Патриаршее слово после богослужения в храме Пюхтицкого подворья 21 февраля 2007 г. 23:15 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме святителя Николая в Звонарях (подворье Пюхтицкого Успенского монастыря в Москве). По окончании повечерия Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Поздравляю мать настоятельницу Пюхтицкого подворья игумению Филарету, настоятельницу Богородице-Рождественского монастыря игумению Викторину, настоятельницу Иоанно-Предтеченского монастыря монахиню Афанасию, сестер обителей, вас, дорогие братья и сестры, со спасительным Великим постом. Этот пост святые отцы называют «весной духовной». Весной в природе все обновляется. Так и душа в это покаянное и молитвенное время должна обновляться благодатью духовной. В Великом каноне прп. Андрея Критского приводятся примеры человеческого падения и человеческих добродетелей. Чтение Великого канона напоминает нам о том, что мы должны, отринув греховные привычки, следовать по пути добродетели, возрастая в христианской жизни. Нужно просить Господа о прощении наших грехов и не только в Великом посту, а постоянно. Каясь о своих согрешениях, вольных и невольных, надо возрастать над ними, преодолевая их. Без покаянной молитвы ко Господу мы привыкаем к своим грехам порой настолько, что уже и не чувствуем себя грешниками. В спасительные дни Великого поста читается глубокая, покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Стоит лишь задуматься хотя бы над первой частью этой молитвы, и сколько же мы обнаружим у себя грехов! «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Разве каждый из нас не оскверняет свою жизнь этими грехами? Первый грех — праздность. Мы тратим свое время на суету, не умеем занять себя молитвой или душеполезным чтением, значит, мы не дорожим великими дарами жизни и любви, ниспосланными нам Господом. Как часто мы впадаем в уныние! Отринув христианское упование на помощь Божию, мы замыкаемся в себе, а могли бы благодарить Спасителя за дар жизни и возможность возрастать о Господе, творить добро нашим ближним.

http://patriarchia.ru/db/text/200928.htm...

