Тема беседы: 1. Как Церковь может повлиять на изменение отношения людей к экологии. А. Пичугин — «Светлый вечер» на радио «Вера». Дорогие друзья, здравствуйте. Здесь в этой студии моя коллега Алла Митрофанова. А. Митрофанова — И Алексей Пичугин. А. Пичугин — И сегодня у нас в гостях протоиерей Димитрий Рощин, начальник Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, а также настоятель Храма Святителя Николая на Трех Горах. Здравствуйте, отец Димитрий. Протоиерей Д. Рощин — Добрый вечер! А. Пичугин — Вы уже несколько месяцев работаете в Отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, тем не менее с тех пор Вы у нас не были и поэтому давайте начнем программу с поздравлений, если можно Вас поздравить с новой должностью, то мы Вас с ней поздравляем. Протоиерей Д. Рощин — Спасибо большое, принимаю поздравления. А. Пичугин — Как Вам, кстати говоря в новой должности? Протоиерей Д. Рощин — Это очень сложный вопрос. Слава Богу за все! — я так бы ответил кратко на него, чтобы не распространяться . А. Митрофанова — Я думаю, что всякая должность — это, конечно, прежде всего определенный вызов и испытание. Но знаете, говорят… не знаю, насколько это применимо к служению священника, что главное, чтобы это был не самодельный крест. Что если это так — поставили и нужно идти, то это одна история. А если это история, которая возникает по Вашей собственной инициативе, то по-другому уже прочитывается в жизни. Что это гораздо сложнее, что ли. Как это вообще происходит? Вы замечали справедливость или, может быть, несправедливость этих слов? Протоиерей Д. Рощин — Вы знаете, человеку свойственно чего-то желать. Христианину несвойственно, я думаю, что желать глобально, потому что желательно ему следовать воле Божией. И если мы молимся о воле Божией, то должны принимать то, что на нас сваливается сверху. Не помню, кто-то из отцов говорил, что когда мы читаем молитву «Отче наш» и произносим «Да будет воля Твоя», то мы призываем на свою голову всякую правду этого мира, то есть несчастья, болезни, испытания, скорби и так далее. Потому что это воля спасительная, которая ведет нас к вечности. Я никаких инициатив — лично я, я не буду говорить за других — не проявлял в смысле церковного какого-то продвижения своего либо карьерного. Меня окружало всегда много людей талантливых. И были какие-то проекты. Но мы пытались, конечно, что-то сделать. Но последние, во всяком случае, несколько лет я окончательно стал действовать и мыслить себя и жить как духовник, как пастырь. Это громко о себе говорить, что я — духовник… Да, как приходской священник, как настоятель. И окружающие меня люди прекрасно знали и знают, что я мечтал закончить свои дни в храме священномученика Антипы, настоятелем которого я являлся, который стал за 11 лет, с тех пор, как мы отобрали его у Пушкинского музея, одним из…

http://sinfo-mp.ru/cerkov-i-ekologiya-sv...

