Вопрос 14. Какую пользу приносит изнеможение тела из-за поста и смирения? Ответ: Укрепление души молитвой.   Вопрос 15. Чем является сердце кроткого и смиренного? Ответ: Источником тайн Будущего Века.   Вопрос 16. Что предшествует божественной благодати? Ответ: Смирение.   Вопрос 17. A) Что свойственно человеческой природе? Ответ: Способность принимать противоположные качества. Поэтому мы от добродетели уклоняемся к пороку, Б) Кто является мудрым? Ответ: Смиренный. B) Какие плоды нам приносят смирение и слезы покаяния? Ответ: Прощение различных грехов. Вопрос 18. Почему Бог часто лишает христианина Своей божественной силы? Ответ: Чтобы христианин приобрел смирение, приблизился к Нему и был еще более усердным в молитве.   Вопрос 19. Для чего посылаются искушения? Ответ: – Для явления божественного Промысла, – для испытания нашей любви к Богу и – для приобретения нами смирения   Вопрос 20. А) Почему Бог попускает искушения нерадивым? Ответ: Чтобы предохранить их от вредных для них предметов. Б) Полезны ли нам горькие лекарства, то есть искушения, которые попускает Бог? Ответ: Конечно, весьма полезны. Слава имени Христа, ибо благодаря им наша душа приобретает духовное здравие.   Вопрос 21. A) Прощаются ли согрешения без дел? Ответ: Да. Б) Каким образом? Ответ: Благодаря смиренным помыслам. B) Чего хочет Бог от всякого православного христианина? Ответ: Смирения в разуме.   Вопрос 22. Сколько существует видов смирения? Ответ: Два: 1) смирение, происходящее от страха Божия и 2) смирение, происходящее от любви к Богу.   Вопрос 23. К чему приводит смирение, происходящее от страха Божия? Ответ: – К миру в теле, – благочинию чувств и – сердечному сокрушению во всякое время.   Вопрос 24. К чему приводит смирение, происходящее от любви к Богу? Ответ: – К великой простоте и – К постоянно растущей и неудержимой сердечной ревности.   Вопрос 25. Что прежде всего угодно Всеблагому Богу? Ответ: Смирение и целомудрие.   Вопрос 26. А) В чем проявляется совершенное смирение? Ответ: В терпении с радостью ложных обвинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 152. О девстве Теперь мы должны рассмотреть девство, под каковым заглавием наличествует пять пунктов: 1) в чём состоит девство; 2) насколько оно законно; 3) является ли оно добродетелью; 4) о его превосходстве над супружеством; 5) о его превосходстве над другими добродетелями. Раздел 1. Состоит ли девство в целости плоти? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что девство не состоит в целости плоти. Ведь сказал же Августин, что «девство есть непрерывное созерцание непорочности в подверженной порче плоти». Но созерцание не связано с плотью. Следовательно, девство не находится в плоти. Возражение 2. Далее, девство означает своего рода чистоту. Но, по словам Августина, «чистота пребывает в душе» 381 . Следовательно, девство не является целостью плоти. Возражение 3. Далее, целость плоти, похоже, состоит в печати девственной чистоты. Однако подчас при нарушении такой печати девство не утрачивается. Так, Августин говорит, что «эти члены могут подвергаться насильственным повреждениям в разных случаях, а бывает, что и врачи, стараясь восстановить здоровье, делают над нами такое, что кажется на первый взгляд ужасным. Повивальная бабка, производя рукою исследование невинности одной девицы, по злому ли умыслу, или по невежеству, или по случайности уничтожила во время осмотра целость её». И далее добавляет: «Не думаю, чтобы кто-нибудь был настолько глуп, что подумал бы, будто девица потеряла что-нибудь даже в смысле святости самого тела, хотя целость известного члена и была погублена» 382 . Следовательно, девство не состоит в нетронутости плоти. Возражение 4. Кроме того, порча плоти в первую очередь связана с разрешением семени, что может происходить и без соития, как во сне, так и наяву. Однако девство, похоже, без соития не утрачивается, поскольку, по словам Августина, «девственная целость и святое целомудрие, которое воздерживается от всяческого полового общения, есть ангельский удел». Следовательно, девство не состоит в нетронутости плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Подобным образом коварный человек не показывает коварства, но надевает на себя личину дружбы, и совершает дурное дело; прелюбодей, не сознаваясь в преступном прелюбодействе, вторгается в жилище, но надевая на уста личину целомудрия, попирает божеские права. Видишь ли, что порок не имеет своего собственного лица? Подобным образом и клеветник, всякий раз как является в судилище, входит, не объявив того, что именно есть, но представив по виду свидетеля истины, своей ложью показывает свидетеля порока. Таким образом порок не имеет своего собственного лица, если не возьмет взаймы лица у добродетели. Поэтому Спаситель говорил: " придут к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ). Но возвратимся к вопросу, подлежащему обсуждению. 