Сам факт такого повышенного интереса Достоевского к «народной религии», его общая для романтиков падкость до всякого апокрифического мистицизма как альтернативного «христианства», конечно, не является случайной. Такие сближения, как правило, говорят об изначальной духовной близости, детерминированности («вдохновленности») общим источником из мира духов . Теперь, чтобы во всем этом убедиться, рассмотрим толкования Христовых искушений у Достоевского в отдельности и по порядку. «Идиот» Первые упоминания «об искушениях Христа диаловом в пустыне (рассуждения)» мы встречаем в подготовительных материалах к «Идиоту» . И хотя в окончательном тексте романа нет непосредственно этих «рассуждений», однако весь тот комплекс понятий и алгоритм идей, в котором у Достоевского неизменно будет находиться толкование Христовых искушений (а именно: «католицизм» как «антихристианство», революционный «атеизм», «социализм», «русский Христос (русский Бог)», «обновление человечества»), здесь уже присутствует («О революции. О искушении Христа диаволом») . Первое, на что тут следует обратить внимание, это контекст ренановской «Жизни Иисуса» (одного из носящих эпидемический характер для своего времени «критических» переложений Евангелия, морально-метафизических вытяжек из него как адаптаций для либерального сознания), в котором находится толкование Достоевским евангельского события. «В Швейцарии – мы часто Евангелие читали, и я после книги Ренана спросил доктора про крест… Рассказ о базельском Holbein Христе… Об искушении Христа диаволом» . Эта «швейцарская» христология, несомненно, становится одним из существенных экзегетических камертонов для Достоевского (вместо святоотеческой), задавая ложный вектор его мысли, который он так и не смог существенно повернуть, что-то принципиально иное ему противопоставить, несмотря на все старания. Мышкин, как известно, в подготовительных материалах обозначается несколько раз как «Князь Христос» . Христос же у Достоевского, как и у Ренана, это «идеал человека вековечный» . Поэтому и Мышкин в окончательном тексте романа, перестав, конечно, обозначаться условным «христом», остается Человеком с большой буквы («Прощай, князь, в первый раз человека видела!» «Другому не сказал бы — засмеется или плюнет; но вы, князь, вы рассудите по-человечески». «Стойте так, я буду смотреть. Я с Человеком прощусь») . Последним таким истинным Человеком, который «носит в себе сердцевину целого» (то есть Христа как плененную телом частицу световой субстанции, «а остальные люди его эпохи — все каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались») , среди героев Достоевского будет Алеша Карамазов.

http://bogoslov.ru/article/4215241

Учитывая это, что мы можем сказать? Блаженны чистые сердцем — сейчас бы мы сказали «блаженны чистые умом» — те, которые отбрасывают всё, что нечистое в слове, всякие — не только здесь образы, именно в мыслительном отношении, они стремятся к какой-то чистоте, к созерцанию — то что мы называем «созерцание» — когда рассуждаем о Боге, о каких-то возвышенных вещах. И вот эти люди — они блаженны, они уже возрадованы Богом, они Бога узрят. Парадоксально, ведь апостол Иоанн Богослов говорит: «Бога не видел никто никогда», — но он имел в виду воплощение, потому что Иоанн Богослов продолжает: «Единородный Сын Божий», который был послан Богом, как раз Он нам явил Бога через воплощение. А здесь