Превращение воды в вино . Именно это Христово чудо евангелист Иоанн приводит как первое. Свершилось оно на браке в Кане Галилейской. Влияние этого чуда на всех Христовых учеников была весьма немалым, что видно из последнего стиха: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Если некнижные Христовы последователи дотоле как–то и колебались и сомневались в вере в Иисуса как Сына Божия и Мессию, [то сие] поразительное чудо, свершившееся на их глазах в Кане, полностью утвердило их в вере. Творец всякого создания явил здесь Себя и Претворителем, обратив одну сущность в другую. Здесь следует отметить, что, собственно, претворение было как первым, так и последним чудом Иисуса. В Кане претворил Он воду в вино, а на Тайной вечери – вино в Свою Кровь. Лицезрение на далеком расстоянии. Тот же евангелист, называющий превращение воды в вино в Кане первым чудом Иисуса, по сути дела описывает и еще одно – предваряющее – чудо. Это способность наблюдать за событиями в отдаленных местах, обнаружившаяся в связи с Нафанаилом. Когда апостол Филипп привел Нафанаила к Иисусу, Господь сказал ему: Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин.1:48 ). Это чудо свидетельствует о том, что для Христовых очей пространство не является препятствием. У Него было четыре вида проницательности: внутренняя (ведал Он людские помыслы), пространственная (зрение событий в дальних пределах), временная (предвидение событий, которые произойдут в отдаленные сроки) и вечная (созерцал Он небесные вечные истины, не подвластные времени и пространству). Изумленный и сильно устрашенный проницательностью Иисуса, Нафанаил воскликнул: Раввй! Ты – Сын Божий! Ты – Царь Израилев. А Иисус на это ответил ему: Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницеею; увидишь больше сего ( Ин.1:49,50 ). Исцеление на расстоянии. Как второе чудо Иисуса в Галилее святой Иоанн приводит исцеление сына капернаумского царедворца ( Ин.4:46–54 ). Иисус сказал ему, еще не входя к нему в дом: Пойди, сын твой здоров ( Ин.4:50 ). И чудо свершилось и так сильно подействовало на царедворца, что уверовал сам и весь дом его ( Ин.4:53 ). Кроме того, было похожее чудо исцеления слуги капернаумского сотника. Этот сотник, будучи язычником, считал себя недостойным принять Господа Иисуса в своем доме. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… – просил он передать Иисусу, – но скажи слово, и выздровеет слуга мой ( Лк.7:6,7 ). Иисус, удивленный столь крепкой верой язычника, попрекнул ею маловерных иудейских старейшин, а самому сотнику сказал: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф.8:13 ). Все эти исцеления Иисус совершил на расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мало того, этим мы глубоко оскорбим Совершителя этих чудес, Виновника спасения нашего Иисуса Христа. Нельзя не припомнить здесь рассказанный евангелистом Марком подобный случай с фарисеями, глубоко огорчивший Христа: Иисус Христос только что совершил в глазах целых тысяч народа чудо с пятью хлебами. Фарисеи, особенно враждебные учению Христа, заспорили с Ним и потребовали от Него нового знамения. Иисус Христос, замечает евангелист, глубоко вздохнул и сказал, обращаясь к ученикам Своим: Что род сей знамения ищет? Очи имуще не увидите, и уши имущее не слышите; и не помните; пять хлебы преломих в пять тысяч, колико кош исполн укрух приясте? Глаголаша Ему: дванадесять; Егда же седмь в четыре ттясящи, колико кошниц исполнения укрух приясте? Они же реша Ему: седмь. Не или чувствуете, ниже разумеете? еще ли окаменено сердце ваше имате? Кого не трогает до глубины души эта вполне справедливая жалоба Спасителя на неверие и ожесточение, тот напрасно будет стараться разгадать тайну чудес Христовых. Не с таким расположением сердца проникали ее истинно верующие. «Когда я, – говорит о себе святой Иоанн Златоуст , – погружаюсь мыслью в евангельские чудесные сказания, то я от изумления перехожу к слезам, от слез к молитве и благодарению». Библиографический указатель к чуду на браке в Кане Галилейской (Ин.1: 1–11) 1) Кана Галилейская. Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1876. 2) Первое чудо в Кане Галилейской. Характер чудес Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1831. 3) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия. (Брак в Кане Галилейской) «Душеполезное чтение», 1880. 4) О чуде в Кане Галилейской. «Христианское чтение», 1833. 5) Ф. Смирнов. Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской. «Воскресное чтение», 1882. