В этом отношении совершенно безразлично, у евреев ли явилось обрезание или заимствовано Авраамом от египтян 277 . Правда и в Египте оно служило для очищения и изглаждения скверны 278 ; но очищение и скверна там имели не столько нравственное, сколько физическое значение, здесь же – чисто нравственное. При вступлении Авраама в завет с Богом обрезание должно было служить праотцу евреев напоминанием о том, чтобы он ходил перед Богом всемогущим и был непорочен ( Быт.17:1–11 ); а закон Моисеев говорит народу, чтобы он обрезал крайнюю плоть сердца своего и не был жестоковыйным ( Втор10:16 ) и чтобы любил Господа Бога своего от всего сердца и от всей души своей (30:6), и, следовательно, смотрит на обрезание, как на символ покорности Богу ( Лев.26:41 ). Так же смотрят на это знамение завета и пророки, требуя обрезания злых склонностей ( Иер.4:4 ; Иез.44:7 ). Признавая также высокое значение этого обряда, и имея в виду, что грех , по библейскому учению, составляет прирожденную человеку нравственную порчу, которая наследована от праотца, не устоявшего в завете с Богом, мы должны допустить мысль толкователей еврейской обрядности, что обрезание было выражением очищения от греховной порчи, которая путем естественного рождения переходит на всех людей, – освящением самого источника, рождающего жизнь и распространяющего род 279 . Значит, оно стоит в связи с идеей первородного греха, составляющего характеристическую особенность ветхозаветного нравственного учения 280 . Обрезание совершалось не тот час по рождении, а в восьмой день, и потому означало наступление нового периода жизни. А в сороковой день первенцы мужеского пола были приносимы в храм и здесь, по оценке от священника, выкупались ( Чис.18:15 ; Исх.13:15 ; Лук.2:27 ). Это служило знаком особенного освящения Господом родоначальников израильских семейств и выражало собой идею о священстве целого народа. Выше мы и видели, что левиты заменили собой первенцев, которые должны были бы все посвятить себя на служение Богу при скинии 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

11:11.12). Словами «острова морские» указываются острова на Средиземном Море, греческий архипелаг, так же полуострова и вообще приморские земли греческие, как это узнается из снесения выражения «острова Элисы» с народными именами в родословии, указанном у Моисея ( Быт. 10:2.4 ) и в других книгах свящ. Писания (Иса. 66:19. Езек. 27:13. Дан. 8.21.10:20.11:2 Зах. 9:13.1 Макк. 1:1.) Из указанных здесь мест свящ. Писания понятно, что малоахийский полуостров издавна был то убежищем для евреев, переселявшихся туда для избежания рабства завоевателям, то страною, куда они были продаваемы как пленники. От них легко, бесприпятственно перешло и великое имя. каким преимущественно называли они Бога, к туземным жителям и к еллинам, жившим на приморских землях Малой Азии. Таким образом имя Иао явилось и в учении об еллинских богах у жрецов Аполлона Кларийского. Еврейское имя Богу, перешедшее к Еллинам чрез устное слово, к народу, говорившему своим особым языком, не могла у них удержать тех звуков, в каких произносил его еврей. Жрецы Аполлона храма в Кларе, внесши это имя в еллинскую мифологию, не соединяли с ним того понятия, какое соединял с ним еврей, прилагали его то к тому, то к другому богу в своем политеистическом учении: этим вместе указывается, что и в самом выговоре этого имени они уклонились от еврейского произношения его. Приложение 28 1) Климент Александрийский в 5-ой книге Стромат, в 6-й главе, изъясняя таинственный смысл в устройстве иудейского храма – Скинии собрания, говорит: Священническое служение было закрыто завесой, которая священнодействовавших за нею совершенно отделяла от находившихся вне. Также и завеса на входе во Святая святых: четыре столба ее (а) были указанием на святую четверицу древних заветов; (б) и четыребуквенное таинственное имя, возлагавшееся только на тех, которые могли входить в недоступную для других часть храма [это имя есть иау; (в) оно значит: тот, кто есть и будет; у еллинов имя «Бог» так же состоит из четырех букв] означало, что и в оный мысленный мир входит посредством страданий один Тот, кто есть Господь ( Евр. 1:10 .), проникающий в познание неизглаголемого, превознесенный выше всякого имени, какое познается в каком-либо слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая Среда Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: “весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”. Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду. ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского “пейсах”, что значит: “прохождение”, “пощада” в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался. В память первоначального окропления кровью его косяков и порогов, впоследствии при праздновании Пасхи кровью закланного агнца кропили жертвенник, почему агнец и закалался при скинии, а потом при храме. Приготовленного агнца ели всего сполна, не оставляя ни костей, ни жил и т. п. с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 Нисана. Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие: это называлось “первая чаша”. После сего умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать агнца пасхального, с пресным хлебом, горькими травами и родом густого соуса из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие, после чего блюда уносились и снова поставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились, чтобы возбудить любопытство детей и на расспросы их рассказать историю праздника (Исх. 12:26-27).