   Церковь же постановила обращаться к примеру жизни преподобной Марии постоянно и присно: величие ее подвига и безмерность милости Божией, которую преподобная мать силой этого подвига стяжала, должны быть перед глазами каждого христианина во все времена — как образец великого усилия воли, необходимого для отказа от греховной жизни, как образец смирения и терпения, как образец самоотречения и жизни в условиях, казалось бы, для человеческого существования совсем не приспособленных, и как вневременное напоминание о милости и любви Божией, которая всегда пребывает и «никогдаже престает» (1Кор.13:8) — лишь бы человек стремился к Богу и делал для этого всё, что он может в меру тех сил, которые даровал ему Господь.    Оба великих памятника смиренного и покаянного жития богослужебное последование объединяет в четверг пятой седмицы поста «сицевыя ради вины: понеже бо к концу приближается святая четыредесятница, да не человецы лениви бывшее к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут». Чтобы этого не случилось, чтобы люди не отошли в небрежении своем от строгости поста, к Великому канону Церковь постановила добавить в этот день чтение жития преподобной Марии, в котором списатель его, «священный Софроний преестественным своим словом, [нас] целомудренны и паки быти творит, и к Богу воздвижет, и не низпадати, ниже отчаяватися, аще иногда некими прегрешеньми яти быша. Елико бо Божие человеколюбие и милость, вседушно от первых прегрешений обратитися произволяющим, еже о Египтяныни поведание представляет».    Церковь установила читать житие преподобной Марии на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста, вместе с каноном преподобного Андрея, на две стати: первую половину — перед началом чтения канона, оставшуюся часть — после третьей его песни.    «Да уверует каждый в слово мое, передающее то, что случилось, что мне довелось услышать, да не подумает он, поразившись величием случившегося, будто я что-нибудь приукрашиваю, — обращается к читателю святитель Софроний. — Да не уклонюсь я от истины и да не искажу ее в слове своем, где упомянут Бог. Не пристало, думаю я, умалять величие Воплощенного Бога Слова, соблазняясь об истинности передаваемых о Нем преданий. К людям же, которые будут читать эту мою запись и, поразившись предивному, что в ней запечатлено, не захотят ему поверить, пусть милостив будет Господь, ибо, отправляясь от несовершенства естества человеческого, они считают невероятным всё, что выше людского понимания».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поздравляя с принятием священного сана новорукоположенного диакона Леонида и его супругу, выпускницу Регентского отделения Петербургской Духовной академии, владыка отметил, что это радостное событие не только для их семьи - " Малой Церкви " , но также и для академии, и всей нашей Церкви. Владыка напомнил о расписании богослужений в академическом храме и сообщил о предстоящем визите в Санкт-Петербургскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. " На этой неделе Литургия Преждеосвященных Даров будет совершена трижды: по обычаю в среду и пятницу, а также в четверг, по случаю дня памяти преп. Марии Египетской. В среду вечером в 17:00 в академическом храме апостола Иоанна Богослова будет совершено богослужение с чтением всего Великого покаянного канона Преподобного Андрея Критского. В этот же день, в среду, в Иоанновском женском ставропигиальном монастыре чтение канона преп. Андрея Критского совершит Святейший Патриарх Кирилл, а в четверг, в день памяти преп. Серафима Вырицкого, Предстоятель Русской Церкви будет совершать Божественную литургию в Покровском соборе г. Гатчины. Богослужение связано со 100-летием собора и с 65-летием преставления Преподобного Серафима Вырицкого. В пятницу, накануне Субботы акафиста, в 17:00 будет совершена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице " . Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов совершил священник Глеб Санюк в сослужении иеромонахов Сергия (Иванова) и Виталия (Морозова), диаконов Германа Ранне, Евгения Миози, Владимира Первушина-фон-Дитц и Георгия Аладьина. Преподобный Иоанн Лествичник. Путь к Небесным обителям. В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память великого подвижника благочестия - преподобного Иоанна Лествичника. Святой Иоанн родился в XI веке в семье знатных константинопольских граждан Ксенофонта и Марии (впоследствии, родители преподобного Иоанна были прославлены в лике святых, их память празднуется 8 февраля). Для получения более полного и разностороннего образования родители отправили шестнадцатилетнего Иоанна и его брата Аркадия в город Бейрут. Но во время путешествия корабль, на котором плыли братья, потерпел крушение. Промыслом Вседержителя Иоанн и Аркадий были чудесным образом спасены от гибели и выброшены волнами на морской берег в разных местах.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас. Протоирей Игорь Шестаков , руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»: – В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона , за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга. Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, канона святого Андрея Критского , трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?» А кто-то возопит: «Нам некогда молиться и поститься, нам трудно и малопонятно все это продолжительное чтение и пение, мы живем проблемами сегодняшнего дня, мы устаем и раздражаемся, и оставьте нас с вашим постом, нам и так есть нечего!» Что ответить? Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов.

http://pravoslavie.ru/45090.html

Закрыть Великому посту 17.04.2024 213 Время на чтение 3 минуты Объяли меня воды до души моей. (Книга пророка Ионы; 2,7) Мы говорим: «поток жизни» - и ловим себя на мысли, что употребляем штамп и стараемся избегнуть его. Но вот мы выходим на улицу и... понимаем, что это не штамп, не фигура речи, как не штамп и не метафора слова «воздух», «ветер», «день» или «вечер». Нас подхватывает поток людских тел, лавина машин нескончаемо несется навстречу нам или захватывает нас, и мы становимся частью этой лавины. Звуковые волны безжалостно бьют в барабанные перепонки и оглушают мозг шумом автомобилей, ором и воплями рекламы и «музыки» в салоне такси или наушниках, не заглушая первый, но сливаясь с ним в дьявольской какофонии. С экранов телевизоров льется еще один поток - насилия, непотребства, лжи. И человек бессилен. Я помню ощущение, когда волна прибоя подхватывает и несет твое слабое тело, разом теряющее под этой несоизмеримой с твоею силой способность к сопротивлению. Подобно этим волнам, «беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс.37,5). Но «не оставил еси взыскающих Тя, Господи» (Пс.9,11) и даровал нам ко спасению Церковь Свою Святую, которая спасает нас из этого несущего к гибели потока, вытаскивает из него на твердый камень поста. А мы, слабые и малодушные ее чада, хоть и понимаем, что эти греховные воды не должны быть нашей жизненной средой, но уже пропитались ею, уже нам, как детям, долго купающимся в реке, холодно отяжелевшим телом покидать эту обманчиво теплую струю. Но мы, опираясь на материнскую руку, все-таки не смалодушествуем, выберемся и встанем на этот камень. В первую седмицу, по четырем крутым ступеням Великого Покаянного Канона мы вступаем в эту противостоящую безумству мира тишину Великого поста. Как блудный сын, мы опоминаемся - где мы, что и как с нами произошло? «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?.. Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога» (Великий Канон). Все мы согрешили грехом богоотступничества, как Адам, и по чтении Канона нашему духовному взору открывается истинный масштаб и смысл того, что в повседневности, вне света учения Христова нам видятся как незначительные, отнюдь не катастрофичные проступки. Нам открывается смысл и смертоносность греха, мы видим, что в нашей греховной жизни неумолимо отражается история падшего человечества, что без Бога мы неотменимо повторяем траекторию этого падения. Падшим человечеством правит закон греха.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/18/...

