Все это, вместе с последним отделением, может быть прочитано в один год. Отделение математических наук предполагалось одно. Но когда усмотрено было, что некоторые воспитанники, вовсе не приготовленные в семинариях к слушанию высшей математики, не могут успевать наряду с товарищами: то Комиссия, в 1809 г. окт. 5, разделила математический класс на два отделения, назначив одно для уроков физики и высшей математики, другое для первых начал чистой математики 157 . Класс исторических наук «Науки исторические», сказано в Проекте устава духовных академий, «могут иметь две цели, и потому в двух разных отношениях должны быть преподаваемы. Первая цель исторического учения состоит в том, чтобы каждое происшествие, замечательное в бытиях мира, уметь отнести к своему времени и месту и связать с обстоятельствами современными. Этот предмет обыкновенного обучения истории. Вторая цель, высшая и несравненно полезнейшая, состоит в том, чтобы, в связи происшествий, открыть успехи нравственности; постепенное шествие человеческого разума и различные его заблуждения; образование и превращение гражданских обществ и коренные причины славы и упадка государств; судьбу ложных религий и преуспеяние единой истинной христианской. Все эти усмотрения, в связи их, составляют то, что называется собственно философией истории. Как исторические науки в первом отношении составляют предмет низших училищ: то в академическом учении и остается только кратко и, большей частью, посредством синоптических таблиц, повторить и осветить, так сказать, главнейшие эпохи изысканиями древности и археологией. Истинный же предмет академического учения истории должен быть философия истории». В сообразность с этими правилами, для первого учебного курса, составлены были, и утверждены Комиссией, следующие конспекты исторических и вспомогательных к ним наук. 1) Первое отделение 1) Вспомогательные науки: А) Хронология. Ч. 1. О мерах и периодах, которыми время измеряется и которыми измеряли его разные древние народы, каковы суть: 1) день естественный и искусственный, 2) месяц астрономический и гражданский 3) год Моисеев, греческий, римский; о юлианском и грегорианском счислении; 4) иудейские юбилеи и саббаты; 5) греческие олимпиады; 6) римские лустры и проч. – Ч. 2. Важнейшие происшествия мира, бывшие в первые четыре тысячи лет, по летосчислению библии александрийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

целиком, но множество отрывков дают достаточно целостное представление об устройстве К., к-рым пользовались кумраниты); 2) Мишмарот («череды священников») - тексты, в к-рых перечисляется очередность храмового служения священников (обычно все тексты вслед за 1 Пар 24. 7-19 называют 24 череды, но в 1QM 2. 2-4 без перечисления упоминаются 26 черед, что соответствует 52-недельному К.; иногда по череде священников называется месяц (4Q320 4 i) или датируется историческое событие (4Q333); 3) синхронизирующие тексты, в к-рых лунный цикл приводится в соответствии с солнечным и с очередностью служения черед священников (напр., 4Q321 и 4Q321a); 4) Отот («знаки») (4Q319, 4Q259) - тексты, в к-рых юбилеи приводятся в соответствии с лунными циклами, священническими чередами и некими астрономическими явлениями-«знаками» ( Glessmer. 1994). Т. о. получалось, что 364-дневный год делился на 12 «схематических» месяцев, первый начинался в день весеннего равноденствия. Год разделялся на 4 равные части, соответствующие 4 сезонам (1QS 10. 7) и на 52 недели (4Q394; 4Q400-407). На каждый из сезонов приходилось по 13 недель или по 91 дню. Каждый день К., включая все праздники, был связан с определенным днем недели и никогда не сдвигался (4Q319; 4Q321; 4Q326). Ни один из праздников не приходился на субботу. Такой расклад был возможен лишь в том случае, если год начинался в среду, в день сотворения светил (Быт 1. 14-19; 4Q319 1. 11; 4Q320 I 1. 1-4). К. учитывал 3-летние циклы, каждый из к-рых соответствовал 37 лунным годам (4Q317). Два 3-летних цикла складывались в один 6-летний, за к-рый 24 череды священников проходили полный круг служения, и 1-я череда, череда Гамула, снова начинала служить в 1-й день первого месяца, приходившийся на среду (4Q319, 4Q 320-330). Кроме того, учитывались 7-летние циклы, годы «шмиты» (4Q319), и 49-летние, юбилейные циклы (4Q365 24. 2). Серьезные споры среди ученых вызывает вопрос, существовала ли к.-л. система вставки в К. дополнительных дней, поскольку 364-дневный год короче тропического года на 1,25 суток.