2 . Хочешь узнать, брат, какую силу имеет врожденный закон? Душа наша, хотя бы она погрязла в пороках, приветствует доброе имя. Часто многие властители, исполненные корыстолюбия и ни о чем другом не помышляющие, кроме грабежа и неправды, склоняются на просьбы некоторых, чтобы или облегчить бедняку належащую нужду, или уступить что-либо из долга, или не отомстить оскорбившим или вознамерившимся оскорбить. И пришедший, для того, чтобы прекрасно исполнить посольство пред мужем – могущественным и дурным, не тотчас начинает с истины; не говорит ему того, что он есть, но приписывает ему имя добродетели. (Или не знаешь, как всегда притворяются лица, хорошо исполняющие обязанности послов?). Ты, говорит он, добродетельный муж; твое имя прославлено, все воспевают твои хорошие деяния; и многое таковое присоединяет для убеждения, чтобы склонить его похвалой и чтобы он уклонился от дурного дела. Смотри, как порок побеждается похвалами за добродетель. Ни один злой не желает называться злым, потому что приветствует то, что ей свойственно, хотя свободное решение и избирает противное. Итак, возлюбленные, сделаемся плодоносной маслиной, процветем и делами, и плодами, и листьями. Листья наши – речи, плоды – образ жизни. Пусть и слово твое будет честно, и образ жизни плодоносен, потому что у благочестивого человека нет даже и листа отвергнутого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Например, в отношении к мужеству робость есть некоторый недостаток сей добродетели, а дерзость – превышение ее; свободное же от того и другого из сих пороков усматривается в середине между ними и есть добродетель. Точно также и все прочее, что заботится о совершеннейшем, держится как–то середины между худым соседством. Мудрость занимает средину между хитростью и простотой: ни мудрость змия, ни простота голубя, если каждое из сих свойств взять только одно, само по себе, – не похвальны; но поведение, держащееся середины между тем и другим, является, как добродетель. У кого недостает целомудрия, тот развратен; а кто им избыточествует, тот сожжен совестью, как определяет Апостол ( 1Тим. 4:2 ): потому что один неудержимо утопает в удовольствиях, а другой и браком гнушается наравне с прелюбодеянием: поведение же, усматриваемое в середине между ними, есть целомудрие» и, следовательно, добродетель 772 . «Еще: человек благочестивый не есть ни безбожный, ни суевер, потому что равно нечестиво и то и другое – и не признавать никакого Бога и признавать многих богов. Хочешь ли и из других примеров узнать истину сего учения? Избегнувший скупости и расточительности через удаление от сих противоположных страстей достиг бережливости; ибо бережливость состоит в том, чтобы без расчета не тратиться на неумеренные и бесполезные издержки и не быть скупым на предметы необходимые. Таким образом и во всем прочем (дабы нам не наследовать все порознь) разум поставляет добродетель в середине между двумя крайностями» 773 . Нравственные обязанности христианина в отношении к ближнему, как и обязанности его к самому себе, вытекают из одного общего принципа христианской нравственности, – из принципа богоуподобления. Бог любы есть ( 1Иоан. 4:8 ), и эта величайшая любовь самым осязательным образом обнаружилась как в сотворении человека, так, особенно в домостроительстве нашего спасения. Подражая «Божию человеколюбию», и христианин во всех своих отношениях к ближнему должен быть проникнут искренней любовью к нему 778 , тем более, что все мы – дети одного Отца Небесного, имеем одинаковое естество, все одинаково созданы по образу Божию и все равны перед Богом 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Ответ на возражение 1. Нет такого акта совершенства, который, будучи предметом совета, в некоторых случаях не был бы предметом предписания как такой, который необходим для спасения. Так, Августин заявляет, что в случае отсутствия или болезни жены человек обязан блюсти целомудрие. Следовательно, ничто не препятствует тому, чтобы мученичество относилось к совершенству и при этом в некоторых случаях было необходимо для спасения, при том, что в других случаях оно вовсе не необходимо для спасения. Так, нам известно немало святых мучеников, которые из усердия в вере или из братской любви добровольно предали себя на мучения. Что же касается приведённых предписаний, то они должны быть поняты как относящиеся к приуготовлению ума. Ответ на возражение 2. Мученичество является наивысшей из возможных степеней послушания, а именно послушанием до смерти; так, мы читаем о Христе, что Он был «послушным даже до смерти» ( Филип. 