вик. Новгородской епархии, еп. Олонецким Антонием погребено в Мартириевской паперти Софии Св. собора . Д. имел дар выдающегося проповедника. По характеристике Н. М. Карамзина , «достоинство проповедей» Д. «состоит не в искусстве ораторском, но в чистом христианском учении и в смелом изображении мирских пороков» (Пантеон Российских авторов. М., 1802). Широкую известность Д. принесли Слова, произнесенные им в 1742 г.- на праздники Благовещения и Казанской иконы Божией Матери. По содержанию они были во многом публицистическими: автор, с одной стороны, рисовал картины непрестанных «гонений на Церковь Христову» в годы правления имп. Анны Иоанновны , когда «неправда царствовала, а правда за караулом сидела», «архиереев, священников, монахов мучили, казнили», «предтечи антихристовы... везде плевельные учения разсевали... святых угодников не почитали, иконам святым не кланялися, знамением креста святого гнушалися, в посты святые мяса пожирали», с другой - обличал пороки рус. европеизированного общества. При этом Д. приветствовал возвращение имп. Елизаветы в делах внутреннего управления к политике имп. Петра I , освобождение ею России от «внутренних сокровенных врагов». Публикация сборника проповедей Д., предполагавшаяся имп. Екатериной II (о чем она в 1767 сообщала Вольтеру ), не была осуществлена. Архиеп. Филарет (Гумилевский) писал, что язык проповедей Д. «довольно чист и свободен, не связан ни латинским, ни славянским, близок к простой, но правильной русской речи». Арх.: РНБ. Погод. Оп. 2. Д. 1781, 1782; ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 14, 20. Соч.: Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы… СПб., 1742; Слово в день явления чудотв. иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. СПб., 1742; 3 речи//Отеч. зап. 1839. Т. 6. 10. Смесь. С. 1-4; Поучения в дни праздников//Рязанские ЕВ. 1911. 21. С. 815; 22. С. 857; Проект «об едином новокрещенских дел правлении» (26 авг. 1748 г.)//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при имп. Казанском ун-те. 1912. Т. 28. Вып. 1-3. С. 266-270. Лит.: Филарет (Гумилевский).

