Ярославль. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 гг. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после " Смутного времени " поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка. Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII в. Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца " гостинной сотни " Алексея Зубчанинова, потомка " закладчиков " Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями - приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время. Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной - панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления - главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города - Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны. Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, северный - в воспоминание Страшного суда Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00580

Ярославль. Церковь Иоанна Постника. Карта и ближайшие объекты К концу 19 века церковь Николая Чудотворца не могла вмещать всех прихожан, большинство которых составляли рабочие бумагопрядильной фабрики, расширившей к тому времени свое производство. Правление Товарищества Ярославской Большой мануфактуры решило построить новый храм. Завершение строительства приурочили к пятидесятилетию фабрики. Главный престол посвящен Иоанну Постнику, правый – Андрею Критскому, левый – Архангелу Гавриилу. Эти святые были небесными покровителями учредителей Товарищества, на чьи средства возводилась церковь. Большой храм с трапезной построен в стиле модерн. Он имеет одну апсиду и притвор, над которым возвышается сорокаметровая колокольня. Фасады декорированы цветной керамикой. Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007. Развитие производства на Ярославской Большой мануфактуре привело к тому, что в 1890-х годах в этой части города существенно увеличилось число прихожан; Никольская церковь их уже не вмещала. Учитывая данное обстоятельство, правление Товарищества Ярославской мануфактуры приняло решение построить более вместительную церковь. Закладка нового храма состоялась летом 1904 года. Средства на его строительство выделили хозяева предприятия - Иван Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины и Гавриил Матвеевич Игумнов. Завершить строительство удалось к 1908 году, когда отмечался 50-летний юбилей превращения мануфактуры в фабрику. Новый храм гармонично дополнил Николо-Мельницкий храмовый ансамбль. Престолы посвятили святым, являвшимся небесными покровителями строителей церкви. Главный освятили во имя преподобного Иоанна Спостника, приделы - во имя преподомномученика Андрея Критского и Архангела Гавриила. Примечательно, что в народе за храмом закрепилось " дополнительное " имя - Андрея Критского. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин). Храм Андрея Критского представляет собой церковь, в архитектуре которой сочетаются древний византийский стиль и характерный для начала ХХ века модерн. Как и в случае с Петропавловским храмом, другого образца подобной храмовой архитектуры на ярославской земле нет. Перед входом в церковь возвели шатровую колокольню, над основным четвериком поднялась большая главка на массивном барабане, над приделами - две главы меньших размеров. Внутри имелся резной дубовый иконостас. В 1929 году Андреевскую церковь закрыли, главы сняли. Некоторое время в её стенах находился склад, а в 1952 году в здание въехали Дом физкультуры и детская спортивная школа. Только в 2010 году, когда праздновался 1000-летний юбилей Ярославля, храм вернули Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нём состоялось 30 октября 2010 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского.

http://sobory.ru/article/?object=01175

Астрахань. Кремль. Церковь Николая Чудотворца на Вратах. Никольская церковь на Вратах Карта и ближайшие объекты В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор. Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви. К 1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Иларионом. Никольские ворота получили свое название во время возведения каменного Астраханского кремля по расположенной на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Возведение надвратных церквей на крепостных стенах подразумевало в соответствии с христианской символикой покровительство и защиту населению от того святого, чьим именем назывался надвратный храм. Размещенный на проездных вратах со спуском, ведущим к узкой береговой полосе Волги, храм назывался астраханцами " Никола на воротах " . Рядом с ним был главный причал Астрахани, получивший название Никольская пристань.  К 1728 году Никольская надвратная церковь обветшала и по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена была разобрана. Грамота на возведение нового надвратного храма была выдана в 1730 году, а строительство завершено в 1738 году. За период своего существования церковь неоднократно меняла свое назначение. Известно, что в 1839 году она была передана Астраханской инженерной команде, в 1890-х годах храм передается старообрядцам-единоверцам и именуется в местной прессе " единоверческой Никольско-Кремлевской церковью " , а в 1895 году, после возведения в городе специального единоверческого пятиглавого храма во имя Вознесения Господня, Никольская церковь вновь становится никонианской. В советское время Никольская надвратная церковь использовалась некоторое время для нужд астраханского кремлевского гарнизона и претерпела значительные изменения и утраты в интерьере и планировке. Строения Никольского храма носят в себе характер русской средневековой архитектуры: массивные стены, проездные ворота с монументальными каменными сводами, с малой главой над шатровым покрытием и нарядным архитектурным декором западного фасада, выполненного из белого камня. Внутреннее убранство было утрачено в послереволюционный период, до наших дней сохранились только потолочные росписи, реставрированные в 1980-е годы...