All You Need Is Love Беседа с протоиереем Андреем Кордочкиным 11 января, 2016 Беседа с протоиереем Андреем Кордочкиным Пожалуй, ни одна тема так не интересна и не волнительна в юности, как любовь. Да и не только в юности — годы идут, а вопросов не становится меньше. Разве что всё больше убеждаешься в истинности слов Фёдора Кузьмича Сологуба: «Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека — точный слепок с истории его отношений к миру вообще». С замечательным священнослужителем протоиереем Андреем Кордочкиным, который вот уже 12 лет живёт в солнечной Испании, беседует Анна Голубицкая. Весьма символичным является то, что отец Андрей служит в первом постоянном мадридском православном храме в честь равноапостольной Марии Магдалины, святой, о которой Господь сказал: Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47) — Владыка Антоний Сурожский на вопрос, какой должна быть христианская семья, отвечал: «Счастливой». Что значит «счастливая семья» в Вашем понимании? — Я думаю, что, когда человек счастлив, он не ищет определений и смыслов. «И увидел Бог, что это хорошо». Пока человек пребывает в этом «хорошо», он не задаёт лишних вопросов. Авва Дорофей отмечает, что первое, что происходит с Адамом и Евой после грехопадения, — потеря чувства ответственности; они начинают винить друг друга. И конечно, прячутся от Бога по кустам. Пока каждый отвечает за свои слова и поступки, пока не прячется от Бога и от своего мужа, своей жены — люди счастливы. — Украинский философ и православный богослов Александр Семёнович Филоненко в одном из интервью как-то сказал, что после самых главных христианских слов «я тебя люблю» следует не менее значимый вопрос: «Что дальше?». А «что дальше»? — Никто не знает, что дальше. Любовь — это зона риска. В эту зону вступает Бог, когда, по любви к нам, становится одним из нас, чтобы от нас пострадать. В неё же вступаем и мы, когда выходим из своего одиночества, и произносим эти слова. — С одной стороны, часто слышишь, что любовь заканчивается тогда, когда возникает желание присвоить объект любви, хищническое чувство. С другой стороны, здоровое собственничество, возможно, в природе мужчины. Как удержать супругу такой баланс между двумя этими полюсами в семейной жизни?

http://pravmir.ru/all-you-need-is-love/

   2) Пишу же это, прочитав в доставленных от твоего богочестия записках, чему лучше бы не быть вовсе написанным, чтобы у тех, которые будут после нас, не осталось об этом никакой и памяти. Ибо кто когда-либо слышал что подобное? Кто научил или научился сему? «От Сиона бо изыдет закон Божий, и слово Господне из Иерусалима» (Иса. 2:3); а это откуда произошло? Какой ад изрыгнул такую речь: что тело рожденное от Марии единосущно Божеству Слова; или что Слово преложилось в плоть, кости, волосы и в целое тело, и изменилось в собственном Своем естестве? Кто в Церкви, или вообще у христиан, слышал, что Господь понес на Себе тело по присвоению, а не по естеству так названное? Или, кто впадал в такое нечестие, чтобы думать и говорить, будто бы само Божество единосущное Отцу было обрезано, и из совершенного стало несовершенным, и что пригвожденное к древу было не тело, но сама зиждительная сущность Премудрости? Кто слыша, что Слово не из Марии, но из собственной сущности, образовало Себе удобостраждущее тело, назовет христианином утверждающего это? Кто измыслил это мерзкое нечестие — дойти до мысли и сказать, будто бы утверждающий, что тело Господне от Марии, признает в Божестве не Троицу, но четверицу? Рассуждающие так скажут посему, что плоть, в которую облекся Спаситель, восприняв ее от Марии, принадлежит сущности самой Троицы. Откуда еще некоторые взяли и изблевали нечестие, равное сказанному выше, а именно, что тело не позднее Божества Слова, но всегда было Ему совечно, потому что составилось из сущности самой Премудрости? Как именующиеся христианами осмелились усомниться в том, что происшедший от Марии Господь по сущности и естеству Божий есть Сын, а «по плоти — от семени Давидова» (Рим 1:3) и от плоти Святой Марии? Ужели некоторые простерли дерзость свою до того, чтобы сказать: Христос плотью пострадавший и распятый не есть Господь, Спаситель, Бог, Сын Отчий? Или, как хотят именоваться христианами утверждающие, что Слово снизошло на святого человека, как на одного из Пророков, а не само сделалось человеком, восприняв тело от Марии, и иной есть Христос, а иной — Божие Слово, прежде Марии и прежде веков сущий Отчий Сын? И как могут быть христианами утверждающие, что иной есть Сын, а иной — Божие Слово?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2567...

Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви. Сегодня мы с вами начинаем чтение 8 главы. В это воскресенье я был в Белоруссии, посетил там несколько больших воскресных школ для взрослых, передал им от вас христианский привет, и они просили христианское приветствие передавать вам. Я был в христианских общинах Витебска, Полоцка и Орши. Тамошние православные христиане вам низко кланяются. Они у себя слушают радио «Радонеж», что очень трудно там делать ,потому что сигнал на таком расстоянии слабый. Но они очень дорожат тем, что слышат, и нравственно-моральная ситуация там у них намного лучше, чем в России: там никаких непристойных рекламных щитов, ничего такого нет. Все они стараются вокруг Церкви объединяться. Государство поддерживает Церковь : президент Лукашенко добился того, что в каждом учебном заведении есть закрепленный православный священник, – как в средних учебных заведениях, так и в высших. Высшим считается только то учебное заведение, где есть кафедра теологии. Кафедры богословия почти во всех университетах на территории Белоруссии. Теперь, надеюсь, вам понятно, почему по телевидению часто нападают на Лукашенко? Потому что он – православный правитель, который не угоден Америке. Президент Буш уже заявил, что они будут делать переворот в Белоруссии. А в Белоруссии мне говорили, что деньги на этот переворот уже пошли, и деньги идут через католическую церковь Белоруссии. Там созданы всякие католические благотворительные фонды, и через Польшу, через католические организации Белоруссии идут деньги на расшстывание там ситуации. Деньги идут очень большие, но народ удивительным образом сплочен, никакой особо сильной, крепкой оппозиции там нет. Ну, вот если только искусственным путем они будут что-то создавать. Итак, мы читаем 8 главу с первого стиха и ниже: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр.8:1 ). Что означает снятие седьмой печати? И что означает безмолвие, которое наступило на небе? Андрей Кесарийский поясняет: «Так бывает в мире физическом, наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие в небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих пред престолом Божьим Ангелов и человеков в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явлением Царства Христова. Безмолвие означает благочиние, благоволение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия». Вот такое толкование у святого Андрея Кесарийского . Надо заметить, что перед самим Пришествием Христовым, когда дыханием уст Сына Божия антихрист будет умерщвлен и все поймут, что наступает Царство Христово во всей полноте, Господь еще будет медлить сорок дней, ожидая покаяния нераскаявшихся. То есть, милосердие Божие будет до последнего момента. Суд Божий не будет чем-то неожиданным для людей того времени, потому что они увидят низвержение власти антихриста, и перед наступлением власти Христа еще будет дано время для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В.Лавров: Учебники надо делать так, как сделана эта книжка. Интересно, завлекательно, все основано на документах, много иллюстраций, фотографий. Только так молодые люди могут заинтересоваться. Это именно анализ, какой урок надо извлечь из Февральской революции. Книга издана большим тиражом в 40 тысяч экземпляров. Ощущение после ознакомления, что издать нужно в несколько раз большим тиражом, поскольку люди совершенно не знают, что там происходило. А ведь это важнейшее событие, которое повлекло за собой все остальные события 20 века. Я как преподаватель сталкиваюсь с тем, что многие не знают, когда была Октябрьская революция. И что революций вообще было две. Про Февральскую ничего не знают совсем. В книге это раскрывается в увлекательной форме. Такую книгу хорошо обсуждать в школах. Сейчас вводят какие-то странные уроки «Разговоры о важном», но боюсь, как бы это не были уроки политинформации. Я сам в брежневские времена был таким политинформатором. Если бы несколько человек прочитали, обсудили, что произошло в те годы, кто виноват. «Красное колесо» (термин Солженицына) покатилось не в октябре, но в феврале, начавшись свержением Николая II,  государственным переворотом. У Солженицына было 4 тома «Красного колеса», а потом отдельно еще статья о Февральской революции, но этот жанр неудачный, что-то вроде киносценария. Даже образованные люди не читали это сложное произведение, что уж говорить о более широкой публике. Солженицын разобрал вопрос досконально, глубоко, но жанр, который избрал владыка Тихон, оптимален, чтобы достучаться до широкой аудитории, чтобы люди поняли, что произошло. Подход к событиям у Солженицына и митрополита Тихона в одном – оба видят, что главную роковую роль сыграло образованное общество или передовое общество, - интеллигенция. Такое умопомрачение… Книга еще интересна тем, что дает эффективный анализ того, что представляла собой Империя перед 1917 годом. Мы видим факты, цифры, данные, которые приводит владыка, и они показывают, что страна хорошо развивалась и была на первом месте по темпам развития. По производству мы были на 5 месте, вышли на 4-е в 1916 году во время войны. Больше всех производили сельскохозяйственной продукции. Подумать только, в учебниках даже не говорится, что карточек у нас в Российской империи не было.

