3 . Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него 174 аз уповаю. С Евр.: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». – Какое непреодолимое мужество было у Давида! Какая непоколебимая уверенность в помощи и спасении от Господа! А все это потому, что твердо надеялся на Господа, Бога Спасителя людей. 4 . Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего. «Сказано, – говорит бл. Феод., – едино просих в том значении, что просил единой благодати»; или – просил единой милости, единого блага, дабы жить в дому Божием или в храме Божием. Конечно, не одно внешнее благоление так привлекало сердце Давида ко храму Божию, а привлекала красота Господня 175 , т.е. благость Божия, проявлявшаяся в ветхозаветной Церкви – в жертвах, образах, проречениях и обетованиях, в бесчисленных милостях Божиих, явленных в скинии или чрез скинию. Самое выражение: красота Господня с Греческого значит: утешение, радость от Господа, то, что радует, услаждает и утешает свыше. Давид раз уже получил милость Божию в скинии, о чем далее. 5 . Яко скры мя в селении Своем, в день зол моих покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. Давид намекает здесь, конечно, на то обстоятельство, когда, гонимый врагами, он нашел убежище и помощь в скинии при первосвященнике Авимелехе, от которого получил священные хлебы и меч Голиафов ( 1Цар. 21:1–9 ). «Опытом, говорит, дознал я пользу, приобретши там (т.е. в скинии) спасение, и избегнув от рук гонителей» (Бл. Феод.). В переводе с Еврейского несколько иначе: «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего». Т.е. Поскольку я люблю храм Божий, желаю даже жить там, дабы постоянно созерцать красоту Господню, и поскольку я уверен, что Господь любит любящих св. храм Его, защищает и утешает таковых, то уверен вместе, что я всегда нашел бы помощь от Господа в Его скинии в годину бедствий, там получил бы я безопасное убежище от врагов, там Господь укрыл бы меня от них в тайне селения, как бы в тайном месте. На камень вознесе мя, поставил бы меня на каменной горе, вне нападения и стрел вражиих, на месте безопасном, отколе можно презирать усилия врагов. (Подобное у Ис. 33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В Исх 24:13 Иисус Навин называется «служителем» пророка Моисея; он сопровождает пророка во время его восхождения на гору Синай . В сцене явления славы Божией Моисею Иисус Навин хотя и не упоминается, но весь контекст этой главы предполагает, что он пробыл с пророком Моисеем «на горе сорок дней и сорок ночей» . На это сопребывание с Моисеем указывает и Исх 32:15-18, где рассказывается о схождении пророка с горы с каменными скрижалями в руках в сопровождении Иисуса Навина. Вполне возможно, что отсутствие упоминания Иисуса в сцене вхождения Моисея внутрь облака, должно было по мысли автора (или авторов) книги указывать на то, что Иисус не был приобщен в то время к опыту непосредственного слышания наставлений Бога, чего удостоился Моисей; а при Моисее он просто выполнял функции своего рода телохранителя, который обеспечивал безопасность вождя еврейского народа и был его доверенным лицом, но, по всей видимости, не являлся тогда еще преемником служения великого пророка и руководителя, каковым он изображается в конце книги Второзаконие в книге Иисуса Навина. В Исх 33:11 сказано, что Иисус Навин «не отлучался от скинии», обустроенной пророком Моисеем за пределами стана для общения самого пророка, а также священников и народа с Господом. При этом неотступное пребывание Иисуса Навина около скинии скорее означает ее охрану, нежели какие бы то было священнические обязанности, что соответствует в целом образу Иисуса Навина-воина . В ряде текстов Библии приводятся некоторые сведения о происхождении Иисуса из колена Ефремова ; об этом же свидетел его наследственный надел , место погребения в Фамнаф-Сараи, как указывается в Ис Нав 24:30 и перечень потомков в 1 Пар 7:27. В Числ 13:16 сообщается, что изначально имя Иисуса Навина было «Осия», которое на имя «Иисус», видимо, изменил Моисей, когда сделал сына Навина своим ближайшим сподвижником и единомышленником. Хотя эти два имени имеют одинаковый корень, однако не идентичны. Согласно Филону Александрийскому, первое значит «спасеннй», а второе «спасение Господне» (буквально – «спасение (от) Яхве») ; такое имя или прозвище Моисей дал своему сподвижнику, судя по всему, в честь Бога, открывшегося пророку в горящем кусте свое имя «Яхве» .

