Рисунок 73. Ex voto (по обету) Помпеи Луцилии Из галерей, окружавших двор храма, Иосиф Флавий («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11, 5; «Bellum Judaicum», VI, 5, 1–2) выделяет особенно южную галерею, отличавшуюся от других и имевшую более сложное устройство. Тогда как другие галереи состояли из трех рядов колонн и из двух аллей между ними, южная галерея имела четыре ряда колонн и между ними три аллеи, наружную, среднюю и внутреннюю, соприкасавшуюся с стеною ограды. Широта наружной и внутренней аллеи была 30 футов (8 или 9 метров), а высота 50 футов; напротив средняя аллея была полтора раза шире и два раза выше. Иосиф Флавий указывает количество колонн южной галереи 162 и входит в архитектурные подробности их вида. Каждая колонна имела в окружности три человеческих обхвата и 27 футов высоты, стояла на двойном пьедестале (в коринфском стиле, пьедесталы обыкновенно круглы) и украшалась коринфскою капителью. Это описание колонн ставит в недоумение исследователей, так как указанные здесь отношения толщины и высоты не соответствуют тому, что известно о коринфской капители. Граф Вогюэ (стр. 53) выходит из затруднения тем, что высотою колонн считает высоту всей галереи, т. е. 50 футов, совершенно игнорируя показанную Иосифом для колонн высоту 27 футов. Отсюда он выводит далее, что диаметр колонн был 1 метр. 70 сантим., а расстояние между колоннами 5 метр. 52 сантим. Но это превращение высоты всего сооружения с крышею в высоту колонн так же произвольно, как и предшествующее обратное превращение им 25 локтей высоты колонн в общую высоту постройки с крышею. Мы уже говорили, что 27 футов есть высота колонн других галерей, а 25 локтей, поставленные по ошибке в описании других галерей в описании Иосифа, есть точная мера высоты колонн южных. При 25 локтях высоты (37 футов 6 дюймов), диаметр колонны будет около 4-х футов; такой колонны двое не обхватят руками; потребуется помощь третьего. Колонны стояли четырьмя рядами, по 40 в каждом ряду, итого 160 колонн. Лишние две колонны из числа 162 колонн, указанных Иосифом, стояли не в ряду колонн, может быть, как думают Фергюссон (The Temple, 81) и Шегг Bibl.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Благодаря правильно организованной обороне Тихвинская крепость устояла в 1613 г., а с подходом подкреплений из Москвы и Новгорода она стала центром борьбы с иноземными захватчиками. Шведские войска еще дважды пытались овладеть тихвинскими укреплениями (1614 и 1615 гг.), но эффективная оборонительная система монастыря-крепости выдержала и эти осады. Об истории монастырских строений рассказывают " Книги городничего старца " , должность которого была учреждена в 1658 г. Выбиравшийся из числа монахов, он следил прежде всего за состоянием оружия, нуждами гарнизона. Одни из первых городничих старцев - Варенцовский - в книге 1666 г. назвал и описал девять башен фортификационного ансамбля: Омутную, Тайничную, Раскатную, Озерную, Столбовую, стоявшие в центре оборонительных прясел, угловые: Мельницкую и Федоровскую, воротные: Введенскую и Никольскую. Башни соединялись ходом поверх рубленых стен, имели сквозные проходы по ярусам, что позволяло защитникам крепости под прикрытием переходить с одной стены на другую. Это описание относится ко времени максимального развития военной мощи монастыря-крепости, возросшей в ходе длительной и успешной борьбы тихвинцев со шведами. В 1669 г. начались работы по замене деревянных укреплений каменными. Никольская и Введенская воротные башни и примыкающие к ним участки стен оделись в камень к 1700 г. А северная и южная стены перестраивались лишь в 1788-1795 гг. Кирпичная стена XVIII в. сохранилась почти полностью; она разрушена только на участке вдоль Тихвинки и с востока. Каменная ограда Тихвинского монастыря легка и нарядна. Верхняя ее часть украшена круглыми декоративными амбразурами, а по внутренней стороне проходила деревянная открытая галерея на кирпичных аркадах нижнего яруса. Каменные башни ограды большей частью пустовали, так как после шведского нашествия Тихвин больше не подвергался разрушениям. Годы перестройки деревянных стен монастыря-крепости в каменные (1669-1699) стали временем формирования каменного монастырского ансамбля. Работы по его строительству продолжались в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=00115