http://radonezh.ru/2024/03/11/gibel-impe...

Вопрос о том, была ли эта вечеря та самая, о которой говорят Матфей ( Мф.26:6 и сл.) и Марк ( Мк.14:3 и сл.), толкователями решается различно. Одни (например, еп. Михаил) утверждают, что это была другая вечеря, и в доказательство своего мнения ссылаются, во-первых, на то, что у первых двух евангелистов описывается вечеря, совершенная не за шесть, а за два дня до Пасхи, во-вторых, на то, что имя женщины названо только у Иоанна, в-третьих, имя домохозяина, устроившего вечерю, названо только у первых двух евангелистов и, в-четвертых, на то, что так различаются вечери в церковных песнопениях на страстную седмицу. Другие же не видят нужды различать эти вечери и утверждают, что все три евангелиста говорят об одной и той же. Естественнее последнее предположение, так как представляется в высшей степени невероятным, чтобы на протяжении одной недели Господь дважды приходил в Вифанию и чтобы одно и то же событие – помазание Христа – повторили при почти одинаковой обстановке две разные женщины. Что же касается возражений, которые выдвигаются против последнего мнения, то они не имеют силы. Прежде всего, второе и третье возражение, указывающее на необозначение имен, не имеет уже решительно никакой силы: один евангелист счел нужным назвать имя действующего лица, другой – не счел. Что касается первого основания, то хотя оно и кажется веским, но на самом деле не имеет особого значения. Дело в том, что евангелисты Матфей и Марк говорят о помазании Христа вовсе не в хронологической последовательности событий, а только припоминают о нем по случаю того, что после истории этого помазания передают о предательстве Иуды ( Мф.26:14 и сл.), а, как видно из Евангелия Иоанна, Иуда и возбудил прочих учеников к ропоту на ту бесцельную трату драгоценного мира, которую сделала Мария. Евангелист Матфей, таким образом, вставил рассказ о помазании в 26-ю главу вовсе не потому, чтобы этого требовала строгая хронологическая последовательность событий, а для того, чтобы отчасти охарактеризовать настроение учеников вообще и Иуды в частности, а отчасти для того, чтобы сказать, что Господь знал о приготовленной Ему врагами участи ( Мф.26:12 ). Совершенно в такой же связи стоит история о помазании и в Евангелии Марка. Что касается свидетельства богослужебных песнопений, то они никогда не задавались целью устанавливать хронологическую последовательность событий. Это видно, например, из того, что разговор Христа с апостолами о приготовлении пасхи происходил по стихире на субботу Ваий, тогда, когда Христос пришел в Вифанию ( «прежде» шести дней Пасхи); в другой стихире того же дня говорится, что Христос пришел прежде шести дней Пасхи «воззвати умерша четверодневна Лазаря».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 53 1–2. «[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» ( Ис.53:1 ). «Мышца Господня», т.е. знамение божественной силы. Кто, говорит, веровал нам? Пророк сказал это справедливо, потому что иудеи не веровали даже евангелистам. «Господи, кто поверил слышанному от нас?» То, что мы говорили, мы говорили не от себя, но возвещали слышанное. Справедливо сказано: «кто поверил»: необходима была вера, а не исследование. Кто будет спрашивать у нас об основании? Ничего не должно говорить и возвещать, потому что сказанное удивительно, оно превышает ум. Пророк не говорит: никто не согласился, но: никто не веровал. «И кому открылась мышца Господня?» Не думай, что это были только слова, так как тотчас