http://bogoslov.ru/article/1083840

4); но они имеют некоторую внутреннюю связь и с предыдущим, так что для более ясного понимания их и для отклонения кажущегося противоречия с предыдущим, всю речь сих (2–4) стихов нужно выразить так: хотя речь моя, говорит пророк, будет кратка и отрывочна, уста мои будут изрекать притчи, и я намерен проповедовать загадками о том, что было в старину; тем не менее, что слышали мы, и о чем достоверно известно всем, и отцы наши рассказывали нам, мы не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которыя Он сотворил. Пс.77:5–6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим. Первое и второе изречения первой половины 5-го стиха выражают одно и то же, повторяя, по свойству священной еврейской поэзии, различными словами одну и ту же мысль, потому что слова воздвиже и положи имеют одно и то же значение; во Иакове значит то же, что и во Израили: тем и другим именем назывался один и тот же родоначальник израильского народа – сын Исаака и внук патриарха Авраама, Иаков. Равно как и слова свидение и закон означают почти один и тот же предмет. Свидение значит «свидетельство, откровение» или «объявление воли Божией, записанное в книгу». Такое откровение дано было Иакову и его потомству, которое сохранялось сначала устно и по преданию и преемству чрез отцов, а потом чрез книги Моисея-пророка. То же самое значит и закон. Он выражает волю Божию, показывает, чего желает и требует от нас Бог и как воздает за исполнение или нарушение Его повелений и заповедей. «Свидением, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк сооруженную (и воздвиже) в пустыне скинию, потому что она имела в себе скрижали сведения» с. 367]. И то и другое, т.е. и устроение скинии свидения, и положенные в ней скрижали Закона даны для того, чтобы сохранить сведения и познания о делах Божиих в древние времена, чрез передачу тех свидений от отцов к детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Не замечательно ли это откровение о Св.Троице, данное в первый раз в связи с сотворением человека, во второй – в связи с согрешением человека, и в третий, – в связи с судом над человеком. Очень хорошо, при этом, вспомнить характерные слова, какими древние израильтяне должны были начинать каждый день: «Господь, Бог наш, Господь Един есть» ( Втор. 6:4 ). В Еврейском подлиннике «Бог наш» обозначается словом «Елохему», от «Елохим», которое является формой множественного числа слова «Елоих». (Тоже надо сказать про «Серафим» и «Херувим»). «Елохим» значит «Боги», этим именно именем сатана искушал прародителей: «вы будете, как боги» ( Быт. 3:5 ). Таким образом, текст во Второзаконии должен бы читаться так: «Господь, наши Боги, Господь Един есть». Такое откровение еще более усиливает понятие о Св. Троице, и служит сильным аргументом против еврейской и унитарианской трактовки этого вопроса, отрицающей Троичность Божества. Св. Троица, будучи указана на первых страницах Библии, в дальнейшем находит как бы прогрессивное развитие откровения в отношении отдельных Лиц, Ее составляющих. Так в Ветхом Завете дается полное откровение Бога Отца, которое устраняет нашу неверность и служит особой нашей силой против мира (1 Ин. 2:15 ) В Евангелиях дается полное откровение Бога Сына, чрез что устраняется вина за грех , и Христос является нашей особой силой против дьявола (Мф..4:1–11). В Деяниях Апостолов дается полное откровение Бога Духа Святого, влиянием которого устраняется наша жестоковыйность, и в Нем мы получаем нашу особую силу против плоти ( Гал. 5:17 ). В Посланиях Апостолов дается откровение всей Св. Троицы, в словах м. б. более понятных, чем во всех других местах Писания. ( 2Кор. 13:13 ). Важно еще заметить, что три главных праздника древнего Израиля, во время которых каждый израильтянин должен был предстать пред лицом Божьим, также указывают на св. Троицу. Праздник кущей ( Лев. 23:34 ) имеет прямое отношение к Богу Отцу, Который лично обитал с Израилем в Скинии, во время скитаний Израиля по пустыне. В Исх. 23:8 от имени Бога говорится: «Устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них». Однако это было лишь тенью будущего общения Бога со святыми, о чем в Откр. 21:3 читаем: «Се, скиния Бога с человеками; и Он будет обитать с ними». Этот праздник имеет место в 15 день седьмого месяца – Тисри, нашего Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Сказав в предыдущих изречениях, что он предначинает день утреннею молитвой к Богу, что душою и телом он