Вполне вероятно, что подобные типиконы имелись и в «своих» мнастырях русских князей. Разросшееся племя Рюриковичей, переняв обычай пострижения перед кончиной и погребения в родовом монастыре, стало устраивать все больше княжеских усыпальниц в окрестностях своих стольных городов. Можно предположить, что большинство каменных храмов, руины которых открываются под Смоленском, Полоцком и другими большими городами Древней Руси, было именно монастырскими соборами с погребениями князей или княгинь. То же можно сказать о небольших городах с их храмами (Василев, Вщиж, Дорогобуж) или загородных храмах (Кидекша, Заруб). Складывается ситуация, когда погребальная функция во многом определяет облик каменных сооружений и даже вызывает их появление во все большем количестве. Погребения в первых соборах В Софийском соборе в Киеве усыпальница ктитора, Ярослава Мудрого, погребенного в мраморном саркофаге, помещалась в восточной части одной из галерей собора: внутренней или внешней. Северная галерея собора, в которой достоверно располагалась княжеская усыпальница, имела и особый придел с выступающей полукруглой апсидой 1304 . Итак, места погребений в этом гигантском соборе были связаны с галереями и дополнялись придельными храмами. В Софийском соборе в Новгороде погребение одного из князей фиксируется в северной галерее, а остальные князья и, по всей видимости, сам ктитор собора, князь Владимир Ярославин, были похоронены в южной галерее, позднее названной Мартирьевской папертью. И северная и южная галереи с востока оканчиваются приделами с выступающими полукруглыми апсидами. В Новгороде, как видим, прямо продолжена традиция киевской Софии. Если в Софии Киевской известно только о погребении Ярослава Мудрого в стоявшем на полу мраморном саркофаге, а о погребениях других князей сведений нет, то в Софии Новгородской, благодаря исследованиям М. К. Каргера 1950-х гг. и раскопкам под руководством автора в 1999–2000 г., открыта усыпальница князей в Мартирьевской паперти, где погребения устраивались в «сборных» каменных саркофагах под полом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получается 890 футов. Остальные 30 футов или 15 футов с той и другой стороны требовались для образования какого либо разделения, может быть даже целой массивной стены с лестницами наверх, между южною галерею и обнимавшими ее продольными аллеями восточною и западною 139 . Мы не можем согласиться с предположением Фергюссона (The Temple of the Jews, 81, Pl. 11), что галереи продольных сторон восточной и западной и галерея южная равно продолжались до самых углов площади, проходили одни сквозь другие, образуя смешенные ряды колонн, подобные рядам, встречающимся в Баальбеке и Пальмире. Такое сжатие Иродовых галерей нужно было Фергюссону для оправдания его особенной теории о месте ветхозаветного храма на нынешней площади этого имени. Ниже мы надеемся доказать подробно, что определение размеров площади ветхозаветного храма и его ограды круглою мерою одной стадии, неоднократно повторяющееся у Иосифа Флавия, ни в каком случае не может быть принято. Портики или галлереи, окружавшие площадь храма с восточной, южной, северной и западной сторон, имели разные названия и назначения. По новозаветным свидетельствам, восточный портик назывался притвором Соломона, στο Σολομνος, и наиболее часто был местом учения и проповеди для народных учителей ( Ин.10:23 ; Деян.3:11, 5:12 ); он был также местом отдохновения для приходящих в храм богомольцев. Хотя мишна и Иосиф Флавий не называют его прямо Соломоновым портиком, но Иосиф Флавий, говоря о восточном портике, στο νατολικ, прибавляет, что он был делом Соломона («Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7), разумея под этим, конечно, не колоннаду портика, которая и здесь была построена Иродом, а восточную стену двора, к которой примыкал портик. Доказательством особенного внимания народа к восточному портику, носившему имя древнего царя, может служить тот факт, что при Агриппе II, когда уже все работы по переделке храма были окончены, народ обращается к царю с просьбою о новом возобновлении одного восточного портика, на что царь отвечал отказом, устранённый огромными расходами, каких должна была потребовать новая переделка портика («Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