2:8 ). Отсюда понятно, что в абсолютном смысле мученичество совершенней послушания. Ответ на возражение 3. В этом аргументе мученичество рассматривается со стороны присущего ему вида акта, и в этом смысле оно ничем не лучше других добродетельных актов. В указанном отношении и мужество ничем не лучше других добродетелей. Раздел 4. Является ли смерть сущностно необходимой для мученичества? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что смерть не является сущностно необходимой для мученичества. Ведь сказал же Иероним в своей проповеди на Успение: «Истинно говорю вам, что Матерь Божия была не только девой, но и мученицей, хотя она и окончила свои дни в мире»; и Григорий говорит: «Хотя гонение прекратило предоставлять возможности, однако и тот мир, которым мы наслаждаемся ныне, не лишён своих мучеников, и если мы более не отдаём жизнь тела мечу, то всё же казним плотские похоти в душе мечом духа» 44 . Следовательно, мученичество возможно и без претерпевания смерти. Возражение 2. Далее, мы знаем, что некоторых женщин хвалят за то, что они презрели жизнь ради сохранения целостности плоти, из чего можно заключить, что целомудренная целостность предпочтительней жизни тела. Но подчас целостность плоти была или могла быть утрачена за исповедание веры Христовой, как это имело место в случае Агнессы и Люсии. Следовательно, похоже, что женщина куда больше заслуживает имя мученицы, когда она лишается целостности плоти ради веры Христовой, чем когда она лишается [ради неё] жизни тела, о чём свидетельствуют и слова Люсии: «Если ты осквернишь меня против моей воли, моё целомудрие будет увенчано дважды».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Случай этот был в Александрии; так как за это его осыпали насмешками и ругательствами, то он удалился отсюда и избрал своим местопребыванием Палестину. Спустя несколько времени Ориген познакомился с неким Амвросием и обратил его от ереси к Церкви. Этот Амвросий, как человек ученый, упросил Оригена заняться толкованием Св. Писания и составлять комментарии. Ориген жил в Тире еще 28 лет, сохраняя до конца жизни бодрость и деятельность духа. Передав этот рассказ, Обэ делает такие замечания на него. История эта меньше всего походит на истину. Нельзя утверждать, что Епифаний выдумал эту историю. Он, без сомнения, слышал что-либо подобное, но изложил слышанное так, что рассказ является совершенно невероятным. В самом деле, Епифаний говорит, что событие происходило в царствование Деция в Александрии прежде знакомства Оригена с Амвросием, и прибавляет, что после события Ориген жил еще 28 лет. Все это противоречит истории. Деций царствовал от 249 г. до конца ноября 251 г.; но Ориген в это время ни разу не был в Александрии и умер в 253 или 254 г. Значит, он пережил Деция на 2–3 года, а не на 28 лет. Если событие, рассказываемое Епифанием, было, как говорят, за 28 лет до смерти Оригена, то оно не имело никакого отношения к гонению Деция, да и вообще к какому-то ни было известному гонению, потому что предполагаемое событие падает на 224 или 225 г., т. е. на первые годы царствования Александра Севера, на такое время, когда, как это хорошо известно, совсем не было официально объявленного гонения на христиан. С другой стороны, как могло случиться, что о таком важном событии никто не свидетельствует, кроме Епифания? Как понять, что ни один из врагов Оригена не упоминал об этом событии с целью очернить неприязненное лицо, и что ни один из апологетов Оригена не принял на себя труд оправдать последнего от обвинения? Не служит ли это доказательством того, что рассматриваемый факт не имеет и признака истины? – Наконец, мы понимаем, когда рассказывается, что гонители, чтобы заставить молодых христианских дев отречься от христианства, грозили им, в случае сопротивления, отдать их целомудрие на поругание, и, случалось, отдавали их на поругание палачам; но есть ли смысл в известии, что будто нечто подобное языческая власть хотела сделать с Оригеном , этим философом, которого все знали как человека в высшей степени ученого и добродетельного, этим старцем, которому тогда было 65 лет? Судебная процедура в отношении к христианам, нет сомнения, была иногда сурова и отличалась варварским характером, но едва ли когда была такой смехотворной, как выставляет ее рассказчик, заставляя представителей императорской власти отдавать ни с чем не сообразные и смешные распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   Мы указали вам на легкий способ спасения — добродетели простоты и незлобия, которые рождаются от веры. Ведь мы «верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5:7). Разве кто-нибудь может сомневаться, что мы «ходим верою» и нам не нужны доказательства?    