стремится к Нему, и, находясь в пустыне, он, как бы предстоя во святилище скинии Божией, мысленно созерцает силу и славу Божественную, теперь – во изречениях сих стихов – говорит о милости Божией, которую находит превосходнее всякой жизни (лучши милости Твоя паче живот) и за которую считает нужным прославлять Бога (устне мои похвалите Тя). Как будто эти самые чувства преискренней любви к Богу псалмопевца записаны в книге о. Иоанна Кронштадтского : «Господь – жизнь в смерти моей, сила в немощи моей, свет во тьме моей, радость в скорби моей, дерзновение в малодушии моем, спокойствие в смятении моем, благопослушество в молитве моей, слава в бесчестии моем и избавление от бесчестия моего. Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, – невидимые враги бегут от меня, после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познал над собою спасительную деснину Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей!» («Моя жизнь во Христе»). Тако благословлю Тя в животе моем! Так буду прославлять Твою благость, за всякое проявление милости Твоей надо мною, во всю жизнь мою буду благословлять всесвятое имя Твое – и не в безмолвии и бездействии, но с воздеянием рук: о имени Твоем воздежу руце мои. Обычай воздевать руки к небу во время молитвы был употребителен издревле ( Исх.17:11 ), и сам псалмопевец говорит о нем неоднократно ( Пс.27:2, 43:21, 87:10, 133:2, 140:2 ), он известен и употребителен был и при апостолах ( 1Тим.2:8 ). Пс.62:6–8 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя: яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Тук значит «жир», и слово масть имеет то же значение, но здесь оно употреблено в значении «масла, елея». Выражение устнама радости с еврейского переводится словами: «радостным, или торжественным, гласом».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Он уверен, что Промысл, которому он вручил судьбу своего сына, не посрамит его преданности в волю Божию: и Бог не попустил совершиться страшной жертве. Не то же ли самое и здесь? Та же преданность, та же вера, которой свидетельство дает Апостол, руководствовали и здесь духом Иеффая. И так, дочь Иеффаева не могла быть принесена во всесожжение: к чему же привита догадка, что она посвящена скинии? Св. Бытописатель, упомянув о исполнении обета, прибавляет: и сия не позна мужа ( Суд.11:39 ). Эти слова конечно не что иное суть, как изъяснение предыдущих слов: и сотвори на ней обет свой, имже обещася ( Суд.11:39 ): иначе для какой цели они поставлены? Итак она осталась в девстве, и между тем, по силе обета, должна быть Господнею – что все не иначе могло состояться, как чрез посвящение ее для служения скинии. Пример постницъ, еще во времена Моисея постившихся у дверей скинии свидения ( Исх. 38, 8 ) показывает, что это посвящение не было что нибудь необычайное и новое. Противное мнение имеет также свои основания. Ему следовали по большей части древние толкователи Св. Писания. Основание следующее: – И сотвори на ней обет свой имже обещася ( Суд.11:39 ). Сила доказательства в том: Иеффай как сделал обет, так его и исполнил; но обет его был – принести во всесожжение Господу то, что прежде из дома его выдет ему на встречу, – вышла дочь его: значит, он принес ее во всесожжение. Для отражения этого умозаключения некоторые так переводят слова обета: и будет Господне или вознесу сие во всесожжение ( Суд.11:31 ). Перевод принужденный, хотя с словоупотреблением еврейского языка и сообразный. Впрочем и нет никакой нужды прибегать к такому пособию. Пусть обет будет состоять в исключительном намерении жертвоприношения; мы спросим только: как бы Иеффай исполнил обет, который он дал, ежели бы из дома его вышло прежде нечистое животное? Скажут: ежели столько безразсуден был обет, то конечно можно бы ожидать столь же безразсудного исполнения. Мы заметили, что обет не мог быть безразсудным, не только в источнике, но и в существе своем, так как все, составляющее собственность человека, от собственной души до бездушных вещей, по закону, могло быть предметом обетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