http://pravmir.ru/v-velikuyu-sredu-gospo...

В дальнейших, также нелегких для объяснения, словах, всего лучше видеть указание действия того же Промысла Божия, но уже в приложении к верным. „Бог (живет) в месте святом Своем (конечно, верней – в небесном жилище Его, а не в скинии, как обычно склонны понимать). И сюда-то „Бог вселяет единомышленных (с Ним, как добавляет проф. Юнгеров) в дом, изводя (туда, в блаженное царство Свое) окованных мужеством (т. е. закаленных мужественным терпением, о коем так любил говорить Давид, и о котором так отчетливо сказано в Апокалипсисе ( Откр. 7:14–17 , ср. Лк. 21:19 и паралл.). „Такожде преогорчевающыя (по Юнгерову – „огорчающих Бога ) „живущыя во гробех. Вполне возможно, что этим последним выражением псалма воспользовался Сам Спаситель (говоривший словами ветхозаветных писаний нередко), когда Он в беседе Своей после исцеления расслабленного при Овчей купели так неожиданно для Иерусалимских Его слушателей повел им речь „о сущих во гробех, возвещая чрез то и нам грядущее воскресение всех мертвых: от мертвых душею ( Ин. 5:25 ) до умерших и телом ( Ин. 5:28 ). И тогда в данных словах псалма – об „огорчающих, живущих во гробех – давалось утешительное предуказание об участи тех грешников, которые и в падении своем, как и в путах своего греха, не становились „сынами противления, т. е. людей лишь потемненного сознания да слабой воли, ибо и они, значит, отринуты от Бога не до конца. „Во время сошествия Христа в ад это пророчество Давида исполнилось, – говорит проф. Юнгеров в примечании к этому стиху псалма (стр. 85) – в применении к тем грешникам, кои жили в пору Ветхого Завета. Далее, в третьей части псалма (ст. 8–11) Давид переходит, продолжая всю ту же речь о путях Промысла Божия и в тех же целях большего укрепления будущих певцов псалма в чувствах веры и надежды на Бога, к любимой поре в прошедшей истории еврейского народа, которую вообще так часто вспоминают псалмы, к исходу его из Египта: когда не только евреи шли по пустыне, но и Сам Господь „проходил пред ними, и когда, таким образом, Промысл Его особенно явственно выступал в отношении к народу Своему. Тогда „земля потрясеся, и небеса орошали землю (и это – заметим – в той пустыне, где вовсе не бывает дождей). И особый дождь (манну) уделял Он достоянию Своему: когда же оно изнемогало, Господь Сам усовершал его. Так как птицы и животные жили в пустыне по воле Божией, то Он, по благости Своей, приготовил их (перепелов) в пустыне в пищу „нищему (каковым и являлся там в пустыне, народ Израильский). – Простым и коротким словом „Боже, но в тоне особенной задушевности и благоговейно-преданной любви, и заканчивает псалмопевец эти свои воспоминания о чудесах Промысла „Бога Синаина, столь будившие в истинных израильтянах и веру и надежду на возвещаемое им лучшее будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Некогда средоточный пункт, он теперь очевидно не объединяет Израиля. He составляет такого центра и скиния собрания, лишенная ковчега завета. Народ приносит свои жертвы на различных местах своей страны ( 1Цар.11:15; 13:9,10; 14:35; 16:3–5 ). Под конец своего царствования избиением первосвященника и священников номвских ( 1Цар.22:9–20 ) Саул лишает скинию и того объединительного значения, какое она еще имела. Сама она переносится в другое место (в Гаваон). Преследователь всякого рода волшебников в первые годы царствования, Саул в конце его сам обращается к аендорской волшебнице ( 1Цар.28 ). Все эти факты не говорят, впрочем, об отпадении от религии Иеговы ни самого Саула, ни тем менее народа. Но с другой стороны они говорят в пользу того, что религия не могла оказывать на народ такого объединяющего влияния, какое должна бы и могла бы иметь при других условиях. Возражением здесь не может быть ссылка на Самуила, при котором ковчег завета стоял также вне скинии и скиния не выступает особенно, и все-таки народ сплачивается довольно тесно. Помимо трудных обстоятельств времени много значит для объединения народа самая личность Самуила, удостоенного, во мнении всего Израиля от Дана до