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Юбилеи суть праздники умиротворения; они же и врата будущего. Когда Лeb XIII , возседая на своем престоле, пел вчера в огромном храме мелодию всеобщего отпущения, когда с его белых уст трепетно исходило благословение на весь мир, когда все кардиналы, все епископы и все присутствующие устремили свои взоры на эту славою и величием озаренную главу, когда все колокола св. Петра разносили по всему Риму свои радостные звуки, и когда все по последнему мановению руки папы пали ниц, то храм наполнился каким-то сверхестественным потоком, наполнился величием будущего». Бывшие на юбилеи представители католической иерархии, быть может, не все одиноково разделяли эти ультрамонтанские воззрения ватиканской печати на папу, но все были проникнуты чувством глубокого почтения к последнему. Они чтили в Льве XIII замечательнейшего первосвященника, который за пятнадцать лет своего управления успел сделать для католической церкви гораздо больше, чем многие из его предшественников вместе. Вступивши на папский престол в то самое время, когда разные прерогативы и привилегии католической церкви повсюду сокращались или совершенно уничтожались, когда многие епископы лишаемы были своих кафедр, монашеские ордена преследовались и паствы оставались без пастырей, Лeb XIII весьма скоро сумел не только возвратить католицизму утраченные выгоды, но и значительно увеличить их. Достаточно сказать, что, благодаря главным образом стараниям его, в Шотландии открыты навые епископии, в Англии священнодействуют кардиналы, в Канаде и Монтевидео, в Китае и Японии основаны новые римские кафедры, в Индии водворена католическая иерархия, с турецким султаном курией ведутся переговоры об учреждении католической патриархии в Костантинополе, в Бухаресте существует католический архиепископ, в Румынии и Болгарии церковь находится под защитой католических государей, в Боснии и Герцеговине римские епископии увеличились новыми четырьмя, во многих местностях Африки с большим успехом подвизаются апостолы римской пропаганды. Не без основания поэтому некоторые высокопоставленные прелаты, поздравляя Льва XIII с пятидесятилетием епископства, называли его «великим папою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

16 . Митрополит всея России Петр//Богословский вестник, 1893, кн. 1. 17. 18. Митрополит всея России Феогност//Богословский вестник, 1893, кн. 2. 19. 20. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и их духовенству//Богословский вестник, 1893, кн. 6 и 7. 21. 19 . Митрополит всея России Кирилл III (первый после нашествия монголов)//Богословский вестник, 1894, кн. 1 и 2. 20. 21. Митрополит всея России Максим//Богословский вестник, 1894, кн. 5. 22. 23. Записка под заглавием «К вопросу о церковной реформе», состав ленная в начале 1906 г. и в том же году напечатанная в Москве на правах рукописи в количестве 100 экземпляров. 24. Статьи, напечатанные в «Известиях Отделения русского языка и словесности» по избрании меня в Академию Наук. 22 . Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности. 1904, т. IX, кн. 2. 23. 24. О погрешностях одного места в первоначальной летописи, остаю щейся незамеченною. Там же. 25. 26. Херсонские священномученики, память которых 7-го марта. 1907, т. XII, кн. 1. 27. 28. По поводу перестроя В. И. Ламанским истории деятельности Кон стантина Философа, первоучителя славянского. 1907, т. XII, кн. 2. 29. Печатные отзывы о книгах Бенешевича, Платонова, епископа Арсения, Голубева, Воцлава Вондрака, Кузнецова и др. 10. Последние годы. Юбилеи К истории ученой деятельности относятся юбилеи этой деятельности. У меня было два юбилея: один, предполагавшийся к празднованию, но не празднованный, и другой, празднованный. Первый юбилей – 25-летие моей ученой деятельности 1883 года 19 августа. О праздновании этого юбилея хлопотали А. П. Лебедев и А. П. Смирнов . Вероятно, они посылали извещение в семинарии с той целью, чтобы были присланы мне поздравления в день юбилея. В Академии был написан кем-то мне адрес, которого почему-то не хотели подписать Н. И. Субботин и Д. Ф. Касицын. Из-за моего юбилея у А. П. Лебедева и Д. Ф. Касицына была сильнейшая брань. Ректор Академии С. К. Смирнов довел до сведения академического братства чрез Н. Ф. Каптерева , что празднования юбилея не желает митрополит. В «Современных известиях» Никиты Петровича Гилярова была кем-то напечатана заметка, будто празднования моего юбилея не желают мои товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А между тем, вопреки всяким ожиданиям, он благополучно совершил этот долговременный и многотрудный