Горки Красненского р-на. В нач. 2002 г. в центре на постоянном обслуживании находилось более 50 чел. 8 февр. 2002 г. подписано «Соглашение о сотрудничестве между Белгородской и Старооскольской епархией и Управлением здравоохранения администрации Белгородской области». Сестричество милосердия белгородского во имя святых Марфы и Марии жен. мон-ря (90 чел.) оказывает помощь медицинскому персоналу 20 отд-ний областной больницы по уходу за тяжелобольными и уборке помещений, содействует приглашению священнослужителей для духовного окормления больных. Правосл. сестричество во имя св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и мон. Варвары, организованное при храме во имя вмч. Пантелеимона 2-й городской больницы Белгорода, объединяет 25 сестер милосердия, к-рые ежедневно оказывают помощь по уходу за больными и проводят катехизаторскую работу. В хирургическом отд-нии 1-й городской больницы открыт храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) , в к-ром еженедельно совершается молебен свт. Луке и литургия, причащаются больные в палатах и храме. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. C 1998 г. в учебный план Белгородской ДС включена социальная практика для воспитанников 3-го курса в областной и онкологической больницах. Священнослужители епархии окормляют больницы, детские дома, дома ветеранов и инвалидов. Особое внимание уделяется духовному окормлению осужденных, находящихся в местах лишения свободы. 4 марта 1996 г. подписан договор «О совместном сотрудничестве и взаимодействии Белгородско-Старооскольской епархии и уголовно-исполнительной системы области». По инициативе епархии ежегодно 9 янв. проводится «День милосердного отношения к заключенным». В исправительно-трудовых учреждениях действуют 3 храма и молельные комнаты. Миссионерская работа среди молодежи осуществляется при поддержке правосл. молодежных миссионерских центров, к-рые организованы в Белгороде - при храме во имя равноап. Мефодия и Кирилла, университетском храме во имя арх.

http://pravenc.ru/text/77866.html

В иконописи XX в. образ И. М. был включен в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова, М. В. Пыжов и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45) ростовое изображение И. М., в куколе, со свитком в покровенных руках, помещено под 19 дек. вместе с фигурой прп. Игнатия, архим. Киево-Печерского. Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) В Муроме, в собрании Н. С. Епанчиной, хранится образок святого, который принадлежал местному краеведу А. А. Епанчину (1948-1998), с отроческих лет занимавшемуся сбором фольклорных материалов и церковных Преданий об И. М. Икона написана в 1963 г. на старой (XIX в.?) липовой доске, представляет святого вполоборота вправо, по пояс, в коричневой мантии и серо-зеленой рясе, куколь и параман синего оттенка, правая рука на груди, в левой - книга, длинная седая борода сужается книзу. Надпись на обороте: «В лето 1963 от РХ написана сия Илии Муромца, Чудотворца Печерского, икона во граде Муроме Выксунского монастыря инок. Глафирой по заказу мирянина Александра, Благословение инок. Надежды племяннику мирянину Александру в лето от РХ 1967 25 июля (6 августа)» (инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря С.-Петербургской губ. Надежда (Епанчина) - тетя А. Епанчина). Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Первая совр. икона И. М.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Элигий после 3-дневного поста приступил к раскопкам и обнаружил останки мученика в той части храма, где их никто не искал. Из открытой могилы распространились благоухание и чудесный свет. Элигий перестроил храм и посвятил его К.; за алтарем установил гробницу с мощами мученика, окованную золотом и серебром. Перечисление частиц мощей, к-рые Элигий отделил для себя, может указывать на переработку эпизода каролингскими агиографами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 32; II 6//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 688, 697-699). Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. По данным археологических раскопок, в IV-V вв. на месте существующей базилики К. находился некрополь, не позднее VII в. здесь был построен храм ( Pichon. 2002; Sapin. 2009). В сер. VII в. память К. с вигилией праздновалась в мон-ре Нивелла (ныне Нивель, Бельгия; Additamentum Nivialense de Fuilano//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 450). Согласно Житию св. Гаугериха, еп. Камаракского (составлено во 2-й пол. VII в.), в г. Камарак (ныне Камбре) находилась базилика во имя К. (Vita Gaugerici episcopi Camaracensis. 16//Ibid. T. 3. P. 658). По свидетельству Флодоарда Реймсского, в сер. VII в. храм во имя святых К. и Гаугериха был в г. Ремы ( Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 6//MGH. SS. T. 36. P. 147). Св. Трудон освятил во имя К. и Ремигия Реймсского храм в основанном им монастыре Сархиний (ныне Синт-Трёйден, Бельгия), об этом сообщается в Житии Трудона, составленном в кон. VIII в. (Vita Trudonis. 