, на каменном фундаменте, с помещениями в 3–х этажах. Постройка ее обошлась лавре около 14 тысяч рублей. 4. Постройка свечного завода С окончанием постройки народной гостиницы, приступлено было, по плану и смете того же архитектора Раструханова, к постройке свечного завода, отстроенного, затем, в течении 1867 и 1868 г. Это обширное каменное здание, с жилыми помещениями, с мастерскими, кладовой и ледником, с подвальным этажом, крытое железом. Постройка его обошлась в 9 слишком тысяч руб. 5. Устройство галереи Лаврская галерея, служащая контрфорсом соборной церкви и бывшая, начиная с 1834 года, для лаврского начальства причиной многих беспокойств и денежных затрат по своему переустройству, при архиепископе Агафангеле приведена в настоящее ее состояние. Так, в 1867 и 1869 годах, западная и восточная части галереи, по снятии деревянного пола и железной, проржавевшей крыши, покрывавшей их, утрамбованы щебнем, выложены кирпичом, а по верх каменными плитами, залитыми по швам цементом. Но как ненастное время убедило, что песчаный плитняк пропускает чрез себя воду, то решено было плитняк, покрывающий западную часть галереи, залить асфальтом, – что и исполнено, в 1874 году, под руководством инженера Варшавской асфальтовой компании г. Спорного, с формальным ручательством предохранить галерею от сырости и течи в течении 15 лет. Что же касается восточной части галереи, лежащей между соборным храмом и братским корпусом, то она оставлена в прежнем виде, без заливки асфальтом, как лежащая не на сводах, а на плотном материке. Южная же часть, начиная от входа на нее, во всю длину пещерной церкви, покрыта по сводам красной медью, с устройством, поверх, деревянного помоста, на козлах. Издержки по приведению, при покойном архиепископе, галереи в настоящее ее состояние, не считая деревянного помоста, строившегося домашними средствами, простираются до 10 тысяч рублей. 6. Бруковка лаврского двора Так как, с окончанием постройкой колокольни, лаврский двор, от провоза по нем разных тяжестей, представлял с восточной стороны неровную, изрытую площадь, неудобную ни для проезда, ни для пешеходов; то в 1873 году приступлено было к ее выровнению и вымощению камнем, с устройством, по сторонам дороги и тротуаром для пешеходов. Одновременно, выложена прокладной плитой, в 2 сажени ширины, дорога ведущая от архиерейского дома к соборной лестнице, тогда же – лаврский двор засажен липами. Расхода по этому устройству понесено до 2–х тысяч руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Выполнены внешние ремонтные работы в братском, келарском корпусах и кельях над подгребами. В кельях над погребами заменены системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения. В административном корпусе отремонтировано десять помещений общей площадью более 280 кв.м. Выполнена частичная перепланировка. Выполнены работы по устройству электропроводки, установки новых систем водопровода и канализации. На территории монастыря отремонтирована дорога. В отчетном году проведена полная реставрация Екатерининских ворот (внешние и внутренние ворота, проход между ними, две часовни, прилегающие к воротам). Выполнены следующие работы: вычинка кирпичной кладки, ремонт фундаментов, шунтирование трещин, штукатурка, шпатлевка, покраска. Выполнены кровельные работы (полная замена кровли над воротами и часовнями). В ходе реставрации велась исследовательская работа, в результате которой удалось определить первоначальное колористическое решение комплекса Екатерининских ворот, что позволило придать постройке первоначальный облик. Так же устроены позолоченные кресты над внутренними и внешними воротами. Восстановлена лепнина. В комплекс восстановительных работ также вошла замена деревянной сгнившей кровли части Западной стены Старого Города и кровли над стенами монастыря. Произведены ремонтно-восстановительные работы на значительной части монастырских стен. Восстановлены фасады: Восточная стена (внутренняя сторона), Северная стена (наружная часть полностью и внутренняя часть Старого Города), Южная стена (внутренняя стена Старого Города), Западная стена (внутренняя стена Старого Города); в общей сложности свыше 5.000 кв.м. Также выполнены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению фасада корпуса Богадельни по ул. Просвещения. Старый город. Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 м. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 м и высотой – 6-7 м, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче, артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 м. Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1604 и 1646. Галерея - 1852. Архитектор:А.П. Попов (галерея) Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1 Координаты: 57.777, 40.894171 Проезд:в Костроме - автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Звонница — высотная доминанта монастырского комплекса. Оригинальное по своему облику сооружение, отражающее архитектурную стилистику двух эпох — рубежа XVI-XVII в. и середины XVII в. — в наибольшей степени сохранило черты раннего “годуновского” этапа строительства монастыря. В XVII в. на звоннице и колокольне было 19 колоколов, самый крупный из которых (вклад бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева), в 600 пудов, был отлит в 1647 г. государевым мастером Данилой Матвеевым. В 1649 г. в южном пролете звонницы были установлены часы. Композиция памятника строится из двух разновременных частей, каждая из которых имеет собственную ритмику и систему декоративного убранства фасадов. Звонница 1604 г. представляет собой продолговатый объем, вытянутый по оси север-юг. Он завершен уплощенной тесовой кровлей, сменившей первоначальное завершение тремя шатрами. Объем расчленен профилированными карнизами на три яруса, неравные по высоте (верхний более низкий). Стены двух верхних ярусов прорезаны тремя сквозными арками (южный пролет во втором ярусе был заложен во время ремонта в 1758-1760 гг.). Конструкция звонницы была приспособлена для звона с земли, а не с площадок на ярусах. О сквозных арочных проемах, существовавших и в нижнем ярусе и заложенных в те же годы, напоминают выявленные профилировкой полуциркульные архивольты и три горизонтальные прерывающиеся полочки, как бы определяющие местоположение опор. С юга (со стороны собора) к звоннице примыкает двухъярусная арочная галерея в русском стиле с широкой лестницей посередине. Пристроенная в 1852 г. по проекту арх. Н.А. Попова, она сменила первоначальную деревянную площадку, на которой размещались звонари. Фасадные плоскости галереи декорированы кубышками (в нижнем ярусе), филенчатыми лопатками, валиковыми архивольтами и карнизами с поребриком (во втором ярусе); живописность силуэту придают килевидные кокошнички по оси лопаток и над аркой центрального входа. Южная торцовая стена звонницы укреплена контрфорсом. Внутри пространство нижнего яруса разделено на два этажа, в каждом из которых находятся по три небольших складских помещения, перекрытых коробовыми сводами.

