Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда приемлешь странников ради Христа, тогда видишь Христа; когда ради Него упокоеваешь немощных, тогда же видишь Его; когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: Бог любы есть ( 1Ин. 4,8 ). Если имеешь любовь, – видишь, Кого имеешь в себе. Как же ты видишь? Слушай опять: радуешься ты, делая добро; услаждаешься, творя дела любви, веселишься, исполняя послушание. Итак, любовь есть радость и веселие; она содействует тебе в добрых делах; ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто одно с ним делает доброе дело. Любовь невидима плотским очам… но она видима очам духовным. Радуясь и веселясь о сделанных тобою добрых делах, видишь ты Бога и не отрицайся, что видишь Бога. Ужели потому, что не видишь целомудрия, не усматриваешь его в делах? Так, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако же видишь Его в любви. Ибо всякий, кто делает добро, радуется (24,165). Если даже плотскими очами мы и не можем видеть (Господа), но, при условии воздержанной жизни, мы можем непрестанно созерцать Его очами мысли и не только созерцать Его очами мысли, но собрать оттуда великий плод, потому что самое размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем Вечной Жизни и нескончаемого Царствия. Имея попечение о таковом созерцании сладостном и устремляя мысленный взор на как бы присутствующего с нами Христа, каждый из нас говорит, как говорил Давид: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» ( Пс. 26, 3 ) (60,234). НЕДЕЛЯ 12-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 79. (19,16–26) О БОГАТСТВЕ И ЛЮБОСТЯЖАНИИ Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Богатства земные недолго повеселят тебя, потом утекут и исчезнут, но у тебя потребуют строгого отчета в этом (4,78).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Большая суета и срам христианству – в том, что жены белилами, красками и мастьми лица намазуют. Ибо для чего оне сию безделицу делают? Причины иной отъискать невозможно, как только, чтобы людям показаться или, что хуже, в любовь войти... Не малая юным и неутвержденным сердцам брань от прелести сея належит. Но ежели любители украшения осмотрятся, вот что увидят. 1) Они выставляют на торг то, что не продаемо и что хранить должно, как зеницу ока. Ах, бедная та христианыня, которая лице свое разсвечает, но душу помрачает! Внешний вид свой украшает, но души своей благообразие теряет, и, как чудовище, душею пред Богом и ангелами является. 2) Суетным и прелестным украшением, кроме того, что целомудрие подкапывают и погубляют, – переправляют, или вернее, искажают Божие дело, – дело совершенное, и сим премудраго Создателя, каждому даровавшаго свой возраст, вид и доброту, унижают, подобно тому невежде-художнику, который прекрасно от живописца написанный образ переправил бы по-своему... Приличнее христианыням украшать себя, не внешним плетением власов, и обложением злата и лепотою одеяния риз, но потаенным сердца человеком, в неистлении кроткаго и молчаливаго человека ( 1Пет. 3:3, 4 )... 3) Худо делают, когда в прелестном украшении ходят на обеды, вечера; но, еще хуже того, что с теми же безделицами и в храмы святые дерзают входить, и себя входящим выставлять и выказывать... Храмы святые они обращают в позорища или в нечто безчестнее позорищ... «Что глаголеши, обличает их Златоустый? Приходя ли молиться Богу, облачаешися златом и плетеньми? Ликовать ли пришла ты? Браку ли приобщиться? На явление ли пришла ты? Тамо злато, тамо ризы, тамо плетение и пр. (Бесед. 8 на 1 к Тимоф.)». Вопр. Как св. Тихон вразумляет любителей прелестного и суетного украшения? Отв. 1) Тело, которое вскоре в прах и землю обратится, украшать, а о душе безсмертной нерадеть – великое есть безумие. Невозможно тому не нерадеть о душе, который тело свое на показание и тщеславие украшает... Едина добродетель есть украшение души.