http://sobory.ru/article/?object=02863

Барань. Ксениевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 2002. Ссылки:   Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Борисовский район, д. Барань Свято-Ксениевский женский монастырь Координаты: 54.494558, 28.680287 Проезд:От г. Борисова на северо-восток по дороге H-8081 до д. Барань. 37 км. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Ксении Петербургской Покрова Пресвятой Богородицы (восстанавливается) Часовня Георгия Победоносца (у кладбища) Карта и ближайшие объекты В августе 2002 года решением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви был учрежден женский монастырь в честь святой блаженной Ксении Петербургской в деревне Барань, Борисовского района. Этот монастырь стал первым в мире монастырем, посвященным всеми любимой блаженной Ксении. Монастырь, в подобие древним, стоит на возвышении в начале большого лесного массива. Вся земля здесь уже освящена благочестивой жизнью  предков. Обитель взрастает на месте древней кладбищенской часовни в честь св. пророка Божия Ильи. На деревенском подворье (в самой деревне) в пятистах метрах от ограды монастыря некогда была старинная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в 1837 году была возвращена в лоно Православной Церкви, после захвата ее униатами еще на рубеже 17 и 18 веков. В богоборческое время храм разрушили, но в пределах ее основания уже восстановлена небольшая церквушка, в ней совершаются богослужения. Прямо на месте древнего церковного кладбища, на пригорке, где и стоял прежний храм, ныне возводится большая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, из толстых бревен, с шатровой кровлей, в стиле северного русского храмового зодчества. На территории самого монастыря уже построены каменные храмы: в честь св. блаженной Ксении Петербургской, нижний придел представляет собой небольшой криптовый храм в честь прп. Серафима Саровского. На основании древней кладбищенской часовни возведен небольшой, но удивительно гармоничный храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Архитектура храма умозрительно представляет нам образ древней Святой Руси, это и воинственный храм-крепость, и гармоничная пластика линий и форм, и богато украшенное внутреннее убранство с чудесными иконами и каменным иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=39937

Большая Своротва. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Деревня Большая Своротва впервые упоминается в документах 1460 года как двор, принадлежащий Хрептовичам. Деревянная униатская Троицкая церковь необычной конструкции в деревне сооружена в 1747 году литовским писарем Николаем Овсяным. Храм был уникальным, в нем одновременно могли молиться униаты, католики и православные. Копию этого храма удалось полностью воссоздать в 1823 году на том же месте Якубу Незабытовскому. Культовое архитектурное сооружение форме равнобедренного треугольника, выполненное из кирпича и бутового камня, был оснащен тремя выходами по разным сторонам. В 1943 году храм был уничтожен огнем и разрушен, восстановительные работы начаты лишь в 2006 году по инициативе священника Георгия и прихожан. В 2009 году полностью восстановленный храм во всем своем новом убранстве был освящен в честь Троицы Живоначальной. Каменный храм, сохранивший свою уникальную форму, покрыт трехскатной металлической кровлей, завершен невысокой башенкой и треугольным шатром. Поверх разноцветных стен из бутового камня протянуты белоснежные слоистые антаблементы, гармонично сочетающиеся широким рустом по углам здания. Прилегающая территория к храму заботливо ухожена и обнесена каменной оградой со Святыми воротами. http://www.guidebook.by/architecture/html В 1747 г. в центре Своротвы «скарбовый» писарь Николай Овсяный построил деревянную униатскую церковь необычной архитектуры. Это было трехгранное сооружение с шатровой крышей и небольшой башенкой в завершении. Войти в него можно было с любой из трех сторон, а алтарь располагался в самом центре здания. В 1823 г. Якуб Незабытовский на том же месте возвел треугольный в плане храм из бутового камня, который полностью повторил архитектурные особенности предшественника. Согласно с описанием 1864 года, в деревне Своротва располагалась шестого класса каменная Свято-Троицкая церковь, построенная в 1823 году помещиком Незабытовским, с 35 десятинами земли. Прихожан 828. К ней принадлежала приписная Преображенская деревянная церковь села Малая Своротва со 100 десятинами земли.

