Были ли это книжники и фарисеи, или другой кто, судить – не наше дело, ибо тут во всяком случае главным виновником убийства Захарии является Ирод. И вот на этом-то последнем мы остановим теперь свое внимание. Что побудило его к ужасному преступлению избиения младенцев и отца Предтечева? Конечно не что иное, как гордость. «Может ли это быть, – как бы так говорит он, – чтобы еще какой-нибудь царь был на месте моем, кроме меня? Могу ли я согласиться с этим? Перенесу ли сие?» И вот, порок гордости у Ирода переходит в страсть, и при этой страсти, как видите, он становится способным на все. Не указывает ли же все это на то, что порок гордости есть ужасный порок и что он может довести человека и до ужасных преступлений? Да, указывает, и указывает с прямой очевидностью. А если так, то что же мы должны делать, братие? Конечно, должны бегать гордости как ужасного зла и быть смиренными. Будем же помнить, что, по слову Божию, во-первых, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» ( Лк.18:14 ), что, во-вторых, «Бог гордым противится» ( 1Петр.5:5 ) и что, наконец, и все зло в мире происходит, между прочим, и от гордости житейской ( 1Ин.5:19 и 1Ин.2:16 ). Аминь. 25-й день 304. К девам (Из жизни св. преподобномученицы Февронии девицы. Чет. Мин. июня 25) К вам обращаемся, девы христианские, и вот что пришло нам на мысль сказать вам. Как путнику, принужденному идти по неизвестной и притом гористой и трудной дороге, несравненно труднее идти одному, нежели в сопровождении проводников и товарищей, так и вам, девы, также труднее идти в царствие небесное одним и гораздо легче достигнуть его при помощи опытных руководителей и учителей. Вы, конечно, скажете: каких же разуметь тут руководителей и учителей? На это ответим вам, что под оными нужно разуметь тех отшедших к Господу дев, которые при жизни отличались добродетелями, по смерти причтены к лику святых и ныне блаженствуют там в обителях Отца Небесного. Они подлинно, повторяем, могут быть для вас опытными руководительницами и учительницами, могут указать вам путь в царствие Божие, облегчить оный и примерами своих добродетелей и осветить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Разделы портала «Азбука веры» Ответственность (нравственная) — 1) необходимость давать отчёт перед Богом (Богу) за все свои помышления, желания, слова и действия; 2) обусловленность необходимостью держать ответ перед Судом Божественной Правды; 3) внутреннее чувство; осознанное и добровольное стремление человека жить по Христу, соизмерять свои мысли, желания и поступки с естественным и сверхъестественно данным Божьим законом. Снимается ли с послушника ответственность за те грехи, которые он совершил по воле духовника? Послушание — предмет одного из монашеских обетов. Как результат, послушание является одной из наиболее важных форм отношений насельника монастыря к духовнику . По большому счёту монашеское послушание подразумевает доверительное, безропотное подчинение воле духовного наставника. Как правило, так в монашеской практике и происходит. Подчинение воле наставника (пастыря, старца) способствует выработке у подвижника такой необходимой ему для спасения добродетели , как смирение . Кроме того, на протяжении всего духовного руководства духовный наставник способствует преодолению вверенным ему учеником искушений, возможных ошибок, дьявольских козней, помогает раскрыть в нём духовные дарования, стать праведным и святым. К сожалению, не только в миру, но даже и в монашеской практике иногда случается, что духовники, либо по непреднамеренной ошибке, либо по страсти подталкивают опекаемых ими верующих ко злу . Очевидно, что неопытному в духовном плане христианину бывает трудно понять и правильно оценить неявно греховное распоряжение духовника. Опять же, иногда должной оценке препятствует высокий авторитет наставника и доверие, питаемое к нему со стороны ученика (духовного чада). Разумеется, при таких обстоятельствах существенная доля ответственности за совершенный «послушником» грех ложится на духовного руководителя. Но что делать, если духовный руководитель побуждает ко греху явно? При таком положении вещей подвижник вправе, как минимум, насторожиться, задать руководителю необходимый вопрос. В случае же, если ответ его не удовлетворит, он может обратиться за более ясными разъяснениями к вышестоящему руководству, например, к настоятелю монастыря или к епископу.

