—65— надписью, что Пий IX «Petri annos in pontificatu Romano unus aequavit». Но, увы, слава Пия в этом отношении теперь померкла. Двадцатого февраля (нов. ст.) наступившего 1903-го года исполняется такой же двадцатипятилетний юбилей пребывания на римском престоле и настоящего папы Льва Пий IX перестает, таким образом, быть единственным, достигшим «лет Петра», и надпись на столбе храма придется, очевидно, исправить, поставив вместо «unus» – «primus». В настоящем случае юбилей представляется еще более знаменательным. Пий стал папой еще в полной крепости сил, когда ему было только 54 года, а его преемник вступал на престол уже шестидесятивосьмилетним старцем. Никому, конечно, тогда и на мысль не приходило считать возможным, чтобы этот старец, далеко не отличавшийся притом крепким здоровьем, мог дожить до своего двадцатипятилетнего юбилея. А между тем, вопреки всяким ожиданиям, он благополучно совершил этот долговременный и многотрудный путь своего служения, достиг редкого в наше время долголетия и уже девяностотрехлетним старцем все-таки «annos Petri aequavit». Любители интересных сопоставлений, быть может, в особенности обратят еще свое внимание на то, что оба эти, неслыханные дотоле, папские юбилеи празднуются именно после 1870-го года, т. е. после того горького для папства момента, когда оно утратило свою политическую власть, и когда римский первосвященник перестал быть государем. Горячие приверженцы папства утверждают, что теперь «святой отец» в неволе, вынужден терпеть всякого рода обиды и огорчения и даже в исполнении своих высоких обязанностей так ограничен и стеснен, что, по справедливости, именуется «ватиканским узником». И что же? На пространстве восемнадцати веков ни один папа не мог похвалиться двадцатипятилетним долголетием своего служения и только те двое, которые будто бы в обидах и в неволе, которые из государей превратились в ватиканских узников, – празднуют свои юбилеи. По-видимому, эта неволя и эти узы служат им на пользу. А если по примерам настоящего можно гадать о будущем, то для последующих преемни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пленяет многих слава и честь, могущество и власть, и здесь видят иные желанное счастье человека. Но по намерению Божию, счастье должно быть общим достоянием нашим. А слава и власть достаются в удел немногим. И что такое слава? Это – дым, рассеивающийся над головой человека. Она не находит места в сердце человека и не живёт в нём, и не даёт ему ничего существенного, а несётся мимо него, как тень от быстро летящего предмета. В воздушных пространствах разносится голос славы; пред чужим слухом раздаётся он. А кто знает, – может быть, печали исполнено сердце того, имя которого окружено славой? И каким тяжким путём достигается этот рассеивающийся звук славы! Напрягаются силы: истощается здоровье; потрачено много трудов, изнурения и пота на пути, ведущем к чести и славе, – и вот близок конец: главу труженика венчает ореол славы. Но он измучен и не может вкушать от славы того удовольствия, какое полагают подносить ему его попечители. Ведь дни его были скорби, и его труды беспокойство, говорит Екклесиаст; даже и ночью сердце его не знало покоя ( Ек. 2:23 ). Много славных имён записано в истории, хотя они составляют редкие единицы в числе миллионов, живущих на земле. Владетели этих имён одарены были особыми талантами. Но когда жили они, чувствовали ли они в глубине души своей внутреннее довольство? Может быть, они страдали больше простых смертных, которые жили и умерли в безвестности? Им досталась слава; но эта слава досталась им, – по крайней мере, весьма многим из них, – только после смерти. Мы справляем ныне торжественные юбилеи, чествуя славных деятелей прежнего времени, и выражая тем признание великих заслуг их. Но что юбилеи для мёртвых? Мёртвые, как срама не имут, так и вкушать славы не могут. Во время же жизни своей они несли тяготу, и великую тяготу, и многие из их современников, – иногда даже большинство, – поносили их и насмехались над ними зато, за что потомки окружают их имена честью и славой. Вы завидуете людям, облечённым полномочиями власти и занимающим места на верху общественной иерархической лестницы? Мы признаём достоинство власти, возвышающей человека, но не хотим считать людей счастливцами за то только, что в их руках есть большая или меньшая доля власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Иное дело утверждать, согласно с общим учением Церкви, что Святые, будучи на высших степенях приближения к Богу, вспомоществуют нам своими молитвами и испрашивают помилование Божие, как живущим, так и усопшим; а иное