С Евр.: «Бог сказал во святилище Своем: восторжествую, разделю Сихем, и долину Сокхоф размерю». – Сикима, или Сихет, была столицею Израильского царства, где Ефремово колено основало свое владычество. Юдоль жилищ или скиний, палаток есть долина Сокхоф, (что с Еврейского значит: скинии), по бл. Феод., означает здесь всю страну Израильскую, после плена опустевшую и служившую местом пастушеских палаток. Возрадуюся и разделю. Некоторые толковники относят сии и следующие слова к Давиду, который перечисляет здесь свои владения и победы, о которых сам Бог, может быть, известил его в своем святилище т.е. в скинии. Но Отцы относят к Самому Господу, как и следует по связи речи ст. 12, с тем различием, что одни (Бл. Феод.) относят ко временам после Вавилонского плена, когда Господь Бог снова разделил земли между возвратившимися Евреями, другие относят ко временам христианским, когда юдоль жилищ, т.е. «вся вселенная, как бы по жребиям, разделена будет для селений на всяком месте» (св. Вас. В); или: когда «вся земля преисполнится скиниями Божиими, т.е. церквами» (Св. Афан.). 9 . Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем крепость главы Моея, Иуда царь Мой. – Галаад – название страны за Иорданом, а Манассий – наименование колена, которое владело Галаадскою страною. «Бог Своею собственностию называет, – говорит бл. Феод., – и колено и землю его, предвещая возвращение и заселение тех стран». «Словами Галаад и Манассий, – говорит св. Афан., – Бог означает, что в пришествие Свое Иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена во Израили, примут также благодать. Сказано же: крепость главы Моея вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостию того, над чем он властвовал, т.е. Израиля». Иуда царь Мой. С Евр.: «Иуда скипетр Мой». – Т.е. «Мною поставленный в царя и царствующий над Моим народом» (Бл. Феод.). 10 . Моав коноб упования Моего: на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. С Евр.: «Моав – умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

... и всех обетов твоих, которые ты обещал (нельзя тебе есть в жилищах твоих, а только при скинии). Под обетами здесь разумеются очевидно жертвенные животные, предназначенные или обещанные Богу в виде мирных жертв 989 ; значительные части в таковых жертвах действительно принадлежали и приносителям их. Обеты же, понимаемые в строгом и общем смысле, т. е. все, обещанное Богу без всяких условий и ограничений, принадлежать могло только святилищу и священникам 990 . Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь (т. е. местопребывание скинии)..., то закалай из крупного и мелкого скота твоего… и ешь в жилищах твоих. (Ст. 21). Это значит, что в случае отдаленности жительства от скинии Израильтяне могли закалать животных своих и дома, если то требовалось не для жертвенного, а для домашнего и житейского употребления. Значит и наоборот, в случае близости своих жилищ к святилищу скинии, Израильтяне должны были закалать животных своих лучше при скинии, чем дома, хотя бы то и для обыкновенного ядения, дабы по крайней мере кровь сих животных, в виде жертвы, пролита была у жертвенника, а тук сожжен на огне; так как оба сии вещества считались священными, и употребление их в пищу законом запрещено. Животные не жертвенные, хотя и употреблявшиеся в пищу, вероятно вовсе не приводились к жертвеннику. Глава XIII, 1–5. Предохранение от ложных пороков Появляющихся ложных пророков, отклоняющих от истинной веры, нужно побивать камнями. Также нужно поступать со всяким совратителем, хотя бы это был ближайший родственник. Города же, в которых появится идолопоклонство, нужно предавать заклятию и всеконечному истреблению, и никогда не возобновлять. Если восстань посреди тебя (ложный) пророк, или сновидщ, и представит тебе знамение, или чудо... (Ст. 1–4). Какою силою творит чудеса пророк, который учит богопротивному? вопрошает блаженный Феодорит 991 . И дает такой ответ: «По Божию попущению действуют демоны.... Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию». Таким образом чудеса ложных пророков суть тоже ложные, а потому и не заслуживают серьезного внимания, – как учить блаж. отец церкви. Посему я Апостол говорит, что пришествие антихриста будет по действию сатаны со всякою силою, знамениями и ложными чудесами 992 . Совершение же истинного, а не мнимого и кажущегося чуда – может принадлежать только всемогущей силе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Выслушав его, Давид в восторге говорит о предстоящих ему победах и обещанных успехах в делах. Возрадуюся и разделю Сикиму (так назван здесь Сихем, город в колене Ефремовом, впоследствии главный город Самарийский), и юдоль жилищ (так названа долина палаток в юго-восточной части Иудеи, по-еврейски – Сокхоф, что значит: «скинии, палатки пастухов») размерю, т.