http://azbyka.ru/otvetstvennost

В августе 1956 года в Харькове проходит Всесоюзный съезд незарегистрированных пятидесятников, предложивший новый бескомпромиссный курс в отношениях с властями, который вкратце был сформулирован в четырех основных положениях: – отказ от каких-либо отношений с советскими государственными и общественными органами и организациями; – игнорирование советских законов; – отношение к военной службе – частное дело верующего; – благотворительность, миссионерство, организованное обучение детей религии объявляются неотъемлемым правом церкви. Подобные съезды проводились неоднократно и в последующие годы, создавая идеологический фон для разделений внутри среды евангельских христиан, который существует и поныне. Следует заметить, что явление это неизбежное среди сектантов, является следствием ложно воспринятого понятия «свободы во Христе», а точнее отсутствия смирения, терпения, послушания в исполнении определенных норм поведения. Проповедь этих христианских добродетелей звучала лишь из уст «братьев в отношении сестер». Для самих руководителей общин пятидесятников критерием истины остается Слово Божие, которое, однако, истолковывалось ими «как Бог на душу положит». Одна из сестер пятидесятнической общины признавалась: «крутят Слово Божие наши братья, как колесо». Отвергая апостольскую преемственность и институт священства, исповедующие лишь самонадеянно воспринятую персонифицированную приобщенность к воздействию Духа Святого и Его проявления, вступили на «зыбкую почву». «Подобно тому, как вышедший из лодки, пускается в самостоятельное плавание по океанскому простору. Доплывет ли до желанного берега? Если только увидит сильный ветер, испугается и, начав утопать, закричит, подобно Петру: «Господи! Спаси меня» ( Мф.14:30 ) 4.2 Незарегистрированные пятидесятники Несмотря на уговоры и откровенный нажим властей влиться в ЦЕХБ, большинство общин пятидесятников оставались непреклонными. Тогда их деятельность была объявлена антиконституционной и незаконной. Собрания разгоняли, а верующих штрафовали. Там же, где усматривались такие нарушения советских законов, как ведение религиозной пропаганды, обучение детей религии, членов общин сажали в тюрьмы на различные сроки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Разделы портала «Азбука веры» Смиреннословие — 1) формальное выказывание смирения внешним образом, на словах; 2) слова, речи, употребляемые человеком ради создания впечатления о себе как о смиренном. Смиреннословие по-гречески ταπεινολογα (тапинологиа). Это слово имеет негативный смысл, означая пустые речи о своем ничтожестве, которые ведут к унынию. Может ли смиреннословие способствовать формированию смирения? Нередко бывает, что выказываемое тем или иным человеком смирение не имеет отношения к подлинному христианскому смирению . Более того, достаточно часто основой подобного рода «смирения» является прямо противоположное ему по характеру состояние — гордыня (мол, посмотрите на меня, заметьте, какой я смиренный, какой добродетельный, не то, что другие). В отличие от напускного, театрального смирения подлинное христианское смирение подразумевает сокрушение сердца, а не языка, должное расположение души по отношению к Богу как к Вседержителю, а не внешнее, показное самоуничижение. (См. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение ). Однако, это совершенно не значит, будто озвучиваемые тем или иным человеком смиренные слова должны априори оцениваться как ложные и греховные. Священное Писание предоставляет нам множество убедительных примеров, когда праведники, обращаясь с Богом или людьми, смиренно прилагали к себе довольно уничижительные определения. Так, Авраам, обращаясь ко Господу, назвал себя прахом и пеплом ( Быт.18:27 ), но Бог не упрекнул его в лицемерии, потому что эти слова соответствовали внутреннему настрою его души, звучали из самых глубин его сердца. Другой случай. Когда Семей дерзнул злословить царя и пророка Давида, вознегодовавший Авесса хотел его наказать (снять голову), но Давид запретил ему, объяснив запрет тем, что Семей поступает так в соответствии с Божьей волей . Выражаясь иначе, царь смиренно признал, что достоин злословий ( 2Цар.16:7-10 ). Наконец, Сам Господь Иисус Христос публично говорил о Себе, что смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Стало быть, суждение о том, что подлинно смиренный христианин должен всячески избегать внешнего проявления смирения, дабы избежать лицемерия и гордыни , следует считать крайностью. Другое дело, что христианин не должен делать этого напоказ.

