Пещеры и подземные сооружения представляют сложную систему галерей, отдельных сооружений и помещений различного назначения, расположенных в четыре яруса. Наиболее древний ярус расположен на глубине 12 м от дневной поверхности (здесь сделаны археологические находки, датируемые XI в.). Во втором ярусе - церкви Антония и Феодосия с выраженными объемами притвора, нефа и алтарной части, отделенные земляными облицованными кирпичом стенами. Каждое помещение церкви имеет свою систему перекрытий: притвор и главный неф церкви Антония - полусфера купола, восточная часть - сомкнутый свод с распалубками; церковь Феодосия: притвор - сомкнутый свод, неф - сомкнутый свод с распалубками, восточная часть - сомкнутый свод с распалубками, в остальных помещениях (галереи, переходы) - полуциркульные и коробовые своды. Стены помещений и своды облицованы кирпичом. Наиболее значительна по размерам и архитектурной обработке церковь Феодосия. Габариты её притвора, например, 4,65х4,65; высота 8,4 м. Стены церкви Феодосия украшены пилястрами, нишами, увенчаны развитыми карнизами. Здесь сохранилась кафельная печь. В третий ярус ведет лестница с кирпичными ступенями. Здесь часовня, тупиковые коридоры, а также выход на карниз церкви Феодосия, где располагались хоры. Галерея круто ведет вверх в четвертый ярус - церковь Николы Святоши с трехцентровыми сводами и в келью Антония. Общая протяженность известных пещер 315 м. I ярус - 85 м; II - 80 м; III - 54 м; IV - 96 м. Ширина галерей от 50 см до 1 м; высота около 1 м 90 см. Полы церкви Антония и Феодосия - из керамической плитки. Реставрационные исследования производятся с 1949 г. В 1950 г. выполнены ремонтно-консервационные работы. Реставрационные работы начаты в 1980 г. Пещеры являются филиалом государственного историко-архитектурного заповедника. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР Примером небольшого церковного здания черниговской архитектуры XII в. может служить Ильинская церковь. Это маленький монастырский однонефный одноапсидный храм, хорошо сохранившийся до наших дней. Центральная часть храма перекрыта куполом на цилиндрическом барабане. Купол с барабаном, при помощи четырех подпружных арок опирается на четыре столба, скрытых в толще стен. Северная и южная стены примыкают к щекам подпружных арок, чем увеличивается подкупольное пространство и сохраняется принцип крестовокупольной системы. Подобная система перекрытия известна в ряде построек Византии, Болгарии и Приднепровья (например, в Боянской церкви XII в. в Болгарии). С восточной стороны примыкает одна апсида, с западной - нартекс. Барабан был украшен тонкими пилястрами. Кладка стен и клейма на кирпичах близки к Борисоглебскому и Успенскому соборам. На северном фасаде Ильинской церкви сохранились древний карниз и капитель пилястры - крайне редкий для древнерусского зодчества случай.

http://sobory.ru/article/?object=05570

(XI в., разрушена) находилась с сев. стороны от ц. Св. Софии, раскрыта во время археологических раскопок в 1968 г. Вероятно, была крестово-купольной 3-нефной 3-апсидной частной семейной капеллой. Церковь вмц. Параскевы. XIII в. (После 1236) небольшая однонефная (15×6 м), с куполом и притвором; на востоке главный неф завершается полукруглой апсидой. Притвор имеет 3-частную структуру, центральная часть перекрыта вспарушенным сводом. Сложена из блоков белого камня, ряд к-рых чередуется с 3 рядами кирпича. Северный и южный фасады, а также апсида украшены глухими аркадами, их верхние части декорированы поливными изразцами разной формы. Двускатная крыша появилась в результате одной из реставраций церкви. Первоначально над притвором находилась башня-звонница (сохр. следы ее примыкания к стенам наоса и нартекса). В наст. время в храме размещена музейная экспозиция из сохранившихся фрагментов фресок разных, в т. ч. разрушенных, храмов Н. Во время реставрации 2013 г. под зданием найдена плита с греч. надписью с посвящением Посейдону, вероятно принадлежавшая античному храму Посейдона, покровителю города. Церковь архангелов Михаила и Гавриила Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Кон. XIII — нач. XIV в. Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Кон. XIII — нач. XIV в. (Кон. XIII - нач. XIV в.), однонефная, типа вписанного креста, с нартексом, 3-частным алтарем (13,9×5,3 м) и богатым декором стен. Церковь мученика Феодора Стратилата (XIII в.; южная и восточная стены, крыша относятся к более позднему времени), однонефная, одноапсидная, с 2-скатной кровлей и нартексом (8,7×4,1 м). В храме располагается художественная галерея.тав Церковь святого Иоанна «Алитургетос» (XIV в., по неизвестным причинам не была освящена), типа вписанного креста, с нартексом, расположена на высоком берегу в юж. части полуострова; 4 свободно стоявшие колонны поддерживали барабан центрального купола. Разрушена в 1366 г. при штурме города; пострадала при землетрясении 1913 г., реставрирована в 1972 г. Стены богато декорированы. Церковь Христа Пантократора