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 1. – 944 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И на самом деле крещение покаяния отнюдь не устарело до самой Пятидесятницы. Последняя и явилась крещением Духом и огнем, обещанным Крестителем. И крещение Иоанна отменяется лишь заповедью Христовой относительно христианского крещения во имя Св. Троицы (Мф. 27,9), которое тоже входит в действенную силу лишь после Пятидесятницы (Деян. 1. Сюда же относится и вдуновение Св. Духа Христом на апостолов Ин. 20, 22, также получающее силу в Пятидесятнице). Здесь прямо противопоставляется крещение Иоанново Пятидесятнице и молчаливо ею отменяется, точнее, преодолевается и поглощается: «Иоанн крестил всех водою а вы, через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1,5). И после сошествия Св. Духа св. апостол Петр, спрошенный после своей проповеди: «Что нам делать, мужия, братия?» — в ответ сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Свя–таго Духа» (1,37–38). Т.е. он уже прямо и выразительно установ–ляет крещение во Имя Христово с ниспосланием Св. Духа в отмену и замену Иоаннова крещения (которое, насколько далее и сохраняется, именно характеризуется отсутствием духовных даров и даже их неведением). Напротив, сторонники указанного толкования подтверждают его сопоставлением с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской. Через это чудо, говорят они, был отменен и как бы упразднен в своем значении «элемент воды», а, след., и все крещение Иоанново. Но не существует одного «элемента воды», а есть воды крещальныя «с благословением Иорда–новым, и есть вода евхаристическая «святого соединения» («и абие изыде кровь и вода»). Чудо в Кане Галилейской есть прообраз божественной Евхаристии. Это первое чудо, в котором находят свое средоточие все остальные чудеса, прообраз искупления и искупительной жертвы. Потому и сказано об этом чуде: «такое положил начало знамений Иисус в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его» (2,11). Весь этот рассказ, хотя в нем и говорится о воде, не имеет никакого отношения к крещению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Вступая в храм, мы обретаем не только благодатную молитву и духовные силы, мы познаем новую жизнь, прежде далекую и недоступную, по незнанию ли, неразумению, или противоборству, подстегиваемому в нас врагом рода христианского. Но, обретая благодать Божию, проявляемую в христианской вере, мы должны и вести себя должным образом. Апостол Павел призывает: Ревнуйте о дарах духовных ( 1Кор.14:1 ). Это значит, что не временное, тленное, проходящее во времени должно волновать нашу душу, а вечное, духовное, небесное. Лишь в этом случае мы будем способны в полной мере ощутить в себе Господа нашего Иисуса Христа, познать и силу, и славу, и благословение Его. Святитель Тихон Задонский поучает: «Не может изобразиться красота Божия в той душе, которая не старается уклоняться от всего, что запрещает и от чего отводит слово Божие. Надо отвращаться от всего, что противно воле Божией и Его святому слову, и побуждать себя ко всему тому, что оно повелевает. Надо теперь с трудом, прилежанием и подвигом искать то, что было дано Богом даром и без нашего труда и что мы потеряли. Тогда Христос, видя такое усилие души, ее старание и труд, по милости Своей, отнимает у нее безобразие и подает славу и красоту Своего образа». Аминь. Христос воскресе! Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. ( Ин.2:11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.2:1-11 ) мы слышали о самом первом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Что значило это чудо и как было воспринято родом человеческим? На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Сын Божий, вступив на путь благовестия, проповедничества, пророчества и чудотворения, начав восхождение к Искупительной Жертве Своей на Голгофе, собирал последователей. Шел третий день с того дня, когда Иисус Христос призвал к Себе Филиппа. Еще не все апостолы были рядом с Ним, не все следовали за Божественным Учителем и слышали животворящее слово Его. Но Господь уже начал святое служение во спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В последнем, заключительном стихе евангелист указывает место чуда среди прочих чудес Спасителя, определяет его общее значение и ближайшее следствие. 11 ст. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, 277 и яви славу свою: и вероваша в него ученицы его. По месту, занимаемому среди других чудес Христовых, чудо в Кане Галилейской было первым не в Кане только Галилейской, а вообще первым, почему и называется начатком. Этим замечанием св. Иоанн уничтожает веру в так называемые чудеса детства И. Христа, о которых так много говорят апокрифические евангелия. Заслуживает внимания и самое наименование чудесного события – знамением – σημειον, а не чудом – τρας. Чудо – τρας – представляет собою нечто необычайеое, изумляющее. Знамением – σημειον называется то, что открывает что-либо сокровенное или будущее ( Ис.7:11; 38:7 ). Отсюда, понятие знамения обширнее понятия чуда: все чудеса суть знамения, с этою целью, по воле Божией, творимые, для откровения таинства служащие; но не все знамения суть чудеса, так как небесное часто проявляется естественными предметами ( Лк.2:12 и др.). В настоящем случае претворение Господом воды в вино есть чудо поразительное, но оно в тоже время и знамение, „содержащее в себе указание на нечто сокровенное и невидимое» (Вас. Велик.). 278 И яви славу свою. Слава в собственном смысле принадлежит Единому Богу, Который может проявлять ее в чудесах, как Единый Чудотворец; человек может являть только славу Божию, поскольку божественное всемогущество избирает его Своим орудием и исполнителем Своей воли. Если же Христос являет Свою славу, значит Он Бог , и слава Его есть та божеская слава, которая в отблеске была явлена Моисею ( Исх.16:7; 33:22–23 ) и о которой говорили пророки ( Ис.40:5 ; Max.5:4). Правда, эту божественную славу Он носил сокровенно под покровом человеческой плоти и крови, но, тем не менее, она светила чрез все покровы Его в словах и делах, как слава Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). И вероваша в него ученицы его. Под учениками здесь, несомненно, разумеются только те ученики, которые были призваны Им на берегах Иордана и которые пришли с Ним в Галилею, то есть: Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил. О них-то евангелист и замечает: вероваша в него ученицы его, то есть „возъимели большую и крепчайшую веру в Него» (бл. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Наконец, это общепризнанное учение было закреплено решением нескольких Поместных Соборов Западной Церкви. Так, отцы Миланского Собора 389 года, проходившего под председательством свт. Амвросия Медиоланского , направили соборное послание папе Сирицию, в котором благодарили его за то, что тот отстоял преимущества девства и при этом не осудил брака: «И мы не отрицаем, что Христос освятил брак (sanctificatum a Christo esse conjugium), сказав Своим Божественным гласом: „Да будут двое одной плотью и одним духом“» (Epist. 42. 3//PL. 16. Col. 1124 ). Среди вероучительных канонов, принятых на Толедском Соборе 447 года, есть 16-й канон, направленный против гностиков и манихеев, отвергавших брак, и гласящий: «Если кто-нибудь будет утверждать или верить, что браки людей (coniugia hominum), которые, согласно Божественному закону, являются дозволенными (secumdum legem divinam licita habentur), достойны проклятия, тот да будет анафема» (Mansi. T. 3. Col. 1004 ). Подобная анафема была произнесена на Соборе в Браге 1 мая 561 года в адрес присциллианистов, также отвергавших брак. Кроме того, особое значение в глазах западных отцов приобрел тот факт, что Господь Иисус Христос в начале Своего земного служения пожелал присутствовать на браке в Кане Галилейской и сотворил там Свое первое чудо ( Ин. 2:1–11 ). Они видели в этом поступке Христа не просто симпатию к конкретной супружеской паре в Кане, но освящение самого института брака и стремление показать всем последующим поколениям христианских супругов высокую ценность, которую Бог придает браку. Так, согласно блж. Августину, «тем, что Господь был приглашен на брак... Он пожелал подтвердить, что Сам его создал (ipsefecit[nuptias])... Для того Господь пришел на брак, чтобы утвердить чистоту супружества (conjugalis castitas) и явить таинство Брака (sacramentum nuptiarum), поскольку жених того брака изобразил в своем лице Господа» (Tract. In Ioann. IX.2//PL. 35. Col. 1459 ). По мнению блж. Иеронима , Господь однажды пришел на брак для того, чтобы научить нас, что следует сочетаться браком только один раз (Aduersus Iouinianum I. 40). А св. Кесарий Арелатский видел в браке в Кане Галилейской прообраз таинственного союза Христа-Жениха и Церкви-Невесты (Sermo 167. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Он абсолютно законен и является спасительным средством, которое помогает людям противостоять многим страстям. Соответственно с этим, брак и является для людей полезным и благотворным. Об освящающем действии Таинства Брака – присутствием на нем Господа Иисуса Христа – говорят все отцы Церкви. Приведем некоторые высказывания современных нам богословов. Протопресвитер Михаил Помазанский пишет: «Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил первое Свое чудо» с. 363]. Достаточно ясно говорит нам об особом освящении Господом брачного союза, как особого Таинства (на примере Каны Галилейской), и протоиерей Николай Малиновский: «Поставляя брачное сочетание в прямую зависимость от Бога, сообщающего ему характер нерасторжимости, И. Христос тем показал, что брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения в исключительных случаях, подлежат не кесареви или власти гражданской, а к тому, что было Божиим (Мф. 22: 21) и имело подлежать ведению Церкви. Это, особенно в связи с тем, что Господь Своим личным присутствием почтил и, конечно, благословил брак в Кане Галилейской (Ин. 2: 1–11), приводит к предположению, что Ему благоугодно было установить в Своей Церкви для преподания брачующимся необходимого благословения Божия и благодати особое священнодействие» с. 248]. Но и это еще не все. Господь не только присутствует на браке, не только освящает его Своим присутствием, Он совершает здесь Свое первое чудо во время земного служения – претворяет воду в вино, необходимое для праздника. Само это действие является уже чудом, однако Господь не только претворяет воду в вино – это вино лучше прежнего, которое было на празднике до этого. Об этом пишет в своем комментарии и блаженный Феофилакт: «Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается природою» с. 65]. Претворение воды в вино в христианстве имеет множество значений, мы укажем лишь на некоторые из них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Что здесь дар долженствовал быть весьма велик, можно было предвидеть. Он, Царь, жаловал по-царски. Нескупой Податель среди обычного обилия Своего царства природы ( Пс.65:9–13 ), Он не был скупым Подателем теперь, внося Свои обычные дары в Царство благодати и непосредственно подчиняя их Своему служению ( Лк.5:9–7 ). Ин.2:11 . «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», где задолго пред тем было пророчество, «что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис.9:2 ; Мф.4:14–16 ). Евангелист вовсе не упоминает о чудесах отроческого возраста Иисуса, о которых так много говорится почти во всех апокрифических Евангелиях; ибо, конечно, нельзя понимать слов его так, что это было первое чудо из тех, которые Он совершил в Кане, но что это действительно было первое чудо и совершилось в Кане, и Церковь всегда в этом смысле принимала слова Евангелия прямо и реально Это указание важно и находив в связи с одною главною мыслью евангелиста, а именно – он отстраняет и отвергает все ни на чем не основанные понятия о лице Господа, понятия, коими держались неверные и вымышленные предания о Его младенчестве, благоприятствовавшие еретическим учениям. Только о Сыне могло быть сказано, что Он явил славу Свою, ибо слава ( δο’ξα) выражает здесь не атрибут, свойственный твари, а Божественную славу, нераздельную от идеи Слова ( Λο’γος), абсолютного света, – всякий другой проявил бы славу Бога, и только Он, сущий Бог, мог явить Свою собственную: как Бог Он озаряется Своим светом, и это светоозарение есть Его слава ( Ин.1:14 ; Мф.16:27 ; Мк.8:38 ). Евангелист, как нельзя сомневаться, имеет в виду пророчество ( Ис.40:5 ): «явится слава Господня», указуя, что в этом событии оно оправдано! Об этой славе Господа мы весьма часто слышим в Ветхом Завете ( Исх.16:7 ; Иез.11:23, 39:21, 43:2 ). Пока Он пребывал на земле как Сын Человеческий, все это большею частью от всех было сокрыто. Телесный покров, в который Он благоволил облечься, был непроницаем для человеческих глаз. Но теперь в этом действии благодати и могущества слава Его проникла сквозь внешнюю оболочку и проявилась для учеников Его, и они увидели славу Его как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Большинство иудеев ожидали, что с приходом Мессии – обещанной личности, на которую Израиль уповал в Ветхом Завете, – будет устроена трапеза с неиссякаемым запасом еды и вина (см. ссылку на это ожидание в Ис.25:6 ). Чудо превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской ( Ин.2:1 ) и насыщение пяти тысяч ( Ин.6:1–15 ) исполнили это ожидание, и в обоих случаях Иоанн пишет о том, что это было чудо ( Ин.2:11, 6, 14 ). Кроме того, в Ин.6:14  говорится, что люди