последовал свидетель происшествия. Однако они не видели и не слушали. Чудеса были недостаточны для того, чтобы они уверовали, поэтому необходимо было откровение, так как некоторые могли, а иные не могли видеть предложенное зрелище. «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» ( Лк.10:23 ); а также: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). Ясно, что всегда необходимо разумение, иначе, когда нет силы слов, то ни прочное свидетельство событий и ничто иное не может убедить неверующего человека. Смотри, как давно пророк предсказал то чудо, что иудеи не веровали! «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» ( Ис.53:2 ). Акила говорит: «он восстанет, как молодой питомец пред лицом его»; Симмах: «он восстал, как красота пред ним»; Феодотион: «восстанет пред лицом его, как младенец». Пророк у них отнимает всякую оборону и того, что он сказал, было достаточно для того, чтобы их не щадить. «Мышца Господня»: чтобы уразумели, что все творения суть дела Его крепкой мышцы. Кроме того, пророк говорит: «мышца», чтобы показать, что Он есть сосуществен с Отцом и творит добродетель от Себя Самого: Он творит, что ни пожелает, не потому, что имеет повеление, подобно рабу, но потому, что обладает равною силою, как Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лучшее пирожное – черный хлеб Что делать, если постился-постился и сорвался на новогоднем корпоративе? Неужели это конец? 27 декабря, 2014 Что делать, если постился-постился и сорвался на новогоднем корпоративе? Неужели это конец? Пост — это не диета. Но что? Можно ли всерьез разрешить себе есть мясо, ссылаясь на то, что «главное — не есть людей»? Что делать, если постился-постился и сорвался на новогоднем корпоративе? Всё? Или стараться дальше? Как вообще его праздновать, этот Новый год? Только ли для Пасхи справедливы слова «приидите все, постящиеся и непостящиеся, никтоже да плачет своего убожества»? Протоиерей Игорь Гагарин об этом и не только. — Отец Игорь, вы помните свой первый пост? Как это было? Как он прошел? — Мой самый первый пост — Великий. Великий пост — особый, он совершенно не похож на все остальные посты. И мое воспоминание о первом посте — одно из самых радостных. Так получилось, что буквально за две недели до начала поста я пришел на свою первую исповедь. Она была еще очень сырая, я еще не мог назвать себя верующим, скорее человеком, ищущим веру. Это было в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Духовной Академии, исповедовал меня замечательный священник — иеромонах Святослав. От него я и узнал, что вот-вот уже будет пост, хотя о посте имел смутное представление. Так мое вхождение в Церковь началось с того Великого поста. Это был очень строгий пост, я старался поститься по всем правилам. И действительно было ощущение того, что я вошел в пост одним человеком, а вышел совсем другим, смотрящим на мир совершенно другими глазами. В завершении этого поста я не просто осознавал себя верующим, а был убежден, что вера — это самая большая ценность в моей жизни. Таковы мои воспоминания о первом посте. — Были ли какие-то трудности? — Трудности не вспоминаются. То, что делается с желанием, что делается по собственному решению, в результате собственного выбора — всегда легко. Трудно все то, что человек делает потому что ему надо это делать, а не хочется. А мне хотелось пережить тот опыт, который, как я понял из разговора с отцом Святославом, переживает православный христианин.

http://pravmir.ru/luchshee-pirozhnoe-che...