http://pravenc.ru/text/178171.html

вед.”, 1889 г., 22, 220; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1889 г., 67. 240. Казанско – Богородицкая – Жадовская – Пичерская или Апичерская и Пичевская, а также Ключевская , мужская пустынь, приписная к Казанскому архиерейскому дому, Симбирской губ., Корсунского у., Жадовской волости, в 79 вер. к югу от Корсуня и в 3 вер. от села Жадовки. Она уже существовала в XVII ст. и в ней находится явленная чудотвор. икона Казанской Божией Матери; в день празднования ей, 8 июля, сюда бывает большое стечение народа. В 1848 г. разрешено переносить икону с крестным ходом в Симбирск. Пустынь упразднена в 1764 г. и оставшаяся церковь во имя св. Николая приписана к селу Жадовки, но постоянное стечение народа на поклонение иконе заставило преосвящ. Казанского обратиться в Синод для восстановления ее с припискою к архиер. дому, что и дозволено в 1848 году. Кроме церкви св. Николая, на месте явления иконы построена церковь во имя Живоносн. Источника. “Ист. Рос. Иер.”, IV, 105, 543; V, 553; Ратшин, 491; “Спис. насел. мест Симбир. губ.”, 45, 864; “Акты истор.”, V, 219 (Цар. грам. 1693 г. Алатырскому воеводе Кириллу Сомову о посылке в пустынъ стрельцов для сбережения от разбойников богомольцев на время праздника Казан. Бож. Матери); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1847 г., 28 (учрежд. крест. хода); 1856 г., 92 (пожертв. 145 десят. земли); “Симбир. губ. в.”, 1857 г., 12; “Сборн. истор. и статист. свед. о Симбир. губ.”, прилож. к “Памятн. кн. на 1859 г.”, Отд. IV, 277 (Пав. Охотин, “О чудотв. иконе Казан. Бож. Матери, приносимой в Симбирск”); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г. III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 21 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 92 (дело 1722 г. о распопе Лебедке и старце Левине; игум. Михаил приговорен к смертн. казни). 241. Каларашевский – Успенский , мужской, общежительный, Бессарабской губ., Сорокского у., в 60 вер. к сев.-зап. от Сорок и верст. в 6 от гор. Могилева Подольского, в ½ вер. от правого берега р. Днестра, на скате горы. Основан в XVIII ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1997 году была возведена коробка здания храма, а в 1998 году были произведены отделочные работы. 24 августа 1999 года, в день памяти священномученика архидиакона Евпла, состоялось освящение храма. Рядом с храмом была построена часовня-колокольня. В городе Екатеринбурге были изготовлены для звонницы железинского храма семь колоколов. Престольный праздник – День Святой Троицы (Пятидесятница) О ранее существовавшей в селе церкви Церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, трехпрестольная. Главный престол – во имя Св. Троицы, в приделе: на правой стороне – во имя Казанской иконы Божией Матери, на левой – во имя св. и чудотв. Николая. Храм построен в 1786 г. усердием казаков и добровольных жертвователей, по размеру довольно вместительный; кругом обнесен каменной, с железными решетками, оградой. Церковный капитал в 1000 руб. заключается в непрерывно-доходном 4% билете, хранящемся в Омском отделении гос. банка. Приписная церковь есть в поселке Пятирыжском во имя св. апостолов Петра и Павла, в 24 верстах от пос. Железинки. Молитвенные дома имеются в пос. Башмаченском в честь св. вмч. Пантелеймона, освященный 15 апреля 1900 г., и в пос. Бобровском в честь св. вмч. Димитрия Солунского, освященный 26 октября 1901 г. Населения в приходе муж. пола 1350 душ и жен. пола 1350 душ, проживают в поселках: Железинка, Башмачное, Бобровка и Пятирыжск. Все поселки расположены на правом берегу реки Иртыш, имеют свои кладбища. Население православное. В приходе средним числом за год бывает крещений 140, браков 25-30 и погребений 60. В пос. Башмаченском есть церковно-приходская школа для девочек, которая содержится на церковные средства, кроме того, имеются казачьи школы в пос. Железинке. Для священника имеется деревянный дом; один псаломщик живет в собственном доме и получает квартирное пособие из войсковых сумм 36 руб. в год, для другого псаломщика хотя и выстроен общественный дом, но для жилья неудобный. Отопление причт приобретает за свой счет. Жалования от казны получают: священник 56 руб. и псаломщики по 16 руб. 80 коп. в год. От войска священник получает 82 руб. 80 коп. и псаломщики – по 102 руб. 84 коп. каждый в год. Братского дохода за год бывает средним числом до 500 руб. Причтового капитала, заключающегося в билете, имеется 100 руб. Прихожане к поддержанию в порядке церкви и причтовых домов относятся холодно.