http://azbyka.ru/smirennoslovie

Он до точности с неусыпностию должен дознать все, что как есть, по собственному ли наблюдению или по наблюдениям других. Кто разрабатывает какую-нибудь часть истории, тот знает, как это нужно и как нелегко; 2) добросовестность. Нехотение труда или полутруд может понудить поспешить делом и после, при дальнейшем производстве его, позволить пропуски: отсюда бывают большие ошибки в обобщениях и наведениях. Приступая к ним, человек должен сознательно сказать себе: я все сделал, что мог и что нужно, и на основании всего делаю выводы; 3) внимательная осмотрительность. Все у него должно быть основано на фактах; между тем или их число, или подробности могут ускользать; может случиться, что малозначительное будет очевиднее, а главное скрытнее; многое может быть ничтожно, а одно важно. Пропуск или ошибка во взоре могут дать всему ходу работ рассудка оборот превратный; 4) от этого всегда належит необходимость доверять другим, с ними советоваться, их суду подчиняться, когда нужно, и вообще, сколько можно, менее придавать аподиктической 138 непреложности своим наведениям и смиренно сознавать свою малую дальновидность. Противоположные сим добрым качествам пороки относительно рассудочной деятельности суть: заносчивость и диктаторство, неосмотрительность, недобросовестность и верхоглядная ветреность. После таких замечаний обращаемся к определению состояния рассудка у людей, отчужденных от Бога, и у людей, прилепляющихся к Нему. У первых он является всегда почти с превратными направлениями. Если осмотреть людей, то найдется бесконечное их в сем отношении разнообразие. Однако ж, судя по сторонам, какие пред сим указаны, можно их распределить или по видам рассудочной деятельности, или по ее добродетелям. Одни преимущественно остаются при приемах, какие употребляет рассудок при познании вещей (при формальной его деятельности), и или хотят все строить из произвольных своих отвлеченных понятий, по примеру схоластиков 139 , или готовы с одинаковою силою утверждать да или нет об одном и том же, по примеру пустословных софистов 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3. Рассмотри же себя каждый из вас, имеет ли в себе сие искомое, или все еще состоит рабом страстей, узником грехов, пленником помыслов, – от чего является он не устроенным в словах, делах и помышлениях, обнаруживая сие непослушанием, гордостью, ропотливостью, спорливостью, самооправданием, своеволием и первейшим из зол неверием. Но между тем как этот таков, в том, кто подвигается к искомому и преуспевает в борьбе со страстями, проявляется всякое даяние благо и всяк дар совершен: кротость, мир, любовь, сострадание, безропотность, смиренномудрие, беззавистность, благодарение, терпение, молитва, псалмопение, бдение, сокрушение, слезолитие и всякое другое похвальное деяние и расположение; он не ищет первенства, но бежит от него, – не желает рукоделья нравящегося, а такого, какое назначит отец, с отсечением своей воли, будь дело кухонное, или садовое, или полевое, или другое подобное, – не воюет из-за одежды, обуви, пищи и питья, но терпеливо переносит все, хоть одет в рубища, зябнет и голодает, на одно устремляя взор, – на стяжание тамошнего упокоения. 155. 1) Как гражданин доблестный, будучи позван царем для получения награды, радуется: так радуется и брат наш Харитон, позванный отселе Господом, вкушая теперь неописанные блага небесные за понесенные им подвиги и труды обительские. – 2) Помышляя о семь, кто и из нас не воодушевится на подобное, не внимая дьяволу, который обычно своими внушениями или отклоняет нас от добрых дел, или делаемое добро омрачает не добрыми помышлениями и чувствами, какое бы послушание мы ни проходили. – 3) Не забудем при том, что добродетель и в сей еще жизни получает воздаяние, иной раз видимое, и всегда – невидимое, как предначатие и предвкушение будущей славы и блаженства. 88] 4. Подобно тому, как в гражданском быту, человек, обвиненный в больших преступлениях и осужденный на смерть, страхом и трепетом поражаем бывает, когда возвестят ему: время пришло; выходи: так и для грешника весть о переселении отселе в другую жизнь обыкновенно бывает страшна и трепетна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