получается, что увидят не воплощение Бога, а они почувствуют Божественную благодать, они настолько очистятся умом, что смогут воспринять некую большую благодать от Бога, нежели они уже имеют. И нам очень часто этого не хватает. Потому что выходим в интернет, включаем телевизор — ну что там? Про политику, про спорт, про машины, какие-нибудь детективчики, у женщин какие-то такие романтические фильмы, и все это конечно, мирское, суетное. Нам иногда не хватает такого размышления созерцательного. Это именно вот данный случай — блаженны чистые сердцем. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Термин, который по-гречески «миротворцы», очень хороший — «μακριοι ο ερηνοποιο». И здесь «иринопиос» — ну, «ирини» — мир, а «пиос» — как «пиит», есть вот такой термин «пиит» от глагола «пейэо», — то есть что-то творю, но подход именно творческий, неординарный. Получается, чтобы кого-то примирить друг с другом — особенно хорошо знают это девушки и женщины, нужно очень постараться, нужна какая-то смекалка, не просто так — вот враждуют два человека между собой особенно близких, Господь говорит: «враги человеку домашние его», — и вот как их примирить? Не так ведь, что подошли, как дети мизинчиками взялись и помирились, а уже взрослые скажут: ха, ты нас за детей считаешь, чтобы взять вот так и помириться.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

А вот совсем плохо, когда все говорят хорошо про человека. Это совсем плохо, потому что это говорит о нём как о льстеце и обманщике в превосходной степени. Т.е. настолько он уже хорош, что лучше Самого Христа Иисуса, потому что Христа Иисуса, Который лучше всех, не любит, вообще, полчеловечества. Некоторые Его явно считают своим личным врагом, например, язычники, или иудеи, или некоторые мусульмане. Многие мусульмане Его очень любят, а некоторые терпеть не могут, из радикальных мусульман. Некоторые любят сильно, некоторые — тайно, некоторые открыто не любят. Т.е. Христа не любят все, представляете? Что плохого сделал человечеству Христос? Умер на кресте, чтобы все жили вечно. Поэтому здесь именно все люди. Вот антихрист будет стараться, чтобы все его любили. Гляньте, например, на церковную действительность: сколько поношений, сколько злобы, сколько ядовитых змеиных плевков терпит Святейший Патриарх или какие-то рабы Божьи, которые стремятся к тому, чтобы Имя Христово возвеличилось и прославилось! Это нормальное состояние. Это утешение такое Господь нам говорит. Он как бы говорит нам, что, во-первых, это критерий нормальности твоей деятельности, а во-вторых, это утешение тебе. Например: «Я никому ничего плохого не хотел. За что меня в зубах таскают или в суд ведут?» Это вот — горе тебе, если все будут любить тебя. Раз ты делаешь доброе - ты должен быть ненавидим. Делающий доброе ненавидим непременно. Это во-первых. А во-вторых, это утешение тебе: раз тебя не любят – значит, ты, наверное, делаешь что-то хорошее. Если бы ты делал какую-нибудь пакость, тебя бы все любили, и примеров можно сыскать очень много. Вот глянцевые журналы пестрят фотографиями людей, которых все любят, но которые никому ничего хорошего не сделали. Поэтому здесь есть и критерий и утешение. Человек, делающий доброе, будет ненавидим, о чём Павел говорит так: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут». Вот такие великие слова вы сегодня процитировали, и мы имеем счастье о них вспомнить.

