(Первый раздел XI книги, § 1–12, обозначен: «Описание индийских животных и индийских деревьев», где речь идет преимущественно не об индийских животных, т. е. здесь слово «Индия» употреблено в расширительном обозначении (см. примеч. 15)) (13)Это большой остров в Океане 677 , лежащий в Индийском море, у индов называемый Сиеледибой, а у эллинов Тапробаной, где находится камень гиацинт 678 . Лежит он дальше страны перца 679 . Вокруг него есть очень много маленьких островов 680 , на всех имеется пресная вода и аргеллии, и все они большей частью с глубоководными берегами 681 . Большой остров имеет, как говорят туземцы, триста гаудий 682 в длину, столько же в ширину, то есть девятьсот миль 683 . На острове – два царя, враждебные друг другу: один – владеющий гиацинтом, и второй – другой частью, где есть эмпорий и гавань; эмпорий в той части тоже большой. (14) Есть на этом острове и церковь проживающих тут персов христиан, и пресвитер, рукополагаемый из Персиды, и дьякон, и все церковное богослужение. А туземцы и цари – язычники 684 . У них много храмов на этом острове. В одном их храме в вышине находится гиацинт, как говорят, огненный и большой, как большая сосновая шишка, и он светит далеко, особенно когда его освещает солнце, являя собой бесценное зрелище. (15) Остров, находясь посредине, принимает много судов из всей Индии, Персиды и Эфиопии, а также отправляет. Из внутренних стран 685 , я имею в виду из Цинисты и других эмпориев, он получает метаксий, алоэ, кариофилл, кариофилльное дерево, сандаловое дерево и все что там есть, и переправляет внешним странам, я имею в виду в Мале, в которой произрастает перец, в Каллиану, где есть медь, сесамовые стволы и другие ткани 686 (это ведь тоже большой эмпорий), а также в Синду, где есть мускус, кост и нард, в Персиду, в Гомерит и в Адулу, и, в свою очередь, получая товары из каждого из названных эмпориев и переправляя внутренним странам и вместе с тем отправляя в каждый эмпорий свои товары. (16) Синду есть начало Индийской земли. Ведь река Инд, то есть Фисон, впадающая в Персидский залив, разграничивает Персиду и Индию. Так вот, блистательные эмпории Индийской земли эти: 687 Синду, Орротй, Каллианй, Сибор, Мале с пятью эмпориями, вывозящими перец: Парти, Мангарут, Салопатана, Налопатана, Пудупатана. Дальше на расстоянии около пяти суток за пределами материка в Океане находится Сиеледиба, то есть Тапробана. Затем дальше в пределах материка находится 688 эмпорий Маралло, вывозящий раковины, Кабéр, вывозящий алабандин, затем далее следует... кариофилл 689 , далее Циниста, вывозящая метаксий, дальше нее нет никакой земли – ее ведь на востоке окружает Океан. Так вот, эта Сиеледиба, оказываясь приблизительно у срединной линии Индийской земли, обладающая и гиацинтом, принимает из всех эмпориев и переправляет во все, и оказывается большим эмпорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Трудно выразить. А кто говорил, что будет легко? Я не готов с вами согласиться, с тем синонимическим рядом — «крайние» и «ясные» точки зрения. Большинство крайних точек зрения, не всегда, но многие из них, их можно назвать ясными, но нельзя сказать, что все ясные точки зрения, они крайние. Что я имею в виду? Я имею в виду простую вещь — сказать о каком-то государственном деятеле, что у него было и плохое, и хорошее, это не значит выразить не ясную точку зрения. Другое дело, что, так или иначе, интерпретируя… Тут проблема-то не в этом, не в ясности с той точкой зрения, а в том, что многим из нас с этим сложно согласиться. И тут, понимаете, процесс, анализ исторической личности и деяний исторической личности, он сбалансирован и не обязательно предполагает, что мы не можем констатировать, что было плохого с нашей точки зрения. Здесь вопрос — для чего это делается? Но так проблема, о которой вы говорите, она связана не столько даже, может быть, с невозможностью ясно изложить точку зрения, а с отсутствием… Знаете как, сейчас вспоминают нередко такое выражение «медленное чтение»… Мы живем не просто в информационном обществе, мы живем в таком информационном обществе, где человек задавлен колоссальными потоками информации, где информация очень быстро сменяет одна другую, где возможности для рефлексии, для того чтобы остановиться, задуматься, вчитаться, её просто нет. Где ты не успеваешь проверять факты, потому что ты вынужден реагировать, от тебя требуют ответа и так далее, и тому подобное. Здесь, мне кажется, такому мышлению и попытке вообще обрушения информации и потоков этой бешеной скорости, информации с бешеной скоростью подающейся, мне кажется, здесь нужно ставить заслон. Очень хорошо, что Церковь и не только Церковь, что есть люди, которые говорят о том, что есть вопросы, которые нельзя решать на бегу, нельзя решать походя. И это уже не просто связано с крайностями, вы сами подняли тему информационного общества, это еще и то, в каких оно существует сегодня моделях, эти модели несут содержательные риски.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

А иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем, – читаем мы далее. Действительно, это великое дело – прежде сотворить самому, а потом научить. Здесь нужно иметь в виду: научить других чему-то, чего мы не делали сами, невозможно. Не просто неполезно, а невозможно. Как я могу научить человека тому, что сам не испытал? Тому, в чем я не имею никакого опыта, никакого конкретного, настоящего знания? Если я буду учить чему-то в общих чертах, сам никогда этого не исполняя, то может выйти так, что я думаю, будто говорю правильно, а на самом деле искажаю действительность и что-то преподаю человеку превратно. И он, полагая, что следует нравственному учению, будет грешить. Пример того, как нужно сотворить и научить, нам подают святые отцы. Учителями нравственности для нас являются те, кто сам исполнил евангельские заповеди, например святитель Иоанн Златоуст , преподобный Иоанн Лествичник  и так далее. И если кому-то из нас приходилось читать научно-богословские книги на нравственные темы, то мы могли увидеть громадную разницу между тем, что пишут святые отцы, и тем, что пишут светские ученые-богословы. По содержанию их творения как будто бы совпадают, потому что богословы также основываются на святых отцах. Но в богословских сочинениях нет жизненного переживания, не чувствуется непосредственного опыта, человек не понимает, как конкретно нужно делать то, о чем в этих книгах написано. И поэтому они бывают скучны, неинтересны и, что самое печальное, не полезны. В лучшем случае, они питают ум, но не дают никакого конкретного руководства для исправления человека, для покаяния, для нравственной жизни. А тот, кто сотворил и научил, получив опыт от творения воли Божией, тот справедливо наречется великим, потому что этот человек смог с Божией помощью и себя спасти, и другим принести пользу. Я, конечно, не имею возможности сейчас истолковывать всю Нагорную проповедь, я хочу сказать именно об обязательности, важности исполнения заповедей для всех нас. К сожалению, мы под разными предлогами извиняем себе уклонение от исполнения заповедей, пренебрегаем этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Несмотря на то, что происходит, все равно ездим друг к другу в гости. А. Пичугин — Ну там местные власти призывали граждан других государств не участвовать. Может быть, это было только в Киеве, не знаю. В. Легойда — Не знаю. Замечательные фотографии, лица людей, которые шли, несмотря на то что были провокации, они не были массовыми, все это было неприятно и противно, когда в святыни бросали яйца, какие-то плакаты растягивали, выкрикивали слова, говорящие есть фотографии, даже не хотелось бы об этом говорить, потому что это действительно очень сильная, очень мощное явление, факт состоявшийся, который, безусловно, помимо того прочего, что он утвердил, подтвердил, как угодно можно сказать, что Украинская Православная Церковь — это самая главная, самая мощная, может быть, единственная миротворческая сила на Украине. Почему еще? Потому что… А. Пичугин — С одной стороны, да, это по крайней мере в положительное можно записать, что мы посмотрели на людей, которые действительно против этого междуусобного конфликта, да, это понятно. Но участвовало несколько сотен человек за все время прохождения крестного хода, с другой стороны, все равно остается какое-то количество людей, которые относятся как к данности к этому конфликту, которую надо поддерживать. В. Легойда — Вы имеете в виду тех, кто выходил против? Выходило против очень мало людей. Те, кто остался в стороне. Я понимаю, что можно сказать «все-таки население несколько миллионов и так далее», но что еще в Киеве может собрать 100 тысяч человек? Какое еще событие? Тут же вопрос вот этот в центре находится. Это показательно. Все равно не главное – количество людей, но это очень показательно. И вы знаете, мои друзья, которые работают на украинском телеканале мне сказали, что там огромная доля, я сейчас боюсь ошибиться с цифрой, телевизионщики понимают, о чем идет речь, просмотры, из всей смотрящей аудитории какая часть смотрела прямой эфир крестного хода. Чуть ли не полстраны. Это знаковое событие и примечательно, что это связано с днем Крещения Руси, который конечно же отмечается во всей Церкви Русской Православной, не только на Украине, Святейший Патриарх 28-го был в Орле, где также очень много говорил о наследии князя Владимира как о таком живом наследии, не просто как о каком-то историческом событии, которое давно прошло и мы знаем из учебников… Поэтому удивительный и замечательный крестный ход. И люди вдохновлены. Посмотрите, сейчас у нас есть такой инструмент, его часто ругают, но я имею в виду социальные сети, посмотрите сколько там свидетельств такой вдохновленной молитвенной радости людей, которые прошли, которые участвовали, которые наблюдали. Видно, что это живое. Это как «Бессмертный полк».