утверждать, что заслуги Святых Папа имеет власть вменять вместо епитимии кающимся и усопшим 69 . Пусть бы даже Святые имели заслуги и добродетели сверхдолжные; и тогда – по какому праву и на каком основании мог бы кто-либо из смертных распоряжаться их заслугами? Что же касается до бесконечных заслуг Христа Господа нашего: то всеискренно кающемуся они, по вере его, вменяются самим Иисусом Христом; служители же Церкви, по данной им благодати от самого Господа, только разрешают кающегося от исповедуемых им грехов, в таинстве покаяния. Впрочем, сами Латинские Богословы учат, что ни юбилеи, ни индульгенции не приносят никакой пользы кающемуся, не разрешают от грехов, если он не следует наставлениям и советам духовного отца, и не старается искренно и в точности исполнять епитимию, возложенную на него духовником. Но если духовный отец, как в Латинских, так и в Восточных Церквах, не должен никому открывать тайны исповеди; если посему неизбежно возлагать на исповедующегося епитимии тайные, даже такие, которых исполнение не обличало бы кающегося перед его ближними в тайных его грехах: то что после сего юбилеи и индульгенции? Ничто! – Не смотря однако на сознание самих Латинских Богословов в ничтожности юбилеев и индульгенций, народы Латинского вероисповедания везде, даже в Риме, составили себе об этих мерах прощения грехов странное, чисто фантастическое понятие, будто посредством их кающиеся приобретают полное отпущение епитимий, сколь бы тяжки ни были грехи их; а духовные руководители не очень заботятся разуверить народы в этом заблуждении, которое вкоренилось веками, тем более, что в Римской Церкви и явно-грешники не подвергаются открытой епитимии, требуемой правилами святых Отцов! Многих привязывает к Римской Церкви и провозглашаемая её Папами власть разрешать (dispensare) брачные союзы в самых ближайших степенях родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Согласно распоряжению папы Урбана VI, 1423 год по прошествии 33 лет после предыдущего юбилея стал новым юбилейным годом (см. «Annus sanctus» ). Ввиду того что в Италии в это время шла война между Миланом с одной стороны и Венецией и Флоренцией - с другой, среди паломников преобладали выходцы из др. европ. регионов. Секретарь папы итал. гуманист Джованни Франческо Поджо Браччолини (1380-1459) сравнивал появление паломников (их насчитывалось несколько десятков тысяч человек) с нашествием варваров и жаловался на принесенные ими грязь, вшей и болезни. Осуждение со стороны понтифика вызвало празднование в 1420 г. очередного юбилея католич. св. Фомы Бекета , отмечавшегося с 1220 г. 20 марта 1423 г. М. издал буллу «Ad hoc potissimum», согласно которой право принимать решение о проведении местных юбилеев сохранялось только за понтификом. Все иные юбилеи упразднялись. Однако с 1418 по 1429 г. с разрешения папы устраивались традиц. юбилеи на юге Франции, в Рокамадуре и Ле-Пюи-ан-Веле. В отношении нищенствующих орденов М. придерживался политики умеренной поддержки обновленческих движений. В 1418 г. он отменил все привилегии, дарованные предыдущими понтификами ордену Святейшего Спасителя (см. Биргиттинский орден ), основанному католич. св. Биргиттой Шведской, но 7 апр. 1419 г. все-таки утвердил деятельность ордена. В 1422 г. папа запретил основывать смешанные мон-ри, предусмотренные уставом этого ордена. В нояб. 1418 г. М. признал тосканский орден Слуг Пресв. Девы Марии нищенствующим и буллой «Sedis Apostolicae providentia» от 16 марта 1424 г. утвердил орденскую ветвь терциариев . М. выступал против ереси «малых братьев», радикального течения францисканских спиритуалов (см. Фратичелли ), распространившегося в это время в Марке. Обвинениям в ереси идолопоклонства подвергался при М. францисканец-обсервант католич. св. Бернардин Сиенский : он призывал народ почитать Святейшее Имя Христово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS). В 1427 г. монах был вызван в Рим. Во время диспута (нач. июня) в присутствии папы Бернардин Сиенский не только сумел опровергнуть обвинения, но и получил разрешение проповедовать в рим. церквах на протяжении 80 дней.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Подобным же образом была «дописана» в Кумране и книга Юбилеев (4Q225–227). 3.8 «Канон» Кумрана Как в иудаизме вообще, так и в Кумране в частности, каноничность какого-либо писания может быть раскрыта не через эксплицитную терминологию, но только через соответствие определенным критериям: (1) Письменный вид: уже тот факт, что устная традиция была записана, говорит о ее высокой оценке, т.