Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18-32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 8-я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 14:14–22 14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. Практический очерк содержания рядового чтения Главная истина нынешнего чтения из Евангелия, передающего историю чудесного насыщения пяти тысяч народа, заключается в том, что Иисус Христос есть хлеб жизни, как Он Сам именует Себя, давая высшее значение этому чуду (ср. Иоан. 6:34–35 ). Тут Иисус Христос показал нам: а) что никто, кроме Него , не может удовлетворить всех нужд, ст. 14 16; б) что никто, кроме Него , не может дать совершенного удовлетворения, ст. 17; в) что Он приготовляет все к принятию от Него истинной пищи, ст.18:19; г) что Он насыщает нас совершенно посредством своих учеников ст. 19; д) что Он заповедует нам высоко ценить небесные дары и не расточать их ст. 20 ср. Иоан. 6:12; е) что мы должны признавать Его , как Единого для всех Спасителя и Господа ст. 21. Всматриваясь глубже во все частности дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы: Ст. 14. О милосердии к бедным.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению) Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ( Рим.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великую Субботу, мы слышали в Апостольском чтении рассуждения апостола Павла о крещении, грехе, смерти и воскресении (см. Рим.6:3-11 ). Не случайно именно эти слова звучат в этот святой день упокоения Господня. Еще немного, и всех нас ждет неизреченная, великая радость Пресветлого Христова Воскресения. С благоговением и трепетом ждем мы этого славного события. А пока самое время вместе со святым апостолом подумать о том, что значит креститься во Христа и быть живыми для Бога. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – вопрошает святой Павел. И тут же у нас возникает закономерный вопрос: как это – креститься в смерть Господа? Ведь что значит для каждого христианина святое крещение? Это значит, что с момента крещения человек становится членом Церкви Христовой, полностью оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы начать жизнь новую – вступить в живое и теснейшее общение с Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что для всех нас, братья и сестры, святое крещение – не просто таинство Церкви, а благодатное начало новой жизни, как крест и гроб Господни, через которые Спаситель должен был пройти, прежде чем воскреснуть. Говоря, что мы крестимся в смерть Христову, апостол Павел указывает на те страдания и муки, которые испытывает каждый крещаемый, подобно страдающему и распятому Господу, но не в физическом, а в духовном и нравственном плане. Трудно полностью отринуть все то, что было дорого раньше. Отказаться от земного, от привязанностей и удовольствий, от греховных пороков и страстей. Но отринуть все это от себя надо решительно и бесповоротно, потому что после крещения обновляется весь человек, становясь не рабом греха, а чадом Божиим. Вот почему апостол пишет: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя мытаря и фарисея I. Евангельское чтение. Зачало (89) от Луки 18:10–14 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи; или как этот мытарь. 12. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения С недели Мытаря и Фарисея Святая Церковь начинает готовить христиан в великому посту и покаянию. Так как началом греха и падения человека была и есть гордость, которая препятствует человеку чистосердечно сознавать свою духовную нищету и обращаться к искреннему раскаянию в грехах, то в евангельском чтении недели, готовящей к покаянию, внушается нам, прежде всего, как опасно питать в себе надменное превозношение собственной праведностью и благочестием. А). Свойства этого превозношения (ст.10–13). 1). Люди гордящиеся, подобно фарисею, собственным благочестием: а) склонны отделять себя от других людей (ст.11): — Фарисей, став впереди, на видном месте, « молился сам в себе так »; б) считают собственной заслугой всякое добро, ими сделанное, и не находят себе другой молитвы, кроме молитвы благодарения. Молитвы не благоговейной в признании необходимости для себя божественной помощи, но самоуслаждающейся в заявлении того, что ласкает собственное тщеславие (ст.11). — « Боже! благодарю Тебя ;» в) думают весьма дурно о других людях (ст.11): — « не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи »;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

О священном Предании «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Мы научаемся истинной вере в Бога из двух источников богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая сотворенная Богом природа: небо и земля, солнце, луна и звезды, моря, реки и леса, животные и растения, словом, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога: «Небеса, говорит псалмопевец, проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание» ( Пс. 18:2–3 . Еще: 49:6. 88:6. 96:6.). И св. апостол Павел говорит об язычниках: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:19–20 ). Но естественное откровение далеко .