Глава 1 2 3 4 5     О первом Соборном Послании Святого Апостола Иоанна Богослова 1-е Соборное послание св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова не имеет имени писателя ни в заглавии, ни в тексте, лишь в первых стихах послания писатель непрямо дает знать о себе как свидетель и очевидец событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Ин.1:1–3 ). Тем не менее, мысль о происхождении послания от пера Апостола и евангелиста Иоанна Богослова составляет твердое убеждение Церкви. Блаженный Феофилакт вслед за св. Афанасием Великим («Синопсис») говорит: «Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание с целью утвердить тех, которые уже уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании прежде всего богословствует о Слове, показывает, что оно всегда в Боге, и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть как бы отблеск Его». Вся христианская древность согласно признавала это послание писанием Апостола и евангелиста Иоанна: по свидетельству Евсевия, «из посланий Иоанна, кроме Евангелия, как нынешние, так и древние христиане признают, без всяких споров, и первое его послание» (Церк. Ист. III,24). Уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский, ученик Апостола Иоанна («Послан, к Флп» гл. VII) приводит одно место ( 1Ин.1.4:3 ) из первого послания св. Иоанна. Столь же древний муж, Папий Иеропольский, по свидетельству Евсевия (Церк. Ист. III,39), пользовался и первым посланием Иоанновым, как и первым посланием Ап. Петра. И св. Ириней Лионский , по свидетельству Евсевия же (Ц. И. V:8), в своем сочинении «Против ересей» приводит много свидетельств из первого послания Ап. Иоанна (именно в кн. III,15, 5 он приводит 1Uh II,18–22 , а в III,15, 8–1; 1Ин 4:1–3, 5:1 ). Свидетельство этих трех древних мужей, примыкающих по времени прямо к апостольскому веку, особенно важно, подтверждая изначальность веры Церкви в каноническое достоинство послания. Из II века несомненно знакомство с посланием Ап. Иоанна – св. Иустина Мученика («Разговор с Трифоном», гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди Содержание История создания книги (предисловие редактора) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ И НАУКА 21-го СТОЛЕТИЯ ЧАСТЬ I. Православные Святоотеческие Толкования на Книгу Бытия ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КНИГУ БЫТИЯ? ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ: КАК ЧИТАТЬ БЫТИЕ 1. Подход 2. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия 4. Буквальные противосимволические истолкования 5. Природа текста ГЛАВА II. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ 1. Введение 2. Общие замечания о Шестодневе 3. Почему шесть дней? ГЛАВА III. ШЕСТЬ ДНЕЙ 1. День первый (Быт. 1, 1–5) 2. День второй (Быт. 1, 6–8) 3. День третий (Быт. 1, 9–13) 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) 5. День пятый (Быт. 1, 20–23) 6. День шестой (Быт. 1, 24–31) ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА V. РАЙ ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ 1. Изгнание Адама 2. Каин и Авель 3. Родословие Адама от Сифа к Ною 4. Нечестие людей ГЛАВА VIII. ПОТОП ГЛАВА IX. РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ 1. Ной и завет Бога с ним 2. Родословие сынов Ноевых 3. Башня Вавилонская ЧАСТЬ II. Философия Эволюции ГЛАВА I. НАУКА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ 1. Истинное богословие и светское знание 2. Наука и Христианская Философия 3. Отделение материалистических фантазий от научной истины 4. Наука как низшая форма знания 5. Чуждая система мысли 6. Недостаток философской культуры среди православных христиан 7. Философия святых Отцов ГЛАВА II. КРАТКАЯ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ 1. Введение 2. Исторический контекст 3. «Доказательства» эволюции 4. Теория эволюции, понимаемая философски 5. Конфликт между христианской истиной и эволюционной философией ГЛАВА III. «ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» 1. Вступление 2. Пьер Ле Конт дю Нуи 3. О. Антоний Костюрос 4. Карл Ранер 5. Стефан Трустер 6. Взгляды римской католической церкви на первозданного человека 7. Феодосий Добжанский 8. Тейяр де Шарден 9. Хилиазм Тейяра де Шардена 1 10. Тейярдизм в свете Православия 11. «Православные» последователи Тейяра де Шардена ЧАСТЬ III.