16, 21//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 288, 292). Об освящении храма во имя К. говорится в Житии св. Баболена (XI в.), в котором описаны события сер. VII в. ( Duchesne A. Historiae Francorum scriptores coaetanei. P., 1636. Vol. 1. P. 659). Память К. под 31 окт. значится в календаре св. Виллиброрда (нач. VIII в.) (The Calendar of St. Willibrord from MS. Paris. Lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 12, 42). Согласно А. Кантену, поминовение К. было внесено в Мартиролог Беды Достопочтенного († 735) ( Quentin.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Ф. Платонову: Ученики, друзья, почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 188-201; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032; Лихачёв Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 82-93; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 206-207; Хорошев А. С. Полит. история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 43; Творогов О. В. Никон//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 279-281 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 152-153, 165-166; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 59-60, 91; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах// Он же. Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 301-328; Артамонов Ю. А. О времени написания древнейшего Жития Антония Печерского//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 11-24; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. Внетекстологические параллели агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; он же. Никон//ДРСМ. 2014. С. 542; Петрухин В. Я. Никон и Тмуторокань: К проблемам реконструкции начального летописания//Вост. Европа в древности и средневековье: 15-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Тез. докл. М., 2003. С. 194-198; Timberlake A. Intervals of the Kiev Chronicle (1050-1110)//ZSP. 2004. Bd. 63. N 1. S. 68-69; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 162-164; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 123-129, 155; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 333-336. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) В лицевой исторической хронике - Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 111, кон. XV в.) - имеется миниатюра, иллюстрирующая 3-е видение прп.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКЕЛЛ I Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) [Марцелл; лат. Marcellus; греч. Μ V αρκελλος] († между 308 и 310), св. (пам. 7 июня; пам. зап. 16 янв.), еп. (папа) Римский. В источниках сохранились противоречивые сведения о М., возглавившем Римскую Церковь после т. н. великого гонения на христиан в нач. IV в. Датировка понтификата М. и статус М. как предстоятеля Римской кафедры являются дискуссионными; под вопрос ставился даже сам факт его существования как исторического деятеля. Источники В самом раннем рим. перечне понтификов, Каталоге Либерия (сер. IV в.), приведены лишь краткие сведения о М., достоверность к-рых вызывает сомнения. Согласно этому источнику, после завершения понтификата Маркеллина в 304 г. Римская кафедра вдовствовала 7 лет, 6 месяцев и 25 дней. М. возглавлял Римскую Церковь 1 год, 6 или 7 месяцев и 20 дней в 308-309 гг., при имп. Максенции (точные даты не указаны). Евсевий , преемник М., занимал кафедру 4 месяца и 16 дней (с 18 апр. по 17 авг.; год не указан). В июле 311 г. на Папский престол был избран Мильтиад . По мнению мн. исследователей, поминовение еп. Маркеллина, указанное в рим. календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., в действительности относится к М. ( Duchesne. 1898. P. 389-390; Caspar. 1930. S. 100; MartHieron. Comment. P. 42-43). О М. не упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в Хронике Евсевия-Иеронима. Под 305 г. в Хронике сообщается, что преемником Маркеллина стал Евсевий, 29-й епископ Рима, к-рый занимал кафедру 7 месяцев; после него был избран Мильтиад (Chron./Hrsg. R. Helm. 1956. S. 228). Феодорит Кирский пропустил не только М., но и Евсевия; по его мнению, Мильтиад возглавил Римскую Церковь сразу после Маркеллина ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В папских перечнях содержатся противоречивые указания.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Бернини в работе над проектами храмов отталкивался не только от схем, созданных в эпоху Контрреформации, но и от более ранних, восходящих к эпохе итальянского Возрождения. Реконструируя древнюю ц. Санта-Бибиана (1624-1626), он завершил боковые нефы 2 большими капеллами, построил новый пресвитерий на месте старой апсиды, перестроил фасад, используя в его нижней части мотив триумфальной арки, 3 пролета к-рой разделены наложенными друг на друга пилястрами. Перестраивая интерьер ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (между 1655 и 1660), он приблизил его к новому пониманию пространства: широкий центральный неф ведет к просторному средокрестию, перекрытому куполом на световом барабане и обильно украшенному скульптурой. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658-1670) является барочным инвариантом овального храма эпохи Возрождения (Сант-Анна-деи-Палафреньери и Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиния - обе в Риме, архит. Виньола). Но Бернини трактовал этот тип по-своему: поперечная ось стала главной наперекор смысловой оси «вход-главный алтарь», которую он в свою очередь выделил более глубокими и более пластично декорированными, чем остальные, нишами. Бернини подчеркнул контраст между нижним и верхним ярусами, используя для первого достаточно темный мрамор, в то время как барабан и купол изнутри декорированы белым мрамором и позолотой, теряющими материальность в потоках света, обильно льющегося из окон в основании купола. Стремительное вертикальное движение подчеркивают ребра купола и скульптура: статуя ап. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Андрея буквально разрывает фронтон эдикулы, обрамляющей нишу главного алтаря, возносясь в зону сияющего верхнего яруса. Интерьер ц. Сант-Андреа - один из самых ярких образцов архитектурно выраженного противопоставления земного и горнего миров. Вход в церковь впервые в архитектуре барокко отмечен выступающим вперед полукруглым портиком на 2 колоннах, увенчанных полукруглым раскрепованным фронтоном.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Погребения XVIII-XIX вв. совершались также на 1-м этаже трапезной ц. в честь Рождества Христова. В 1840 г. на кладбище Н. В. м. похоронен историк А. Ф. Малиновский. Начиная с 70-х гг. XIX в. власти монастыря выделяли под захоронения землю в юго-вост. части Н. В. м., в саду (для мирян), и к северо-западу от собора (для братии). С кон. 80-х гг. XIX в. увеличилось число захоронений мещан и разночинцев заштатного г. Воскресенска. В 1898 г. архим. Владимир (Филантропов) составил «Положение о местах для могил на кладбище в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», к-рое было введено в действие в 1899 г. Сохранилась лишь небольшая часть монастырского некрополя: ок. 100 надгробий и их фрагментов. К югу от подземной церкви находится надгробие А. С. Цуриковой († 1907), жены крупнейшего частного благотворителя Н. В. м. П. Г. Цурикова. Памятник выполнен в виде киота из черного лабрадорита, в который вставлена мозаичная икона Божией Матери с Богомладенцем Христом (тип В. М. Васнецова) (см. ст. Васнецовы ). На территории монастыря, у юж. части ограды, похоронен директор музея «Новый Иерусалим» в 1973-1995 гг. В. Ф. Нижегородов (1927-1995), много сделавший для восстановления архитектурного ансамбля обители. Архитектура Приезд имп. Елизаветы Петровны в Новоиерусалимский мон-рь. Гравюра. Кон. 50-х гг. XVIII в. Приезд имп. Елизаветы Петровны в Новоиерусалимский мон-рь. Гравюра. Кон. 50-х гг. XVIII в. Первоначально все здания Н. В. м. были деревянными. 18 окт. 1657 г. при участии царя Алексея Михайловича была освящена 1-я в обители церковь Воскресения Христова (разобрана в 1696). В память о посещении царя на горе Елеон был установлен поклонный крест, надпись на к-ром, в частности, гласила: «Тишайший великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович… походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим…» В сер. 60-х гг. XVII в. приглашенные с Валдая мастера срубили вокруг Н.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Композиция разрастается. Ее вертикальную ось подчеркивают фигурками младенцев, образом св. Иоанна Предтечи, а также распахнутыми крыльями центрального ангела. Храм представляют как многообъемное и многопрестольное сооружение - райское здание-город. По сторонам от него пишут фигуры прор. Давида, играющего на гуслях-псалтири, и Благоразумного разбойника, в центре - полуфигуру благословляющего Господа Саваофа. Чины святых объединяют в ряды (икона 2-й четв. XVII в., ЯХМ). В XIX в. к такому изводу в ярославском варианте обратятся уральские иконописцы (икона-пядница, 1857, Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Ср. Урала). В этот период композиция «О Т. р.» широко представлена в настенной росписи (см.: Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 79, 82): в ярославских церквах свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (мастер Д. Г. Плеханов, 1675) и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695); в росписях артели Гурия Никитина (Троицкий собор Ипатиевского мон-ря в Костроме, 1654; Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, 1676; Спасо-Преображенский собор Евфимиева мон-ря в Суздале, 1689) - в 1-м расширенном ряду предстоящих изображен св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. В Троицком соборе Ипатиевского мон-ря и суздальском Спасо-Преображенском соборе этот сюжет помещен в конхе алтарной апсиды как собирательный образ литургии; его расположение в алтарной зоне сохранилось и позднее (напр., в диаконнике Петропавловской ц. в с. Поречье-Рыбном близ Ростова, 80-е гг. XVIII в.). На гравюрах XVIII в. атрибуты рая (многоглавый храм, кущи) иногда заменяли архитектурным фоном, а образ Господа Саваофа - изображением Св. Духа в виде голубя (гравюра неизв. мастера 1-й трети XVIII в. (РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 38. С. 54), служившая образцом для печатных лубков до 1865). Костюмы и архитектура отражали влияние барокко. В совр. правосл. искусстве этот сюжет вновь стал востребованным в иконописи и стенописи. Вне России образ «О Т.