не достаточно для полноты богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце; действительным и совершенно непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда нелюди слабыми силами ума своего стараются познать всемогущего и непостижимого Бога, а Сам Бог , по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю чрез избранных Им святых мужей. Избранные Богом святые мужи двояким способом объявляли людям Его волю: или устно или письменно. Первый, устный, способ передачи воли Божией называется священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих, второй способ, письменный, именуется священным Писанием, тоже в отличие от обычных писаний человеческих. В Ветхом Завете существовало два источника научения людей вере в Бога: св. Предание и св. Писание, то и другое суть откровение божественное, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 . Еще: 1Петр. 1:10–12 ). Подобными же двумя способами, т. е. устно и письменно, научались люди вере в Бога и в Новом Завете: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 13:1–2 ), а потом – и чрез учеников Его, св. Апостолов. Но Христос учил людей только устно, а св. Апостолы – устно и письменно, но устно – несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. ( Ин.15:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Евангельском отрывке, прослушанном нами за Божественной литургией, Господь наш Иисус Христос продолжает прощаться с учениками, духовно подготавливая их к тем трагическим событиям, которые должны в скором времени произойти (см. Ин.14:27-15, 7 ). Христос говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Попробуем разобраться в этих словах Господа. Выражение: идите с миром было свойственно всем благочестивым и соблюдающим приличия людям еще в Ветхом Завете. Так прощались и приветствовали друг друга. Но обычное выражение в устах Сына Божия приобретает особый смысл. Для Него это не просто пожелание, которое может и не исполниться, а действительное дарование мира, которым был преисполнен Иисус Христос, мира, царящего в Его душе. Господь вправе сказать: …мир Мой даю вам. Он — Творец вселенной, Владыка жизни и Властитель мира. Особую благодать душевную, неизреченный свет Христов, как величайшее сокровище оставляет Божественный Учитель святым апостолам. С этим миром, с этой благодатью и озарением им отныне не будут страшны никакие трудности и нестроения земного мира, никакие выпады врагов и недоброжелателей, никакие муки и страдания, даже когда Господь удалится от них к Отцу Небесному. Все это, конечно, понимают ученики. Но даже приобретая такое сокровище, они остаются грустны и печальны. Для них, всей душой любящих Господа, нет сейчас ничего страшнее и тяжелее, чем расставание. Сын Божий видит, как страдают апостолы. Ему хочется поддержать и утешить их, тем более обетования Господа благодатны и утешительны. Еще и еще раз, с нежностью и любовью, Иисус Христос обращается к поникшим, опечаленным ученикам: Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению) Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. ( Евр.1:1-2 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали в Апостольском чтении (см. Евр.1:1-12 ), как первоверховный апостол Павел увещевал христиан Палестины не оставлять веры в Господа Иисуса Христа, показывая Его превосходство и славу не только над всеми людьми, но даже над Небесными Силами. Среди евреев, исповедующих Христа, к моменту написания данного послания укрепилось стремление объединить христианские догматы с иудейскими или же, наоборот, вовсе отвергнуть Ветхий Завет как устаревший и не имеющий больше никакого значения. Это были опасные тенденции, следование которым могло привести к краху души, к стойкому безверию. Естественно, апостол не мог допустить, чтобы христианская община, которая, по Божией милости, образовалась в Палестине, шла по ложному пути. Зная, как иудеи трепетно относятся к древним пророчествам, апостол Павел говорит о том, что Отец Небесный обращается теперь к людям не через пророков, а непосредственно через Своего Божественного Сына, Которого послал на землю для искупления грехов рода человеческого: Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Иисус Христос – Наследник всего мира. Нет ничего на свете, что было бы не подвластно Господу. И потому Он не сравнится ни с одним, самым знаменитым пророком! Через Господа и Спаса нашего даны людям благодатные средства спасения от беззаконий и духовной смерти. Сын Божий открыл дорогу к Небесному Отцу, вернул человечеству столь долгожданное теснейшее Богообщение, вывел людей из рабства греху. Ведь до искупления на кресте, отягченные печатью первородного греха, люди очень легко впадали в искушения, поддавались страстям и порокам, потому что были ближе не к Богу, а к врагу рода человеческого. И только Сын Божий, Распятый и принявший смерть на кресте за каждого из нас, смог победить грех, вырвать жало смерти и освободить людей от сетей диавольских.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению) Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. ( Лк.1:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В торжественный день Благовещения Пресвятой Богородицы нашему вниманию был предложен отрывок Святого Евангелия от Луки (см.1:24–38), в котором повествуется об этом благословенном событии. Солнечно и радостно на душе оттого, что произошло в этот день около двух тысяч лет назад! Мы чествуем Царицу Небесную, нашу непрестанную Заступницу и Утешительницу, Пресвятую Богородицу, Которая в этот лучезарный день возвеличена была из всего рода человеческого особой, благой вестью небесной, узнав от Архангела Гаври ила о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя рода человеческого, подарить миру не простого сына но Сына Божия. В дни Великого поста разве может быть для души христианской большее утешение и укрепление, чем воспоминание о сем светлом открытии, вдохновенном источнике нашего спасения?! Но вначале, как бы в преддверии будущей славы Богородицы, евангелист Лука рассказывает нам о несказанной радости праведной, преклонной в летах четы