http://pravenc.ru/text/2565098.html

Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Постепенно из двух вариантов " Вознесения " выкристаллизовался один - Христос-Пантократор в окружении небесных сил. Трактоваться эта композиция стала в более спокойном космическом плане - Христос-Пантократор, творящий вселенную, держащий ее в Своей руке. Таков образ Христа-Пантократора в ц. св. Софии в Киеве (XI в.) и в Новгороде (XIII в.), в монастыре Дафни в Греции (XI в.), в монастырях Константинополя - Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в.) и во многих других памятниках. В базиликальных храмах этот образ перемещался в конху апсиды, как это можно наблюдать в соборах Чефалу и Мон-Реаля (XII в.), Италия. Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку - здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. Подобные композиции мы находим в главном храме Константинополя в соборе св. Софии: например, Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей (южная галерея, XI в.). Но чаще всего Христу на троне предстоят ангелы, как мы можем видеть в соборе Торчелло (Италия, XII в.). Могут встречаться варианты смешанного типа, например, Христос на троне с коленопреклоненным у Его ног императором Львом VI, справа и слева в медальонах помещены изображения Богоматери и архангела Гавриила (как бы повторяя схему Благовещения), такая мозаика расположена над входом в собор св. Софии Константинопольской (IX в.). Все эти иконографические варианты находят свое соединение в иконографии образа Христа, именуемом " Спас в силах " . Эта икона является замковым камнем сложнейшей конструкции иконостаса. В ней сливаются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Пантократор - Логос, Бог Творящий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

6 Пуцко В. Г. Византия и становление искусства Киевской Руси//Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов. Киев, 1991. С. 79–99. 7 Грабар А. Н. Крещение Руси в истории искусства//Владимирский сборник в память 950-летия крещения Руси. Белград, 1938. С. 73–88; Он же. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и “Слово о полку Игореве”//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVIII. M.; Л., 1962. С. 233–271. 8 Velmans T. Rayonnement de l’icone au XII е et аи début du XIIIe siècle//XVe Congrès International d’études byzantines. Rapports et co-rapports. III. Art et archéologic. Athènes, 1976. P. 195–227. Pl. XLI–LI; Пуцко В. Икона в домонгольской Руси//Icone und frühes Tafelbild; Halle. 1988. C. 87–116. 10 Лазарев В. Н. Византия и древнерусское искусство//Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978. С. 220. 11 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство X – начала XV веков. М., 1995. С. 54–57. 9. 12 Пуцко В. Г. Русские иконы святителя Николая по данным мелкой каменной пластики XIII–XV веков//Почитание святителя Николая Чудо­творца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 121–131. 14 Grabar A. Les manuscrits grecs enluminés de provenance italienne (IX–XI esiècles). Paris, 1972. 15 Пуцко В. Г. Сакральное искусство Руси перед монголо-татарским нашествием: результаты и перспективы развития//Проблемы славяно­ведения. Вып. 7. Брянск, 2005. С. 3–10. 17 Пуцко В. Г. Церковь и рецепции византийской духовной культуры в русском обществе XI–XV вв.//Проблемы славяноведения. Вып. 10. Брянск, 2008. С. 9–19. 18 Xyngopoulos A. Icones du XIII e siècle en Grece//L’art byzantin du XIII е siècle. Symposium de Sopoani. 1965. Beograd, 1967. P. 75–82; Weitzmann K. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai//The Art Bulletin. Vol. XLV. 1963. P. 179–203; Он же. Icon Painting in the Crusader Kingdom//Dumbarton Oaks Washington. 1966. P. 49–83; Byzantium. Faith and Power (1261–1557). New York, 2004. P. 341–381.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