О праздновании воскресных и праздничных дней 344 Шесть дней есть, в няже достоит делати.., а не в день субботний ( Лк. 13:14 ) Не подлежит никакому сомнению, что старейшина сонмища, в котором Спаситель исцелил больную женщину в субботу, отнюдь не по ревности к закону Божию провозглашал о необходимости празднования седьмого дня. Омраченный неверием, он завидовал славе Божественного Чудотворца, и хотел представить Его в глазах народа нарушителем закона. Господь обличил лицемера, изъяснив и словом, и собственным примером, что как верно то, что человек обязан в седьмой день, да и вообще во всякий праздник прекращать все свои житейские дела, кроме дел необходимости, так несомненно и то, что делами благотворения не только не нарушается, а еще более святится покой праздничного дня. Итак, слышанное вами, братья, при сегоднешнем богослужении, святое благовествование внушает нам размыслить о нашей обязанности праздновать дни, нарочито посвященные Богу, и о том, каким образом мы должны их праздновать. 1. Можно быть уверенным, что нет, братья, между вами человека, которому бы не было известно, что наша обязанность праздновать дни, посвященные Богу, основывается на четвертой заповеди Божией. Помни, сказал Бог всему израилю, и всему роду человеческому, помни день субботный (в новой благодати – день воскресный), еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седмый (а к сему, как в Ветхом, так и в Новом Завете, относится и всякий праздник) – суббота (то есть, покой) Господу Богу твоему ( Исх. 20:8–10 ). Это знают все. Но опыт показывает, что многие как будто не знают, или не хотят знать и понимать, что четвертая заповедь Божия требует столь же строгого исполнения, как и всякая другая из святых десяти заповедей Божиих. От сего происходит, что иные, гнушаясь и самой мыслью о том, чтобы, например, что-нибудь украсть, или вообще сделать что-нибудь постыдное, – по-видимому, не считают тяжким грехом похитить для себя время, посвященное Богу, и работать, или заниматься житейскими делами в праздник. Таковым нужно напомнить слова святого апостола Иакова: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен; то есть: «кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. Рекий бо, продолжает апостол Христов, не прелюбы сотвориши, рекл есть, и не убиеши: аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона ( Иак. 2:10,11 ). Это потому, что самое благоговение наше к Божественному Законодателю и сердечное убеждение в премудрости и благости непреложных предписаний Его закона – не позволяют нам думать, что которое-нибудь из сих предписаний не имеет особенной важности. Такая нечестивая мысль совершенно не свойственна доброму и богобоязненному христианину. Благочестивый христианин боится навлечь на себя гнев Отца Небесного, каким бы то ни было образом, и самый малый грех считает для себя величайшим несчастием, особенно же грех намеренный и произвольный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Письмо Николая Кузанского от 1453 г. к аббату и братьям в Тегернзее, написанное по поводу таинственной теологии Дионисия Ареопагита Источник Скачать epub pdf (Переведено с немецкого Gessammelte Werke Nicolaus von Cusa, Tubingen – в выдержках – 1871 г.) 1 Достопочтимый Отец. Возлюбленные во Христе братья. Из ваших, всегда мне любезных писем, я увидел, что вы хотите знать мой взгляд на то, как Великий Дионисий Ареопагит велит Тимофею возвышаться без знания к таинственному богословию. Хотя тот ревнующий о Боге картезианский монах 2 придирчиво прочел писания канцлера Герсона и придерживается взгляда, что Герсон 3 не имеет правильного мнения о таинственной теологии, понимая последнюю как чистое созерцание, однако, насколько я это вижу и насколько дает это знать текст новейшего перевода, 4 Дионисий не имел в виду ничего иного, как сделать для Тимофея ясным, что созерцание, которое состоит в вознесении нашего разума вплоть до единения с Богом, и того видения, что без завесы (sine velamine) не может достичь своего завершения до тех пор, пока утверждается, что Бог познается им, как это и показал Дионисий в одном письме к монаху Гайю. 5 Здесь, говорит он, [на пути мистики ] надо вознестись над всем познаваемым, а также и над самим собою; тогда проникнешь в облака и мрак. Если мой дух больше не познает, это значит, что он пребывает во тьме незнания. Если он ощутит этот мрак, – это знак того, что здесь Бог , которого он ищет. В слабых глазах того, кто хочет увидеть солнце, возникнет тьма, произведенная превосходством (excellenciam) солнца. Это знак того, что он на правильном пути, что он видит солнце. Если же мрак не приходит, это значит, что он не на правильном пути подходит к всепревосходящему свету. Впрочем, хотя почти все мудрые и говорят, что мрак мы находим тогда, когда у Бога отнимается все, так что идущий находит скорее ничто, чем нечто, я все же не того мнения, что проникнет в мрак только тот, кто ограничил себя исключительно отрицательным богословием. Ибо, так как оно только снимает, но ничего не полагает, то через него Бог познается не открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010