http://pravoslavie.ru/92163.html

Как именно мыслил Косой об Иисусе Христе, это в Истины показании не совсем ясно. Зиновий хочет думать и настаивает на том, что он считал Его за простого человека. Но собеседники Зиновия со своей стороны как будто настаивают на том, что Косой считал Его за существо сотворённое, высшее простого человека, или, по крайней мере, за простого человека, одарённого от Бога сверхъестественными дарованиями 1706 . В Послании многословном недостаёт пункта учения о Боге и об Иисусе Христе, и потом лишние пункты: про все веры, которые суть во всех языках, Косой говорит, что все люди суть одно у Бога: и Татары и Немцы и прочие языки; у христиан не должно быть властей и не должно им воевать; не следует подавать подаяний нищим, ибо они суть псы, а написано: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом. Относительно опущения должно думать, что на первых порах своего пребывания в Литве Косой не находил удобным проповедовать своего учения о единобожии. Что касается до лишних пунктов, то, если они не усвоены Косому от других антитринитариев, должно думать, что собеседники Зиновия или опустили их по забвению или сами их не признавали. Ересь Феодосия Косого представляет собой преобразование жидовства в рациональное христианство. Он принимает вместе с Жидовствующими, что Бог есть един; но и Иисуса Христа он не считает за какого-нибудь обманщика, а принимает за посланника Божия, который вместо ветхого Моисеева завета установил свой новый завет. Ветхий Завет состоял в почитании единого Бога и в соблюдении предписанных Богом обрядов. Иисус Христос, устанавливая свой Новый завет, отменил обряды и предписал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную заповедь о любви к ближним, как к самим себе. Сколько можно входить в процесс мыслей Косого, он усвоил жидовское учение о единобожии на основании следующего: и Иудеи и христиане одинаково признают книги Моисеевы за книги боговдохновенные; но в этих книгах Бог совершенно ясно проповедует о себе (т. е. как находил Косой), что Он есть един; Бог, возвестивший себя единым через Моисея, не мог после стать троичным, и т. д. Но, принимая жидовское учение о единобожии, Косой вместе с тем считает жидовский Моисеев закон отменённым и принимает новый завет Иисуса Христа за истинный Новый завет, заменивший собой Ветхий, на том основании, что первый представляет нечто несравненно высшее против последнего, – что заповедь о любви к ближним, как к самим себе, убеждает его в подлинности и истинности Нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не нужно требовать от человека всего и сразу. Нам был дан дар веры, кому-то он дается гораздо сложнее, позже. Мы должны сеять, а взращивает Бог. Что мы можем нашими немощными силами. Будем помнить слова Господа Иисуса Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». ( Ин. 6:44 ). Будем рады, если наши близкие хотя бы явно не противятся вере. Тогда можно деликатно постараться пробудить их интерес к Православию. Иногда человеку в душу может запасть какая-нибудь хорошая книга или фильм, свидетельствующий о Христе. И нам самим тоже нужно стремиться постоянно повышать свой уровень. Ведь, может быть, то, что мы сейчас знаем о нашей вере, очень мало и искажено, и, узнав больше, мы сможем рассказать об этом нашим близким. Совет нецерковным супругам: «Не стоит смеяться и огульно отрицать то, во что верит Ваша половина. Вера – это очень тонкая, интимная часть духовной жизни человека. Насмешки над ней очень больно ранят. Это сравнимо с тем, что при нас кто-то будет хулить и смеяться над тем, что для вас дорого и свято. Например, над вашим отцом или матерью. Постарайтесь побольше узнать из хороших источников: почему близкий Вам человек выбрал Православие, почему оно теперь является частью его жизни. Почитайте первоисточники. Ведь может быть то, что Вам неумело пытаются сказать, далеко еще не всё Православие. А познакомившись с ним поближе, Вы откроете для себя много нового. Тещи и свекрови Свекрови, тещи, сколько страшных историй мы знаем про них! И, к сожалению, не всегда это народный фольклор. Мне известны случаи, когда неразумные тещи и свекрови сначала сами способствовали созданию новой семьи, а потом всеми силами разрушали этот союз. Священнику часто приходиться выслушивать страшилки» про тещ и свекровей. Не раз слышал, как зятья рассказывали как, что тещи якобы хотят навести на них порчу, сжить со свету, а что говорят невестки про свекровей, лучше и не вспоминать. Конечно, все эти истории рассказаны с позиции молодого поколения, то есть зятьев и невесток.

http://azbyka.ru/semya/on-i-ona-svjashh-...