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Но воин продолжал настаивать, уверяя, что никакого вреда от этого замысла не будет: он всего лишь желает быть утешением супруге, более того, не следует опасаться, что они обратятся к прошлому: он является воином Христа, она также поклялась в обязательстве того же служения; епископу же хорошо известно, что святые и не замечающие по воздаянию веры своего пола в равной степени [успешно] служат. 3. Тогда Мартин - его подлинные слова хочу я вам привести - сказал: “Поведай мне, участвовал ли ты когда-нибудь в сражении, стоял ли в боевом строю? И тот ответил: “Часто стоял я в строю и часто участвовал в сражениях”. 4. На это Мартин сказал: “Тогда скажи мне, разве в том строю, вооруженном и изготовившемся к битве или уже устремившемся быстрым шагом с обнаженными мечами в бой против вражеского войска, ты видел хотя бы одну женщину?”. 5. Только тогда воин, смутившись, покраснел и поблагодарил [Мартина за то, что] не позволил он ему совершить ошибку, и не грубой бранью слов, а истинным и разумным сравнением оступившегося воина исправил. 6. Мартин же, повернувшись к нам, поскольку большая толпа монахов его окружала, сказал: “Женщина пусть в военный лагерь не входит, пусть строй воинов стоит отдельно; женщина же пусть находится поодаль, живя в своей хижине. Ибо достойно презрения войско, где толпа женщин толкается среди когорт мужчин. Воин - в строю, воин сражается в поле; женщина же пусть пребывает за стенами укреплений. И она обретет свою славу, если соблюдет целомудренность в отсутствие мужчины: это есть ее первая добродетель и высшая победа, не так ли? XII. 1. Также, я думаю, Сульпиций, ты помнишь (при этом ты присутствовал лично), как нас поразило то, что он сказал о той девушке, которая так тщательно скрывалась от всех взглядов мужчин, что даже не пустила к себе самого Мартина, когда он пожелал посетить ее по обязанности своего сана. 2. Ибо, когда он проходил мимо ее небольшого имения, в котором многие годы ее удерживала стыдливость, то будучи наслышан о ее вере и добродетели, завернул [к ней], дабы по заслугам и по обязанности священника столь выдающийся епископ почтил женщину [своим присутствием].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Из всего этого следует, что обет послушания сущностно необходим для монашеской жизни. Ведь когда человек, не давая обет послушания, обязуется – пусть даже и по обету – соблюдать добровольную бедность и безбрачие, он тем самым ещё не вступает в монашеское состояние, которое должно быть предпочтено девству, в том числе и соблюдаемому по обету, в связи с чем Августин говорит: «Никто, думается мне, не осмелится предпочесть девство монашеской жизни». Ответ на возражение 1. Совет послушания содержится в самом следовании Христу, поскольку послушный должен следовать воле другого. Таким образом, он более подобает совершенству, чем обет бедности, в связи с чем Иероним, комментируя сказанное [в Писании]: «Вот, мы оставили всё» ( Мф. 19:27 ), замечает, что «Пётр добавляет слова, свидетельствующие о совершенстве: “И последовали за Тобою”». Ответ на возражение 2. Приведённые слова означают, что целомудрие безбрачия должно быть предпочтено не всем актам добродетели вообще, а супружескому целомудрию, а также тем внешним благам, которые измеряются оцениваемыми по весу золотом и серебром. Или, возможно, воздержанность понимается здесь в общем смысле как воздержание от всяческого зла, о чём уже было сказано (155, 4). Ответ на возражение 3. Папа не может освободить монаха от обета послушания так, чтобы тот стал свободен от повиновения любому начальствующему над ним в том, что касается совершенства жизни, поскольку он не может освободить его от повиновения себе. Впрочем, он может освободить его от подчинения нижестоящему начальству, но это нисколько не освобождает его от обета послушания. Раздел 9. Совершает ли монах смертный грех всякий раз, когда преступает свой устав? С девятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что всякий раз, когда монах преступает свой устав, он совершает смертный грех. В самом деле, нарушение обета является достойным осуждения грехом, как это явствует из сказанного апостолом о том, что вдовы, которые желают вступить в брак, «подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» ( 1Тим. 