Кто, как не Сам Господь даровал нам дар отречения и самоотречения, так что мы пребываем вдали от мирских обычаев, в пустынях, как изгнанники? Этим самым мы становимся жертвами за веру в нашего Спасителя, потому что верим в сказанное Апостолом: «Яко Той печется о вас» (1 Петр. 5:7). Пусть эта вера никогда не иссякнет ни в ком, кто хочет спастись. Эта вера — духовное основание, столп, выдерживающий всю тяжесть непрестанного злострадания, которое является главным смыслом всего подвижнического делания.    Второе основание покаяния — это пост. Как нам описать силу и отличительные черты этого всесильного оружия? Кроме того, разве пост — не первое, чему нас научил наш Господь? «Снедию изведе из Рая враг Адама». — Постом запечатлевает начало брани Христос, Не эта ли снедь является символом удовольствия — источника смерти, удовольствия, которое под предлогом нашего естественного устроения начинает свою губительную деятельность и низвергает нас в скотское состояние? Если чревоугодие считается одной из главных страстей, какое другое средство, если не пост, устранит эту опасность? Посмотрите, как мудро пророк Давид справляется с этой бранью! «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» (Пс. 34:13). Пост был первым средством покаяния для всех, подвизавшихся в течение прошедших веков, — таковым же остается он и для тех, кто продолжает шествие по тому же духовному пути. Этой священнейшей добродетелью преподобные Отцы начинали и ею заканчивали свой подвиг. Справедливо сказано: «Подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9:25).    Третье основание покаяния — целомудрие. В целомудрии отображаются чистота и равноангельное жительство. Особым качеством или, лучше, совершенством этой жизни является любовь к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Б) Какое богатство приобретает удалившийся от мира своей нравственной жизнью? Ответ: Он обретает в своей душе тайну вечного блаженства и удостаивается божественной благодати. Вопрос 7. Что предшествует ненависти к миру? Ответ: – Страх адских мук и – желание спасения. Вопрос 8. Когда душа видит Бога? Ответ: Когда она находится в безмолвии и не занята: – миром и – мирскими попечениями. Вопрос 9. Кто свободен от обязанности служения людям? Ответ: – Тот, кто совершенно лишен общения с людьми, – лишен всех вещей мира и – всецело привязан к Богу. Подчинение Вопрос 1. А) Каково истинное подчинение? Ответ: Оно является двояким. Б) В чем заключается истинное подчинение? Ответ: – В телесных трудах и – терпении поношений и презрения. Вопрос 2. А) Что вначале подчиняется Богу, тело или ум? Ответ: Тело. Б) Каков порядок подчинения? Ответ: Вначале тело подчиняется уму (то есть царство ума бывает распятием для тела), а затем ум подчиняется Богу. В) Чему подчиняется свобода воли? Ответ: Разуму. Воздержание Вопрос 1. А) Полезен ли голод? Ответ: Конечно. Б) Какую пользу он приносит? Ответ: Воздержанность чувств. Вопрос 2. К чему нам следует быть внимательными во время еды? Ответ: Нам следует есть и пить с целомудрием и благообразием, как чадам Божиим. Вопрос 3. А) Полезно ли монаху множество излишних вещей и наслаждение пищей и питьем в келье? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что это изгоняет воздержание. В) К чему приводит множество излишних вещей и большое количество пищи? Ответ: К невоздержанности. Вопрос 4. Что следует за оставлением воздержания? Ответ: Невоздержанность и блуд. Глава 16. Ум. Зрение и чистота ума Вопрос 1. Что такое ум? Ответ: – Око души, – кормчий чувств и – царь над страстями. Вопрос 2. А) Что является крыльями ума? Ответ: Добродетель созерцания. Б) Почему? Ответ: Потому что с ее помощью человек возвышается от земных предметов небесным. Вопрос 3. Когда ум теряет свободу? Ответ: Когда над умом властвует Святой Дух. Вопрос 4. Что такое чистота ума? Ответ: Святой Григорий Богослов говорит, что это «высокое шествие к мысленным предметам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