путь своего служения, достиг редкого в наше время долголетия и уже девяностотрехлетним старцем все-таки „annos Petri aequavit». Любители интересных сопоставлений, быть может, в особенности обратят еще свое внимание на то, что оба эти, неслыханные дотоле, папские юбилеи празднуются именно после 1870-го года, т. е. после того горького для папства момента, когда оно утратило свою политическую власть, и когда римский первосвященник пере стал быть государем. Горячие приверженцы папства утверждают, что теперь „святой отец» в неволе, вынужден терпеть всякого рода обиды и огорчения и даже в исполнении своих высоких обязанностей так ограничен и стеснен, что, по справедливости, именуется „ватиканским узником». И что же? На пространстве восемнадцати веков ни один папа не мог похвалиться двадцатипятилетним долголетием своего служения и только те двое, которые будто бы в обидах и в неволе, которые из государей превратились в ватиканских узников, – празднуют свои юбилеи. По-видимому, эта неволя и эти узы служат им на пользу. А если по примерам настоящего можно гадать о будущем, то для последующих преемников Пия IX-ro и Льва XIII-ro эти примеры могут служить источником утешения. Если прежние папы должны были вступать на престол с уверенностью, что ни один из них „не увидит лет Петра», то ватиканские узники будущего, напротив, могут льстить себя надеждой, что и им суждено будет последовать примеру их предшественников по заключению. Итак, римско-католический мир второй раз торжествует теперь свой знаменательный праздник и газеты давно уже несут известия о толпах паломников, о подарках и при2ветствиях, которые отовсюду стекаются в Рим к масти тому юбиляру; мы же, с своей стороны, воспользуемся на стоящим поводом, чтобы, по возможности, познакомить читателей с несомненно выдающеюся личностью нынешнего папы 1 . I.Poдuha Льва XIII: родной город и дом. Род и семья. Рождение. Семейные влияния и первые года жизни в семье до поступления в коллегию

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

347. Благопотребный юбилей В суете житейских попечений мы не замечаем дивных путей Промысла Божия, присно пекущегося о нас и поучающего нас не только событиями современной жизни, но и воспоминаниями дней давно минувших. Есть добрый обычай от времени до времени вспоминать наиболее достойное внимания наше прошлое, справлять так называемые юбилеи историче­ских событий и кончины тех лиц, которые прославили наше Отечество своими деяниями или писаниями. И вот, будто нарочито, а для верующего и несомненно нарочито – Божиим промышлением переживаемые нами события то и дело совпадают с самыми поучительными годовщинами: пред нами прошли знаменательные юбилеи 1612–1613, 1812 годов, столь достопамятных и поучительных для нас и для всех грядущих поколений. Мы будто своими очами повидали великих деятелей тех эпох: вот великий патриот, святитель Ермоген, и его достоблаженные сотрудники в подвиге спасения Отечества: смиренный архимандрит Дио­нисий, простец патриот Косма Минин и князь-вождь победоносных ополчений Пожарский, а затем предки Царствующего Дома: многострадальный Филарет Никитич Романов и его юный сын Михаил, первый Царь из Дома Романовых. Далее пред нами прошли славные герои 1812 года во главе с Благословенным Александром. И каждый из сих достопамятных сынов Отечества давал нам свой урок, свой пример, как служить родной Руси Православной, что так особенно благовременно в наши суетные дни. Слава Богу, тако благоизволившему – не раньше и не позднее сих благотворных для нас воспоминаний послать нам те тяжкие испытания, какие мы пережили и переживаем доселе. Приближается еще юбилей, который должна особенно почтить наша Православная Церковь , особенно запечатлеть его в памяти православного народа, ибо надо предвидеть, что наша печать, в громадном своем большинстве захваченная в пленение иудейское, постара­ется замолчать его, или, по крайней мере, свести к самым неважным событиям. Ведь имя того, кого Церковь будет молитвенно вспоминать, неприятно звучит в ушах наших ревните­лей всякого рода “обновлений”, начиная с церковного и кончая государственным: они боятся этого имени, как темные силы крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По сравнению с этой новой инициативой, общегородской праздник на площади Александра Невского 12 сентября, в день памяти святого благоверного великого князя, воспринимается как уже устоявшаяся многолетняя традиция. В этом году праздник 12 сентября дал старт последнему подготовительному году перед празднованием 300-летия святой Невской обители. В связи с этим, в августе нашей епархии были переданы митрополичий сад, два здания в Лаврском переулке, бывшее здание бань Александро-Невской лавры, территория " делового двора " между Исидоровской церковью и бывшим зданием Санкт-Петербургской Духовной Академии. В Лавре открыт пресс-центр, где можно получить исчерпывающую информацию о подготовке к юбилею. Желаю владыке Назарию как можно более успешно воспользоваться поводом, когда к Лавре приковано самое широкое внимание, и как можно полнее совершить дело обновления обители. В уходящем году имели место и другие юбилеи, связанные с храмами нашей епархии. 