http://sobory.ru/article/?object=13699

Вологда. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. Никольская церковь во Владычной слободе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком».  Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору. Г. Лукомский так описывал храм: " Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками " . В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

http://sobory.ru/article/?object=01095

Волость (Меландово). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, построена в 1755-1759 гг., по грамоте архиепископа Варсонофия от 16 сентября 1755 г. Освящена местным священником Василием Таратиным во имя Живоначальной Троицы в 1759 г. Когда была построена 2-этажная Троицкая церковь, то за неимением средств к устройству в ней нового иконостаса в 1828 г. иконостас деревянной Троицкой церкви был перенесён на верхний этаж каменного храма, престол которого был освящён во имя Святой Троицы. Старая деревянная Троицкая церковь была закрыта. Так продолжалось до 1848 г., когда местный крестьянин Егор Маккиавеев за свой счёт отремонтировал эту церковь, устроил в ней приличный иконостас и снабдил её всей необходимой утварью. После этого церковь была освящена 29 января 1849 г. епископом Варлаамом во имя Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь в Меландово, последняя шатровая церковь на реке Емце - значительном притоке Северной Двины. Ансамбль Савинского погоста 17-18 вв. сгорел в 1970-е годы, Воскресенская церковь 1673 года в Сельце - в те же годы. Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца, а на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма. Меландовский приход. Современное местоположение: Холмогорский р-н, Архангельская обл. Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния.

http://sobory.ru/article/?object=11604

Вязьма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты На левом равнинном берегу реки Вязьмы в месте впадения в нее реки Бебри, где пересекались основные торговые пути, образуя Торговую (ныне Советскую) площадь, радует глаз храм, возведенный во имя Рождества Богородицы. О деревянной шатровой церкви во имя Рождества Богородицы, стоявшей на этом месте, упоминается в 1627 году в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского, хотя, вероятно, храм здесь стоял с более древних времен. Сохранившееся же до наших дней каменное здание церкви построено на средства прихожан в 1727-1728 годах в стиле барокко. Пострадавшее в 1812 году здание храма в течение длительного времени восстанавливалось с частичной переделкой трапезной части храма. В 1911-1912 годах в связи с подготовкой к празднованию 100 - летнего юбилея победы над французами на средства купца Рагожина были проведены большие ремонтные работы в Богородицком храме. В мае 1913 года " Вяземский комитет 1812 года " постановил считать Богородицкую церковь храмом-памятником. Пострадал храм и в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы здесь был городской радиоузел, кинотеатр, дом пионеров, с 1970 года в трапезной части храма размещается Вяземский краеведческий музей. Первые ремонтно-восстановительные работы Богородицкого храма проведены в 1962-1972 годах. Были воссозданы купола, отремонтирована трапезная, заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни. К сожалению, закончить реставрационные работы не пришлось. Набор открыток " Вязьма Православная " На Советской площади находится Богородицкая церковь - памятник войны 1812 года. Церковь построена в 1727 - 28 годах на средства прихожан. В 1782 - 85 годах с запада была пристроена трапезная с двумя приделами - во имя Святителя Евангелиста Иоанна Богослова и Святых жен Мироносиц. К югу от храма до 1930 годов стояла высокая колокольня в стиле барокко. Храм пострадал и после 1812 года восстанавливался, была частично переделана трапезная часть храма. В 1912 году храм - памятник 1812 года был отреставрирован на средства купца Рогожина. При храме был открыт музей где собирали предметы, связанные с событиями Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=01011