http://sobory.ru/article/?object=26732

У Амвросия, в „Истор. Росс. Иер.”, ч. III, стр. 59: Великоустюжский Спасский или же Спасопреображенский упраздненный в 1764 г. девичь монастырь находился внутри города Великого Устюга, где ныне приход­ская Преображенская церковь . На монастырь сей по грамоте 7193, от Р. X. 1685 года положено было денежной руги Игуменье со 100 сестрами 51 рубль, а земель и вотчин никаких у монастыря сего не было.До штатов 1764 года, настоятельство в нем было игуменьинское; после штатов же переведен в нынешний Иоаннопредтеченский монастырь. У него же, ч. стр.590, повторено тоже самое описание монастыря, но под именем Устюжского Пре­ображенского. Ратшин, в „Полном собрании историч. сведений о монастырях”, стр. 75, сказано: Преображенский,женский, в уездном городе Вели­ком Устюге; с кото­рого времени существовал, неизвестно, а упразднен в 1764 году и инокини из него пе­реведены в Предтечевский Велико-Устюжский монастырь. В моих материалах описание это изложено так: Преобра­женский – Спасский – Великоустюжский,женский, ныне приходская церковь в гор. Устюге, Вологодской губ. Основан в 1422 г.; в 1493 г. шло миро от иконы Преображения; в 1678 г. сгорел; в 1689 г. заложена камен. цер. Преображения; в 1696 г. церковь освящена; в 1726 г. освящен придел Казанской Бож. Матери при Сретенской церкви; в 1764 г. упразднен. Успенская-Вепрева. Амвросий, „Ист. Росс. Иер.”, ч. III, стр. 517: Вепрева–Успенская или Вепрейская упраздненная пустыня Владимирской Епархии в Переславском уезде при озере Вепри, от которого и название свое получила, близ деревни Дутников, лежащей по обе стороны большой дороги из Ростова в Переславль Залеской. До учреждения Переславской Епархии состояла она в ведении Святейшего Синода и была приписана к Данилову монастырю, а при сочинении в 1764 году духовных штатов упразднена и обращена в приходскую церковь ; строение в ней ныне только деревянное следующее: 1) церковь во имя Успения Божией Матери; 2) во имя св. Николая Чудотв.; 3) колокольня и 4) ограда с башенками. ч. V, стр. 733: Репьевский–Успенский упраздненный мужской монастырь Ярославской Епархии находится в Ростовском уезде близ Переславской дороги от Ростова в 30 верстах в лесу на бору. От него осталась церковь и колокольня деревянные; при церкви священник с причтом. Ясно, что эти описания относятся к одному и тому же монастырю, только смешаны названия Вепрева и Репьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Белышево. Церковь Харалампия, епископа Магнезийского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Харалампия, епископа Магнезийского Архитектурный стиль: Ярусные храмы Год постройки:1751. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Ветлужский р-н, с.Белышево Координаты: 57.862126, 45.530812 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская с. Белышево имеет 3 храма: а) каменный, во славу Воскресения Христова, постр. в 1853 г. тщанием прихожан. б) деревянный, в честь св. мч. Харлампия, постр. в 1751 г. князем Иваном Вас. Одоевским, при помощи прихожан и в) деревянный же, в честь святит. Николая чудотв. постр. в 1752 г. тем же князем с прихожанами. Колокольня одна, каменная, при Воскресенском храме. Все три храма обнесены одною каменною оградою. Кладбище в расстоянии 1 вер. от церкви. Расстояние от Варнавина 75 вер. Ближайшие церкви: Архангельская с. Архангельского на Волу в 6 вер., Архангельская с. Ново-Михайловского в 7 вер., Троицкая с. Турани и Успенская с. Печенкина Ветлужского уезда в 13 вер., Воскресенский собор г. Ветлуги в 15 вер. Деревянная, построена 1732 года. Престолы в честь: Святителя Николая, Трех Вселенских Святителей и св. мироносицы Марии Магдалины. Деревянная, построена 1731 года. Престолы в честь: св. мученика Харлампия, св. Тихона Амафунтского и св. вмч. Димитрия Мироточивого. Каменная, с колокольнею, помещенною в двух главах оной, построена 1853 года иждивением князя Платона Алексеевича Мещерского. Престолы: во славу Воскресения Христова и в честь: иконы Божией Матери " Казанская " и св. мучеников Платона и Надежды. Деревянные церкви не сохранились. http://www.old-churches.ru/va_018.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39011

В состав прихода входят, кроме села, деревни: Налимова, Хайдука и Сарафанова. Общая цифра населения прихода простирается до 3884 душ обоего пола. Главное их занятие: земледелие и землепашество; занимаются и отхожими промыслами: рубка дров на соседних заводах, выработка древесного угля, заготовка торфа из болот и др. До постройки ныне существующего храма в Шогрыше была деревянная церковь, это видно из сохранившегося в церковном архиве плана кладбища, где на поле плана написано: «деревянная холодная церковь». Когда и кем она была построена – неизвестно. Существовала она до 20-х гг. XIX ст., когда был освящен один из приделов новой церкви. На месте престола старой церкви, находящейся в церковной ограде, устроен каменный памятник с крестом наверху. Нынешний храм каменный, построен на средства прихожан. Он начат постройкою около 1804 г., а окончен в 1830 г. В 1871-78 гг. колокольня и храм были перестроены, а в 1887-88 гг. к колокольне приделана каменная паперть. В храме три престола: главный – во имя св. и чудотв. Николая, правый придельный – во имя Казанской иконы Божией Матери и левый – во имя св. муч. Фрола и Лавра. В приходе сей церкви три деревянных часовни: в селе, в дер. Налимовой и Сарафановой. Домов церковных два. В дер. Сарафановой имеется школа грамоты, смешанная существует с 1888 г. и помещается в собственном здании. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Заложена в 1804 г. Закрыта в 1938 г. Каменная, трехпрестольная. В 1871-1787 г.г. колокольня и храм были перестроены, а в 1887-1888 г.г. к колокольне пристроена паперть. В настоящее время здание частично восстановлено - отремонтированы и отрыты для проведения богослужений основной четверик и алтарная часть. На фасадах частично сохранился богатый декор, при восстановлении его пытаются сохранить в историческом виде. Росписи внутри храма полностью утеряны. Н.Н. Бурлакова, «Забытые храмы Свердловской области». Екатеринбург: «Сократ», 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11260