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛЕОН [греч. Ηρακλων] (II в.), гностик, автор 1-го известного комментария к Евангелию от Иоанна. Сведения о его жизни не сохранились. Вероятно, он принадлежал к школе гностика Валентина (см. ст. Гностицизм ). У исследователей нет единого мнения о времени и месте проповеди И.: возможно, он учил в Александрии, Риме или к.-л. из городов Юж. Италии в сер. или во 2-й пол. II в. Сщмч. Ириней Лионский (кон. II в.) в трактате «Против ересей» упоминает И. после опровержения учения Валентина об эманациях эонов, сообщая, что учения И. и гностика Птолемея проистекали от учения Валентина, подобно эонам, проистекающим от Отца всего ( Iren. Adv. haer. II 4. 1). Согласно Клименту Александрийскому (рубеж II и III вв.), И. принадлежал к школе Валентина ( Clem. Alex. Strom. IV 9. 71. 1). Ориген (1-я пол. III в.) также говорит о том, что И. был ближайшим учеником Валентина ( Orig. In Ioan. comm. II 14. 100). Ученики же И. во времена Оригена находились в Александрии (Ibid. XX 20. 170). В «Опровержении всех ересей», автором которого считается мч. Ипполит Римский (1-я пол. III в.), И. упоминается в одном ряду с Симоном Магом, Валентином, Секундом и Птолемеем ( Hipp. Refut. VI 29. 1). При этом отмечается, что учение у них было разное, хотя источник (греч. языческая философия) - один и тот же. И. и Птолемей возглавляли группы последователей Валентина в Италии, тогда как Вардесан и Аксионик - на Востоке (Ibid. VI 35. 6). По словам Тертуллиана (нач. III в.), И. был преемником Птолемея, а его учение было связано с учением Валентина, хотя, подобно Птолемею, он и отделился от Валентина. Противники И. и Птолемея продолжали называть их валентинианами, хотя они это имя не принимали ( Tertull. Adv. Val. 4. 2). В антиеретическом трактате, приписываемом Тертуллиану, отмечается, что И. думал так же как Валентин, но хотел казаться отличным от него, вводя новые формулировки ( Ps.-Tertull. Adversus omnes haereses. IV 4. 8// Quinti Septimi Florenti Tertulliani Opera. Turnhout, 1954. Pars 2. P. 1407. (CCSL; 2)).

http://pravenc.ru/text/673829.html

Луи Дюшен (католик) Том 2 Содержание Предисловие к русскому изданию 1912 года Предисловие автора  Глава I. Римская империя, как родина христианства  Глава II. Первобытная церковь в Иерусалиме  Глава III. Антиохия и миссионерство апостола Павла  Глава IV. Христианство апостольских времен  Глава V. Происхождение Римской церкви  Глава VI. Первые ереси  Глава VII. Епископская власть  Глава VIII. Христианство и государство  Глава IX. Распадение иудействующего христианства  Глава X. Произведения христианской литературы Глава XI. Гносис и маркионизм  1.  Симон и простонародный гносис 2. Валентин, Василид, Карпократ  3. Гностическое учение 4. Маркион 5. Церковь и гносис Глава XII. Распространение и апология христианства во II веке  Глава XIII. Римская церковь от Нерона до Коммода Глава XIV. Местные церкви во II веке  Глава XV. Монтанизм Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи  Глава XVII. Распри в Риме. – Ипполит  Глава XVIII. Христианская александрийская школа  XIX. Церковь и государство в III веке 1. Эпоха Северов 2. Гонения Деция (250–251) 3. Гонение Валериана 4. Общинная собственность христианских церквей XX. Христианская Африка и римская церковь в половине III века. – Киприан 1. Африканские области 2. Появление христианства. – Тертуллиан 3. Св. Киприан и