Добрывичи. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Действующая церковь, построена " тщанием статского советника Николая Матвеевича и Матвея Дмитриевича Чихачевых на собственные средства " . В притворе храма на стене есть мемориальная доска с надписью " Строитель болярин Николай Матвеевич Чихачев скончался 1819 года 31 марта " . На кладбище, возле алтаря храма, находится родовой склеп Чихачевых. Храм построен в 1807 году в честь иконы Божией Матери Тихвинской, ротондальный, перекрыт шлемовидным куполом с голосниками, великолепно декорирован, по-столичному. Строили знаменитые помещики Чихачевы, их родовая усадьба - Добрывичи. Храм построен семьей Чихачевых, славными сынами России, строительство началось в 1790 году. Два придела в честь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Храм-ротонда построен под вдохновением во многом от Иерусалимского храма, плиты под ногами и светильники, как в Иерусалимском храме, напоминают о Святой Земле. Храм светский, и архитектура светская - ампир. Уникальное устройство иконостаса, амвона, самого храма, который имеет шатровое покрытие, купол-шатер. В сводах купола храма вмурованы горшки-голосники, древнее устройство, поэтому акустика здесь идеальная, голоса священника и хора получают объем и величественность. В Добрывичах родился будущий адмирал Российского флота, участник Крымской войны, руководитель Морского министерства, исследователь Дальнего Востока и Сибири Н.М. Чихачев (1830-1917 гг.), который похоронен в некрополе семьи Чихачевых здесь же. Тихвинский храм построен дедом Чихачева, он покоится в притворе храма " Строитель боярин Николай Матвеевич Чихачев скончался в 1819 году 31 марта " . Склеп родовой в подцерковье разорен. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской священник Сергий Чекменев из художников-живописцев, рукоположили во священника двенадцать лет назад. У отца Сергия четверо детей, старший должен идти в армию. Три мальчика и девочка, дети ходят в школу в Чихачеве, в прошлом году закрыли школу в Добрывичах.

http://sobory.ru/article/?object=14742

Закрыть itemscope itemtype="" > «С этого места пошло крещение пермской земли» В селе Покча Чердынского района силами добровольцев восстанавливают старинный храм 19.01.2021 768 Время на чтение 3 минуты 15 января над древним селом Покча засиял крест Благовещенской церкви. Один из самых прекрасных храмов Чердынского района воздвиг золотую главу над заснеженными избам, полями, скованной льдом Колвой и синими лесами Пармы... Событие это стало возможным благодаря усилиям неравнодушных людей, ведь храм восстанавливается на народные средства, а также поддержке ПАО «Уралкалий». Проект восстановления шатровой кровли подготовлен архитектором Геннадием Возженниковым. Покча — село в Чердынском районе Пермского края, в 5 километрах к северу от районного центра — Чердыни. На месте села с 1472 года существовал городок, основанный во время Чердынского похода завоевателем Великой Перми стародубским князем Фёдором Давыдовичем Пёстрым. Ныне в Покче насчитывается около 800 жителей. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1785 году взамен двух деревянных (Благовещенской и Георгиевской, они упоминаются ещё в 1579 году). К главному храму с южной стороны примыкал предел с престолом во имя св. Георгия Победоносца, а с северной стороны – придел с престолом Николая Чудотворца. В 1910 году храм подвергали реконструкции. Старую храмовую часть и алтарные апсиды закрыли снаружи новым красным кирпичом. Вместо одной главы появилось пятиглавие. Была выстроена новая высокая колокольня, которая стала важной частью силуэта села. Она была видна за несколько километров от Покчи. В середине 20-х годов храм был передан обновленческой церкви, но с ликвидацией её во второй половине 40-х годов был закрыт. В храме разместили мастерские по ремонту сельхозтехники и электростанцию. Для ремонта трактора загоняли прямо внутрь храма. Чтобы техника могла попасть туда, ворота с некоторых сторон безжалостно выломали. В 70-е годы машинно-тракторную станцию закрыли и Благовещенская церковь стала бесхозной и продолжила свой упадок. У здания, за которым никто не следил, во многих местах обвалилась кровля, разрушилась главка колокольни (в нее попала молния), стены начали рассыпаться, на руинах выросли кусты и деревья.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/19/s_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010