Ваше дело – рассмотреть свое намерение, его чистоту или нечистоту. Каково внутреннее побуждение Вашего сердца – искреннее или гордое и самолюбивое? К славе Господа ли оно, вызванное глубочайшим сожалением, силой тяготящего сердца? Вам самим остается разрешить. Тогда как Вы о сем рассуждаете; не думайте, что можно сделать в простоте то, что обдумывали. Вчерашний день, с помощью Божией, первый раз, в подушках, ползком, так сказать, прокатывался я до К. М. Ныне немного посмелее; не знаю, что будет далее, а кажется, худшего нет. Господи! Какая Твоя милость беспредельная! Сколько любви и услуг во время сей прогулки видел я в К. М.! Ей, как мать за дитятей, ходит она за мной! Свежий воздух много освежает, и я пробыл несколько часов в ее садике. Благодарю Господа! Прошу и Вас поблагодарить Его, а потом поблагодарить и К. М. Простите. Всем простите. Желаю всем Вашим, желаю и молю быть готовыми и деятельными в прославлении Господа Иисуса Христа с утра до вечера, каждый день. Слабая рука, коею написано письмо мое, есть свидетельство слабости нервической. Не скрываю: нервы слабы и вместе желудок, в том и беда вся. Врачи и я иногда ожидаем возрастания сил, и только бы сказать: «Слава Богу, крепость возрастает, силы умножаются» – в то же время случится какое-нибудь расстройство, опять полагающее в постель – иногда от вида пищи, иногда, сознаться должно, от количества, иногда от лекарства, иногда от обстоятельств внешних, и, наконец, от моей глупой неосторожности. Слабое ослабить удобно – подкрепить трудно. Впрочем, о всем благодарю Господа моего, Иисуса Христа. Он милует меня, при всех моих прегрешениях, душевных и телесных. Что еще скажу Вам? Он посылает таких благодетелей, которые приемлют меня, как больного сироту, на свои руки. Скажите, не от Господа ли все сие? Не Его ли рука невидимая подает видимо все блага и такому грешнику, каков я? Нашлась новая благотворительница, которую по любви христианской и за чистую любовь прошу поблагодарить. Истинная благотворительница! Слава Господу, что есть такие в царстве Его, что не забывают про милосердие, имея все способы к суете и роскоши! Как премудро Господь соединяет в ней простоту с милосердием и благотворительностью! Не изобретает, не парит, не вдается в мечтания, имея попечение о Господе, кажется, ежедневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Что же касается греков, которые не пожелали верить рождению Иисуса от Девы, то и им нужно сказать, что Творец многообразием способов, которыми он произвел живые существа, обнаружил то, что Он по собственному желанию может совершить и с прочими живыми существами, и самими людьми то же самое, что он сделал с одним живым существом. Между животными есть некоторые самки, которые не имеют общения с самцами: они без полового смешения сохраняют свою породу, как это говорят про коршунов (ученые), писавшие о животных. Что же невероятного и в том, если Бог, пожелав послать роду человеческому некоторого Божественного учителя, устроил так, что вместо семенного начала (ντ σπερματικο λογου), происходящего от соединения мужчин с женщинами, совершенно иным способом образовался (γενσθαι) разум имеющего родиться (τν λγον το τεχθησομνου) [Христа]? Да и по мнению самих же греков, не все люди родились от мужа и жены. В самом деле, если мир сотворен, как с этим согласны многие из греков, то необходимо (допустить) что первые (люди) родились не от союза (плотского), а от земли, от производительных сил (σπερματικν λγων), заключавшихся в земле: а это, по моему мнению, куда чудеснее рождения Иисуса, наполовину все же одинакового с (рождением) прочих людей. Нисколько не будет странным, если перед лицом греков мы воспользуемся даже греческими рассказами для того, чтобы о нас перестали думать, что будто бы мы одни только прибегаем к помощи этой чудесной истории (рождения Иисусу). Так некоторым писателям, касавшимся не каких–нибудь древних рассказов, а событий сравнительно недавнего прошлого, представлялось возможным записать тот факт, что и Платон родился от Амфиктионы