гонения Деция 5. Спор о крещении XXI. Христианство на Востоке до Деция 1. Горные страны Малой Азии 2. Антиохия 3. Эдесса 4. Южная Сирия XXII. Павел Самосатский XXIII. Дионисий Александрийский XXIV. Восточное богословие после Оригена и Павла Самосатского XXV. Христианские нравы и обряды XXVI. Христианская община XXVII. Противники христианства в конце III века 1. Культ Митры 2. Неоплатонизм 3. Манихейство 4. Иудейство     Предисловие к русскому изданию 1912 года Аббат Л. Дюшен, книга которого предлагается вниманию русских читателей в настоящем переводе, является одним из самых выдающихся историков церкви с католической стороны. Его имя произносится с равным уважением учеными всех исповеданий. Но в России он не пользуется большой известностью, вероятно вследствие специального характера своих главных ученых трудов. Поэтому нелишним представляется дать несколько кратких сведений о личности этого неутомимого исследователя и его заслугах пред наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Введение Часть I. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие Глава I. Детство и юность будущего святителя 1. Детские годы 2. Период учебы Глава II. Педагогическая и административная деятельность в духовных школах 1. Начало преподавательской деятельности 2. Пострижение в монашество и назначение на должность инспектора 3. Святитель Тихон – ректор Тверской семинарии. Глава III. Деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре 1. Прибытие на кафедру и знакомство с обстановкой 2. Благоустройство и строительство храмов г. Воронежа 3. Искоренение недостатков среди церковного клира 4. Устроение духовных школ 5. Заботы о духовном состоянии пасомых Глава IV. Святитель Тихон на покое 1. Оставление кафедры и переход в монастырь 2. Повседневные труды 3. Внутренний подвиг и духовные дарования 4. Служение святителя 5. Последние годы жизни и кончина Глава V. Прославление и открытие мощей святителя Тихона 1. Факты, свидетельствующие о благодатной силе святителя Тихона по его кончине 2. Обретение и перенесение мощей святителя 3. Действия Синода в связи с прославлением святителя Тихона 4. Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году Глава VI. Литературное наследие святителя Тихона 1. Издания творений святителя 2. Аннотации произведений святителя Тихона Основные даты жизни и прославления святителя Тихона 1724 Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира 2. Творение человека Глава II. Грехопадение человека и его следствия 1. Грехопадение человека 2. Следствия грехопадения Глава III. Искупление рода человеческого сыном Божиим 1. Приготовление рода человеческого к искуплению 2. Премудрость и благость Божия в искуплении рода человеческого 3. Земная жизнь Иисуса Христа – искупительный подвиг 4. Значение крестных страданий, смерти, воскресения и вознесения для искупления человека 5. Действие Духа Святого и послание апостолов на проповедь Глава IV. Церковь Христова – место спасения человека 1. Необходимость Церкви Христовой в деле спасения человека 2. Спасительное значение пастыря в Церкви 3. Таинства и их значение 4. Благодать Божия и ее спасительное действие Глава V. Личное участие человека в деле спасения 1. Вера 2. Любовь к Богу и ближнему 3. Милосердие 4. Страх Божий 5. Смирение 6. Молитва 7. Послушание 8. Надежда 9. Покаяние 10. Терпение в скорбях Глава VI. Средства, помогающие на пути ко спасению 1. Очищение совести 2. Пост 3. Чтение Слова Божия и творений Святых Отцов 4. Рассуждение 5. Память смертная и плач о грехах ГЛАВА VII. Препятствия на пути ко спасению 1. Грех, его развитие 2. Страсти Заключение Библиография Отдел 1. Творения святителя Тихона Отдел II. Литература о святителе Тихоне Задонском Отдел III. Энциклопедии, справочники, словари  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

