«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» ( Притч. 31:1–3 ). Составление книги целиком – наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч – это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости – страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» ( Притч. 1,2–4 ) Книга разделяется на несколько частей. Первый – это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй – второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая – разрушит его своими руками». Третий раздел – слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой: нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел – это притчи царя Агура и царя Лемуила – «признание и семейное счастье». Ключевое слово – «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Начало премудрости — страх Господень» . Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла.     «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3:7). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притч. 1:2–4).   Книга разделяется на несколько частей . Первый  — это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй  — второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения» «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается» «мудрая жена устроит дом свой, а глупая — разрушит его своими руками»   Третий раздел — слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой : нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен»   Пятый раздел — это притчи царя Агура и царя Лемуила — «признание и семейное счастье».   Ключевое слово  — «мудрость» . Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».   Вторая символика этой книги — образ неверной жены. Личной мудрости притчи противопоставляется искушение, живая мудрость — чувственному разуму в образе неверной жены. Литературные черты этой книги — прежде всего краткость и ясность содержания. Многие притчи вошли как поговорки в наш обиход. Три формы выражения употребляются в притчах, это антитеза, сравнение и образный язык . Особые темы, которые затрагиваются в притчах, помимо центральных — мудрости, страха Господня, различного благочестия, — это скупость (1, 17, 27, 28), благотворительность, ложь (6:17; 8:13), высокомерие (11:2; 12:9), леность, как мать всех пороков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Сегодня первый день трех подготовительных недель, которые приближают нас к Великому Посту. И сегодня особый день богослужебного круга: мы впервые открываем постную Триодь, и эта книга, начиная с сегодняшнего дня, будет вести нас к Пасхе. Триодь не просто сборник текстов, предназначенных для стихословия и пения, эта книга – сокровищница и целый кладезь наставлений, поучений, необыкновенно ярких зачастую парадоксальных образов, которые должны нас вдохновлять, поддерживать и воодушевлять на нашем постном шествии. Большинство стихословий, вошедших в Триодь, составлены в VIII-IX веках, и они отражают аскетический опыт православной Церкви, опыт великопостного совершенствования на пути, который нас подготавливает к Пасхальному торжеству. Это аскетика и богословие, изложенные языком гимна, и поэтому эта книга обладает особой силой и пронзительностью. Мы начинаем читать Триодь и интересно услышать ее первые слова, ее самый первый призыв. О чем возвещает нам Триодь в своей самой первой строке? И вот эти слова: «Не помолимся фарисейски братия!» Нам с первых же слов сообщается, что время поста – это время молитвы. Это первое. И второе, что молитве надо учиться, надо понять, что такое правильная молитва , потому что не всякая молитва, как мы видим, принимается и похваляется Богом. И конечно мы понимаем, что здесь Триодь постная следует за Евангелием, т.е. за тем евангельским чтением, которое мы слышали сегодня. «Два человека вошли в храм помолиться (обратим внимание, что и Евангелие настаивает на том, что притча, которая читается в это воскресенье, говорит именно о молитве): один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк. 18:10–12 ). Фарисей обращается к Богу, но тут же забывает о Нем и начинает говорить о себе. Он вошел в храм помолиться, но его интересует не отношение с Богом, а то, как он выглядит в отношении других людей, не то насколько он приблизился к Богу, а то насколько он оторвался от прочих. Он встал перед Творцом мирозданья, о Котором псалмопевец восклицает: «Как велики дела Твои, Господи, дивно глубоки помышления Твои!» ( Пс. 91:6 ), но вместо того, чтобы прославить величие Божие, фарисей прославляет себя за свои маленькие дела: не ворую, не прелюбодействую, пощусь дважды в неделю, отдаю самым тщательным образом десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Николай, еп. Тамбовский. Слова и речи. Стр. 117. Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. 