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

6:47). И опять: веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14:1).    Итак, как полагаю, достаточно представили мы свидетельств о вере из Божественных Писаний. Веру же имею в виду в Отца и Сына и Святого Духа, в Единосущную и Животворящую Троицу, в Которую и веруем. Необходимо также для ясности представить читателям изречения и свидетельства из Святого Писания, о чем говорится. «Мы видим, что посредством всякого богословского размышления Богоначалие священно воспевается или как Монада и Единица — по причине простоты и единства сверхъестественной неделимости, коей, как единящей силой, мы соединяемы… как Троица по причине триипостасного выражения сверхсущественной плодовитости». Мы говорим, что все богоначальные имена богословы относят к Сверхсущной и Единосущной Троице: Бог, Господь, Святой, Благой, Свет, Жизнь, Истина, Вседержитель, Всемогущий, Господь Саваоф, то есть [Господь] воинств (1 Цар. 17:45), и всеми другими [именованиями] от богословов Он священно воспевается, как можно узнать от Самого Богоначалия, Которое Само о Себе учит: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог (Лк. 18:19). И [обращается к] тем, которые в [притче о] винограднике: я добр (Мф. 20:15); Дух Твой Благий (Пс. 142:10); и к Моисею: [Col. 1436] Аз есмь Сущий (Исх. 3:14); и Иоанн: что было от начала (1 Ин. 1:1), и: пришедший (1 Ин. 5:6); и Вседержитель: Господь имя Ему (Ис. 47:4); и: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26); и к Фоме: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6); и: Освяти их истиною Твоею и слово Твое есть истина (Ин. 17:17); Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26). И тотчас же: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13-14), и далее: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:15); и далее: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Далее мы обратим внимание на одну из работ прп. Никодима, которая стала очень важным вкладом в развитие церковного права. Я имею в виду подготовленную им к печати книгу «Пидалион». Впервые она была издана в Лейпциге в 1800 г. «Пидалион» является аналогом известной в славянском мире «Кормчей книги» и представляет собой собрание правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов со многими комментариями [iv]. «Пидалион» был подготовлен преподобным Никодимом в сотрудничестве с иеромонахом Агапием Старшим. Сборник включает в себя правила святых апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов (Двукратного, Константинопольских 394 г. и 879 г., Карфагенских 256 г. и 419 г., Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Сардикийского), правила святых отцов (Дионисия Великого, Григория Чудотворца, Петра Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, Иоанна Постника, Тарасия Константинопольского, Никифора Константинопольского). «Пидалион» имеет хорошо продуманную структуру. Перед каждой группой правил дается историческая справка о соответствующем Соборе или о святом отце, затем приводится текст правил в древнегреческом оригинале, после каждого правила предоставляется его перевод (а, точнее, пересказ) на новогреческий язык, далее даются согласования, указывающие на связь этого правила с другими канонами, и, наконец, приводятся комментарии составителей сборника. Эти комментарии охватывают широкий круг богословских, исторических и канонических вопросов. Готовя к изданию «Пидалион», прп. Никодим и иером. Агапий хотели дать греческому духовенству в руки надежный свод канонов, которым можно было бы руководствоваться в церковной жизни. Кроме того, в примечаниях были учтены классические толкования Алексея Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона. Несмотря на всеобщее одобрение «Пидалиона», все же Синодом Константинопольского Патриархата тогда не было принято каких-то постановлений об официальном статусе этого сборника [v]. Однако «Пидалион» стал самым авторитетным собранием канонов в Новое время. Греческий текст «Пидалиона» выдержал уже 18 переизданий и активно изучается канонистами, историками и богословами. Св. Никодим Милаш считал, что «Пидалион» можно признать официальным каноническим сборником Греческой Церкви [vi]. «Пидалион» повлиял на состав и структуру Книги правил, которая используется сегодня Русской Православной Церковью [vii].

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5793993...