Захарии и Елисаветы, которые оставались долгие годы бесплодными, были поносимыми людьми за бездетство, а теперь обрели надежду родить столь желанное и выстраданное ими дитя. Архангел Гавриил возвестил Захарии о будущем рождении сына Иоанна, который будет велик пред Господом , но тот усомнился в возможности сказанного, за что был наказан временной немотой, пока не свершится прореченное. Святое Евангелие свидетельствует: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь в дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавета столь трепетно относилась к своему будущему материнству, что, скрываясь от посторонних взглядов и ненужных пересудов, пустых людских разговоров, сосредоточенно приуготавливала себя к долгожданному рождению сына, непрестанно молясь и благодаря Бога за величайшую милость. А тем временем мы узнаем из Евангельского чтения, что в шестой месяц ее радостного бремени послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Елисавета же и Дева Мария были связаны родством.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ( Мф.18:20 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в торжественный День Святого Духа было прочитано Евангельское чтение, в котором раскрывается суть наших отношений с ближними (см. Мф.18:10-20 ). Господь Иисус Христос учит учеников Своих и всех христиан поступать с людьми по любви и совести. Искренней христианской любовью должны мы покрывать все обиды и огорчения, причиненные нам. Даже если кто-то кажется нам недостойным общения и сострадания, закоснелым грешником, которому нет прощения, мы не вправе делать скоропалительные выводы, презирать или осуждать его. Господь сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Под малыми разумеются люди, принявшие сердцем Господа, но еще не окрепшие в своей вере во Христа, не утвердившиеся в исповедании. Они, как маленькие дети, которых многому нужно научить, наставить, вразумить. Но презрение, в основе которого лежит гордыня и тщеславие, самолюбование, способно оттолкнуть новоначальных в вере. Любое неосторожное слово или непродуманное действие, порочащее праведность и добродетель, может привести к соблазну. От этого остерегает нас Сын Божий. Ведь само по себе подобное поведение есть тяжкий грех. Разве можно презирать собратьев во Христе, если Сам Бог неустанно печется о каждом из них и Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Небесного? Перед Богом все чада Его равны и одинаково любимыми! Господь не выделяет никого из верных последователей Своих, любит всех. Но более сведущие — в ответе за менее просвещенных светом веры Христовой. Значит, и ответственность их перед Богом велика. Вот почему в отношениях с ближними Господь призывает к осторожности, доброте, состраданию и милосердию. Все верующие люди являются приближенными Царя Небесного, и оскорблять их означает гневить Самого Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Св. Иоанна Златоустог о Господь наш, по воскресении из мертвых, многократно являясь ученикам Своим, с любовью обращался с ними, позволял осязать Себя и был с ними в продолжение сорока дней. Наконец, Он пришел на гору Елеонскую, против Иерусалима, и там в последний раз повторил им Свои наставления: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, говорил он ученикам Своим. Идите же по всему миру, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, в оставление грехов. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром и давайте. ( Иоан. 20, 21 . Марк. 16, 17 ., Матф. 28, 19; 10, 8 ). Благословляйте гонителей своих, благословляйте, а не проклинайте. Подражайте Учителю вашему. Потому узнают все, что вы мои ученики ( Иоан.13. 25 ), если вы будете любить ненавидящих вас. Вспомните, сколько зла мне сделали иудеи! Серафимы не смеют взирать на лице Мое и закрывают свои лица, а иудеи били Меня по ланитам. Мои руки образовали человека из земли и создали весь этот прекрасный мир, а иудеи железными гвоздями пригвоздили эти руки к древу. Если Я обращу взор Мой на землю, земля трепещет и трясется, а иудеи смеялись надо Мною, проходя мимо и кивая головами. Все Я терпел от них, и не гневался, не мстил им. Думаете ли вы, что Я не мог мстить? Ангелы у Меня стояли готовые к мести, но Я не позволил им, простертый на кресте, Я молил Отца за врагов Моих и говорил: Отче Мой, прости им; ибо не знают, что делают! ( Лук. 23, 34 ) Я страдал терпеливо, чтобы вам подать пример. Если бы Я только учил, а не делал; в Моем учении была бы несообразность. Нет, сперва Я Сам сделал все, а потом уже вас обязываю делать. Я сказал: Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Иоан.10, 11 ), и не отказался от смерти, будучи бессмертным. Я сказал: Благословляйте клянущих вас ( Матф.5, 44 ), а не проклинайте; и, столько вытерпевши от Иудеев, никого не проклинал. – Я все совершил, что предсказали о Мне пророки; и вот теперь восхожу к Отцу моему ( Иоан.20, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О святости и почитании храмов Божиих «Святилище Мое чтите: Я Господь» ( Лев. 19:30 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ). «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:17 ). «Храмом Божиим,» или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом,» Его «жилищем», местом «святым»требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». I. Сектант: Не нужно никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16–18 . См. еще: 1Петр. 2:5 . Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа ( 1Кор. 7:40 ) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостоивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010