100-летие со дня освящения отметил Феодоровский Государев собор в Царском Селе, а Благовещенский храм на Васильевском острове - 250-летие. Празднования прошли архиерейским чином, на должном уровне, с участием большого числа гостей. А Санкт-Петербургской епархии, учрежденной в 1742 году, исполнилось 275 лет. Торжества по этому случаю состоялись в сентябре в Николо-Богоявленском морском соборе. Прошедшие юбилеи - это, конечно, лишь мимолетные поводы привлечь внимание к тому или иному храму или историческому событию. Церковная же практика складывается из ежедневных трудов, забот, общения и взаимодействия. И здесь, конечно, наша проповедь, наши новые инициативы приносят добрые плоды. Об этом мы услышим сообщения руководителей епархиальных отделов и комиссий. Хочу лишь с радостью отметить, что просвещением, социальным служением, взаимодействием с различными силами нашего общества занимаются не только соответствующие епархиальные структуры и отделы, но и, в меру своих сил и возможностей, отдельные приходы и монастыри в лице настоятелей рядовых священнослужителей и, что не менее важно, мирян.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

Конечно, духовная жизнь верующих питается не только такими исключительными великими церковными событиями, как праздничные юбилеи и посещения чтимых святынь. Духовный путь православного христианина - это трудное, но неуклонное шествие по стопам заповедей Христовых, от Литургии к Литургии в кругу своего прихода. Неслучайно Предстоятель нашей Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, даже тогда, когда он возглавляет многолюдные торжества и юбилеи, неустанно призывает к активному деланию на самом первичном уровне - на уровне конкретных приходов и общин. Только тогда будет процветать церковная жизнь, если она будет строиться во многогранном человеческом общении и во внимании к нуждам друг друга. Для этого нашей общей, приоритетной заботой должно стать не только ревностное совершение богослужений, но и развитие внебогослужебной деятельности, направленной в конечном итоге на преображение окружающего мира. И тогда храм в восприятии многих людей станет не изолированным от жизни пунктом пассивного присутствия на службе, но настоящим живительным источником, центром тяготения, вокруг которого станет формироваться целая сеть социально и культурно благих и полезных деланий. Давно прошли те времена, когда деятельность Церкви была принудительно ограничена четырьмя стенами храма. Сегодня мы претендуем на гораздо большее: щедро делиться радостью Присутствия Божия, наполняя им все уголки нашей жизни. В самом деле, Церковь призвана преображать мир Присутствием Истины. Исходя из этого убеждения, мы, православные христиане, не должны отстраняться от общественной деятельности, от желания по мере сил облагородить мир Евангельской нравственностью. Скажем больше: настоящий христианин не может быть равнодушным к судьбе страны, в том числе, когда идут политические выборы, - даже если итог этих выборов прогнозируем. Менее, чем через две недели, в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. Разумеется, никто из нас не должен проводить агитацию за ту или иную политическую партию и тем более участвовать в предвыборной политической борьбе, - это запрещено многими церковными канонами, в частности, определением последнего Архиерейского собора Русской Православной Церкви. Однако мы должны быть благодарными Богу и за то, что вопреки страшным событиям ХХ века, мы имеем в нашей стране свободу, которую Русская Церковь не имела никогда на своем историческом пути. И если этот порядок предусматривает хотя бы по форме демократическую процедуру выборов, то каждый гражданин, в том числе и христианин, должен на них идти. Что же касается конкретных политических предпочтений, - здесь все зависит от политической зрелости каждого человека.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=204...

