому, естественно, он решил причислить его к остальным Посланиям апостола. Павел писал евреям на родном языке, и одни говорят, что евангелист Лука, а другие, что сам Климент перевел его на греческий. (3) Последнее кажется более вероятным и по сходству языка в Климентовом Послании и в Послании к Евреям, и по небольшой разнице между мыслями обоих писаний» (Кн. III. § 38, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010