[Аколит; греч. κλουθος, лат. acolythus, acoluthus, acolitus - спутник, сопровождающий, служитель], в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель , помогающий священнослужителям совершать богослужение. Об А., возможно, уже говорится в Послании к Филадельфийцам (11. 1) сщмч. Игнатия Богоносца (нач. II в.), к-рый называет Рея Агафопода «мужем избранным, который сопутствует [или последует - κολουθε] мне от Сирии, отказавшись от жизни». В «Liber pontificalis» при сщмч. папе Викторе I (186-197), а также при папе Гае (кон. III в.) упоминаются «последующие» (лат. sequentes) (LP. T. 1. P. 137, 161). Впервые же в качестве члена низшего клира Римской Церкви А. засвидетельствован в 251 г., он занимал положение между 7 субдиаконами ( иподиаконами ) и 53 экзорцистами , чтецами , остиариями привратниками ) (Послание св. Корнелия, еп. Римского, к Фавию, еп. Антиохийскому// Евсевий. Церк. ист. VI 43. 11). На каждый из 7 (по числу диаконов) округов (regiones) Римской Церкви приходилось по 6 А., возможно подчинявшихся одному из субдиаконов (LP. T. 1. P. 148). В III в. А. стали относить Св. Дары в тюрьмы исповедникам (в 18-й «Песни» папы Дамаса I говорится о претерпевшем мученичество А. Тарсиции ), столетием раньше это входило в обязанность диаконов ( Иустин Философ. Апология. I 65, 67). В письмах свт. Киприана Карфагенского († 258) письмоносцы по церковным делам называются А., а один из них также и клириком, однако без указания конкретного рода церковного служения. А. упоминаются в эпиграфических памятниках Рима (с III в.), Галлии (сер. V- нач. VI в.) и Карфагена (Cabrol, Leclercq. Monumenta. T. 1. N 1989, 1999, 3122; CIL. T. 8. N 13426; Leclercq. Col. 349, 350-351). Памятник «Statuta Ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления; ок. 500) подтверждает наличие А. в Арле (Галлия) (Dushesne. P. 332, 350). В канонах Ирландской Церкви упоминаются архиаколуфы, но не среди 7 степеней иерархии, а отдельно вместе с певчими (Collectio. Can. 32). В др. зап. Церквах до V в. А., по-видимому, не было. Для Востока они засвидетельствованы только на Всел. I Соборе в Никее (325), где наряду со священниками и диаконами А. сопровождали епископов, однако как члены епископской свиты, а не как церковнослужители (Евсевий. Жизнь Константина. III 8). В 24-м прав. Лаодик. Собора (365), содержащем перечень степеней священно- и церковнослужителей, А. не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение Введение Патрология как Наука

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1 Это видно из того, что Рим во всей книге Пастырь составляет сцену событий и откровений, в ней описанных. Воспитавший Ерма продал девочку в Роме; Ерм потом видел ее купающуюся в реке Тибре (Vis. I, 1), — прогуливался в Кумах (Vis. II, I), ходил по дороге Кампапской (Vis. IV, I). Самые откровения предназначены ближайшим образом для церкви римской, из которой они чрез Климента должны была распространяться в церкви других городов. (Vis. II, 4). После этих предварительных замечаний обратимся к исследованию книги «Пастырь», замечательной и по своему содержанию, и по Форме. 2 См. о третьей книге Ездры исследование М. Шаврова. СПб., 1861. 3 См. Iachmanns, Der Hirte des Hermas; Koenigsb. 1835, S. 60—67. Яхман догадывается еще, что поводом третьей части «Пастыря» могли послужить слова Уриила в Третьей книге Ездры (VI, 3), что он послан показать три пути и предложить три притчи (ср. Mand. VI), из чего объясняется и сходство в истолковании подобий (III Езд. II:44—48; ср. Sim. IX, 13), и что к сочинению книги «Пастырь», может быть, привели автора слова: «Я говорю вам, народы, слышащие и разумеющие, ожидайте вашего Пастыря» (III Езд. II:34). 4 О мучениках говорится (Vis. III, 1. 2), что они перенесли мучения от лютых зверей, бичевания, заключения в темницах, распятие.   