Иногда «гробницей» называли погребальные галереи или приделы на их восточных окончаниях: похороненный в 1239 г. в Успенском соборе во Владимире князь Юрий Всеволодович был положен, как свидетельствует летописец, «в гроб камен в святой Богородици в гробници, идеже лежит Всеволод, отець его» 1332 . Между тем, гробница Юрия Всеволодовича расположена у входа в придел, которым оканчивается с востока южная галерея Успенского собора, тогда как его отец, князь Всеволод Большое Гнездо, был похоронен в подобном приделе в конце северной галереи (эти приделы имеют прямоугольные очертания, но в восточной части их в толще стены устроены апсидки) 1333 . Это значит, что летописец считал всю галерею одной гробницей.  И все же письменные источники дают нам основание думать, что термины «гробница» и, в большей степени, «божница» применимы к отдельным приделам, причем как внутри храма, так и в составе галерей, а также к отдельным объемам, примыкавшим к массивам кафедральных или монастырских соборов. Наиболее ранние погребальные приделы были открыты у церкви Ирины в Киеве, сооруженной в середине XI в. (рис. 6). Храм был открыт во время раскопок 1833–1834 гг., произведенных К. Лохвицким 1334 . Два вытянутых в продольном направлении прямоугольных помещения, в стенах которых располагались погребения в каменных гробах, были снабжены полукруглыми апсидками и располагались по сторонам основного алтаря церкви. М. К. Каргер считал план храма, открытого Лохвицким, фантазией, но, на наш взгляд, придумать форму приделов и захоронения в них и в наосе невозможно. Вероятнее всего, эта форма все же подлинная. Само устройство в восточной части храма двух отдельных помещений с погребениями восходит, по всей видимости, к константинопольской церкви Апостолов, по сторонам алтаря которой располагались две усыпальницы византийских императоров 1335 . По сторонам алтарной апсиды базилики св. Ахилла на озере Преспа тоже расположены два бесстолпных придела (типа «компактный вписанный крест») с погребениями, одно из которых определено как погребение болгарского царя Самуила (976–1014) 1336 . Очень похожи на приделы киевской церкви Ирины капеллы, примыкавшие по бокам к северной церкви Константина Липса в Коснтантинополе (начало X в.) 1337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брюллов Κ. Π. (1799–1852). Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821 г. Угрюмов Г.И. (1764–1823). Агарь в пустыне. 1785 г. Репин M.E. (1844–1930) Избиение первенцев египетских. Репин И.Е. Иов и его друзья. 1869 г. Макаров E.Κ. (1842–1884) Иов и его друзья. 1869 г. (Российская Академия художеств) Крамской И.Н. (1837–1887) Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861 г. Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А. А. (1806–1858) Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины “Явление Христа народу”. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857 гг. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию. 1827 г. Иванов A.A. Явление Христа Марии Магдалине. 1834 г. (Государственный Русский музей) Иванов А.А. Илия возвращает воскрешенного сына матери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Призвание Давида на царство. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Благовещение. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Посещение Марией Елизаветы. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Христос и Никодим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Проповедь Христа в храме. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Искушение Христа на крыле храма. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Фигура Христа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Умножение хлебов. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Вход Господень в Иерусалим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Выход с учениками с Тайной вечери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Христос в Гефсиманском саду. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Голгофа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иисус говорит с креста. (Государственная Третьяковская галерея) Ге H.H. (1831–1894) Саул у Виндорской волшебницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

