Этот тяжелый рок наследственной болезни висел над его семьей. В 16 лет умерла старшая дочка, Сонечка. Старший сын, Юрий, болел всю жизнь. Два другие его сына — Сергей и Вениамин умерли молодыми. 25 История этого храма такова. Царь Петр, проплывая на барке по Москве–реке, увидел, что люди идут в храм Иоанна Воина, прыгая по дощечкам и с камушка на камушек, потому что вся площадь Бабьего городка во время разлива затапливалась водой. И царь сказал, что Иоанн Воин дал нам победу над шведами, а потому нельзя, чтобы храм его находился в таком пренебрежении. И что, хотя и запрещено сейчас строить в Москве каменные здания, он пришлет из Петербурга бригаду каменщиков, чтобы перенести этот храм на высокий берег. Что и было сделано. 26 Одна наша знакомая в 6 часов утра поднимала двоих своих ребятишек и заставляла петь «Интернационал», чтобы соседи не подумали, что они молятся. 27 Насчет усов приходилось временами слышать нечто забавное. Так в МИИТе однокурсница, Сонечка Дзюба, говорила: «Костя, пошевеляй усами!». А причина, что я их носил, была простая: отец в молодости носил такие же. 28 Имеется в виду полная декомпенсация сердечной деятельности. — Концевая сноска 8 на с. 384. 29 Имеется в виду, что рецепты хозяйки держали в секрете и гости, пробуя пасху, пытались сами их «вычислить». — Концевая сноска 9 на с. 384. 30 «Площадь Борьбы» — остановка трамвая вблизи МИИТа. — Концевая сноска 10 на с. 384. 31 Московский институт инженеров транспорта. — Концевая сноска 11 на с. 384. 32 Умер он в должности руководителя одного из отделов БАМ–проекта. 33 Этот обычай я впоследствии перенес в Московскую духовную семинарию: мы знакомили первокурсников с нашей школой, с Москвой, с ее святынями, и перед ними выступали старшие профессора, — с именем, стажем и богословскими исследованиями. 34 Ленинградский институт инженеров транспорта. — Концевая сноска 12 на с. 384. 35 Несколько лет спустя, когда уже была возобновлена Троице–Сергиева лавра, ее первым наместником стал архимандрит Гурий (Егоров). И вот там в церкви я однажды увидел Николая Михайловича Егорова. Я поздоровался, хотя он меня в лицо не помнил. «Молодой человек, — обратился он ко мне, — Передайте, пожалуйста, отцу наместнику, что к нему приходил брат». 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПРИМЕР. Сила и важность доброго примера. III, 87. Сила слова зависит от доброго примера. 87, 88. ПРИРОДА. В природе видимой ничто не уничтожается. I, 215. Она в жизни и смерти поучительно говорит человеку. III, 170, 171. Отчего невнимателен человек к вещанию природы? 170. В области природы есть предзнаменования. 309. ПРИСЯГА. Ее значение и важность. III, 240, 245. ПРИЧАЩЕНИЕ. Таинству Причащения подобна была таинственная святыня древа жизни. II, 358. Иисус Христос установил сие Таинство для всех христиан. 28. Важность сего Таинства. 29. В нем преподаются нам в пищу и питие плоть и кровь Богочеловека. 29–31. Мы должны вкушать Тело и Кровь Христовы, не только как врачевство, но и как пищу. 381. Вера, требуемая от причащающихся Тела и Крови Христовой. 32. Плоды таинства Причащения. 33. Радость, благодарение и славословие после причащения. 27. По установлению Господа христиане как можно чаще должны приступать к таинству Евхаристии. 381, 383, 384. Пример для сего – христиане первенствующей Церкви. 384. Не должно уклоняться от Причащения. 422, 423. Неосновательность извинений, представляемых христианами, редко приступающими к Причащению. 384, 385. Правила церковные против не приступающих к таинству Причащения. 384. Каких людей Церковь удаляет от Причащения? 471. Младенцы не должны быть устраняемы от оного. 382. Почему Евхаристия должна быть совершаема только в храме? 363. Изречения о таинстве Причащения св. Иоанна Златоуста , 32, 34, 35, и св. Иоанна Дамаскина . 31. ПРИШЕСТВИЕ Х ристово второе. Ожидание оного первенствующими христианами. II, 69. Признаки оного. 