в тот момент, когда Аристону было запрещено сходиться с нею, пока она не родит зачатого от Аполлона (сына). Но это, конечно, настоящие басни, измышленные ввиду только благоговейного чувства перед мужем, который — как думали — превосходил других и мудростью, и добродетелью и который будто бы заимствовал начало телесной организации от высших Божественных производительных сил (σπερμτων), как это и прилично существам высшим по сравнению с (простым) человеком. И Цельс все же заставляет своего иудея спорить с Иисусом и осмеивать Его рождение от Девы как вымысел, — по его представлению — стоящий на одном уровне с греческими сказаниями о Данае, Меланиппе, Авге и Антиопе. На это мы должны сказать, что все эти речи (Цельса) свойственны, скорее, скомороху, а вовсе не человеку, старающемуся быть серьезным в своих исследованиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Но и пред самыми, так называемыми, вельможами я ясно и без стеснения проповедовал православную нашу веру, будучи просвещен и укреплен благодатию поклоняемого Божественного Параклита. Короче сказать: куда бы я не был послан от святой обители Ватопедской по воле преподобных отцев моих за милостынею, везде, просвещаемый благодатью святого Параклита, я проповедовал чисто православную веру и с подобающею честью был опять отпускаем во Святую Гору, и нигде не попадал в оковы и не был заключаем в темницы или морим голодом, холодом и дымом, как это случилось со мною здесь, праведными судьбами Божиими, по множеству, вероятно, грехов моих, но никак не за какую-нибудь ересь. Надеюсь на милосердие Господа моего Иисуса Христа, что нива сердца моего была, есть и до конца пребудет чистою, благодатью Спасителя моего, от всякой еретической хулы. И если я в своих занятиях книгами в чем-либо погрешил против вашего благоверия, или теперь лгу, или одно думаю в сердце, другое говорю вам и пишу: то пусть праведный Судия попустит на меня такую же проказу, какую Он попустил на Гиезия, или ту горькую смерть, какая постигла Ария. Горе мне, окаянному: к каким клятвам принужден я, окаянный, прибегать! Но Бог – Судия праведный и крепкий и долготерпеливый: Он воздаст каждому по делам его. Ему слава во веки, аминь. Если этим кратким объяснением я возмогу уверить ваше благочестие в своей невинности и окажусь пред вами достойным милости, то и вы, будучи благочестивы, скажите сами про себя о мне то, что сказали некоторые благоразумные и праведные судьи, хотя и были нечестивы: Ничтоже достойно смерти и уз сотворил человек сей, и можно было бы отпустить человека сего, аще не бы кесаря нарицал ( Деян. 26:31–32 ). Я же не кесаря смертного и нечестивого властелина земного, но самого Создателя и Владыку всех Иисуса Христа, единого сердцеведца, призываю во свидетеля души моей пред вами, господами моими, что я чист во всем том, что говорили против меня мои противники, которым – Бог Судья, и что я, как сначала был, так и теперь состою доброжелательным богомольцем вашей благочестивой державы и до конца пребуду таковым – и здесь, и везде, по заповеди Спасителя, которую если кто презирает, тот не получит спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

ЕСЛИ ТЫ СОЛЖЕШЬ… В Талмуде есть речь председателя Великого синедриона, которую он произносил перед свидетелями, готовыми говорить за или против подсудимого. И вполне возможно, что Каиафа произнес такие слова перед лжесвидетелями, которых его слуги только что нашли на улицах ночного Иерусалима: «Не будьте несведущи, что иное дело денежная тяжба и иное — суд, на котором решается вопрос о жизни. В первой, если твое свидетельство будет ложно, все дело может быть исправлено деньгами. Но если ты солжешь в суде, решающем вопрос о жизни, кровь обвиняемого и кровь его семени до скончания века вменится тебе… Человек одною печатью своего перстня может сделать много оттисков, но только совершенно сходных между собою, а Он, Царь царей самых высоких, Он, Святый и Благословенный, со Своего образа — первого человека — взял образы всех людей, но так, что нет ни одного человека, совершенно подобного другому…» Христос и Пилат. «Что есть истина?»  