к. таким образом данному тексту давалась долгая жизнь и распространение. (2) Наличие свидетельств, цитирование и комментирование: все книги еврейской Библии за исключением Есф (но ср. 4Q550) и Неемии (возможно, считалась частью Книги Ездры) засвидетельствованы в Кумране в виде рукописей. К ним добавляются также т.н. второканонические книги Товит, Сирах (11Q5; см. также экземпляры в Масаде и в каирской генизе), Дан.13 (Сусанна), Пс.151 (11Q5) и Варух ( Bar 6 =EpJer В форме цитирования (доказательство из Писания) придан вес книге Юбилеев (CD 10, 7–10; 16:2–3). Широкое распространение в Кумране истории о Стражах (1Ен.1–36) и солярного календаря указывает на то, что уделялось большое внимание книге Еноха (ср. Иуд.14 слл.). Факт комментирования в пешере или мидраше указывает на то, что соответствующая книга рассматривалась как авторитетная. В Кумране это особенно актуально для пророческих книг. (3) Количество копий. Значимость отдельных книг явствует из числа сохранившихся копий (Пс: 40 экземпляров; Втор: 29; Ис: 21; Исх: 17; Быт: 15; Лев: 13). Апокрифические книги (псевдоэпиграфы) также представлены в Кумране: Енох (возможно, 20, по меньшей мере 11 рукописей [без Ен 37–71, но с «книгой гигантов») и Юбилеи (15 рукописей). Заветы Патриархов не засвидетельствованы непосредственно, но некоторые рукописи могут быть истолкованы как их письменные источники. Кроме того, имеется большой набор текстов, связанных с традицией патриархов и священников (Амрам, Кааф), состоящий примерно из 50 неизвестных прежде апокрифов. Многократно копировались и ессейские писания (песни субботней жертвы, 4QMMT; CD/4QD), и собственно кумранские правила (напр., 1/4QS).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Тем более трудно рассчитать, на какие именно годы падают юбилеи, так как на празднование их в том или другом году нет никаких указаний». (о. Рожд.). Если не было и не могло быть во время пр. Иезекииля какой-либо эры, по которой год его видения приходился тридцатым, то пророк не мог дать этому году такого краткого, голого числового обозначения. Если он хотел быть понятным, он должен был непременно указать, откуда этот год приходится тридцатыми. Отсутствие здесь такого указания бросает тень на подлинность этого места. В самом деле, предположение порчи текста является, по-видимому, единственными выходом из затруднения, создаваемого этой неопределенной датой. Читателю книги Иезекииля не может не показаться странным то явление, что пророк два раза обозначает год своего призвания – в 1-м стихе и во 2-м. Для точного представления о времени этого призвания достаточно было бы того, что сказано во 2-м стихе. Там пророк пользуется таким счислением годов, каким он дальше пользуется во всей своей книге и которое вполне ясно и естественно. Отсюда возможно заключение, что неясная, неопределенная и для существа дела представляющаяся излишнею дата 1-го стиха внесена в текст позднейшею рукою. Она могла быть пояснительным замечанием (глоссой), которое раньше стояло на полях и потом попало в сам текст. Такое предположение и высказывают относительно настоящей даты некоторые толкователи (Меркс по Кор., Кор. и Берт.). «Известно, говорит Бертолет, что Иеремия для плена указал 70 лет, а Иезекииль говорит (4:6) только о 40. Кто-либо впоследствии примирил это противоречие путем простого предположения, что видение Иезекииля, конечно, было на 30 году плена. Пояснение это, высказанное сначала на полях книги, попало потом в текст ее». Даже Кречмар называет это предположение странным. Предлагают и другие поправки текста: Luzzato 26 думает, что в первоначальном тексте стояло «в 13-м году» (т.е. Навуходоносора, который вступил на престол в 604 г. до Р.Х.; 604–13=591), откуда благодаря замене сложения умножением возникло 3 на 10=30.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Искренне Вас уважающий и преданный С. Жебелев У нас очень холодная и дождливая, вообще скверная весна. ЛАПНП. Фонд Η. П. Кондакова. Автограф. 28 Η. П. Кондаков – С. А. Жебелеву Praha. III. Palac Schönborn 5 июля 1923 г. Дорогой Сергей Александрович, Простите, что так долго не уведомлял Вас о получении Вашего подарка в виде шести книжек. Заканчивался семестр, и я имел много всяких хлопот с экзаменами, семинариею, забором и сдачею книг, всякого рода лекциями французскими и русскими и пр. Увы, для моего возраста Прага слишком шумна, а люди теперь стали еще болтливее и вздорнее. Завели так называемые «пропаганды» и «культуры»: французскую, итальянскую, даже американскую, наезжают, что-то читают, зазывают на лекции отовсюду. От чешских jednot 2421 я получил шесть запросов, не прочту ли лекцию или доклад осенью в разных