Вскоре Владимирский окружной суд приговорил Федорова к 10 годам лишения свободы, Бычкова, Ракчеева, Корева, Семенова - к 6 годам, Лукьянову - к 3, Хореву - к 2, а священника Рудакова - к высшей мере наказания - расстрелу. Кассационная коллегия областного суда постановила: в связи с преклонным возрастом Семенову сократить срок наказания с 6 до 2 лет, а Лукьяновой - заменить на условный; кроме того, привлечь к ответственности председателя сельсовета Гушенкова за бездействие во время инцидента. Остальные приговоры остались в силе. 1929 г. был временем завершения т.н. «религиозного нэпа» и началом волны новых гонений на Церковь. Это объясняет настороженное отношение ко всякому представителю власти, проявляющему интерес к храму. Нельзя не обратить внимания, что к высшей мере наказания приговорен только священник, что явно указывает на то, что в то время все духовенство воспринималось как классовый враг, а Церковь - как контрреволюционная организация (Организаторы самосуда//Рабочий край. - Иваново, 1929, 280, 10 декабря, с. 4). //Ершов А.Л. Судьба священника И.И. Рудакова из с. Чириково/сайт Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии http://www.vladkan.ru/articles/10000017k.html Село Чириково находится в 18 верстах от г. Владимира. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записана «церковь страстотерпца Христова Георгия в селе Чирикове». В 1696 г. вместо этой церкви была построена новая и освящена также во имя св. вмч. Георгия. В 1816 г. на средства помещицы Репьевой в Чирикове построена каменная церковь, которая существует и в настоящее время. К этой каменной церкви в 1857 г. пристроена теплая трапеза; колокольня каменная, построена одновременно с церковью. Престолов в церкви три: в холодной – во имя св. вмч. Георгия, а в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя св. Николая чудотв. Из св. икон особым уважением в приходе пользуется икона святителя Николая; заслуживает также внимания резное распятие и резной «Спаситель в темнице». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 1 дес. с четвертью. Плана и межевой книги на землю нет.

http://sobory.ru/article/?object=02482

19) Село Кропотово. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, расстоянием от г. Пензы 20 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья 126 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 524, ж. п. 569. Приход состоит из села и дер. Анневки (в 7 в.). В селе училище земское. 20) Село Чертково. Храм в честь Казанской иконы Б. Матери, с приделами во имя свят. и чудотв. Николая и во имя свв. муромских чудотв. Петра и Февронии, каменный, построен в 1768 г., возобновлен в 1866 г., расстоянием от г. Пензы 25 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 45 д.; в том числе, неудобной 3 д. Жалованья священнику 108 р., диакону 36 р., псаломщику 24 р. Прихожан м. п. 1040, ж. п. 1060. Приход состоит из села и деревень: Рудаковки (в 6 в., Пенз. у.), Рудаковки (Мокшанск. у. в 6 в.) и Языковки (в 6 в. Мокш. у.). В селе училище земское, а в д. Рудаковке школа грамоты. 21) Село Безсоновка. Храм в память Успения Божией Матери, с двумя приделами во имя архистратига Михаила и во имя свят. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1858 г., расстоянием от г. Пензы 13 в. В 1882 г. построена часовня в память события 1-го марта 1881 г. Причта положено: два священника, диакон и два псаломщика. Земли усадебной 3 д., полевой 45 дес. Жалованья 358 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 3783, ж. п. 3865. Приход состоит из села и деревни Ухтинки (в 3 в.). С 1872 г. ц.-прих. попечительство. Училище земское. 22) Село Рамзай. Храм в память Богоявления Господня, с приделом в честь Казанской иконы Б. Матери, каменный, построен в 1817 г., расстоянием от г. Пензы 23 в. При сем храме имеется кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Б. Матери, деревянная, построенная в 1877 г. и приписная во имя Живоначальной Троицы, каменная, построенная в 1855 г. Причта положено: два священника, диакон и два псаломщика. Земли полевой 49½ дес. Дома для священников церковные, для диакона общественный. Жалованья 358 р. Прихожан м. п. 2692, ж. п. 2727. Приход состоит из села и деревни Тужиловки. С 1872 г. ц.-приходское попечительство. Училище образцовое одноклассное.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