74. Для чего предсказано, что второе пришествие Христово будет торжественное? I, 151. Ожидание оного утешает христианина и ободряет его в подвигах. II, 68–72. От чего предостерегает нас внезапность оного? I, 153. Отчего происходит забвение о втором пришествии Господнем? II, 73, 74. ПРОМЫСЛ. От Промысла, а не от случая зависят происшествия мира. III , 178. Пути Промысла не исследимы. II, 551, 552. Промысл исполняет свои намерения не так, как предначертывает самомудрствующий разум. III, 269. Пути Промысла в судьбе царств и народов. 328. Особенные цели оного в несчастных судьбах мира и человека. 176, 177, 329. Явление Промысла в устроении судьбы великих благодетелей человечества. 329, 330. Пути Промысла в делах важных, 530, 531, в торжествующем нечестии. I, 263, 264. Промысл до времени сокрывает свои орудия в неизвестности. III, 335. Надобно с покорностию нести жребий, назначенный Промыслом. I, 348, 349.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Александр Македонский (356–323 до Р.Х.) – царь Македонии, победитель Персидского царства, основатель Македонской державы. Анакреонт (род. 470 до Р.Х.) – древнегреческий лирический поэт. Анаксимен (Милетский) (VI в. до Р.Х.) – ионийский философ. Анахарсис (Скифский) (VI в. до Р.Х.) – один из знаменитых «семи мудрецов». Получил образование в Греции, после своего возвращения в Скифию был убит. О нем сохранилось множество рассказов и апофтегм. Антаген, возможно, Антигон (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов (преемников); пал в битве при Ипсе. Антигон-царь (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов; пал в битве при Ипсе. Антисфен (444–370 до Р.Х.) – древнегреческий философ-киник. Антифан (408–344 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф. Антифон (480–411 до Р.Х.) – древнегреческий оратор-софист. Апеллес (370–306 до Р.Х.) – известный древнегреческий живописец, придворный художник Александра Македонского. Аполлоний (Тианский) (1–98) – пифагорейский философ, мистик, чудотворец. Аристид (ум. ок. 468 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и полководец; участвовал в победах над персами при Марафоне и Платеях, а также в морских сражениях с последними; был изгнан из Афин Фемистоклом. Аристипп (Киренский) (435–366 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель киренской школы и философского направления гедонизма. Аристоним – древнегреческий поэт, современник Аристофана. Аристофан (445–385 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф, автор 54 комедий; упоминается в диалогах Платона. Аристотель (384–322 до Р.Х.) – древнегреческий философ, ученик Платона; учитель Александра Македонского. Аркесилай (315–240 до Р.Х.) – афинский философ, глава так называемой Средней (или Второй) Академии. Арриан (85–175) – римский историк, географ. Биант (Приеней) (VI в. до Р.Х.) – древнегреческий философ и мудрец, один из «семи мудрецов». Бион – древнегреческий философ, живший ок. 300 г. до Р.Х. Гай – автор, цитируемый Стобеем. Гераклит физик – Гераклит Эфесский (ок. 540–480 до Р.Х.), знаменитый древнегреческий философ, стихийный материалист.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее утверждение объясняет, что любовь Бога к нам, являемая Духом Святым, открывается не абстрактно, а в опыте, позволяющем почувствовать ее, когда мы воистину и всем своим существом ее «вкушаем». Знание любви Божьей через Духа Святого – это не то знание, от которого в уме остается след, или понятие, или память, или воспоминание, а познание опытное, глубоко затрагивающее все существо человека (ум, душу и тело), оставляющее в сердце неизгладимый и незабываемый отпечаток. «Эту любовь мы постигли не своим умом, но милосердием Божиим от благодати Святого Духа» (с. 494); «...