Тогда, в 1988-м, юбилейное празднование события стало событием. Станет ли событием грядущий мировой юбилей 2000-летия Рождества Христова?.. Или будут только цветные фейерверки вместо истинного огня горящей и никогда не сгораемой Неопалимой Купины?.. Как горящий на Синае куст, виденный пастухом Моисеем, так горит христианство огнём любви воплотившегося Бога и никогда не сгорает. Проходят века и эпохи, в том числе и юбилеи. Юбилей будет и теперь, но будет ли всполох огня? Озарятся ли невещественным огнём лица празднующих? Или, как у пророка Исайи, скажет Господь в Вифлееме родившийся: «Беззаконие – и празднование!.. и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня: Мне тяжело нести их»! ( Ис. 1:13–14 ). Юбилейными датами отмечен календарь. Исторические события, исторические лица воспоминаются благодарными потомками. Вот как широко, например, недавно все праздновали 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. И это понятно, и порой оправдано. Это – метки, зарубки в памяти. Не должно быть нам Иванами, не помнящими родства, а то и манкуртами, забывшими даже своё имя. Понятен и юбилей 3000-летия Иерусалима как столицы Израиля, о чём за пределами земли Израилевой как-то и слышно не было. Но могут ли быть юбилеи благодатных событий Священной истории? Понятна ветхозаветная Пасха, но следует ли праздновать столько-то-летие исхода израильтян из Египта? Понятен Ильин день, но каков был бы юбилей взятия на небо святого Ильи-пророка? Из века в век празднуют христиане двунадесятые праздники, благодатно участвуя в Священных событиях и свершениях Божиих о нашем спасении. Вечно ново, вечно радостно и благодатно Рождество Христово, оно всегда собирает сердца людей к пещере Вифлеемской, и вновь и вновь рождается Христос в душах людских. Это хорошо известно. А вот что такое юбилей Рождества Христова? Ведь христианские священные события и лица – вне времени, они в вечности. Есть их праздники, но нет юбилеев. Есть таинственное рождение в жизнь вечную, но нет хроники текущих событий. Так что же тогда юбилей 2000-летия Рождества Христова? Ответит на этот вопрос только сам юбилей. Помпа человеческая или Божье свершение – что предстоит?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Незамеченные юбилеи В этом году исполняется пятнадцать лет новому русскому рублю и десять лет новой русской копейке 07.05.2007 326 Время на чтение 4 минуты Сразу оговорюсь: словосочетания " новый русский рубль " и " новая русская копейка " не имеют никакого отношения к так называемым " новым русским " , хотя и появились они в эпоху экономического разгула " малиновых пиджаков " . Начну с " малого " . Десять лет назад - в 1997 г. - в процессе подготовки деноминационной денежной реформы в России были отчеканены монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, на обратной стороне которых помещалось изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём " древнего змия " . Тем, кто не привык обращать внимание на такую " мелочь " (как в прямом, так и в переносном смысле), напомню, что копейки в нашей стране не чеканились с 1991 г., а с изображением Георгия Победоносца (как самостоятельного персонажа) - аж с 1796 г. Так что, событие, следует признать, произошло отнюдь не рядовое, но, кроме нумизматов, внимание на него, к сожалению, почти никто не обратил. На монетах же рублёвых номиналов (1, 2 и 5 рублей) был сохранён так называемый " демократический " (в просторечье - " голый " ) двуглавый орёл (являющий собой " укороченный " вариант известного российского " государственного герба " эпохи Временного правительства, нарисованного художником Иваном Билибиным), который ещё пятнадцать лет назад - в 1992 г. - перекочевал на денежные знаки Российской Федерации в качестве эмблемы Банка России. Что он делает на них до сих пор, т.е. после того, как в нашей стране появился " атрибутированный " государственный герб, тайна есть великая. Но вернёмся всё же к копейке. 4 августа 1997 г. Борис Ельцин подписал Указ .822 " Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен " , и уже в январе следующего 1998 г. в наших кошельках зазвенела мелочь с рельефным изображением одного из великих святых покровителей земли Русской. За это время в жизни страны произошло много разных событий (в том числе - и обвальный кириенковский " дефолт " ), но Георгий Победоносец по-прежнему сопровождает повсюду рядовых граждан России (владельцы " заводов, газет, пароходов " , а также пластиковых карт - не в счёт). Хорошо это или плохо? Для человека православного, вопрос отнюдь не праздный. Ведь, помимо кошельков, изображения святого можно часто увидеть в грязи под ногами, что вполне может быть расценено, как, пусть и не непреднамеренное, но всё же кощунство.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/07/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010