5:11–12 ). Но монахи при своём вступлении в орден клянутся соблюдать устав. Следовательно, преступая свой устав, они совершают смертный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ на возражение 1. Совершенство не только бедности, но и безбрачия установлено Христом, Который сказал: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного», а затем добавил: «Кто может вместить – да вместит!» ( Мф. 19:12 ). Однако коль скоро никого нельзя лишать надежды достичь совершенства, Он допустил к состоянию совершенства и тех, кто был женат. Затем, мужья, оставляя своих жён, могут поступать несправедливо, в то время как отказ от богатства не сопряжён с несправедливостью. Поэтому Пётр, которого Он встретил уже женатым, не разлучился со своею женой, а желавшего жениться Иоанна Он от этого удержал. Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «целомудрие безбрачия лучше целомудрия в браке, которое практиковал Авраам, но навык у них общий. Ибо он и жил целомудренно, и мог бы жить целомудренно без супружества, но этого в те времена не требовалось». Однако если ветхозаветные отцы совмещали совершенство ума с богатством и супружеством, что свидетельствует о величии их добродетели, то это не нисколько не означает, что всякому более слабому человеку дозволено думать, что он обладает столь великой добродетелью, что может достичь совершенства, будучи богатым и женатым (ведь никто без оружия не нападёт на своего врага только потому, что Самсон смог убить многих ослиной челюстью). Да и те отцы, если бы тогда было уместно соблюдать безбрачие и бедность, проявили бы должную осмотрительность и соблюли их. Ответ на возражение 3. Тот образ жизни, который допускает супружество, может быть назван монашеским не просто и абсолютно, а в ограниченном смысле, а именно в том, что ведущие его, так или иначе, причастны к чему-либо из того, что свойственно монашескому состоянию. Раздел 5. Нуждается ли монашеское совершенство в послушании? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что для монашеского совершенства не требуется послушание. В самом деле, то, что необходимо для монашеского совершенства, представляется сверхдолжным и не обязательным для всех. Но повиноваться старшим обязаны все, согласно сказанному апостолом: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» ( Евр. 13:17 ). Следовательно, похоже, что послушание не является необходимым для монашеского совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Разделы портала «Азбука веры» Воздержание (греч. γκρτεια — энкратея, от ν (en, «в») + κρτος (krátos, «сила») – 1) форма христианского (аскетического) делания, состоящая в самоограничении от излишеств, направленная на духовно-нравственное совершенствование христианина через обуздание  плоти , сосредоточение сил  души  на деятельном стремлении к Богу; 2) христианская добродетель, проявляемая в самоограничении верующего от излишеств в рамках осуществления им христианского делания; 3) отказ от чего-либо (пример: воздержаться от высказывания, от мясной пищи и пр.). Апостол Павел считает воздержание общеобязательным требованием для христианина: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я… усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:25-27 ). Невоздержность апостол причисляет к порокам ( 2Тим.3:1-3 ). Воздержание – одна из основ целомудрия . Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании следующее: «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою». Как и прочие христианские добродетели, воздержание стяжается в процессе соработничества человека и Бога. Воздержание является необходимым условием здоровой и качественной жизни. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь». При этом следует иметь в виду, что воздерживаться следует не от всего того, что приносит радость, а от того, что препятствует реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, что калечит душу. Например, интимная жизнь в браке естественна и благословенна, а вне брака — гибельна; то же касается приобретения мирских знаний в ущерб богопознанию и т.п. Каковы разумные границы воздержания?