– От спешки, – торопливости и – смущения. Глава двадцать восьмая. О страхе Божием и премудрости Божией Вопрос 1. А) Чем является страх Божий? Ответ: Добродетелью. Б) От чего рождается страх Божий? Ответ: От веры.   Вопрос 2. Что рождается от страха Божия? Ответ: Покаяние и добрые дела.   Вопрос 3. Когда к человеку приходит страх Божий? Ответ: Когда его ум познает Бога и благодаря ведению постигнет Его божественность.   Вопрос 4. К чему приводит страх и пытливость ума? Ответ: К сомнениям. 26. ОТ ЧЕГО РОЖДАЕТСЯ ПОКАЯНИЕ Вопрос 5. Чему мешают стыдливость и страх Божий? Ответ: Они мешают разуму человека уклоняться в бесцельные блуждания.   Вопрос 6. Кто является истинным философом? Ответ: Истинный последователь премудрости Божией.   Вопрос 7. А) Что выше: мудрость мирская или мудрость духовная? Ответ: Мудрость духовная. Б) Почему? Ответ: Потому что в душе людей, имеющих духовную мудрость, господствует молчание, а в душе людей, имеющих мирскую мудрость, – многословие.   Вопрос 8. Что рождается от духовной мудрости? Ответ: – Смирение, – кротость и мир помыслов, – безмолвие тела и отсутствие в нем возмущения и бесчинства блуда.   Вопрос 9. Что рождается от мирской мудрости? Ответ: – Гордость, – смущение в уме и различные невыразимые словами помыслы, – бесстыдство чувств, и – превозношение.   Вопрос 10. Каков первый путь, помогающий нам достичь мудрости или приблизиться к ней? Ответ: Горячее желание сделать премудрость Божию своей наставницей.   Вопрос 11. Кто является разумным? Ответ: Желающий любой ценой, оставив эту жизнь, приобрести жизнь вечную.   Вопрос 12. А) Имеет ли премудрость предел? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что премудрость есть Сам Бог. В) Что служит признаком премудрости? Ответ: Возвышение человека и его соединение с Богом.   Вопрос 13. Что служит для человека знамением принятия премудрости от Святого Духа? Ответ: Мудрость, которая учит его тайно и явно смиренномудрию и показывает себя в его разуме.   Вопрос 14. А) Какая душа имеет мудрость духовную?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Но преходящие блага не должно презирать как то, что инструментально содействует нам в достижении относящихся к божественному страху и любви вещей. Раздел 2. Противоположно ли бесстрашие мужеству? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что бесстрашие не противоположно мужеству. В самом деле, о навыках мы судим по их актам. Но бесстрашие не препятствует актам мужества, поскольку при отсутствии страха человек и мужественен в терпении, и отважен в нападении. Следовательно, бесстрашие не противоположно мужеству. Возражение 2. Далее, бесстрашие является пороком по причине или недостатка надлежащей любви, или гордыни, или же по недомыслию. Но недостаток надлежащей любви противоположен любви к горнему, гордыня – смирению, а недомыслие – рассудительности или мудрости. Следовательно, порок бесстрашия не противоположен мужеству. Возражение 3. Далее, пороки противоположны добродетели как пределы середине. Но у одной середины с одной стороны может быть только один предел. Следовательно, коль скоро пределом мужества с одной стороны является страх, а с другой – отвага, то дело представляется так, что бесстрашие ему не противоположно. Этому противоречит следующее: философ [в третьей книге «Этики " ] называет бесстрашие противоположностью мужества. Отвечаю: как уже было сказано (123, 3), мужество связано с отвагой и страхом. Затем, всякая нравственная добродетель в отношении того, с чем она связана, соблюдает разумную середину. Поэтому мужеству надлежит разумно умерять человеческий страх, а именно так, что человеку надлежит бояться того, что должно, тогда, когда должно, и так далее. Но модус разума может быть искажён либо избыточностью, либо недостаточностью. Поэтому подобно тому, как робость противоположна мужеству по причине избытка страха, а именно постольку, поскольку человек боится того, чего [бояться] не должно, и так, как не должно, точно так же бесстрашие противоположно ему по причине недостатка страха, а именно постольку, поскольку человек не боится того, чего должно бояться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос 15. Что было создано в пятый и шестой дни? Ответ: В пятый – птицы небесные, пресмыкающиеся и рыбы, а в шестой животные и ЧЕЛОВЕК. Вопрос 16. Чем отличаются бесы от ангелов? Ответ: Они грубее по природе и по чину. Вопрос 17. Когда наш ангел-хранитель не удаляется от нас? Ответ: Когда мы сами не отвергаем причины помощи, то есть: молитвы к Богу, труды ради стяжания добродетелей и смиренномудрие. Вопрос 18. А) Кто является учителем первого чина ангелов? Ответ: Иисус Христос . Б) Кто является учителем следующих