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

орденах, и впосл. василианского протоархимандрита чаще всего именовали именно так). Протоархимандрит избирался на генеральном капитуле ордена на 4 года (позднее срок был увеличен до 8 лет). При этом особо подчеркивалось, что протоархимандрит должен избираться из числа простых монахов (профессов) и не может одновременно являться епископом или архимандритом (прелатом) греко-католич. Церкви. Протоархимандрит разделял исполнительную власть с советом (генеральной консультой) из 4 советников или консульторов (consultores generalis), к-рые также избирались на капитуле и являлись помощниками протоархимандрита в руководстве орденом. Старший из этих советников, протоконсультор, был обязан постоянно находиться при протоархимандрите. В совет также входил секретарь ордена, обязанностью к-рого были контроль за текущими делами и напоминание о необходимости решения тех или иных вопросов (отсюда его офиц. наименование - monitor). Управление орденскими мон-рями сохранялось за игуменами, к-рые назначались на 4 года протоархимандритом с согласия капитула. Все важнейшие дела, касавшиеся деятельности василианского ордена, должны были решаться на совете большинством голосов. Гербом ордена стал огненный столп (в память о видении прп. Ефрема Сирина, наблюдавшего, как свт. Василий Великий совершает литургию, будучи при этом охвачен пламенем). Креховский мон-рь близ Львова. Гравюра. Худож. Д. Синкевич. 1699 г. Креховский мон-рь близ Львова. Гравюра. Худож. Д. Синкевич. 1699 г. Решения Новогрудского капитула 1617 г. и др. организационные акты ордена были утверждены декретом папской Конгрегации пропаганды веры в 1624 г., а затем специальным бреве папы Урбана VIII «Exponi nobis» от 20 авг. 1631 г. Папа выразил благосклонное отношение к ордену, даровав ему право «привилегированного алтаря», т. е. право совершения месс, избавляющих души усопших от пребывания в чистилище, к-рым ранее обладали исключительно лат. монашеские ордена. В 1635 г. от польск. кор. Владислава IV В. получили привилей, согласно к-рому за монахами-В.

http://pravenc.ru/text/150475.html

После II Ватиканского Собора начались активные контакты с различными протестант. деноминациями. Наиболее важным документом, затрагивающим учение о Е., стала Лимская декларация «Крещение, Евхаристия и служение» (1982). В этой декларации Е. называется продолжением трапез, в к-рых участвовал Иисус Христос во время Своей земной жизни и после Воскресения. Е. является знамением Царства. Это есть таинство дара, к-рый Бог дает во Христе силой Св. Духа. В Е. действует Сам Бог. Происходит единение со Христом, прощение грехов и даруется вечная жизнь. Выделяются аспекты Е.: благодарственная молитва Отцу (жертва хвалы), воспоминание о Христе (живой и действенный символ крестной Жертвы, Жертва умилостивления), призывание Духа (силой живых слов Христа и властью Св. Духа хлеб и вино становятся сакраментальными символами Тела и Крови Христа), единение верных, трапеза Царства. Реальное присутствие Христа в Е. не зависит от веры человека, но чтобы различать в хлебе и вине Тело и Кровь, требуется вера. Несмотря на попытки сближения католич. и протестант. позиций, Рим твердо отстаивал, что только правильно рукоположенный епископ или священник могут совершать Е. (Послание ко всем католическим епископам о служителях Св. Евхаристии - AAS. 1983. Vol. 75. P. 1001-1009). Богословие Е. в протестантизме Лютеранство Тайная вечеря. Гравюра Альбрехта Дюрера. Ок. 1510 г. (Британский музей, Лондон) Тайная вечеря. Гравюра Альбрехта Дюрера. Ок. 1510 г. (Британский музей, Лондон) Учение о реальном присутствии Христа в Дарах было закреплено в лютеранстве в Аугсбургском исповедании (10). Однако в др. вероисповедных текстах фигурировало выражение Лютера «в хлебе, с хлебом, под хлебом» (in pane, cum pane, sub pane - Шмалькальденские артикулы. 6; Формула согласия. 1. 7; см. также: Олесницкий. 1894), к-рое понималось в смысле консубстанциации (в кон. XVII в. Г. Лейбниц пытался показать, что учение о пресуществлении вполне совместимо с лютеранством, но в итоге все равно пришел к консубстанциации; см.: Fouke D.

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010