5 Гильгенфельд (ap. V, стр. 160) обращает внимание только на рескрипт Траяна к Плинию (110 г.). В нем император вообще одобряет образ действия правителя, который тех только, на кого доносили ему как на христиан, спрашивал, христиане ли они, — и дает такое распоряжение: «Отыскивать христиан не надо, но те, на кого будет донесено и они окажутся христианами, должны быть наказываемы, впрочем, так, чтобы, кто откажется, что он христианин и покажет это самым делом, т.е. публичным служением нашим богам, получал прощение за раскаяние». Потом образ действий против христиан, предполагаемый книгою Ерма, Гильгенфельд производит именно из помянутого рескрипта и, на, этом основании саму книгу Пастырь относит к последним годам царствования Траяна или даже ко времени императора Адриана (117—138). Но он напрасно упустил из виду распоряжение, возобновленное Траяном против тайных обществ, и само письмо Плиния, в котором уже говорится о доносах на христиан, представлении их к начальству, допросах и казнях, при этом замечательно, что Плиний, как и Ерм, упоминает о христианах, из которых одни только отрекались, а другие даже поносили Христа. образом Евсевий (Церк. Ист. III, 3) говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга Пастыря». О том же мнении свидетельствует Иероним (cat. scr. eccles. c. 10): «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой Пастырь». На таком основании книга Пастырь была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги Пастырь, ученика святого апостола Павла» (Дресс. Proleg. стр. XL).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3805...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Согласно свт. Иринею Лионскому, «божественные апостолы вручили служение епископства» Л., упомянутому в 2 Тим 4. 21; его преемником он называет Анаклета (Ανγκλητος), а затем Климента , еп. Римского ( Iren. Adv. haer. III 3). Те же сведения приводятся и у Евсевия Кесарийского: после смерти ап. Петра Л. был назначен по жребию апостолами 1-м епископом Римской Церкви ( Euseb. Hist. eccl. III 2), к-рую он возглавлял 12 лет, оставив после себя преемником Анаклета (Ibid. III 13; V 6). Признавая эту традицию (Л.- 2-й епископ, Климент, еп. Римский,- 4-й), блж. Иероним замечает, что «многие латиняне» (plerique Latinorum) считают, что 2-м епископом Рима мог быть и Климент ( Hieron. De vir. illustr. 15). В Хронике Евсевия сказано, что Л. управлял Римской кафедрой после ап. Петра в течение 11 лет (68-79) и ему наследовал Аненклет ((Anen)cletus - Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 185, 189). Руфин в предисловии к псевдоклиментиновым «Рекогнициям», пытаясь примирить различные традиции, сообщает, что Л. и Анаклет (Cletus) были епископами Рима перед Климентом, совершая свое служение как помощники ап. Петра ( Rufin. Pref. ad Clem. Recogn.//PG. 1. Col. 1207). В приписываемой Тертуллиану «Песни против маркионитов» (III в. или 1-я пол. V в.; CPL, N 36) утверждается, что Л. занимал Римскую кафедру после ап. Петра, а его преемниками были Клет, Анаклет и Климент ( Tertulliani Opera//CCSL. 1954. Vol. 2. P. 1441). Свт. Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о епископстве Л. после апостолов Петра и Павла, продолжавшемся 12 лет, допускает возможность того, что Климент мог быть также поставлен на служение вместе с ним, но, отойдя временно от дел, после смерти Л. и Клита (Κλτος) мог вновь принять епископство ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 27. 5-6). Свт. Иоанн Златоуст также отмечает существование в его время предания о том, что Л. был 2-м после Петра епископом Римской Церкви ( Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 3). В источнике VI в.- «Пасхальной хронике» - Л. упомянут в списке апостолов от 70, где сказано, что он упомянут в Послании ап. Павла к Тимофею (Chron. Pasch. P. 400), в др. отрывке Л. именуется 3-м епископом Рима (Ibid. P. 467).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010