http://azbyka.ru/vozderzhanie

227 Отцы Церкви указывали еще, что сила врага рода человеческого заключается и в его лукавой изобретательности. Так, св. Исидор Пелусиот говорит: «Борьба с врагом не единообразна (тогда нетрудно было бы его низложить), но много, и притом разных, у нее видов. Когда побежден он целомудрием, тогда вооружается корыстолюбием. Если и здесь ему нанесены раны, то строит козни при помощи зависти. А если увидит, что и это преодолевает иный, то вооружает друзей. Если же выдержит кто и их приражение, ополчает домашних. А когда и тем же не возьмет, порождает нерадение» (Творения святого Исидора Пелусиота . Ч. 2. М., 1860. С. 259). 229 Опасность наслаждений в том, что они подчиняют высшее, духовное начало человека началу низшему, то есть плотскому. На это указывал еще Филон Александрийский: «Ум и чувство сами по себе, – говорит Филон, – ни добры ни злы; зло появляется лишь с подчинением ума чувствам, а причиною этого служит удовольствие ( δον). Лишенное прочности и постоянства, притупляющее, а иногда и совершенно уничтожающее восприимчивость наших чувств, изображающее вредное полезным, а полезное вредным, удовольствие дурно по природе своей. Принадлежа к области неразумных сил души, удовольствие заключает в себе все пороки. Единственным средством борьбы с ним, как и вообще с пороками, является воздержание и умеренность ( γχρατεα), а последнее может быть достигнуто лишь путем непрерывного нравственного труда, прекраснее которого едва ли что есть у смертных, так как труд в такой же мере необходим для здоровья души, то есть добродетели, как пища для здоровья тела. Ввиду этого и самая жизнь человека, ведущего борьбу со страстями, называется аскетической». Аскетизм, согласно Филону, «состоит в стремлении к добродетели и презрении к ложным благам; а так как душа человека необходимо связана с телом, то и упражнять надо не только душу, но и тело» (Иваницкий Д. Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911. C. 580). 230 Шутовство («балагурство» – ευτραπελα) у отцов Церкви обычно рассматривалось как грех . Так, св. Василий Великий в одном из своих посланий говорит, что зло в этом мире смешано с добром, но первое явно преизобилует. Например, в мире можно услышать много «душеполезных слов», однако чаще звучат голоса балагуров ( τς φωνς των γελοιαστων), изобилующие глупостью и шутовством ( μωρας πολλς χα ευτραπελας) (Saint Basile. Lettres. T. 1 Ed. par Y. Courtonne. Paris, 1957. P. 105–106; Свт. Василий Великий . Письмо 42, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 520).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  Осторожно, рок! Возраст старости Ольга Чернова   В отрицательных откликах на статью протоиерея Владимира Переслегина " Богословие черного кожзаменителя " есть общие для многих авторов аргументы. Речь идет о том, что " молодежь, благодаря о. Сергию приходит в Церковь, община крепнет, строятся храмы, и серьёзное общение со священником длится для многих уже 15 лет " . Иерей Александр (Мартыненко) сообщает также, что " индикатором, свидетельствующим о пользе и эффективности проповеди в неформальной молодежной среде, является и активность молодежи на Интернет-форумах ряда как православных сайтов... и не совсем (например, сайт Арии Алисы - www.alisa.net), где молодые люди задают вопросы, обмениваются мнениями, спорят, доказывают и отстаивают свои взгляды " . Негативной оценке конкретной деятельности игумена Сергия противопоставлен некий видимый положительный результат. По этому результату возникает ряд вопросов. Что означает обращение к Церкви молодёжи, привлекаемой проповедью о. Сергия? Является ли этот приход молодёжи подлинным вступлением в Церковь каждой личности? " Дело Духа Святого обращено к личностям; Он сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого члена Церкви в сознательного соработника Бога, личного свидетеля Истины " ; " Единство Тела Христова – это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всяких ограничений, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно " (В. Н. Лосский. Боговидение. О третьем свойстве Церкви. М.:2003. С. 706). Можно ли ввести возрастной ценз или выделить другой признак природы человека, согласно которому ему в Церкви позволено нечто из области греха (добродетелью рок даже сам игумен не дерзнёт назвать), с чем он никак не в силах расстаться. А если это нечто отнять у него, то и Церковь ему - не Мать, и Бог - не Отец. Молодость - возраст тела, душа взрослеет по иным законам: " Скончався вмале, исполни лета долга " , " старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается " (Прем. 4:8,13) Поэтому обращение к молодым должно быть по духу апостольским: " Юношей также увещевай быть целомудренными " (Тит. 2:6), и нежелательно сводить его к диалогу с возрастными особенностями, запросами и теми грехами, которые проявляются чаще всего в юности.