Вирсавии, быть пророком Господним ( 1Цар.3:20,21 ). Правда, Самуил живет почти во все время царствования Саула 285 и пользуется уважением со стороны народа; но Самуил и Саул уже рано порвали свою общую деятельность. Даже при Давиде нельзя отрицать связи разъединения если не с религиозным, то, по крайней мере, с некоторым нравственным упадком. He видно уклонения к чужим богам, но уклонение к чужим обычаям есть и прежде всего со стороны самого царя. Вопреки прямому закону о царях израильских ( Втор.17:17 ), но следуя конечно этикету иноземных дворов, а быть может, и противозаконным обычаям прежних знатных лиц в Израиле ( Суд.8:30 ), 286 он имеет у себя много жен ( 2Цар.3:2–5,14; 11:27; 15:16 ). До времени зло, заключающееся в многоженстве, кроется в тайне. Но вот он совершает грех с Вирсавиею, и оно, как бы ободренное царственным примером, выступает наружу и распространяется шире и шире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него 174 аз уповаю. С Евр.: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». – Какое непреодолимое мужество было у Давида! Какая непоколебимая уверенность в помощи и спасении от Господа! А все это потому, что твердо надеялся на Господа, Бога Спасителя людей. 4 . Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего. «Сказано, – говорит бл. Феод., – едино просих в том значении, что просил единой благодати»; или – просил единой милости, единого блага, дабы жить в дому Божием или в храме Божием. Конечно, не одно внешнее благоление так привлекало сердце Давида ко храму Божию, а привлекала красота Господня 175 , т.е. благость Божия, проявлявшаяся в ветхозаветной Церкви – в жертвах, образах, проречениях и обетованиях, в бесчисленных милостях Божиих, явленных в скинии или чрез скинию. Самое выражение: красота Господня с Греческого значит: утешение, радость от Господа, то, что радует, услаждает и утешает свыше. Давид раз уже получил милость Божию в скинии, о чем далее. 5 . Яко скры мя в селении Своем, в день зол моих покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. Давид намекает здесь, конечно, на то обстоятельство, когда, гонимый врагами, он нашел убежище и помощь в скинии при первосвященнике Авимелехе, от которого получил священные хлебы и меч Голиафов ( 1Цар. 21:1–9 ). «Опытом, говорит, дознал я пользу, приобретши там (т.е. в скинии) спасение, и избегнув от рук гонителей» (Бл. Феод.). В переводе с Еврейского несколько иначе: «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего». Т.е. Поскольку я люблю храм Божий, желаю даже жить там, дабы постоянно созерцать красоту Господню, и поскольку я уверен, что Господь любит любящих св. храм Его, защищает и утешает таковых, то уверен вместе, что я всегда нашел бы помощь от Господа в Его скинии в годину бедствий, там получил бы я безопасное убежище от врагов, там Господь укрыл бы меня от них в тайне селения, как бы в тайном месте. На камень вознесе мя, поставил бы меня на каменной горе, вне нападения и стрел вражиих, на месте безопасном, отколе можно презирать усилия врагов. (Подобное у Ис. 33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

... и всех обетов твоих, которые ты обещал (нельзя тебе есть в жилищах твоих, а только при скинии). Под обетами здесь разумеются очевидно жертвенные животные, предназначенные или обещанные Богу в виде мирных жертв 989 ; значительные части в таковых жертвах действительно принадлежали и приносителям их. Обеты же, понимаемые в строгом и общем смысле, т. е. все, обещанное Богу без всяких условий и ограничений, принадлежать могло только святилищу и священникам 990 . Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь (т. е. местопребывание скинии)..., то закалай из крупного и мелкого скота твоего… и ешь в жилищах твоих. (Ст. 21). Это значит, что в случае отдаленности жительства от скинии Израильтяне могли закалать животных своих и дома, если то требовалось не для жертвенного, а для домашнего и житейского употребления. Значит и наоборот, в случае близости своих жилищ к святилищу скинии, Израильтяне должны были закалать животных своих лучше при скинии, чем дома, хотя бы то и для обыкновенного ядения, дабы по крайней мере кровь сих животных, в виде жертвы, пролита была у жертвенника, а тук сожжен на огне; так как оба сии вещества считались священными, и употребление их в пищу законом запрещено. Животные не жертвенные, хотя и употреблявшиеся в пищу, вероятно вовсе не приводились к жертвеннику. Глава XIII, 1–5. Предохранение от ложных пороков Появляющихся ложных пророков, отклоняющих от истинной веры, нужно побивать камнями. Также нужно поступать со всяким совратителем, хотя бы это был ближайший родственник. Города же, в которых появится идолопоклонство, нужно предавать заклятию и всеконечному истреблению, и никогда не возобновлять. Если восстань посреди тебя (ложный) пророк, или сновидщ, и представит тебе знамение, или чудо... (Ст. 1–4). Какою силою творит чудеса пророк, который учит богопротивному? вопрошает блаженный Феодорит 991 . И дает такой ответ: «По Божию попущению действуют демоны.... Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию». Таким образом чудеса ложных пророков суть тоже ложные, а потому и не заслуживают серьезного внимания, – как учить блаж. отец церкви. Посему я Апостол говорит, что пришествие антихриста будет по действию сатаны со всякою силою, знамениями и ложными чудесами 992 . Совершение же истинного, а не мнимого и кажущегося чуда – может принадлежать только всемогущей силе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Скачать epub pdf Псалом 95 Как сей псалом, так и многие другие, предшествующие ему (92, 93, 94) и последующие (96, 97–100) в порядке нашей книги псалмов, надписываются с именем Давида, хотя и не все ему принадлежат как составителю, или автору. Сей, 95-й, псалом имеет следующее надписание: Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Последняя приписка означает то, что псалом не имеет надписания в еврейской Библии, а слова: внегда дом созидашеся по пленении – указывают на то, что псалом сей был уже в употреблении при богослужении во время построения нового храма в Иерусалиме, после возвращения иудеев из плена вавилонского. Но это еще не значит, что псалом сей в это время составлен. Напротив, из 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.16 ) видно, что Давид, как царь и составитель псалмов, по устроении им новой скинии на горе Сион, в Иерусалиме, и перенесении в нее ковчега Завета, дал священникам и левитам, назначенным для служения в скинии, особую песнь, или псалом, для славословия Господа Бога, начинающуюся такими словами: Исповедайтеся Господеви... Эта песнь, в порядке изложения ее, состоит из трех имеющихся в нашей Псалтири псалмов:104, стихи 1–15; 95, стихи 2–13; и 105, стихи 1, 47–48 – с значительным изменением, как в составе стихов, так и во многих отдельных выражениях их. Из сего свидетельства книги Паралипоменон достаточно ясно, что: 1) этот, 95-й, псалом, вместе с другими, был воспеваем как славословие Иегове в скинии Давидовой, 2) что он был в употреблении при Богослужении и по возвращении иудеев из плена в новоустроенном храме в то время, когда и самая книга Паралипоменон только получила свое начало, при священнике Ездре, и 3) что нет никаких оснований для того, чтобы опровергнуть принадлежность псалма Давиду. Весь псалом, состоящий из тринадцати стихов, как видно и по содержанию его, есть не что иное, как хвала песни, или хвалебная песнь Давидова. Но в то же время, во многих выражениях его св. отцы Церкви, как св. Афанасий Александрийский и др., усматривают пророческий смысл и значение. «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь » с. 314].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (Исх. 2–4 гл.). Далее Книга Исход повествует о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (Исх. 5–11 гл.), рассказывает об исходе евреев из Египта, об их странствии по пустыне до Синайской горы (Исх. 12–18 гл.). В законодательной части дается общая установка синайского законодательства (Исх. 19 гл.), дается свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) С Богом (Исх. 20–25 гл.). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве скинии и священства (Исх. 25–31 гл.). Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы Книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы Книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены апостолами на соборе в Иерусалиме (Деян. 15 гл.). Книги Левит и Числа Третья книга Моисея озаглавлена в ветхозаветные времена начальным словом Ваи-йкра, что значит «и воззвал», т.е. и воззвал Бог Моисея из скинии к принятию левитских законов. Греческое же название этой книги – «Книга Левит», – так как она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме. В Книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения, состоявший из различных жертвоприношений; описывается учреждение самого священнического чина через посвящение Аарона и его сыновей; даны законы и правила служения в храме. Четвертая книга Моисеева в ветхозаветные времена была озаглавлена начальным словом – Вай-едаввер – «и сказал», т.е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Греки назвали эту книгу словом «Числа», так как она начинается исчислением еврейского народа. Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга Чисел содержит много законов – частично новых, частично уже известных из Книг Исход и Левит, но повторенных ввиду необходимости. Эти законы и обряды утратили свое значение в новозаветное время. Как объясняет апостол Павел в Послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Об этом писал также пророк Исаия (Ис. 54 гл.). Священнические одежды, жертвенник, семисвечник и другие принадлежности ветхозаветного храма, сделанные по откровению Моисею на горе Синай и в соответствии с небесным богослужением, в несколько измененном виде применяются на наших богослужениях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исход § 60. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – У евреев эта книга озаглавливается первым словом ее: Веэлле шемот – «и вот имена». У LXX-mu – ξοδος, что значит «исход»: потому что в ней описываются исшествие Израильтян из Египта и приключения во время странствования их до горы Синая. § 61. Период времени, обнимаемый содержанием книги «Исход». – В книге Исход описывается история Евреев от смерти Иосифа до построения скинии при Синае, что обнимает период времени в 145 лет. Такое вычисление времени можно сделать следующим образом: по определению ап. Павла, времени от призвания Авраама до синайского законодательства протекло 430 лет ( Гал.3:16–18 ср. Исх.12:40): Авраам же призван был 75 лет ( Быт.12:3–4 ), чрез 25 лет родился у него Исаак ( Быт.21:5 ). у Исаака чрез 60 лет родился Иаков (25:26), у Иакова чрез 91 год родился Иосиф ( Быт.47:9 ср. 41:46 и 47 и д.). умер же Иосиф 110 лет ( Быт.50:20 ), следовательно от призвания Авраама до смерти Иосифа (25+60+91+110) прошло 286 лет; по вычете этих лет (286) из всего числа 430 для времени от смерти Иосифа до синайского законодательства останется 144 года: кроме того у Синая до освящения скинии Евреи пробыли около гола, и так период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, будет равняться почти 145 годам. § 62. Время, место и цель написания книги. – Книга «Исход» написана после книги «Бытие», и полагают на основании самого содержания книги не в одно время, а постепенно, по мере того, как Моисей получал от Бога многоразличные законы. Из книги мы видим. что сам Бог не раз повелевал Моисею записывать в книгу получаемые им законы ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 и др.). Местом же записания закоков этой книги, конечно, была пустыня синайская. Последняя же редакция описания заключающихся в этой книге событий была произведена Моисеем при конце своей жизни, когда Евреи стояли станом у Иордана (см. Исх.16:35 ). Цель написания книги Исход в 1-х та, чтобы сохранить для верующих память об истории конечного устроения Церкви подзаконной ветхозаветной, в 2-х та, чтобы дать Церкви и народу Еврейскому кодекс законов, определяющих жизнь церковную и нравственную, граждански-государственную и общественную (феократию).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010