е. «я буду рад, когда сделаю свободными Сихем и Сокхоф и всю занимаемую ими местность от завладевших ими врагов и разделю все это между моим возлюбленным народом, всю эту землю я размерю и никого не оставлю без надела». Изречения этих и следующих за ними стихов некоторые из св. отцов относят к Самому Господу, с тем различием, что одни (блж. Феодорит) относят ко временам после вавилонского плена, когда Господь Бог снова разделил земли между возвратившимися евреями с. 276], другие (св. Василий Великий ) относят ко временам христианским, когда юдоль жилищ, т.е. вся вселенная, как бы по жребиям разделена будет для селений на всяком месте с. 250–253], или когда (по св. Афанасию Александрийскому ) «вся земля преисполнится скиниями Божиими: т.е. Церквами» с. 200]. Галаад – это название страны в Заиорданской области, Манассий – наименование одного из 12 колен народа еврейского, которое владело Галаадскою страной. Именами Ефрема и Иуды также названы два колена еврейского народа. И вот Сам Господь говорит о них: Галаадская земля – Моя, и населяющее сию землю Манассиино колено принадлежит Мне же. Ефремово колено – самое сильное и многочисленное из всех колен, а потому оно считается во главе всего народа Моего: Ефрем крепость главы Моея. Из колена Иуды, еще по предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), до самого пришествия Мессии должны происходить цари народа Моего, что и исполнилось на Давиде и его потомках: Иуда царь Мой (ср. Пс.67:28 ). Пс.59:10 Моав коноб упования Моего: на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Моавом назван здесь моавитский народ, происшедший от Моава, сына старшей дочери Лота, племянника Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Бог заповедал, говорит пророк, отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, имеющия родиться, и чтобы эти в свою очередь возвещали и передавали все узнанное ими своим детям. Сынове Ефремли значит: «потомки Ефрема», или – что то же – «колено Ефремово». Ефрем был одним из двух сынов Иосифа, которых патриарх Иаков (отец его) пред своею смертию усыновил, и, благословляя их вместе с своими сыновьями, предрек Ефрему, преимущественно пред прочими сыновьями, многочисленное потомство ( Быт.48:19, 49:26 ). А Моисей, человек Божий, благословил потомков Иосифа (от Ефрема и Манассии) вожделенными дарами неба и земли и особенною крепостью сил, которою они будут преимуществовать над другими ( Втор.33:1, 13, 16 ), и колено Ефремово получило тогда право первенства над прочими коленами израильского народа ( 1Пар.5:1 ). К тому же, это колено в течение всего периода правления Судей отличалось богатством и знатностью, славилось силою своего оружия и потому пользовалось особым почетом в народе израильском и занимало первенствующую роль среди других колен сего народа. И вот теперь этих самых Ефремлян, которые притом отличались воинским искусством, пророк обличает в том, что они лишились помощи Божией и принуждены были, вместо ожидаемой победы над врагом, обратиться от него в постыдное бегство. В какой именно брани потерпели поражение сыны Ефрема, сказать трудно, но, принимая во внимание сказанное пророком в стихах 60 и 61 (и след.) сего псалма, нужно думать, что он говорит здесь о том поражении израильтян филистимлянами, когда сам царь Саул и его сыновья были убиты, – когда ковчег Завета, перенесенный из скинии Силомской (в колене Ефремовом), взят был в плен, а войско израильское, среди которого ефремляне (сынове Ефремли) занимали первенствующее положение, обратилось к бегство ( 1Цар.4:10–11 ). Сыны Ефрема, говорит пророк, вооруженные стрелами, – эти искусные стрелки, натягивающие (наляцающе) лук и стреляющие, обратились назад в день брани, побежали со стыдом с поля битвы. А произошло это оттого, что они не сохранили завета Божия и не захотели поступать по заповедям Его; за это Господь Бог лишил их Своей помощи. Хотя в грехе нарушения завета Божия и заповедей Его повинны были все колена израильского народа, но пророк не без намерения указал на колено Ефремово, как такое, которое превосходило других и многолюдством, и силами, и богатством, а потому своим отступлением от завета Господня и нечестием производило развращающее влияние на другие колена. Тяжесть греха и виновность их увеличивается еще тем, что не по недоразумению какому-либо или неведению они так поступили, а своевольно и злоумышленно не пожелали (не восхотеша, с еврейского – «отреклись») пребывать верными завету Господию и исполнять заповеди Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010