местах. Затем идут разные праздники и «славности», т. е. юбилеи, и поминки без конца, и вновь болтовня. Русские одурели до полного безумия. Академическая группа раскололась на 2 враждебные группы: одна стоит за образование Народного университета 2422 и вошла в связь с Земгором, 2423 эс-эрами и большевиками, другая держится уже существующих факультетов. Таким образом мне, чтобы заниматься, надо идти против течения, не ходить ни в Учебную коллегию, ни в факультет, ни в заседания групп и, стало быть, жить в разладе со всеми. Правда и то, что настоящего единения и здесь нет, есть кабацкое, т. е. в разных клубах, беседах и попросту кофейнях и винных лавках. Действуют здесь особенно: Петр Струве, Новгородцев, Кизеветтер, Лосский и Лапшин, затем ряд инженеров: Ломшаков и Кривошеин 2424 и т. д. Ваши книги прекрасны, я прочел «Введение в археологию», читаю «Рим», а Платона только начал, но его выпросил у меня философ Флоровский, прочел и отдал Струве, и когда я получу книгу, не знаю. Прочел я большие тома Фармаковского 2425 и прошу Вас передать ему мою искренюю благодарность и выражение удовольствия. Ведь я теперь погружен в искусство скифов, средневековых варваров и в историю звериного стиля и орнамента вообще. Материал собран громадный, но писать можно только по частям ввиду отсутствия под руками библиотеки. На мой современный взгляд, история средневекового искусства и культуры может перестроить совершенно историю Восточной Европы: варвары принесли с собою такую восточную закваску от Персии, Тибета и Средней Азии, что она переработала Византию целиком. Теперь я разбираю громадные материалы этнографические и уже могу вводить их в историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1.2 Типология и социология израильских пророков Рассматривая социальный и исторический контекст, в котором существовало все это многообразие пророчеств, можно, несколько упрощая, предложить следующую типологию: 1.2.2 Храмовые или культовые пророки Основной их функцией являются прошения и обращения к Богу в контексте культа. Они связаны (различным образом) со святилищами, однако практикуют, помимо святилищ, отправление семейных культов («богослужения за болящих»). В Иерусалиме они подчиняются священству или состоят на государственной/придворной службе. В выражающем критическое отношение словосочетании «священники и пророки» ( Мих.3:11 ; Ис.28:7 ; Иер.28:8, 26 и др.) чаще всего подразумеваются именно они. Описанное в 1Цар.3 «служение Господу» отрока Самуила при Илии в святилище в Силоме отражает воспоминания об одном из видов посвящения в храмовые пророки (ожидание Слова Божьего во время «инкубации», то есть проведения ночи в Храме с целью увидеть вещие сны). К традиции храмовых пророков среди письменных пророков принадлежат Аввакум, Наум и Иоиль. 1.2.3 Придворные пророки Они состоят на службе у царя и проводят его политику, действуя путем вопрошания к Богу во время кризисных ситуаций, таких как война и катастрофы, но также и во время важнейших для государства торжественных событий, таких как интронизации и юбилеи царей, свадьбы наследников, заключение политических союзов. От них требуется, чтобы они гарантировали мир/благополучие (šlm) и отвращали бедствия (ср. классическую парадигму 3Цар.22 ). По свидетельству библейской традиции, среди храмовых пророков встречались и женщины ( 4Цар.22:14 : Олдама; Ис.8:3 : жена Исаии; Неем.6:14 : Ноадия). 1.2.4 Независимые оппозиционные пророки «Они появляются там, где прогнил установленный порядок. Будучи аутсайдерами, они относятся, с социологической точки зрения, скорее к периферийным кругам, чем к центральным. Даже Исаия, который был приближен ко двору, не желает «ходить путем сего народа» ( Ис.8:11 ). Амос, иностранец в Вефиле, ратует за беднейших в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Вместе с тем развивалась его литературная деятельность и росла его известность. Его магистерское сочинение „О единстве рода человеческого“, печатавшееся в академическом журнале в 1852–1854 годах, и его другие работы, появлявшиеся в течение последующих лет в духовных журналах, в свое время обратили на себя большое внимание и быстро создали его ученую репутацию. В начале 60-х годов учреждались философские кафедры в русских университетах, и министерство искало людей для замещения этих кафедр. В числе других получил приглашение и Виктор Дмитриевич, сначала в 1860 году в Московский университет на кафедру, которую вскоре занял Юркевич, затем в 1861 г. в Петербургский на кафедру, которую впоследствии занимал Владиславлев. Оба эти предложения были отклонены покойным отчасти по его собственному