распознали это чудо как явный знак того, что исполнились их мессианские ожидания, уверовав в него как в пророка, которому надлежало прийти в мир. Другое ожидание касалось того, что Мессия принесет исцеление людям, в частности исцелит слепых (см. Ис.35:5–6 ). Исцеление человека, слепого от рождения в Ин.9:1–41 , имеет отношение к этому ожиданию, в то время как последовавшее за этим обсуждение в народе касается того, как может человек «не от Бога» совершать подобные чудеса ( Ин.9:16 ). Кроме того, считалось, что Мессия покончит со смертью и страданием (в отношении этой надежды см. Ис.25:7, 26, 19 ). Воскрешение Лазаря из мертвых в Ин.11:1–44 имеет отношение к этому представлению, так что даже восставшие на Иисуса иудейские вожди назвали это чудом ( Ин.11:47 ). Вследствие этих чудес жизнь Иисуса стала предметом для невероятного числа разговоров в еврейской среде, касающихся того, был ли он Мессией или пророком, которому надлежало прийти от Бога. Примечательно, что в подобных разговорах насчет Иисуса люди считали Мессию не Богом, а посланным от Бога человеком. В этом контексте Иисус терпеливо, но настойчиво подчеркивает, что он есть тот, кого они ожидают, но он – не простой человек, кем, по их мнению, должен быть Мессия. Он – Бог Сын. В Ин.5:58  он настолько поражает иудеев своими словами «прежде нежели был Авраам, Я есмь», что они берут камни, чтобы убить его. 90 В Ин.10:30  Иисус заявляет: «Я и Отец – одно», что иудеи правильно поняли как еще одно притязание на божественность и снова намереваются закидать его камнями. В Ин.14:9  – во время беседы в горнице – Иисус говорит Филиппу: «Видевший Меня видел Отца». Своими делами Иисус показывает, что он и есть обещанный Мессия, тогда как в своих беседах с учениками он дает понять, что намного превосходит их ожидания о том, каким должен быть Мессия. Он не кто иной, как Бог Сын, тот самый, кто существовал прежде Авраама и пребывает в союзе с Отцом. В этом заключается главная мысль, которую Иоанн пытается передать в своем евангелии, согласно цели его книги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

От Луки 2:1–19 . Когда Лука описывает рождение Иисуса, он ещё раз подчёркивает, что Мария была только обручена мужу, а в среде той культуры это означало, что Мария ещё не вступала в сексуальные отношения с Иосифом. Сверхъестественное явление ангела и пение небесного воинства свидетельствуют, что свершается нечто чрезвычайное. Узнав это, Мария с благоговением размышляла об этой тайне. Очевидно, Она понимала, что совершилось сверхъестественное и священное событие ( Лк. 2:19 ). От Иоанна 2:2–11 . Иоанн уделяет основное внимание общей божественной природе Христа (см. Христос: божественная сущность) и не останавливается на подробностях. Тем не менее в Евангелии от Иоанна встречается пара мест, из которых достаточно явно следует, что Иисус был рождён от Девы. Когда Иисус сотворил Своё первое чудо в Кане Галилейской, Его Мать, очевидно, знала о Его сверхъестественном происхождении и была уверена, что Он в силах совершать сверхъестественные дела. Иоанн пишет: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:1–5 ; курсив Н. Г.). В самом деле, выделенные нами места показывают, что Мария, судя по всему, не только была уверена, что Иисус способен сотворить чудо, но и настаивала на этом, хотя раньше никогда не видела чудес Иисуса, ведь в тот раз Иисус лишь положил «начало чудесам» ( Ин. 2:11 ). Осознание Ею сверхъестественных способностей Иисуса вытекало из её прошлого опыта относительно всего, связанного с Иисусом, в том числе обстоятельств Его рождения. От Иоанна 8:41 . Даже попрёки Иисусу со стороны Его врагов показывают, что об обстоятельствах Его рождения повсеместно шли пересуды, как и можно было бы ожидать, если рассказ об этом событии распространился. Иисус сказал им: «вы делаете дела отца вашего [диавола]». «На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Возможно, иудеи просто защищались в ответ на критику Иисусом их самодовольной уверенности в том, что их отец – Авраам. Если так, то это не слишком уместное возражение. Но оно выглядит вполне осмысленным, если оппоненты повернули острие обвинений на законность происхождения Самого Иисуса. Даже Иосифу необходимо было явление ангела, чтобы убедиться в чистоте Марии ( Мф. 1:20 ). Вероятно, ему и Марии постоянно напоминали об этом пятне на их репутации. Однако Иисус открыто идёт на конфронтацию, ответив Своим посмеивающимся обвинителям: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010