http://sobory.ru/article/?object=32421

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенская церковь в деревне Никулино была построена в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца XVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины. Во второй половине 17 века - начале 18 века была произведена перестройка трапезной – разросшемуся приходу требовалась более широкая и длинная. В то время трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным " сельским клубом " , т.е. мирским помещением. Северная стена трапезной была поставлена в одну линию со стеною церкви, южная - значительно выдвинута вперед. Значительно поднялась двухскатная крыша. Вход по традиции оставался с юга. Сохранялась несколько измененная и галерея. Перестройки 1826-1830 гг. коснулись в основном трапезной. Её перебрали и сузили за счет южной стены, которую сложили в створе с южной стеной церкви. Теперь эта западная часть церкви перестала быть трапезной, а превратилась во второе молельное помещение, для чего западную стену первоначальной церкви вырубили в пределах внутреннего пространства, т.е. от пола до потолка, выбросили все встроенные скамьи. Была перебрана и старая часть церкви (средний сруб и алтарь). Видимо, после этого (примерно через 5-10 лет или позже) снаружи вою церковь впервые обшили тесом и раскрасили фасады, придав постройке вид каменного сооружения в стиле классицизма. С запада над срубом появилась шестигранная брусовая колокольня с шатровым завершением и высоким шпилем над главкой - крайне " смелое " сочетание форм классицизма с народным деревянным зодчеством. Брусовый шестерик не обшивали, но покрасили. Сохранялась еще и галерея, но уже только при западной части церкви и совершенно иных форм.

http://sobory.ru/article/?object=05855

Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505) . Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря. Святыни [ править править код ] Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме. Фотографии святынь [ править править код ] Структура храма [ править править код ] 1. Центральный купол 2. Центральный неф 3. Главный иконостас 4. Алтарная апсида 5. Богородице-Рождественский придел 5 а). Придел святых Богоотец Иоакима и Анны 6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) 7. Западная галерея (Корсунская паперть) 8. Северная галерея 9. Иоанно-Богословский придел 10. Лестничная башня 11. Купол над лестничной башней Внешний вид [ править править код ] Пять нефов [ править править код ] Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма).

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Софии_Пр...

Кириллово. Часовня Георгия Победоносца. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно 1780 - 1820. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Малая Шалга (Кириллово) Координаты: 61.55415, 39.26167 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кириллово находится недалеко от шоссе Каргополь – Няндома по дороге на Малую Шалгу. В деревне осталось не более четырех-пяти домов, некоторые из них летом жилые. Часовня стоит примерно посередине деревни на единственной улице Часовня в Кириллово несет следы позднейших перестроек и разрушений, но первоначальная структура постройки прочитывается отчетливо и сразу обращает на себя внимание своей необычностью. В основе часовня представляет собой небольшой квадратный в плане сруб. С западной стороны выпуски верхних и нижних бревен образовывали открытую площадку, опиравшуюся на землю, а с юга была устроена узкая галерея на консолях. Основной сруб и южная галерея покрыты двухскатной крышей с симметричными полицами так, что конек не соответствует продольной оси молитвенного помещения. В результате позднейшей реконструкции стены сруба и галерея оказались обшитыми, над западной частью галереи устроена простейшая звонница, пристроено новое крыльцо-тамбур, переделана главка. В таком виде памятник сохраняется до сих пор. К утраченным частям здания относятся ограждение галереи, крыльцо. Несколько столбов от галереи было использовано для устройства звонницы. Это квадратные в сечении бруски без резьбы со следами глухого тесового ограждения. Ширина и конструкция лестницы прочитывается по врубкам в основании западной части галереи. На одном из столбов видны следы от тесового ограждения и от перил лестницы, а верхней части – следы бруска-перемычки (с подзором), видимо, связанного с передним столбом крыльца. Высота этой перемычки в совокупности с уклоном крыши дает возможность ориентировочно определить длину крыльца. Памятник имеет ряд интересных деталей: угол, выходящий на галерею, для облегчения прохода до уровня плеча рублен в лапу, а выше – в чашу, как и весь сруб. С правой стороны от двери прорублена смотровая щель в молитвенное помещение. Внутри часовни устроен потолок-«небо», роспись которого не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=13341

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010