за ними ангелов (то есть второго ангельского чина)? Ответ: Их учителями являются ангелы первого чина. Вопрос 1 9. А) Как передается каждое домостроительство и явление тайн Божиих всем ангельским чинам? Ответ: В порядке их чина, от одного чина другому. Б) Относится ли это ко всем тайнам Божиим? Ответ: Нет, поскольку многие тайны открываются только первому чину и не передаются другим, или открываются только второму чину ангелов, который хранит их в молчании. В) Почему они не открываются другим чинам ангелов? Ответ: Потому что другие ангельские чины не могут воспринять величие тайны без научения и помощи первого чина. Глава 15. О монашеском житии, девстве, странничестве и послушании   Вопрос 1. Что такое монашеское житие? Ответ: Это житие равное житию ангелов, – Житие людей, являющихся похвалой и десантом Церкви ХРИСТОВОЙ, – Житие избранников Божиих, призванных Богом быть УЧАСТНИКАМИ страданий Христа и Его славы. Вопрос 2. Чем помогают миру живущие в безмолвии? Ответ: – Они помогают словом – и советом в нужное время – и молятся за весь мир. Вопрос 3. А) Может ли монах, ведущий подвижническую жизнь в безмолвии, иметь попечении об угождении Богу или какие-то другие заботы? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что монахи избраны Богом для служения Ему. Они имеют дерзновение посредством молитвы находится в постоянном таинственном общении с Богом. Посредством молитвы и безмолвия они служат и угождают Богу. Вопрос 4. Что охлаждает душу монаха? Ответ: Общение и беседы с людьми и многословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   Не всякая болезнь бывает к смерти, но каждая болезнь, особенно тяжелая, является напоминанием христианину о вечности, о неизбежном в его жизни переходе в загробную жизнь. «Помнить свой смертный час следует всякому христианину, тем более не следует смущаться этой мыслью больному». Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть в моем недуге отворяются мне врата вечности». Мы не знаем ни дня, ни часа, когда Господь нас призовет к Себе. Поэтому особенно важно, чтобы каждый христианин в тяжелой болезни исповедался и причастился Св. Таин. Тех больных, которые из-за сильного расслабления не могут быть в храме, священник причащает на дому.     Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых производит в верующих, достойно причащающихся, исцеление, очищение, просвещение и освящение души и тела, делает наследниками Царствия Божия. Кто причащается Св. Таин с искренним покаянием и благоговением, тот после принятия святыни ощущает в сердце неземной мир и тишину, спокойствие совести, укрепление сил души и тела. Многие больные после причащения получают исцеление от тяжелых неисцелимых болезней. Для тяжелобольных и умирающих причащение Св. Таин служит благодатным напутствием в вечную жизнь и в ответ благоприятный на Страшном Суде Христовом.    Тяжелобольные должны приступать к причащению незамедлительно и как можно чаще. О. Макарий Оптинский советует таким больным причащаться один раз в месяц, а при усиливающейся болезни — и через 2 или 3 недели.    «Каждого больного, — пишет еп. Феофан Затворник, — как известно, более всего беспокоит и страшит мысль: не умереть бы (неготовым). Сознание вполне естественное, и благоразумие окружающих больного не должно бы, по-видимому, отвлекать его внимание от этой мысли. Но у нас, по обыкновению, в большинстве подобных случаев всячески стараются как бы разуверить (тяжело) больного в грозящей ему опасности, хотя нередко и сами сознают, что больной безнадежен. Понятно, что такое лицемерие у постели болящего, как и чем ни оправдывай его, кроме нравственного вреда, ничего не может ему принести, а нередко и самих, так неуместно лицемерящих, в случае неожиданно ускорившейся смерти больного без должного христианского напутствия подвергает тягчайшей скорби. Мало разве умирают у нас без надлежащего приготовления (без причащения) исключительно лишь по нерадению окружающих больного родственников? И допустившие такую неосмотрительность не убиваются ли горем, иногда целую жизнь, считая себя виновником в том, что допустили своего близкого человека умереть без христианского приготовления?» Благочестивые христиане в тяжелой болезни, а также перед тем, как отправиться в больницу (на операцию или др. лечение), считают первейшим своим долгом напутствовать себя принятием Божественной благодати, получаемой в Таинствах исповеди и св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010