душа, познавшая Господа Духом Святым, уязвлена любовью Его и не может забыть Его...» (с. 306; ср. 354). «Онтологический» характер этого знания, то, что оно не понятийное и не плод воображения, а опытное, проявляется, впрочем, в том, что это знание преображает того, кто его получает, делая его подобным Богу: «Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: и будем подобны Ему, потому что увидим Его, как он есть , и будем видеть славу Его» (с. 380). Мы должны принять помощь Святого Духа в познании божественной любви именно потому, что Святой Дух для нас – «проводник» этой любви; Его миссия – в том, чтобы сообщать ее нам; это Он по замыслу домостроительства (если говорить в научных терминах богословия) выполняет задачу распространения в нас любви, которую Сын передает Ему, получив от Отца. Итак, для нас непосредственным образом «любовь сия от Духа Святого» (с. 354), и мы можем получить ее только от Него и познать только через Него. И снова преподобный Силуан ссылается на собственный опыт: «Духом Святым мы познали любовь Господню» (с. 383; ср. с. 384); «много нас любит Господь; познано это от Духа Святого, Которого дал мне Господь по единой милости Своей» (с. 297); «Ты дал мне познать, как безмерно Он любит нас» (с. 384); «…я не мог бы знать этой любви, если бы не научил меня Дух Святый..,» (с. 311). А его опыт хранит преемственность с опытом апостолов и святых: «Когда Дух Святой сошел на апостолов, то они опытом познали, что есть любовь Божия и любовь к человеку» (с. 384). И святой Силуан снова молится, чтобы все люди могли через Духа Святого познать, как и он, насколько Бог любит каждого из нас. «Господи, Духом Твоим Святым просвети народ Твой, чтобы все познали любовь Твою» (с. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

По мнению Е. Е. Голубинского, под уставом «службы Златоустовы и Василия Великого», отдельном от самой литургии Иоанна Златоуста, о котором сообщается в послании митрополита Киприана псковскому духовенству, нужно рассматривать именно «филофеевский» чин проскомидии. С датой этого послания согласуется упоминание на л. 72 в Служебнике о личном участии митрополита Киприана в работе над рукописью в 1397 году. Вероятно, эта поздняя приписка есть всего лишь парафраз записи в раннем протографе, но может быть и косвенной датировкой для него, отмечая начало литургической реформы митрополита Киприана. ГИМ. Син. 329/384 «Слава и ныне, глас 8, стихира Благовещению: Веселитеся небеса» Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. С. 109 Vat. Slav. 14 Vat. Slav. 8 Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 99 РНБ. F.n.I.18 РНБ. ОЛДП. F. 6 Vat. Slav. 14 ГИМ. Син. 329/384 Син. 326/381 Син. 328/383 и 329/384 Meyendorff John. The Liturgy: A Lead to the Mind of Byzantium//Meyendorff John. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. St. Vladimir’s Seminary Press. N. Y., 1982. P. 115–128 Meyendorff J. Projets de Concile oecumenique en 1367: Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et le legat Paul//DOP. T. 14. Washington D.C., 1960. P. 174 Trempelas P. N. Aι τρεις Λειτουργαι κατ τους εν Αθναις κδικας//Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechischen Philologie. Bd. 15. Athens, 1935. S. 1–16 PG. T. CLII. Col. 1411-1412; Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV–MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. I. Wien, 1860. P. 492 См. соборные определения: PG 151. Col. 715-716; пер.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. С. 877 ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 331 Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV–MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. II. Wien, 1862. P. 280–282, 282–285. 515–516

http://pravoslavie.ru/588.html

В своем докладе я попытаюсь 1) рассмотреть общие черты возвращения фигуры свидетеля в современную культуру и стоящие за этим изменения самой культурной чувствительности; 2) проследить богословские последствия такого возвращения и продемонстрировать связь свидетельства и евхаристического гимна в контексте богословия общения и определяемой им евхаристической антропологии. Свидетель и новая культурная чувствительность. Начать надо с истории исчезновения фигуры свидетеля из культуры Нового времени. Именно эту задачу, на наш взгляд, решает Вальтер Беньямин, когда в 1936 году публикует эссе «Рассказчик», посвященное творчеству Николая Лескова. В нем он прощается с уходящей фигурой рассказчика и набрасывает его портрет, противопоставляя автору романа. И хотя речь идет о литературе и ее теории, его аналитика имеет антропологическую и культурологическую значимость. Более того, если беньяминовские проводы рассказчика, как мы попытаемся показать, оказались преждевременными, а рассказчик – свидетель не только не исчез из культуры, но и возвращается в ее фокус, то предложенный в этом эссе антропологический портрет оказывается ключом к современной культуре. Беньямин начинает свой анализ с описания ситуации, далекой, на первый взгляд, от насущной и грозной проблематики европейской культуры между двумя мировыми войнами. Эта ситуация определяется тем, что повседневный опыт «говорит нам, что искусство повествования сходит на нет. Мы все реже встречаемся с людьми, которые в состоянии что-то толком рассказывать. Замешательство все чаще овладевает компанией, если вдруг кто-то попросит кого-нибудь рассказать историю. Все обстоит так, словно у нас отняли наследный дар, казавшийся неотчуждаемым, надежнейшим из надежных, – дар обмениваться жизненным c. 384].   По его мнению, причина исчезновения людей, способных поддержать разговор и при любых обстоятельствах рассказать интересную историю, «очевидна: акции опыта сильно упали в c. 384]. Для того, чтобы рассказ существовал, необходим авторитет личного опыта для слушающего. Мы расспрашиваем и слушаем, потому что считаем личный опыт другого чрезвычайно важным для своей жизни. Такое падение ценности личного опыта – прямой результат Первой мировой войны: «Разве мы не заметили, что, когда закончилась война, люди пришли с фронта онемевшими? Вернулись, став не богаче, а беднее опытом, доступным c.384].

http://bogoslov.ru/article/1246617

35 У Кумы (т. 7) постоянно говорится: χατερημσας λην τν Σερβαν, λεηλτησεν λην τν χραν (6, 384); τς πολες (в Пелопонезе) σντριψε, κατκαυσεν, ρμωσε (–380). В Сербии совершенно сожжен прекрасный монастырь Милешев (Раичь кн. 9, гл.9, стр. 265). 36 В 1454 г. в Сербии взято в плен 50000 жителей; в 1459 г. около 200000, по свидетельству историка Энея Сильвия; в следующем году из Пелопонеза переселено в Константинополь 10000 христиан. Κομας, τ. 7, 373, 375, 379. 38 Κομας, τ. 7, 372–379. Жители соседних славянских областей: Славонии, Стирии и Кроации целых 10 лет страдали от вторжений турок (там же, стр. 394). 39 Стефан Крестичь, зять Лазаря 2 Бранковича, деспота сербского, по одним, привязанный к столбу, расстрелян, (Раичь, кн. 9, гл. 9, стр. 263), по другим – лишен головы (Кума 7, 384). 43 Κομας, τ. 7, 6, 379. На о. Лесбос богатые граждане переселены на жительство в окрестности Константинополя, среднего сословия обращены в рабство, а остаться на острове дозволено только бедным и слабым (–383). 47 Кардинал Исидор во время взятия Константинополя турками был пленен, но успел убежать из плена. Послание его, внесенное в летописи Римской церкви, начинается так: Audime наес, audime omnes genmes; auribus percipime, qui habitatis orbem...universi quoque reges ет principes Chrismocolae ac universus Domini populus cum religiosis cunctis audime. Он умер в Риме с именем константинопольского патриарха. Ист. Карам кн. 2. т. 5, изд. 1842 г. стр. 211; примеч. 382; 52 Κομας, τ. 7, 384–395, 398. 26 января 1479 года заключен был между турками и венецианской республикой мир, по которому возвращены были с обеих сторон завоёванные места. 54 Напр., с 5000 албанцев он противостоял 150-ти тысячному войску турецкому; с 11000 своего войска совершенно поразил 40000 турок в сражении на поле Алесийском, так что 30000 падших устлали поле битвы. 55 Георгий Кастриот оставался спокойным владетелем Албании до смерти своей, последовавшей в 1466 году; он умер 63 лет от роду (род. 1404 г.). Участвуя лично в 22 сражениях, он, говорят, собственными руками убил до 2000 турок, и между тем не испытал даже малейшего удара или раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010