желанию, отчасти по желанию митрополита Филарета, который высоко его ценил и хотел сохранить для своей Академии. (См. письмо М. Филарета к министру сущность и происхождение“ и получил высшую богословскую степень. В течение всего времени, пока действовал устав 1869 года (с 1870 до 1884), он состоял помощником ректора в богословском отделении, а в 1875:1876 и 1878 гг. временно исправлял должность ректора. Начиная с 1879 г., он был членом редакционного комитета по изданию академического журнала „Творения св. отцов в русском переводе, с прибавлениями“. В 1882 году Виктор Дмитриевич состоял членом Комитета для преобразования духовных академий и участвовал в раз работке действующего в них в настоящее время устава. Насколько нам известно, именно его влиянию обязаны духовные академии тем, что они имеют по-прежнему три философские кафедры, а не две, как этого хотели некоторые члены Комитета. Им же была составлена действующая ныне программа преподавания философии в семинариях. Начиная с 1885 года до смерти покойный был председателем Братства Преподобного Сергия, для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной Академии, основанного при его горячем содействии. Период 80-х годов был временем наиболее плодовитой литературной деятельности Виктора Дмитриевича: он много печатал в „Православном Обозрении“ и в основанном при его участии Харьковском журнале „Вера и Разум“. Начиная с 70-х годов, он был одним из главных лиц, принимавших участие во внутреннем управлении Академией; пересматривая дела академического Совета за это время, можно увидеть, какое значение имели здесь голос и инициатива покойного. Прекрасный профессор, Виктор Дмитриевич всегда пользовался горячей любовью своих слушателей и имел в их глазах выдающийся ученый и нравственный авторитет. Соединяя с своими заслугами привлекательнейшую нравственную личность, покойный был окружен всеобщими симпатиями и уважением. Эти симпатии и уважение особенно ясно выразились в 1877 и 1887 гг., когда он праздновал свой 25-летний и 35-летний юбилеи: ряд адресов, телеграмм и подарков приветствовал юбиляра от имени его почитателей, сослуживцев и учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стяжательность, жадность образованных монахов, более того у архиереев и архимандритов, особенно же у молодых монахов, которых настригли видимо-невидимо из студентов академии, когда обнаружился скудный круг людей, надобных для замещения архиерейских кафедр, – не поддается описанию. Им нужны деньги, чтобы откупаться в случаях скандалов, и чтобы покупать кафедры и настоятельства в монастырях у синодальных чиновников, – и они, монахи, копят эти деньги усиленно. Монахов у нас обирают чиновники, архиереи, полиция, настоятели и, наконец, сами они друг друга. Места высшие, вроде архиерейских кафедр, известны в Синоде по своей доходности, как и все места главных настоятельств, почему получения таких мест таксированы вполне определенно и вполне бесцеремонно; также таксированы приемы в штатные иеромонахи, обираемые и в консисториях, и архиерейской челядью. Нет таксы на отдельные случаи, когда понадобились архиерею или какому-либо большому синодальному чиновнику крупные суммы, – обирание и всякое беззаконие совершаются в таких случаях совершенно безапелляционно. Так, например, митрополит Палладий в бытность свою епископом обобрал в Казани Седмиозерную пустынь, найдя удобным приписать ее к архиерейскому дому. Нет удержу в обирательствах всякими ревизорами, гласными и негласными, нет удержу в обирательстве монастырей всякими почтенными богомольцами вроде Саблера, без конца ездившего прежде на всякие освящения храмов, юбилеи, открытия чего-либо и прочее. Теперь, кажется, этот типичный делец начал вести себя несколько сдержаннее. Понятно, что такой строй далек от душеспасительного идеала произносящего монашеский обет, и прозаическая трезвость и алчность всего составляющего и окружающего монашество совершенно далеки и даже противоположны всякому спасительному подвигу. А жить надо, следовательно, и платить надо, надо и урывать для себя… В такой тяжелой и удушливой, даже, пожалуй, и безнадежной атмосфере только и могут вырабатываться всякие исидоры, или лаврушки, или михеи (то есть только что посвященный в епископы моряк, при мне изгонявший бесов из больного в церкви Двенадцати Апостолов в Москве), или александры, шли павлы и тому подобные уроды – благочестивые снаружи только, эксплуатирующие последние остатки детской веры простого народа. Недаром «Декамерон» Боккаччио такая настольная книга во множестве мужских и женских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010