А. Митрофанова — Я уже несколько раз от вас это слышала. Почему, Владимир Романович, вы так про пост говорите? Это же время довольно сложное, как правило, мы сталкиваемся с какими-то вещами именно в этот период, которые в обычной жизни как-то легче проскакивают. А в это время все обострено. А вы говорите, что не надо заканчивать. Вы не будет радоваться, что наступит Пасха? В. Легойда — Неужели вы думаете, что я отвечу отрицательно? Конечно, буду радоваться. Я имею в виду, что это время, которое Церковь человеку предлагает, для того чтобы посмотреть в себя и в очередной раз попытаться что-то с собой сделать. Я не думаю, что я что-то такое необычное сказал совсем. Просто мне кажется, что когда человек живет с ощущением, считает, что вот-вот пост закончится… А. Митрофанова — Дембельский календарь. В. Легойда — Это, наверное, связано с первыми попытками выдерживать пост пищевой с вожделенным куском сыра. К. Мацан — Что для вас самое тяжелое было в посте? В. Легойда — Понять, что это такое. Потому что для меня всегда самым простым было воздержание от непостной пищи. И до сих пор остается. Это не заслуги мои, а просто особенности организма. Уж, простите, если у нас такая личностно-кулина рная тема, я очень люблю мясо, но я совершенно не страдаю, когда его не ем. Я не мечтаю, оно мне не снится, я не представляю, как я его ем… А самое сложное: попытаться пост прожить как подготовку к Пасхе. Радость Пасхи в том, что и постившиеся и непостившиеся могут эту радость пережить и ощутить. Это самое важное, как мне кажется. А. Митрофанова — Это парадокс, мне кажется. А почему так? На финишной прямой вдруг выясняется, что и те, кто шли тернистым путем, и те, кто в последнюю дверь последнего вагона вскочили, все оказываются на равных? В. Легойда — Сложно сказать. Мне кажется, это немного человеческое рассуждение — на равных. Просто радость для всех. Она может быть все равно разной. Это как замечательно сказал мой и ваш учитель Юрий Павлович Вяземский, это только в плохих книжках есть представление о рае, как о нудном, скучном коммунизме. Мне очень нравится это объявление Юрия Павловича, что все с утра до ночи ходят поют, сидят за белыми скатертями. Рай — это общение с Богом, возможность находиться в этой любви Божией. Но оно все равно разное, оно же не стирает какие-то человеческие особенности. Мне кажется, это вообще таинственная история, её вообще сложно представить, а уж представлять её себе в качестве нудного, скучного коммунизма тем более неправильно. Также и здесь. Господь захотел, Он всем дарит эту радость открытия Пасхи, Спасения и так далее. Но это совсем не значит, что все люди будут алгоритмически испытывать одинаковые ощущения. Я не думаю, что категория равенства здесь верна.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Мне почти не пришлось испытать на себе того, что можно было бы прямо назвать оборотной стороной жизни, если бы множество людей не было убеждено, что эта оборотная сторона и есть сама жизнь, так что приходится оговаривать это таким вот образом. Так что, возможно, самое первое, самое основополагающее различение церковного и секулярного сознания – в том, что считается нормой. Христианство здесь задает очень высокую планку – Декалог, Нагорная проповедь, заповеди Христовы… А обыденное секулярное сознание, так сказать, плывет по течению и в последнее время не ориентируется, кажется, даже и на Уголовный кодекс, который чтил Остап Бендер, а нормой считает просто то, что часто встречается. Я имею в виду всяческие негативные явления, которые так или иначе влияют на формирование личности. Так вот, в мальчишеских разборках я не участвовал (в нашей школе их просто не было), в армии, куда уже проникли в то время неуставные отношения, не служил, дома царила атмосфера добра и взаимопонимания. Да и профессия врача сама по себе настраивает на добро, на борьбу с болью человека. И все-таки у меня было достаточно точек соприкосновения с той жизнью, которой жила вся наша страна, а также с болью, болезнями, несчастьем людей, самых разных моих современников. И в последние шесть лет, когда я стал священником, мне все реже и реже приходится общаться с людьми, не верующими в Бога, не ищущими добра. Я не хочу сказать, что в Церкви лишь добрые люди с прекрасными человеческими качествами, но принципиальное отличие переступающих порог храма – это неудовлетворенность своим внутренним мироощущением, желание стать иным, стать лучше. М. Ж.: Тут уже можно говорить о различии не столько в сознании, сколько – точнее – в жизненной установке, потому что кем надо быть, чтобы испытывать от жизни полное удовлетворение? Но ведь искать выхода можно по-разному: кто-то старается “забыться” с помощью алкоголя и так далее, кто-то гонится за развлечениями и не хочет видеть, что они дают горький осадок и что горечь эта только накапливается, кто-то утешает себя тем, что “все так живут”, кто-то стремится любыми средствами пробиться “наверх” – с крупным разочарованием в случае любого результата, а кто-то действительно идет в Церковь . Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