Когда мы встречаем Великий Канон в Пятую седмицу, он включён в утреню, которая служится вечером. Перед ним идёт чтение псалма 50, великого покаянного псалма, который, в свою очередь, помещён после чтения первого раздела Жития преподобной Марии Египетской. Но даже в этот вечер Великий Канон читается не непрерывно. После песни 3 идёт оставшаяся часть жития преподобной Марии, и мы вставляем два красивых трипеснца, один из которых принадлежит перу святителя Иосифа, архиепископа Солунского (762–832 гг.), а другой – перу преподобного Феодора Студита (759–826) – двух братьев (и по плоти, и по духу) из Студийского монастыря, которые составляли трипеснцы Триоди . Так как четверг посвящён Двенадцати Апостолам, каждая из этих песней посвящена им; и, как обычно, эти каноны появятся на 8-й и 9-й песни. После песни 6 мы добавляем Блаженны, которые в современном богослужении обычно не появляются в этом месте канонов; и между их стихами мы вставляем покаянные тропари, которые следуют закономерности Канона, ибо тема покаяния рассматривается на библейских примерах. Если посмотрим со стороны и исследуем эту уникальную композицию, мы увидим, что Церковь представляет нам покаянный дух Великого Канона как «связующее звено» между жизнью одной из величайших её подвижниц, апостольским свидетельством о Христовом деле Искупления и возвещением Самим Спасителем блаженства тех, кто наследуют Его Царство. Жизнь преподобной Марии выглядит суровой и полной лишений, если читать её житие без мудрости; но в связи с Каноном мы можем, так сказать, прозреть в её сердце и обнаружить духовные реалии – которые никак не назовешь лишениями, – приведшие её к покаянию в пустыне. Столь вожделенное искупление, которого мы испрашиваем в Каноне, связано со свидетельством святых апостолов, что «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17). А когда в самом Каноне прямо сказано о будущей надежде, Церковь связывает это с Христом. Она говорит о том же, о чём и последний (до тропарей в честь преподобных, Троична и Богородична) тропарь песни 6:

http://pravoslavie.ru/159217.html

По прочтении канона владыка Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В первый день Великого поста Церковь начинает чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского. С начала Святой Четыредесятницы мы также читаем молитву преподобного Ефрема Сирина , которая начинается словами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность – порок, поэтому мы просим Бога избавить нас от духа праздности. Она, прежде всего, есть нарушение заповеди Божией, потому что Господь каждого человека призвал в этот мир как делателя, как творца и сотворца Ему – Всесильному Богу, сотворившему Вселенную. И когда Господь сказал Адаму возделывать рай, Он тем самым дал человеку заповедь быть делателем, творчески преображать окружающий мир, который Адам получил в наследие. После того, как Адам согрешил, мир перестал быть раем. Но задача, которую Господь поставил перед человеком, и сейчас стоит перед каждым Адамом и каждой Евой, которого или которую Бог призывает к Себе. Неслучайно мир устроен так, что все люди работают, – не только потому, что должны зарабатывать себе на хлеб, но и потому, что в этом заключается человеческое призвание. Дабы не впадать в грех праздности, человек должен получать удовлетворение от своего труда. Работа бывает разная, например, творческая, которая вдохновляет человека, приносит ему иной раз радость, утешение, а иной раз скорби, глубокие внутренние переживания. Бывает работа не столько творческая, сколько механическая, когда человек выполняет то, что мог бы делать автомат или робот. Во многом наше отношение к работе зависит от внутреннего вдохновения: даже работу механическую, не творческую можно воспринимать как Божий дар и использовать ее для духовного возрастания. Если такая работа не требует умственного напряжения, если она связана исключительно с физическим, например, ручным трудом, то ее можно наполнить молитвой, и тогда такая работа будет приносить радость и утешение, а может, и нечто большее, чем творческий труд.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Уже поэтому можно определенно сказать, что цель великопостного пути — Страстную — Церковь постоянно держит в поле зрения чад своих. Но и в таком воспоминании налицо свое развитие, динамика. Это особенно заметно в порядке ветхозаветных чтений (в основном из книг Бытия и пророка Исаии). Если на первых седмицах поста мы больше слышим примеров нравственного плана (праведности, греха, покаяния), то, например, к концу 3й и 5й седмиц звучат уже и пророческие тексты о Ноевой голубице с масличной веточкой в клюве (веточка — прообраз Креста Христова, примиряющего Бога с человеком) и о жертвоприношении Авраамом Исаака (чтение, кстати сказать, Великой Субботы). Нельзя, конечно, обойти вниманием крестную тему и в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского . Напоминания о страшной цене нашего спасения, избавления от власти греха звучат и в начале канона, и в его средней части: «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда сицевое принесу», «Яко удари Моисей раб Твой жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихже вси питие жизни, Спасе, почерпаем». Приводится и пример преподобной Марии Египетской, возжелавшей «Древу поклонитися животному», то есть Кресту, и «сподобившейся желания». Но с особой силой святой пастырь Критский в конце канона проливает крестную мольбу и дает священное новозаветное свидетельство: «Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя, оба бо на кресте свисяста: но, о Благоутробне, яко верному разбойнику, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего», «Тварь содрогашеся распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дни, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко Кресту». Крестная тема выводится и в самую середину поста — седмицу Крестопоклонную. Древо жизни и укрепляет верных на четыредесятодневном пути, и свидетельствует о приближении самой цели постного странствия — поклонении Страстям и Воскресению.

http://azbyka.ru/soborovanie-sem-pomazan...

В четверг пятой седмицы на утрене полагается чтение Великого канона преп. Андрея Критского , который частями читался в первые четыре дня поста. Иногда эту службу называют «стоянием» в честь преп. Марии Египетской, потому что на этой службе полагается чтение ее жития, а на Великом каноне в конце каждой песни [читаются] и тропари в честь ее. Но это неверно. Память преп. Марии, согласно тому же LI правилу Лаодикийского собора, празднуется в следующее за этим четвергом воскресенье, как и память мученика Феодора Тирона. Житие преп. Марии и тропари в честь ее при Великом каноне, как видно из памятников, появились в этой службе гораздо позднее, чем сам Великий канон. Устав наш не называет эту службу службой преп. Марии, отдельные же песнопения нашей Триоди, а также и древнейших, дают основание видеть другую причину установления данной службы. Синайская триодь XI века имеет в этот день седален: «Божие прещение движется на ны, камо бежим и кого умолим, объяти бедствии нашими. Призри на ны, Боже, егоже ужасошася и содрагахуся горы, море виде и побеже, и вся тварь потрясе-ся. Ангельский лик молит Тя, да спасеши мир, егоже созда. Святый, Святый, Трисвятый Господи, спаси нас» 11 . Знаменательна вечерняя паримия этого дня, начинающаяся словами «Рече Господь: вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне» и повествующая о гибели этих городов. Так же знаменателен тропарь пророчества в понедельник следующей, шестой седмицы: «Сей есть, Боже, страшный день, егоже достигнута вечера не надеемся, и сего видети нас человеколюбие сподобил еси, Трисвятый, слава Тебе». В одном из памятников IX-X веков к этому тропарю сделана приписка: «Ведати подобает, яко сей тропарь поется 16 марта накануне памяти труса» 12 . В месяцесловах Константинопольской Церкви действительно упоминается землетрясение, бывшее 17 марта 790 года. Очевидно, это стихийное бедствие было принято Константинополем как кара Божия за грехи и призыв к усиленной молитве и покаянию и, таким образом, послужило поводом к чтению в этот день покаянного канона. Церковь сохранила эту службу как назидание к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010