10 . Что же отец всех их Юпитер, который в торжественной молитве именуется Славным и Великим? Разве не прослыл он с раннего своего детства нечестивым и чуть ли не отцеубийцей, когда он изгнал отца из царства и обратил его в бегство и когда он честолюбиво, не дожидаясь смерти дряхлого старика, начал царствовать? И когда он захватил с помощью силы и войска отцовский престол, против него титаны начали войну, которая была для рода человеческого первейшим из зол; одержав над ними победу и навеки установив мир, 112 он провел остаток своей жизни в бесчестии и разврате. 11. Я не упоминаю дев, которых он унизил. Ибо это обычно считается терпимым. Но я не могу пройти мимо Амфитриона и Тиндарея, 113 жилища которых он наполнил срамом и позором. 12. То же было верхом нечестивости и преступления, что он увлек к бесчестью царского ребенка. 114 Мало ведь, казалось, что он был опорочен нарушением женской целомудренности, но совершил также насилие и в отношении своего пола: истинно то является непристойностью, что совершил он против природы. 13. Тот, кто совершил то, что мы видели, едва ли является великим или, по крайней мере, славным; такие имена чужды совратителям, преступникам, кровосмесителям, если, конечно, мы, люди, не заблуждаемся, когда подобные деяния называем преступлениями и считаем, что распутства достойны всякого наказания. 14. Глупец же – М. Туллий, что укорял Г. Вер–реса в прелюбодеяниях (их совершал даже Юпитер, которого он почитал), 115 что обвинял П. Клодия в кровосмешении с сестрой (тому же Славному и Великому сестра приходилась женой). 116 11. 1. Сколь же глуп тот, кто считает, что на небе царствует тот, кто не должен был бы этого делать и на земле? Не без изыска некий поэт описал триумф Купидона, сделав Купидона в той книге не только могущественнейшим из богов, но и их победителем. 2. Ибо, перечислив любовное увлечение каждого в отдельности, благодаря которым они оказались под властью и господством Купидона, он описал торжественную процессию, в которой скованный вместе с другими богами Юпитер оказался впереди колесницы триумфатора. Остроумно ктото из поэтов это придумал, однако это недалеко и от истины. 3. Ибо кто лишен добродетели, кто побежден страстями и похотью, тот подчинен, но не Купидону, как сказал тот поэт, а вечной смерти. 4. Однако мы не станем говорить о нравах, рассмотрим саму суть, чтобы люди узнали, в каких они, несчастные, пребывают заблуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

Вопрос 24. А) Что рождается от безмолвия телесных чувств? Ответ: Мир в уме. Б) Что рождается от безмолвия в уме человека? Ответ: – Кротость; – спокойствие и – мир. Вопрос 25. А) Полезна ли для безмолствующих свобода от попечения? Ответ: Да. Б) Почему? Ответ: Потому что многочисленные заботы и попечения являются признаком их расслабления и нерадения об исполнении заповедей Христовых. 17. ПЛОДЫ БЕЗМВОЛВИЯ Вопрос 26. А) Полезны ли безмолствующим лицезрение людей и общение с ними? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что целомудрие души загрязняется и помрачается о т лицезрения людей и общения с ними. Вопрос 27. А) Что следует делать безмолвнику в собрании множества людей? Ответ: Предпочитать молчание. Б) К чему следует относится с осторожностью безмолвствующему? Ответ: К частым встречам и общению с людьми. В) Чего ему следует особенно бояться? Ответ: Ему следует больше бояться встречи с порочными людьми, чем со своими врагами. Вопрос 28. Каковы дела безмолвия? Ответ: – Голод; – чтение; – внимательно совершение всенощного бдения – большого числа поклонов в третий, шестой и девятый час. Вопрос 29. Когда труды безмолствующих приносят плоды? Ответ: Когда к ним придет благодать слез. 18. ДЕЛА БЕЗМВОЛВИЯ Глава 12. О мире   Вопрос 1. А) Чем является мир? Ответ: Поприщем для духовных подвигов. Б) Чем является нынешнее время? Ответ: Временем духовной брани. Вопрос 2. Чем явлется мир? Ответ: – Тьмой, заблуждением и обманщиком, – блудницей, которая пытается завлечь нас к себе и обнажить от всех добродетелей, а в час смерти выкидывает нас из своего дома, – страстями. Вопрос 3. А) Что нам нужно делать для того чтобы познать мир? Ответ: Подвизаться, чтобы вырваться из тьмы и сетей мира. Б) Какой вред мир приносит любящим его? Ответ. Ведет их к душевной погибели. В) Имеет ли мир власть над нестяжательными и подвижниками? Ответ: Конечно, нет. Но если они не удаляются от причин пороков, тогда, разумеется, он имеет над ними власть. Вопрос 4. Что можно найти в пустыне? Ответ. – Удаление от причин порока,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010