Н.Н. Ге . 1890 г. …И БЕЗЗАКОНИЕ Сегодня, читая скупые евангельские строчки про суд над Христом, мы удивляемся и не понимаем многого, что там происходило. Но у евангелистов и в мыслях не было объяснять все это. Ведь они — иудеи — прекрасно знали свои законы, или, лучше сказать, понимали то беззаконие, которое произошло в Великом синедрионе в ночь с четверга на пятницу 14-го дня месяца нисана за несколько часов до смерти Христа. Давайте и мы перенесемся в ту ночь. После ареста Спасителя провели по спящим улица Иерусалима в дом тестя Первосвященника Каиафы по имени Анна (Анан). Это был очень влиятельный человек, основатель рода, из которого выходили первосвященники, правившие в Иудее более пятидесяти лет. Как уже говорилось, подозреваемый не мог сразу предстать перед Великим синедрионом, не пройдя малый. Возможно, Анан был председателем местного Иерусалимского синедриона. Против Иисуса решили возбудить уголовный процесс. Это могли сделать только свидетели Его «преступления». Однако никаких свидетелей в доме Анана нет. И он самостоятельно пытается возбудить процесс, спрашивая Христа о Его учениках и учении. Толкователи Евангелия в один голос говорят, что хитрый Анна хотел спровоцировать Иисуса на какие-нибудь слова, за которые можно бы было зацепиться и, соблюдя все формальности, возбудить уголовное дело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Что же касается греков, которые не пожелали верить рождению Иисуса от Девы, то и им нужно сказать, что Творец многообразием способов, которыми он произвел живые существа, обнаружил то, что Он по собственному желанию может совершить и с прочими живыми существами, и самими людьми то же самое, что он сделал с одним живым существом. Между животными есть некоторые самки, которые не имеют общения с самцами: они без полового смешения сохраняют свою породу, как это говорят про коршунов (ученые), писавшие о животных 95 . Что же невероятного и в том, если Бог, пожелав послать роду человеческому некоторого Божественного учителя, устроил так, что вместо семенного начала (ντ σπερματικο λγου), происходящего от соединения мужчин с женщинами, совершенно иным способом образовался (γενσθαι) разум имеющего родиться (τν λγον το τεχθησομνου) [Христа]? Да и по мнению самих же греков, не все люди родились от мужа и жены. В самом деле, если мир сотворен, как с этим согласны многие из греков, то необходимо (допустить) что первые (люди) родились не от союза (плотского), а от земли, от производительных сил (σπερματικν λγων), заключавшихся в земле: а это, по моему мнению, куда чудеснее рождения Иисуса, наполовину все же одинакового с (рождением) прочих людей. Нисколько не будет странным, если перед лицом греков мы воспользуемся даже греческими рассказами для того, чтобы о нас перестали думать, что будто бы мы одни только прибегаем к помощи этой чудесной истории (рождения Иисусу). Так некоторым писателям, касавшимся не каких-нибудь древних рассказов, а событий сравнительно недавнего прошлого, представлялось возможным записать тот факт, что и Платон родился от Амфиктионы в тот момент, когда Аристону было запрещено сходиться с нею, пока она не родит зачатого от Аполлона (сына) 96 . Но это, конечно, настоящие басни, измышленные ввиду только благоговейного чувства перед мужем, который – как думали – превосходил других и мудростью, и добродетелью и который будто бы заимствовал начало телесной организации от высших Божественных производительных сил (σπερμτων), как это и прилично существам высшим по сравнению с (простым) человеком. И Цельс все же заставляет своего иудея спорить с Иисусом и осмеивать Его рождение от Девы как вымысел, – по его представлению – стоящий на одном уровне с греческими сказаниями о Данае, Меланиппе, Авге и Антиопе 97 . На это мы должны сказать, что все эти речи (Цельса) свойственны, скорее, скомороху, а вовсе не человеку, старающемуся быть серьезным в своих исследованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010