12) Село Новые Пурдошки. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделами в память Рождества Пр. Богородицы и во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 215 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 529, ж. п. 563. Приход состоит из села и дер. Поповки (в 5 в.), Тамб. губ. Темниковского уезда. В селе церк.-прих. школа. 13) Село Пурдошки. Храм Рождества Пр. Богородицы, с теплыми приделами во имя свят. и чудотв. Николая и преп. Саввы Сторожевского, каменный, построен в 1796 г., расстоянием от г. Пензы 229 в. При нем кладбищенская церковь Успения Б. Матери с приделом во имя свв. апп. Петра и Павла, каменная, построена в 1820 г. При церкви есть лавки, сдаваемые в аренду. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 д., пахотной 131 д., сенокосной 17 д. (в общем количестве земли 16 д. неудобной). Жалованье по окладу III кл., за вычетом 122 р. за излишек земли. Дом для младшего священника церковный, для диакона общественный. Прихожан м. п. 2459, ж. п. 2519. Приход состоит из села и дер. Старые Шалы (в 6 в.), Новые Шалы, Кордовское Корино (в 7 в.). В селе училище земское. 14) Село Проказна. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с теплым приделом в память Богоявления Господня, каменный, построен в 1796 г., расстоянием от г. Пензы 210 в. При церкви 27 лавок. Церковь имеет капитал 800 р. 6 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. и 8 д. сенокосной, пожертвованной крестьянами дер. Борок. Жалованье по окладу VI кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1044, ж. п. 1068. Приход состоит из села и дер. Буртасы (в ½ в.), Михайловка (в 1 в.), Русское Корино (в 8 в.), Борки (в 4 в.). 15) Село Старо-Ямская Слобода. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с приделом во имя св. великомуч. Варвары, деревянный, холодный, построен в 1764 г., расстоянием от г. Пензы 225 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 пахотной д. Жалованье по окладу VI кл. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 548, ж. п. 583. Приход состоит из села и дер. Карлино (в 2 в.), Молчаново (в 5 в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

2) Село Голубцовка. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, построен в 1875 г., расстоянием от г. Пензы 160 в. При сельце Городищах церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построенная в 1873 г. В дер. Козловке кладбищенская церковь во имя св. и чудотв. Николая, деревянная, построенная в 1852 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. При церкви в сельце Городищах земли усадебной 1½ д. Жалованье по окладу V кл. Для священника и псаломщика дома общественные. Прихожан м. п. 908, ж. п. 970. Приход состоит из села, сельца Городищ (в 2 в.) и дер. Козловки (в 4 в.). В селе школа грамоты. 3) Село Пушкино. Храм в память Воскресения Христова, с приделом во имя св. кн. Александра Невского, каменный, холодный, построен в 1812 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной и сенокосной 33 д. Жалованье по окладу V кл. 164 р. 64 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 1036, ж. п. 1144. Приход состоит из села и дер. Евфимовки (в 3 в.). В селе училище земское. 4) Село Константиновка. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделом во имя св. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1884 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 30 д., сенокосной 3 д. Жалованье по окладу VI кл. 128 р. 48 к. В пользу церкви пожертвовано 9 д. земли. Прихожан м. п. 612, ж. п. 647; кроме того, уклонившихся в молоканскую секту м. п. 1, ж. п. 1. Приход состоит из села и дер. Каменки (в 3 в.) и Зоринки (в 1 в.). 5) Село Ромоданово. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, построен (временно вместо сгоревшего) в 1893 г., расстоянием от г. Пензы 144 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 30 д. Жалованье по окладу V кл. 168 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 846, ж. п. 847, в том числе, уклонившихся в молоканскую секту м. п. 39, ж. п. 35. Приход состоит из села и дер. Каменки и Зоринки (в 3 в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010