1879 г. Т. 1, стр. 330. Виссарион, еп. Костромской. Голос пастыря. Стр. 85. Лебедев, П. А., прот. Поучения в Святую Четыредесят. Вып. I-24; II-19; III-14, 17. Сергиев, И . прот. Собрание сочинений. Τ. II, 130–139. Нордов, прот. Сеятель благочестия. Т. II. Мегорский, прот. Слова, поучения и речи. Сборник изд. журн. «Паст. Собеседн.». Стр.149:154, 157. Сборник изд. журн. «Руков. для С. П.» Стр.460:463. Дьяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 652–668. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Евсевия, арх. Могилевского. Проповеди, т. I, 1870 г. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) прот. Полное собрание поучений, т. II, 363, 367. Белоцветова, Сборник поучений, стр. 55. Шумова, свящ. Сборник общепонятных поучений. М. 1888 г. стр. 123. Дьяченко. Ежеднев. поучения в Слове Божием, стр. 133. Кременецкого, свящ. Глас пастыря. В сказаниях Евангелистов (Марк. 5:1-20. Лук. 8:26–39) об этом чуде встречаются некоторые разности. Святой Матфей говорит об исцелении двух бесноватых, между тем как другие называют только одного, потому без сомнения, что этот один был в особенно сильной степени подвержен мучению злых духов. Кроме того, Евангелист Матфей называет место события страной Гергесинской, а Марк и Лука — Гадаринской. Но это не противоречие: Гадара и Гергесса (I. Нав. 24:11; Втор. 7:1) были два сопредельные между собой города, в следствие чего страна эта называлась, то гергесинской, то гадаринской. Жители, населявшие этот край, состояли большей частью из язычников, — этим объясняется, почему у гергесинских иудеев могли быть животные (свиньи), запрещенные законом Моисеевым. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В главе XXIV с ст. 23 по ст. 34 мы видим весьма краткий манускрипт, начинающийся словами: «Сказано также мудрыми»; затем идет ряд поучений о суде, о свидетельстве пред судом; о труде и вреде лени 686 . Что это особый отдел – очевидно из того, что следующая глава начинается словами: XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». Этот новый сборник, составленный при царе Езекии, обнимает собою главы с XXV по XXIX включительно. Заглавие, которое мы выписали, весьма знаменательно: оно прямо указывает, что все предыдущие части книги Притчей считались несомненно принадлежащими царю Соломону во времена Езекии, и что «мужи Езекиии царя» только дополнили существовавший уже сборник мыслей и речей Соломона новым сборником, составленным после тщательного исследования материалов, дошедших до них в виде ли рукописей, или записей со слов старцев, или речей, дошедших до них устной передачей от отцов. Весь этот отдел, начиная с главы XXV и до главы XXIX включительно опять напоминает собою те краткие изречения, которые собраны в главах X, 1 -XXII, 16, и которые носят на себе печать высокой древности, составляя ядро книги Притчей, около которого, по-видимому, сгруппировались все остальные части книги. Как в этом древнейшем отделе, так и в этом подобном ему, мысль постоянно излагается в одном стихе 687 , заключаясь обыкновенно в сопоставлении двух параллельных мыслей например: А) в древнейшем отделе: «Сын мудрый радует отца, а Сын глупый огорчение для его матери» (X, 1). «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (X, 3). «Уста праведника источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие» (X, 11). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (X, 27). «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (XI, 4). Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (XI, 11). «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» (XI, 30). «Добродетельная жена венец для мужа своего, а позорная как гниль в костях его» (XII, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как солнце на земле, так любовь Божия в душе человека будит семена добра, посеянные Откровением, Словом Божиим. И потому плод этого святого семени есть чистая любовь во-первых к Возлюбленному Господу благодетелю, во-вторых – к брату своему. В любви чистой, духовной, святой, христианской – высшее счастье, высшее совершенство, как указал сам Господь и Его Апостолы 679 . Глава XIII. Книга Притчей Соломоновых Пред нами книга, как бы составляющая экстракт мудрости народа Израильского, выразившейся в кратких изречениях. Книга начинается с 7-го стиха первой главы; первые шесть стихов составляют надписание и вступление к этому сборнику поучений. «1. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, (2) чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; (3) усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; (4) простым дать смышленность, юноше – знания и рассудительность: (5) послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; (6) чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Сборник притч начинается с стиха 7-го словами глубокого значения: «Начало мудрости страх Господень». Евреи всегда приписывали книгу Притчей Соломону, кроме двух последних глав, которые надписаны: «слова Агура, сына Иакеева»; и «слова Лемуила царя» (главы XXX и XXXI). К этому надобно однако прибавить, что и имя Лемуила многие считают именем царя Соломона. Из главы XXV, – начинающейся словами: «и это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского», – мы видим, что первые двадцать девять глав в убеждении Евреев несомненно принадлежали Соломону. Кроме того мы убеждаемся еще в том, что Книга Притчей, – в том виде, в каком она дошла до нас, – не восходит ко времени Соломона, а что она собрана после него и составлена из его речений, или рукописей царских писцов его времени. Несомненно, что многие из его речений жили в памяти народа лишь устно; а многие совершенно для нас потеряны. В 3-й книге Царств IV, 32 сказано, что Соломон «изрек три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять». Кроме того мы знаем, что для нас погибли все его заметки о растениях, птицах и животных. Можно даже сомневаться, дошла ли до времени царя Езекия какая-нибудь рукопись времен Соломона, по крайней мере его притч, потому что выражение главы XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» – по-видимому указывает, что первые двадцать четыре главы также собирались разными мужами, а не выписаны из какой-нибудь древней рукописи. Очевидно, что перед нами не все притчи, изреченные Соломоном, но только те, которые памятовались народом, или которые были записаны на память после Соломона, или списаны отрывочно из древнейших рукописей. Нынешняя книга Притчей есть поэтому сборник, составленный не одновременно, а постепенно, и во всяком случае в два или три раза, если не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кроме того, и там мы редко сталкивались с обдуманным, черным предательством. Мы сами могли бы быть такими же, как они, но Бог сохранил нас от этого, вот и все. Иисус же был воплощением святости, а Иуда… Иуда был Иуда. Когда же научимся мы любить? Когда же мы будем милосердны милосердием смиряющимся, всё выносящим и уповающим? Когда же мы, существующие лишь по милости Божией, запечатлеем в своей памяти, что Господь, Которому мы служим, умывал ноги Иуде? Иисус, окончив омовение ног и обратившись к Своим ученикам, сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то». Кто не чувствует Божественной власти и силы, звучащей в этих словах, кто не видит на них печати невыразимого никаким красноречием величия, тот никогда не поймет ни что такое красота, ни что такое величие! «Вы называете Меня Учителем и Господом… Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Протекли года, изменились обычаи; но поучительный пример стоит пред нашими глазами, указывая нам, что истинное величие достигается сердобольным унижением… Смирение… Как легко произнести и как трудно выполнить это слово, как трудно пренебречь суетной славой, честолюбивыми мечтами, всем, что велико в глазах людей, но мало и скудно пред Господом, и избрать себе иной удел, может быть, даже удел отречения и жертвы! Какие усилия, какая победа и как все это противоречит нашим обыденным рассудочным умствованиям! Да, наше воображение может на минуту стремиться к этому идеалу, но осуществить его, но пойти по этому пути и видеть в нем свое назначение и блаженство, – это чудо, недоступное для человеческой силы, и свершить его может только Бог . Господи, сверши же его! Боже Всемогущий, осуществи этот идеал в сердцах наших и просвети помраченные гордостью очи наши чистым и Божественным сиянием смиренного милосердия! Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве Сборник работ св. Михаила Новосёлова о Православии, католичестве и протестантстве.  Книга «Догмат и мистика  в православии, католичестве и протестантстве» составлена из отдельных выпусков «Религиозно-филосовской библиотеки», вышедшей в 39 выпусках и издаваемой М. А. Новоселовым с 1902 по 1917 года. Новосёлов разбирает основные догматические различия трёх конфессий, особенно акцентируя внимание на вопросах спасения и искупления. Анализирует типы мистического опыта в Православии, католичестве и протестантстве. Этот разный опыт предопределил и разницу догматик. Михаил Александрович Новосёлов Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Книга Екклесиаста, или Проповедника, 1:13   В фигурных скобках указывается номер начала страницы Книга 1. Догмат, этика и мистика в составе христианского Вероучения Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие — что оно мистично; третьи — что в нем существенно нравоучение; четвёртые — что оно догматично и мистично, но вовсе не этично (безразлично к добру и злу, аморально), пятые — что оно прежде всего догматично, а затем этично. Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест как ригоризм, как «толстовщина», плоды которой достаточно, дескать, известны. Но ведь только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого. Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010