http://moral.ru/rock_Chernova.html

Обыденным стало сожительство без официального оформления отношений. 2/3 россиян пользуются матерной бранью, которая по своей сути направлена на поругание священных понятий отцовства, материнства, супружеского соития, целомудрия. Примерно 25% детей рождаются вне зарегистрированного брака, столько же воспитываются в неполных семьях. Налицо демографическая проблема: уровень рождаемости сейчас ниже смертности. С разрешения и за счёт государства совершается искусственное прерывание жизни нерождённых детей: только по официальной статистике, осуществляется 50 абортов на 100 рождений, за год убивается более 700 тысяч маленьких душ. Порядка 20% супружеских пар страдают бесплодием. Развиваются анонимное донорское и экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и другие морально спорные репродуктивные технологии. Более 700 тысяч детей (т.е. каждый тридцатый) в стране находятся без попечения родителей, большинство из них – «социальные сироты». Вряд ли стоит говорить о разрушении института семьи, но налицо необходимость его исправления Эти данные свидетельствуют, что, с одной стороны, семья в России по-прежнему является основой бытия человека. В менталитете народа и в политике государства присутствует определённый идеал семейной жизни, с которым увязываются надежды на мир, радость и хорошее будущее. Вместе с тем реальное положение дел весьма далеко от этого образа, а тенденции развития неоднозначны. Следовательно, в обсуждаемом вопросе присутствует глубокая противоречивость, разорванность общественного сознания. Вряд ли стоит говорить о катастрофическом разрушении института семьи в стране, но налицо необходимость его исправления, приближения действительности к мечте. В чём же причина такого несоответствия? На поверхности лежат и озвучиваются множество обстоятельств: несходство характеров, экономические сложности, вредные привычки, половая распущенность, неправильные отношения с родителями, ложно понятая эмансипация, потребительский уклад жизни, разлагающая информационная война, целенаправленное воздействие зарубежных недругов через ювенальные технологии и многие другие. Все они действительно существуют. Но если заглянуть с помощью Слова Божия в глубины души, то становится понятно, что это не первопричины, а поводы, конечные плоды прохладного отношения к смыслу жизни, к вопросу спасения в Вечности. Ведь истинная вера состоит не в страхе земного или загробного наказания, а в стремлении достичь в своей жизни полноты любви по образу неслиянного единства между Лицами Пресвятой Троицы и жертвенного служения Богочеловека Иисуса Христа: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Для такого совершенствования нам дана возможность живого общения с Господом через молитвенную и литургическую жизнь Православной Церкви. Деятельная вера и формирует питающие брак добродетели: любовь, радость, смирение, терпение, деликатность, заботу, благодарность, целомудрие, трезвость, воздержание (ср. Гал. 5, 22–23).

http://pravoslavie.ru/122238.html

1 В Негоже веровахом – в Которого мы уверовали. 2 Егоже имя паче всякаго имене призываем – Чье имя более всякого имени призываем. 3 Ослабу души и телу – ослабление напряжения, отдых души и тела. 4 От всякаго мечтания, и темныя сласти кроме - от всяких пустых мыслей, мечтаний и темных, нечистых удовольствий. 5 Устави стремление страстей – останови движение, нападение страстей. 6 Угаси разжжения востания телеснаго – угаси огонь страстей, поднимающихся, восстающих в теле, плоти. 7 Даждь нам целомудренне пожити делы и словесы – помоги нам целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах. 8 Да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих – чтобы, начав проводить жизнь добродетельную, не лишились (бы) мы обещанной Тобою благодати (спасения), не отпали от благости Твоей. Молитва 7я, святого Иоанна Златоуста (†407) (24 молитвы, по числу часов дня и ночи) 1 Умом ли или помышлением – или образом мыслей, рассудком (умом), или намерением. 2 Согреших - согрешил. 3 Избави мя всякаго неведения – (см. 1Пет.1:14 ): Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Неведение может означать также грех, совершенный по незнанию, несмысленности. 4 Забвения – забывчивости (в деле спасения). 5 Малодушия - трусости, нерешительности (в исполнении заповедей). 6 Окамененнаго нечувствия – ожесточенного сердца, каменного бесчувствия. 7 Еже помрачи лукавое похотение – которое помрачили похоть, злые, коварные желания (источником которых является лукавый). 8 В книзе животней – в книге жизни. (Ср. Откр.21:27 ): И не войдет в него (Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни . 9 Конец благий - добрую, мирную, благую кончину (с покаянием, молитвой, Причастием). 10 Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою – (даже) если я ничего доброго не сделал пред Тобой. 11 Окропи в сердце моем росу благодати Твоея – окропи (иссохшее) мое сердце росой Твоей благодати. 12 Студнаго – постыдного, гнусного.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010