«Событие, по поводу которого Вы прибыли в Москву, имеет очень большое значение для жизни нашего народа — я имею в виду народ Святой Руси, который сегодня живет в независимых государствах и одновременно сохраняет свое духовное единство», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув, что этому во многом содействует Русская Православная Церковь, которая относится ко всем с одинаковой любовью и не разделяет свою паству по национальным границам и национальной принадлежности. «1025 лет — это большой путь, — продолжил Святейший Владыка. — Но празднуя эту дату, мы особенно хотели подумать, что произошло за последние 25 лет, возблагодарить Господа за труды, которые были совершены, может быть, покаяться за то, что не сумели сделать, и помолиться с нашими возлюбленными собратьями — Предстоятелями Поместных Православных Церквей — о будущем Русской Церкви. Патриарх Кирилл напомнил, что в нынешнее непростое время много вызовов обращены к Православной Церкви, и выразил уверенность: «От всех нас требуется очень вдумчивое и преданное Христу свидетельство о том, что должны сегодня люди знать о жизни Церкви, а также о том самом главном, что люди ни в коем случае не должны потерять в своей жизни, чтоб не оторваться от истины, вверенной нам Самим Богом через Божественное откровение. Это большая миссионерская задача Церкви, для осуществления которой также требуется решить и такие тактические задачи, как строительство храмов и монастырей, отметил Святейший Владыка, напомнив: «Для нас это очень актуально, потому что только в Российской Федерации мы увеличили количество епархий на 85%: в 2000 году их было 65, а сейчас — около 160. Появилось более ста новых архиереев. Это, с одной стороны, вызвано необходимостью расширить нашу миссию, углубить ее, прийти туда, куда ранее никогда не ступала нога архиерея. А учитывая огромные пространства России, это очень актуальный вопрос». «Все то, что происходит в России, происходит и в Украине — может быть, в несколько иных масштабах, но с той же динамикой, — рассказал далее Его Святейшество. — То же в Казахстане, Средней Азии, других местах. И направлено это только к одной цели: мы должны приблизить Церковь, пастырское слово к реальной, повседневной жизни людей».

http://patriarchia.ru/db/text/3123383.ht...

Фарисеи, искушая Спасителя, спросили Его: «Когда придет Царствие Божие?» Он ответил им: «Не придет Царствие Божие приметным образом», или, по-славянски, «не приидет Царствие Божие с соблюдением», то есть мы не сможем заранее это предусмотреть. «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк. 17, 20–21). Эти слова Спасителя, конечно, опровергают неправильный взгляд фарисеев на то, что Царствие Божие должно представлять собой некий земной порядок: пусть это будет царство в буквальном смысле слова, то есть какое-то идеальное государство, или земная Церковь, не имеющая в себе никаких изъянов. (Я, конечно, имею в виду скорее внешнюю сторону Церкви, чем Церковь как Тело Христово.) Если человек ожидает явления Царствия Божия как проявления чего-то внешнего, то он должен знать, что на земле он этого найти не может. Так предсказал Спаситель: «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутреннее Царствие Это внутреннее Царствие Божие может быть нами достигнуто . Всё, что дает нам Церковь, является средством для того, чтобы обрести Царствие Божие внутри себя. Все Таинства, обряды, церковные установления имеют одну цель: чтобы внутри каждого из нас раскрылось Царствие Божие. Не в каком-то благоприятном, удобном, прекрасном, идеальном образе жизни, а внутри нас, потому что всё внешнее — это только средство и само по себе не может быть целью, так как несовершенно. Совершенство открывается внутри нас и открывается не потому, что мы совершенны, а потому, что в нашем сердце является совершенный Бог. В то же время Спаситель предсказывает и Второе пришествие. Можно понимать так: Царствие Божие, которое находится внутри нас, когда-то возобладает всем миром, станет всем миром, или Господь преобразует мир так, что он станет Царствием Божиим. А вещественного Царствия Божия быть не может, оно всегда духовное: либо внутри нас, либо в будущем, но оно не может быть сейчас вне нас. Читаем далее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь» (Лк. 17, 22–23).

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-konch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010