На единоличных изображениях Е., в композициях рядом с Богоматерью на троне среди избранных святых («алтарь свт. Николая», Конрад фон Зёст, ок. 1400, капелла свт. Николая, Зост), в сценах «Святое собеседование» (картина Х. Мемлинга «Богоматерь с Младенцем и святыми Варварой и Екатериной», нач. 80-х гг. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Тициана «Мадонна с Младенцем, вмц. Екатериной и Иоанном Крестителем», ок. 1530, Национальная галерея, Лондон), «Святое семейство» (часто эта иконография совмещена с сюжетом «Мистическое обручение св. Екатерины»: Дж. Ч. Прокаччини, кон. XVI в., Пинакотека Брера, Милан), «Оплакивание» (Б. Кампи, 70-е гг. XVI в., Пинакотека Брера, Милан) варианты изображения атрибутов многообразны: пальмовая ветвь (Дуччо, алтарный образ «Маэста», ок. 1308-1311, музей кафедрального собора, Сиена; П. Лоренцетти, образ в составе полиптиха, 1332 г., Национальная пинакотека, Сиена; икона, 1387, каталонский мастер Мартин де Вилланова, мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона для иконостаса Дж. Скьявоне, ок. 1456-1461, Национальная галерея, Лондон), пальмовая ветвь и колесо (картина фра Анжелико, 1-я пол. XV в., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), пальмовая ветвь и книга (рельеф портала Мариенкирхе в Ашаффенбурге, кон. XII в.; картина П. Перуджино «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святые Роза и Екатерина», ок. 1490, Лувр, Париж), пальмовая ветвь, книга и колесо (полиптих «Мадонна с Младенцем, Христос и святые», Франческо д " Антонио де Анкона, 2-я пол. XIV в., ГМИИ), колесо и книга (образ работы Аллегретто Нуци (?) «Святые Екатерина и Варфоломей», ок. 1350, Национальная галерея, Лондон), колесо и меч (фреска, ок. 1330, ц. Мариенкирхе в Ройтлингене, Германия), пальмовая ветвь, меч и колесо, книга (Ян ван Эйк, алтарь 1437, Картинная галерея, Дрезден), книга и меч (картина Пинтуриккио «Вмц. Екатерина с донатором», ок. 1480-1500, Национальная галерея, Лондон), книга (фреска сер. XIII в., собор в Понтиньи, Франция), меч (картина Рафаэля, 1507-1509, Национальная галерея, Лондон; витраж ок. 1524, собор Фрайбурга, Германия), корона в руке (фреска XV в., собор в Атри, Италия), усеченная палачом голова святой в ее руках (фреска А. Лоренцетти, между 1335 и 1338, ц. Сант-Агостино, Сиена).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Хозяйка Южная (хитро) : А вы и Христу молитесь, и нашим богам поклонитесь. Княжич Николай (сурово): С тех пор, как вера Христова на Русь пришла, не кланялись славяне богам чужим. Ни дедушка наш, ни отцы наши не изменили вере Православной, и мы Христу-Спасителю верными останемся! Хозяйка Южная (заискивающе) : Не гневайтесь, не сердитесь на меня, гости заморские. Не хотите – не надо. Насильно мы не заставляем, даже уговорами не склоняем к нашим обычаям. Об одном только прошу – не откажите нам в любви. Подкрепитесь перед дальней дорогой да и переночуйте здесь. А завтра отправляйтесь в Вифлеем, как наметили. Держать насильно вас не будем. Княжич Георгий: Ну, переночевать – это можно. Останемся? Княжна Анастасия: Давай сейчас в путь отправляться, княжич Георгий. Чует моё сердце, что место это недоброе, и люди здесь коварные. Вижу, что Хозяйка Южная хитрит и что-то против нас замышляет. Княжич Николай: За одну ночь ничего нам не сделается, Настенька, а отдохнуть нам и вправду надо. Чтобы по горам высоким пройти, нам силы нужны. Княжич Георгий: Решено, Хозяйка Южная. До рассвета мы остаёмся. (Хозяйка Южная подчёркнуто вежливо кланяется и медленно уходит. Служанки поправляют гостям подушки и уходят, унося с собой блюда и кувшины. Один кувшин остаётся. Княжичи крестятся и ложатся спать. Звучит тихая, чарующая мелодия, постепенно переходящая в тревожную. На сцене полумрак. Появляется Хозяйка Южная. За ней – три зловещие фигуры в чёрных одеждах и чёрных плащах. Слуги начинают кружить вокруг спящих, наклоняться над ними, потом отходят, танцуют и поют). Слуги Хозяйки Южной: 1 куплет: Мы слуги духа злобы, Мы нагоняем страх. Пришли сюда мы, чтобы Посеять зло в сердцах. Припев: Славяне спят беспечно, Но кончился покой, Ведь в душах их навечно Мы свет заменим тьмой. 2 куплет: Любовь, надежду, веру Похитим мы у них, Вражду нашлём без меры, Рассорим, как чужих. Припев. 3 куплет: Они проснутся утром Со злобою в сердцах, И всю свою премудрость Утратят на глазах. Припев. (Слуги заканчивают петь и танцевать, подходят к спящим: двое к Княжичам подходят очень близко. А третий к Княжне подойти не может. Он подбегает к Хозяйке Южной).

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Нижнетагильский музей изобразительных искусств vk fb tw ok @ g+ lj Матвеев Н.С. Насильственный постриг (Против воли постриженная). 1887 Музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. К боярину с наветом. 1904 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Боярский возок. 1908 Саратовский художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С.В. Приезд иностранцев Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов А.М. Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912 Музей Москвы Раздел 5. XVIII век. От Петра Великого до Екатерины Великой Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях. vk fb tw ok @ g+ lj Лагорио Л.Ф. На берегу пустынных волн. 1897 Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Зауервейд Н.А. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Горелов Г.Н. Сцена из времен Петра I. (Похороны на свиньях) Музей Российской академии художеств vk fb tw ok @ g+ lj Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Суриков Василий. Меншиков в Берёзове. 1883 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Творожников И.И. Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884 Курская галерея им. Дейнеки vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/139872.html

vk fb tw ok @ g+ lj Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916 Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи vk fb tw ok @ g+ lj Суриков В.И. Княжий суд. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910 Костромской областной музей изобразительного искусства Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры. vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/139872.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010